Общая характеристика типа членистоногих, биология

Тип членистоногие наиболее богатый видами среди всех животных. Он насчитывает около 1,5 млн. видов, которые широко расселились по всему земному шару и на данный эволюционный период – господствуют, достигнув невиданного расцвета и отлично приспособившись к жизни вблизи людей.

Членистоногие – первичноротые трехслойные многоклеточные животные, произошедшие от многощетинковых кольчецов и включающие в себя многочисленные классы – ракообразные, паукообразные и насекомые. Давайте обозначим ароморфозы, которые помогли занять членистоногим их доминирующее положение, и общие черты строения.

По-другому членистоногих называют артроподы (от др.-греч. ἄρθρον — сустав и πούς, род. п. ποδός — нога), что еще раз подчеркивает их важнейшие ароморфозы, о которых вы скоро узнаете.

Ароморфозы членистоногих

  • Членистые конечности
  • Органы движения членистоногих имеют более сложное строение, через суставы соединяясь с телом животного. Конечности подобны многоколенным рычагам, к которым крепятся мышцы, приводящие их в движение. Выполняют самые разные функции: копание, передвижение, собирание, плавание, служат органом защиты и нападения на жертву.

  • Поперечно-полосатая мускулатура
  • Поперечно-полосатая мышечная ткань впервые возникла у членистоногих. Мышечная ткань дифференцирована на отдельные пучки. Они состоят из длинных волокон, которые начинаются от одних члеников и крепятся к другим членикам тела, превращая их в подвижные рычаги.

  • Слияние сегментов тела
  • Для членистоногих характерна гетерономная сегментация тела (от греч. heteros – другой и nomos – закон) – сегменты тела (членики) имеют разное строение и выполняют разные функции. Сегменты тела сливаются и образуют отделы: голову, грудь и брюшко. Отделы тела также могут сливаться между собой.

  • Наружный скелет – хитиновый покров
  • Тело членистоногих покрыто твердым наружным покровом – хитинизированной кутикулой. Хитин – природный полимер из группы азотсодержащих полисахаридов. Такая оболочка надежно защищает все внутренние органы от механических повреждений, предотвращает высыхание и служит опорой для внутренних органов, мышц.

  • Способность к полету у насекомых
  • Перед вами одно из величайших событий эволюции на Земле – приобретение насекомыми крыльев. Это важное новшество дало возможность осваивать обширные ранее недоступные территории, заселить множество разных экологических ниш.

Перечисленные ароморфозы членистоногих и их маленькие размеры дали этим животным невероятные преимущества, и, повторюсь, мы с вами на данный момент живем в эру господства членистоногих.

Они прекрасно уживаются с человеком – вы не раз встречали насекомых в своем жилище, и порой это были не самые лучшие и ожидаемые встречи, но ведь они были – это еще одно очевидное доказательство их адаптации к жизни рядом с нами.

Приступим к перечислению общих особенностей, характерных для членистоногих в целом.

Общие особенности членистоногих

  • Покровы тела
  • Снаружи тело членистоногих покрыто хитиновой кутикулой – твердым наружным скелетом (его также называют экзоскелет). Он выполняет защитную функцию, изнутри к нему крепятся многочисленные мышечные пучки. Важно отметить, что хитиновый покров нерастяжим и сдерживает рост животного, поэтому запомните, что членистоногие растут только в период линьки, когда спадает хитиновая кутикула.

  • Гетерономная сегментация
  • Тело членистоногих подразделяется на неоднородные сегменты, которые отличаются по строению и функции – такая сегментация называется гетерономная. Группы сегментов сливаются в отделы тела: голову – несущую органы чувств и конечности для захвата пищи, грудь – с расположенными на ней ходильными конечностями, и брюшко – задний отдел. У паукообразных и ракообразных голова и грудь сливаются в единый отдел – головогрудь. У клещей тело вообще не дифференцировано на отделы, представлено единой монолитной структурой.

  • Членистые конечности
  • Членистые конечности – важная прогрессивная черта членистоногих, они представляют собой систему множество подвижно соединенных друг с другом рычагов. Между отдельными члениками в конечности образуются суставы, что обеспечивает большой объем двигательных возможностей. Конечности могут видоизменяться, и в зависимости от выполняемой функции конечность получает разные названия: бегательная, прыгательная, копательная, плавательная, хватательная, собирательная и другие.

