Биосфера — живая оболочка земли – биология

Биосфера — живая оболочка Земли

Как вам уже известно, Земля имеет наружные оболочки: воздушную (атмосферу), водную (гидросферу) и каменную (литосферу).

Растения, животные и другие организмы населяют нижние слои атмосферы, почти всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.

Эти части оболочек Земли более 60 лет назад выдающийся ученый нашей страны Владимир Иванович Вернадский выделил в особую оболочку и назвал ее биосферой.

Биосфера — самая молодая оболочка. Если планета Земля существует около 5 млрд лет, то первые организмы на ней появились 2–2,5 млрд лет назад. Жизнь зародилась в воде, а затем примерно 500 млн лет назад распространилась и на суше.

Со временем мир живых существ суши стал самым разнообразным и многочисленным. Масса всех организмов этой части биосферы примерно в 750 раз превышает массу организмов гидросферы.

Внешний облик суше прежде всего придают растения. Поэтому Землю называют зеленой планетой. С растениями связана жизнь животных и других организмов. Поэтому, если в какой-то части суши богат растительный мир, то разнообразен здесь и мир животных и других организмов.

Распределение организмов в биосфере неравномерное. Оно определяется необходимыми условиями жизни. Верхняя граница, за пределами которой жизнь становится невозможной, находится на высоте 12–20 км, то есть на уровне озонового экрана. На такую высоту потоками воздуха могут подниматься лишь споры бактерий и грибов. Выше озонового экрана все живое гибнет от ультрафиолетовых лучей.

Нижняя граница в литосфере проходит на глубине 2–3 км. Самая большая глубина, на которой были обнаружены бактерии, составляет 4 км.

Бактерии обитают в больших количествах нефтяных месторождениях на глубине 2–2,5 км.

Основные ограничители распространения организмов в литосфере — это высокая температура горных пород и подземных вод, отсутствие кислорода. В гидросфере организмы проникают до глубины 10–11 км.

Расположение организмов в биосфере

Таким образом, общая толщина слоев атмосферы, гидросферы и литосферы, где возможно существование организмов, составляет около 20 км. Однако в действительности организмы на Земле занимают в основном более тонкий слой.

В современной биосфере почти все организмы сосредоточены на границах соприкосновения сфер, то есть у поверхности суши, в почве и в верхних слоях воды океанов и морей.

Связано это с тем, именно здесь имеются наиболее благоприятные условия для их жизни: большое количество кислорода, влага, хорошая освещенность, вещества, необходимые для питания.

На границах соприкосновения сфер организмы не встречаются лишь на больших пространствах ледников и в кратерах действующих вулканов.

Все живое на Земле В.И. Вернадский назвал живым веществом, а густые скопления живого вещества на границах сфер — пленками жизни.

Живое вещество в биосфере имеет большое значение. С возникновением на Земле бактерий, микроскопических животных, растений и грибов из разрушаемых ими горных пород верхней части литосферы образовалась почва.

Благодаря растениям в атмосфере накопился кислород и снизилось количество углекислого газа. С появлением кислорода в атмосфере связано озонового экрана. Все это способствовало дальнейшему развитию жизни на Земле и изменению заселенных сфер. Благодаря организмам в литосфере образовались каменный уголь, торф, нефть и другие полезные ископаемые, а в гидросфере — огромные отложения известняка.

Организмы и в наше время продолжают работу по разрушению горных пород, образованию почвы и полезных ископаемых, регулированию кислорода и углекислого газа в атмосфере и т.п.

Источник: http://blgy.ru/biology5/biosphere

Урок биологии 11 класс Тема : « Биосфера

1 Урок биологии 11 класс Тема : « Биосфера – живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы » Разработала учитель биологии МБОУ Угловская сош Козлитина Е.Ю.<\p>

2<\p>

3 1.Дайте определения понятиям: экология биогеоценоз продуценты консументы редуценты агроценоз биомасса экологическая пирамида<\p>

4 2.Решите экологические задачи: а) определите тип экологических пирамид<\p>

5 б) составьте пищевую цепь: 1.вариант 2.вариант цепь выедания; цепь разложения в) укажите правильно составленную цепь питания: 1)клевер-ястреб-шмель-мышь; 2)клевер-шмель-мышь-ястреб; 3)шмель-мышь-ястреб-клевер; 4)мышь-клевер-шмель-ястреб.<\p>

6 в) укажите отличия агроценозов от природных биоценозов.<\p>

7 Тема урока: « Биосфера – живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы »<\p>

8 Задачи : 1. познакомиться с учением В.И. Вернадского о биосфере, 2. обобщить и конкретизировать знания о структуре и составе биосферы.<\p>

9 Эдуард Зюсс Ж. Б. Ламарк<\p>

10 В.И. Вернадский впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. Учение «Биосфера» 1926<\p>

11 Биосфера многокомпонентная система, состоящая из отдельных структур. Система считается открытой,т.к. получает энергию Солнца извне. Структурным звеном является биогеоценоз. Деятельность живых организмов обеспечивает круговорот веществ.<\p>

12 Компоненты биосферы Биокосное вещество Косное вещество Биогенное вещество Живое вещество<\p>

13<\p>

14 Атмосфера. Газовая оболочка состоит в основном из азота и кислорода. В небольших количествах в ней содержится диоксид углерода (0,03%) и озон. Состояние атмосферы оказывает большое влияние на физические, химические и биологические процессы на поверхности Земли и в водной среде.<\p>

