Ключевые слова конспекта: семя, двудольные, однодольные, семенная кожура, зародыш, эндосперм, строение семян, прорастание семени, плод, виды плодов, функции плодов, виды распространения семян и плодов.
Главная часть семени — зародыш. Он состоит из корешка, стебелька, почечки и двух или одной семядолей. Этот признак лежит в основе разделения всех цветковых растении на два класса — Двудольные и Однодольные.
Семя — opган семенного размножения и расселения растений. Оно образуется из семязачатка (семяпочки) в завязи растений. Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и запаса питательных веществ (эндосперма).
Семенная кожура образуется из покровов семяпочки и выполняет защитные функции; в том числе защищает семя от высыхания и, наоборот, от преждевременного насыщения влагой. На семенной кожуре можно различить рубчик — место прикрепления семяножки.
Зародыш включает корешок, стебелек, почечку и одну или две семядоли — образовании, гомологичные листьям. У двудольных их две, у однодольных — одна. При наземном прорастании семядоли способны к фотосинтезу, при подземном — служат хранилищем питательных веществ.
Из корешка образуется главный корень, из почечки — главный побег растения. Запас питательных веществ (эндосперм) у одних растений полностью поглощается растущим зародышем и накапливается в семядолях, которые становятся мясистыми и заполняют все семя (у многих двудольных: фасоль, горох и др.
); у других — эндосперм сохраняется и занимает основной объем семени (у злаков). Эндосперм образуется в результате так называемого двойного оплодотворения и состоит из триплоидных клеток.
Семя находится внутри плода. Например, яблоко — это плод, а семечки внутри яблока — это семя; арбуз — это плод, а косточки внутри — это семя; слива — это плод, а косточка внутри — это семя.
Основными питательными веществами в семенах являются углеводы, главным образом: крахмал (пшеница, ячмень), белки (фасоль, горох, бобы), жиры (подсолнечник, олива, лен). Кроме органических веществ, семена содержат воду и минеральные вещества.
В неблагоприятных условиях семена могут долго пребывать в состоянии покоя. Величина его у всех растений разная.
Прорастание семени
Для прорастания семени необходимы вода, тепло и воздух. При достаточном количестве воды семя набухает и плотная кожура разрывается.
При благоприятной температуре ферменты семени переходят из неактивного состояния в активное.
Под их действием нерастворимые запасные вещества превращаются в растворимые: крахмал — в сахар, жиры — в глицерин и жирные кислоты, белки — в аминокислоты.
Приток питательных веществ к зародышу выводит его из состояния покоя, и начинается рост. Прорастающие семена непрерывно поглощают кислород и выделяют углекислый газ, при этом выделяется тепло. Хранят семена в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным, хотя сухие семена дышат менее интенсивно.
ПЛОД
Плод — орган покрытосеменных растений; представляет собой видоизмененный после оплодотворения цветок. Функции плодов: защита и распространение семян. В состав плода входят пестик и другие части цветка: разросшееся цветоложе, сросшиеся основания чашелистиков, лепестков и тычинок. Разросшиеся стенки завязи формируют околоплодник.
Виды плодов:
- орех, орешек: сухие, нераскрывающиеся с одним семенем, околоплодник деревянистый (дуб, лещина);
- семянка: околоплодник кожистый, не срастается с семенем (подсолнечник);
- зерновка: околоплодник кожистый, сросшийся с семенем (рожь, пшеница, кукуруза);
- листовка: сухие раскрывающиеся одногнездные плоды со многими семенами (пион);
- боб: семена прикреплены к створкам (бобы, горох);
- стручок — семена расположены на перегородке (пастушья сумка, сурепка);
- коробочка: кубышкообразной формы, с крышкой (мак, мальва);
- ягода: сочный многосемянной плод, покрытый кожицей (виноград, томаты);
- костянка: сочный, односемянной плод, с трехслойным околоплодником (слива, вишня);
- сложная костянка — сложный многокосточковый плод с трехслойным околоплодником (малина, земляника).
