Презентация по биологии для 7 класса на тему «Введение в зоологию. Зоология – наука о животных»
Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии для 7 класса на тему «Введение в зоологию. Зоология – наука о животных»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Введение в зоологию.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ЗООЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОТНЫХ.
2 слайд Описание слайда:
ЖИВОТНЫЕ — ЧАСТЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА, ОНИ ИМЕЮТ СВОИ ПРАВА, ПОТОМУ ЧТО ОНИ РАЗУМНЫ. ЖАН-ЖАК РУССО А у вас есть домашние животные? А за какие качества они вам нравятся? Какое домашнее животное вы хотели бы завести? Почему?
3 слайд Описание слайда:
С незапамятных времён животные и человек неразрывно связаны друг с другом. Животные повсюду сопровождают человека, помогают ему, некоторые служат пищей. Те животные, которых наши предки приручили ещё задолго до нашего рождения, служат нам верой и правдой уже не одно столетие.
4 слайд Описание слайда:
Начало накопления человеком сведений о животном мире относится к каменному веку (палеолит). Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках животных на которых охотились.
5 слайд Описание слайда:
КАК НАУКА ЗООЛОГИЯ ЗАРОДИЛАСЬ В ДР. ГРЕЦИИ И СВЯЗАННО ЭТО С ИМЕНЕМ АРИСТОТЕЛЯ. Основоположник науки зоологии. Сделал первую попытку классификации животных. Подробно описал строение, образ жизни и распространение более 400 видов животных в своих сочинениях: «История животных», «Возникновение животных», «О частях животных». Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
6 слайд Описание слайда:
Началом познания мира микроскопических организмов и открытием возможности для его изучения послужило открытие, сделанное Антони ван Левенгуком в XVII веке. Левенгуком был изготовлен микроскоп.
7 слайд Описание слайда:
Антони ван Левенгук (1632—1723) Наблюдаемые объекты Левенгук зарисовывал, а свои наблюдения описывал в письмах (общим количеством около 300) Левенгук первым открыл эритроциты, описал бактерии (1683), дрожжи, простейших, волокна хрусталика, чешуйки (ссохшиеся клеточки) эпидермиса кожи, зарисовал сперматозоиды (1677), строение глаз насекомых и мышечных волокон. Нашёл и описал ряд коловраток, почкование гидр и т. п. Открыл инфузории и описал многие их формы.
8 слайд Описание слайда:
Карл Линней (1707-1778) В 1693 английский биолог Дж. Рей ввёл основное понятие систематики — вид, а в 1735 шведский натуралист К. Линней широко использовал это понятие для классификации животных и растений. Линней улучшил систему животных введением соподчинённых таксономических категорий (вид, род, отряд, класс). Карлом Линнеем было описано около 4 тысяч видов животных.
9 слайд Описание слайда:
Современная зоология — система наук о животных. Основные дисциплины зоологии, выделяемые по задачам исследования: Систематика животных. Морфология животных. Эмбриология животных. Физиология животных. Этология животных. Экология животных. Зоогеография.
10 слайд Описание слайда:
Систематика животных, называемая также таксономией животных, – раздел зоологии, занимающийся присвоением животным научных названий, описанием их видов и распределением (классификацией)последних по естественным группам на основании родственных (эволюционных) связей.
Морфология животных – учение о форме и строении животных организмов в их индивидуальном (онтогенез) и историческом, или эволюционном (филогенез), развитии. К морфологии животных относятся: анатомия, сравнительная анатомия животных, гистология, цитология, эмбриология. Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.
Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Этология – изучает поведение животных. Зоогеография – изучает распространение животных.
11 слайд Описание слайда:
Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.
12 слайд Описание слайда:
Разделы зоологии: Орнитология – раздел зоологии, изучающий птиц. Ихтиология – раздел зоологии, изучающий рыб. Протозоология –раздел зоологии изучающий простейших. Териология – изучает зверей, или млекопитающих. Герпетология – исследует рептилий и амфибий. Гельминтология – изучает все виды червей. Энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых.
