Выводы к главе Дыхание, Биология

Дыхательная система человека — совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.

Функция дыхательной системы: 

  • поступление в организм кислорода;
  • выведение из организма углекислого газа;
  • выведение из организма газообразных продуктов метаболизма;
  • терморегуляция;
  • синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.;
  • кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы;
  • депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови;
  • всасывательная: с поверхности лёгких легко всасываются эфир, хлороформ, никотин и многие другие вещества.
  • Дыхательная система состоит из лёгких и дыхательных путей.
  • Лёгочные сокращения осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы.
  • Дыхательные пути: носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.
  • Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол.

Выводы к главе Дыхание, Биология

Рис. Дыхательная система

дыхательные пути

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ

Полости носа и глотки являются верхними дыхательными путями. Нос образован системой хрящей, благодаря которым носовые ходы всегда открыты. В самом начале носовых ходов располагаются мелкие волоски, которые задерживают крупные пылевые частицы вдыхаемого воздуха.  

Носовая полость выстлана изнутри слизистой оболочкой, пронизанной кровеносными сосудами. Она содержит большое количество слизистых желез (150 желез/см2см2слизистой оболочки). Слизь препятствует размножению микробов. Из кровеносных капилляров на поверхность слизистой оболочки выходит большое количество лейкоцитов-фагоцитов, которые уничтожают микробную флору.

Кроме того, слизистая оболочка может значительно изменяться в своем объёме. Когда стенки её сосудов сокращаются, она сжимается, носовые ходы расширяются, и человек легко и свободно дышит.

Слизистая оболочка верхних дыхательных путей образована мерцательным эпителием.

Движение ресничек отдельной клетки и всего эпителиального пласта строго координировано: каждая предыдущая ресничка в фазах своего движения опережает на определённый промежуток времени последующую, поэтому поверхность эпителия волнообразно подвижна — «мерцает». Движение ресничек помогает сохранять дыхательные пути в чистоте, удаляя вредные вещества.

Выводы к главе Дыхание, Биология

Рис. 1. Мерцательный эпителий дыхательной системы

В верхней части носовой полости находятся органы обоняния.

Функция носовых ходов:

  • фильтрация микроорганизмов;
  • фильтрация пыли;
  • увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха;
  • слизь смывает все отфильтрованное в желудочно-кишечный тракт.

Полость разделена решётчатой костью на две половины. Костные пластинки разделяют обе половины на узкие, сообщающиеся между собой ходы.

В полость носа открываются пазухи воздухоносных костей: гайморова, лобная и др. Эти пазухи называются придаточными пазухами носа.

 Они выстланы тонкой слизистой оболочкой, содержащей небольшое количество слизистых желез.

Все эти перегородки и раковины, а также многочисленные придаточные полости черепных костей резко увеличивают объём и поверхность стенок носовой полости. 

Далее ходы открываются двумя носоглоточными отверстиями (хоанами) в глотку,расположенную позади носовой и ротовой полости.

Нижняя часть глотки переходит в две трубки: дыхательную (спереди) и пищевод (сзади). Таким образом, глотка является общим отделом для пищеварительной и дыхательной системы.

ГОРТАНЬ

Верхнюю часть дыхательной трубки составляет гортань, расположенная в передней части шеи. Большая часть гортани также выстлана слизистой оболочкой из мерцательного (ресничного) эпителия. 

Гортань состоит из подвижно соединённых между собой хрящей: перстневидного, щитовидного (образует кадык, или адамово яблоко) и двух черпаловидных хрящей.

Надгортанник прикрывает вход в гортань в момент глотания пищи. Передним концом надгортанник соединён с щитовидным хрящом.

Выводы к главе Дыхание, Биология

  1. Рис. Гортань
  2. Хрящи гортани соединены между собой суставами, а промежутки между хрящами затянуты соединительнотканными перепонками.

