Эпиграф: «Мне надо понять самому, а чтобы понять самому, надо думать сообща». (Б.Васильев)
МБОУ «Синьял-Покровская СОШ» Чебоксарского района ЧР
Подготовил учитель биологии Федотова Валентина Петровна
15.12.2018г.
Тема урока: « Цветение и опыление растений »
«Мир — это пчела, сидящая на цветке» ( В. А. Солоухин)
Цели :
Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром. Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве. Воспитательные. Научить любви и бережному отношению к дикой природе. Раскрыть о значении Красной книги, сохранности видов и популяций.
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор
Опыление-перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика
После опыления происходит оплодотворение (С.Г.Навашин)
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся . Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел.Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется….
Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка
перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пес тика другого цветка
Перекрестное опыление растений насекомыми
- Признаки насекомоопыляемых растений:
- Яркий и пышный околоцветник;Много крупной , тяжелой пыльцы;Аромат ;Наличие нектара.Наличие неприятного запаха
- ( гниющего мяса)
В тропиках цветки опыляются крошечными птицами – колибри.
Ссылки на фото:
http://www.nat-geo.ru/article/52/gallery/19/115/http://allcouncil.ru/2011/07/http://enistro.ru/publ/konoplja_posevnaja/2-1-0-104
Биология цветения и оплодотворения [1959 – – Бахчеводство]
НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Анекдоты Ссылки Карта сайта О сайте
Процессы цветения и оплодотворения в литературе освещаются противоречиво. Ряд авторов считают арбуз типичным перекрестноопылителем (Краинский, 1905; Кузнецов, 1915; Вильморен, 1925; А. Н.
Харузин, 1928; Козлов, 1929; Беккер-Диллинген, 1932; И. П. Павлов, 1933; Сафронов, 1933 и др.).
Случайное получение плодов без опыления в условиях строгой изоляции объясняли явлениями партеногенеза (Спаланцани, 1785; Сажере, 1826).
Рис. 1. Цветки арбуза: 1 – мужской; 2 – чисто женский без тычинок; 3 – пестичный гермафродитный
Другие авторы утверждают наличие у арбузов неполного гермафродизма (Серенж, 1849; Гросье, 1888; Мунсон, 1892; Марта, 1791; Паммель, 1892; 1894; Миллер и Пах, 1894; Бейме, 1924; Н. И. Вавилов, 1922; 1925; С. М. Букасов, 1925; Роза, 1925; Кнут, 1928; С. Рытов, 1928; К. И. Пангало, 1934).
Роза (1925) и С. Н. Лутохин (1927, 1929) путем опыления рылец гермафрбдитных цветков пыльцой того же цветка доказали наличие у арбузов автогамии.
Всесоюзным институтом растениеводства была установлена связь между полом цветка и формой плода. Оказалось, что раздельнополым сортам свойственна удлиненная форма плода, а гермафродитноцветковым – шаровидные плоды. К последним относится большинство сортов арбуза.
Исключение составляют толстокорые субтропического типа сорта из южных влажных районов и из районов Средней Азии, хотя они имеют раздельнополые цветки, но образуют шаровидные плоды. Эти данные указывают на необходимость изыскания закономерностей биологии опыления арбузов в сортовом и экологическом разрезах.
Цветки арбуза имеют светло-зеленую чашечку и спайно лепестный серно-желтый венчик. Число чашелистиков всегда соответствует числу лепестков и равно 5, отклонения от этой цифры весьма редки. Тычинок три, из них две сдвоенные.
Пестик варьирует по длине: у длиниоплодных сортов он доходит до 7-9 мм, у сортов шароплодных он равен 4-6 мм. Рыльце также может быть коротким и более вытянутым в связи с изменчивостью длины пестика.
Ширина рыльца составляет 4-5 мм, оно имеет желтовато-зеленоватую окраску и состоит обычно из трех лопастей.
Каждая лопасть рыльца соответствует отдельной плаценте завязи, которых бывает также большей частью 3; иногда попадаются плоды с 4 и 5 плацентами, в этом случае и рыльце бывает 4-5 – раздельным, а в цветке имеется 4-5 тычинок. Таким образом, по количеству тычинок и лопастей рыльца в цветке можно узнать плацентность завязи.
