Значение рыб в природе и жизни человека, Биология

Такую же роль санитаров, выедающих рачков-паразитов из жабр и кожи крупных рыб коралловых рифов, играют и некоторые мелкие виды губанов и бычков.

Скорпена, ядовитая бородавчатка и некоторые другие рыбы несут на себе целые заросли гидроидных полипов, помогающих им маскироваться на дне. Гидроидные полипы в свою очередь находят в рыбах средство передвижения.

Значение рыб в природе и жизни человека, Биология

Значение рыб в жизни человека. Рыболовство – одна из самых древних форм хозяйственной деятельности людей. Рыба для человека – источник очень ценных пищевых веществ, главным образом животных белков и жиров, а эти продукты легче усваиваются организмом человека, чем растительные.

Рыбы (особенно костные) имеют для человека большое практическое значение. Помимо пищевых продуктов, рыбы служат сырьем для получения лекарства (рыбий жир и проч.

), корма для скота и птицы (кормовая мука), удобрения для полей, технического жира, клея, кожи и других материалов, используемых в пищевой и легкой промышленности.

Есть страны, где благосостояние населения прямо зависит от рыболовства.

До 90% массы рыбы ловят в морях и океанах. Основные объекты морского промысла – это треска, пикша, навага, минтай, сельдь, салака, сардина, морской окунь, камбала, сайра, скумбрия, тунец. В реках России отлавливают осетровых, лососевых, тарань, воблу, судака и других рыб. В пищу используют мясо, жир, икру.

Миллионы людей заняты ловом, разведением и обработкой рыбы, постройкой судов и изготовлением рыболовного снаряжения.

Ужением рыбы и подводной охотой увлекаются сотни тысяч людей, которым этот замечательный спорт дает здоровье и отдых. Еще больше любителей создаёт красочный тихий мир в стеклянных сосудах своих аквариумов.

Охрана рыб. Морское рыболовство в настоящее время испытывает большие трудности. Они связаны с загрязнением водных ресурсов (вследствие аварий нефтяных танкеров; загрязнений, вызванных разработкой полезных ископаемых; сбросами прибрежных стоков).

К тому же, используя современные мощные средства лова рыбы, можно полностью выловить всю рыбу и тем самым не только прекратить дальнейшее рыболовство, но и нанести непоправимый вред природе. Чтобы этого не случилось, применяют специальные меры по охране и воспроизводству рыбы.

Значение рыб в природе и жизни человека, БиологияЭкология утверждает: наиболее нестабильными факторами существования рыб на сегодняшний день является чистота воды, воздушный режим, сохранность местообитаний видов. И предлагает основные принципы экологически безопасной деятельности рядом с водоемами и в водоемах.

Основа устойчивости биогеоценозов – многообразие видов. Для того, чтобы водные биоценозы существовали всегда, необходимо всеми силами сохранять виды рыб, и в первую очередь – те из них, которым грозит исчезновение (из-за ухудшения экологических условий, перевылова или других факторов).

Всемирными организациями принимаются Законы об охране и использовании животного мира планеты. В частности, предписывается всем рыболовецким предприятиям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. В законах определены способы и сезоны лова.

Диаметр ячеек сетей должен быть таким, чтобы не препятствовать выходу из них молоди. На реках и прудах России категорически запрещается использование сетей, а также – глушение рыбы взрывами (ведь при этом погибает почти все население данного участка водоёма).

Большое внимание следует уделять устройству очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в реки, озёра и моря воды, загрязнённой сточными водами с фабрик и заводов.

Значение рыб в природе и жизни человека, БиологияЦенные рыбы. Особую научную и биологическую ценность представляют редкие рыбы мира и России. Среди них отметим виды, которые встречаются только в данном местообитании (их называют эндемиками). Эндемиком России является, например, калуга, заплывающая из моря в Амур. Много эндемичных видов рыб живёт в озере Байкал. Эти виды необходимо охранять как особую природную ценность.

С промышленной точки зрения, большой ценностью являются, например, осетровые и лососевые рыбы. Их мясо и икра вкусны и питательны!

Значение рыб в природе и жизни человека, БиологияЦенятся и используются человеком особенности отдельных видов рыб. Так, вывезенная из Америки гамбузия расселяется для борьбы с комарами. Ведь она питается их личинками.

