Слайд 1Описание слайда:
Понятие о природном сообществе —
биогеоценозе и экосистеме
Слайд 2Описание слайда:
Понятие о природном сообществе. В природе все организмы существуют не одиночно, а совместно, взаимодействуя друг с другом. Например, черника и брусника всегда произрастают в хвойном лесу. Там же растут грибы (белые, моховики), обитают насекомые, опыляющие цветки черники и брусники.
Слайд 3Описание слайда:
В кронах деревьев строят гнёзда птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти организмы образуют своеобразный В кронах деревьев строят гнёзда птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти организмы образуют своеобразный природный комплекс живых организмов — сообщество. В него обычно входит большое количество разных видов растений, грибов, бактерий и животных.
Слайд 4Описание слайда:
Природные сообщества живых организмов возникают не случайно. Они Природные сообщества живых организмов возникают не случайно. Они всегда обусловлены конкретными природными условиями — абиотическими. факторами среды, т. е. неживой природой. В одних условиях абиотической среды формируется еловый лес, в других — сосновый бор, в третьих — дубрава или березняк, луг, болото или степь.
Слайд 5Описание слайда:
Сообщество разных живых организмов, сложившееся в природе естественным путём, в определённых условиях среды, называют природным Сообщество разных живых организмов, сложившееся в природе естественным путём, в определённых условиях среды, называют природным сообществом или биогеоценозом (от греч. биос — ≪жизнь≫, ге — ≪земля≫, койнос — ≪общий≫).
Слайд 6Описание слайда:
Лес, луг, поле, болото — это особые природные сообщества, или биогеоценозы. Лес, луг, поле, болото — это особые природные сообщества, или биогеоценозы. В них протекает совместная жизнь живых организмов.
Слайд 7Описание слайда:
Природное сообщество, или биогеоценоз, — это совокупность живых организмов и условий абиотической среды на определённой территории. Природное сообщество, или биогеоценоз, — это совокупность живых организмов и условий абиотической среды на определённой территории.
Слайд 8Описание слайда:
Понятие о биогеоценозе ввёл в науку российский учёный-ботаник Владимир Николаевич Сукачёв. Понятие о биогеоценозе ввёл в науку российский учёный-ботаник Владимир Николаевич Сукачёв.
Слайд 9Описание слайда:
Структура природного сообщества. В.Н. Сукачёв обратил внимание на то, что среди обитателей природного сообщества всегда находятся несколько групп организмов, выполняющих разные функции в природе.
Одни организмы, поглощая энергию солнечного света, из неорганических веществ создают органические вещества, в которых запасается энергия. Это группа автотрофов, в неё входят различные зелёные растения. Вторая группа организмов— гетеротрофы.
Одни из них питаются живой растительной массой (животные и грибы), другие — бактерии, грибы — органическими веществами мёртвых тел, при этом разлагая их до неорганических соединений (солей, воды, углекислого газа).
Слайд 10Описание слайда:
Эти соединения в свою очередь могут вновь поглощаться зелёными растениями в процессе фотосинтеза и почвенного питания. В итоге такого взаимодействия возникает круговорот веществ и поток энергии между организмами и абиотической средой.
Эти соединения в свою очередь могут вновь поглощаться зелёными растениями в процессе фотосинтеза и почвенного питания. В итоге такого взаимодействия возникает круговорот веществ и поток энергии между организмами и абиотической средой.
Вот почему создаётся целостность, единство природного сообщества, при котором от существования одних живых организмов зависит существование других.
Слайд 11Описание слайда:
Круговорот веществ и поток энергии — это движение неорганических веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (автотрофам), от них — к других организмам (гетеротрофам), а от них — вновь в окружающую среду Круговорот веществ и поток энергии — это движение неорганических веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (автотрофам), от них — к других организмам (гетеротрофам), а от них — вновь в окружающую среду
Слайд 12Описание слайда:
Круговорот веществ и поток энергии — главный признак биогеоценоза.
Слайд 13Описание слайда:
В структуре природного сообщества различают четыре важных функциональных звена. В структуре природного сообщества различают четыре важных функциональных звена. Первое — это абиотическая среда (неорганические вещества, солнечная энергия, климат, влага, почва).