  • Полость тела
  • Как уже было сказано, хитиновая кутикула выполняет функцию экзоскелета, поэтому у членистоногих полость тела утрачивает опорную функцию. Вследствие гетерономной сегментации тела и смешения первичной полости тела со вторичной, у членистоногих полость тела называется – миксоцель (от греч. μῖξις – «смешение» и κοῖλος – «полый»). Остатки вторичной полости тела (целома) можно обнаружить в протоках половых железах (гонад) и выделительных органах. За счет крови, заполняющей большую часть тела, полость тела членистоногих (и моллюсков) также называют гемоцель.

  • Кровеносная система
  • У членистоногих кровеносная система незамкнутого (лакунарного) типа. Из сосудов кровь попадает в щелевые промежутки и омывает внутренние органы, доставляя клеткам питательные вещества. Сердце располагается на спинной стороне тела. По сосудам и полостям движется единственная тканевая жидкость насекомых – гемолимфа. Она не переносит кислород, в ней редко можно обнаружить гемоцианин. Чаще всего она бесцветна, либо желтовато-зеленоватого цвета. Тем не менее, гемоцианин (за счет содержания меди придает характерный голубой цвет), обнаруживается среди мечехвостов, некоторых паукообразных, ракообразных и насекомых.

  • Дыхательная система
  • У водных форм представлена жабрами, у наземных – листовидными легкими и трахеями.

  • Выделительная система
  • Органы выделения членистоногих представлены видоизмененными метанефридиями. У насекомых имеются мальпигиевы сосуды, позволяющие максимально экономить воду, всасывая ее прямо из мочи. У ракообразных выделительная система представлена зелеными железами, располагающимися на головном конце тела. Обитание на суше в целом требует от членистоногих сильной экономии жидкости, что вызывает изменения продуктов выделения. Так у паукообразных легко растворимые мочевина и аммиак заменяются малорастворимым гуанином, у насекомых мочевина и аммиак заменяется мочевой кислотой.

  • Нервная система
  • Нервная система узлового типа. Состоит из головного мозга (надглоточного ганглия), подглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки. От ганглиев (нервных узлов) отходят нервные волокна, иннервирующие близлежащие внутренние органы и ткани.

  • Половая система
  • Все членистоногие размножаются только половым путем. Большинство из них раздельнополые животные, развитие чаще непрямое (происходит с метаморофозом). Метаморфоз (греч. metamorphosis – превращение) – глубокое преобразование в строении организма, в результате которого личинка через стадию куколки превращается во взрослую особь.

Подтип Трилобитовые

Этих животных мы с вами могли увидеть, если бы переместились на 540 млн. лет назад, в самое начало палеозоя (кембрийский период). В кембрии они впервые появились, и тогда же начался их расцвет. Вымерли эти удивительные животные к концу пермского периода.

Для этих животных характерна гомономная сегментация, отсутствие дифференциации конечностей.

Значение членистоногих

Значение членистоногих для человека сложно переоценить. Некоторых членистоногих употребляют в пищу – раки, крабы, омары (лобстеры). Медоносные пчелы создают мед – ценнейшее природное “лекарство”, из меда изготавливается множество других фармацевтических лекарств. Хитиновая кутикула наружного скелета используется в фармацевтике. Из яда паукообразных изготавливают снотворные средства.

Членистоногие доставляют и множество хлопот человеку. Часть из них являются переносчиками тяжелых заболеваний (комар рода Anopheles переносит возбудителя малярии – малярийного плазмодия, возбудителей различных инфекционных заболеваний могут переносить мухи, москиты, блохи, тараканы).

Ряд членистоногих напрямую вызывает заболевания у человека, к примеру – чесоточный зудень приводит к развитию чесотки. Многие насекомые наносят вред культурным растениям, выращиваемым человеком, это – саранча, клопы, жук-короед.

Общая характеристика типа Членистоногие

Членистоногие  образуют самый большой тип животных, объединяющий более 1,5 млн видов. По видовому разнообразию членистоногие на много превышают численность других типов растений, животных, простейших и бактерий.

Тип включает три класса: Ракообразные (это раки, дафнии, креветки, крабы), Паукообразные (пауки, скорпионы, клещи) и Насекомые (жуки, бабочки, стрекозы, мухи).

