Тип жгутиконосцы. колониальные организмы – биология

Класс жгутиконосцы

    1. Одиночные жгутиконосцы
    2. Колониальные жгутиконосцы

Жгутиконосцы (или жгутиковые) — широко распространенные простейшие, у которых имеются органоиды движения в виде жгутиков. В настоящее время известно около 6-8 тыс.

видов одиночных и колониальных форм, населяющих морские и речные водоемы, где они являются главным образом составной частью планктона. Среди жгутиконосцев многие виды паразитируют в тканях растений и особенно в организме различных беспозвоночных и позвоночных животных, включая и человека.

Часть из них вызывает тяжелые заболевания у человека (сонную болезнь, пендинскую язву, холецистит), а также у крупного рогатого скота (нагану, сурру).

Некоторые свободноживущие жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительными и животными организмами, сочетая в себе признаки тех и других. Вот почему часть жгутиконосцев составляет предмет изучения ботаников, а другая часть интересует зоологов.

Все жгутиконосцы, в отличие от саркодовых, обладают плотной оболочкой (пелликулой), которая придает им постоянную форму тела. Вместо ложноножек у них появились особые органеллы движения — жгутики (один, два или много — в зависимости от вида).

Однако между этими классами простейших существует родственная связь, на что указывает наличие в природе таких форм, у которых сочетаются признаки саркодовых (ложноножки) и жгутиконосцев (жгутики). К ним относится, например, живущая в болотной воде жгутиковая амеба.

Кроме органоидов движения часть жгутиконосцев имеет еще один органоид — глазок, или стигму. Он помещается обычно у основания жгутика. Этот светочувствительный аппарат воспринимает световые раздражения и определяет направление движении животного в сторону источника спета.

Одиночные жгутиконосцы

Одиночные жгутиконосцы — эвглены. Описанная в школьном учебнике зоологии эвглона золеная принадлежит к числу одиночных жгутиконосцев. Это — один из видов рода эвглеп, живущих в наших пресных водоемах.

Она относится к жгутиконосцам промежуточного тина и может рассматриваться как простейшее, находящееся на грани между растительным и животным миром, подтверждая своим существованием общность происхождения этих двух ветвей органической жизни.

Под микроскопом эвглены выглядят как маленькие вытянутые в длину тельца размером около 50 мк (или 0,05 мм). Хорошо видно поступательное, с легким покачиванием вращательное движение, которое зависит от работы жгутика, как бы ввинчивающегося в воду.

Иногда можно заметить на переднем тупом конце красное пятнышко — стигму. Подробности строения эвглены следует рассматривать при большом увеличении.

Жгутик становится хорошо заметным после добавления капли йодной настойки, которая убивает живых эвглен и окрашивает их в темно-бурый цвет.

Эвглена зеленая служит хорошим показателем степени биологической очистки сточных вод. Ее численность в планктоне контактных прудов сильно возрастает при снижении бактериальных загрязнений.

Так, например, при полной очистке воды количество эвглен в 1 мл равно 18,9 тыс. при общей численности простейших в том же объеме в 22 тыс.

Таким образом, качество воды в водоемах определяется не только наличием или отсутствием организма-индикатора, но и его количеством в единице объема.

Кроме эвглены зеленой, в пробе воды могут оказаться и другие виды эвглен, на которых следует обратить внимание учащихся. Так, например, эвглена акус имеет сильно вытянутое, более узкое и заостренное на обоих концах тело.

В отличие от эвглены зеленой акус не может сокращаться и сохраняет постоянные очертания. Почти в два раза крупнее эвглены зеленой — эвглена спирогира, у которой пелликула имеет спиральные ряды утолщений, идущих вдоль удлиненного и несколько изогнутого тела.

Примерно такой же величины (до 100 мк) достигает эвглена оксиурис, имеющая вид тонкой колбаски с острым и узким кончиком задней части тела. Из других свободноживущих жгутиконосцев могут попадаться особи из рода факус по форме, напоминающие сердце (с хвостиком).

Так же как и эвглены, факусы имеют зеленые хроматофоры. Отличаются медленным движением. Размеры тела около 0,5 мм.

Ознакомление учащихся с многообразием форм свободноживущих жгутиконосцев позволяет коснуться вопроса дивергентной эволюции.

В качестве примера паразитического жгутиконосца самым удобным объектом может служить лягушачья опалина.

Колониальные жгутиконосцы

Колониальные жгутиконосцы — вольвоксы. Общим для всех колониальных жгутиконосцев является то, что каждый из них состоит из особей, тождественных по своему строению с одноклеточными водорослями — хламидомонадами. Следовательно, они имеют по 2 жгутика, красный глазок — стигму, зеленые хроматофоры и т. д.

Различия заключаются лишь в числе особей, входящих в колонию, в их взаимном расположении и в общей конфигурации всей колонии в целом. Колониальные жгутиковые разной степени сложности массами населяют наши стоячие водоемы весной в период так называемого «цветения» воды.

Если взять пробу этой воды, то в ней можно обнаружить необходимый для работы живой материал.

Кратко охарактеризован лишь один представитель колониальных жгутиконосцев из числа более сложных, а именно вольвокс авреус.

Он встречается чаще других видов вольвоксов, образуя колонию диаметром до 850 мк, состоящую из очень большого количества особей, между которыми существует разделение функций.

Большинство клеток при помощи согласованных движений жгутиков осуществляет перемещение всей колонии в воде, они не способны делиться. Функцию размножения несут другие клетки, в результате деления которых образуются бесполым путем молодые колонии.

Помимо вегетативного размножения у вольвоксов наблюдается и половой процесс. Внутри колонии вольвокса формируются микрогаметы и макрогаметы. После образования зигот шары вольвокса распадаются, а новые шары возникают уже из зигот.

Таким образом, вольвоксы как бы приближаются к многоклеточным организмам тем, что образуют два рода клеток — обычных, выполняющих только функции передвижения и питания (автотрофного) и клеток с функцией размножения (бесполого и полового).

Однако у вольвокса нет настоящих тканей с дифференцированными клетками, которые свойственны многоклеточным организмам.

Крупные формы вольвоксов можно рассматривать под микроскопом при малом увеличении без покровного стекла. Следует обратить внимание учащихся на перекатывающееся движение колонии за счет биения жгутиков многочисленных клеток, связанных друг с другом протоплазматическими мостиками.

Клетки располагаются по периферии шара, имеющего плотную оболочку, которая придает определенную форму всей колонии и окружает более жидкую внутреннюю студенистую массу. Внутри некоторых колоний можно рассмотреть образовавшиеся в них дочерние колонии (лучше при большом увеличении).