Типы плодов и особенности их строения
Название плода | Особенности строения | Примеры |
Зерновка | Кожистый околоплодник срастается с семенем | Злаки: овес, рис, пырей |
Семянка | Кожистый околоплодник не срастается с семенем | Подсолнечник |
Орех | Околоплодник деревянистый | Дуб, орешник |
Крылатка | Семянки и орешки с крыловидным выростом | Клен, ясень, береза |
Боб | Плод, раскрывающиеся двумя створками, без перегородки | Горох, бобы |
Стручок и стручочек | Плод из двух створок с перегородкой, семена прикреплены к перегородке | Пастушья сумка, капуста |
Коробочка | Сухой плод, открывающийся крышечкой или отверстиями | Мак, белена, гвоздика |
Костянка | Плод с сочной мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой | Вишня, персик, миндаль |
Ягода | Многосемянный плод с мякотью, покрытой тонкой кожицей | Смородина, томат |
Яблоко | Семена лежат в пленчатых сухих камерах | Айва, груша, яблоня |
Тыквина | Семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый | Огурец, арбуз, кабачки |
Померанец | Многогнездный ягодоподобный плод, экзокарпий которого ярко окрашен и содержит эфирные масла | Апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут, лайм |
Способы распространения семян и плодов:
- без участия посторонних агентов (семена и плоды крупных размеров);
- с помощью животных (сочные плоды, ягоды);
- с помощью ветра (плоды с крыльями и хохолками);
- с помощью воды (сухие плоды и семена);
- с помощью человека (все виды плодов и семян).
Это конспект по теме «Семя. Строение семян. Плоды». Выберите дальнейшие действия:
Семя и плод
Семя и плод.
Строение семян и его состав. После оплодотворения в результате деления яйцеклетки формируется тело зародыша, состоящий из корешка, стебелька, семядоли и брунечки (рис. 44).
Стебелек переходит в корешок, что является зачатком головного корня. Наверху стебельки находятся семядоли, или зародышевые листки. В семена бобов и фасоли в семядолях откладываются запасные питательные вещества.
С центральной клетки образуется эндосперм.
Рис. 44. Схема строения семени фасоли (А) и зерновки пшеницы (Б): 1 – семенная кожура; 2 – почка зародыша; Из – стебелек; 4 – корешок; 5 – семядоля; 6 – эндосперм.
Процессы, развивающиеся после двойного оплодотворения, завершаются формированием из семенного зачатка семян. Ткань, покрывающее зародышевый мешок внешне, превращается в кожуру семени. Запасные вещества накапливаются в семядолях и эндосперме, у растений разных видов разнообразны.
Например, в пшеничных зернах много крахмала, значительно меньше белка и мало жиров. В семенах бобовых много белков (фасоль, горох, бобы), но мало крахмала. В семенах масличных растений (масличная пальма, маслина, подсолнечник, лен и др.) содержится от 25 до 80 % растительных жиров (масел). Семена разных растений сильно различаются по массой.
Так, тысячи мелких семян орхидеи весят доли грамма, а семена некоторых пальм достигает массы 8-15 кг.
Таблица 2. Классификация плодов.
Тип плода | Название плода | Растение | |
по консистенции околоплодника | по количеству семян | ||
Однонасинний |
|
Подсолнечник, одуванчик Лещина, дуб, гречка Пшеница, рожь | |
Сухой | Многосемянный |
|
|
Сочный | Однонасинний Многосемянный | Костянка: семена находится внутри одревесневшего околоплодника (косточки), окруженного мякотью Ягода: мелкие семена находится внутри мякоти плода, покрытого кожицей | Вишня, абрикос, черемуха Смородина, виноград, томат |
Плод (fructus). Одновременно с развитием семени происходит преобразование завязи на зрелый плод (настоящие плоды: слива, томат, горох). Из стен завязи формируется оплодень.
В образовании плода могут принимать участие кроме пестика другие части цветка (цветоложе, что разрослось, основания чашелистиков, лепестков и тычинок). Такие плоды называются ложными (яблоня, груша, шиповник). Назначение плодов – защита и распространение семян.
Плод, образованный из нескольких пестиков одного цветка, называется сборным (ежевика, малина).
Классификация плодов: сочные (односемянных и многосемянные) и сухие (односемянных вскрышные и многосемянные не распашные) (табл. 2).