Искусственное разведение рыб. Чтобы повысить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах и в рыбных хозяйствах.

От пойманных в период нереста взрослых рыб берут икру и молоки, смешивают их, заливают водой и помещают в рыбоводные аппараты – специальные сосуды, в которых поддерживают благоприятные условия для разведения икринок.

Вышедших из яиц мальков содержат в искусственных бассейнах. Когда они подрастут и окрепнут, их выпускают в естественные водоёмы.

В прудовых хозяйствах разводят и выращивают рыб для получения мяса. С этой целью используют небольшие естественные и искусственные водоёмы (пруды). Правильно организованное прудовое хозяйство приносит значительный доход.

Значение рыб в природе и жизни человека, БиологияВ прудах выращивают карпа (зеркального (2), чешуйчатого (1), голого), карася (4), толстолобика (3), белого амура и многих других рыб. Карп – одомашненная форма сазана. Он отличается от сазана более вкусным мясом, быстрым ростом, спокойным, непугливым «характером». В прудовом хозяйстве обеспечивают течение всего жизненного цикла рыб. Хозяйство включает систему водоемов: нагульный пруд, зимовальные пруды, нерестовые пруды, выростные пруды, водоотводные каналы, реку. Организаторам хозяйства необходимо создать условия для существования устойчивого биоценоза. Для этого в прудах разводят не только рыб, но и другие водные организмы: растения, мелких ракообразных и даже хищных щук.

Аквариумное рыбоводство. Много видов рыб люди разводят в аквариумах в эстетических целях. Таковы породы золотой рыбки, гуппи, гурами, меченосцы, скалярии и многие другие теплолюбивые пресноводные. Содержать морских рыб в аквариуме значительно труднее.

Родина многих аквариумных рыб – тропические и субтропические пресные водоемы Южной Америки и Африки.

Аквариумистика – очень увлекательное, но и ответственное занятие: рыбы требуют для их содержания постоянства условий – определенных температуры, света, аэрации, чистоты и достаточного количества корма.

Акклиматизация. Иногда икру и мальков перевозят на большие расстояния и заселяют в новые водоёмы. Этот процесс называют акклиматизация. Так в Каспийское море из Чёрного была переселена кефаль. Дальневосточного лосося кету переселили в водоёмы Кольского полуострова. Рыбы прижились и составляют значительную часть рыбного промысла.

Задачи, которые люди решают при акклиматизации, – преодоление рыбами естественных барьеров суши, которые препятствуют самостоятельному расселению рыб. Однако учёные предупреждают, что при акклиматизации новых видов важно соблюдать правило: переселённые рыбы не должны становиться конкурентами тех, кто издавна живёт в данном водоёме.

Интерактивный урок-тренажёр (Пройдите все страницы урока и выполните все задания)

Значение рыб в водных и приводных биоценозах весьма велико. И это не удивительно: ведь рыбы – одно из основных звеньев цепей питания. Не подлежит сомнению: от сохранения видового состава рыб зависит устойчивость как водных биоценозов, так и всей биосферы нашей планеты.

Рыбы – объект морского промысла и важная часть питания людей. Вследствие перепромысла и загрязнения вод, многие виды рыб стали редкими, над ними нависла угроза исчезновения. Для спасения этих видов проводится специальная работа, включающая разведение и акклиматизацию рыб, защиту водных биоценозов от загрязнения.

значение рыб в природе и жизни человека?

Петя Канищев Мудрец (19857) 10 лет назад Значение рыб в природе: Регуляция численности водных беспозвоночных. Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих. Звено в целях питания живых организмов. Значение рыб в жизни человека: Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.

Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым. Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I. Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени.

Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.

Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша) , город Бычки (Рязанская обл.

Читайте также:  Как размножаются растения, биология

) , г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.) , г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.) , рыба входит в гербы некоторых городов. Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

В Красную книгу ЯНАО занесены следующие виды рыб: Таймень (семейство лососевые) ; Арктический голец (семейство лососевые; Муксун;

Тугун.

Источник: инет

Andrew Yurkovskii Ученик (170) 4 года назад Значение рыб в природе: Регуляция численности водных беспозвоночных. Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Звено в целях питания живых организмов.