13 слайд Описание слайда:
Предмет зоологии: Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру.
Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.
Зоология изучает различные группы животных, в том числе насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; особый мир животных представляют простейшие.
14 слайд Описание слайда:
ДЛЯ ЖИВОТНЫХ, КАК И ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ДРУГИХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ: Клеточное строение. Способность к питанию, дыханию, Выделению. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Размножение, рост, развитие.
Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.
15 слайд Описание слайда:
Животные отличаются от растений по следующим признакам: Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.
В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться.
Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу.
16 слайд Описание слайда:
Многообразие животного мира
17 слайд Описание слайда:
А много ли животных вы знаете ребята? Какие из этих животных обитают в России в дикой природе? Где обитают животные? А где в городе можно встретить диких животных? Какую роль играет человек в жизни диких животных?
18 слайд Описание слайда:
По данным Всемирного (Международного) союза охраны природы (ВСОП), на Земле существует более 1,2 млн видов животных. Больше всего насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — около 1 млн видов.
Известно около 70 тыс. видов моллюсков (улиток, двустворок, кальмаров) свыше 29 тыс. видов рыб.
Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного — около 9000 видов, еще меньше млекопитающих — около 5000 видов.
19 слайд Описание слайда:
Многообразие многоклеточных животных
20 слайд Описание слайда:
Многообразие одноклеточных животных:
21 слайд Описание слайда:
Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — за счет плавников. Большинство наземных животных при движении опираются на парные конечности.
Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м. а масса их тела — около 5 т.
Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле — синий кит длиной до 33 м. и массой до 150 т.
22 слайд Описание слайда:
Сравнительные размеры животных (простейшие дани в поле оптического микроскопа)
23 слайд Описание слайда:
Значение животных в природных сообществах: Животные — опылители растений(бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др).
24 слайд Описание слайда:
Значение животных в природных сообществах: Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния.
25 слайд Описание слайда:
Значение животных в природных сообществах: Важна регулирующая роль животных в природных сообществах, важны они и для человека. Так. хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей лесных и культурных растений.
26 слайд Описание слайда:
отрицательная роль животных в природных сообществах: Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.
Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая.
Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека
27 слайд Описание слайда:
Значение животных для человека: Для человека важное значение имеют дикие животные как объекты охоты. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов.
оленей, водоплавающих и лесных птиц. Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу.
28 слайд Описание слайда:
Значение животных для человека: Животноводство — содержание и разведение крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз, кур, уток — стало важнейшей отраслью сельского хозяйства. От его успехов зависит обеспеченность людей необходимыми продуктами. Одомашнивание животных продолжается до сих пор.
В последние десятилетия успению одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы но одомашниванию лося, глухаря, страусов. Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет разведение лабораторных животных — мышей, крыс, морских свинок.
Давно разводят декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.
29 слайд Описание слайда:
Значение животных для человека: Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство.
Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы. Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак.
В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.
30 слайд Описание слайда:
Памятники собаке: Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.
31 слайд Описание слайда:
Памятники собаке: На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.
32 слайд Описание слайда:
Памятники собаке: Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен своим хозяевам после их смерти.
33 слайд Описание слайда:
Памятники собаке: В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова.
На постаменте написаны его слова: “Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства”.
34 слайд Описание слайда:
Вывод: Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение:Зоология, морфология, анатомия, цитология,физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология.
35 слайд Описание слайда:
Вопросы: Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки входящие в её состав.
Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.
Какие признаки характерны для животных? В чём их отличие от растений? Как вы думаете, скажется ли исчезновении насекомых-вредителей на биоценоз в котором они обитают? Каким образом? Одинаково ли полезны все животные?
36 слайд Описание слайда:
Домашнее задание: Пронаблюдайте и запишите в тетрадь всех животных, которые будут встречаться вам по дороге в школу , домой, или на прогулке! В течении нескольких дней. По данному списку сделайте вывод о том, каково разнообразие животных в нашем городе! Напишите рассказ о диком животном, занесённом в Красную книгу РФ! Укажите, почему вы выбрали именно его!