У вольвокса легко наблюдать положительный фототаксис. Для этого достаточно часовое стекло с жидкостью, в которой плавают вольвоксы, поместить около окна.

Вскоре можно заметить скопление вольвоксов на стороне, обращенной к окну. Если повернуть стекло па 180°, то вольвоксы переплывут к тому краю стекла, па который падает свет от окна.

То же наблюдается при освещении электролампой — вольвоксы перемещаются в более освещенную зону.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/klass-zhgutikonostsy.html

Класс Жгутиковые: характеристика, строение и образ жизни одноклеточных и колониальных форм

Класс Жгутиковые — объединяет простейшие организмы, которые населяли нашу планету еще задолго до нашей эры и сохранились до сегодняшнего дня. Они являются переходным звеном между растениями и животными.

Общая характеристика класса Жгутиковые

Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс.

Большинство жгутиковых имеет постоянную форму тела, которое покрыто пелликулой (уплотненный слой эктоплазмы). При неблагоприятных условиях жгутиковые образуют цисты.

Размножаются в основном бесполым путем. Половой процесс встречается только у колониальных форм (семейство Вольвоксовых). Бесполое размножение начинается с митотического деления ядра. За ним следует продольное деление организма. Дыхание жгутиковых идет всей поверхностью тела за счет митохондрий.

Среда обитания жгутиковых — пресные водоемы, но встречаютсяи морские виды.

Среди жгутиковых встречаются следующие типы питания:

  1. Гетеротрофный — с помощью вакуоль, наполненных пищеварительным соком. У паразитических видов питание идет через наружные покровы, за счет пиноцитоза.
  2. Аутотрофный — самостоятельный синтез питательных веществ посредством фотосинтеза.
  3. Миксотрофный — способны питаться как неорганическими, так и органическими веществами.

Классификация жгутиковых основана на строении и способе жизни, выделяют следующие формы:

  • Одноклеточные;
  • колониальные;
  • паразитические.

Строение одноклеточных жгутиковых

Эвглена зеленая является типичным представителем класса жгутиковых. Это свободноживущее животное, обитающее в лужах и прудах. Форма тела эвглены вытянутая. Ее длина составляет около 0,05мм.

Передний конец тела животного сужен и притуплен, а задний расширен и заострен. Передвигается эвглена благодаря жгутику, находящемуся на переднем конце тела.

Жгутик совершает вращательные движения, в результате чего эвглена как бы ввинчивается в воду.

В цитоплазме эвглены находятся овальные хлоропласты, которые придают ей зеленый цвет. Благодаря наличию хлорофилла в хлоропластах эвглена на свету, подобно зеленым растениям, способна к фотосинтезу.

В темноте хлорофилл у эвглены исчезает, фотосинтез прекращается, и она может питаться осмотическим путем. Эта особенность питания указывает на родство между растительными и животными организмами.

Строение эвглены

Дыхание и выделение у эвглены осуществляются так же, как у амебы. Пульсирующая, или сократительная, вакуоль, расположенная на переднем конце тела, периодически удаляет из организма не только избыток воды, но и продукты обмена.

Недалеко от сократительной вакуоли имеется ярко-красный глазок, или стигма, принимающий участие в восприятии цвета. Эвглены обладают положительным фототаксисом, т. е. плывут всегда к освещенной части водоема, где имеются наиболее благоприятные условия для фотосинтеза.

Размножается эвглена бесполым путем, при этом тело делится в продольном направлении, дает две дочерние клетки. Первым вступает в процесс деления ядро, затем разделяется цитоплазма.

Жгутик отходит к одному из новообразованных организмов, а у другого формируется заново. Под влиянием неблагоприятных факторов возможен переход в спящую форму.

Жгутик прячется внутрь тела, форма эвглены стает округлой, а оболочка — плотной, в таком виде жгутиковые продолжают делиться.

Строение и образ жизни колониальных жгутиковых

Вольвокс, пандорина — представители колониальных жгутиковых. Самые примитивные колонии насчитывают от 4 до 16 одноклеточных организмов (зооидов).

Клетки из колонии вольвокса имеют грушевидную форму и наделены парой жгутиков. Эти жгутиковые имеют вид шара в диаметре до 10мм. Такая колония может вмещать около 60 000 клеток. Внутриполостное пространство заполнено жидкостью. Между собой клетки соединяются с помощью цитоплазматических мостиков, что помогает координировать направление движения.

Для вольвокса уже характерно распределение функций между клетками.Так, в части тела, которая направлена вперед, находятся клетки с довольно развитыми глазками, они более чувствительны к свету. Нижняя часть тела больше специализирована на процессах деления. Таким образом, наблюдается разделение клеток на соматические и половые.

Во время бесполого размножения формируются дочерние клетки, которые не расходятся, а представляют собой единую систему. Когда материнская колония погибает, новообразованная начинают самостоятельную жизнь. Вольвоксу свойственно и половое размножение, в осенний период года.

При этом формируются небольшие мужские гаметы (до 10 клеток), способны к активному перемещению, и крупные, но неподвижные женские (до 30 клеток). Сливаясь, половые клетки образуют зиготу, из которой выйдет новая колония.

Читайте также:  Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме - биология

Сначала зигота делится два раза путем мейоза, затем митотичести.

В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых?

Усложнение колониальных форм идет за счет дифференцировки клеток для дальнейшего выполнения специфических функций. Несомненно, формирование колоний вызывало большой интерес ученых, так как это шаг на пути становления многоклеточных видов.

Данное явление хорошо прослеживаетсяу вольвокса. У него появляются клетки, выполняющие разные функции. Также благодаря мостикам обеспечивается распределение питательных веществ по всему организму. У эвглены, в связи с более примитивным строением таких особенностей нет.

Таким образом, на примере вольвокса можно увидеть, как многоклеточные животные могли эволюционировать из одноклеточных.

Значение жгутиковых в природе

Жгутиковые животные, способные к фотосинтезу,имеют большое значение в круговороте веществ. Некоторые виды, поглощающие органические вещества, принимают участие в очищении сточных вод.

В водоемах с разным уровнем загрязнения поселяются эвглены, которых можно использовать для исследования санитарного состояния источника воды.