Источник: инет

мюжгян ахмедова Ученик (166) 4 года назад

Рыба — ценный продукт питания че­ловека (мясо, икра), а также источник витаминов А и D, содержащихся в ее печени и икре. Свою потребность в белках животного происхожде­ния человек почти на 40% удовлетворяет за счет рыбного промысла. Ежегодный мировой промысел рыбы составляет около 70 млн тонн.

Рыбий жир используют в пищевой промышленности, медицине и для технических нужд. Из мяса и костей рыб получают костную муку, добавляемую в корм домашних животных или используемую как удоб­рение. Некоторые рыбы (акулы, лососеобразные и др.

) имеют ценную кожу, используемую для изготовления промышленных товаров.

Пикачу Кун Ученик (124) 3 года назад Значение рыб в природе и жизни человека, Биология

Значение костистых рыб в природе и жизни человека

Рыба, её икра и личинки служат пищей для многих других животных.

Они являются незаменимым звеном в цепях питания гидрологмческих экосистем.

Хозяйственное значение рыб

  • Более 150 видов рыб имеют промышленное значение, а основой промысла являются тресковые, сельдевые, камбаловобразные, скумбриевые, осетровые, карповые и др.
  • Значительный процент продуктов животного происхождения, употребляемый человеком, приходится на рыбу.
  • Рыба — ценный пищевой диетический продукт.
  • Из печени трески вырабатываю рыбий жир, богатый на ретинол (витамин А) и кальциферолы (витамин D), который используется в медицине.

Из кожи некоторых рыб (осётр, белуга, треска и др.

) изготавливают обувь и галантерейные изделия.

Кроме того, они служат источником кожи, рыбьего клея, рыбьей муки (используется как корм для скота) и др.

Кроме значительной пользы рыбы, следует отметить, что некоторые виды рыбы являются промежуточными хозяевами гельминтов, которые паразитируют в организме животных и человека (кошачий сосальщик, ремнец широкий).

Промысел рыбы

Наиболее распространёнными в европейских реках являются плотва, краснопёрка, окунь, лещь, щука, линь, сом, пескарь, язь и др. В горных реках водится форель.

В прудах разводят карпа зеркального, акклиматизированы толстолобик и белый амур.

Из морских рыб наибольшее промышленное значение имеют сельдь, скумбрия, ставрида, хамса, шпроты, судак, бычки, лососевые, осетровые.

Искусственное разведение рыбы

Сейчас прилагается много усилий для развития рыбного хозяйства.

Значение рыб в природе и жизни человека, Биология

Ценные породы рыб стали разводить в тех водоёмах, где раньше они не встречались. С этой целью строятся большие рыбоводные заводы, на которых разводятся различна промышленная рыба (осетровые, сиг, белорыбица и др.).

Икра На таких заводах икру оплодотворяют искусственным путём. Икра развивается в специальных аппаратах.

Мальков некоторое время выдерживают в них, а потом, когда они уже достаточно окрепнут – выпускают в естественные водоёмы.

Прудовое хозяйство

Наряду с промышленным и искусственным разведением рыбы успешно выращиваются некоторые породы рыб в тепловодных прудовых хозяйствах.

Преимущественно в таких хозяйствах разводят карпа ( чешуйчастого, рамчатого (зеркального), выведенных искусственно), который является одомашненной формой сазана.

Замечание 1

У карпа мясо вкуснее и жирнее, чем у сазана, и они быстрее растут.

В прудовом хозяйстве пруды имеют различное назначение:

  • в нерестовых мелководных прудах с растениями происходит нерест;
  • в выростных прудах животных первого года жизни выращивают на протяжении тёплого времени года;
  • зимовальные пруды предназначены для зимовки рыбы; они глубокие, не промерзающие;
  • в нагульные пруды весной высаживают однолеток для нагула до товарного веса (800 г).

В прудовом хозяйстве рыбу кормят кормами.

Кроме тепловодных прудовых хозяйств есть и холодноводные. Тут разводят ценную и вкусную рыбу — форель. Обитает она в водоёмах с твёрдым каменистым дном и чистой прохладной водой. В загрязнённой и перегретой воде форель очень быстро гибнет.