Семя содержит зародыш, который дает начало растению, и питательные вещества, необходимые для ее прорастания. Они могут находиться в эндосперме, что располагается рядом с зародышем. Семена многих растений не содержит эндосперма, и питательные вещества локализованы в семядолях. Питательные вещества семена представлены углеводами, белками и жирами.
Растение относят к однодольным, если зародыш его семени имеет одну семядолю (пшеница, кукуруза), и к двудольным, если у него две семядоли (фасоль, горох, яблоня).
Зерновка пшеницы является одновременно и семенем, и плодом. Снаружи зерновка покрыта золотисто-желтым околоплодника, который плотно срастается с семенной кожурой.
Основную часть семени занимает мучнистый эндосперм; к нему в виде тонкой пластинки прилегает одна семядоля (щиток). Зародыш занимает незначительную часть семян и имеет зачатковий корешок, стебелек и листья.
Щиток соединен с зачаточным стеблем и осуществляющий связь зародыша с эндоспермом.
Семена фасоли покрыто плотной семенной кожурой, которая выполняет защитную функцию. На боковой вогнутой стороне семени заметен рубчик – место прикрепления семенного зародыша к стенке плода.
Две продольные половинки семян называются семядолями и прикрывают главную часть зародыша, состоящий из зачаточного корешка, зачаточного стебля (шейки) и зародышевой верхушечной брунечки. Шейка соединяется семядолями.
Брунечка является зачатком побега.
Прорастание семян. Семена могут длительное время находиться в состоянии покоя. Зародыш его остается живым, и семена сохраняют способность к прорастание. Зародыш может погибнуть от пересыхания семян во время хранения, при повреждении его насекомыми или плесневыми грибками.
Для прорастания семян необходимы некоторые условия: наличие живого зародыша, хорошо увлажненный грунт, определенная температура и достаточно воздуха. Прорастание семена предшествует его набухание.
Вода проникает внутрь семян, семенная кожура набухает и разрывается. Из зародышевого корешка развивается молодой корень, который быстро растет и укрепляется в почве.
Вода необходима для семян еще и потому, что зародыш потребляет питательные вещества в растворенном виде.
Семенам разных растений требуется разное количество воды для прорастания: семена гороха поглощает воды в полтора раза больше своей массы, а семена кукурузы – вдвое меньше.
Оптимальная температура для прорастания семян большинства растений составляет + 10… +15оС, а семена ржи может прорасти при + 1оС.
За то что при прорастании семян идут активные процессы обмена веществ, семена интенсивно дышит и требует постоянного поступления воздуха, богатого кислородом.
Рис. 45. Типы плодов:И – сухие, II – сочные, III – сложные, 1 – лещина;2 – подсолнечник; 3 – пшеница; 4 – вишня; 5 – абрикос; 6 – малина; 7 – мак; 8 – капуста; 9 – горох; 10 – смородина; 11 – томат; 12 – шиповник; а – орех, б – семянка; в – зерновка; г – костянка; д – сложная костянка; е – коробочка; – стручок; ж – боб; с – ягода; и – ложный плод с орешками.
Если у проростка фасоли удалить семядоли, а в однодольного эндосперм, они погибнут. Причина гибели – отсутствие питательных веществ. Запасные питательные вещества семени обеспечивают начальные стадии развития зародыша.
Например, крахмал эндосперма однодольных под действием ферментов превращается в сахар. Сахар растворяется в воде; в виде раствора с семядоли он поступает для питания зародыша.
Чем больше запасных питательных веществ, тем сильнее росток, который развивается из семени.
Для нормального развития семян большое значение имеет время сева и глубина его заделки в грунте. При своевременной посеве семян имеет все условия, необходимые для прорастания.
Семена холодостойких растений (пшеница, овес, горох) необходимо сеять ранней весной. Они требуют низкой температуры и большого количества влаги.
Семена теплолюбивых растений (фасоль, тыква, огурцы) высевают, когда почва прогревается до + 10… + 12°С.
При этой температуре он содержит достаточное для прорастания семян количество влаги.