Научно – практическая работа "Дыхание"

Содержание стр

Введение……………………………………………………………………………………..2

  1. Дыхание……………………………………………………………………………….3

    1. Значение дыхания……………………………………………………………….3

    2. Строение и функции органов дыхания у человека………………………………….4

    3. Гортань – орган голосообразования………………………………………………….5

    4. Трахея и главные бронхи………………………………………………………………6

    5. Заболевания органов дыхания…………………………………………………..6

    6. Методы исследования……………………………………………………………8

    7. Методы профилактики………………………………………………………….9

  2. Исследовательская работа ………………………………………………………….9

    1. Опыт № 1 Подсчет дыхательных движений…………………………………..9

    2. Опыт № 2 Расчет ЖЕЛ……………………………………………………………9

    3. Опыт № 3 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе…………………………………………………………………………….11

    4. Опыт № 4 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе……………………………………………………………………………11

    5. Опыт № 5 Определение времени максимальной задержки дыхания

после искусственной гипервентиляции лёгких (учащённого дыхания)……11

    1. Опыт № 6 Проба Серкина……………………………………………………….11

    2. Анкетирование обучающихся по теме «Что знают о болезнях

дыхательных путей»……………………………………………………………..12

    1. Выявления заболеваний органов дыхания у жителей села Июс……………..12

Вывод:……………………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………………..13

Литература…………………………………………………………………………………15

Приложение………………………………………………………………………………………16

Введение

Человек всегда стремился познать свое тело. С глубокой древности и до наших дней умнейшие представители человеческой расы интересовались строением и функционированием человеческого организма. Сведения о строении сердца, легких, почек и других органов содержатся в дошедших до нас древних книгах: китайской «Нейцзин» (11 -3 вв до н.э.), индусской «Аюр – Веда» (9-3 вв. до н.э.).

Среди наших соотечественников можно отметить работы А.П. Протаева, С.Г.Забелина, К.И. Щепинина, И.И.Пирогова, И.М. Сеченова, И.П.Павлова и других.

Дыхание – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительными процессами в клетках, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Дыхание человека постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процессами нервной и гуморальной регуляции.

К 15 годам у подростка частота дыхания составляет 15 дыхательных движений в 1 минуту. При занятиях физической культурой частота дыхания уряжается и составляет 10 – 15.

Нагрузку при занятиях физической культурой следует регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление её исходной величины происходило за 7-9 минут. Частота вдохов в душном помещении увеличивается, потому что дыхание становится поверхностным. Поэтому в душном помещении резко снижается трудоспособность, т.к.

больше тратится энергии на процессы в легких, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Труднее становится дышать, и когда плотно поешь, т.к. желудок давит на диафрагму, которая поднимается вверх и затрудняет увеличение объёма легких. Интенсивность процессов дыхания зависит от ряда факторов. Она возрастает с увеличением теплопотерь. Больше кислорода нужно растущему организму.

С увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, а частота дыхательных движений уменьшается. Потребность в кислороде при работе увеличивается, поэтому необходимо обеспечить непрерывный приток свежего воздуха.

В своей работе я хочу выяснить особенности частоты дыхания в покое и после физической нагрузки, с помощью формул у подростков будет определена жизненная емкость легких, установлю влияние задержки дыхания в покое и после физической нагрузки на частоту дыхания, сравню время максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе и глубоком выдохе. Мной будет исследовано, как влияет искусственная гипервентиляция легких на время максимальной задержки дыхания. Я надеюсь, что результаты, полученные в ходе работы, будут интересны для испытуемых. Также мною проведено анкетирование «Что обучающиеся школы знают о заболеваниях дыхательных путей».

  • Цель: исследование процессов внешнего дыхания, влияние физических упражнений и занятием спортом на здоровье человека.
  • Задачи:
  • а) исследовать жизненную ёмкость легких обучающихся 8 и 9 классов;
  • б) исследовать влияние дозированной нагрузки на задержку дыхания у обучающихся.
  • в) выяснить влияние физической подготовки на здоровье человека.