Рис. 2. Плаценты у арбуза: а – после снятия коры, б-в поперечном разрезе
Это совпадение числа плацент и лопастей рыльца приобретает еще больший интерес в связи с другой зависимостью, которая существует между числом плацент в завязи и величиной плодов, развивающихся из этих завязей. В результате просмотра большого числа плодов разных сортов арбуза нами установлено, что из многоплацентных завязей развиваются наиболее крупные плоды на растении.
В гермафродитном цветке тычинки находятся на уровне рыльца и облегают его со всех сторон, лишь иногда оставляя узкие щели между пыльниками. Верхняя сторона рыльца обычно открыта, доступна для посещения насекомых. Несмотря на близость пыльников к рыльцу,
самоопыление без вмешательства посторонних факторов, главным образом насекомых, обычно не происходит, ибо пыльники трескаются с наружной стороны, а пыльца у арбуза тяжелая и не переносится ветром.
Культурные сорта арбузов обычно развивают 2-4 и максимум 5-8 плодов на растении. Однако женских цветков на нем бывает в несколько раз больше (от 15 до 60). Число мужских цветков достигает до 400-600, на мелкоплодных сортах цветков еще больше.
Цветки у абруза одиночные, они появляются в пазухах листьев, главным образом на боковых побегах (иногда и на главном стебле), женские цветки обычно закладываются через 2-3 междоузлия.
Цветение арбуза в степных районах Европейской части СССР начинается в первых числах июля и продолжается до усыхания плетей. Первыми обычно появляются мужские цветки, но при выращивании арбузов в более северных районах часто первыми появляются женские цветки.
Мужские цветки цветут один день, а женские 1-2 дня, в зависимости от полноты опыления. Полностью опыленные цветки закрываются в день опыления и не раскрываются вновь.
Неопыленные цветки бывают раскрыты два дня и свертываются только на ночь. Такие же случаи наблюдаются и в пасмурную погоду. Раскрывание цветков начинается одновременно с наступлением рассвета, а закрывание – в 16 часов.
Еще задолго до начала закрывания, в 11-12 часов дня, почти всю пыльцу уносят насекомые.
Рыльца еще в нераскрытом цветке становятся липкими. Зерлость у них наступает за 3-4 дня до раскрытия цветка, а последней стадией, когда рыльце способно воспринимать пыльцу, является стадия сомкнувшихся после отцветания лепестков и начала почернения его. Это наблюдается к концу второго дня после раскрытия цветка.
Пыльца в бутонах имеет белый молочный цвет, а в цветках за 24 часа до раскрывания – светло-желтую окраску, которая при высыпании пыльцы из пыльников становится ярко-желтой. Момент высыпания пыльцы из пыльников наступает чаще всего несколько позднее раскрытия лепестков цветка.
На поверхности зрелых пыльников и на пыльце имеются яркожелтые капельки маслянистого вещества, придающего пыльце свойство прилипать ко всем соприкасающимся с ней предметам. Рыльце также липкое. Пыльцевое зерно, прилипая к рыльцу, через 15-20 минут начинает прорастать.
Пыльца становится способной к прорастанию еще за сутки до раскрывания цветка, а потеря способности к прорастанию у нее в полевых условиях наступает одновременно с засыханием цветка.
Слияние яйцеклеток с ядрами пыльцы происходит через 4-5 часов после попадания пыльцы на рыльце, то есть в 9-10 часов утра.
Техника искусственного опыления сводится к нанесению пыльцы на рыльце женского цветка при помощи кисточки или прикладыванием мужского цветка к женскому. В качестве изоляторов с успехом применяются матерчатые мешочки, надеваемые на отдельные цветки.
Пергаментные изоляторы затрудняют вентиляцию и способствуют перегреванию воздуха в них, что препятствует нормальному оплодотворению.
Марлевые изоляторы для арбузов совершенно ненадежны, ибо через них проникают к изолированному цветку муравьи – главные опылители арбузов.