Поставка кислорода и влаги к проростка обеспечивает глубина заделки семена, что определяется их размером, а также свойствами и структурой почвы. Не рекомендуется глубоко сеять семена в плотном глинистом грунте, поскольку он долго держит большие количества влаги и не пропускает воздух. Несколько глубже, чем в глинистой, заделывают семена в песчаном грунте.
Воздух в нем проникает на большую глубину, и лучше сохраняется влага в глубоких слоях. Большое семян бобов заделывают на глубину 4-5 см. Здесь ему достаточно влаги для прорастания, а проростку – питательных веществ семени, пока он выйдет на поверхность почвы.
Для семена средних размеров (редис, огурцы) необходимая глубина 2-4 см, для мелких (лук, репа, морковь, укроп) – 1-2 см.
Распространение плодов и семян происходит в природе с помощью ветра и воды, животными, птицами и человеком. Некоторые растения сами разбрасывают семена. Например, плоды растения «бешеный огурец» вместе с липкой жидкостью «выстреливают» семена на значительное расстояние; зрелые стручки бобов при подсыхании лопаются и также разбрасывают семена.
Плоды и семена, которые разносятся ветром, имеют для этого специальные приспособления – крыловидные выросты (плоды клена и ясеня), пушистые волоски (семена тополя), парашютики (семена одуванчика). Вода распространяет плоды и семена водных и наземных растений, которые обитают на берегах водоемов (ольха, осока, кувшинки).
Семена и плоды некоторых растений (череда, лопух, омела, липкая шалфей) переносят животные на шерсти, человек – на одежде. Птицы и животные часто питаются сочными плодами растений, семена которых не переваривается в желудочно-кишечном тракте и может быть выброшено из экскрементами на значительном расстоянии от материнского растения (рябина, бузина, черника, ландыш).
Плоды и семена некоторых растений могут «переезжать» различным транспортом из страны в страну с грузами.
Значение цветков, плодов, семян. В природе цветки, плоды и семена обеспечивают существование вида (семенное размножение) и служат кормом для беспозвоночных (членистоногие) и позвоночных животных.
Они имеют огромное значение и в жизни человека: е продуктами питания (фрукты, ягоды), сырьем для пищевой промышленности (получение растительных масел и хлебобулочных изделий), химической и медицинской промышленности (получение спирта, красок, лекарств), а также парфюмерной промышленности (получение розового и других эфирных масел). Все цветковые растения имеют большое эстетическое значение в жизни человека.
Урок 15. семенные растения – Биология – 5 класс – Российская электронная школа
Биология, 5 класс
Урок 15. Семенные растения.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок посвящён изучению строения и многообразия семенных растений.
- Ключевые слова:
- Семенные растения, голосеменные растения, хвойные растения, покрытосеменные растения, цветковые растения
- Тезаурус:
- Семенные растения – это высшие растения, образующие семена.
- Семя – это многоклеточное образование, которое состоит из семенной кожуры, зародыша и запаса питательных веществ и служит для размножения и расселения семенных растений.
- Побег – один из основных вегетативных органов высших растений, представляющий собой стебель с расположенными на нём листьями и почками.
- Цветок – это видоизменённый побег, из которого развивается плод с одним или несколькими семенами.
- *Фитонциды – это выделяемые растениями, например, хвойными растениями, особые летуче вещества, которые подавляют развитие многих бактерий, микроскопических грибов, простейших.
- Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Какие удивительные строки в этом стихотворении. Давайте попробуем задать несколько вопросов. Первое, почему в хвойном лесу дышится намного легче, чем в лиственном? И второе, а какие же тайны нам может открыть смоляная слеза?
На сегодняшний момент покрытосеменные растения – это господствующая группа живых организмов на земле. Как вы думаете, а почему? Надеюсь, вы догадались, что эти растения обладают признаками, которые максимально соответствуют данным условиям окружающей среды. Но какие эти признаки?
Высшие семенные растения: голосеменные и покрытосеменные.
Голосеменные – исключительно наземные вечнозелёные, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Голосеменные имеют корень, стебель и листья. Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Своё название голосеменные получили потому, что их семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные.
Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья чешуйчатые. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.