Решение: Для того, чтобы решить проблемы здоровья у людей, необходимо проводить профилактические беседы о мерах предосторожности при проявлениях заболеваний дыхательных путей. Для этого необходимо привлекать медицинских работников, учителей физической культуры, биологии для проведения консультаций, проведения различных спортивных, интеллектуальных мероприятий.

  1. Методы исследования: подсчет количества дыхательных движений в покое и дозированной нагрузкой, измерение жизненной емкости легких с помощью расчетов, анкетирование обучающихся.
  2. Планы и сроки реализации: Проект долгосрочный, так как необходимо постоянно проводить занятия спортом, организовывать прогулки на свежем воздухе, туристические походы в лес, на реку, озеро, делать пешие прогулки, проводить профилактические беседы с обучающимися школы, родителями, жителями села, делать буклеты о лекарственных травах, вреде курения.
  3. Объект исследования: обучающиеся 8, 9 классов.
  4. 1.Дыхание
  5. Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой.
  6. У человека газообмен состоит из четырех этапов:
  7. 1)обмен газов воздушной средой и легкими;
  8. 2)обмен газов между легкими и кровью;
  9. 3)транспортировка газов кровью;
  10. 4)газообмен в тканях.
Читайте также:  Обмен неорганических веществ

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.

Дыхательная система

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дыхательная система

Возрастные особенности органов дыхания

Дыхание – необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой .

Дыхание обеспечивает постоянное поступление в организм кислорода, необходимого для осуществления окислительных процессов, являющихся основным источником энергии. Без доступа кислорода жизнь может продолжаться несколько минут.

При окислительных процессах образуется углекислый газ, который должен быть удален из организма. Переносчиком кислорода от легких к тканям, а углекислоты от тканей к легким является кровь.

Акт дыхания состоит из трех процессов:

1.Внешнее или легочное дыхание – обмен газов между организмом окружающей средой.

2. Внутреннее или тканевое дыхание, протекающее в клетках.

3.Транспорт газов кровью, т.е. перенос кислорода кровью от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким.

  • Дыхательная система человека подразделяется:
  • – Воздухоносные пути к ним относятся полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.
  • -Респираторная часть или легкие – состоит из паренхиматозного образования, которое делится на альвеолярные пузырьки, в которых происходит газообмен.
  • Все звенья дыхательной системы претерпевают с возрастом существенные структурные преобразования, что определяет особенности дыхания детского организма на разных этапах развития.

Воздухоносные пути и респираторная часть начинаются носовой полостью. Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта многослойным мерцающим эпителием.

Проходя через носовую полость, воздух согревается, увлажняется и очищается. В полости носа находятся обонятельные луковицы, благодаря которым человек воспринимает запах.

К моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, она отличается узкими носовыми отверстиями и практически отсутствием придаточных пазух, окончательное формирование которых происходит в подростковом возрасте. Объем носовой полости с возрастом увеличивается в 2.5 раза.

Структурные особенности носовой полости детей раннего возраста затрудняют носовое дыхание, дети часто дышат с открытым ртом, что приводит к подверженности простудными заболеваниями. Фактором этого могут быть аденоиды. «Заложенный » нос влияет на речь – гнусавость.

Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, застойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые отиты, бронхиты, неправильное (высокое) развитие твердого неба, нарушение носовой перегородки и формы нижней челюсти. С носовой полостью связаны воздухоносные пазухи соседних костей – придаточные пазухи носа.

В придаточные пазухи носа могут развиваться воспалительные процессы : гайморит- воспаление гайморовой, верхнечелюстной придаточной пазухи носа; фронтит- воспаление лобной пазухи.

Из полости носа воздух попадает в носоглотку, а затем в ротовую и гортанную часть глотки.