В утренние часы (от 6 до 10) пыльца и рыльце наиболее активные, поэтому происходит лучшее оплодотворение завязи. В работе Портера (1933) указано, что очень высокая температура препятствует оплодотворению и рост пыльцевых трубок утром идет быстрее, чем среди дня.
С. Н. Лутохин (1947) установил, что нанесение на рыльце капли 3%-ного раствора борной кислоты весьма сильно стимулирует оплодотворение и завязываемость плодов. Если 35-40 женских цветков в обычных условиях дают 1-2 плода, то в его опытах из 30 обработанных бором цветков было получено 11 плодов, причем сахаристость последних была повышенной.
Количество пыльцы, необходимое для оплодотворения и нормального развития плода, зависит от количества семяпочек, число которых в завязи колеблется в пределах 400-1000. Следовательно, для полного оплодотворения завязи необходимо до 1000 пыльцевых зерен.
После работ Лутохина (1928) и Роза (1925) (), доказавших наличие автогамии у арбузов, этот вопрос мало разрабатывался в дальнейшем. Наличием автогамии у арбузов можно объяснить сортовую устойчивость некоторых сортов в несортовых посевах.
Исследованиями была доказана высокая фертильность пыльцы из гермафродитных цветков и ее положительная роль в самоопылении арбузного растения. Пыльца гермафродитных цветков по своей оплодотворяющей способности не уступает пыльце с чисто мужских цветков.
Преобладание автогамии над другими видами опыления у сортов арбузов, имеющих гермафродитные цветки, выяснилось лишь после того, как было установлено, что главными опылителями их в большинстве степных районов являются муравьи, трипсы и другие насекомые с малым радиусом действия (Филов, 1935).
Оказалось, что муравьи и трипсы посещают цветки арбуза ранее всех других насекомых, в первый момент их раскрытия, что видно из таблицы 3.
В Поволжье 21/VII 1934 г | |||||
4-5 | 6 | 19 | – | – | 22 |
5-6 | 22 | 43 | – | – | 51 |
6-7 | 12 | 16 | 2 | 1 | 25 |
7-8 | 18 | 10 | 1 | 5 | 21 |
8-9 | 10 | 11 | 9 | 5 | 23 |
9-10 | 13 | 4 | 10 | 4 | 20 |
10-11 | 10 | 9 | 11 | 3 | 22 |
11-12 | – | 31 | 20 | 10 | 57 |
12-13 | 4 | 16 | 3 | 1 | 21 |
13-14 | 15 | – | 1 | 4 | 11 |
14-15 | 5 | 13 | 1 | – | 23 |
Всего | 115 | 172 | 58 | 33 | 296 |
На Кубани 26/VII 1935 г | |||||
4-6 | 19 | 1 | – | – | 42 |
6-8 | 13 | 3 | 15 | 6 | 198 |
8-10 | 4 | – | 21 | 8 | 198 |
10-12 | 1 | – | 8 | 5 | 230 |
Всего | 37 | 4 | 44 | 19 | 668 |
Нами было подсчитано в 6 часов утра число опыленных и неопыленных рыльцев на 100 женских цветках арбуза. Оказалось, что все рыльца были до начала лёта пчел и шмелей полностью вымазаны прилипшей к ним пыльцой. Видимо, пыльца была принесена муравьями и трипсами.
Пчелы же, посещая цветки, производят главным образом дополнительное запоздалое опыление, которое малоэффективно.
Таким образом, муравьи являются почти единственными опылителями гермафродитных сортов арбузов, а это объясняет механизм их самоопыления в естественных условиях степных районов СССР.
Роль муравьев как постоянных и активных посетителей цветков арбуза признают также Л. Е. Кревченко (1935), А. Н. Невкрыта (1953), Ф. А.
Ткаченко (1954), однако они отводят в опылении арбузов все же главную роль пчелам. Это, очевидно, объясняется применяемой ими методикой исследования. В опытах А. Н.
Невкрыта не были изучены самые ранние сроки опыления с 4 до 7 часов утра, оттого и не была замечена активная роль муравьев.