Покрытосеменные растения, или цветковые, – самая молодая и в то же время самая многочисленная группа царства Растения. Она включает около 250 тыс. видов, произрастающих во всех климатических зонах. Покрытосеменные растут в воде и в безводных пустынях, образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.
Покрытосеменные растения, как и голосеменные, имеют корень, стебель, листья, но у них есть и орган семейного размножения – цветок, отсюда происходит их второе название – цветковые растения. После завершения цветения образуется плод, в котором находятся семена, содержащие, как правило, запас питательных веществ.
У покрытосеменных семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты), что позволяет им лучше переносить неблагоприятные условия. Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы. Покрытосеменные растения бывают однолетними, двулетними и многолетними.
Одни из покрытосеменных живут очень недолго, всего несколько месяцев. За это время они вырастают из семян, зацветают и дают новые семена, после чего погибают. Такие растения называют однолетними. Двулетние растения зацветают, дают семена па второй год и погибают.
Многолетние растения цветут и образуют семена многократно. Продолжительность их жизни может исчисляться десятками и даже сотнями лет. У большинства покрытосеменных стебли прямостоящие. Но есть растения с вьющимися, лазающими и ползучими стеблями.
Форма и строение листьев, а также строение корневых систем у разных цветковых растений тоже очень разнообразны.
- Среди покрытосеменных много культурных растений, например, овощные, хлебные, плодово-ягодные, масличные, лекарственные, кормовые, технические, декоративные.
- Разбор типового тренировочного задания:
- Тип задания: множественный выбор.
- Текст вопроса: Выберите правильные утверждения.
- Варианты ответов:
- Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах.
- Листья в виде хвоинок есть у ели.
- Все хвойные растения имеют семена.
- Среди покрытосеменных растений представлено наибольшее количество жизненных форм.
- Семена у голосеменных растений образуются после цветения.
- Цветки не образуются у орляка.
- Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
- Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах.
- Листья в виде хвоинок есть у ели.
- Все хвойные растения имеют семена.
- Среди покрытосеменных растений представлено наибольшее количество жизненных форм.
- Цветки не образуются у орляка.
- Разбор типового контрольного задания
- Тип задания: Сортировка элементов по категориям
- Текст вопроса: Заполните таблицу.
Голосеменные имеют | У голосеменных отсутствуют |
- Варианты ответов:
- Семена
- Плоды
- Корни
- Цветки
- Стебли
- Правильный вариант ответа:
Голосеменные имеют | У голосеменных отсутствуют |
Семена | Плоды |
Корни | Цветки |
Стебли |
.
Цветок, плоды и семена. 6-й класс
Класс: 6
Цели урока:
- изучить особенности строения цветка, как органа семенного размножения растения;
- познакомиться с разнообразием цветков и плодов;
- изучить особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
- формировать умения сравнивать объекты, делать выводы на основе сравнения; составлять схемы;
- расширять кругозор учащихся.
Оборудование: рабочая тетрадь, презентация, анимации «Виды плодов», «Плоды», «Соцветия», «Строение семян однодольных растений», «Строение семян двудольных растений», «Строение цветка (тренажер)», «Строение цветка», «Цветок», «Этапы прорастания семян»; видеофрагменты «Соцветия», «Цветок»; семена фасоли и пшеницы, плоды (орех и яблоко), музыка «Вальс цветов».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
- • Вопрос к учащимся: «Какая часть растений является самой яркой и заметной?»
- (Слайд 1)
- • Объявление целей урока. (Слайд 2)
- • Стихотворение-загадка (Слайд 3)
- (Учащиеся слушают стихотворение и отгадывают слова, ответы появляются по щелчку).
У растений орган есть, Что нельзя и глаз отвесть! Самый яркий и заметный, Ароматный, разноцветный. Если ты всего знаток,
Он называется (цветок)!Как тот орган отцветет,
Образуется в нем (плод). Он покрывает (семена), Покрывает и питает, От всего их защищает.
Семя в почву попадетВскоре снова прорастет,
На свет появится росток,
И расцветет опять цветок.
• Цветок превращает нашу жизнь в радостный праздник. Они очень красивые и такие разные. (Демонстрация цветов под музыку «Вальс цветов») (Слайд 4)
- Как вы думаете, какую роль играет цветок в жизни растений?