Глотка у ребенка отличается меньшей длиной и большей шириной, а также низким расположением слуховой трубки.

Особенности строения носоглотки приводят к тому, что заболевания верхних дыхательных путей у детей часто осложняются воспалением среднего уха. Также серьезно отражается на здоровье детей заболевание миндалевых желез расположенных в глотке.

Тонзиллит – воспаление миндалин. Аденоиды являются одним из видов заболеваний миндалевых желез – увеличение третьего миндалика.

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

Цель урока:

  • Обучающая: Привести в систему знания учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.
  • Развивающая: Формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
  • Воспитывающая: Продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни.

Перед началом урока на доске записан план урока:

I. Работа с терминами.

II. Выполнение лабораторной работы.

III. Семинар.

IV. Решение биологических задач.

V. Составление синквейна (выписаны правила составления синквейна).

VI. Подведение итогов урока.

Класс разделён на группы. Во главе каждой группы – консультант. Заранее у консультантов были проверены термины по теме, они выполнили лабораторные работы, т. е. в полной мере владеют учебным материалом. Каждому консультанту перед началом работы выданы памятки (Приложение 2).

Работа с терминами.

Консультант проверяет следующие термины в своей группе и записывает результаты в листок учёта. (Приложение 1).

  1. Дыхание
  2. Диафрагма
  3. Воздухоносные пути
  4. Бронхи
  5. Альвеолы
  6. Плевра
  7. Плевральная полость
  8. Чихание
  9. Кашель
  10. Газообмен
  11. Дыхательный центр
  12. Жизненная ёмкость легких

Примерные ответы учеников:

  • Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и других веществ.
  • Диафрагма – внутренняя перегородка в теле животного, участвующая в дыхательных процессах.
  • Воздухоносные пути – последовательно соединённые между собой полости и трубки, по которым воздух попадает в лёгкие.
  • Бронхи – разветвления дыхательного горла.
  • Альвеолы – лёгочные пузырьки.
  • Плевра – тонкая соединительнотканная оболочка, покрывающая лёгкие и внутреннюю поверхность грудной клетки.
  • Плевральная полость – микроскопическая щель между лёгкими и грудной полостью, заполненная плевральной жидкостью.
  • Чихание – это условный рефлекс на избыток слизи или частиц пыли, сопровождающийся удалением их из организма.
  • Кашель – усиленный выдох, возникающий при раздражении рецепторов кусочками пищи, твёрдыми или жидкими веществами и вредными газами.
  • Газообмен – обмен газами в клетках и тканях.
  • Дыхательный центр – отдел продолговатого мозга, координирующий мышечные сокращения при вдохе и выдохе.
  • Жизненная ёмкость лёгких – максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха.

Выполнение лабораторной работы.

Каждому ученику выдаётся лист с текстом для выполнения лабораторной работы. На уроке учащимся предлагается выполнить только 1-ю работу, а 2-я остаётся для домашнего задания.

Лабораторная работа №1″Жизненная ёмкость лёгких”

Взрослый человек в зависимости от роста и возраста в спокойном состоянии при каждом вдохе потребляет 300-900 мл воздуха и столько же его выдыхает. При этом возможность лёгких используется не полностью.

После любого спокойного вдоха можно вдохнуть дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха – выдохнуть ещё порцию воздуха. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха, называется – жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ).

Её определяют с помощью специального прибора – спирометра. В среднем жизненная ёмкость лёгких составляет 3-5 литров.

  • Цель работы: научиться подсчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул.
  • Ход работы: расчёт жизненной ёмкости лёгких. Для подростков она рассчитывается по формулам:
  • Мальчики 13-16лет:
  • ЖЕЛ={(рост (см) x·0,052)} – {(возраст (лет) x 0,022)} – 4,2 = : .
  • Девочки 8-16лет:
  • ЖЕЛ={(рост (см) x 0,041)} – {(возраст (лет) x 0,018)} – 3,7 = : .
  • Форма отчётности:
  1. Рассчитайте собственную ЖЁЛ, используя формулы.
  2. Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными.
  3. Сделайте выводы:
  4. 1) Каково значение ЖЁЛ вашего организма? 2) Сравните ваше значение ЖЁЛ со среднестатистическими табличными данными. 3) У скольких участников группы ЖЁЛ выше нормы, а у скольких – ниже.

