Регуляция процессов жизнедеятельности – биология

Регуляция процессов жизнедеятельности Организмов

Регуляция процессов жизнедеятельности - биология

Cлайд 1

Регуляция процессов жизнедеятельности Организмов. 8 класс Л.А. Куликова Учитель биологии МОУ школа № 166 г. Самара

Cлайд 2

Впервые идея о существовании физиологических механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды организма, была высказана французским ученым-физиологом Клодом Бернаром В первой половине ХХ в.

Для определения состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма в непрерывно меняющейся внешней среде, американский физиолог Уолтер Кеннон предложил термин гомеостаз (греч.

gomoios – равный, одинаковый; stasis – состояние)

Cлайд 3

Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) – процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови).

Cлайд 4

Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нем жизненных процессов. Такая координация достигается благодаря согласованной деятельности координирующих (регулирующих) систем: нервной и гуморальной

Cлайд 5

Заполните таблицу по материалам параграфа 7 стр. 31 Тип регуляции Нервная Гуморальная Быстродействие Принцип работы Носитель Действующее вещество Происхождение

Cлайд 6

Тип регуляции Нервная Гуморальная Быстродействие Быстрая Медленная Принцип работы Электричество Диффузия Носитель Нервы Жидкие среды Действующее вещество Медиаторы Гормоны Происхождение Молодая Древняя

Cлайд 7

Гормо ны (греч. Ορμόνη) — сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани-мишени.

Железы внутренней секреции (эндокринные железы) – органы, которые вырабатывают специфические вещества и выделяют их непосредственно в кровь или лимфу. Этими веществами являются гормоны – химические регуляторы, необходимые для жизни.

Cлайд 8

Щитови дная железа (лат. glandula thyr(e)oidea) — эндокринная железа у позвоночных, хранящая йод и вырабатывающая йодосодержащие гормоны, (тироксин) участвующие в регуляции обмена веществ и росте отдельных клеток… Миксидема Базедова болезнь

Cлайд 9

Фитогормоны — низкомолекулярные органические вещества, вырабатываемые растениями и имеющие регуляторные функции. Ауксины (от греч. auxo — увеличиваюсь, расту) — стимуляторы роста плодов (побегов) Гиббереллины — являются стимуляторами роста растений, ускоряют развитие листвы, созревание семян Цитокинины— это класс гормонов растений, которые стимулируют деление клеток.

Cлайд 10

Гипоталамус (hypothalamus) — отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды. Под контролем Г. находятся такие железы внутренней секреции, как гипофиз, щитовидная железа, половые железы ,поджелудочная железа, надпочечники и др.

Cлайд 11

Гипофиз (от греч. hypóphysis — отросток), нижний мозговой придаток (hypophysis cerebri, glandula pituitaria), железа с внутренней секрецией, играющая у всех позвоночных животных и у человека ведущую роль в гормональной регуляции.

Источник: http://bigslide.ru/biologiya/169-regulyaciya-processov-zhiznedeyatelnosti-organizmo.html

Презентация к уроку (биология, 6 класс) по теме: Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Слайд 1

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ биология 6 класс Автор Гизбрехт Юлия Владимировна учитель химии и биологии МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Слайд 2

Цели урока 1 : познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности; Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных; раскрыть особенности строения нервной системы беспозвоночных, позвоночных; с формировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; п родолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.

Слайд 3

Решите биологические задачи Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете? Задача №1 Рис. 1 Рис. 2

Слайд 4

Задача №2 Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц? Рис. 3

Слайд 5

Задача №3 Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните. Рис. 4

Слайд 6

Задача №4 Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей высокое и сильно сжатое с боков у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении у акул – торпедообразное В связи с чем могли развиться такие особенности строения? Рис. 5 Рис . 6 Рис. 7

Слайд 7

Основные процессы, регулирующие и координирующие жизнедеятельность организмов регуляция раздражимость координация чувствительность

Слайд 8

РАЗДРАЖИМОСТЬ ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ; СПОСОБНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОПРЕДЕЛЁННОЙ РЕАКЦИЕЙ.

Слайд 9

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВОЙСТВО ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА ВОСПРИНИМАТЬ РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ОТ СОБСТВЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ.

Слайд 10

РЕГУЛЯЦИЯ НАПРАВЛЕНИЕ, УПОРЯДОЧИВАНИЕ.

Слайд 11

КООРДИНАЦИЯ СОГЛАСОВАНИЕ, СОПРОДЧИНЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КАКИМИ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ, ПОНЯТИЯМИ.

Слайд 12

Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов . Изучите рисунки на стр. 114 и 115 учебника.

Слайд 13

Рис. 8 Светочувствительный глазок (стигма) – специальный органоид светоощущения

Слайд 14

Рис. 9 Инфузория туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают её и координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а движение инфузории – хаотичным.

Слайд 15

Движения простейших Та́ксисы Тропизмы

Слайд 16

Та́ксис (от древнегреческого τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.

Слайд 17

Тропизмы (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

Слайд 18

Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

Слайд 19

В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития: 1-й этап – диффузная, или сетчатая система (гидра); 2-й этап – узловая нервная система (дождевой червь); 3-й этап – нервная трубка (человек). Рис.14

Слайд 20

Диффузная нервная система — представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ — реагирует все тело. Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12

Слайд 21

Узловая нервная система , или сложная ганглионарная система — представлена у членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы — ганглии .