15 Гидросфера. Вода важный компонент биосферы и один из необходимых факторов существования живых организмов. Основная ее часты (95%) находится в Мировом океане, который занимает около 70% поверхности земного шара и содержит 1300 млн.км.куб.<\p>

16 Литосфера. Основная масса организмов, обитающих в пределах литосферы, находится в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров. Почва включает минеральные вещества, образующиеся при разрушении горных пород, и органические вещества продукты жизнедеятельности организмов.<\p>

17 Служа великим целям… Возникает вопрос: не следует ли нам очень серьезно задуматься о Вернадской революции, как термине, охватывающем его широкую концепцию, которая может эффективно привести к прогрессу в образовании, касающемся окружающей среды, и в конечном итоге, к прогрессу в благополучии мира… Это новый объект для приложения усилий мирового научного сообщества. Н. Полупип Ж. Гринсвольд<\p>

18<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/434736/

Конспект урока по биологии на тему: “Биосфера – биологическая система”

Биосфера – биологическая оболочка Земли.

Цель: выявить причины и законы поведения биосферы в качестве организованной материи.

Задачи:

  • образовательные: раскрыть понятие биосферы как гигантской экологической системы; охарактеризовать вклад В.И. Вернадского в создание современного взгляда на биосферу;
  • развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с литературой, умения сравнивать, устанавливать связи, формулировать выводы;
  • воспитательные: продолжить формирование экологической грамотности учащихся.

Оборудование: таблица “Биосфера”,Биография В.И. Вернадского”, тетрадь к уроку для учащегося, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований), словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образный (презентация).

Ход урока

I. Организация класса.

II. Подготовка к активному восприятию темы

Учитель. Жизнь: Что это? Несмотря на достижения науки, она по-прежнему бессильна в своих попытках открыть завесу над важнейшей земной тайной – тайной жизни.

В практической жизни мы без труда отличаем живое от неживого, однако попытки дать строгое определение живого наталкиваются на ряд трудностей.

Можно ли точно сформулировать, что такое жизнь? Известно несколько десятков определений жизни.

А что для вас понятие «жизнь»?

-ответы учащихся

Учитель. Я хочу процитировать вам определение жизни, данное отечественным ученым М.В. Волькенштейном: “Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.

Учитель. Какие свойства живых организмов отмечены в этом определении?

– обмен веществ и энергии (открытые системы), саморегуляция, самовоспроизведение (наследственность и изменчивость).

Учитель. Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем. Одинаковые свойства, отличающие живое от объектов неживой материи, характерны для всех уровней организации материи.

Учитель. Давайте вспомним, какие уровни организации живой природы вам известны.

– молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

Учитель. Всем живым системам независимо от уровня организации присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии.

Каждый живой организм живет в окружении множества других организмов, вступая с ними в самые разнообразные отношения. Сообщества организмов в свою очередь связаны с неорганической средой материально-энергетическими связями.

Эта совокупность называется экосистемой. Примером экосистемы может являться биогеоценоз.

Учитель. Вспомните определение биогеоценоза.

Биогеоценоз – это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых компонентов (биоценоз) и факторов неживой природы, динамично взаимодействующих друг с другом путем обмена веществ и энергии.

Учитель. Какие компоненты образуют структуру экосистемы?

– абиотические вещества, продуценты, консументы, редуценты.

Учитель. Какие взаимоотношения складываются между этими компонентами?

– Пищевые связи.

Проблемный вопрос: Как вы думаете можно ли назвать биосферу гигантским биогеоценозом?

Размышления детей

Сегодня на уроке мы должны будем это выяснить. И тема нашего урока: «Биосфера – биологическая оболочка Земли».

Взаимосвязанность разных сообществ, обмен между ними веществом и энергией позволяет рассматривать все живые организмы Земли и среду их обитания как одну очень протяженную и разнообразную экосистему – биосферу.

Биосферный уровень – уровень, на котором сформировалась система наиболее высокого ранга, охватывающая все проявления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне происходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, связанные с жизнедеятельностью организмов.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Живые организмы образуют оболочку Земли, названную австрийским ученым Эдуардом Зюссом в 1875 году, биосферой.

Владимир Иванович Вернадский, выдающийся русский и советский ученый, естествоиспытатель, придал термину существенно более глубокое звучание и в 1926 году создал учение о биосфере.

В этом году исполняется 90 лет фундаментальному учению Вернадского, органично связанному с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующего собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся, саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.

Как же В.И. Вернадский определял понятие «биосфера»?

По Вернадскому биосфера – это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется прошлой и современной деятельностью живых организмов.

(Определение “биосферы” учащиеся записывают в тетради)

Учитель. Вклад В.И. Вернадского в биологию неоценим. Но что это был за человек? Давайте послушаем сообщение о жизни великого ученого.

Сообщение учащихся о жизнедеятельности В.И.Вернадского.

Учитель. По Вернадскому, самая существенная особенность биосферы – это биогенная миграция атомов химических элементов, вызываемая лучистой энергией Солнца и проявляющаяся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов. Эта биогенная миграция атомов подчиняется двум биогеохимическим принципам:

  1. стремится к максимальному проявлению: возникает повсеместность жизни;

  2. приводит к выживанию организмов, увеличивающих биогенную миграцию атомов.

Теперь давайте рассмотрим состав биосферы и заполним пропуски в схеме, используя текст учебника.

Определение границ биосферы.