    4) Результаты запишите в лист с работой.

  5. Огласите результаты проведённой работы.
  1. Показатели ЖЁЛ подростков
Возраст (лет) ЖЁЛ мальчиков ЖЁЛ девочек
11 2,1 1,8
12 2,2 2,0
13 2,3 2,2
14 2,8 2,5
15 3,3 2,7
16 3,8 2,8

Работа №2 “Изменение объёма грудной клетки при вдохе и выдохе”.

  • Цель работы: Выяснить изменение объёма грудной клетки при вдохе и выдохе.
  • Ход работы:
  • Понаблюдайте за изменениями грудной клетки во время вдоха и выдоха.
  • Измерьте сантиметровой лентой окружность груди при вдохе и выдохе при спокойном и глубоком дыхании.
  • Форма отчётности
Читайте также:  Круговорот веществ, Биология
Дыхание Вдох (см) Выдох (см)
Спокойное
Глубокое
Изменение объёма

1. Запишите полученные данные в таблицу:

2. Выясните, насколько изменяется объём грудной клетки при спокойном и глубоком дыхании.

3. Сделайте вывод о причинах изменения объёма грудной клетки при спокойном и глубоком дыхании.

4. Запишите результаты в отчётный лист.

Семинар.

Представитель от каждой группы вытягивает номер вопроса. В течение 1-ой минуты учащиеся готовятся и отвечают на вопрос. Представители других групп имеют право дополнять ответы товарищей.

  1. Что такое дыхание? Почему надо дышать через нос?
  2. Как возникают звуки речи?
  3. Как происходит вдох и выдох?
  4. Как происходит газообмен в лёгких и тканях?

Решение задач.

Каждой команде, в том же порядке, как и в предыдущем задании, зачитывается текст задачи. На обдумывание ответа даётся минута.

Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы.

С криком: “Дядя, я жив!” – разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами.

В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила?

Ответ: Игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения.

Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?

Ответ: Начинающие курильщики не учитывают, что ряд веществ: никотин, алкоголь, валидол, нитроглицерин – способны всасываться во всех отделах пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости.

Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Воздух, поступающий при дыхании в лёгкие, подвергается “стерилизации”. Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов?

Ответ: Носовая полость выстлана мерцательным эпителием и густо пронизана кровеносными сосудами. Воздух, поступающий в носовую полость: 1) согревается, 2) увлажняется, 3) обеззараживается, 4) согревается. При заложенности носа дети дышат через рот, поэтому холодный и загрязнённый воздух поступает в лёгкие.)

Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это происходит?

  1. Ответ: У человека и млекопитающих пищеварительный тракт и дыхательные пути разделяются при глотании пищи надгортанником, поэтому они дышат во время проглатывания пищи.
  2. Составление синквейна.
  3. Приводится пример синквейна, но у каждого ученика он может быть другим.

Правила составления синквейна:

  1. Название синквейна.
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Фраза по теме синквейна.
  5. Существительное.

Синквейн по теме “Дыхание”

  1. Дыхание
  2. Легочное, тканевое
  3. Поступает, окисляет, выводит
  4. За счет кислорода происходит окисление органических веществ и выделение энергии.
  5. Лёгкие.
  • Подведение итогов работы.
  • Выставление оценок за работу в группах.
  • Литература.
  1. Справочник школьника. Биология. М., “Просвещение”, 1996.
  2. Батуев А.С. Биология. Человек. 9 класс. Учебник. М., “Дрофа”,1998.
  3. Батуев А.С. и др. Биология: Словарь-справочник к учебнику “Биология. Человек. 9 класс” под ред. Батуева А. С. /М., Дрофа, 2002.
  4. Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. 8-9 класс. М., “Мнемозина”, 1997.
  5. В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., Дрофа, 2001.