Слайд 14Описание слайда:
Далее следуют три функционально разные группы живых организмов: Далее следуют три функционально разные группы живых организмов: 1) создающие вещества с запасом энергии, 2) поедающие эти вещества, 3) перерабатывающие органические вещества до неорганических
Слайд 15Описание слайда:
Такое взаимодействие живых организмов и условий абиотической среды называют не только биогеоценозом, но и экологической системой, или экосистемой. Такое взаимодействие живых организмов и условий абиотической среды называют не только биогеоценозом, но и экологической системой, или экосистемой.
Слайд 16Описание слайда:
Условия среды в природном сообществе отличаются от условий среды за его пределами.
Это вызвано тем, что весь комплекс заселяющих его живых организмов: бактерий, грибов, лишайников, растений и животных, получая средства для своей жизни из окружающей абиотической среды, сильно влияет на неё — меняет освещённость, температуру воздуха, влажность, состав почвы.
В итоге внутри биогеоценоза создаётся неповторимая среда обитания как его внутренняя среда, как ≪дом≫ для его живого населения, в создании которого принимают участие сами организмы. Такую внутреннюю среду природного сообщества называют биотопом (от греч. биос — ≪жизнь≫ и топос — ≪место≫).
Условия среды в природном сообществе отличаются от условий среды за его пределами.
Это вызвано тем, что весь комплекс заселяющих его живых организмов: бактерий, грибов, лишайников, растений и животных, получая средства для своей жизни из окружающей абиотической среды, сильно влияет на неё — меняет освещённость, температуру воздуха, влажность, состав почвы.
В итоге внутри биогеоценоза создаётся неповторимая среда обитания как его внутренняя среда, как ≪дом≫ для его живого населения, в создании которого принимают участие сами организмы. Такую внутреннюю среду природного сообщества называют биотопом (от греч. биос — ≪жизнь≫ и топос — ≪место≫).
Слайд 17Описание слайда:
Бывая в лесу, гуляя по лугу или в степи, следует помнить, что мы — лишь гости в ≪доме≫, где обитают разнообразные живые существа. Соблюдать правила поведения, принятые в этом ≪доме≫, нужно для того, чтобы не навредить его ≪жильцам≫ и условиям их обитания.
Бывая в лесу, гуляя по лугу или в степи, следует помнить, что мы — лишь гости в ≪доме≫, где обитают разнообразные живые существа. Соблюдать правила поведения, принятые в этом ≪доме≫, нужно для того, чтобы не навредить его ≪жильцам≫ и условиям их обитания.
Слайд 18Описание слайда:
Природное сообщество (биогеоценоз, экосистема) — это совокупность живых организмов и условий абиотической среды. Оно проявляется в природе как единое целое. Важным признаком биогеоценоза (экосистемы) является круговорот веществ и поток энергии.
Природное сообщество (биогеоценоз, экосистема) — это совокупность живых организмов и условий абиотической среды. Оно проявляется в природе как единое целое. Важным признаком биогеоценоза (экосистемы) является круговорот веществ и поток энергии.
Терминами ≪биогеоценоз≫ и ≪экосистема≫ характеризуется с разных позиций одно и то же природное явление — совокупность живых организмов и условий абиотической среды.
Слайд 19Описание слайда:
«Своеобразие природного сообщества зависит от состава живых организмов, которые его населяют, и от количества их видов. Например, «Своеобразие природного сообщества зависит от состава живых организмов, которые его населяют, и от количества их видов. Например, если в природном со обществе в большом количестве представлена ель, то это будет еловый лес.
Слайд 20Описание слайда:
Но если в нём приблизительно одинаковое количество елей и б ер ё з , то это будет уже иное природное сообщество — смешанный лес (например, березняк с подростом ели). Но если в нём приблизительно одинаковое количество елей и б ер ё з , то это будет уже иное природное сообщество — смешанный лес (например, березняк с подростом ели).
Слайд 21Описание слайда:
Дубрава — природное сообщество, в котором древесные породы представлены в основном дубом. Дубрава — природное сообщество, в котором древесные породы представлены в основном дубом. Дубрава, ельник, сосновый бор, березняк — разные типы природных сообществ.
Слайд 22Описание слайда:
•Видовое население в биогеоценозе появляется не случайно, а формируется постепенно в течение ряда лет путём притока видов из соседних территорий.