При правильном ведении прудового хозяйства с одного гектара водного зеркала можно получить 20 — 30 т рыбы.

Значительную роль для продвижения рыбного хозяйства играет акклиматизация ценных рыб. Позитивные результаты получены от акклиматизации белого амура и толстолобика, которые распространены в бассейне Амура. Эти растительноядные рыбы хорошо приспособились к европейским условиям, быстро растут, размножаются и стали главным объектом рыбного промысла.

Учёные получают ценные гибриды от скрещивания разных пород.

Пример 1

Бистер (гибрид белуги и стерляди) унаследовал избранные качества своих родителей (вкусовые — от стерляди, большие размеры — от белуги).

Влияние деятельности человека на численность рыбы

Из више сказанного видно, что деятельность человека (разведение рыбы искусственным путём, выращивание её в рыбных хозяйствах и др.) содействует увеличению численности рыбы.

Однако нерациональный чрезмерный вылов рыбы без учёта её воспроизведения (в том числе и на пути к месту нереста), вылавливание маломерной и неполовозрелой рыбы, к тому же запрещёнными способами, строительство гидротехнических сооружений, на которых отсутствуют специальные приспособления для передвижения рыбы в район нереста, загрязнение водоёмов сточными промышленными и бытовыми водами, ядовитыми химическими веществами приводят к значительному уменьшению количества рыбы.

Необходимость рационального использования рыбных богатств и защита вод от загрязнения

Нерациональное рыбоводство может привести к массовому уничтожению рыбы.

Пример 2

Истощение промышленных рыбных запасов в Азовском море накануне второй мировой войной.

Нерациональным проводить вылов мелкой рыбы, потому что такая рыба могла бы со временем дать большую массу, а так же уничтожается рыба, ещё не достигшая возраста размножения.

Вред наносят и орудия лова, принося вред ещё не пойманной рыбе. Потому во всех странах и существует законодательство, регламентирующее охрану рыбных богатств, время и место вылова, виды снаряжения для лова и т. п.

Ряд снаряжений лова, наносящих вред рыбе (электрические удочки) и вызывающие её гибель, запрещаются. Другое снаряжение допускается с определённым ограничением (указываются размер крючков, ячеек в сетях и др.). Очень важным является соблюдение допустимых терминов вылова, чёткое определение минимальных размеров вылавливаемой рыбы, организация заповедных территорий.

Чтобы увеличить количество ценных промысловых рыб, проводится большая работа по их охране: ведётся борьба с браконьерством, загрязнением водоёмов, строятся рыбоподъёмники для проходных рыб, практикуют искусственное разведение рыбы на рыбных заводах.

Рыбоводство, кроме всего, должно быть поставлено на научную основу (учёт, знание рыбных запасов и т. п.).

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"

Класс: 7

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
  • познакомить учащихся с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб;
  • уметь сравнивать особенности строения рыб;
  • уметь работать с учебником;
  • соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

Воспитательные:

  • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение;
  • раскрыть относительный характер приспособленности;
  • доказать естественное происхождение рыб;
  • познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения;
  • показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование:

  • магнитные таблицы по систематике,
  • рисунки,
  • виртуальные уроки Кирилла и Мефодия,
  • муляжи рыб.

Тип урока: урок изучения нового материала с
элементами дифференцированного обучения и
информационных технологий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

“Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой –

Они им чуют, слышат воды…”

Ф.И. Тютчев

Прочтите эти слова Ф.И. Тютчева. Как вы считаете,
кому они посвящены? Конечно же, удивительным и
таинственным животным – рыбам. Сегодня мы с вами
будем продолжать знакомиться с многообразием
представителей класса рыб, с их значением в жизни
человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для
этого постараемся решить следующие задачи
нашего с вами урока:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в
  • различных условиях водной среды;
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
  • познакомить учащихся с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.
Читайте также:  Создание высокопродуктивным пород животных. селекция микроорганизмов. биотехнология - биология

II. Домашнее задание.

Стр.180-185 на оценку “3” краткое сообщение о
любом представителе рыб; на оценку “4-5” проект о
приспособленности различных рыб в условиях
водной среды.