Водоемы, где нет течения, населяют многие виды жгутиковых животных, время от времени, из-за интенсивного деления, они придают воде зеленый окрас, явление цветения вод.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (2

Источник: https://animals-world.ru/klass-zhgutikovye/

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Урок по теме” Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы”

Технологическая карта урока биологии

Тема урока: Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

обучение: сформировать знания об  особенностях строения и процессах жизнедеятельности одноклеточных животных типа Жгутиконосцы  и представителях колониальных организмов в связи со средой обитания

развитие: научить устанавливать причинные связи в строении животного и способом его питания на примере эвглены зеленой, развивать  у учащихся умения планировать свою деятельность, работать с текстом параграфа (маркировать текст, выделять главные мысли, находить в тексте значение выделенных терминов).

воспитание:  формировать  у учащихся  мотивацию  к  обучению и познавательной деятельности, учить соблюдать правила работы с микроскопами, выявлять эстетические достоинства простейших как объектов живой природы.

Ожидаемые  результаты урока:

Предметные:  

 – называть и выделять существенные признаки строения и образа жизни  животных типа Жгутиконосцы и особенности строения и образа жизни колониальных организмов

 –  отличать и сравнивать между собой по строению и процессам жизнедеятельности одноклеточных животных типа Корненожки и Жгутиконосцы, распознавать этих животных на рисунках и микропрепаратах

Метапредметные:

регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение, устанавливать и раскрывать суть причинных связей между строением организма и способом его питания, между строением и образом жизни.

Личностные:

  выражать собственную убеждённость и готовность изучать объекты живой природы, выражать эстетическое отношение к живым объектам.

Используемая технология: ИКТ, технология развития критического мышления

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, учебный диск, микроскопы, микропрепараты.

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Создать благоприятный психологический настрой на работу Организационный момент.Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы. Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная.Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. Личностные УУД Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Этап актуализации и пробного учебного действия Актуализация опорных знаний и способов действий Входной контрольЦель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: Тип Корненожки и Фораминеферы  Повторим предыдущий материал.Задание (приложение №1) Воспроизводят имеющиеся знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших животных типа КореножкиСинтезируют имеющиеся знания. Опрос домашнего задания заканчивается составлением кластера (в центре слово Простейшие, от него слова – одна клетка, водная среда, гетеротрофы, бесполое Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Стадия вызова – введение в проблему, актуализация знаний. Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование ими целей урока Цель: В ходе урока продолжим выяснять -так ли просты простейшие?Что бы вы хотели узнать о животных типа Жгутиконосцы? На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?Предлагает сформулировать вопросы, спланировать работу на уроке. Формулируют вопросы.Почему так называется этот тип? Как дышат,питаются и размножаются Жгутиконосцы? Какое строение имеют представители типа? Что такое колония? (Все вопросы записываются на доске. Это наши задачи)Планируют свою работу на уроке Регулятивные УУДУмение ставить цель, планировать деятельность
Стадия осмысления – изучение новой темы Включение учащихся в целенаправленную деятельность Организует деятельность учащихся:В учебнике на стр.  24-25  и рисунку 9 изучите материал о строении жгутиконосцев (бодо, эвглена зелёная), сравните их. Изучите схемы, иллюстрации в учебнике. Обращает внимание на особенности питания эвглены зелёной – эвглена это растение или животное?Организует работу с микроскопамиОрганизует работу учащихся с рабочей тетрадью (Биология: 7 класс:  для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В. Суматохин,   М. : Мнемозина 2010.)задание №10Организует чтение текста с пометками (инсерт) о особенностях строения и образе жизни колониальных организмов.Во время работы учащихся, по мере  необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся, помогает с выполнением задания. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике, рассматривают под микроскопом микропрепараты простейших, читают текст и маркируют его. Познавательные УУД.Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД. Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: Ответьте на вопросы в конце параграфа.Учитель предлагает учащимся изучить материал для заполнения таблицы в  рабочей тетрадина стр.11 задание №12Во время работы учащихся, по мере  необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.Изучают текст учебника, анализируют информацию,  делают записи в тетради. Познавательные УУД.Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  Умение работы  в паре (общение).
Стадия Размышление Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков Выходной контроль.Цель: проверить усвоение материала о особенностях строения и жизнедеятельности ЖгутиконосцевПредлагает учащимся задания для самостоятельной работы.Приложение №2 Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание. Познавательные УУД.Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.Регулятивные УУДУмение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Этап включения в систему знаний и повторения Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного  уровня сложности. Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам) Познавательные УУД.Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.Регулятивные УУДУмение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельностиКоммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью
Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник: Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Учитель организует рефлексию:Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.Просит продолжить предложения:Раньше не знал…..Было интересно…..Особенно запомнилось….Предлагает составить  синквейн о Простейших Объявляют  выставленную ими оценку.Задают вопросы учителю. Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.Регулятивные УУДУмение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Приложение №1

Фронтальный опрос

  1. Почему подцарство изучаемых животных называется Простейшие?
  2. Какова их среда обитания?
  3. Какой способ питания характерен этим  животным?
  4. Какие типы входят в состав подцарства?

Индивидуальный опрос

  1. Объясните название типа Корненожки.
  2. Сделать рисунок амёбы протей на доске, рассказать о её строении.
  3. Форма тела амёбы непостоянная. Почему жесткая оболочка совершенно не нужна и даже вредна амёбе?
  4. Представьте себе, что человек создал робота, передвигающегося как амёба и свободно меняющего форму, как амёба. Какие функции может выполнять этот робот?
  5. Как дышит амёба?
  6. Размножение амёбы. Рассказ – комментарий видео слайда.
  7. Какими преимуществами обладает амёба образующая цисту от амёбы, цисту не образующей?
  8. Каковы особенности строения фораминифер? Что теряет и что приобретает амёба, поселившись в ажурной раковине фораминиферы?
  9. Из чего построена пирамида Хеопса? (сообщение)

Приложение №2

Задание 1.  Верно ли суждение:

  1. Тело простейшего состоит из одной клетки.
  2. Простейшие обитают в водной и наземно – воздушной  среде.
  3. Амеба протей передвигается с помощью жгутиков.
  4. В передвижении простейших играет роль сократительная вакуоль.
  5. У эвглены зелёной пищеварительные вакуоли не образуются.
  6. Кислород в цитоплазму простейшего поступает через всю поверхность тела.
  7. Жгутиконосец бодо при делении образует не две, а несколько особей.
  8. На стадии цисты происходит расселение простейших ветром и животными.
  9. Из раковин погибших фораминифер образовались отложения известняка.
Читайте также:  Теплоемкость воды, биология

Задание 2. Выпишите цифры, обозначающие признаки, характерные для этих животных:

амеба обыкновенная: ______________, эвглена зеленая: ______________

Признаки: 1. Микроскопически малые животные; 2. Есть ядро; 3. Есть оболочка; 4. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях; 5. Тело состоит из одной клетки; 6. Передвигается с помощью жгутика; 7. Есть цитоплазма; 8.