В итоге со временем здесь поселяются виды, взаимно дополняющие друг друга: по использованию имеющихся природных условий, по биологическим потребностям и по жизненным формам. Это позволяет на одной и той же территории разместиться очень большому количеству разных видов растений, грибов и животных.
•Видовое население в биогеоценозе появляется не случайно, а формируется постепенно в течение ряда лет путём притока видов из соседних территорий.
В итоге со временем здесь поселяются виды, взаимно дополняющие друг друга: по использованию имеющихся природных условий, по биологическим потребностям и по жизненным формам. Это позволяет на одной и той же территории разместиться очень большому количеству разных видов растений, грибов и животных.
Слайд 23Описание слайда:
Влажные тропические леса считают самыми богатыми на Земле по видовому составу растений, животных, грибов и бактерий. При этом в трудно встретить рядом две или три особи растений одного вида. Зато на одной небольшой площади произрастает сразу очень много особей разных видов. По этой причине тропические леса практически невозможно вырастить как искусственное сообщество.
Влажные тропические леса считают самыми богатыми на Земле по видовому составу растений, животных, грибов и бактерий. При этом в трудно встретить рядом две или три особи растений одного вида. Зато на одной небольшой площади произрастает сразу очень много особей разных видов. По этой причине тропические леса практически невозможно вырастить как искусственное сообщество.
Биогеоценоз (видео)
Термин «биогеоценоз» часто применяется и в экологии, и в биологии. Это совокупность объектов биологического и небиологического происхождения, ограниченная определенной территорией и характеризующаяся взаимным обменом веществ и энергии.
Определение
Когда вспоминают, какой ученый ввел в науку понятие о биогеоценозах, речь заходит о советском академике В. Н. Сукачеве. Термин биогеоценоз был предложен им в 1940 году. Автор учения о биогеоценозе не только предложил термин, но и создал стройную и развернутую теорию об этих сообществах.
В западной науке определение «биогеоценоз» не слишком распространено. Там популярнее учение об экосистемах. Иногда биоценозом называют экосистемы, но это неправильно.
Между понятиями «биогеоценоз» и «экосистема» есть отличия. Экосистема – это более широкое понятие. Она может быть ограничена каплей воды, а может распространяться на тысячи гектаров. Границы биогеоценоза являются обычно ареалом единого растительного комплекса. Примером биогеоценоза может быть лиственный лес или пруд.
Биогеоценоз пресного водоема:
Это интересно: Военная реформа — расписываем по пунктам
Понятие экосистемы
Популяции живых организмов, которые входят в состав биоценозов, тесно связаны не только между собой, но и с условиями среды их существования. Из окружающей среды поступают вещества, необходимые для обеспечения их жизнедеятельности.
Обратно поступают продукты метаболизма. Так формируется определенная система из сообщества организмов и среды их существования. Ученые назвали ее экосистемой. Данный термин предложил в $1935$ году английский эколог А. Тенсли.
Он подчеркивал, что нельзя изучать живые организмы без учета среды их обитания.
- Определение 1
- Экосистема – это совокупность живых организмов различных видов, которые взаимодействуют между собой и со средой обитания, благодаря чему возникает поток энергии, который образует определенную трофическую структуру и обеспечивает круговорот веществ в средине системы.
- Под круговоротом веществ следует понимать обмен веществом между неживой и живой частями экосистем.
Понятие биогеоценоза
В $1940$ году российский советский эколог В.Н. Сукачев ввел в науку понятие «биогеоценоз». Он считал, что понятия «экосистема» и «биогеоценоз» хоть и близки, но не идентичны.
Определение 2
Биогеоценоз – это территория с более-менее однородными условиями существования, населенная взаимосвязанными популяциями различных видов, которые объединены между собой и физической средой обитания круговоротом веществ и потоком энергии.
Сукачев считал, что биогеоценоз, в отличие от экосистемы, является более конкретным территориальным понятием (образованием).
Когда говорится об экосистеме, то имеется ввиду любая совокупность организмов разных видов, связанных между собой трофически, которые не обязательно занимают территорию с однородными условиями.
А биогеоценоз занимает ограниченную территорию с однородными условиями и определенным растительным сообществом – фитоценозом.