Приложение 1

Карточка учёта.

Фамилия Имя ученика Термины Лабораторная работа Семинар Задачи Итог

Памятка руководителю группы

  1. Перед началом семинара проверь наличие у членов группы школьного оборудования.
  2. Отметь самооценку членов группы по знанию терминов.
    1. Опроси учащихся, проверь знание терминов по теме.
    2. Поставь оценку за знание терминов.
  3. Выполнение лабораторной работы:
    1. Прочти ход выполнения работы;
    2. Выполни работу. Каждый член группы выполняет работу самостоятельно;
    3. Сделай выводы по работе;
    4. Огласи полученные результаты.
  4. Прочти текст вашего вопроса. Отметь в листе учёта активных учащихся.
  5. Решение задачи. Обсудите решение задачи. Огласите ход решения.
  6. Подведите итоги работы на уроке-семинаре. Выставь оценки в лист учёта.

Примечание:

  • “+” – полный правильный ответ
  • “+” – правильный, но не совсем точный ответ
  • “?” – неполный ответ
  • “^” – дополнение

29.05.2009

Лабораторный практикум по теме «Дыхание»

  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ»
  • Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний по теме «Дыхание»
  • Задачи:
  • организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по регуляции дыхания и дыхательным движениям, жизненной емкости лёгких и влиянию физических упражнений на работу органов дыхания
  • Развивать умения учащихся проводить эксперимент и анализировать его результаты, наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
  • Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму, к основам здорового образа жизни
  • Результаты изучения темы:
  • 1. Предметные – применяют знания о строении и функциях органов дыхания в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в организме человека; наблюдают, фиксируют явления, связанные с дыханием, закрепляют характерные особенности регуляции дыхания, дыхательных движений

2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

3. Метапредметные.

  1. Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.
  2. Познавательные: извлекают необходимую информацию из результатов экспериментов об особенностях дыхательных движений и регуляции дыхания и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  3. Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, умения работать в группе
  4. Оборудование:
  5. Рабочая тетрадь
  6. Секундомер
  7. Модель Дондерса
  8. Ведро с водой
  9. Трёхлитровая банка с крышкой
  10. Ход урока

После изучения темы “Кровь» мы проводили лабораторный практикум. Сейчас я прошу высказать своё мнение об уроке, о том, что он вам дал.

Случайно ли мы вспомнили о прошлом практикуме? Может быть возникли какие-то вопросы перед началом этого урока?

  • И не прервутся жизни нити,
  • В дыханье истину найдём.
  • Дышите, глубже все дышите!

Пока мы дышим , мы живём!!!!

Вот эти строки чётко подчёркивают значение дыхание для организма. Жизненные функции нашего организма требуют энергии, а она образуется в процессе клеточного дыхания. Чтоб образовалась энергия, требуется кислород.

А образующийся при окислении органических веществ углекислый газ удаляется из организма. Поступление и удаление газов осуществляют наши органы дыхания. Их работа зависит от потребностей организма и от условий, в которых он находится.

Задача практикума – доказать это экспериментальным путём. Результаты эксперимента заносим в таблицу

Название опыта Ход работы Наблюдения Выводы
  1. Влияние нагрузки на дыхательные движения
  2. Положите руку на грудь и сосчитайте число дыхательных движений в минуту в положении сидя и после 20 приседаний. Сравните полученные данные и сделайте выводы
  3. Задержка дыхания на глубоком вдохе и выдохе

Сделайте глубокий вдох, включив секундомер, задержите дыхание на максимально возможное время. Отметьте время задержки дыхания и через сколько секунд произойдёт непроизвольное восстановление дыхания.