Размеры их тела могут варьировать от 0,1 мм до 1 метра. Больше всего видов приходится на насекомых, около одного миллиона. Членистоногие очень разнообразны по внешнему виду.

  Вместе с тем для всех членистоногих характерны общие особенности строения.

Членистоногие населяют самые разнообразные среды обитания. Их можно встретить на земле и в воздухе, почве, пресных водоёмах, морях и океанах, телах других живых организмов. Членистоногие ведут свободноживущий или паразитический образ жизни.

Рассмотрим признаки членистоногих. Почти любой признак из тех, о которых пойдёт речь, характерен для большинства, но не для всех представителей типа. Среди миллиона известных видов всегда найдутся  исключения.

Членистоногие – многоклеточные двусторонне-симметричные животные. Они имеют сегментированное тело, состоящее из отделов, число и строение которых различно у разных представителей типа. Вспомним, если у кольчатых червей тело состояло из одинаковых сегментов, то сегменты членистоногих имеют различное строение и выполняют разные функции.

Обычно тело состоит из трёх отделов: голова, грудь и брюшко. Голова и грудь могут сливаться, образуя при этом головогрудь, у некоторых видов сливаются все отделы тела.

На голове расположены органы чувств, которые помогают членистоногим ориентироваться в пространстве (это, усики и глаза), также на голове располагается ротовой аппарат. На груди располагаются органы движения – конечности и крылья. Они  приводятся в движение при сокращении мышц. В брюшке находятся все внутренние органы.

Главной особенностью членистоногих является наличие у них подвижных конечностей. Конечности членистоногих состоят из нескольких звеньевчлеников, которые подвижно соединены между собой. Отсюда и происходит название типа – Членистоногие.

Благодаря наличию членистых конечностей, членистоногие способны бегать, прыгать, плавать, захватывать и удерживать пищу.

Разные виды имеют разное количество ходильных конечностей: ракообразные – 10 конечностей (или 5 пар), паукообразные – 8 конечностей (4 пары), насекомые – 6 конечностей (три пары).

Снаружи тело покрыто плотной кутикулой.

Она пропитана органическим веществом – хитином, поэтому ее часто называют хитинизированной кутикулой. У ракообразных кутикула дополнительно пропитана известью.

Хитинизированная кутикула очень прочная, это – наружный скелет членистоногих. Хитиновый покров выполняет защитную функцию.

Предохраняет тело от механических и химических воздействий, придаёт телу форму, к его внутренней стороне прикрепляются мышцы в виде пучков.

Хитиновый покров нерастяжим, поэтому, когда членистоногие растут, плотные покровы мешают увеличению размеров их тела. Рост членистоногих сопровождается линькой.

Линька – процесс периодической смены наружных покровов животных. У членистоногих старая кутикула сбрасывается, под ней образуется новая, и пока она не затвердела, животные увеличиваются в размерах.

Получается, что членистоногие растут не всегда, а периодически, после линек. Такой рост называется периодическим, или прерывистым.

Рассмотрим особенности внутреннего строения членистоногих.

У них имеется хорошо развитая пищеварительная система, в которой выделяют переднюю, среднюю и заднюю кишку. Передний отдел включает рот, глотку, пищевод, иногда зоб; средний  – желудок и средняя кишка; задний – задняя кишка и анальное отверстие.

У многих представителей типа имеется хорошо развитый ротовой аппарат, который окружает рот. Он специализирован к определённому виду пищи, бывают грызущий, лижущий, сосущий, колюще-сосущий ротовые аппараты. Развиты пищеварительные железы – слюнные и печень.

Членистоногие могут питаться мелкими животными, их разлагающимися остатками, растениями, кровью животных и человека.

Строение дыхательной системы у разных классов разнообразно, при этом можно выделить три основных типа дыхания: жаберное (у водных животных), лёгочное (у наземных форм имеются лёгочные мешки) и трахейное.

Трахейное дыхание – наиболее совершенное, оно представляет собой систему многочисленных ветвящихся трубочек – трахей, пронизывающих тело животного. На поверхности тела эти трубочки открываются наружу через отверстия.

По трахеям проходит кислород, который доставляется ко всем органам и тканям животного.

Кровеносная система незамкнутая. По сосудам течёт гемолимфа. Гемолимфа  – кровь  насекомых. Она бесцветная или зеленоватого цвета. На спинной стороне тела расположено сердце, от которого отходят многочисленные сосуды. Из сосудов кровь выливается в полость тела и омывает внутренние органы. Затем она снова поступает в сосуды и сердце.