Свойства
Основные компоненты биогеоценоза неорганического происхождения – это воздух, вода, минералы и прочие элементы. Среди живых организмов встречаются растения, животные и микроорганизмы. Некоторые обитают в наземном мире, другие под землей или под водой. Правда, с точки зрения функций, выполняемых ими, характеристика биогеоценоза выглядит иначе. В состав биогеоценоза входят:
- продуценты;
- консументы;
- редуценты.
Эти основные компоненты биогеоценоза участвуют в обменных процессах. Присутствует тесная связь между ними.
Связь между продуцентами, консументами и редуцентами:
Роль производителей органических веществ в биогеоценозах играют продуценты. Они преобразуют солнечную энергию и минералы в органику, которая выполняет функцию строительного материала для них. Основным процессом, организующим биогеоценоз, является фотосинтез. Речь идет о растениях, которые превращают солнечную энергию и питательные вещества почвы в органику.
Продуценты – это источник пищи для консументов: травоядных животных, паразитов и некоторых видов растений. Консументы также употребляют в пищу других консументов. Для крупных хищников добычей являются травоядные животные и мелкие хищники. Мертвыми органическими останками питаются другие животные или растения.
После смерти даже грозный хищник становится добычей грибков и бактерий, разлагающих тело, превращая органические вещества в неорганику. Этих участников процесса называют редуцентами. Таким образом, замыкается круг, состоящий из взаимосвязанных видов растений и животных.
Кратко схема биогеоценоза выглядит так. Растения потребляют энергию Солнца. Это основные производители глюкозы в биогеоценозе. Животные и другие консументы передают и преобразовывают энергию и органические вещества.
В биогеоценоз входят также бактерии, минерализующие органику и помогающие растениям усваивать азот. Каждый химический элемент, присутствующий на планете, вся таблица Менделеева участвует в этом круговороте. Биогеоценоз характеризуется сложной, саморегулирующейся структурой.
И каждый, кто участвует в его процессах, важен и необходим.
Механизм саморегуляции, что называют еще динамическим равновесием, объясним на примере. Допустим, благоприятные погодные условия привели к увеличению количества растительной пищи.
Это в значительной степени вызвало рост популяции травоядных животных. Хищники начали активно охотиться на них, сокращая количество травоядных, но увеличивая свою популяцию. На всех пищи не хватает, поэтому часть хищников вымерла.
В результате система снова вернулась в состояние равновесия.
Вот какие признаки говорят об устойчивости биогеоценозов:
- большое количество видов живых организмов;
- участие их в синтезе неорганических веществ;
- широкое жизненное пространство;
- отсутствие негативного антропогенного воздействия;
- большой диапазон типов межвидового взаимодействия.
Виды
Естественный биогеоценоз имеет природное происхождение. Примерами искусственных биогеоценозов являются городские парки или агробиоценозы. Во втором случае основным процессом, организующим биогеоценоз, является сельскохозяйственная деятельность человека. Состояние системы обусловлено рядом антропогенных характеристик.
Основные свойства биогеоценозов, созданных человеком в аграрном секторе, зависят от того, чем засеяно поле, насколько успешна борьба с сорняками и вредителями, какие удобрения и в каком количестве внесены, как часто производится полив.
Если вдруг обработанные посевы будут заброшены, без человеческого участия они погибнут, а сорняки и вредители начнут активно размножаться. Тогда свойства биогеоценоза станут другими.
Искусственный биогеоценоз, созданный человеком, не способен к саморегуляции. Устойчивость биогеоценоза зависит от человека. Его существование возможно только при активном человеческом вмешательстве.
Абиотический компонент биогеоценоза нередко тоже входит в его состав. Примером может служить аквариум.
В этом небольшом искусственном водоеме живут и развиваются различные организмы, каждый из которых входит в биогеоценоз.
Домашний аквариум является искусственным биогеоценозом:
Большинство естественных природных сообществ формируется длительное время, иногда сотни и тысячи лет. Участники долго «притираются» друг к другу. Такие биогеоценозы характеризуются высокой устойчивостью. Равновесие держится на взаимосвязи популяций.
Устойчивость биогеоценоза определяется отношениями между участниками процесса и носит стабильный характер.
Если не происходит значительных природных и техногенных катастроф, сопряженных с разрушениями, грубого вмешательства человека, биогеоценоз, как правило, постоянно находится в состоянии динамического равновесия.