Используя дополнительный текст, укажите границы биосферы и факторы, ограничивающие эти границы (7 минут)

Подведение итогов заполнения таблицы “Оболочки Земли”

Оболочка Земли Особенности условий Ограничивающие факторы Границы жизни

Учитель. Хотя пластичность жизни и высокая все же пределы ее объективно существуют, и они определяют пределы развития биосферы. Биосфера представляет собой тонкую пленку, всего 20-40 км. Пленка жизни очень тонкая. Если живое вещество равномерно распределить по поверхности нашей планеты, то оно покроет ее слоем толщиной только в 2 см. Понятие “живое вещество” было введено В.И. Вернадским.

Учитель. Живое вещество играет колоссальную роль в преобразовании всех компонентов биосферы, лика и состава Земли и выполняет важные функции. (под запись)

Энергетическая функция. В основе лежит фотосинтетическая деятельность зеленых растений, которые аккумулируют солнечную энергию; за счет солнечной энергии протекают все жизненные явления на Земле.

Газовая функция. Обуславливает миграцию газов и их превращение, обеспечивает газовый состав биосферы; в процессе функционирования живого вещества появляются основные газы: кислород, азот, углекислый газ, сероводород, метан и др.

Концентрационная функция. Проявляется в извлечении и накоплении живыми организмами биогенных элементов окружающей среды; состав живого вещества существенно отличается от косного вещества планеты.

Окислительно-восстановительная функция. Заключается в химическом превращении в основном, содержащих атомы с переменной степенью окисления (соединения железа, марганца и др.); в результате происходит превращение большинства химических соединений, при этом на поверхности Земли преобладают биогенные процессы окисления и восстановления.

Средообразующая функция. Заключается в преобразовании физико-химических параметров среды в результате процессов жизнедеятельности.

В результате средообразующей функции в географической оболочки произошли следующие важнейшие события: был преобразован газовый состав первичной атмосферы; изменился состав вод первичного океана; на поверхности суши возник плодородный почвенный покров.

Деструкционная функция.

Обуславливает процессы, связанные с разложением организмов после их смерти, вследствие которой происходит минерализация органического вещества, то есть превращение живого вещества в косное; в результате образуются также биогенное и биокосное вещество биосферы.

Мертвое органическое вещество разлагается до простых неорганических соединений (углекислого газа, воды, сероводорода, метана, аммиака и др.), которые вновь используются в начальном звене круговорота. Этим занимается специальная группа организмов – редуценты (деструкторы).

Учитель. Только человек из всех живущих на Земле живых организмов, обладающий разумом, может пытаться осмыслить свое место в биосфере. По удачному выражению ученого эволюциониста, Джулиана Хаксли, “человек есть не что иное, как эволюция осознавшая саму себя”.

Человек, сформировавшийся как вид 30-40 тыс. лет тому назад, существо молодое. Ученый П.Тейяр де Шарден назвал период существования человека на земле секундой для эволюции. Но год от года воздействие человека на природу возрастет. Человек становится основной геологообразующей силой. В.И. Вернадский предвидел переход биосферы в сферу разума – ноосферу.

IV. Закрепление знаний.

Выполнение теста по теме “Биосфера”. (см. приложение)

V. Задание на дом.

Параграф 6.1, выучить записи в тетради к уроку, приготовить сообщение о воздействии человека на биосферу.

Приложение

9 класс. Биосфера.

1 ВАРИАНТ.

1. Совокупность всех живых организмов на Земле и всё объёмное пространство, которое заселено ими и находится под их воздействием, называется:

А) биомассой,

б) биосферой,

в) агроценозом,

г) экосистемой.

2.Биосфера включает:

а) живое вещество,

б) костное вещество,

в) биокостное вещество,

г) биогенное вещество,

д) вещества, находящиеся в состояние радиоактивного распада,

е) вещества рассеянных атомов,

ж) вещества космического происхождения.

3. К живому веществу биосферы относятся:

а) растения, б) животные, в) микроорганизмы, г) грибы, д) водоросли, е) почва, ж) вода, з) воздух.

4. К костному веществу биосферы относятся:

а) вода, б) воздух, в) животные, г) горные породы минерального происхождения, ж) почва, д) растения.

5. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) торф, б) каменный уголь, в) кислород, г) углекислый газ, д) нефть, е) известняк, ж) гранит, з) вода, и) природный газ, к) песок, л) глина.

6.К биокостному веществу биосферы относятся:

а) вода, б) почва, в) глина, г) песок, д) воздух, е) растения, ж) животные.

7.Решающее значение в преобразовании биосферы принадлежит живому веществу, так как оно способно:

а) аккумулировать и трансформировать солнечную энергию,

б) размножаться и этим обеспечивать непрерывность своей деятельности,

в) совершать химические реакции со скоростью, во много раз превышающей скорость реакций неживой природы.

8.Функция живого вещества, обеспечивающая обмен газов и поддержание постоянного состава биосферы – это:

а) биохимическая,

б) газовая,

в) концентрационная,

г) окислительно-восстановительная.

9.Биогенные элементы – это химические элементы:

а) жизненно необходимые организмам,

б) мало распространённые в составе живой природы.

10.К биогенным микроэлементам относятся:

а) железо,

б) медь,

в) цинк,

г) йод,

д) никель,

е) кремний.

11.Функция живого вещества, обеспечивающая окисление и восстановление вещества – это:

а) биохимическая,

б) газовая,

в) концентрационная,

г) окислительно-восстановительная.

. 9 класс. Биосфера.

2 ВАРИАНТ.

1. Границами биосферы являются:

а) нижняя часть атмосферы высотой 12-25 км, б) гидросфера (глубиной 8-10 км), в) литосфера (глубиной 2-3 км).