Выделительная система представлена различными  органами выделения, которые открываются наружу через отверстия. Это зелёные железы, мальпигиевы сосуды или жировое тело.

Нервная система образует окологлоточное нервное кольцо и брюшную нервную цепочку, от которой отходят нервы. Происходит усложнение нервной системы, сильное развитие получает надглоточный ганглий.

Обычно очень хорошо развиты органы чувств: зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха, равновесия. Они обеспечивают животному восприятие внешних раздражителей (света, температуры, звуков).

Органы зрения представлены простыми или сложными глазами. Осязательную функцию выполняют усики.

Звуковые сигналы они воспринимают слуховыми волосками, которые расположены на конечностях и поверхности тела.

Для многих видов членистоногих характерно сложное поведение: забота о потомстве, отпугивание врагов, охрана гнезда. Особенно хорошо сложное поведение выражено у пчёл и муравьёв.

Половая система обычно раздельнополая, встречается половой диморфизм. Размножение только половое, бесполое размножение отсутствует. Самки имеют парные яичники, самцы – парные семенники. Для некоторых видов характерен партеногенез – развитие яиц из неоплодотворённой яйцеклетки.

  • Способность к регенерации выражена слабее, чем у кольчатых червей (разрезанное на пополам животное погибает, а не образует две новые особи).
  • Значение членистоногих:
  • ·        они являются звеньями в цепях питания;
  • ·        ракообразные являются объектом промысла (омары, крабы, креветки);
  • ·        пауки уничтожают вредных насекомых;
  • ·        укусы некоторых видов пауков ядовиты (каракурт, тарантул);
  • ·        клещи являются паразитами человека и животных, вызывая различные заболевания;
  • ·        насекомые опыляют растения, являются источниками мёда, прополиса, лекарственного сырья.

Происхождение членистоногих. Предками членистоногих, вероятно, были древние кольчатые черви. Сходство проявляется в сегментации тела, строении конечностей и нервной системы.

  1. Членистоногие – первые истинно наземные беспозвоночные животные. У них впервые появляются:
  2. ·        наружный скелет, который защищает тело членистоногих от потери воды и высыхания, придает телу прочность;
  3. ·        основу скелета составляет органическое вещество – хитин;
  4. ·        членистые конечности.

Общая характеристика Типа Членистоногие — урок. Биология, 8 класс

Тип Членистоногие — самая большая группа животных, населяющих нашу планету (более (1) млн видов). Они встречаются повсеместно (в наземно-воздушной среде, во всех морях и океанах, в пресных водоёмах).

Внешнее строение, покровы

Членистоногие — двусторонне-симметричные животные.

Они имеют сегментированное тело и членистые конечности (с чем и связано название «членистоногие»). Такие конечности ещё называют конечностями рычажного типа.

Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом — хитином. Он защищает тело и выполняет функцию наружного скелета (панциря): изнутри к нему прикрепляются мышцы.

Хитиновый покров слаборастяжим и мешает росту животного. Поэтому членистоногие время от времени линяют.

В теле большинства членистоногих можно различить три отдела: 

  1. голова, на которой находятся основные органы чувств, необходимые для ориентировки в пространстве (глаза, усики), а также ротовые органы.
  2. Грудь, на которой расположены ноги, а у насекомых и крылья, выполняет функцию движения.
  3. Третий (задний) отдел тела — брюшко — взял на себя функцию пищеварения и размножения.

У Паукообразных и Десятиногих раков голова и грудь срослись и образовали головогрудь.

У Клещей между отделами тела нет границ.

Рис. (3). Отделы тела членистоногих

У членистоногих смешанная полость тела. Она образована при слиянии первичной полости с остатками вторичной.

У членистоногих имеются пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, нервная и половая системы органов.

Пищеварительная система у членистоногих состоит из переднего отдела (рот, глотка, пищевод, желудок), среднего и заднего отделов кишечника, заканчивающегося анальным отверстием.

В средний отдел кишечника у Паукообразных и Насекомых впадают протоки печени или особых трубчатых придатков — мальпигиевых сосудов.