37 слайд Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=12987
Урок №2. Введение. Современная зоология
Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс
Тип урока – комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с.
3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопроверкой; работа в парах или малых группах — классификация животных при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.
Планируемые результаты
Предметные
Научиться объяснять значения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о животных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; характеризовать систематическую категорию, выделяя ее составляющие; классифицировать животных, пользуясь современными систематическими категориями.
Метапредметные УУД
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.
Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Зоология – наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.
Ход урока
Актуализация знаний
Каковы черты сходства и различия между расте-
ниями и животными?
Для чего надо знать зоологию?
Отличие животных и растений
Признаки | Растения | Животные |
Питание | Автотрофное (фотосинтез). | Гетеротрофы (мертвой органикой – сапрофиты, живой – хищники, паразиты). |
Строение клетки | Есть целлюлозная оболочка, вакуоли. хлоропласты. Нет клеточного центра (только у некоторых одноклеточных). | Нет оболочки, вакуолей (за исключением пищевых у простейших), хлоропластов. имеется клеточный центр. |
Ткани | Образовательная. покровная, проводящая, механическая, основная | Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. |
Органы | Вегетативные: корень, побег (стебель, листья, почки)Репродуктивные: цветок, семя, плод | Соматические: органы опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной, покровной, эндокринной систем.Репродуктивные: органы половой системы. |
Запасные вещества | Крахмал, белки, жиры. | Жиры, гликоген, белки. |
Способность к передвижению в пространстве | Перемещаются только жгутиковые одноклеточные. для многоклеточных характерны тропизмы(фототропизм – движение к свету). | Для большинства животных характерно активное движение |
Способность к росту | На протяжении всей жизни | Для большинства животных только в молодости. |
Активность в поисках пищи | Не активны. | В большинстве своем активны. |
Проявление раздражимости и возбудимости | Проявления у растений резко отличаются от привычных форм двигательной и нервной деятельности животных. | Имеются (раздражимость у всех, высшая нервная деятельность у более высокорганизованных). |
Выводы:
Растения и животные – живые организмы, животные имеют общие с растениями признаки в строении, что сведетельствует об их родстве. 2. Относительность различий между животными и растениями – следствие общности их происхождения, еще одно подтверждение существования генетического единствва органической жизни на Земле.
3. Различия между растениями и животными указывает на непрерывность процесса эволюции.
Изучение нового материала
Зоология изучает представителей самого большого царства живых организмов — царства животных. Животные, как и растения и все другие живые организмы на Земле, состоят из клеток, растут, развиваются, размножаются, дышат, питаются.
В процессе эволюции у животных сформировались и развились органы, из органов состоят системы органов, например опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная, выделительная. Каждый орган имеет особое строение и выполняет определенные функции.
В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.
Клетки животных отличаются от клеток растений строением оболочки, в которой нет целлюлозы, и отсутствием пластид. Есть много других особенностей, отличающих животных от растений. Об этом вы узнаете в процессе изучения данного курса.
В настоящее время существует очень много наук, изучающих животных, например: этология — наука о поведении животных; зоогеография — о закономерностях распространения и распределения животных на Земле; энтомология — о насекомых; ихтиология — о рыбах; орнитология — о птицах и т. д.
Значение зоологических знаний. Знания, полученные в результате изучения животного мира, имеют и практическое значение для деятельности человека.
Так, разработаны безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и запасов продовольствия
Велики достижения зоологов в вопросах искусственного разведения ценных видов рыб, акклиматизации промысловых позвоночных животных и некоторых беспозвоночных как кормовой базы рыб.
За последние годы выведено много новых пород домашних и сельскохозяйственных животных, повышена их продуктивность. Успешно идет одомашнивание диких животных
Общепризнаны успехи российской науки в сохранении животных, находившихся на грани вымирания. Благодаря усилиям ученых восстановлена численность соболя и бобра, лося и сайгака, калана и морского котика.