- Сформулируем вывод: цветок – это орган семенного размножения.
- • Прежде чем мы начнем изучать строение цветка, давайте вспомним;
- – Что такое орган?
- – Какие органы имеет растение? (Слайд 5, ответы по щелчку)
- Корень и побег – это вегетативные органы, а цветок, плоды и семена – это репродуктивные органы.
- Учащиеся заполняют схему в рабочей тетради «Органы растений» (задание 1).
- • Просмотр видеофрагмента «Цветок».
- (Слайд 6, переход по гиперссылке).
- • Изучение строения цветка. (Слайд 7)
- Рассмотрим схему строения цветка и определим, из каких частей он состоит.
- (Учащиеся называют части цветка по схеме).
- Цветок является видоизмененным укороченным побегом, служащим для семенного размножения растений.
- Просмотр анимации «Строение цветка».
• Как вы думаете, какая часть цветка является самой главной? Почему?
(Ответы учащихся) (Слайд 8).
После опыления из цветка образуется плод и семена.
Рассмотрим более подробно строение тычинки (мужской орган) и пестика (женский орган). Учащиеся заполняют схему в рабочей тетради (задание 2).
- • Посмотрите на фотографии, одинаково ли количество тычинок и пестиков у разных цветков? (Слайд 9)
- Как вы думаете, чего больше в цветке, тычинок или пестиков?
- • Угадайте и назовите части цветка, которые изображены на рисунках (Слайд 10).
• Перед вами два цветка, назовите их. Сравните, чем эти цветки отличаются друг от друга? (Слайд 11).
У вишни есть чашечка, а у тюльпана нет. Околоцветник бывает простой и двойной (анализ схемы, схема появляется по щелчку).
• Определите по фотографии, что это за растения и какой они имеют околоцветник? (Слайд 12).
- • Назовите цветы, чем они отличаются друг от друга? (Слайд 13)
- (Ответы учащихся).
- У Петунии лепестки сросшиеся, а у яблони нет (анализ схемы, схема появляется по щелчку).
- • Перед вами цветок вишни и огурца (слайд 14).
Один из них обоеполый, другой – раздельнополый. Определите, с помощью учебника, какие цветки называются обоеполыми и раздельнополыми?
• На слайде цветки огурца и ивы (слайд 15)
Огурец – это однодомное растение, а ива – двудомное. Какие растения называют однодомными и двудомными?
- • Еще раз повторяем строение цветка с помощью анимации.
- • С целью закрепления, выполняем задание – тренажер «Строение цветка».
- • Цветки редко расположены поодиночке, обычно они собраны в группы, которые называются соцветием (слайд 16).
- Как вы думаете, для чего растению нужно соцветие?
- (Ответы учащихся)
- • Анализ схемы «Соцветия» (слайд 17).
- • Просмотр видеофрагмента «Соцветия» (слайд 18, переход по гиперссылке)
- • Посмотрите еще раз на схемы соцветий и примеры растений, которые имеет данное соцветие (слайд 19).
- Определите по фотографии растение, какое соцветие оно имеет.
- (Ответы по щелчку)
- • Выполнение задания-тренажера «Соцветия».
- • Подумайте, какими способами могут опыляться цветковые растения? (слайд 20)
- (Ответы по щелчку)
- • Как вы думаете, какие признаки будут иметь насекомоопыляемыеи ветроопыляемые растения? (слайд 21)
- (Ответы по щелчку)
- • Определите по внешним признакам, какой из цветков является насекомоопыляемым, а какой – ветроопыляемым? (слайд 22)
- Почему вы так решили?
- • Знакомство с дополнительной информацией (Слайд 23)
- • Итак, после опыления, в завязи цветка образуется плод (слайд 24).
- – Все ли плоды одинаковы?
– Какую функцию выполняет плод? (Защита и распространение семян).
– Из чего состоит плод?
• С помощью учебника, учащиеся составляют схему в рабочей тетради «Строение плода» (задание 3, рабочая тетрадь).
– У вас на столе 2 плода, орех и яблоко. Сравните их, чем они друг от друга отличаются?
- количеством семян;
- размерами;
- сочный или сухой.