III. Актуализация знаний учащихся по теме
“Рыбы – водные позвоночные животные”.

Презентации проектов учеников: (Приложение
1, Приложение 2)

1. Приспособленность рыб к среде обитания.

2. Внутреннее строение рыб.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблиц на мультимедийном
проекторе.

Рыбы – самые древние из позвоночных животных.
Эволюционный возраст некоторых из них (акулы,
скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.)
весьма солиден – сотни миллионов лет.

Поэтому и
неудивительно, что рыбы так широко
распространились по всему обширному водному
царству от самых малых водоёмов до великих
океанов. Есть среди них и такие, которые
отважились выйти на сушу.

Разнообразие мест
обитаний предоставляет рыбам широкий простор
для специализации, выработке ряда
приспособлений, порой весьма хитроумных и самых
неожиданных.

Удивительное разнообразие внешнего вида
некоторых рыб способно поразить самое богатое
воображение.(демонстрация разнообразия форм и
окраски рыб “Виртуальные уроки”).

  • ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),
  • ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),
  • ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),
  • ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),
  • ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Ещё более невероятной кажется окраска рыб.
Зачастую яркая и контрастная, она может служить
средством опознания особей своего вида или быть
предупреждением о несъедобности или ядовитости
хозяина.

2. Беседа по вопросам:

  • Что же определяет окраску рыб?

Окраску рыб определяет слой клеток кожи,
находящийся под прозрачной чешуёй. Эти
цветоносные клетки называются хроматофорами и
содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего
оранжевого, жёлтого и красного цветов.

Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики
гуанина, который может давать белые, серебристые
и перламутрово-радужные тона.

При объединении
двух последних пигментов кожа обретает
великолепные синие и зелёные отливы.

  • Как называется такая окраска рыб?

(Покровительственная).

  • Что обозначает термин “эволюция “?

К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень
слабо.

Причин этому несколько, но главная из них –
сравнительно небольшое количество
палеонтологического материала. И чем древнее
ископаемые остатки рыб, тем меньше число их
находок.

Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и
позвонки древних рыб, реже отдельные кости
черепа. Редкими и ценными для науки находками
являются отпечатки скелета или даже всего тела
рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии
оказываются мягкие ткани животных. Например,
найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300
млн. лет назад.

  • Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства?

(Систематика).

3. Работа учащихся у доски по составлению
визитки рыб.

Давайте составим визитную карточку рыб в
царстве животных. Основные систематические
единицы?
(Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид..(МАГНИТНАЯ
ТАБЛИЦА ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ)

  • Хордовые,
  • Черепные или позвоночные.
  • Надкласс рыбы.
  • Подкласс – хрящевые и костные.
  • Отряд акулы –  костно-хрящевые.
  • Отряд скаты  –  двоякодышащие.
  • Кистепёрые.
  • Костистые.

4. Демонстрация разнообразия рыб “Виртуальные
уроки”. (сопровождение рассказом учителя о
многообразии рыб)

Хрящевые

– скелет хрящевой, кожа покрыта
чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных
крышек нет, жаберные щели открываются наружу
самостоятельными отверстиями, плавательного
пузыря нет.

Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20
м. Питаются рыбой, отбросами.

Скаты – тело уплощено в спино-брюшном
направлении, донные, жаберные щели на брюшной
стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7
м, масса – 2 т.

Костные

– скелет частично или полностью
становится костным, отряды осетровые,
сельдеобразные, тресковые, карпообразные.

Двоякодышащие

– скелет в основном
хрящевой, сохраняется хорда, есть жаберное и
легочное дыхание (один или два пузыря,
открываются на брюшной стороне пищевода).
Обитают в пересыхающих водоемах Африки,
Австралии, выкапывают норку, и дышат атмосферным
воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем,
затем впадает в спячку, до наступления
благоприятных условий.

Кистеперые

– древняя и почти вымершая
группа, единственный вид – латимерия (длина –
120-180 см, масса – 25-80 кг).Плавники мясистые. Похожи
на лопасти, их скелет имеет общий план строения с
конечностями наземных позвоночных. Хищники, рот
вооружен острыми зубами.