У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы.

У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). Рис. 13

Слайд 22

Нервная трубка зачаток центральной нервной системы у хордовых; в ходе эволюции видоизменяется в головной и спинной мозг. Рис. 14

Слайд 23

РАССМОТРИМ СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ Рис. 15

Слайд 24

Работа с учебником: В учебнике на стр.118 изучите рисунок «строение головного мозга позвоночных животных», определите: отделы головного мозга; размеры отделов головного мозга разных животных; предположите вес головного мозга позвоночных, представленных на рисунке. Найдите в учебнике (§17) информацию о коре больших полушарий головного мозга.

Слайд 25

В основе нервной деятельности лежат РЕФЛЕКСЫ – НАЙДИТЕ В §17 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ; – ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

Слайд 26

Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы. Вопрос: Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?

Слайд 27

Цели урока 2 : ПРОДОЛЖИТЬ ЗнакомСТВО с регуляцией процессов жизнедеятельности; Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов С ПОМОЩЬЮ ЭНДОКРИННОГО АППАРАТА; Раскрыть ПОНЯТИЕ ГОРМОНЫ; с формировать представление о роли ЭНДОКРИННОЙ системы в регуляции процессов жизнедеятельности; п родолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.

Слайд 28

Эндокринная система (греч. endon внутри + krino отделять, выделять ) — система желез внутренней секреции.

Эндокринные железы, которые образуют эту систему, выделяют в кровь около 20 видов разных химических веществ, которые называются гормонами. Кровь доносит гормоны к определенным тканям, которые называются мишени.

Это ткани, чувствительные к определенным гормонам, такие, на которые эти гормоны могут оказать длительное воздействие.

Слайд 29

Рассмотрим строение эндокринного аппарата на примере человека Рис 16

Слайд 30

Гипофиз Рис. 17 Гипофиз выделяет гормоны , регулирующие деятельность других желез, так же он влияет на рост, управляет работой желез груди, выделяющих молоко, способствует вырабатыванию этого молока, управляет количеством выделяемой мочи, приказывает яичкам мужчины производить сперму, а яичникам женщины яйцеклетку.

Слайд 31

Регуляция у растений Химическая координация у растений осуществляется так называемыми ростовыми веществами , которые можно считать аналогом гормонов животных . Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе. Рис. 18

Слайд 32

Изучите рисунки в учебнике на стр. 122 и 123 Ответьте на вопрос: Наблюдали ли вы такие явления у растений? Приведите примеры.

Слайд 33

Запомните: Гормональная регуляция по сравнению с нервной осуществляется гораздо медленнее, но даёт более длительный эффект.

Слайд 34

Работаем в рабочей тетради по вопросам № 14 , 15 учебника на стр. 126. УДАЧИ!

Слайд 35

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/03/01/koordinatsiya-i-regulyatsiya-protsessov-zhiznedeyatelnosti

Нейрогуморальная регуляция. Видеоурок. Биология 8 Класс

В ходе этого урока мы ознакомимся с нейрогуморальной регуляцией, а также с понятиями прямой и обратной связей.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Нейрогуморальная регуляция

В нашем организме для постоянной регуляции физиологических процессов используется два механизма – нервный и гуморальный.     

Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы. Для нее характерна быстрота реакции. Нервные импульсы распространяются с большой скоростью – до 120 м/с по некоторым нервам. Нервная регуляция характеризуется  направленностью процесса, четкой локализацией нервных влияний.

Гуморальная регуляция – это древнейшая форма взаимодействия между клетками многоклеточного организма. Химические вещества, образующиеся в организме в процессе его жизнедеятельности, поступают в кровь, тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества  действуют на деятельность его органов, обеспечивают их взаимодействие.

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями:

– отсутствие точного адреса, по которому направляется химическое вещество, поступающее в кровь и другие жидкости нашего организма. Действие этого вещества не локализовано, не ограничено определенным местом;

Читайте также:  Рефлекторный принцип работы нервной системы - биология

– химическое вещество распространяется относительно медленно (максимальная скорость – 0,5 м/с);

– химическое вещество действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается или выводится из организма.

В целом организме нервной и гуморальный механизмы регуляции действуют совместно. Оба механизма регуляции взаимосвязаны. Гуморальные факторы – звено в нейрогуморальной регуляции. В качестве примера давайте вспомним регуляцию уровня сахара в крови.

При избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В результате в кровь поступает больше гормона инсулина, и лишний сахар под его влиянием откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена.

При усиленной мышечной работе, когда повышается потребление сахара и в крови его становится недостаточно, усиливается деятельность надпочечников.

Гормон надпочечников адреналин способствует превращению гликогена в сахар.

Так нервная система, воздействуя на железы внутренней секреции, стимулирует или тормозит отделение ими биологически активных веществ.

Влияние нервной системы осуществляется через секреторные нервы. Нервы подходят к кровеносным сосудам эндокринных желез. Меняя просвет сосудов, они влияют на деятельность этих желез.   

В эндокринных железах располагаются чувствительные окончания центростремительных нервов, сигнализирующих в центральную нервную систему о состоянии эндокринных желез. Главными центрами координации и интеграции функций двух регуляторных систем служат гипоталамус и гипофиз.