Продукты распада удаляются через сократительную вакуоль; 9. Среда обитания жидкая;           10. Передвигаются с помощью ложноножек; 11. Может всасывать растворенные органические вещества; 12.

На свету питается как зеленое растение, образуя органические вещества из неорганических.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/26/urok-po-teme-tip-zhgutikonostsy-kolonialnye-organizmy

Жгутиконосцы, инфузории

На преды­ду­щем уроке мы раз­го­ва­ри­ва­ли о кор­не­нож­ках, ра­дио­ля­ри­ях, сол­неч­ни­ках и спо­ро­ви­ках. Се­год­ня мы за­вер­ша­ем тему «Про­стей­шие». Пред­ме­том рас­смот­ре­ния ста­нут жгу­ти­ко­нос­цы и ин­фу­зо­рии.

Жгу­ти­ко­нос­цы. Общая ха­рак­те­ри­сти­ка

Жгу­ти­ко­но́сцы – очень круп­ная и раз­но­род­ная груп­па про­стей­ших. Объ­еди­ня­ет их лишь одна общая черта – на­ли­чие жгу­ти­ков. Жгу­ти­ки ис­поль­зу­ют­ся для пе­ре­дви­же­ния или для со­зда­ния токов воды, при­но­ся­щих пищу. Среди жгу­ти­ко­нос­цев много как сво­бод­но­жи­ву­щих форм, так и сим­бион­тов, среди них есть од­но­кле­точ­ные и ко­ло­ни­аль­ные формы.

До вы­де­ле­ния про­стей­ших в са­мо­сто­я­тель­ное цар­ство бо­та­ни­ки вклю­ча­ли жгу­ти­ко­нос­цев в со­став цар­ства Рас­те­ния как «од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли». Зоо­ло­ги от­но­си­ли их к цар­ству Жи­вот­ные, как класс в со­ста­ве типа Про­стей­шие. Уче­ные раз­де­ля­ли жгу­ти­ко­нос­цев на рас­ти­тель­ных (ав­то­троф­ных) и жи­вот­ных (ге­те­ро­троф­ных).

Сей­час такое раз­де­ле­ние ис­поль­зу­ет­ся лишь услов­но, для удоб­ства. Из­вест­ны не толь­ко од­но­кле­точ­ные жгу­ти­ко­нос­цы, но и ко­ло­ни­аль­ные виды, со­сто­я­щие из 8, 16, 32 и даже мно­гих тыс. кле­ток (Рис. 1). Клет­ки ко­ло­нии устро­е­ны срав­ни­тель­но оди­на­ко­во, каж­дая из них по сво­е­му стро­е­нию на­по­ми­на­ет од­но­кле­точ­но­го жгу­ти­ко­нос­ца.

Тип пи­та­ния жгу­ти­ко­нос­цев может быть раз­лич­ным. Рас­ти­тель­ные жгу­ти­ко­нос­цы обыч­но могут фо­то­син­те­зи­ро­вать и пи­тать­ся, как рас­те­ния, по­сколь­ку в их клет­ках име­ют­ся пла­сти­ды, со­дер­жа­щие необ­хо­ди­мые пиг­мен­ты, в част­но­сти хло­ро­филл. Они – ав­то­троф­ные ор­га­низ­мы. Дру­гие жгу­ти­ко­нос­цы не имеют пла­стид.

Они пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми. Это – ге­те­ро­троф­ные ор­га­низ­мы.

Рис. 1. Ко­ло­ни­аль­ный 16-ти кле­точ­ный жгу­ти­ко­но­сец

Неко­то­рые жгу­ти­ко­нос­цы, на­при­мер эв­гле­на и хла­ми­до­мо­на­да, спо­соб­ны сов­ме­щать рас­ти­тель­ный и жи­вот­ный типы пи­та­ния. Их на­зы­ва­ют мик­со­тро­фа­ми, или мик­со­троф­ны­ми ор­га­низ­ма­ми. Боль­шин­ство «рас­ти­тель­ных» жгу­ти­ко­нос­цев ведёт сво­бод­ный образ жизни в вод­ной среде. В ка­че­стве при­ме­ров мы рас­смот­рим эв­гле­ну зе­лё­ную и хла­ми­до­мо­на­ду.

Эв­гле­на зе­лё­ная

Рис. 2. Эв­гле­на зе­лё­ная

Клет­ка эв­гле­ны зе­лё­ной ве­ре­те­но­вид­ной формы, с двумя жгу­ти­ка­ми, один из ко­то­рых ко­рот­кий и неза­мет­ный (Рис. 2). Она зе­лё­но­го цвета с крас­ным све­то­чув­стви­тель­ным глаз­ком у пе­ред­не­го конца. Раз­мно­жа­ет­ся путем про­доль­но­го де­ле­ния клет­ки.

Ино­гда эв­гле­на, раз­мно­жа­ясь в огром­ных ко­ли­че­ствах, вы­зы­ва­ет «цве­те­ние» воды. Спо­соб­на как к ге­те­ро­троф­но­му, так и к ав­то­троф­но­му типу пи­та­ния за счёт на­ли­чия хло­ро­пла­стов. Фо­то­син­тез про­ис­хо­дит на свету.

В тем­но­те, вслед­ствие его невоз­мож­но­сти, эв­гле­на зе­лё­ная пи­та­ет­ся ге­те­ро­троф­но. Дли­тель­ное пре­бы­ва­ние в ма­ло­осве­щён­ных ме­стах при­во­дит к «обес­цве­чи­ва­нию» эв­гле­ны. В таких слу­ча­ях хло­ро­филл в хло­ро­пла­стах раз­ру­ша­ет­ся.

Од­на­ко при воз­вра­ще­нии в осве­щён­ные места эв­гле­на вновь на­чи­на­ет пи­тать­ся ав­то­троф­но. Яв­ля­ет­ся мик­со­тро­фом.

Хла­ми­до­мо­на­да

Рис. 3. Хла­ми­до­мо­на­да

Хла­ми­до­мо­на́да пе­ре­дви­га­ет­ся при по­мо­щи вра­ще­ния сразу двух длин­ных жгу­ти­ков (Рис. 3). Обыч­но каж­дая клет­ка со­дер­жит две ва­ку­о­ли, один круп­ный хло­ро­пласт и имеет крас­ный гла­зок. Гла­зок ре­а­ги­ру­ет на свет.