- • Все плоды подразделяются на группы (анализ схемы, слайд 25, 26)
- • Какой у вас самый любимый плод?
- Определите, к какой группе плодов он относится, заполните схему (рабочая тетрадь, задание 3).
- • Небольшая беседа о значении плодов в жизни человека (слайд 27)
- • Выполните задание «Распредели плоды по группам», (слайд 28).
- Оформите в рабочей тетради в форме таблицы (задание 4).
- (Ответы по щелчку)
• Просмотрите анимацию «Плоды». Что из увиденного не является плодом?
- • Физкультминутка (под музыку, слайд 29).
- • Познакомимся со строением семян
- С семени начинается жизнь любого цветкового растения.
- • Перед нами строение семени однодольного растения, из чего оно состоит?
- (слайд 30) (ответы учащихся)
- • Заполнение, с помощью рисунков и учебника, таблицы в рабочей тетради «Строение семян» (Задание 5, рабочая тетрадь)
- • Знакомство с дополнительно информацией о строении семян однодольных растений, использование ее для заполнения таблицы (слайд 31).
- • Перед нами строение семени двудольного растения, из чего оно состоит? (слайд 32)
- (ответы учащихся)
- Продолжение заполнения таблицы в рабочей тетради «Строение семян» (Задание 5)
- Знакомство с дополнительно информацией о строении семян двудольных растений, использование ее для заполнения таблицы (слайд 33).
• У вас есть семена фасоли и пшеницы. Сравните, чем отличаются семена однодольных и двудольных растений. Используйте также рисунок на слайде (слайд 34). Приведите свои примеры семян однодольных и двудольных растений.
- • Семядоли – это первые листья растения (слайд 35).
- • Просмотр анимации «Прорастание семян»
- • Краткая беседа о способах распространения семян, используя рисунок слайда
- (слайд 36)
- • Выполнение заданий – тренажеров «Строение семян однодольных растений» и «Строение семян двудольных растений».
III. Итоги урока.
(слайд 37)
17.05.2012
Решу егэ
Сайты, меню, вход, новости
' Всего: 42 1–20 | 21–40 | 41–42
Добавить в вариант
Задание 23 № 21816
К каким классам принадлежат семена изображённых на рисунке растений?
В чём их сходство и отличия?
Пояснение.
- Элементы ответа:
- 1) Показаны семена однодольного (1) и двудольного (2) растений.
- 2) У однодольных растений одна семядоля, эндосперм и плотно сросшаяся с околоплодником семенная кожура, зародыш.
- 3) У двудольных две семядоли с запасом питательных веществ.
- 4) Общее – семенная кожура, запас питательных веществ и зародыш
- Примечание Ирины Романовой.
1) Семя пшеницы – класс Однодольные. Семя фасоли – класс Двудольные.
- 2) В семени пшеницы одна семядоля, питательные вещества находятся в эндосперме, семенная кожура срастается с плёнчатым околоплодником
- 3) В семени фасоли две семядоли, питательные вещества находятся в семядолях.
- 4) Общее – семенная кожура, запас питательных веществ и зародыш
- 5) Различия:
- – У однодольных в семени одна семядоля, а у двудольных – две.
- – У семян однодольных питательные вещества чаще содержатся в эндосперме, а у двудольныых – либо в самом зародыше (корешок, стебелёк, почечка), либо в семядолях, либо в эндосперме
- Дополнение.
Не все семена двудольных растений содержат питательные вещества только в семядолях: в самом зародыше – Розоцветные (миндаль), Буковые (каштан); в эндосперме – Паслёновые, Зонтичные, Маковые, Виноградные и др.
Срастание околоплодника с семенной кожурой – это признак семейства Злаки, а не класса Однодольных. Так растения семейства Лилейные, Орхидные имеют плод либо ягоду, либо коробочку.
У Рдестовых плоды либо костянковидные, либо орешковидные.
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.4 Царство растений. Строение, жизнедеятельность и размножение растительного организма
Задание 9 № 23823
- Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит
- 1) образование зиготы
- 2) образование пыльцевого зерна
- 3) формирование макро- и микроспор
- 4) формирование триплоидного ядра
- 5) слияние спермия и яйцеклетки
- 6) развитие плода
Пояснение.