Интересны научные открытия, позволяющие лучше понять ход эволюции животных (исторического развития животного мира), закономерности их размещения на планете.
Многие особенности строения и жизнедеятельности животных изучены и используются в технике. Идет быстрое развитие наук, соприкасающихся с зоологией, — биофизики, биохимии, молекулярной биологии и радиобиологии
Трудно переоценить значение зоологических знаний для охраны природы. Создавая заповедники и заказники, человек стремится сохранить на планете многообразие животного мира. Исчезновение даже одного, пусть самого малочисленного вида — это безвозвратная потеря для биосферы, для эволюции, для человечества.
Классификацияживотныхвзоологии
Классификация зоологических разделов
Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.
Классификация их построена на основе двух основных принципов: по объекту изучения и по задачам для науки.
классификация животных
Классификация по объектам для изучения
Маммология (териология) – наука о животных класса млекопитающих.
Герпетология – о пресмыкающихся и земноводных.
Ихтиология – о рыбах.
Орнитология – о пернатых (птицах).
Энтомология – о насекомых.
Акарология – о клещах.
Арахнология – о паукообразных.
Малакология – о морских и океанских моллюсках.
Карцинология – о ракообразных. –
Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории: систематика – раздел, занимающийся классификацией и определением места в системе органического мира для каждого представителя животных;
Классификация животных и их систематические группы, 7 класс,Бология
зоогеография – наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
морфология – наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения; филогенетика – изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
генетика – рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
гистология – изучает клеточное строение тканей; палеозоология – наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
цитология – наука о клетке и ее строении; этология – изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
эмбриология – занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
экология – изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
физиология – особенности всех процессов жизнедеятельности;
анатомия – изучает внутреннее строение животных.
Что такое систематика и классификация живых существ.
Современная зоология XXI век – время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.
Что такое зоология современного этапа развития?
Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы: Что представляет собой животный мир? По каким законам он живет и какими особенностями обладает? Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях? Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных? Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой. Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.
По задачам исследования зоология распадается на ряд основных дисциплин.
Систематика животных имеет целью описание многообразия видов, систематизацию их по признакам сходства и различия, установление иерархии таксонов, построение естественной системы, отображающей пути исторического развития животного мира.
Морфология животных исследует внешнее и внутреннее строение животных (их анатомию).
Сравнительная и эволюционная морфология сопоставляет строение животных разных систематических групп, устанавливая закономерности их исторического развития. Филогенетика изучает пути эволюции животного мира. Эмбриология животных — их индивидуальное развитие (онтогенез).
Экология животных — взаимоотношения их между собой и с другими организмами, а также неорганическими факторами среды обитания.
Этология — поведение животных в сравнительном и эволюционном плане.
Зоогеография — раздел зоологии и физической географии, исследует распределение животных на суше и в воде, а также факторы, определяющие это распределение.
Палеозоология изучает вымерших животных прежних геологических эпох; она тесно связана с филогенетикой и эволюционной морфологией.
Физиология животных, исторически возникшая как одна из ветвей зоологии, развивалась в самостоятельную биологическую науку, изучающую функции животного организма. По объектам исследования зоологию подразделяют на ряд подчинённых дисциплин.
Самостоятельная работа
1.Ответить на вопросы
По каким признакам классифицируются науки о животных?
Почему охранять животных и заботиться об их видовом многообразии должен каждый человек на Земле?
2.ВИКТОРИНА «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗООЛОГИИ»
1. Какое животное было одомашнено первым?
собака
корова
кот
2. Как называется первое учения о животных?
История животных
происхождение видов
система природы
3. Когда стало возможно изучение микроскопических животных?
в 16 в.
в 17 в.
в 18 в.
4. Кто предложил систематику растений и животных в 1735 г. ?
Дарвин
Линней
Блуменбах
5. Как называется основная единица систематики?