5. Самостоятельная работа учащихся по
систематизации знаний.

Заполнить таблицу, используя стр.180-183:

Класс Подкласс Отряд Представители
Хрящевые Акулы
Скаты
Костные Подкласс хряще-костныеКостистые ОсетровыеСельдеобразные, Тресковые, Карпообразные
Двоякодышащие
Кистеперые

6. Главный вывод:

Многообразие рыб – результат жизни,
приспособления к различным проявлениям факторов
водной среды, к основному образу жизни.

7. Беседа с учащимися об охране и значению рыб.

Итак, мы с вами познакомились с многообразием
рыб, их систематическим положением. Немаловажное
значение имеет практическое значение рыб в
природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.

Роль рыб в природе весьма значительна
благодаря разнообразию их деятельности и
большой численности.

Значение рыб:

  • Регуляция численности водных беспозвоночных.
  • Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
  • Звено в целях питания живых организмов.
  • Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.
  • Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.
  • Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.
  • Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.
  • Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
  • Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека
неоценима: они являются объектами промысла,
неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их
необходимо охранять.

  1. В Красную книгу ЯНАО занесены следующие виды
    рыб:
  2. Таймень (семейство лососевые);
  3. Арктический голец (семейство лососевые;
  4. Муксун;
  5. Тугун.
  6. V. Закрепление материала
  7. Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в
    природе и жизни человека. Для этого обратимся к
    схеме:

VI. Дифференцированная самостоятельная
работа.

Уровень 1 (задания на “3”)

Выбрать номера правильных суждений:

  1. Развитие рыб происходит только в воде.
  2. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
  3. Жаберные крышки есть у всех рыб.
  4. Кровеносная система рыб замкнутая.
  5. Сердце рыб однокамерное.
  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
  7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
  8. Органами выделения у рыб служат почки.
  9. Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.
  10. Температура тела рыб постоянная.

Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.

Уровень 2 (задания на “4-5”)

Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые
соответствуют каждой из систем органов. Записать
обозначения в колонку.

I – нервная система № 1 – плавники
II – кровеносная система № 2 – жабры
III – пищеварительная система № 3 – мышцы
IV– дыхательная система № 4 – вены и артерии
V – выделительная система №5 – позвоночник
VI – система опоры и движения №6 – мочевой пузырь
VII – половая система № 7 – череп
№ 8 – печень
№ 9 – ребра
№ 10 – желудок
№ 11 – плечевой пояс
№ 12 – мочеточник
№ 13 – почки
№ 14 – головной мозг
№ 15 – семенники
№ 16 – спинной мозг
№ 17 – нервы
№ 18 – яичник
№ 19 – передний мозг
№ 20 – яйцеклетка
№ 21 – мозжечок
№ 22 – сердце
  • Правильные ответы:
  • I – № 14, 16, 17, 19, 21.
  • II – № 4, 22.
  • III – № 8, 10.
  • IV – № 2.
  • V – № 6, 12, 13.
  • VI – № 1, 3, 5, 7, 9, 11.
  • VII – № 15, 18, 20.
  1. О рыбах много знаем мы, И в то же время мало; И нужно всем: и вам, и нам,
  2. Чтоб их побольше стало!
Читайте также:  Паразитические плоские черви - биология

Литература:

  1. Биология. Живой организм. 7 кл. Н.И.Сонин. Издательский дом “Дрофа” 2002 г.
  2. Рабочая тетрадь. Живой организм. 7 кл. Н.И.Сонин. Москва. 2002 г.

3.03.2008

Роль рыб в природе и жизни человека

В природе они являются звеном пищевых цепей.

Хозяйственное значение:

  • • продукт питания;
  • • сырье для получения жиров, витаминов, добавок к кормам животных, удобрений.

Медицинское значение:

  • • промежуточные хозяева некоторых гельминтов (широкого лентеца, кошачьего сосальщика);
  • • существуют рыбы, при использовании которых в пищу может наступить смертельное отравление (фугу);
  • • печень рыб служит источником витаминов A, D.

Класс Земноводные (Амфибии)

Численность видов — около 4500. Среда обитания — пресноводные водоемы, прибрежная зона, места с высокой влажностью (овраги, сырые леса и т.д.).