2. Живое вещество биосферы – это:

а) совокупность биомасс всех живых организмов на Земле, б) останки организмов на разных стадиях разложения, в) продукты переработки горных и осадочных пород живыми организмами.

3. Совокупность компонентов биосферы формирующихся без участия живых организмов – это:

а) биогенное вещество, б) костное вещество, г) живое вещество.

4. Органо-минеральные или органические продукты, созданные живым веществом биосферы, составляют: а) биогенное вещество, б) костное вещество, в) биокостное вещество, г) живое вещество.

5.Вещество биосферы, созданное живыми организмами вместе с неживой природой, составляет: а) живое вещество, б) костное вещество, в) биогенное вещество, г) биокостное вещество.

6. Ведущее значение в преобразовании биосферы принадлежит:

а) живому веществу, б) костному, в) биокостному, г) биогенному веществу.

7. Биосферные функции живого вещества: а) газовая, б) биохимическая, в) концентрационная, г) окислительно-восстановительные.

8. Газовую функцию живого вещества осуществляют: а) растения, б) животные, в) бактерии, г) грибы, д) водоросли.

9. К биогенным макроэлементам относятся: а) углерод, б) азот, в) кислород, г) водород, д) сера. Е) фосфор, ж) кальций, з) натрий, и) калий.

10. Функция живого вещества, связанная с извлечением и накоплением организмами биогенных элементов – это: а) биохимическая, б) газовая, в) концентрационная, г) окислительно-восстановительная.

11. Устойчивость биосферы обеспечивается: а) круговоротом веществ, б) постоянным притоком солнечной энергии, в) хозяйственной деятельностью человека, г) видовым разнообразием растений и животных.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-biosfiera-biologhichieskaia-sistiema.html

Ответы@Mail.Ru: Что такое биосфера?

БИОСФ˜ЕРА (от греч. bios — жизнь и сфера) , область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Термин «биосфера» введен в 1875 Э. Зюссом.

Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в т. ч. человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создано В. И. Вернадским (1926).

животно-растительная оболочка земли

БИОСФЕРА – (от греч. bios – жизнь и sphaira – шар) – англ. biosphere; нем. Biosphere. Область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, где живые организмы (живое вещество) и среда их обитания орга- нически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.

Да, биосфера это все живое на земле

Это пространство где существует жизнь, включает зоо сферу тоже.

всё живое (органическое) на земле

Энциклопедия «Кругосвет» БИОСФЕРА, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15-20 км) , верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана. Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э.

Зюсс в 1875, тогда как основы учения о биосфере, которые актуальны и в современной науке, были разработаны В. И. Вернадским. Биосфера состоит из живого, или биотического, и неживого, или абиотического, компонентов.

Биотический компонент — это вся совокупность живых организмов (по Вернадскому — «живое вещество») . Абиотический компонент — сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и других неорганических условий, в которых существуют живые организмы.

Жизнь в биосфере зависит от потока энергии и круговорота веществ между биотическим и абиотическим компонентами. Круговороты веществ называются биогеохимическими циклами. Существование этих циклов обеспечивается энергией Солнца. Земля получает от Солнца ок. 1,3Є1024 калорий в год.

Около 40% этой энергии излучается обратно в космос; 15% поглощается атмосферой, почвой и водой; остальная энергия — это видимый свет, первичный источник энергии для всей жизни на Земле.

Биосфе́ра — совокупность частей земной оболочки (лито, гидро и атмосфера) , которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. Термин «биосфера» был предложен Эдуардом Зюссом в 1875 году. Большой вклад в развитие учения о биосфере внёс Вернадский. Содержание.

1 Положения учения о биосфере 2 Вещество биосферы 3 Биогеохимия 4 История биосферы 4.1 Зарождение жизни 4.2 Современная биосфера 4.3 Будущее биосферы 5 См.

также 6 Ссылки Биосфера или сфера жизни Земли не занимает обособленного положения, а располагается в пределах других оболочек, охватывая гидросферу, тропосферу и верхнюю часть земной коры — её приповерхностный и почвенный слои.

Живые организмы встречаются и ниже почвенного слоя — в глубоких трещинах, пещерах, подземных водах и даже в нефтеносных слоях на глубине в сотни и тысячи метров.

В основе учения Вернадского лежат представления: 1) о планетарной геохимической роли живого вещества (совокупность всех живых организмов, существовавших или существующих в определённый отрезок времени, рассматриваемых как мощный геологический, фактор; в отличие от живых существ, изучаемых в биологии на всех уровнях их организации, начиная от молекулярного, живое вещество, в понимании Вернадского, как биогеохимический фактор, количественно выражается в элементарном химическом составе, массе и энергии) . 2) об организованности биосефры, являющейся продуктом сложного превращения вещественно-энергетического и информационного потоков живым веществом за время геологической истории Земли. В учении о биосфере выделяют следующие основные аспекты: энергетический, освещающий связь биосферно-планетарных явлений с космическими излучениями (в основном, солнечными) и радиоактивными процессами в земных недрах; биогеохимический, отражающий роль живого вещества в распределении и поведении атомов в биосфере и её структурах; информационный, изучающий принципы организации и управления, осуществляемые в живой природе; пространственно-временной, освещающий формирование и эволюцию различных структур биосферы в геологическом времени в связи с особенностями пространственно-временной организованности живого вещества в биосфере; ноосферный, изучающий глобальные эффекты воздействия человечества на структуру и химию биосферы

впервые слышу это слово, зато точно знаю что Билл милашка

БИОСФЕРА БИОСФЕРА (от био… и греч. sphaira — шар), оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов. Первые представления о Б. как «области жизни» и наружной оболочке Земли восходят к Ламарку. Термин «Б.» ввёл Э.