Рис. 1.

Гипоталамус расположен в промежуточном отделе головного мозга, играет ведущую роль в сборе информации от других участков головного мозга и от собственных кровеносных сосудов. Он способен регистрировать содержание различных веществ и гормонов в крови.

Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества – нейрогормоны. Такие клетки называются нейросекретоными.

Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу.   

Гипофиз, в свою очередь, путем секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

Между гипоталамусом, гипофизом и периферическими эндокринными железами существует прямая и обратная связь. Например, гипофиз вырабатывает тиреотропный гормон, который стимулирует деятельность щитовидной железы. Под влиянием действия тиреотропного гормона гипофиза щитовидная железа  вырабатывает свой гормон – тироксин, который влияет на органы и ткани организма.

Тироксин влияет и на сам гипофиз, как бы информируя его о результатах деятельности: чем больше гипофиз выделяет тиреотропного гормона, тем больше щитовидная железа вырабатывает тироксина, – это прямая связь. Напротив, тироксин тормозит деятельность гипофиза, уменьшая выработку тиреотропного гормона, – это обратная связь.

Рис. 2.

Механизм прямой и обратной связи имеет очень важное значение в деятельности эндокринной системы, так как благодаря ему работа всех желез не выходит за границы физиологической нормы.      

Нейроскреторные ядра гипоталамуса являются одновременно нервными образованиями и эндокринной частью головного мозга. Сюда стекается обширный поток информации от органов чувств и внутренних органов человека.

Это достигается либо генерацией нервных импульсов, либо выделением специальных гормонов.

Часть этих гормонов регулирует функции передней доли гипофиза, где вырабатываются гормоны, контролирующие другие железы внутренней секреции, такие как  щитовидная железа, надпочечники и половые железы.

Рис. 3

Рис. 4.

Итак, каждый из двух основных механизмов в организме – нервный и гуморальный – тесно взаимодействуют. Оба вместе, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма – саморегуляцию физиологических функций, приводящую к поддержанию гомеостаза – постоянства внутренней среды организма.      

Список рекомендованной литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8   М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Meduniver.com (Источник).

2. Userdocs.ru (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа – с. 301, задания и вопрос 3,4.

2. Приведите пример обратной связи.

3. Как взаимодействуют гипоталамус и гипофиз?

4. Подготовьте реферат о взаимосвязи гормонов с эмоциями.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/bgolovnoj-mozgb/neyrogumoralnaya-regulyatsiya?trainers

Урок биологии: «Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций»

МОУ Коляновская СОШ

Ивановский район Ивановская область

Урок биологии:

«Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций»

8 класс

(Мастер-класс по применению оборудования на обобщающих уроках при подготовке к ГИА и ЕГЭ)

Учитель биологии: Максимова Л.В.

Урок: «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма»

Цели:

    • показать максимальное использование оборудования кабинета при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ в процессе обобщения материала;
    • обобщить знания о нейрогуморальной регуляции, роли нервной системы ; строении нервной ткани, нейрона, нервной системы, значении синапсов; понятие рефлекс и рефлекторная дуга.
    • Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,

Оборудование: таблицы «Схема строения нервной клетки»; микроскопы, оборудование для приготовления микропрепаратов; кодоскоп, комплект фолий «Наркотики и организм человека», компьютер, проектор, телевизор, видеомагнитофон , цифровой микроскоп.

Ход урока

На сегодняшний день объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников 9-х и 11-х классов можно получить после государственной итоговой аттестации за среднюю и основную школы. В связи с большой ролью знаний об организме человека (ГИА – число заданий по блоку «Человек и его здоровье» составляет 50% от общего числа заданий) мы предлагаем обобщение материала в восьмом классе.

Как показывает многолетний опыт, именно вопросы регуляции были и остаются наиболее трудными для понимания школьников. Задача нашего урока: обобщить материал по нейрогуморальной регуляции функций организма человека и закрепить умения выполнения заданий этого блока из разных уровней сложности- базовом, повышенном, высоком ,при этом максимально используя оборудование кабинета биологии.

– Демонстрация слайдов о «рекордах» человека.

Какие причины привели к нарушению процессов жизнедеятельности организма? (ответ: нарушение нейрогуморальной регуляции)

III. Обобщение материала

  1. Формулировка темы и целей занятия.

– Элементы содержания темы:

Нейрогуморальная регуляция. Роль нервной системы в регуляции физиологических функций.

Строение нервной ткани, нейрона, нервной системы. Значение синапсов.

Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Объекты контроля (виды знаний и умений, обязательных при усвоении раздела)

Знание строения нервной системы, её отделов; умения находить связи между строением отделов нервной системы и её функциями.

Знание механизмов работы нейрона

Знание значения нервной системы в регуляции деятельности процессов в организме.

Умение различать условные и безусловные рефлексы и применять это умение.

Теоретический материал будет представлен в виде отчёта работы групп обучающихся по плану повторения заданной темы.

Группа №1. Сравнение нервной и гуморальной регуляций организма.

Регуляция

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Осуществляется с помощью нервной системы Осуществляется с помощью химических веществ, поступающих в кровь (эндокринная система)
Нервные импульсы распространяются с большой скоростью (до 120 м/с) Химические вещества передвигаются медленно (0,5 м/с)
Чёткая локализация нервных влияний Действие химического вещества не локализовано
Эволюционно более молодой Эволюционно более древний механизм
Требует минимальных затрат энергии, т.к.мгновенно включается и быстро выключается Требует относительно много времени для своего осуществления и не может обеспечить быстрой и точной реакции организма на раздражители

Группа №2. Эволюция нервной системы.