Существуют сложные и разветвленные взаимоотношения между организмами одного биогеоценоза.
- Взаимополезные. К ним относится симбиоз и мутуализм. При этих отношениях пользу получают обе стороны.
- Полезнонейтральные. Сюда входят квартирантство, нахлебничество и сотрапезничество. Тут преимущества имеет только один участник.
- Полезновредные. При этих отношениях один причиняет другому вред, чем делает лучше для себя. К этой категории относятся паразитизм, полупаразитизм и хищничество.
- Взаимовредные. В этих отношениях участники враждуют между собой. Сюда включают антагонизм и конкуренцию.
- Нейтральновредными отношениями считается аменсализм.
- Нейтральные. В этом варианте участники не приносят друг другу ни пользы, ни вреда.
Каждый вид взаимоотношений – важный лимитирующий фактор в поддержании равновесия в системе.
Это интересно: Воды сточные
Структура биогеоценоза
Так как биогеоценоз представляет собой систему взаимодействия живой и неживой природы, то в его структуре выделяют абиотическую и биотическую части.
В состав абиотической части входят такие компоненты, как неорганические и органические соединения, климатические условия, явления неживой природы (гроза, землетрясения, извержения вулканов и т.п.).
Биотическую часть составляют различные экологические группы популяций организмов, которые объединены между собой трофическими и пространственными связями.
Основа биотической составляющей представлена продуцентами. Они способны синтезировать органические вещества из неорганических. Продуценты являются кормовой базой для консументов (гетеротрофных организмов – травоядных, хищников и паразитов).
Важная роль в структуре биогеоценоза принадлежит редуцентам. Эти организмы, питаясь останками других живых организмов или продуктами их жизнедеятельности, расщепляют органические вещества до неорганических. Таким образом, они обеспечивают завершение цикла круговорота веществ в природе.
Описание
Биогеоценоз — схожее понятие с экосистемой (не слишком большого объёма).
Для характеристики биогеоценоза и экосистемы используются два близких понятия: биотоп и экотоп (факторы неживой природы: климат, почва). Биотоп — это совокупность абиотических факторов в пределах территории, которую занимает биогеоценоз и организмы из других биогеоценозов.
По содержанию экологический термин «биогеоценоз» идентичен физико-географическому термину фация.
Свойства
- естественная, исторически сложившаяся система
-
система, способная к саморегуляции и поддержанию своего состава на определённом постоянном уровне
- характерен круговорот веществ
- открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой — Солнце
Основные показатели
- Видовой состав — количество видов, обитающих в биогеоценозе.
- Видовое разнообразие — количество видов, обитающих в биогеоценозе на единицу площади или объёма.
В большинстве случаев видовой состав и видовое разнообразие количественно не совпадают и видовое разнообразие напрямую зависит от исследуемого участка.
- Биомасса — количество организмов биогеоценоза, выраженное в единицах массы. Чаще всего биомассу подразделяют на:
- биомассу продуцентов
- биомассу консументов
- биомассу редуцентов
- Продуктивность
- Устойчивость
- Способность к саморегуляции
Пространственные характеристики
Переход одного биогеоценоза в другой в пространстве или во времени сопровождается сменой состояний и свойств всех его компонентов и, следовательно, сменой характера биогеоценотического метаболизма.
Границы биогеоценоза могут быть прослежены на многих из его компонентов, но чаще они совпадают с границами растительных сообществ (фитоценозов). Толща биогеоценоза не бывает однородной ни по составу и состоянию его компонентов, ни по условиям и результатам их биогеоценотической деятельности.
Она дифференцируется на надземную, подземную, подводную части, которые в свою очередь делятся на элементарные вертикальные структуры — био-геогоризонты, очень специфичные по составу, структуре и состоянию живых и косных компонентов.
Для обозначения горизонтальной неоднородности, или мозаичности биогеоценоза введено понятие биогеоценотических парцелл. Как и биогеоценоз в целом, это понятие комплексное, так как в состав парцеллы на правах участников обмена веществ и энергии входят растительность, животные, микроорганизмы, почва, атмосфера.