Через некоторое время ( 1 минуту) проделайте то же самое при глубоком выдохе. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.

Читайте также:  Наследственные болезни человека, Биология

Задержка дыхания до и после дозированной нагрузки

Трёхфазная проба профессора Л.Г.Серкина

  • Фаза 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя
  • Фаза 2. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе
  • Фаза 3. Отдохните ровно 1 минуту и повторите первую фазу
  • Оцените полученные результаты по таблице
Состояние здоровья Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3
Здоров. Тренирован 50-70 сек Более 50% 1фазы Более 100% 1 фазы
Здоров Нетренирован 45-50 сек 30-50% 1 фазы 70-100%т1фазы
Скрытая недостаточность кровообращения 30-45сек Менее 30% 1 фазы Менее 70% 1 фазы
  1. Название третьего эксперимента попросите учащихся сформулировать самим
  2. Определение жизненной ёмкости лёгких теоретически и практически
  3. Мальчики 13-16 лет

Ж. Ё.Л = { (рост в см х 0,022) } – {( возраст лет х о,022)} – 4,2

Девочки 8-16 лет ( рост х 0,041) – ( возраст х 0,018)

Показатели средней Ж Ё Л подростков

Возраст Мальчики Девочки
11 2,1 1,8
12 2,2 2,0
13 2,3 2,2
14 2,8 2,5
15 3,3 2,7
16 3,8 2,8
  • Можно использовать и другие формулы
  • Для мальчиков, рост которых 165 см и менее ЖЁЛ = 4,53х рост (м) -3,9
  • Если выше 165, то ЖЁЛ = 10 х рост 9 (м) – 12, 85
  • Девочки работают по одной формуле ЖЁЛ = 3,75 х рост (м) – 3,15
  • Есть ещё формулы
  • Мальчики ЖЁЛ= 40 х рост (см) + 30 х массу тела (кг) – 4400
  • Девочки ЖЁЛ = 40 х рост (см) + 10 х массу тела (кг) – 3800
  • Отклонение от нормативных результатов на 15% считается нормальным.

В целях экономии времени можно сначала рассказать о способах определения жизненной ёмкости лёгких, если нет спирометра. Для этого мы брали двухведёрные баки, наливали туда треть воды. Воду наливали в трёхлитровую банку, прикрывали её крышкой, чтоб вода не вытекала , и горлышком вниз опускали в бак под слой воды.

Там крышку снимали вставляли в банку резиновый шланг. Испытуемый обматывал конец шланга чистым листом и после глубокого вдоха в шланг делал глубокий выдох. При этом второй ученик чуть поддерживал банку. Выдыхаемый воздух вытеснял воду. Затем не вынимая банку из воды, ее закрывали крышкой и поднимали.

Объём вытесненной воды равен ЖЁЛ .

Есть и другой вариант

В тот же бак наливают 4 л воды и отмечают мелом её уровень. Надувной шарик перед опытом рекомендуется несколько раз надуть или просто растянуть его.

После глубокого вдоха сделайте глубокий выдох в шарик, завяжите его и опустите полностью в воду. Отметьте уровень, на который поднялась вода. V вытесненной воды равен V воздуха.

А его можно определить по формуле пи х радиус бака и на высоту, на которую поднялась вода.

Источники:

Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003, -88с.

Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение,1990.-192 с.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя, – М.: Просвещение, 1983. – 160с.

Наука, Образование

В целом, достижение состояния абсолютно чистого восприятия, следование всем названным путям йоги – дело чрезвычайно трудное для нас, требующее огромной выдержки на протяжении всей жизни ради достижения божественного освобождения.

Поэтому только немногие благословенные личности смогли достичь такого состояния абсолютного знания.

Шри Рамакришна, Свами Вивекананда, Свами Шивананда, Парамаханса Йогананда, Шри Рамана Махарши были теми благословенными мудрецами, которые достигли состояния абсолютного единения с Высшим Сознанием и пробудили в себе Кундалини Шакти. В главе 7 будут даны более подробные объяснения по поводу Кундалини Шакти.