В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит:
Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется слиянием спермия с центральной клеткой и слиянием спермия и яйцеклетки; образованием зиготы в зародышевом мешке
Органом полового размножения покрытосеменных растений является цветок. Оплодотворение происходит после попадания пыльцы на рыльце пестика. Этому процессу предшествует прорастание пыльцевого зерна на рыльце пестика.
Прорастание начинается с набухания пыльцевого зерна и развития пыльцевой трубки, которая растет через ткани рыльца и столбика, врастает в полость завязи, достигает семязачатка и входит в него через микропиле (от греч.
«микро» малый и «пиле» — ворота).
В семязачатке к этому времени бывает развит зародышевый мешок, образовавшийся из мегаспоры и состоящий из семи клеток, одна из которых — яйцеклетка (женская гамета), а самая крупная — центральная клетка с двумя ядрами.
Когда пыльцевая трубка дорастает до зародышевого мешка и входит в него, она лопается и спермин осуществляют оплодотворение — один сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой — с центральной клеткой.
Этот процесс называют двойным оплодотворением. Из зиготы затем развивается зародыш, а из центральной клетки эндосперм (ткань, запасающая питательные вещества).
После оплодотворения из семязачатков формируются семена, а сам цветок превращается в плод.
Источник: Шустанова Т. А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ГИА — Р. н/Д: изд-во Феникс, 2012.
Ответ: 145.
Ответ: 145
Раздел: Царство Растения
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, 4.4 Царство растений. Строение, жизнедеятельность и размножение растительного организма
Задания Д21 № 9017
Приспособленность травянистых растений к жизни в тундре заключается в
1) уменьшении числа листьев в связи с наличием в почве избытка воды2) повышенном содержании хлорофилла в клетках листьев3) развитии длинных корней при избытке воды в верхних слоях почвы
4) образовании плодов и семян в короткие сроки
Пояснение.
Теплый период времени в тундре идет очень короткое время, поэтому нужно успетьдать плоды и семена, короткий период созревания плодов – есть приспособление к данным условиям среды.
Ответ: 4
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.3 Доказательства эволюции живой природы
Задания Д11 № 20148
- Что характерно только для голосеменных растений?
- 1) Пыльцевые зёрна созревают в шишке.
- 2) Оплодотворение происходит в семязачатке.
- 3) Они являются вечнозелёными растениями.
- 4) Они имеют плоды и семена.
Пояснение.
Что характерно только для голосеменных растений? — пыльцевые зёрна созревают в шишке!
- Главные признаки отдела
- Опыляются ветром, в шишках (стробилах) образуются семена, не имеющие оболочек (отсюда название отдела).
- Древесина состоит в основном из трахеид (сосуды встречаются редко).
- Большинство голосеменных — крупные деревья, встречаются кустарники и лианы.
- Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: ЕГЭ по биологии 09.04.2016. Досрочная волна
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений
Задание 24 № 27597
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Эволюция растений». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
Эволюция растений
(1)Первыми растениями были водные представители данного царства. (2)Они имели таллом со специализированными проводящими клетками внутри. (3)С выходом на сушу клетки растения стали приобретать специализацию. (4)У самых примитивных наземных растений — риниофитов — были покровная и основная ткани.
(5)У папоротникообразных появились корни и проводящая система. (6)Семенные растения приобрели специальные органы размножения — семена, которые развиваются закрыто, внутри специальных плодов.
(7)Вершиной эволюции растений являются покрытосеменные, имеющие самые развитые проводящие ткани, благодаря чему только они смогли сформировать древесные растения.
Пояснение.
- Ошибки допущены в предложениях:
- 1. 2 — водоросли имели недифференцированный таллом;
- 2. 6 — у голосеменных растений семена развиваются открыто на поверхности чешуй шишек;
3. 7 — древесные растения встречаются и среди голосеменных растений.
Источник: СтатГрад биология. 05.11.2019. Вариант БИ1910202
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.4 Царство растений. Строение, жизнедеятельность и размножение растительного организма, 6.3 Доказательства эволюции живой природы
Всего: 42 1–20 | 21–40 | 41–42
Наверх