Зюсс (1875), понимавший её как тонкую плёнку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую «Лик Земли». Заслуга создания целостного учения о Б. принадлежит В. И. Вернадскому (на формирование его биосферного мышления большое влияние оказали работы В. В. Докучаева о почве как о естественноисторическом теле).

Основы этого учения, изложенные Вернадским в 1926 в книге «Биосфера» и разрабатывавшиеся им до конца жизни, сохраняют своё значение в совр. науке. Б. охватывает часть атмосферы до вые. озонового экрана (20—25 км), часть литосферы, особенно кору выветривания, и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2—3 км на суше и на 1—2 км ниже дна океана. Вернадский рассматривал Б.

как область жизни, включающую наряду с организмами и среду их обитания. Он выделил в Б. 7 разных, но геологически взаимосвязанных типов веществ: живое вещество, биогенное вещество (горючие ископаемые, известняки и т. д., т. е. вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами), косное вещество (образуется процессами, в к-рых живые организмы не участвуют, напр.

изверженные горные породы), биокосное вещество (создаётся одновременно живыми организмами и процессами неорганич. природы, напр. почва), радиоактивное вещество, рассеянные атомы и вещество космического происхождения (метеориты, космич. пыль). Центральное звено в концепции Вернадского о Б.— представление о живом веществе.

«Живые организмы — писал Вернадский — являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, её определяющей. Для того, чтобы в этом убедиться, мы должны выразить живые организмы как нечто целое и единое. Так выраженные организмы представляют живое вещество, т. е.

совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих, численно выраженное в элементарном химическом составе, в весе, в энергии. Оно связано с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением» Живое вещество распределено в Б. крайне неравномерно. Максимум его приходится на приповерхностные участки суши (особенно велика биомасса тропич.

лесов) и гидросферы, где в массе развиваются зелёные растения и живущие за их счёт гетеротрофные организмы. Более 90% всего живого вещества Б., образованного гл. обр. углеродом, кислородом, азотом и водородом, приходится на наземную растительность (97— 98% биомассы суши). Общая масса живого вещества в Б.

оценивается в 1,8— 2,5-1018 г (в пересчёте на сухое вещество) и составляет лишь незначительную часть массы Б. (3-1024 г). Тем не менее Вернадский, опираясь на многочисленные данные, считал живое вещество наиболее мощным геохимическим и энергетическим фактором, ведущей силой планетарного развития. Осн. источник биогеохимич.

активности организмов — солнечная энергия, используемая в процессе фотосинтеза зелёными растениями и нек-рыми микроорганизмами для создания органич. вещества, обеспечивающего пищей и энергией все остальные организмы. Благодаря деятельности фотосинтезирующих организмов ок. 2 млрд. лет назад началось накопление в атмосфере свободного кислорода, затем образовался озоновый экран, защищающий живые организмы от жёсткого космич. излучения; фотосинтез и дыхание зелёных растений поддерживают совр. газовый состав атмосферы.

совокупность всего живого на земле включающая литосферу гидросферу и тропосферу

помогите подобрать пример

Биосфера – внешняя оболочка Земли, населённая живыми организмами и преобразованная ими.

БИОСФЕРА – это живая оболчка земли всё

Биосфера- живая оболочка земли

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/9183099

Что такое биосфера

Биосфера – это оболочка земли, которая охватывает все живые организмы, среду их обитания, а также продукты жизнедеятельности. Впервые определение биосферы ввел австрийский ученый Зюсс в 1875 году. Однако содержание этого понятия было раскрыто только через пятьдесят лет академиком Вернадским.

1

Биосфера хоть и кажется чем-то необъятным, но все же имеет свои границы. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере, а если еще конкретнее – то в тропосфере и достигает озонового слоя Земли. Нижняя граница определена в слое литосферы и включает в себя всю гидросферу, а также небольшую часть литосферы. Общая толщина вертикального слоя биосферы составляет почти 20 км.

2

Структура биосферы включает в себя четыре основных вида веществ. Одним из наиболее важных считают живое вещество – это все тела, которые населяют Землю, независимо от того, к какой системе они принадлежат (микроорганизмы, животные, растения).

Вещества, которые живые организмы создают и перерабатывают в процессе их жизни, называют биогенным веществом. Это нефть, горючие сланцы, известняки и прочие. Существует также косное вещество. Оно, в отличие от биогенного, происходит без участия живых организмов.

Вещество, которое создается как живыми организмами, так и косвенными процессами, называется биокосное вещество.

3

Живое вещество выполняет в биосфере важные биохимические функции, благодаря которым обеспечивается постоянный круговорот веществ, энергии, целостность биосферы и ее существование. Газовая функция характеризируется постоянным газообменом между живыми и неживыми организмами.

Живые организмы выполняют этот газообмен за счет дыхания, а растения – за счет фотосинтеза. Концентрационная функция живого вещества отображает умение живых организмов накапливать в себе химические элементы. Благодаря этой функции, образовались скопления угля, торфа, нефти. Окислительно-восстановительная функция связана с химическими обменами веществ.

Она служит основой для метаболизма, а также пластического и энергетического обменов. Энергетическую функцию живого вещества в первую очередь выполняют растения. Для существования биосферы ей нужна энергия.