  • Органы выделительной системы членистоногих различны:
  • у речного рака (Класс Ракообразные) — это пара почек (зелёные железы), протоки которых открываются у основания усиков. 
  • У паука крестовика (Класс Паукообразные) — почки и выделительные трубочки
  • У майского жука (Класс Насекомые) — только выделительные трубочки (мальпигиевые сосуды).

У водных Членистоногих (Ракообразных) органами дыхания являются жабры.

У Пауков лёгочные мешки и трахеи, сообщающиеся с внешней средой через дыхательные отверстия.

У Насекомых органами дыхания являются тончайшие дыхательные трубочки — трахеи.

Кислород от органов дыхания ко всем органам доставляется кровеносной системой. Кровеносная система незамкнутая и состоит из лежащего на спинной стороне тела сердца и отходящих от него кровеносных сосудов. Сердце трубчатое, состоящее из нескольких камер.

Нервная система и органы чувств

Нервная система членистоногих сходна с нервной системой кольчатых червей — узлового типа (окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки).

  1. Членистоногие ориентируются в пространстве с помощью хорошо развитых органов чувств.
  2. Органами обоняния и осязания у членистоногих служат усики и многочисленные волоски на поверхности тела.
  3. Глаза, как правило, сложные (фасеточные), образованные большим числом простых глазков.

Зрение членистоногих называют мозаичным: изображение предмета складывается из отдельных изображений, воспринимаемых простыми глазками.

У некоторых членистоногих хороший слух. Они воспринимают звуковые сигналы тонкими слуховыми волосками, расположенными на поверхности тела и конечностях.

Для членистоногих характерно сложное поведение, основанное на инстинктивных действиях.

Инстинкт — это сложная цепь наследственно закреплённых (врождённых) рефлексов — ответов на воздействия внешней среды.

Большинство членистоногих — раздельнополые животные.

Из отложенных самками оплодотворённых яиц развиваются личинки, которые растут, развиваются и превращаются во взрослых особей. Некоторые членистоногие, например, пауки, развиваются без стадии личинки.

Многие признаки членистоногих, например, членистость тела, брюшная нервная цепочка, наличие кровеносной системы, указывают на их родство с кольчатыми червями, происхождение от общих предков — примитивных древних малосегментных червей.

Вместе с тем членистоногие значительно выше по организации, чем кольчатые черви.

В процессе длительного исторического развития у них за счёт слияния члеников образовались отделы тела, развились членистые конечности, хитиновый покров, различные органы дыхания, произошло усложнение нервной системы и органов чувств.

Эти и другие признаки способствовали их процветанию на Земле. Первоначально Членистоногие были водными животными, которые дали начало всему разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и насекомых.

Источники:

Рис. 3. Отделы тела членистоногих

Мир животных

Последнее изменение: Суббота, 6 мая 2017, 20:54 Пропустить Навигация Пропустить Специальные возможности Пропустить Контакты

Page 2

Пропустить Навигация

  • В начало
    • Страницы сайта
      • Теги
      • Календарь
      • Новости сайта
    • Курсы

      • Региональные ЦОР
        • Детский технопарк “Кванториум”
          • IT квантум
          • VR/AR квантум
          • Промробоквантум
          • Энерджиквантум
          • Наноквантум
          • Хайтек
          • Математика
          • Английский язык
          • Шахматы
        • Русский язык

        • Математика

        • Иностранный язык

          • Английский язык
          • Французский язык
          • Немецкий язык
        • Информатика

        • История и обществознание

        • Химия

        • Физика

        • Начальная школа

          • Русский язык
          • Математика
          • Окружающий мир
          • Внеклассное чтение
          • Иностранный язык
          • Информатика
          • Умники и умницы
        • География

        • Литература

        • Биология

        • Дополнительное образование

        • Технология

        • Основы безопасности жизнедеятельности

      • ЦОР ОО

        • Волжский район
          • МОУ “СОШ № 10
          • МОУ “СОШ №11”
          • МОУ “Лицей прикладных наук”
          • МОУ “СОШ №8”
          • МАОУ “Гимназия № 4”
        • Заводской район

          • МБОУ Лицей № 15
          • МОУ “Гимназия №58”
          • МОУ “СОШ №23”
          • МОУ “СОШ № 5”
          • МОУ “Гимназия № 5”
          • ГБУ ДО “ДПМ”
          • МКУ ДО “ЦВР”
          • МУДО “Центр дополнительного образования”
          • ГБУ ДО “Региональный центр допризывной подготовки …
        • Кировский район