Нами был поставлен опыт по изучению пространственной изоляции у арбузов с гермафродитными цветками. Опытные делянки имели площадь 300 м2. Ассортимент был подобран таким образом (мать – арбуз Желтокорый), чтобы по гибридным растениям первого поколения можно было установить степень засоренности этих делянок в результате опыления их сортом с общего массива арбуза.
Результаты этого опыта следующие.
В середине общего массива было гибридных растений 19%, на опытных делянках рядом с массивом – 3,6, на расстоянии 10 м от массива – 0,7, на расстоянии 20 м – 0,6, на расстоянии 50 м – 0,6% и на расстоянии 100 м гибридных растений уже не обнаруживалось.
Этот опыт дает возможность наметить примерную пространственную изоляцию для гермафродитных сортов арбуза, высеянных на площади 300 м2. Более крупные массивы следует удалять дальше друг от друга, но необходимо проверить, нужна ли многокилометровая изоляция посевов арбуза в степях.
Опыление и оплодотворение растений. Половое размножение
Половое размножение характерно для большинства растений, за исключением некоторых водорослей.
Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают перекрестное опыление и самоопыление (рис.1).
Рис.1 Виды опыления цветковых растений
При самоопылении происходит перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика в пределах одного и того же цветка.
В природе самоопыление происходит редко, зачастую еще в бутонах, до раскрытия цветка (пшеница, горох, фасоль, фиалка, томат).
Главное преимущество самоопыления — оно не зависит от погодных условий и насекомых, поэтому осуществляется при любых условиях. Не все обоеполые цветки являются самоопыляющимися.
Большинство растений дают полноценные семена только при перекрестном опылении.
Опыление, при котором пыльца тычинок одного цветка попадает на рыльце пестика другого, называют перекрестным. Перекрестное опыление осуществляется насекомыми и ветром. Реже — птицами, летучими мышами и водой.
Строение цветков насекомоопыляемых растений разнообразно (вишня, слива, яблоня, сирень, роза и многие другие). Они имеют ярко окрашенный или белый венчик и сильный запах. Цветки крупные или собраны в соцветия.
Запах цветков и их яркая окраска привлекают насекомых. Пчелы, шмели, мухи, бабочки, жуки и муравьи питаются пыльцой и нектаром цветка. Нектарники, расположенные в глубине цветка, выделяют нектар до тех пор, пока цветок не завянет.
Тело насекомого, пытающегося добраться до нектарников, обильно покрывается пыльцой. Перелетая с одного цветка на другой в поисках пищи, они переносят прилипшую к их телу пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других.
Опыление ветром возникло в процессе эволюции как приспособление к неблагоприятным условиям. Надежда на немногочисленных тогда мух, бабочек, пчел и других насекомых была слабой. Позже насекомых стало больше.
Но наряду с насекомоопыляемыми растениями, существуют опыляемые ветром. Это многие злаковые травы лугов, степей и саванн, обитатели леса (береза, ольха, осина, дуб, орешник), пустынь и полупустынь (полыни, солянки) (рис.2).
У ветроопыляемых растений бывает очень много пыльцы. Она легкая, сухая и мелкая. Околоцветник отсутствует или плохо развит и не препятствует движению ветра. Перистые рыльца пестиков приспособлены к улавливанию пыльцы. Тычиночные нити длинные и свисающие. Раскачиваясь на ветру, они распыляют зрелую пыльцу.
Большинство ветроопыляемых растений цветет до распускания листьев, что облегчает опыление. Но оно зачастую зависит от погоды. В облачные, дождливые дни осадки смывают пыльцу и тем самым снижают урожай.
Искусственное опыление осуществляет человек, перенося пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Такое опыление требует больших затрат времени и трудно осуществимо на больших площадях. Чаще всего к нему прибегают при выведении новых сортов.
Оплодотворение (рис.2) происходит после опыления.Пыльца, или пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную, тонкую пыльцевую трубку.
Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В завязи образуются семязачатки (семяпочки).
Снаружи они защищены покровами, а внутри находится зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток.