Работа с фолиями на кодоскопе. Ребята будут повторять строение нервной ткани и нейрона, используя при этом комплект фолий «Цитология» для кодоскопа. Это даёт возможность одновременно целой группе учащихся черпать информацию для выполнения задания.

Строение нервных систем у животных

Тип нервной системы Чем представлена нервная система Примеры животных
Нервные клетки гидра
(лестничного типа) Нервные узлыНервные стволыНервные ответвления планария
Окологлоточный нервный узелУзлы брюшной нервной цепочки Майский жук
Головной мозгСпинной мозг Позвоночные животные

Сравнение развития головного мозга у позвоночных животных

Классы позвоночных животных Особенности развития головного мозга
Развитие мозжечка и переднего мозга с обонятельными долями
Более крупный передний мозг
Развитие переднего мозга
Передний, средний мозг и мозжечок
Передний мозг (большие полушария) с корой, бороздами и извилинами

Группа №3. Строение нервной системы.

Строение нервной системы по положению в организме

Нервная система

Периферическая

Центральная

Нервные окончания

Нервные узлы

Спинной мозг

Головной мозг

нервы

Функциональное деление нервной системы

Нервная система

вегетативная

соматическая

парасимпатическая

Симпатическая

Группа №4. Нервная ткань и нервные клетки под микроскопом.

При выполнении работы обучающиеся рассматривают микропрепараты под микроскопом. Всё необходимое оборудование находится в чемодане, являющемся микролабораторией для исследовательских работ.

Строение нейрона. Виды нейронов. Синапс.

Группа №5. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Работа на компьютере. Компьютер помогает не только быстро повторить материал, но и наглядно продемонстрировать результат работы всему классу.

Рефлекс – ответная реакция организма на действие раздражителей, осуществляемая при участии центральной нервной системы.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора и исполнительному органу: рецептор, чувствительный нейрон, центральная нервная система (вставочный нейрон), двигательный нейрон, рабочий орган.

Группа №6. Сравнение условных и безусловных рефлексов.

Признаки Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Врождённые или приобретённые врождённые приобретённые
Видовые или индивидуальные видовые индивидуальные
Постоянны или непостоянны постоянны непостоянны
Раздражитель Специфичный любой
Месторасположение Спинной мозг и ствол головного мозга Кора больших полушарий головного мозга
Биологическая роль Обеспечивает приспособительное поведение к постоянным условиям среды Помогает приспосабливаться к меняющимся условиям среды
Примеры Пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные Слюноотделение на запах пищи

В настоящий период времени обучающиеся продемонстрируют свои наработки, используя при этом интерактивную доску, цифровой микроскоп и кодоскоп.

IV. Закрепление темы:

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Пробный вариант

Часть А

А1. Гуморальная регуляция функций организма заключается в :

  1. Передаче органам нервного импульса

  2. Химическом взаимодействии клеток, органов и их систем через кровь

  3. Удалении из клеток углекислого газа путём диффузии

  4. Поступлении питательных веществ с пищей

А2. Периферическая нервная система состоит из:

  1. Черепно-мозговых нервов

  2. Нервов, нервных сплетений, узлов

  3. Спинного мозга и отходящих от него нервов

  4. Спинного и головного мозга

А3. Какая деятельность человека может быть отнесена к условно-рефлекторной?

  1. Соблюдение привычного режима дня

  2. Поворот головы на шорох

  3. Публичное чтение стихов

  4. Решение математической задачи

А4. Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в

  1. Двигательных нейронах

  2. Нервных центрах

  3. Рецепторах

  4. Коре больших полушарий

Часть В

В1. Выберите все правильные ответы

На звонок с урока

  1. дети любого возраста реагируют одинаково

  2. сходно реагируют дети школьного возраста

  3. приобретается рефлекс в процессе жизни

  4. рефлекс предаётся по наследству

  5. рефлекс является врождённым

  6. рефлекс не передаётся по наследству

Читайте также:  Отдел моховидные, или мхи. сфагновые мхи - биология

Часть С

С1. Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной – внутренних органов, объясните следующее гигиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок , а затем понемногу их увеличивать.

С2. Прочтите текст «Рефлексы и рефлекторные дуги» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Рефлексы и рефлекторные дуги

  1. Рефлексом называют ответную реакцию организма на раздражение. (2) Путь, по которому распространяется возбуждение, называется рефлекторной дугой.

    (3) Основные звенья рефлекторной дуги, отражающие последовательность прохождения нервного импульса, следующие: вставочный нейрон, чувствительный нейрон, участок ЦНС, двигательный нейрон . (4) Различают рефлексы соматические и вегетативные.