вид
род
класс
6. Какое самое крупное деление в систематике?
род
отдел
царство
7. Благодаря чему были описаны изменения видов животных?
ископаемые останки
состав почв
состав воды
8. Кто предложил идею о эволюции?
Чарльз Дарвин
Карл Линней
Чарльз Уоллас
9. В каком веке появилась систематика?
в 17
в 18
в 19
10. Сколько насчитывается видов животных?
1,5 млн
2 млн
5 млн
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Зоология – это наука о животных. История развития зоологии Рогозин Сергей Краткая история развития зоологии. Основные этапы развития зоологии Марина Илюшенко – Читайте подробнее на :
Биоуроки
Сайт YouTube: /
Хостинг презентаций
–
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_2_vvedenie_sovremennaya_zoologiya_074836.html
Разделы зоологии. Задачи науки
Зоология – часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. По задачам исследования зоология распадается на ряд основных дисциплин.
Систематика -описание многообразия видов, систематизацию их по признакам сходства и различия, установление иерархии таксонов, построение естественной системы, отображающей пути исторического развития животного мира.
Морфология -исследует внешнее и внутреннее строение животных (их анатомию).
Сравнительная и эволюционная морфология сопоставляет строение животных разных систематических групп, устанавливая закономерности их исторического развития.
Филогенетика изучает пути эволюции животного мира.
Эмбриология – индивидуальное развитие (онтогенез).
Экология – взаимоотношения их между собой и с др. организмами, а также неорганическими факторами среды обитания.
Этология – поведение животных в сравнительном и эволюционном плане.
Зоогеография – раздел зоологии и физической географии, исследует распределение животных на суше и в воде, а также факторы, определяющие это распределение.
Палеозоология изучает вымерших животных прежних геологических эпох; она тесно связана с филогенетикой и эволюционной морфологией.
Физиология животных, исторически возникшая как одна из ветвей зоологии, развивалась в самостоятельную биологическую науку, изучающую функции животного организма.
По объектам исследования З.
подразделяют на ряд подчинённых дисциплин: протозоологию – науку об одноклеточных животных, гельминтологию – о паразитических червях, малакологию – о моллюсках, карцинологию – о ракообразных, арахнологию – о паукообразных, акарологию – о клещах, энтомологию – о насекомых, ихтиологию – о рыбах и рыбообразных, герпетологию – о земноводных и пресмыкающихся, орнитологию – о птицах, териологию – науку о млекопитающих, и т. п. Зоология пользуется разнообразными методами исследования, общими для многих биологических дисциплин. Зоология тесно связана с др. биологическими науками, а также с медициной и ветеринарией.
Некоторые разделы зоологии входят как составная часть в такие комплексные дисциплины, как паразитология, гидробиология, эпизоотология, эпидемиология.
Так, например, для медицинской и ветеринарной паразитологии особое значение имеет изучение животных – паразитов человека, домашних и полезных животных и животных – переносчиков возбудителей болезней.
Зоологические исследования лежат в основе организации мероприятий по борьбе с животными – вредителями сельского и лесного хозяйства. Многие беспозвоночные животные – некоторые моллюски, ракообразные, насекомые (пчела, тутовый шелкопряд и др.
) используются человеком как источник пищевых продуктов и как сырьё для технических целей. Эколого-зоологические исследования лежат в основе мер по воспроизводству рыбных запасов, по регулированию численности объектов охотничьего хозяйства, акклиматизации полезных животных.
История зоологии как науки
Аристотель написал первые сводки о животных (452 вида). Он описал их поведение и особенности их обитания. Разделил их на бескровных и животных с кровью. Его называют «отцом» зоологии. В средние века был определенный застой.
В эпоху Возрождения начинается интенсивное изучение флоры и фауны нашей планеты. Колумб, Марко Поло, Магеллан и др. Возникла необходимость систематизировать новые знания. Закладываются зачатки ботаники, зоологии и т.д.