          • МОУ “СОШ №71”
          • МОУ “СОШ №73”
          • МОУ Гимназия № 31
          • МОУ “СОШ № 93”
          • МОУ “Прогимназия № 237 “Семицветик”
          • МОУ «СОШ № 51»
          • ЛМИ
          • МОУ “СОШ № 67”
          • МОУ “ООШ № 14”
          • МАУДО «ЦДТ»
            • ПК “Восход”
            • ПК “Дельта”
            • КВР “Островок”
            • ПК “Ромашка”
            • ПК “Ровесник”
            • ПК “Дружба”
            • ПК “Смена”
            • ПК “Факел”
            • ПК “Юность”
            • Краткосрочные программы
          • МКУ ДО “ЦТДиМ”

          • Лицей “Солярис”

          • ГА ПОУ СО “СТПТиАС”

        • Ленинский район

          • МОУ “Гимназия №89”
          • МОУ “СОШ №46”
          • МОУ “СОШ №55”
          • МАОУ “Лицей № 36”
          • МОУ “СОШ № 76”
          • МОУ “СОШ №63 с УИП”
          • МОУ “СОШ №41”
          • МОУ “СОШ № 103”
          • МОУ “СОШ № 48”
          • МОУ «СОШ №57″
          • МОУ “СОШ № 49”
          • МАОУ “Гимназия №108”
          • МОУ “СОШ №52”
          • МБЛ
          • МУ ДО “Центр детского творчества”
          • МОУ “Лицей 56”
          • МБЛ
            • Олимпиада_Физика
            • Олимпиада_Информатика и ИКТ
            • Олимпиада_Математика
        • Октябрьский район

          • МАОУ “Лицей №62”
          • МАОУ “Лицей №3”
          • Гимназия № 1
          • МОУ “СОШ № 45”
          • МАУ ДО “Центр дополнительного образования для детей”
        • Фрунзенский район

          • МОУ “СОШ №18”
          • МАОУ “Гимназия № 3”
          • МОУ СОШ № 1
          • ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»
          • МАУДО “ДТДиМ”
          • МАДОУ “ДС № 236 Лукоморье”
          • МУДО “Детско-юношеский центр”
          • МУДО “Центр детского творчества”
        • ОУ городского подчинения и ГБУ

          • МАОУ “ЛГН”
          • МОУ “Гимназия №2”
          • Ассоциация попечителей образования
          • МАОУ “Физико-технический лицей № 1”
          • ЛИЕН
          • МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото…
          • МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
        • Саратовская область

          • Александрово – Гайский район
            • МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско…
            • МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области
            • МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс…
          • Аткарский район

            • МОУ – СОШ №1 г. Аткарска
            • МОУ – СОШ №3 г. Аткарска
            • МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района
            • МАУ ДО “Центр детского творчества города Аткарска …
          • Балаковский район

            • МАОУ Гимназия № 1
            • МАОУ Гимназия №2 г.Балаково
            • МАОУ “СОШ №2”
            • МАОУ “ООШ № 10” г. Балаково
            • МАОУ СОШ №13 г. Балаково
            • МАОУ “СОШ №16”
            • МОУ “СОШ №19”
            • МАОУ СОШ № 26
            • СОШ № 28
            • МАОУ “ООШ с. Еланка”
            • МАУДО ЦДО г. Балаково
            • ГАПОУ СО БПТ
          • Балашовский район

            • МБУДО Центр “Созвездие” г. Балашов
          • Вольский район

            • МОУ “СОШ с. Черкасское”
            • МОУ “СОШ с. Терса”
            • МОУ “СОШ №11” г. Вольск
            • Гимназия № 1
            • ГАПОУ СО “Вольский педагогический колледж им. Ф.И….
            • МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»
          • Воскресенский район

            • МОУ “СОШ с. Воскресенское”
            • МОУ «СОШ с. Синодское»
          • Дергачевский район

            • МОУ СОШ № 1
            • МОУ “ООШ с. Верхазовка”
            • МОУ “СОШ п. Первомайский”
            • МОУ “СОШ с. Демьяс”
            • МОУ “СОШ № 2”
            • МУДО «Дом детского творчества»
          • Духовницкий район