    (5) Соматические рефлексы регулируют функции внутренних органов. (6) Вегетативные рефлексы обеспечивают согласованность работы внутренних органов.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант I

Часть А

А1. Регуляция функций в организме осуществляется:

  1. Только нервной системой

  2. Только эндокринной системой

  3. Нервно-гуморальным способом

  4. С помощью безусловных рефлексов

А2. Вегетативная нервная система участвует в:

  1. Осуществлении произвольных движений

  2. Восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений

  3. Регуляции обмена веществ и работы внутренних органов

  4. Формировании звуков речи

А3. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают

  1. Различение животными команд дрессировщика

  2. Освоение организмом новых двигательных умений

  3. Приспособление организма к новым внешним сигналам

  4. Приспособление организма к постоянным условиям среды

Часть В

В1. Определите правильную последовательность событий

В трёхнейронной рефлекторной дуге:

  1. Переход нервного импульса с аксона двигательного нейрона на управляемый орган

  2. Раздражение рецептора

  3. Переход нервного импульса с аксона вставочного нейрона на дендрит двигательного нейрона

  4. Переход нервного импульса с аксона чувствительного нейрона на дендрит вставочного нейрона

Часть С

С1. Перечислите свойства нервной ткани.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант II

Часть А

А1. Передача нервного импульса с нейрона на нейрон происходит в

  1. нервных узлах

  2. нервных сплетениях

  3. синапсах

  4. телах нейронов

А2. Вегетативная нервная система человека, в отличие от соматической

  1. управляет произвольными движениями

  2. осуществляет восприятие внешних раздражений

  3. координирует функции скелетных мышц

  4. регулирует обмен веществ

А3 . Рефлекторная дуга заканчивается

  1. Исполнительным органом

  2. Чувствительным нейроном

  3. Вставочным нейроном

  4. рецептором

Часть В

В1. Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных?

  1. Передаются организмам по наследству из поколения в поколение

  2. Одинаковы у всех организмов данного вида

  3. Формируются в процессе индивидуального развития организма

  4. Вырабатываются в течение жизни человека

  5. Являются врождёнными

  6. Обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

Часть С

С1. Часто в жизни употребляется выражение «Нервные клетки не восстанавливаются». Что вам известно о механизмах восстановления нервной ткани?

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант III

Часть А

А1. Регуляция уровня гормонов в крови здорового человека осуществляется

  1. Условно-рефлекторным механизмом

  2. Нейрогуморальным механизмом

  3. Волей человека

  4. Внутривенными инъекциями

А2. Основной функциональной единицей нервной ткани является

  1. Нейрон

  2. Эффектор

  3. Синапс

  4. Рецептор

А3. Проводят нервные импульсы из центральной нервной системы к рабочему органу

  1. Чувствительные нейроны

  2. Вставочные нейроны

  3. Клетки спутники (глия)

  4. Двигательные нейроны

Часть В

В1. Какие из перечисленных образований относят к центральной нервной системе человека?

  1. Нервный узел

  2. Средний мозг

  3. Сетчатка

  4. Мозжечок

  5. Блуждающий нерв

  6. Гипоталамус

Часть С

С1. Прочтите текст «Условные и безусловные рефлексы» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

  1. Всю совокупность рефлексов И.П.Павлов разделил на безусловные и условные. (2) Безусловные рефлексы являются индивидуальными и передаются по наследству. (3) Условные рефлексы постоянны и сохраняются в течение всей жизни организма.

    (4) Безусловные рефлексы имеют постоянные рефлекторные дуги. (5) При образовании условных рефлексов в коре больших полушарий мозга образуются временные связи между центрами безусловного и условного рефлексов.

    (6) Безусловные рефлексы формируются на базе условных рефлексов.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант IV

Часть А

А1. По функции вся нервная система подразделяется на

  1. Соматическую и вегетативную (автономную)

  2. Симпатическую и парасимпатическую

  3. Центральную и периферическую

  4. Периферическую и соматическую

А2. Нейрон – клетка, имеющая

  1. Только один аксон

  2. По два- четыре аксона

  3. Обычно один аксон

  4. От одного до 15 аксонов

А3. Нервные импульсы поступают к скелетным мышцам по

  1. Аксонам вставочных нейронов

  2. Аксонам двигательных нейронов

  3. Белому веществу спинного мозга

  4. Серому веществу спинного мозга

Часть В

В1. Установите соответствие между признаками рефлексов и типами рефлексов

  1. Передаются по наследству А) условные

  2. Не передаются по наследству В) безусловные

  3. Врождённые

  4. Характерны для всех особей вида

  5. Приобретаются в течение всей жизни особи

  6. Индивидуальны для каждой особи

Перечислите функции нервной системы

Часть С

С1. Перечислите функции нервной системы

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/urok_biologhii_niervno_ghumoral_naia_rieghuliatsiia_fiziologhichieskikh_funktsii

Скачать материал

так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 8-9 класс

Урок 11. Регуляция функций в организме

19.01.2015 7531 992

Цели урока: развить понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой; о взаимосвязи не­рвной и гуморальной регуляции; развивать умения применять знания из реальной жизни (умения на собственных примерах показывать действие процессов саморегу­ляции, поддерживающих постоянство состава клеток).

Оборудование: таблица «Схема строения нервной системы», рельефная таблица «Железы внутренней секреции».

–        Какие две среды важны для жизни человека? (Внешняя, в которой человек жи­вет, и внутренняя, в которой функционируются все клетки, органы и ткани тела).

► Человек живет в наземно-воздушной среде, которая характеризуется широки­ми колебаниями температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и пос­тупающей солнечной радиации. Из внешней среды он получает пищу, кислород.