Зеленые растения улавливают солнечный свет и благодаря фотосинтезу создают химические тела – своеобразные накопители, которые становятся источником энергии для биосферы.

Биосфера – это земная оболочка, на которой живут и взаимодействуют живые организмы.

Она представляет собой совокупность растений, животных, грибов и бактерий и результатов их жизнедеятельности. Биосфера способна самостоятельно регулировать природные процессы, исключая объекты, которые противоречат процессам ее развития. Это активная оболочка земной поверхности, которая является геохимической силой всемирного масштаба.

Источник: https://sovetclub.ru/chto-takoe-biosfera

Биосфера – живая оболочка Земли

Впервые понятие ʼʼбиосфераʼʼ введено Ж.-Б. Ламарком в начале XIX столетия (1803 ᴦ.). В 1875 ᴦ. австрийский геолог Зюсс ʼʼвоскресилʼʼ термин ʼʼбиосфераʼʼ, а в 1914 ᴦ. термин использовал В.И. Вернадский, разработавший учение о биосфере- оболочке Земли, в формировании которой живые организмы играли и играют основную роль.

Биосфера – исторически сложившаяся, многокомпонентная, планетарная, саморегулирующаяся система живого вещества.

Факторами устойчивости биосферы являются: видовое разнообразие, круговорот веществ, эволюция видов, передача энергии, стабильная численность популяции.

Верхней границей биосферы является озоновый экран, расположенный на расстоянии около 16 км от поверхности Земли на полюсах и до 25 км – над экватором.

Нижняя граница жизни в литосфере теоретически определяется температурой 1000С. Живые организмы в трещинах нефтеносных скважин могут встречаться на глубинœе до 3 км от земной поверхности. В морях предельная для жизни температура встречается на глубинœе 11 км (Мариинская впадина в Тихом океане- 11020 м).

Подразделяют на три геосферы исходя из их фазового состояния: газовую оболочку – атмосферу; водную – гидросферу; твердую – литосферу.

Атмосфера – газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли. Через атмосферу осуществляется обмен вещества Земли с Космосом.

Атмосфера земли насквозь пронизывается мощной радиацией Солнца, определяющей тепловой режим поверхности планеты, вызывающей диссоциацию молекул атмосферных газов и ионизацию атомов.

Главными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон и углекислый газ. Одним из важнейших компонентов атмосферы является озон – О3 .

Гидросфера – совокупность всœех вод Земли: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических и атмосферных.

Гидросфера находится в тесной зависимости с литосферой (подземные воды), атмосферой (парообразная влага) и живым веществом биосферы.

Литосфера – верхняя ʼʼтвердаяʼʼ оболочка Земли, постепенно переходящая с глубиной в сферы с меньшей прочностью вещества.

Химический состав земной коры определяют немногие элементы, всœего восœемь – это: кислород, кремний, алюминий, желœезо, кальций, магний, натрий, калий, которые слагают основную ее массу.

Земная кора сложена горными породами различного типа и различного происхождения (осадочные, метаморфические, магматические).

В состав биосферы входят:

Ø Живое вещество – это совокупность существующих (или существовавших в определœенный отрезок времени) живых организмов, являющихся мощным геологическим фактором (растения, микроорганизмы, человеческое общество). Живое вещество отличается от неживого такими свойствами, как обмен веществ, подвижность, раздражаемость, рост, размножение, приспособляемость.

Ø Косное вещество – совокупность тех веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют (твердые, жидкие и газообразные соединœения).

Ø Биогенное вещество создается и перерабатывается жизнью, совокупностями живых организмов (каменный уголь, известняки, нефть, О2).

Ø Биокосное вещество – ϶ᴛᴏ почва, кора выветривания, всœе природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества.

Ø Радиоактивные вещества.

Ø Рассеянные атомы (создающиеся из живого вещества в результате воздействия космических частиц).

Ø Вещества космического происхождения.

Биосфере присущи биохимические функции:

Ø газовая – биогенная миграция газов в результате фотосинтеза и азотфиксация;

Ø концентрационная – аккумуляция и сосредоточение в определœенных местах рассеянных элементов во внешней среде;

Ø окислительно – восстановительная – превращение химических соединœений с элементами перемешанной валентностью (Al,Fe,Mg) – бывают в закисной и окисной формах;

Ø биохимические процессы – протекают в живых организмах.

Источник: http://referatwork.ru/category/ekologiya/view/536247_biosfera___zhivaya_obolochka_zemli

Конспект и презентация к уроку биологии «Биосфера – живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы» – Козлитина Е.Ю

Цель: конкретизировать знания о биосфере, её границах, структуре и компонентах.

Задачи.

1.Создать представления о биосфере на основе её главных признаков; сформировать знания о границах биосферы, её структуре; познакомить с учением В.И.Вернадского о биосфере.

2.Развивать умения учащихся работать с раздаточным материалом, текстом учебника; обогатить и усложнить словарный  запас; учить анализировать, выделять главное.

3.Создать условия для осмысления роли человека в биосфере; воспитание гордости за отечественных ученых, за страну.

Планируемые результаты: учащиеся конкретизируют и обобщают знания о структуре и компонентах биосферы.

Личная значимость изучаемого для школьника: понимание вклада  отечественных ученых в развитие науки, значение работ В.И.Вернадского.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Организация деятельности учащихся: решают экологические задачи, выполняют индивидуальные задания, работают с раздаточным материалом, текстом учебника, анализируют информацию, конкретизируют , делают выводы, слушают рассказ учителя и сообщение учащегося.