            • МОУ “СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое”
            • МОУ “СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка”
          • Екатериновский район

          • Ершовский район

            • МОУ “СОШ №3”
            • МОУ “СОШ №5”
            • МОУ “СОШ № 2”
            • СОШ п.Учебный
            • МБОУ “Дом детского творчества”
          • Ивантеевский район

            • МОУ “СОШ с. Ивантеевка”
            • Гимназия
            • МУ ДО “Дом детского творчества”
          • Калининский район

            • ГАПОУ СО “КТА”
            • МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин…
            • МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс…
            • МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара…
            • МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»
            • МБОУ “СОШ с. Озерки”
            • МБОУ «СОШ с.Симоновка»
          • Красноармейский район

            • МБОУ СОШ № 2
            • МОУ “СОШ № 3”
            • МБОУ “СОШ № 11 с. Золотое”
            • МБУДО “ЦТОТД и М г.Красноармейска”
            • МОУ “СОШ № 8”
          • Краснокутский район

            • МОУ “СОШ №3”
            • МОУ “СОШ № 1”
            • МОУ “СОШ с.Логиновка”
            • МОУ – СОШ с. Лебедевка
            • МОУ – СОШ №2
          • Краснопартизанский район

            • МУ ДО “Районный Дом детского творчества р.п. Горный “
          • Лысогорский район

            • МБОУ “СОШ № 2 р.п. Лысые Горы”
            • МОУ “СОШ № 1 р.п. Лысые Горы”
            • МБОУ “СОШ с. Широкий Карамыш”
            • МБОУ “СОШ с. Большая Рельня”
            • МБУ ДО “ЦДОД” р.п. Лысые Горы
            • МБОУ “ООШ с. Юнгеровка”
            • МБОУ “СОШ с. Двоенки”
            • МБОУ “СОШ с. Атаевка”
            • МБОУ “СОШ с. Бутырки”
            • МБОУ “СОШ п. Яблочный”
            • МБОУ “СОШ п. Октябрьский”
            • МБОУ “СОШ с. Невежкино”
          • Марксовский район

            • МОУ СОШ с. Подлесное
            • МОУ “СОШ с. Павловка”
            • МОУ “СОШ с. Кировское”
            • МБОУ-СОШ №6 г. Маркса
            • МОУ – СОШ п. Осиновский
            • МОУ “СОШ c. Липовка”
            • МОУ – СОШ с. Баскатовка
            • МОУ – Лицей г. Маркса
            • МОУ “СОШ № 4” г. Маркса
            • МОУ СОШ с. Звонаревка
            • МОУ-СОШ с Орловское
            • МОУ – СОШ №1
            • МУ ДО – Центр внешкольной работы
          • Новобурасский район

            • МОУ «СОШ п. Динамовский
            • МОУ «СОШ с. Гремячка”
            • МОУ “СОШ №1”
            • с. Тепловка
          • Новоузенский район

            • МОУ СОШ № 8
            • МУ ДО “ДДТ г. Новоузенска”
          • Озинский район

            • МОУ «СОШ р.п. Озинки»
              • Метапредметный курс “Биология + Химия”
            • МОУ “СОШ п. Сланцевый рудник”

            • МОУ “Школа с. Новочерниговка”

            • МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

          • Перелюбский район

            • СОШ с. Иваниха
            • МБОУ “СОШ с. Н. Покровка”
            • МБОУ “СОШ с.Натальин Яр”
            • МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»
            • МБОУ “СОШ имени М.М. Рудченко”
          • Петровский район

            • МОУ СОШ № 8
            • МБОУ СОШ № 3
            • МБУ ДО “Детско-юношеский центр” г. Петровск
            • МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В…
            • МБУДО “ДОООЦ “ДЕЛЬФИН” г. Петровск
            • МБОУ “СОШ № 2”
            • МБОУ “ООШ № 5”
          • Питерский район

            • МУ ДО «Дом детского творчества»
          • Пугачевский район

            • МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»
            • МОУ СОШ с. Старая Порубёжка
            • МОУ “СОШ с. Заволжский”
            • МОУ “СОШ №2 г. Пугачева”
            • МОУ “СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен…
            • МБУ ДО “Центр развития творчества детей и юношеств…
          • Ровенский район

            • МБОУ “СОШ с. Скатовка”
            • МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»
          • Ртищевский район