Механизмы устойчивости
Одним из свойств биогеоценозов является способность к саморегуляции, то есть к поддержанию своего состава на определённом стабильном уровне. Это достигается благодаря устойчивому круговороту веществ и энергии. Устойчивость же самого круговорота обеспечивается несколькими механизмами:
- достаточность жизненного пространства, то есть такой объём или площадь, которые обеспечивают один организм всеми необходимыми ему ресурсами.
- богатство видового состава. Чем он богаче, тем устойчивее цепи питания и, следовательно, круговорот веществ.
- многообразие взаимодействия видов, которые также поддерживают прочность трофических отношений.
- средообразующие свойства видов, то есть участие видов в синтезе или окислении веществ.
- направление антропогенного воздействия.
Таким образом, механизмы обеспечивают существование неменяющихся биогеоценозов, которые называются стабильными. Стабильный биогеоценоз, существующий длительное время, называется климаксическим. Стабильных биогеоценозов в природе мало, чаще встречаются устойчивые — меняющиеся биогеоценозы, но способные, благодаря саморегуляции, приходить в первоначальное, исходное положение.
Формы существующих взаимоотношений между организмами в биогеоценозах Править
Совместная жизнь организмов в биогеоценозах протекает в виде 6 основных типов взаимоотношений:
- взаимополезные
- полезнонейтральные (комменсализм)
- нахлебничество
- квартиранство
- сотрапезничество
- полезновредные
- хищничество
- паразитизм
- полупаразитизм
- взаимовредные
- Нейтральновредные
- Нейтральные (нейтрализм)
Примеры
Рассмотрим, что такое биогеоценоз, в качестве примера взяв луг. Так как первичным звеном в пищевых сетях биогеоценозов являются продуценты, эту роль здесь играют луговые травы.
Исходным источником энергии в биогеоценозе луга является энергия Солнца. Травы и кустарники, эти основные производители глюкозы в биогеоценозе, растут, служат пищей для зверей, птиц и насекомых, которые, в свою очередь, становятся добычей хищников.
Мертвые останки попадают в почву и перерабатываются микроорганизмами.
Биогеоценоз луга:
Особенностью фитоценоза (растительного мира) лиственных лесов, в отличие от луга или степи, является наличие нескольких ярусов.
У обитателей верхних ярусов, куда входят более высокие деревья, есть возможность потреблять больше солнечной энергии, чем у нижних, которые способны существовать в тени.
Затем идет ярус кустарников, потом – травы, затем, под слоем сухих листьев и у древесных стволов растут грибы.
В биогеоценозе большое разнообразие видов растений и других живых организмов. Зоны обитания животных тоже разделены на несколько ярусов. Одни обитают на верхушках деревьев, а другие находятся под землей.
Такой биогеоценоз как пруд характеризуется тем, что средой обитания является вода, дно водоема и надводная поверхность. Тут растительный мир представлен водорослями.
Часть из них плавает на поверхности, а часть постоянно скрыта под водой. Ими питаются рыбы, насекомые, ракообразные.
Хищная рыба и насекомые легко находят себе добычу, а бактерии и другие микроорганизмы обитают на дне водоема и в толще воды.
Несмотря на относительную устойчивость естественных биогеоценозов, со временем свойства биогеоценоза меняются, превращаясь из одних в другие. Иногда биологическая система реорганизуется быстро, как в случае зарастания мелких водоемов. Они способны за короткое время превратиться в болота или луга.
Формирование биогеоценоза может длиться столетиями. Например, каменистые, почти голые скалы постепенно покрываются мхами, затем появляется другая растительность, разрушая скальную породу и меняя ландшафт и фауну. Свойства биогеоценоза меняются медленно, но неуклонно. Только люди способны резко ускорить эти изменения и не всегда в лучшую сторону.
Человек должен бережно относиться к природе, сохранять ее богатства, не допускать загрязнения окружающей среды и варварского отношения к ее обитателям. Он не должен забывать, что это его дом, где придется жить потомкам. И только от него зависит, в каком состоянии он им достанется. Поймите это сами и объясните другим.
Литература
- Разумовский С. М. Закономерности динамики биогеоценозов: Избр. труды. — М.: KMK Scientific Press, 1999.
- Цветков В. Ф. Лесной биогеоценоз / В. Ф. Цветков. 2-е изд. Архангельск, 2003. 267 с.