«История животных» Геснера (швейцарец) на тот момент была самой совершенной сводкой. Он также пытался систематизировать животных.
Труды Рея и Линнея послужили началом современной систематики, появления бинарной номенклатуры. В конце XVIII начале XIX веков вышли работы Кювье по палеонтологии.
Он утверждал, что все части и органы животных находятся в связи и изменение одного из них, влечет изменение других. Отсутствие некоторых видов (при наличии останков) связаны с периодическими катастрофами.
До середины XIX века господствовали метафизические взгляды о неизменности видов животных.
Линней был одним из ее последователей. В 30-ые года XIX века появилась теория клеточного строения Шнейдера и Шванна. Они заложили фундамент единства животных и растений. Позже Ламарк развил теорию Линнея, он также являлся основателем эволюционного учения.
1859 – вышел в свет труд Дарвина (основатель эволюционной теории). Термин «экология» ввел Геккель, а основателем экологии считают Рулье. Его учениками были Северцев (эволюц.
ж), Богданов (зоогеограф), Сетченов (физиология нервной деятельности), Мечников и Ковалевский (эмбриолог. учение) и др.
Семейство моржиные (odobenidae)
Экологические группы, миграция рыб
Особенности воды как среды обитания
Экология рыб, амфибий, млекопитающих
Хищные млекопитающие, клювоголовые
Происхождение хордовых
Основные черты организации позвоночных
Систематика надотряда Акулы и Скаты
Лопастеперые, ганоидные рыбы
Источник: http://biofile.ru/bio/15738.html
Что такое зоология? Что изучает наука зоология?
Образование 16 января 2015
Современный органический мир со всей его многообразной биомассой можно разделить на пять царств живой природы:
- животные;
- растения;
- грибы;
- бактерии;
- вирусы.
Изучением каждого из них занимается целый комплекс наук. Мы рассмотрим, какие науки занимаются изучением представителей царства животных, как данные дисциплины называются, с каких пор возникли и каких результатов на сегодняшний день добились.
Наука зоология
Главная наука, посвятившая себя изучению многообразия и образа жизни животных, – зоология. Именно она является тем фундаментом, на котором держатся знания о братьях наших меньших.
Что такое зоология? Ответить одним предложением вряд ли получится. Ведь это не просто одна сухая наука, построенная на теории, это целый комплекс разделов и поднаук, собирающих материалы обо всем, что касается животного мира.
Поэтому ответить на этот вопрос можно примерно так: зоология – это наука о той части биомассы нашей планеты, которая относится к животным.
Таким образом, объектом изучения зоологии являются все животные – от простейших одноклеточных до многоклеточных млекопитающих.
Предметом данной науки считают изучение внешнего и внутреннего строения, физиологических процессов, распространения в природе, образа жизни и особенностей поведения, взаимодействия между собой и с окружающим миром.
Цели и задачи науки
Более полно понять, что такое зоология, помогут ее цели и задачи как науки. Цели заключаются в следующем:
- изучить особенности функционирования, строения, эмбрионального и исторического развития всех представителей животных;
- рассмотреть способы приспособления к условиям среды и проследить особенности этологии;
- определить их роль в системе органического мира;
- выявить роль человека в охране и защите животного мира.
В связи с поставленной целью задачами зоологии являются такие пункты:
- Изучение внешнего и внутреннего строения, а также физиологических особенностей всех представителей животных.
- Сопоставление их потребностей и ареалов их обитания.
- Установление значения и роли отдельных групп в природе и хозяйственной деятельности человека.
- Проведение анализа систематики животного мира, определение наиболее уязвимых групп, обеспечение их охраны и защиты.
Рассмотрев цели, задачи, объект и предмет зоологии, можно с уверенностью сказать, что изучает зоология именно животный мир во всех его проявлениях.
Видео по теме
Классификация зоологических разделов
Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.
Классификация их построена на основе двух основных принципов: по объекту изучения и по задачам для науки. Рассмотрим обе.