Хла­ми­до­мо­на­да дви­жет­ся по на­прав­ле­нию к свету – это на­зы­ва­ет­ся по­ло­жи­тель­ным фо­то­так­си­сом. Хло­ро­пласт за­ни­ма­ет боль­шую часть клет­ки, в нём на свету от­кла­ды­ва­ет­ся крах­мал. Пи­та­ние как ав­то­троф­ное, так и ге­те­ро­троф­ное – хла­ми­до­мо­на­да, как и эв­гле­на, яв­ля­ет­ся мик­со­тро­фом.

Раз­мно­жа­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но ве­ге­та­тив­но, од­на­ко име­ет­ся и по­ло­вое раз­мно­же­ние. «Жи­вот­ные» жгу­ти­ко­нос­цы не имеют хло­ро­пла­стов. Среди них есть как сво­бод­но­жи­ву­щие, так и па­ра­зи­ти­че­ские формы.

От во­рот­нич­ко­вых жгу­ти­ко­нос­цев, сво­бод­но­жи­ву­щих филь­тра­то­ров, ве­ро­ят­но, про­изо­шли жи­вот­ные. Из па­ра­зи­тов мы рас­смот­рим три­па­но­сом, лямб­лий и лейш­ма­ний.

Три­па­но­со­мы

Рис. 4. Три­па­но­со­мы в ком­па­нии эрит­ро­ци­тов

Три­па­но­со­мы (Рис. 4) па­ра­зи­ти­ру­ют на раз­лич­ных хо­зя­е­вах и вы­зы­ва­ют мно­гие за­бо­ле­ва­ния, среди ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­на сон­ная бо­лезнь. При­род­ны­ми но­си­те­ля­ми три­па­но­сом яв­ля­ют­ся мле­ко­пи­та­ю­щие, пе­ре­нос­чи­ка­ми – на­се­ко­мые.

На­при­мер, сон­ная бо­лезнь пе­ре­но­сит­ся мухой цеце. После её укуса па­ра­зи­ты про­ни­ка­ют в кровь и лимфу, затем – в цен­траль­ную нерв­ную си­сте­му жерт­вы.

У боль­но­го про­яв­ля­ют­ся при­сту­пы уста­ло­сти, затем на­ру­ша­ет­ся цикл сна и бодр­ство­ва­ния, из-за чего бо­лезнь и по­лу­чи­ла своё на­зва­ние.

Ля́мблии

Рис. 5. Лямб­лии

Ля́мблии (Рис. 5) па­ра­зи­ти­ру­ют в тон­ком ки­шеч­ни­ке че­ло­ве­ка и мно­гих дру­гих мле­ко­пи­та­ю­щих, а также птиц. Бо­лезнь, вы­зы­ва­е­мая ими, носит на­зва­ние лямб­ли­оз. Боль­шие ко­ли­че­ства лямб­лий, ко­то­рые по­кры­ва­ют об­шир­ные по­верх­но­сти ки­шеч­ной стен­ки, на­ру­ша­ют ра­бо­ту ки­шеч­ни­ка.

Они также ока­зы­ва­ют силь­ное ток­си­че­ское воз­дей­ствие на ор­га­низм. Лямб­лии – анаэ­ро­бы, они спо­соб­ны жить без кис­ло­ро­да. Раз­мно­жа­ют­ся путем про­доль­но­го де­ле­ния на­двое.

Во внеш­нюю среду с фе­ка­ли­я­ми хо­зя­и­на по­па­да­ют цисты, про­ни­ка­ю­щие в ор­га­низм новых хо­зя­ев с за­ра­жен­ной водой или пищей.

Лейш­ма­нии

Лейш­ма­нии – род па­ра­зи­ти­че­ских про­стей­ших, вы­зы­ва­ю­щих лейш­ма­ни­о­зы, в том числе «во­сточ­ную язву». Есте­ствен­ным ре­зер­ву­а­ром раз­ных видов слу­жат мле­ко­пи­та­ю­щие и яще­ри­цы. Пе­ре­нос­чи­ка­ми яв­ля­ют­ся мос­ки­ты. Мос­ки­ты за­ра­жа­ют­ся лейш­ма­ни­я­ми, когда пьют кровь за­ра­жён­но­го мле­ко­пи­та­ю­ще­го.

Па­ра­зи­ты вме­сте с про­гла­ты­ва­е­мой кро­вью про­ни­ка­ют в пи­ще­ва­ри­тель­ный канал мос­ки­та, где раз­мно­жа­ют­ся и бло­ки­ру­ют про­свет ка­на­ла. Когда мос­кит ку­са­ет оче­ред­ную жерт­ву, он вы­нуж­ден от­рыг­нуть па­ра­зи­тов в ранку. У че­ло­ве­ка лейш­ма­нии могут вы­зы­вать кож­ные язвы или по­ра­же­ния внут­рен­них ор­га­нов.

Лейш­ма­ни­о­за­ми боль­ны около 12 мил­ли­о­нов че­ло­век в 88 стра­нах, в ос­нов­ном тро­пи­че­ских.

Ин­фу­зо­рии. Общая ха­рак­те­ри­сти­ка

Рис. 6. Ин­фу­зо­рии

Ин­фу­зо­рии – про­стей­шие, клет­ки ко­то­рых по­кры­ты рес­нич­ка­ми и имеют как ми­ни­мум по 2 ядра (Рис. 6). Среди них есть сво­бод­но­жи­ву­щие, при­креп­лен­ные и па­ра­зи­ти­че­ские формы. Живут в морях и прес­ных во­до­ё­мах, неко­то­рые виды – в по­ло­стях между ча­стич­ка­ми почвы и во мхах. Мно­гие ин­фу­зо­рии – сим­бион­ты дру­гих жи­вот­ных.

Форма тела ин­фу­зо­рий по­сто­ян­на, она может быть раз­лич­ной у раз­ных видов. Раз­мер клет­ки – от 10 мкм до 4,5 мм. У боль­шин­ства ин­фу­зо­рий име­ют­ся рес­нич­ки, с их по­мо­щью они очень быст­ро пе­ре­дви­га­ют­ся. Ин­фу­зо­рии – это самые «быст­рые» про­стей­шие, при дви­же­нии раз­ви­ва­ют ско­рость 0,4–2 мм/с.