Поделитесь в соц.сетях: |
Конспект урока по биологии: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
Открытый урок по биологии
https://www.youtube.com/watch?v=BjTnnEAbGww
Дата проведения: 22 апреля 2015 года
Учебник: И.Н.Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология. 6 класс» Издательство «Вентана-Граф» Москва 2014 г.
Класс 6
Тема урока: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.Методы: словесно-наглядный метод, проблемно-поисковый метод, эвристический, игровой.
- Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
- Основные понятия
- Природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система, круговорот веществ и поток энергии, биотоп
- Планируемые результатыПознавательные: осуществляют поиск необходимой информации; моделируют различные по структуре природные сообщества.
- Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
- Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу
- Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу
- Организационная структура урокаI
- Орг.момент
- Приветствие учеников, готовность к уроку.
- Приветствие учителя.
- II
- Мотивация к учебной деятельности
1.Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают на связь изученного с новой темой.
«Один художник решил нарисовать лес. – Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка.
Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы. – Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. – Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет. – Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес». ( Из книги Ю.Дмитриева «Книга леса»)
Итак, мы на уроках познакомились с разными представителями царства растений, бактериями, грибами, лишайниками. Животных мы изучим позже, но вы все знаете, что лес без животных не бывает. Так что же такое лес?
- Задание: Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их
- ЛЕС
- растения животные
? кустарники ? ? ? ? ? звери
- Как можно сформулировать тему нашего урока?
- Записываем название темы в тетрадь.
- Заполняют недостающие фрагменты кластера в тетради.
- Происходит структурирование знаний и поиск необходимой информации.
- Лес – целый мир.
– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
- – Лес называют природным сообществом.
- Ученики называют тему урока « Природные сообщества»
- Фронтальная и индивидуальная
- ИКТ
- Личностные: опора на жизненный опыт.
- Регулятивные: определение темы урока
- III
- Актуализация знаний
- Проблемные вопросы классу:
- – Попробуйте объяснить, почему животные размещены по группам именно в таком порядке?
- – Что их связывает между собой?
– Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например, зебру и аиста; белого медведя и лягушку; варана и лису? – А почему?
- – Помогите мне, пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит?
- Рассматривание слайдов с изображением различных групп живых организмов.
- Подсказка: Какие ассоциации у вас возникают с понятием: цапля, лягушка, черепаха.
- Бабочка, ящерица, кузнечик.
- Ответ: Среда обитания или условия существования.
- Ответ: Живут в разных средах жизни, где разные условия для существования.
- Ответ: Никто, ведь данные животные никогда не встретятся, так как условия их существования различны.
- Мозговой штурм.
- Проблемно-поисковый.
- Фронтальная
- ИКТ
- Личностные -проявление интереса к новому содержанию.
- Регулятивные – участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение.
- Познавательные – находить отличия, сходства.
- Коммуникативные – выражать свои мысли.
- IV
- Принятие учебных целей и условий их достижения
- Правильно сегодня на уроке мы познакомимся природными сообществами.
А давайте подумаем, только лес является природным сообществом? Какие еще природные сообщества вы можете назвать?
На ваших столах фотографии, рассмотрите их и попробуйте определить, являются ли данные комплексы сообществами?
( на столах фотографии луга, болота, поля, реки нашей местности). Какова же цель нашего урока?
Ну, что ж, вы немало знаете об обитателях различных сообществ. Но, давайте вернемся к началу нашего урока, к рассказу о художнике, и попробуем сформулировать гипотезу.
В учебнике находят определение этого понятия.
Ученики работают группами, рассматривают фотографии и определяют сообщества. Цель урока: изучить взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества, условия их существования.
- Ученики выдвигают гипотезу: «Если сообщество состоит из такого большого количества организмов, то они все должны быть взаимосвязаны друг с другом»
- Словесно-наглядный. Групповая
- Регулятивные: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.
- Познавательные:
- формирование познавательной цели.
- Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать.
- Логические уд.
- Выдвижение гипотез и их обоснование; построение цепи рассуждений.
- V
- Изучение нового материала
Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, давайте сначала вспомним, что такое биосистема. То есть, в организме все органы взаимосвязаны. Природное сообщество называют биосистемой.
-
Самостоятельная работа с учебником (п. 30, стр160-161, рис. 141)
-
Вспомним, какие живые организмы мы называем автотрофами, а какие гетеротрофами.