Классификация по объектам для изучения
- Маммология (териология) – наука о животных класса млекопитающих.
- Герпетология – о пресмыкающихся и земноводных.
- Ихтиология – о рыбах.
- Орнитология – о пернатых (птицах).
- Энтомология – о насекомых.
- Акарология – о клещах.
- Арахнология – о паукообразных.
- Малакология – о морских и океанских моллюсках.
- Карцинология – о ракообразных.
- Протозоология – об одноклеточных (простейших).
- Гельминтология – о паразитических червях.
Классификация зоологических разделов по задачам
Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории:
- систематика – раздел, занимающийся классификацией и определением места в системе органического мира для каждого представителя животных;
- зоогеография – наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
- морфология – наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения;
- филогенетика – изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
- генетика – рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
- гистология – изучает клеточное строение тканей;
- палеозоология – наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
- цитология – наука о клетке и ее строении;
- этология – изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
- эмбриология – занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
- экология – изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
- физиология – особенности всех процессов жизнедеятельности;
- анатомия – изучает внутреннее строение животных.
Зоология позвоночных животных
Что такое зоология позвоночных животных? Это такой раздел, который занимается изучением всех представителей животного мира, имеющих хорду (в течение жизни преобразующуюся в позвоночный столб со спинным мозгом).
В задачи этой учебной дисциплины входит знакомство учащихся с внешними и внутренними особенностями всех классов позвоночных животных, их поведение и образ жизни, распространение и роль в природе и жизни человека.
Основными отличительными особенностями позвоночных, которые характерны только для этой группы, являются следующие:
- Только у них имеется хорда – прародитель позвоночника. У некоторых видов она так и остается на всю жизнь, но у большинства перерастает в позвоночник.
- Нервная система таких животных четко дифференцирована на головной и спинной мозг (за исключением строго хордовых, у которых она остается всегда в виде нервного тяжа над хордой).
- Пищеварительная система у представителей разных классов открывается наружу ротовым отверстием на передней части тела, конец пищеварительной трубки преобразуется у морских обитателей в жабры. У наземных внутри формируются легкие.
- У всех представителей имеется сердце – центр кровеносной системы.
Именно таким животным и посвящен раздел зоологии о позвоночных животных.
Зоология беспозвоночных животных
Что изучает зоология беспозвоночных животных? Это особенности строения, образа жизни и значения в природе всех животных, не имеющих вышеперечисленных признаков. К таким животным относятся представители следующих типов:
- губки;
- кишечнополостные;
- кольчатые, круглые и плоские черви;
- моллюски;
- иглокожие;
- членистоногие (паукообразные, насекомые, ракообразные).
Беспозвоночные составляют большую часть из всех известных животных. Кроме того, они играют важную роль в хозяйственной деятельности человека.
Также многие представители беспозвоночных являются вредителями, приносящими людям большие неприятности (паразитические черви, пожиратели урожая и посевов и так далее).
Именно поэтому изучение беспозвоночных имеет важное значение и представляет большой научный интерес.
Зоология простейших
К простейшим относятся все одноклеточные животные. А именно:
- саркомастигофоры (амебы, лучевики, фораминиферы, солнечники);
- жгутиконосцы (вольвокс, эвглена, трипаносома, опалина);
- инфузории (ресничные и сосущие инфузории);
- споровики (грегарины, кокцидии, токсоплазмы, малярийный плазмодий).
Некоторые амебы, инфузории и все споровики являются опасными возбудителями серьезных заболеваний и у людей, и у животных. Поэтому подробное изучение их жизненного цикла, способов питания и размножения является важной частью в поиске методов борьбы с ними. Именно поэтому зоология простейших является не менее важным разделом науки, чем все остальные.
Краткий очерк развития науки
Данная наука очень занимательная. Зоология увлекала и прельщала многие умы во все времена. И это, безусловно, оправданно. Ведь наблюдение за братьями нашими меньшими действительно очень интересное и полезное занятие.