            • МОУ “СОШ № 7”
            • СТЮТ г. Ртищево
          • Саратовский район

            • МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»
            • МОУ «СОШ с.Березина Речка»
            • МОУ «СОШ п. Дубки»
            • МОУ «СОШ с. Синенькие»
            • МОУ «СОШ р.п. Соколовый»
            • МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»
          • Самойловский район

            • МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»
          • Советский район

            • МБОУ “СОШ №1” р.п. Степное
            • МБОУ “Лицей”
            • МБОУ-ООШ с. Розовое
            • МБОУ “СОШ р.п. Пушкино”
            • МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.
          • Татищевский район

            • МОУ “СОШ с. Сторожевка”
            • МОУ “СОШ с. Мизино-Лапшиновка
            • МОУ “СОШ с. Ягодная Поляна”
            • МОУ “Татищевский лицей”
            • МОУ “СОШ с. Вязовка”
            • МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;
            • МОУ “СОШ п. Садовый”
            • МОУ “СОШ с. Идолга”
          • Хвалынский район

            • МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска
            • МОУ ДО “ДДТ “Хвалынский”
              • Звуковая культура речи
              • Флористика
              • 3-д моделирование
              • ИКТ
              • Трудовое обучение(технический труд)
              • Краеведение
              • ИЗО
              • Лепка
              • Цветоводство
              • Лесничество
              • Брейк-данс
              • Волонтерство
              • Логика
              • Дизайн
              • Философия
              • Лесничество
            • п. Возрождение

            • МОУ “СОШ с. Апалиха

            • МОУ СОШ №2

              • Русский язык
              • Литература
              • История, обществознание
              • Математика
              • Информатика, физика, астрономия
              • Иностранный язык
              • Музыка
              • Химия, биология
              • Начальная школа
          • Энгельсский район

            • МОУ “СОШ №1”
            • МБОУ ООШ № 2
            • МОУ “СОШ № 3”
            • МБОУ «СОШ №4»
            • МБОУ «СОШ №9»
            • МБОУ «ООШ №10»
            • МОУ «СОШ №12»
            • МБОУ «СОШ №15»
            • МБОУ “СОШ №18”
            • МОУ “СОШ №19”
            • МБОУ « СОШ №20»
            • МОУ “СОШ № 21”
            • МБОУ «СОШ №24»
            • МОУ ООШ №26
            • МОУ “СОШ №30 им. П. М. Коваленко”
            • МБОУ «СОШ №32»
            • МБОУ «СОШ№33»
            • МОУ “СОШ №42”
            • МАУ ДО “Дворец творчества детей и молодежи”
            • МОУ «СОШ п. Пробуждение»
            • МБОУ «СОШ с. Генеральское»
            • МОУ “СОШ “Патриот” с кадетскими классами”
            • МОУ «СОШ с.Заветное»
            • МОУ “ООШ с. Квасниковка”
            • МОУ «СОШ п. им. К Маркса»
            • МОУ «ООШ с. Ленинское»
            • МОУ «СОШ с.Широкополье»
            • МОУ «СОШ п.Бурный»
            • МОУ “СОШ с. Зеленый Дол”
            • МОУ «ООШ с. Титоренко»
            • МБОУ “СОШ с Красный Яр
            • ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
            • МБОУ “СОШ с. Старицкое”
            • МОУ “СОШ п. Коминтерн”
            • МОУ “СОШ с. Липовка”
            • МОУ “СОШ с. Шумейка”
            • МОУ «СОШ с.Воскресенка»
          • МОУ “СОШ №12 г. Шиханы”

          • Турковский район

          • ЗАТО “Светлый”

            • МУ ДО ЗАТО Светлый
            • МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева
            • МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»
          • Федоровский район

          • Балтайский район

            • МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района
        • СОИРО

          • Проект 2020
          • Проект 2019
          • КОНКУРС_2021
          • Семинар 7.10
      • Дистанционное обучение детей-инвалидов

        • О проекте
        • МЦДОДИ
        • Мероприятия для МЦДОДИ
      • О портале

      • Нормативные документы

      • Российские цифровые образовательные платформы

      • Видеоконференция

        • Создание видеоконференции
        • Конкурсы
      • Семинары

        • Семинар 7 октября 2021
        • Семинар 19-20.02.2021_Калининск
        • Семинар 18,19 декабря 2020
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]