Развитие умений учащихся: использовать имеющиеся знания, анализировать информацию, работают с текстом и раздаточным материалом, делать выводы.

Основные понятия и термины урока: биосфера, структура биосферы, вещество: живое, биогенное, косное, биокосное,  границы биосферы.

Междисциплинарные связи:  география.

Оборудование: 1).наглядные пособия: таблица «Биосфера и её границы»; раздаточный материал: горные породы, минералы, почва, гербарии растений.

2)презентация на тему «Биосфера – живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы».

Источники информации: учебник «Общая биология» 11 класс,  Интернет- ресурсы (фотографии, тексты энциклопедий), работа В.И.Вернадского «Биосфера»

                                                Ход урока

1.Организационный момент.

приветствие; подготовка  аудитории к работе;

наличие учащихся.

2.Актуализация знаний и мотивация учащихся.

                                                                                                       Слайд №1

Эпиграф  «Виды живых организмов интегрированы в сообщества-биоценозы, в которых связаны пищевыми цепями и многими другими взаимодействиями» 

Вступительное слово учителя.

1.Работа с биологической терминологией.  (фронтальный опрос)

2.Решение экологических задач. (индивидуальный опрос)    Слайд №2-3

3.Дискуссия  на основе изученного материала                         Слайд №4

   Задание. Укажите отличия агроценозов от природных биоценозов

4.Самостоятельная работа.   Тестовая проверка знаний по теме «Агроценозы»

Резюме учителя

3.Изучение  нового материала.

Вступительное слово учителя.

-В любой исторический момент, включая настоящее время, различные систематические группы растений, животных, грибов и микроорганизмов занимают определённое место-среду обитания, получившую название биосферы, т.е. сферы Земли ,заселённой живыми организмами.

            Объявляется тема, задачи изучаемой на уроке темы.  Слайд №5-6

1.Работа с термином «биосфера».Первые представления о биосфере. Ж.-Б.Ламарк, Э.Зюсс. (рассказ учителя)                                           Слайд №7

2. Краткая биография В.И.Вернадского. (выступление уч-ся) Слайд№8                     3.Учение В.И.Вернадского «Биосфера».Составление плана изучения биосферы (совместно учитель, ученик, используя методический аппарат учебника с.487.)                                                                            Слайд №9

                                   План:

1)Компоненты биосферы.

2)Границы биосферы.

3)Структура биосферы

Компоненты биосферы.                                                              Слайд №10

Практическая работа с раздаточным материалом и текстом учебника.

«Изучение компонентов биосферы».

Границы биосферы                                                                     Слайд №11

??? Почему Вернадский проводил нижнюю границу биосферы по толще осадочных  и нефтеносных пластов?

???Почему нет жизни в атмосфере выше озонового слоя?

???Глубже 3-3,5км в литосфере?

!!! Границы биосферы  определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование  живых организмов.                                                        

Структура биосферы                                                                Слайд №12-14

Атмосфера

Гидросфера

Литосфера

????Почему жизнь сконцентрирована в основном на поверхности Земли и в приповерхностных водах океана?

4.Закрепление.                                                                         Слайд №15

1.Составить словарь терминов изученных на уроке –1 вариант

Дать толкование данным терминам– 2 вариант

2.Самостоятельная работа. Тестовая проверка знаний.

Резюме учителя.

5.Домашнее задание: повторить терминологию по теме «Биогеоценоз»,

  с.485-489 учебника.

Похожие образовательные материалы:

Источник: http://razrabotky.ru/load/11_klass/biologija/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_biologii_biosfera_zhivaja_obolochka_planety_struktura_i_komponenty_biosfery/41-1-0-1200

Биосфера – оболочка Земли

Урок- презентация «Биосфера – оболочка Земли»

Н.Ю.Камкина, учитель географии

Екатериновской средней школы

Жамбылского района

Северо-Казахстанской области

Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций.

Образовательные задачи урока:

  • сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;

  • гипотезы возникновения жизни на Земле,

  • закономерности распространения жизни на Земле.

Развивающие задачи:

  • убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;

  • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся,

  • формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.

  Тип урока: изучение и первичное закрепление новой информации.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: биосфера, ноосфера, реликты, биоценоз, живые организмы.

Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира своей местности.

 Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы.

Межпредметные связи: география, биология, экология, история, литература.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический

Методы познания: исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка.
Учебно-наглядный комплекс: схема «Строение биосферы», схема «Основные факторы, определяющие границы биосферы», презентация к уроку, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организованное начало урока.

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.

Психологический настрой:

Все друг к другу повернулись,

Все друг другу улыбнулись.

Повернулись и ко мне,

Улыбнитесь-ка и мне.

II. Постановка и решение УЗ

-Формулировка цели урока (самостоятельно).

-Активизация знаний

Какие оболочки Вы знаете?

Что они собой представляют?

 Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой.

  Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь.

Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты?

Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет.

1. Происхождение жизни на Земле.

-Как появилась наша Земля?

-Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?

Гипотезы о происхождение жизни

  • Божественная;

  • Самопроизвольного происхождения;

  • Жизнь существовала всегда;

  • Внеземное происхождение;

  • Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам.

2. Биосфера. Границы биосферы.

      Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в.

выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки.

На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В.И.Вернадский.

По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы.

Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?

Это наличие на ней жизни.

-Почему биосферу называют «пленкой жизни»?

-Что входит в понятие «биосфера»? (выслушиваются мнения учащихся)

Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры

Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.

Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород,
Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160. °С и давлением 0,001—3000  атм.

Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км.

Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.

Задаются вопросы на осмысление услышанного материала:

– Какую оболочку земли называют биосферой?

-Каковы границы распространения живых организмов?

  • Атмосфера – тропосфера + озоновый экран

  • Вся толща гидросферы

  • Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км.

– Какие сферы включает в себя биосфера?

Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала. (Стр.142-143)

– Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.

– Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка?

– Какова главная особенность живых организмов?

– Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?

– Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?

Задание №1. Проанализировать схему.

Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.

3. Взаимосвязь организмов. Биоценоз.

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части суши и воды.

Определим насыщенность жизни в биосфере.

Величины, характеризующие главный слой жизни

(по В.А. Успенскому)

Из приведенных данных отчетливо видно, что концентрации живого вещества в расчете на единицу площади насыщенного жизнью слоя биосферы падает по мере перехода от наземных условий к типичным океаническим.

– А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?

Работа с учебником (стр143)

Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.

Растения из неживой природы – минеральных солей, воды и уг­лекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необ­ходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные пи­таются растениями.

В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скаплива­ются их останки.

Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в

одинаковых природных условиях, называют биоценозом (по-гречески «био» — жизнь, «це­ноз» – общий).

– Назовите примеры биоценоза в природе, территории с одинаковыми природными условиями.

… болота, озера, луга, леса, пустыни.

4. Разнообразие организмов на Земле

Учащиеся изучают текст на стр143-145учебника и отвечают на вопросы:

– Сколько видов живых организмов на Земле?

– Что такое органический мир?

– Почему человек — часть органического мира?

– Назовите условия для существования организмов?

Задание №2. Составить схему «Условия существования организмов».

света

– Какие особенности характеризуют мир растений?

– Каковы особенности обитания живых организмов в Океане?

Живые организмы живут в различных средах обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела других организмов.

Задание №3.Проанализировать схему.

Все организмы связаны между собой обменом веществ и энергии.

– Где можно встретить живые организмы?

Организмы встречаются в самых необычных и очень суровых условиях: во льдах на вершинах гор, в безводных пустынях и соляных озерах, в подземных нефтяных пластах.

Задание №4. Составить кластер «Царства живых организмов»

Задание №5. Проиллюстрируете примерами на краеведческом материале.

Организмы разнообразны по форме и размерам.

Как Вы думаете, кто на Земле преобладает?

Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные.

-Основную массу составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему?

3/4 по видовому составу – животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения.

Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания.

Распространение организмов – неравномерно.

Основная масса сосредоточена на суше.

-Как Вы думаете, почему?

5.Экологические проблемы биосферы

Тысячелетиями человек брал из природы, не нарушая сложившего равновесия. Возможно ли современное развитие человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения?

Причины возникновения экологических кризисов в истории человечества?

-Назовите современные экологические проблемы:

  • Загрязнение воздуха;

  • Снижение плодородия почв;

  • Загрязнение водных источников;

  • Сокращение лесов;

  • Нерациональное использование природных ресурсов;

  • Сокращение видового разнообразия животных и растений;

  • Влияние окружающей природной среды на здоровье человека;

  • Охрана биосферы

Алгоритм решения проблемы:

-выдвижение гипотезы;

-совместный поиск оптимальных решений проблемы.

-В заключение учитель рассказывает учащимся об охране природы, показывает картины и обращает особое внимание на мероприятия, проводимые в той природной зоне, в которой находится школа.

Когда-то и я не убить не мог,

Что б ни летало над головой:

Садился за весла – ружье у ног,

Шел в чащу – заранее взводил курок,

На жатву брал дробовик с собой.

Стрелял и коршуна, и воробья,

Не разбираясь – друзья? Враги?

А ныне

На ток хожу без ружья,

Катаюсь по озеру без остроги.

Доверие птиц умею ценить:

Бывает легко на душе, когда

Случайно удастся жизнь сохранить

Птенцу, упавшему из гнезда.

Себя самого узнать не могу,

Осинки в лесу зазря не срублю,

В корнях родничок, что клад, берегу,

На муравейник не наступлю,

-Люблю все живое,

Живых люблю. Л.Яшин.

Первичное закрепление новой информации:

1. Задание «Установи соответствие».

А – Биосфера.

Б – Растения, животные и микроорганизмы

В – Ультрафиолетовые лучи и температура

Г – В.И. Вернадский.

Д – Размножение и приспособляемость

Е – Сферы, составляющие биосферу

1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами.

2. Академик, основоположник биогеохимии.

3. Естественные факторы, влияющие на организм

4. Виды живых организмов

5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы

6. Свойства живых организмов

2. Задание «Допиши слово».

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи – …

Растения из неживой природы – минеральных солей, воды и уг­лекислого газа под воздействием … выделяют необ­ходимые для жизни вещества и кислород.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота,

Взаимопроверка (на доске – правильные ответы)

Ключ:

1. суши

2. воды

3. неразрывной связи

4. зеленые растения

5. солнечных лучей

6. биоценозом

7. озера, луга, леса, пустыни

Взаимопроверка (на доске – правильные ответы)

Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5

Вывод по теме:

  • Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.

  • Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.

  • Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.

      Домашнее задание       1. Изучить § 49-50.       2.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…», составить экологический бюллетень по экологическим проблемам своей местности. / По выбору/.

      3.. Подготовить сообщение о В. И. Вернадском.

Источник: https://docbase.org/44220-biosfera-obolochka-zemli.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]