Основные этапы, которые проходило развитие зоологии, мало чем отличаются от таковых в других науках. Это основные четыре периода:
- Древнее время. Древняя Греция – Аристотель, Древний Рим – Плиний старший.
- Средневековье – время застоя. Все науки находились под влиянием церкви, изучение всего живого было строго запрещено.
- Эпоха Возрождения – самый активный период в развитии зоологии. Накоплено множество теоретических и практических данных о жизни животных, сформулированы основные законы, введена в обиход систематика и таксоны, бинарная номенклатура названий животных и растений. Самыми громкими именами в этот период стали: Чарльз Дарвин, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Жорж Кювье, Джон Рей, Сент-Илер, Антони ван Левенгук.
- Новое время относится к XIX-XX веку. Это период развития знаний о молекулярном и генетическом строении животных, открытие биогенетических законов и механизмов эмбрионального и физиологического развития животных всех типов. Самые громкие имена: Сеченов, Геккель и Мюллер, Мечников, Ковалевский.
Современная зоология
XXI век – время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.
Что такое зоология современного этапа развития? Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы:
- Что представляет собой животный мир?
- По каким законам он живет и какими особенностями обладает?
- Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях?
- Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных?
Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой.
Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.
Источник: fb.ruОбразование
Френология – это что такое? Что изучает наука френология?
Современная наука является следствием бурного развития научной мысли в восемнадцатом-девятнадцатом веке. В то время научный подход ко многим событиям только начинал формироваться, и ученые создавали массу направлений,…
Образование
Кто такой биолог? Что изучает наука биология?
Биологом именует себя преподаватель этой дисциплины в учебном заведении, специалист в области генетических исследований, сотрудник ботанического сада или зоопарка. Так все-таки, кто такой биолог? Что это за профессия?…
Образование
Что такое этология животных? Что изучает наука этология?
Что такое этология? Это наука, изучающая поведение животных. В целях исследования определенного вида необходимо наблюдать за ним в естественной обстановке. Однако чтобы изучить принципы, лежащие в основе наблюдаемого …
Образование
Что такое эмбриология? Что изучает наука эмбриология?
Наука биология включает в себя целый рад различных разделов, потому что сложно одной дисциплиной объять все то многообразие живого и изучить всю ту обширную биомассу, что предоставляет нам наша планета.Каждая н…
Образование
Паралингвистика – это… Что изучает наука?
Эта статья позволит читателю определить значение термина “паралингвистика”, детально разобрать ее значение в жизни человека, изучить особенности и функции данной науки и ознакомиться с краткой историей.Что пре…
Образование
Что изучает наука иппология? Слово о лошадях
Чем дальше человечество отходит от природы, тем меньше рядовой обыватель знает и помнит о ней. К примеру, о том, что изучает наука иппология, скажет далеко не каждый. А многие даже не знают, что таковая существует. Бо…
Образование
Что изучает наука физиология? Физиология человека и микроорганизмов
Физиология – это наука о том, как функционируют органы и системы живых организмов. Что изучает наука физиология? Больше, чем любая другая биологическая наука, она изучает биологические процессы на элементарном уровне …
Духовное развитие
Что такое магия? Древнейшая из наук!
С давних времен существует круг людей, которые способны управлять тонкими энергиями и повелевать не известными пока науке силами. Их называют магами, колдунами, чародеями, волхвами, делят по принадлежностям к полюсам …
Здоровье
Что такое биохимия? Что изучает биохимия
Что такое биохимия? Биологическая или физиологическая биохимия – наука о химических процессах, которые лежат в основе жизнедеятельности организма и тех, что происходят внутри клетки. Цель биохимии (термин происх…
Новости и общество
Предмет и объект философии. Что изучает эта наука?
Сегодня во всем мире ведутся многочисленные дискуссии в отношении различных направлений науки, объясняющей мир. Объектом философии является общество, зачастую природа или отдельный человек. Другими словам…
Источник: http://monateka.com/article/187513/