В то же время самые быст­ро­пла­ва­ю­щие жгу­ти­ко­нос­цы могут раз­ви­вать ско­рость лишь 0,2 мм/с. Ха­рак­тер­но на­ли­чие экс­тру­сом – спе­ци­аль­ных телец, пред­на­зна­чен­ных для быст­ро­го вы­бра­сы­ва­ния на по­верх­ность клет­ки. Они могут ис­поль­зо­вать­ся для за­щи­ты от хищ­ни­ков.

Хищ­ные ин­фу­зо­рии ис­поль­зу­ют их для обез­дви­жи­ва­ния и «за­яко­ри­ва­ния» до­бы­чи. Сво­бод­но­жи­ву­щие ин­фу­зо­рии пи­та­ют­ся в ос­нов­ном бак­те­ри­я­ми, дру­ги­ми про­стей­ши­ми и даже мел­ки­ми жи­вот­ны­ми.

Па­ра­зи­ти­че­ские – оби­та­ют в ки­шеч­ни­ке жи­вот­ных, пи­та­ют­ся со­дер­жи­мым ки­шеч­ни­ка, раз­ру­ша­ют сли­зи­стую и могут вы­зы­вать се­рьез­ные за­бо­ле­ва­ния. Ин­фу­зо­рии-му­ту­а­ли­сты из ки­шеч­ни­ка жвач­ных могут «по­мо­гать» хо­зя­е­вам пе­ре­ва­ри­вать цел­лю­ло­зу.

Вы­де­ле­ние у ин­фу­зо­рий про­ис­хо­дит при по­мо­щи со­кра­ти­тель­ных ва­ку­о­лей и про­сто через по­верх­ность клет­ки. Они вы­во­дят из клет­ки из­бы­ток воды и про­дук­ты об­ме­на.

В от­ли­чие от дру­гих про­стей­ших, ин­фу­зо­рии об­ла­да­ют яд­ра­ми двух типов: ма­лень­ки­ми мик­ро­нукле­уса­ми и боль­ши­ми мак­ро­нукле­уса­ми. Мик­ро­нукле­ус со­дер­жит пол­ную на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию, это – «ядро для раз­мно­же­ния».

Мак­ро­нукле­ус со­дер­жит лишь копии ак­тив­но ис­поль­зу­е­мых генов, он «ядро для жизни». Раз­мно­жа­ют­ся ин­фу­зо­рии бес­по­лым (по­пе­реч­ное де­ле­ние на­двое) и по­ло­вым пу­тя­ми.

Боль­шин­ство ин­фу­зо­рий спо­соб­но об­ра­зо­вы­вать по­ко­я­щи­е­ся цисты в ответ на небла­го­при­ят­ные усло­вия, такие как недо­ста­ток пищи или вы­сы­ха­ние. Всего из­вест­но более 7,5 тыс. видов ин­фу­зо­рий.

Ин­фу­зо­рия ту­фель­ка

Рис. 7. Ин­фу­зо­рия ту­фель­ка

Ин­фу­зо­рия ту­фель­ка (Рис. 7) по­лу­чи­ла своё на­зва­ние за по­сто­ян­ную форму тела, на­по­ми­на­ю­щую по­дош­ву туфли. Встре­ча­ет­ся она в прес­ных водах. Её раз­ме­ры – обыч­но около 0,2–0,3 мм. На по­верх­но­сти клет­ки рас­по­ло­же­ны рес­нич­ки. Их от 10 до 15 тысяч.

Ско­рость дви­же­ния ин­фу­зо­рии – около 2 мм/c. У ту­фель­ки 2 со­кра­ти­тель­ные ва­ку­о­ли: в пе­ред­ней и зад­ней части клет­ки. Каж­дая со­сто­ит из ре­зер­ву­а­ра и от­хо­дя­щих от него ра­ди­аль­ных ка­на­лов, по ко­то­рым из ци­то­плаз­мы по­сту­па­ет жид­кость.

Име­ет­ся два раз­ных по стро­е­нию и функ­ци­ям ядра – мик­ро­нукле­ус и мак­ро­нукле­ус.

Зна­че­ние про­стей­ших

Несмот­ря на малые раз­ме­ры тела, про­стей­шие имеют гро­мад­ное зна­че­ние в при­ро­де и в жизни че­ло­ве­ка. Ав­то­троф­ные про­стей­шие вы­ра­ба­ты­ва­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства и вы­де­ля­ют кис­ло­род. Здесь осо­бен­но ве­ли­ка роль про­стей­ших мор­ско­го планк­то­на. Мно­гие про­стей­шие яв­ля­ют­ся неза­ме­ни­мым кор­мом для раз­лич­ных жи­вот­ных.

Про­стей­шие очи­ща­ют во­до­ё­мы, по­едая дет­рит и бак­те­рий. Боль­шое ко­ли­че­ство про­стей­ших яв­ля­ет­ся па­ра­зи­та­ми и вы­зы­ва­ет раз­лич­ные за­бо­ле­ва­ния. Не мень­ше среди них и му­ту­а­ли­стов, ино­гда со­вер­шен­но необ­хо­ди­мых для вы­жи­ва­ния дру­гих ор­га­низ­мов.

Ске­ле­ты и ра­ко­вин­ки по­гиб­ших про­стей­ших могут фор­ми­ро­вать мно­го­мет­ро­вые от­ло­же­ния на дне морей. Имен­но из таких от­ло­же­ний по­лу­чи­лись мел и неко­то­рые из­вест­ня­ки. Почти все ос­нов­ные груп­пы сво­бод­но­дви­жу­щих­ся про­стей­ших пред­став­ле­ны в поч­вен­ной фауне. Их чис­лен­ность в 1 г почвы может быть от 150 тыс. до 1 млн, т. е.

на 1 га при­дет­ся 150–1000 кг про­стей­ших, а на окуль­ту­рен­ных поч­вах даже до 8,5 т на 1 га.

Вопросы к конспектам

Ка­ко­во со­от­но­ше­ние про­стей­ших с тремя цар­ства­ми мо­го­кле­точ­ных эу­ка­ри­от? Каких жгу­ти­ко­нос­цев вы зна­е­те?Мно­гие жгу­ти­ко­нос­цы по­кры­ты жгу­ти­ка­ми и внешне на­по­ми­на­ют ин­фу­зо­рий. Какие спо­со­бы от­ли­чать их друг от друга вы бы пред­ло­жи­ли?Как вы счи­та­е­те, ка­ко­ва важ­ней­шая роль про­стей­ших в при­ро­де?