Внутренней средой организма называют ту среду, которая формируется внутри ор­ганизма: она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). К ней относятся три жидкости: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Изменения внешней среды не влияют существенно на жизнедеятельность здорового организма, так как температура и кровяное давление, и концентрация солей, и содержание глюкозы, и многие другие константы внутренней среды остаются стабильными. Только при со­хранении такого постоянства внутренней среды возможна нормальная деятельность всех органов, систем органов, организма.

Основное свойство внутренней среды ор­ганизма: «внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств; только при этом условии клетки могут нормально функционировать».

В виде схемы можно показать отношения между основными жидкостями внут­ренней среды: кровью, межклеточной (тканевой) жидкостью и лимфой.

–           Что обозначено на рисунке цифрами 1-4 и стрелками?

–           Почему для жизни клеток необходима жидкая среда?

–           Почему без изображенного на схеме про­цесса не может поддерживаться жизнь?

–           Почему кровь относят к внутренней среде организма?

–           Через какие органы и как внешняя среда влияет на внутреннюю?

► Отдельные клетки и группы клеток человеческого организма чрезвычайно чувст­вительны к изменению окружающей их среды. Что же касается целого организма, то границы изменений внешней среды, которые он может переносить, значительно шире, чем у отдельных клеток. Клетки человека нормально функционируют лишь при температуре 36-38 °С.

Повышение или снижение температуры за пределы этих границ приводит к нарушению функций клеток. Человек может нормально сущест­вовать при значительно более широких колебаниях температуры внешней среды. В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных веществ. Многие клетки почти мгновенно гибнут при помещении их в дистиллированную воду.

Организм же может переносить и водное голодание, и избыточное поступле­ние воды и солей.

Этих примеров достаточно для того, чтобы убедиться в наличии у организмов спе­циальных приспособлений д ля обеспечения постоянства среды обитания их клеток. Поддержание постоянства условий жизни во внутренней среде называют гомеоста­зом.

л> Гомеостаз (от гр. homoios — подобный, одинаковый и гр. stasis — неподвижность, состояние) – способность биологических систем противостоять изменениям и со­хранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

Термин «гомеостаз» предложил У. Кеннон в 1929 г. для характеристики состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма (термин записывается в тет­радь). Постоянным остается не только состав внутренней среды, но и ее объем. Од­нако постоянство объема (как впрочем и состава) внутренней среды не абсолютное, оно динамическое.

Часть жидкости из внутренней среды выводится из организма через почки с мочой, через легкие с выдыхаемыми парами воды и в пищеварительный тракт с пищеварительными соками. Часть воды испаряется с поверхности тела в виде пота. Эти потери воды постоянно пополняются за счет всасывания воды из пище­варительного тракта.

Происходит постоянное самообновление воды при общем сохранении ее объема. В поддержании постоянства объема жидкости во внутрен­ней среде принимают участие и клетки. Вода, находящаяся внутри клеток, со­ставляет примерно 50 % массы тела. Если по какой-либо причине во внутренней среде уменьшается количество жидкости, то начинается движение воды из клеток в межклеточное пространство.

Это способствует сохранению постоянства объема внутренней среды.

При недостаточном поступлении в кровь кислорода, кислородном голодании тканей организма, потере значительного количества крови, перегреве или резком охлаждении организма, при голодании, напряженной мышечной нагрузке, измене­нии атмосферного давления, нарушении обменных процессов в клетках и органах и других неблагоприятных воздействиях в организме возникают гомеостатические реакции. Эти реакции обеспечивают организму сохранение постоянства состава и свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешней среде или в процес­сах жизнедеятельности органов и тканей. Гомеостаз обеспечивается сложной систе­мой приспособительных механизмов.

–                        Кто управляет этими механизмами?

–                        Кому принадлежит важнейшая роль в этих реакциях?

Учитель записывает тему урока на доске «Регуляция функций в организме» (уча­щиеся делают запись темы в тетради, строка для этого была специально оставлена.)

Учитель поясняет значение слова «регуляция»?

Регуляция (от лат. regulo – направляю, упорядочиваю) координирующее влия­ние на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с пот­ребностями организма и изменениями окружающей среды.

Самостоятельная работа. Для того чтобы раскрыть вопросы «Кто управляет при- смособительными механизмами? Кому принадлежит важнейшая роль в гомеостати­ческих реакциях?», учитель предлагает учащимся поэтапную работу с материалом учебника (§ 6, Уч. Б.; § 9, Уч. К.; § 5, Уч.Д.). Работа ведется фронтально, поэтому у учителя есть возможность делать дополнения и пояснения.

1.  Почему в организме человека постоянно осуществляется регуляция физиоло­гических функций?

Обсудите в паре, проверьте по учебнику (первый абзац, § 6, Уч. Б.) правильность высказанных предложений.

Читайте также:  Механизм дыхания. жизненная емкость легких - биология

Ответ на какой вопрос вы нашли в этом тексте? (Ответ на вопрос об управлении приспособительными механизмами.)

–    Для осуществления постоянной регуляции физиологических процессов ис­пользуются два механизма. Гуморальный и нервный.