Рис.2 Процесс двойного оплодотворения
Одна из клеток в зародышевом мешке — яйцеклетка, это женская половая клетка (женская гамета). Другая — крупная центральная клетка.
В пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские гаметы) — спермии. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых клеток (гамет) называется оплодотворением.
Из оплодотворенной яйцеклетки впоследствии разовьется зародыш растения. Второй спермий сливается с крупной центральной клеткой. Из нее образуется ткань эндосперм. В клетках этой ткани накапливаются питательные вещества для развития зародыша.
Покровы семязачатка превращаются в семенную кожуру. Таким образом два одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит двойное оплодотворение (открыл у лилейных русский ученый в 1898 г. Г.Навашин).
После оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод.
Опыление — перенос пыльцы на рыльце пестика.
Бывает самоопыление — внутри закрытого цветка (горох, пшеница) и перекрестное: насекомыми — цветки яркие, с запахом (яблоня, сирень, роза); ветром — цветки без околоцветника, распускаются до появления листьев, много мелкой легкой пыльцы (береза, дуб, полынь). Искусственное опыление проводит человек.
После опыления происходит оплодотворение — процесс слияние мужских и женских половых клеток — гамет. Двойное оплодотворение — два спермия из пыльцы, достигнув завязи пестика по пыльцевой трубке, оплодотворяют две женские гаметы.
При слиянии яйцеклетки и спермия образуется зародыш. При слиянии второго спермия и центральной клетки образуется эндосперм (запас питательных веществ). Из покровов семязачатка образуется кожура семени, а из стенки завязи пестика — плод.
Таблица загружается |
Нет данных |
двойное оплодотворение перекрестное опыление самоопыление
Цветение, опыление и оплодотворение
В физиологическом смысле цветение – это комплекс процессов, протекающих в период от заложения цветка до оплодотворения.
Процесс цветения делят на две фазы: I) инициацию заложения цветочных зачатков; 2) развитие из зачатков цветков вплоть до их раскрывания.
Цветок может возникнуть из верхушечной меристемы главного или боковых побегов или из тех и других. Когда растение достигает этапа половой зрелости, некоторые или все апикальные меристемы на его побегах перестают закладывать листья и начинают формировать части цветка.
В клетках меристемы, готовой к заложению цветка, усиливается синтез нуклеиновых кислот, увеличивается количество рибосом и белков.
Кроме того, изменяется состав синтезируемых белков, повышается активность некоторых ферментов. Одновременно увеличивается количество митохондрий, дыхательных субстратов и усиливается дыхание меристематических клеток.
В меристеме увеличивается количество митозов и образуются новые клетки, дающие начало цветку.
Сначала увеличивается конус нарастания, затем он превращается в цветковый (флоральный) бугорок. В его меристеме первоначально выделяются три зоны: периферическая, средняя и центральная. Из периферической зоны формируются элементы околоцветника, из средней – андроцей, а из центральной – гинецей.
У большинства видов двудольных растений первыми закладываются чашелистики или листочки околоцветника, затем пыльники. В результате выделяется центральная часть, превращающаяся в пестик, последними закладываются лепестки. Апикальная меристема после образования всех частей цветка теряет свою активность.
Зачатки органов одного круга цветка всегда возникают одновременно.
Затем заложенные органы начинают расти. Первыми растут чашелистики, защищающие органы цветка, потом тычиночные нити, пестик и лепестки. Постепенно лепестки приобретают окраску, соответствующую виду. Окраска лепестков обусловлена каротиноидами (пигментами хромопластов), антоцианами (пигментами клеточного сока) и зависит от кислотности клеточного сока.
В ранний период своего формирования цветок является актиноморфным. У видов, имеющих зигоморфные или асимметричные цветки, они возникают из актиноморфных в результате последующего неравномерного роста элементов околоцветника.
В случае образования соцветия клетки меристемы побега, быстро делясь и растягиваясь, образуют сначала ось соцветия, затем начинается заложение цветков.
В пыльниках происходит микроспорогенез, образуются микроспоры. Из каждой микроспоры формируется мужской гаметофит – пыльца, состоящая из двух клеток – генеративной и клетки трубки – и покрытая двумя оболочками – экзиной и интиной.