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1266

Класс жгутиконосцы

Жгутиконосцы представляют собой очень обширную и разнообразную группу простейших организмов, широко распространенную в природе. Характерная черта их — наличие жгутиков — органоидов движения.

Жгутики представляют собой тончайшие волосовидные выросты цитоплазмы, длина которых иногда значительно превосходит длину тела. Активное и быстрое движение жгутиков обусловливает поступательное движение простейшего. Число их может быть различным.

Чаще всего имеется лишь один жгутик, нередко их бывает два, иногда 8.

Имеются некоторые виды жгутиконосцев, число жгутиков у которых может достигать нескольких десятков и даже сотен.

В отличие от саркодовых, большинство жгутиконосцев обладает более или менее постоянной формой тела. Это обусловливается тем, что наружный слой эктоплазмы образует плотную эластичную пелликулу.

Однако у некоторых жгутиконосцев пелликула очень тонка, и они способны в довольно широких пределах менять форму тела, а немногие виды сохраняют даже способность образовывать ложные ножки (псевдоподии).

Рис.  Жгутиконосец Euglena viridis: 1 — жгутик; 2 — глазное пятнышко (стигма); 3 — сократительная вакуоля; 4 — хроматофоры; 5 — ядро.

Как и все простейшие, жгутиконосцы имеют одно или несколько ядер.

Среди жгутиконосцев мы встречаем поразительное разнообразие типов обмена веществ. По этому важному признаку жгутиконосцы занимают как бы промежуточное положение между растительным и животным миром: у них можно наблюдать все переходы от типично растительного к животному типу питания.

Среди жгутиконосцев имеются организмы как с аутотрофным, так и с гетеротрофным типом питания, а также виды, которые сочетают в себе черты обоих этих типов обмена.

Таким образом, некоторые (аутотрофные) жгутиконосцы представляют собой объект ботаники, тогда как другие (гетеротрофные) — объект изучения зоологии. Мы рассмотрим в дальнейшем изложении и тех и других, так как среди жгутиконосцев иногда даже относительно близкие виды могут обладать разными типами обмена веществ: одни — растительным, другие — животным.

Читайте также:  Зеленые листостебельные мхи. кукушкин лен - биология

Жгутиконосцы как по строению, так и по образу жизни чрезвычайно разнообразны.

Число видов их велико, оно достигает 6—8 тыс. Многие из них являются обитателями моря. Значительная часть морских видов жгутиконосцев входит в состав планктона, где они развиваются иногда в огромных количествах. Пресные воды тоже богаты жгутиконосцами. Видовой состав их в пресноводных водоемах в большой степени зависит от степени загрязненности вод органическими веществами.

Для разных типов озер, прудов и других водоемов характерны определенные виды жгутиковых. Такая довольно строгая приуроченность их к определенным условиям жизни позволяет использовать жгутиконосцев (наряду с другими группами организмов) как своеобразные «биологические индикаторы» при санитарной оценке водоема.

Многие жгутиконосцы паразитируют в организмах различных животных. Хозяева паразитических форм жгутиковых разнообразны.

Среди них встречаются беспозвоночные животные (чаще членистоногие, в том числе насекомые); особенно часто жгутиконосцы паразитируют в разных классах позвоночных (в том числе домашних животных и птицах).

Средой обитания паразитических форм жгутиконосцев могут быть различные органы: кишечный канал, кровяное русло, кожа, половые пути. Человек также является хозяином некоторых видов жгутиконосцев; среди них имеются весьма патогенные виды (трипанозомы, лейшмании, лямблии и др.), вызывающие тяжелые заболевания.

В отличие от фораминифер и радиолярий, в ископаемом виде жгутиконосцы почти неизвестны. Это объясняется отсутствием у подавляющего большинства их минерального скелета.

Существует только одна небольшая группа планктонных жгутиконосцев (сем. Silicoflagellidae), обладающих очень нежным кремневым скелетом.

Представители этой группы жгутиконосцев найдены в ископаемом состоянии в морских отложениях.

По характеру питания и обмена веществ класс жгутиконосцев, естественно, делят на два подкласса: растительных жгутиконосцев, или фитомастигин (Phytomastigina), и животных жгутиконосцев, или зоомастигин (Zoomastigina). 

Источник: http://www.berl.ru/article/small/otrad/klacc_ggutikonoccy.htm

Класс Жгутиковые: общая характеристика

Класс Жгутиковые – это мельчайшие организмы, которые в процессе эволюции заняли промежуточное положение между растениями и животными. Их значение в природе велико: растительные виды участвуют в переработке органики водоемов и формируют планктон, являющийся важной составной частью пищевой цепочки, а другие виды жгутиконосцев вызывают опасные заболевания.

Класс Mastigophora (или Жгутиковые) объединяет группу протистов, которые не относятся ни к животным, ни к растениям, ни к грибам. Это большая категория живых существ, отличительной особенностью которых является наличие одного или нескольких жгутиков, используемых для перемещения и получения пищи.

Местом обитания для представителей класса Жгутиковых является пресная и морская вода, почва, а некоторые паразитируют или живут в симбиозе в организме животных и растений. Активный образ жизни для них характерен только во влажной среде.

Морфологически они могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными, а также формировать колонии численностью до 20 тыс. клеток. Большинство из них имеют мелкие размеры, шарообразное, овальное или веретеновидное тело. Оно покрыто мембраной или слоем плоских мембранных пузырьков, обеспечивающих стабильную форму.

Конфигурация и расположение жгутиков могут быть различными. У некоторых организмов они расположены вдоль всего тела, образуя вместе со складкой на его поверхности органоид движения в виде перепонки. Такое строение часто встречается у паразитирующих видов.

Жгутик движется в среде винтообразно, благодаря чему тела жгутиконосцев «ввинчиваются» в окружающую жидкость. Этот органоид имеет довольно сложную структуру: снаружи он покрыт мембраной из 3 слоев, а внутри находятся нитевидные структуры из спаянных микротрубочек.

Классификация

В группу протистов, кроме класса Жгутиковых, входят простейшие, водоросли и грибы. Эти живые существа были выделены по остаточному принципу. Определить их в отдельное царство предложил английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн и немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель (на фото ниже). До них эти организмы считали низшими зелеными водорослями, или простейшими.

Уже в XIX в. ученые отмечали, что чем ниже ступень, на которой находятся представители животного или растительного царства, тем сложнее провести четкую грань между ними. Так, эвглена зеленая, являющаяся «классическим» представителем жгутиковых, на свету питается как растение, а при плохом освещении – как животное, путем поглощения готовых органических соединений.