  • Занимают промежуточное положение между истинно водными и истинно наземными животными.
  • Имеют оформленные пятипалые конечности (с перепонками).
  • Имеются легкие — органы для воздушного дыхания.
  • Предсердие разделено на две камеры; два круга кровообращения (в связи с обитанием в водно-воздушной среде).
  • Имеется некоторая регрессия (упрощение организации) мозжечка в связи с однообразными и простыми движениями.
  • Морфофункциональная характеристика (на примере травяной лягушки)

Покровы представлены неороговевающей (голой) кожей с многоклеточными железами, вырабатывающими слизь. Полифункциональность кожи: защита, осязание, транспорт газов, водообмен, выделение.

Опорно-двигательная система представлена скелетом и мускулатурой.

Скелет (рис. 9.79) включает череп (со значительными остатками хряща), позвоночник и конечности.

Позвоночник состоит из четырех отделов: шейного (1 позвонок), туловищного, крестцового (1 позвонок), хвостового; ребра редуцированы или отсутствуют.

Передние конечности включают плечевой пояс (2 лопатки, 2 ключицы, грудина, 2 вороньи кости) и свободные конечности (плечо, предплечье из двух сросшихся костей, кисть с четырьмя пальцами, пятый редуцирован).

Рис. 9.79. Скелет лягушки:

  1. 1 — шейный позвонок; 2 — крестцовый позвонок; 3 — грудина; 4 — воронья кость; 5 — лопатка; 6 — подвздошная кость; 7 — седалищная кость; 8 — плечевая кость; 9 — предплечье (лучевая и локтевая кости); 10 — запястье; 11 — пясть; 12 — зачаточный I палец; 13 — II палец; 14 — V палец; 15 — бедро; 16 — голень (большая и малая берцовые кости); 17 — предплюсна; 18 — плюсна; 19 — рудимент добавочного пальца, 20 — 1 палец
  2. Задние конечности включают тазовый пояс (сросшиеся кости) и свободные конечности (бедро, голень из двух сросшихся костей, стопа с пятью пальцами).
  3. Мускулатура дифференцирована в зависимости от выполняемых функций, сильно развиты мышцы задних конечностей.
  4. Нервная система состоит из следующих элементов:
  • • ЦНС: головной мозг более крупный, чем у рыб; состоит из пяти отделов; особенно сильно развит передний мозг, сформирован мозговой свод — крыша, 10 пар черепных нервов, спинной мозг;
  • • периферическая нервная система: нервы, узлы, рецепторы.

Органы чувств составляют органы зрения, слуха и равновесия,

обоняния, вкуса, осязания.

Органы зрения: два глаза, имеющие выпуклую роговицу и уплощенный хрусталик, благодаря чему обеспечивается как близкофокусное, так и дальнефокусное зрение. Механизм аккомодации (наведения на резкость) — путем перемещения хрусталика относительно сетчатки (как у рыб). Появляется защитный аппарат глаз: слезные железы, мигательные перепонки и веки.

Органы слуха и равновесия: два внутренних уха с тремя полукружными каналами. Появляется среднее ухо, представленное одной слуховой косточкой.

Органы обоняния: два обонятельных канала, соединяющие ротоглотку с внешней средой, имеются соответственно внутренние и наружные отверстия (ноздри). Каналы выстланы обонятельным эпителием, содержащим хеморецепторные клетки.

Органы вкуса (химического чувства): чувствительные клетки в составе вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, небе, челюстях.

Органы осязания: кожные рецепторы.

Строение пищеварительной системы можно увидеть на рис. 9.80.

Рис. 9.80. Внутреннее строение лягушки:

  • 1 — пищевод; 2 — желудок; 3, 3 3″ — лопасти печени; 4 — поджелудочная железа; 5 — тонкая кишка; в — толстая (прямая) кишка; 7 — клоака (вскрытая); 8 — сердце; 9 — левое предсердие; 10 — легкие; 11 — почка; 12 — яичник; 13 — яйцевод; 14 — мочевой пузырь; 15 — желчный пузырь; 16 — селезенка
  • Взрослые земноводные плотоядные, питаются главным образом беспозвоночными — земляными червями, моллюсками, насекомыми; крупные амфибии нападают на птенцов, мелких грызунов и рыбу, личинки кормятся растениями.
  • Схема функционирования пищеварительной системы следующая.