В завязи образуется семязачаток, состоящий из нуцеллуса, двух интегументов и семяножки (фуникулуса). В семязачатке происходит мегаспорогенез и образуются четыре мегаспоры.
Одна из них делится и из нее развивается женский гаметофит, называемый зародышевым мешком и содержащий гаплоидную яйцеклетку, синергиды, антиподы и диплоидное вторичное (центральное) ядро.
У большинства растений к моменту опыления все элементы женского гаметофита сформированы.
Пыльца и ткани пестика имеют разные свойства, влияющие на активность ферментов, химические реакции и физиологическое состояние. Особенно большие различия в значениях pH: у пыльцы рН>7, у рыльца рН
Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»
Компьютер, проектор, компакт-диски, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых растений, схемы механизма опыления.
Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке:
- http://portfolio.1sept.ru/?p=work&id=559148 опыление растений
- https://urok.1sept.ru/articles/501737/ цветок – орган семенногоразмножения
- https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=212205 способы опыления у покрытосеменных растений
- https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310257 соцветия
- https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311450 рождение цветка
- http://www.studik.ru/138953131799586/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F тесты к уроку
- http://www.skazka.com.ru/people/brazil/0000027brazil.html легенды о цветках.
для проведения урока используется также
- материалы компакт- дисков «Биология» 6-11 класс» лабораторная работа,
- Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2005 г.
- Биология. Весь школьный курс. 1С: Репетитор. 200] г.
Программные средства: Microsoft Power Point, Word, Excel, Office, Front Page, используются учителем для подготовки материалов к уроку; используются учащимися при самостоятельной работе и при подготовке презентаций, сайтов, рефератов.
Отличительная особенность данного урока:
Подготовка материалов, анимированных средствами: Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проверка знаний учащихся с помощью компьютера. Приложние № 1, Приложение № 2
Работа учителя на уроке:
- объяснение определения цветения, основных типов опыления
- организация самостоятельной работы учащихся с использованием учебника, компьютера, раздаточного материала. Работа включает просмотр слайдов и материалов компакт- дисков.
Описание деятельности учащихся:
- Изучение процессов цветения и опыления с помощью подготовленных учителем материалов.
- Изучение выбранных учителем материалов компакт- дисков.
- Лабораторная работа с использованием гербарий.
- Участие в обсуждении пройденной темы.
Вид классной доски:
- Дата.
- Название темы
- Названия новых слов.
- Схема «Образование плода»
- Схема «Типы опыления»
- Домашнее задание.
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
- типы опыления, краткая характеристика каждого типа опыления
- признаки ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений.
- 2-3 примера названий растений из каждой группы. Названия растений из каждой группы.
- лабораторная работа «Строение цветков ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений»
Межпредметные связи на уроке:
- География – распространение растений на разных материках
- Математика – подсчет количества нектара и количества полетов пчелы
- Экология – охрана цветущих растений
- Музыка – прослушивание музыки
- Литература – стихотворения о цветах.
Домашнее задание, в том числе те, при подготовке которых должен быть использован компьютер:
- Прочесть параграф учебника 24.
- Знать материалы, данные учителем на уроке и записанные в тетради.
- Подготовить средствами Microsoft Power Point презентацию, как по общей теме урока, так и более мелким темам.
Цели и задачи урока
- Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
- Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
- Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе
План урока:
Что нужно изучать?
Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.
Опыление – необходимое условие для процесса оплодотворения, происходящего в цветке. Типы опыления. Факторы, обеспечивающие опыление растений.
Насекемоопыляемые и ветроопыляемые растения. Особенности строения цветков в связи со способом опыления. (Лабораторная работа).
Искусственное опыление.
Операционально-исполнительский этап
Урок начинается с музыки с компакт- диска «Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2005 г.»
Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми.
Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.
- Цветы, как люди, на любовь щедры, И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая,
- Как маленькие теплые костры.
Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
- Всю жизнь цветы не оставляют нас Прекрасные наследники природы. Они приходят к нам в рассветный час,
- В закатный час заботливо уходят.