Однако выделение жгутиконосцев в отдельную группу стало общепринятым только в 1969 г. В старых классификациях, описывающих царство протистов, классы Саркодовые и Жгутиковые относили в тип Саркомастигофоры.

Возможно, что существующая систематизация еще будет меняться в связи с развитием молекулярной филогенетики, которая позволяет определить родственные связи между организмами на основе изучения их ДНК.

Питание

Одной из общих характеристик класса жгутиковых является то, что представителям этой группы присущи самые разнообразные формы питания:

  • Осмотрофные – гетеротрофные и автотрофные. Поглощение веществ производится путем пассивного транспорта растворенных элементов через поверхность клетки. Автотрофы, в отличие от гетеротрофов, могут самостоятельно синтезировать органические соединения из неорганических (с помощью фотосинтеза). У них накапливаются запасные питательные вещества, по составу близкие к крахмалу и жиру.

  • Фаготрофные. У таких простейших класса Жгутиковых существует органелла, которую называют «клеточным ртом». Он представляет собой специализированный участок тела для захвата пищи (бактерий и других протистов). У многих фототрофных жгути­коносцев «клеточный рот» выполняет также функцию экскреции.

  • Миксотрофное (смешанное).

По способу питания жгутиконосцев делят на растительные (Phytomas tigophorea) и животные (Zoomastigophorea). Выделение продуктов метаболизма у пресноводных видов чаще всего происходит с помощью другого органоида – сократительной вакуоли, которая открывается наружу через пору.

Размножение

Размножение организмов класса Жгутиковые происходит в большинстве случаев продольным бинарным делением, реже – с образованием половых клеток, содержащих одинарный набор хромосом, и последующей копуляцией. Сразу после оплодотворения происходит сокращение числа хромосом. Такой вид размножения характерен главным образом для растительных видов.

При делении надвое жгутик переходит к одной из дочерних клеток, а у другой он образуется заново. У колониальных организмов деление осуществляется двумя способами:

  • общее число клеток увеличивается, они сразу вырастают до размеров материнских, а затем колония «перешнуровывается»;

  • дочерняя колония состоит из мелких клеток, которые многократно делятся.

Если условия внешней среды для жгутиконосцев неблагоприятны, то они образуют цисты с плотными оболочками, которые помогают им выжить. В последующем из них выходит большое количество молодых особей.

Эволюция

Класс Жгутиковых является одной из промежуточных групп между растениями и животными, являясь одновременно их родоначальником. Те организмы, которые были способны к фотосинтезу, эволюционировали по 2 направлениям.

У одних из них возник дополнительный вид хлорофилла с и начал образовываться ламинаран – полисахарид, присущий бурым водорослям. У других жгутиконосцев стал преобладать зеленый хлорофилл a и b.

Появилось и промежуточное звено – желто-зеленые водоросли с зеленой окраской, не имеющие хлорофилла b.

В результате образовалось 2 отдела водорослей: с преобладанием бурых пигментов и зеленых. Первые «захватили» море, а из вторых в дальнейшем возникли фотосинтезирующие высшие наземные растения.

Особенности

Отличительными характеристиками класса Жгутиковых являются следующие:

  • постоянная форма тела;

  • наружная оболочка или хитиновый панцирь;

  • органеллы движения – жгутики, представляющие собой выросты цитоплазмы;

  • наличие хлорофилла и светочувствительной органеллы (стигмы) в растительных жгутиконосцах, их свободный образ жизни в воде;

  • присутствие кинетопласта в основании жгутика, который обеспечивает его подвижность и содержит дополнительное большое количество ДНК.

Представители Phytomas tigophorea

Класс Жгутиковых включает около 8 тысяч видов. Среди растительных жгутиконосцев наиболее распространенными и важными отрядами являются:

  • Хризомонадовые. Одноклеточные организмы с 1-3 жгутиками. Населяют морские и пресные воды. Являются типичными представителями планктона.

  • Панцирные. Их клеточная оболочка состоит из пластинок клетчатки. Имеют два жгутика в передней части тела. Также входят в состав планктона. Среди жгутиконосцев этой группы есть организмы, живущие в симбиозе с радиоляриями (одноклеточными планктонными микроорганизмами) и коралловыми полипами.

  • Примнезиидовые. Имеют известковый панцирь. После отмирания падают на дно и формируют меловые отложения.

  • Эвгленовые. Характерны для пресноводного планктона. Поглощают органические вещества, загрязняющие воду. Широко применяются в экспериментальной биологии.

  • Вольвоксовые. Большинство из них – одноклеточные организмы с 2-4 жгутиками. Формируют планктон преимущественно в пресных водоемах.

Большинство жгутиконосцев класса Zoomastigophorea – это паразиты растений и животных. Среди них наиболее яркими представителями являются следующие:

  • Воротничковые. Предположительно от них произошли остальные животные. Имеют 1 жгутик, окруженный микроворсинками для лучшего захвата пищи. Встречаются как одиночные, так и колониальные формы.

  • Кинетопластиды. Среди них есть опасные паразиты человека из рода трипаносом и лейшмания. Первые паразитируют в крови и спинномозговой жидкости, приводя к развитию сонной болезни и других тяжелых патологий. Переносчиками гамбийской и родезийской формы трипаносомоза является муха це-це, а лейшманиоза – москиты.

  • Дипломонады. Из них наиболее известными являются представители рода лямблия. При паразитировании в кишечнике происходит развитие болезни, сходной с колитом. Характерная черта этих микроорганизмов – удвоенное строение тела, по форме напоминающее делящуюся клетку.

  • Трихомонадовые. Имеют 4-6 жгутиков, один из которых – управляющий. Одно из распространенных паразитарных заболеваний, вызываемых этими микроорганизмами, – урогенитальный трихомониаз.

Роль в природе

Зеленые жгутиконосцы выполняют важные функции:

  • самоочищение водоемов от органических загрязнений, участие в переработке и минерализации органики;

  • отложение сапропелей, известковых и кремниевых пород, которые входят в состав земной коры;

  • формирование планктона, который является пищей для более крупных живых организмов (быстрое развитие фитопланктона приводит к «цветению» воды);

  • полезный симбиоз с животными.

Из некоторых видов класса Жгутиковые делают лекарственные препараты.

Животные жгутиконосцы, как уже указывалось выше, играют большую роль в развитии многих заболеваний у человека и других животных.

Источник: https://news4auto.ru/klass-jgytikovye-obshaia-harakteristika/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]