Любой представитель западного мира может достичь цели йогической философии, но западный стиль жизни в сочетании с экспансией высоких технологий, наподобие круглосуточных телевизионных программ и так далее, зачастую препятствуют этой цели. Западный образ жизни имеет экстравертную направленность, и она ярко выражена, тогда как философия йоги требует совершенно противоположного образа жизни, направленного скорее внутрь себя, в гармоническом равновесии с окружающей средой.

«Всеми методами йоги, как они имеют место в Индии, нельзя овладеть на Западе, потому что стили жизни Востока и Запада совершенно различны между собой». Этот текст был написан покойным доктором Г. С. Мукхерджи [2], хорошо известным йогом из Калькутты, Индия, в 1963 г., в его книге «Йога и наша медицина» (немецкое издание, см. Список литературы).

Спустя более 37 лет после того, как был написан приведенный выше текст, и более века с тех пор, как на Западе впервые была представлена йога, разница в культурных установках между Востоком и Западом возросла неимоверно. Однако на Западе есть много людей, занятых поисками гармонии внутренней жизни и практикующих методы йоги. Здесь философия йоги объединяет две культуры.

В своем естественном состоянии наш разум загрязняют суетные, эгоистические мысли и желания. В результате – нервные срывы и физические расстройства.

Для того чтобы очистить сознание и привести мысли в концентрированную форму и тем самым управлять своей нервной системой, нам необходим сознательный контроль над своим дыханием, процесс пранаямы, потому что разум и дыхание духовно объединены друг с другом, как это описано мудрым Патанджали в его Йога-Афоризме. В том, что разум и дыхание действуют совместно, легко убедиться: когда мы возбуждены, наше дыхание учащается, и наоборот.

К концу этой главы мы можем вспомнить текст, гласящий, что пранаяма является существенной частью на пути йоги, цель которой – привести наш разум на более высокую ступень духовного развития.

Достижение концентрации разума – это первый шаг по направлению к медитации. В этом состоянии медитации мы аккумулируем всю духовную энергию для достижения высшего знания.

Дух пранаямы будет постоянно сопровождать нас и руководить нами в каждый момент нашей жизни, подобно дыханию.

Глава 3

Прана – сущность дыхания как базовый источник пранаямы

3.1. Определение пранаямы

«Прана» -это первый слог сложного слова «пранаяма», а «аяма» – его второй слог. Очень простая и буквальная интерпретация слова: «прана» означает «дыхание», а «Аяма» – «контроль движения», протяжение дыхания в пространстве и во времени, а движение связано с вечно циклическим дыханием.

Таким образом, слово «пранаяма» можно несколько вольно перевести как контроль над дыханием или просто нормальное физическое дыхание, но этого недостаточно для выявления его более глубокого смысла. Прана – это жизненная энергия, проявляющаяся из космической жизни, дыхание божественного существа, а в целой нашей сущности – манифестация праны, источника жизни.

Веды, самое древнее писание индуизма, воспевают прану как божество. Таким образом, пранаяма главным образом означает регулирование сдерживания энергии праны внутри нас. Обретя способность к регулированию праны, мы учимся легко контролировать наш собственный разум, и к тому же мы перестаем быть рабами внешних проявлений суматошной, наполненной стрессами жизни.

Следовательно, есть значительная разница между нормальным биологическим дыханием и пранаямой. В нормальном дыхательном процессе имеет место независимо продолжающийся воздухообмен между нашими легкими и окружающим пространством – с целью удовлетворить потребности тела в метаболизме. Это изначальная потребность нашего организма.

Тем самым космическая манифестация праны, которая существует в нашем биологическом дыхании, чтобы соединять физическое и астральное тела, остается за пределами осознания.

Ссылка на основную публикацию