- Вопросы к учащимся:
- Какие растения называются цветковыми?
- Что такое цветок?
- Какого строение цветка?
- Какие части цветка являются главными и почему?
- Какова основная функция цветка?
- (работа с материалами компакт- дисков «Биология» 6-11 класс» лабораторная работа)
Таким образом мы выяснили, что цветок — орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.
Наша задача сегодня познакомиться с процессом цветения, опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.
Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами. Слайд 5
Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.
Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление?
- Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь)
- Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления: Слайды 6, 7
- Вопросы для беседы:
- Что такое самоопыление?
- Для каких растений оно характерно?
- Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)
- Самоопыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.
- Самоопыление растений
- Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата.
- Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.
- Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыления?
- Предполагаемый ответ: самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.
- Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений? Слайд 8
- Перекрестное опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.
Перекрестное опыление
Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.
В чем сущность перекрестного опыления?
Какое опыление встречается чаще?
Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?
Предполагаемый ответ: при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.
А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению? Слайд 9
При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.
- Кто или что чаще принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении?
- Предполагаемый ответ : чаще всего принимают участие ветер и насекомые.
- В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.
- Вопрос:Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?
- Приспособления растений к опылению насекомыми: Слайд 10
- Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например:
- Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка;
- Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек- бражников, имеющий длинный хоботок
- Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу.
- Пчела Майя принесла нам задание: слайд 11
- Ответ: слайд 12
- Физкультминутка. Слайд 13
Растения опыляемые ветром называются ветроопыляемые. Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром?
- Приспособления растений к опылению ветром: Слайд 14
- Какие ветроопыляемые растения вы знаете?
- Ответ: Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей и другие.
Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Кто может быть опылителем?
Ответ: Птицы, млекопитающие.
В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато выделяется очень много, что и привлекает птиц- опылителей. Слайд 15
Кроме птиц и насекомых в опылении растений могут участвовать млекопитающие, например, летучие мыши. Слайд 16
У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Слайд 17.
Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление– опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.
- Каким образом осуществляется искусственное опыление?
- Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений. Слайд 18
- Растениям растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление.
- Почему?
- Предполагаемый ответ: так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.
- Среди растений есть много таких, у которых развиваются и перекрестно- и самоопыляемые цветки. Слайд 19
Например: цветки кислицы, яснотки, сердечника, Иван – чая, седмичника, майника. Давайте прочитаем про них в учебнике.
Первичная проверка усвоения материала
- Выполнение лабораторной работы в рабочей тетради.
- Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Признаки | Насекомоопыляемые растения | Ветрооыляемые растения |
1. Крупные яркие цветки | ||
2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия | ||
3. Наличие нектара | ||
4. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия | ||
5. Наличие аромата | ||
6. Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество | ||
7. Крупная липкая шероховатая пыльца | ||
8. Растут большими скоплениями, образуя заросли | ||
9. Растения цветут весной до распускания листьев |
- Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак
- «+», если нет, то «-»
- Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.
Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )
Закрепление
А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла одно письмо из цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.
Ваша задача – найти в стихах Незнайки биологические ошибки.
- 1. Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне –
- Давайте мы туда заглянем !
(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)
2. Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру.
(У одуванчика соцветие корзинка)
3. Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла.
(Берёза опыляется ветром)
4. Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.
(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)
5. Как на нашей грядке Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.
(Горох – самоопыляемое растение)
Рефлексивно-оценочный этап
- -Чем вы занимались на уроке? (Рассмотрели схему образования плода, основные типы опыления)
- -Какие типы опыления вы знаете? (Самоопыление и перекрестное опыление)
- -Для чего вы изучали различные типы опыления? (В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению)
- Затем совместно определяем задание на дом.
Прочитать параграф, поработать словарем, ответить на вопросы в конце параграфа, осмыслить записи в тетради. Подготовить средствами Microsoft Power Point презентацию, как по общей теме урока, так и более мелким темам.
В конце уроке подвожу итоги и мотивирую учащихся на изучение следующей темы:
Что, по вашему мнению, вам предстоит изучать на следующем уроке?
22.05.2010