-
Заполнить схему – гроздь, используя п.30, стр 160
- Биосистема
- автотрофы гетеротрофы
- растения животные бактерии
- цианобактерии и грибы грибы
- животные
- производители потребители разрушители
- продуценты консументы редуценты
Фронтальное обсуждение результатов работы. Учащиеся делают выводы и отвечают на вопросы.
- А) Так есть ли какая-то связь между организмами в природном сообществе?
- Б) Можем ли мы назвать бесполезные организмы, без которых сообщество может обойтись?
- В) Подтвердилась ли наша гипотеза, которую мы сформулировали в начале урока?
- Учащиеся вспоминают тему « Растительный организм как живая система»
- Рассматривают слайд и вспоминают типы питания различных организмов.
Заполнение схемы совместно с учителем. Делают выводы. Приводят примеры (работа в парах)
- Учащиеся приходят к понятию «круговорот веществ»
- Обучающиеся отвечают на вопросы.
- А) Да. Такая связь есть, она основана на круговороте веществ
Б) Нет. Все в природе взаимосвязано.
- В) Наша гипотеза верна: сообщество состоит из большого количества организмов и они все взаимосвязаны друг с другом
- Работа с учебником
- Парная
- Фронтальная
- ИКТ
- Познавательные:
- извлечение необходимого материала из текста
- Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации
- Логические уд. (построение логических рассуждений и доказательств )
- Регулятивные:
- контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;
- Коммуникативные:
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Личностные: опора на жизненный опыт.
- VI
- Физминутка
- Учитель объявляет физкультурную минутку.
- Выполняется классом по алгоритму физорга.
- Музыкальная заставка.
- Коммуникативные – работа в команде класса.
На этой схеме представлено солнце, как основной источник энергии. А как вы думаете, воздействуют ли на биосистему другие факторы среды?
- Биос(греч) – жизнь
- Эко(ойкос, греч)- это дом
- Ценоз (греч) – это общий, общество
- Гео (греч. землеописание) – земля
- Топос(греч.) -место
Итак, мы многое узнали сегодня о природных сообществах. А теперь нам нужно проверить свои знания по теме.
- Учащиеся подходят к определению понятий «экосистема», «биотоп»
- Фронтальная
- VII
- Закрепление
- а) Фронтальный опрос по вопросам изученной темы стр. 162
- б) Игра «Кто лишний?»
В тетради поставьте в столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить номер лишнего понятия.
- № 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;
- № 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;
- № 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;
- № 4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.
- Взаимопроверка в парах
- Ответы:
- № 1: 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото
- № 2: 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 – Арктика
- № 3: 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)
№ 4: 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.
- Самостоятельное заполнение таблицы с использованием настенных таблиц и личного опыта:
- Результаты зачитываются, проверяются и дополняются.
- Выполнение записей в тетради.
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Парная
- ИКТ
- Регулятивные – выработка критериев, оценивание работы в парах с помощью ключа.
- Предметные – знать в каких природных сообществах обитают животные.
- Коммуникативные -умение работать в паре.
- Личностные – устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
- VII
- Домашнее задание
- § 30. На выбор творческое задание: составить кроссворд или
- синквейн по данной теме.
Слушают учителя и записывают задание. Получают инструктаж по заданию.
- Дома.Заполнение таблицы по тетради, составление кроссворда, синквейна
- Личностные – оценивание собственного результата
- VIII
- Рефлексия
- Так что же мы узнали сегодня на уроке?
- (Организует беседу с классом по вопросам)
-
Достигли ли мы цели урока?
-
Что было главным на уроке?
-
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
-
Что нового вы узнали?
-
Что было интересным?
-
Чему научились?
Итак, биогеоценоз, или природное сообщество живых организмов и условий абиотической среды на определенной территории, проявляется в природе как единое целое. Существенным свойством биогеоценоза является круговорот веществ. Названия «биогеоценоз», «биосистема» и «экосистема» характеризует с разных позиций одно и то же явление – совокупность живых организмов и условий окружающей среды.
Лист самооценивания
Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания
-
Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________
-
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________
-
Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________
-
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
-
Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
-
Осталось непонятным (что?) ____________________________
-
Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________
- Дополнение
- утверждений.
- Регулятивные – выработка критериев, оценивание работы в группах, парах.
- Личностные – устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственный вклад в работу группы.