2.  Используя текст учебника, заполните таблицу:

Таблица. Характеристика нервной и гуморальной регуляций

Способ регуляции Характерные особенности Нервная регуляция Гуморальная регуляция
1. Механизм регуляции Осуществляется с помощью нервной системы Осуществляется с помощью химических веществ, поступаю­щих в кровь
2. Быстрота реакции Нервные импульсы распростра­няются с большой скоростью (до 120 м/с — по некоторым нервам) Химические вещества передви­гаются медленно, частично по пути разрушаются или выводят­ся (max V = 0,5 м/с)
3. Направленность процесса Четкая локализация нервных влияний (управление осущест­вляется избирательно,через определенные нервные волокна) Действие химического вещества не локализовано, не ограничено определенным местом
4. Эволюционный возраст Эволюционно более молодой Эволюционно более древний механизм
5. Экономичность процесса Более экономична, требует ми­нимальных затрат энергии, т. к. мгновенно включается и быстро выключается, если необходи­мость процессов отпадает; ответ кратковременный Требует относительно много времени для своего осущест­вления и не может обеспечить быстрой и точной реакции орга­низма на раздражители внешней и внутренней среды; ответ про­должительный
————– ►

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/607-1-0-15018

5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

Видеоурок 1: Значение, строение и функционирование нервной системы

Видеоурок 2: Эндокринная (гуморальная) регуляция организма. Железы

Лекция: Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

Нервная система

Нервная система человека является самой высокоорганизованной в живой природе. Она связывает воедино двигательную активность, работу органов чувств и других регулирующих деятельность организма систем.

Она подразделяется на:

  • Центральную, компонентами которой являются головной и спинной мозг;
  • Периферическую, которая представляет собой нервные волокна. При этом, периферическая в свою очередь разделяется на:
  • Соматическую, находящуюся под контролем сознания;
  • Вегетативную – подразделяемую на симпатическую и парасимпатическую. К ней относятся нервы, отходящие от спинного мозга и иннервирующие внутренние органы. При этом, симпатическая вызывает возбуждение органов, обеспечивая реакцию на стресс – она отвечает за ускорение сердцебиения, повышение давления и другие реакции. Парасимпатическая – расслабляет органы, обеспечивая комфорт во время отдыха – сокращение зрачка, расширение сосудов.

Основные свойства нервной системы – способность к возбуждению и проведению электромагнитных импульсов. Основой ее работы являются рефлексы. 

Это сложный механизм, который реализуется при помощи рефлекторной дуги, состоящей из нескольких звеньев:

  • чувствующих нейронов. Человек чувствует кожей прикосновение;
  • центростремительных нейронов. Сигнал о прикосновении, проведенный аксоном, попал в головной мозг;
  • ассоциативных нейронов. Сигнал был распознан, обработан мозгом на основе уже имеющегося опыта, затем мозг сформировал ответный сигнал;
  • центробежных нейронов. Электромагнитный сигнал отправился к мышцам скелета;
  • эффектора. Слушаясь приказа мозга, мышцы сократились, тело совершило движение, человек обернулся, чтобы увидеть  – кто коснулся его кожи.

Кроме мышцы, эффекторами могут быть и железы или внутренние органы.

Эндокринная система

Эндокринная система обеспечивает гуморальную регуляцию, которая осуществляется посредством гормонов. Она действует в ассоциации с нервной и иммунной системами. Ее компонентами являются все железы  внутренней секреции организма.  

К ним относятся:

  • щитовидная железа – находится на передней стенке гортани, вырабатывает гормон роста тироксин;
  • поджелудочная – производит инсулин, осуществляет регуляцию уровня глюкозы в крови;
  • надпочечники – секретируют кортизол, необходимый для белкового обмена, адреналин – гормон стресса;
  • гонады – секретируют половые гормоны;
  • эпифиз – производит серотонин, гормон радости, мелатонин – гормон сна;
  • тимус (вилочковая железа) – синтезирует интерфероны – компоненты иммунитета.

Нейрогуморальная регуляция выработалась в процессе эволюции, как средство обеспечения качественных реакций на условия внешней среды.

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/675-54-nervnaya-i-endokrinnaya-sistemy-neyrogumoralnaya-regulyaciya-processov-zhiznedeyatelnosti-organizma.html

Понятие о регуляции деятельности организма животных

Вспомните, какие функции нервной системы. Что такое нервный импульс? Строение головного мозга у позвоночных животных?

Все процессы, происходящие в организме животного, согласованы друг с другом. На любой раздражитель, который поступает из окружающей среды, так и от различных органов и тканей, организм реагирует как единое целое.

Это дает ему возможность быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Такое объединение всех систем органов в единый организм достигается двумя механизмами регуляции функций – нервным и гуморальным, либо химическому (от лат.

гумор – жидкость).

Вы уже знаете, что нервная регуляция происходит с помощью нервных импульсов. ей присущ рефлекторный принцип деятельности.

Действие раздражителя (свет, звук, запах, еда, давление и прочее) воспринимается соответствующими рецепторами и превращается в нервные импульсы, которые передаются в соответствующие центры нервной системы.

Там он анализируется и уже от нервного центра передается к различным органам: скелетных мышц, кишечника, пищеварительных желез и тому подобное.

Гуморальная регуляция происходит с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые вырабатываются железами эндокринной системы и выделяются в кровь, лимфу и полостную жидкость организма. С этими жидкостями гормоны попадают ко всем органам и тканям.