Ротовая полость (крышей полости является основание черепа – первичное твердое небо. Зубы недифференцированы, имеются только на верхней челюсти. Язык прикреплен передним концом ко дну ротовой полости, свободный конец обращен внутрь (у некоторых видов язык прикреплен неподвижно или отсутствует).

В ротовую полость открываются протоки слюнных желез) —> глотка —?

  • —? пищевод —? желудок —? двенадцатиперстная кишка (в полость кишки открываются протоки печени и поджелудочной железы) —>
  • —? топкая кишка —? задняя кишка —? клоака (вырост стенки клоаки образует мочевой пузырь, в клоаку впадают мочеточники и выводные протоки половых желез) —? анальное отверстие.

§ 36. Значение рыб в жизни человека. Охрана рыб

Рыба – это важное звено в пищевой цепи. Она регулирует количество водных растений и беспозвоночных животных, потребляя их.

Также хищные виды регулируют численность других рыб, поедая икру и мальков, мелких рыбок.

В свою очередь рыба является основной пищей для многих животных, таких как: морские котики, тюлени, медведи, кальмары, осьминоги и другие. Кроме того, рыба – это ценный белковый продукт в рационе человека.

Рыба – это пища человека (рыба, икра). Ловля рыбы зачастую является хобби человека (любительская рыбалка). Также некоторые виды рыб используют для получения лекарств (рыбий жир и др.). Чешуя рыб необходима для получения искусственного жемчуга. Кроме того рыбу используют как приманку для ловли хищных рыб и различных морских животных.

  • Рыболовство – добыча рыбы, одна из форм хозяйственной деятельности человека.
  • Я никогда не был(а) на рыбалке, но всегда хотел(а) попробовать.
  • Для поплавочной ловли используются следующие снасти: удочка, леска, поплавки, грузила, крючки.
  • Для донной ловли: удилище, катушка, грузило, сигнализация поклевки (колокольчик или легкий яркий поплавок, электронный сигнализатор), леска, крючки.
  • Для спиннинговой ловли: удилище, катушка, леска, поводок, приманки, (блесны, силиконовые приманки, воблеры).

У меня никогда не было аквариумных рыбок, но некоторые мои знакомые разводили их.

Лучше всего для этого подходят такие виды, как: золотая рыбка, гуппи, гурами, меченосцы, скалярии, макроподы, неоны, петушки, барбус, лялиус, сом и другие. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что некоторые аквариумные рыбки являются хищными и их не стоит селить в одном аквариуме с нехищными рыбами (иногда они могут съесть даже рыбу своего вида).

Рыбоводство – искусственное разведение промысловых рыб. Наибольшее распространение рыбоводство получило в прудовых хозяйствах, где человек контролирует выращивание рыб от личинки до товарной продукции. В Беларуси разводят такие виды рыб, как: радужная форель, карп, карась, белый амур, щука, толстолобик, осётр, стерлядь, линь, сом и другие виды.

В нашей стране существуют «Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства», которые регулируют рыбную ловлю (как в промышленных масштабах, так и любительскую).

Также в специальных документах указаны минимальные размеры промысловых видов рыб, которых можно изымать во время лова; а также максимальное количество рыбы, которое можно выловить из каждого водоема страны; место и время лова рыбы, а также допустимые способы и орудия.

За соблюдением этих правил следит Государственная инспекция охраны животного и растительного мира.

Рыба умрет, так как условия обитания не подходящие. В недавно вырытом котловане нет достаточного количества растительности, плохая фильтрация, следовательно, не вырабатывается достаточного количества кислорода для дыхания рыбы. Вода в котловане быстро испортится (зацветет), что также вызвано плохой фильтрацией. Кроме того в таком водоеме недостаточно пищи для рыбы.

Да, отразятся. Численность уменьшится, так как изменится форма берега. Исчезнут мелководные участки и извилины, которые являются основным местообитанием мелких нехищных рыб, а также местом откладки икры и разведения мальков (из-за более высокой температуры воды и наличия укрытий от хищников).

Ссылка на основную публикацию