Специализированные клетки нервной системы также производят регулирующие вещества, подобные по действию к гормонам. Под контролем гормонов происходят все этапы роста и развития животных, приспособления к изменениям условий внутренней и внешней среды, процессы обмена веществ.

Железы внутренней секреции вместе образуют эндокринную систему.

ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧНОГО В НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ?

Нервные импульсы передаются к конкретным органам очень быстро (за доли секунды), тогда как биологически активные вещества доставляются кровью медленнее, влияют на клетки многих органов и действуют более продолжительно.

Нервная и гуморальная системы выливают друг на друга. Так, нервная система может изменять интенсивность выработки гормонов, а действие гормонов может регулировать работу отдельных частей нервной системы.

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ?

Среди беспозвоночных эндокринные заставы лучше всего развиты у членистоногих. Нервные клетки, которые вырабатывают регулирующие вещества, входящие в состав различных частей центральной нервной системы. Больше всего их в переднем отделе головного мозга. В частности они продуцируют гормон, который активизирует другие эндокринные органы, стимулируя выделение ими других гормонов.

Гормоны определяют окраску покровов членистоногих, стимулирующие процессы линьки, окукливание и выход взрослой особи у насекомых (рис.230).

Есть у членистоногих гормоны, которые стимулируют развитие половых желез, а также регулируют развитие зародышей. Гормоны определяют переход к временного покоя членистоногих. Это помогает пережить неблагоприятные периоды.

Деятельность эндокринной системы беспозвоночных животных контролируется их центральной нервной системой.

Рис. 230. Выход поросшего бабочки из куколки обусловлен действием специфических регулирующих веществ

КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ?

Координирует деятельность эндокринных желез позвоночных животных особая структура промежуточного мозга, который получает и анализирует сигналы от центральной нервной системы. В ответ на них она выделяет в кровь регуляторные вещества.

По кровеносным сосудам они попадают в переднюю участок гипофиза – ведущей железы внутренней секреции, расположенной в головном мозге (рис. 231). Под влиянием регуляторных веществ гипофиз синтезирует гормоны, которые стимулируют деятельность всех других эндокринных желез.

Таким образом осуществляется тесная связь между деятельностью нервной и эндокринной систем.

Особое значение для роста и развития позвоночных животных имеет гормон роста. При его недостатке организм не приобретает присущих ему размеров, при избытке, наоборот, развивается гигантизм.

В половых железах животных синтезируются мужские и женские половые гормоны. Они отвечают за функционирование половой системы и развитие вторичных половых признаков. Так называют признаки, по которым отличаются особи разных полов.

Именно явление различий в размерах, строении или окраске представителей разных полов одного и того же вида называют половым диморфізмом (рис. 232). Так, у львов, например, самцы не только крупнее самок, а еще имеют характерный волосяной покров головы – гриву.

В утки-кряквы и многих других видов птиц самцы имеют ярче окрас, чем самки. В оленей (за исключением северного) самцы имеют рога, которые отсутствуют у самок.

Различия во внешнем виде между самками и самцами могут храниться постоянно или же проявляться только во время периода спаривания (например, брачное окраска некоторых птиц, рыб).

Рис. 231. Эндокринная система млекопитающих: 1 – гипофиз; 2 – щитовидная железа; 3 – надпочечники; 4 – поджелудочная железа; 5 – половые железы самки; 6 – половые железы самца

Рис. 232. Примеры полового диморфизма: 1 – лев и львица; 2 – утка кряква (а – самец, б – самка); 3 – жук олень (а – самец, б – самка)

Следовательно, деятельность эндокринной системы находился под контролем нервной, а гормоны, которые вырабатывают эндокринные железы, влияют на функционирование нервной системы.

Так достигается совершенный двойной контроль за работой всех систем органов.

Через нервную систему различные раздражители влияют и эндокринные гарнизоны, подстраивая их работу в соответствии с изменениями в окружающей среде.

Биологический словарик: эндокринная система, гормоны, половой диморфизм.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

К регуляторных систем животных прежде всего относятся нервная и эндокринная. Эндокринные железы и особые клетки нервной системы вырабатывают биологически активные вещества.

Гормоны и регулятора вещества в незначительных концентрациях способны влиять на все процессы жизнедеятельности: интенсивность обмена веществ, процессы роста и развития, полового созревания, линька (у членистоногих), поведение и тому подобное. Образуясь в одной части тела, биологически активные вещества воздействуют на ткани и органы, расположенные в других.

Различные эндокринные железы действуют согласованно, находясь под контролем центральной нервной системы. В свою очередь, определенные гормоны и нейрогормони способны влиять на деятельность нервной системы. Таким образом, многим багатоклітинним животным присуща совершенная нейрогуморальне регуляция процессов жизнедеятельности.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

1. Что собой представляет эндокринная система позвоночных животных? 2. Какова основная железа эндокринной системы позвоночных животных? 3. Что общего и отличного в происхождении и функциях гормонов и нейрогормонів? 4. Что такое половой диморфизм? 5. В чем заключаются связи нервной и эндокринной систем?

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ И НАХОДЧИВЫХ

1. Железы, которые производят гормон линьки, есть у личинок и куколок насекомых, но отсутствуют в половозрелых особей. Вспомните особенности развития насекомых и попробуйте объяснить этот факт. 2. Попробуйте объяснить биологическое значение полового диморфизма.

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/7klas_4/39.html

Ссылка на основную публикацию