Доминирование. анализирующее скрещивание – биология

Неполное доминирование и анализирующее скрещивание. Видеоурок. Биология 9 Класс

Доминирование. Анализирующее скрещивание - биология

На уроке мы про­дол­жим раз­го­вор о за­ко­но­мер­но­стях на­сле­до­ва­ния, выявленных Менделем,  рассмотрим их выборочное применение, узнаем, что такое неполное доминирование и анализирующее скрещивание.

Дей­ствие за­ко­нов Мен­де­ля можно про­ил­лю­стри­ро­вать боль­шим ко­ли­че­ством при­ме­ров. Од­на­ко эти за­ко­но­мер­но­сти не все­гда со­блю­да­ют­ся. Мен­дель об­ра­тил вни­ма­ние на то, что ино­гда у потом­ства про­яв­ля­ет­ся про­ме­жу­точ­ный ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния.

Он рас­смат­ри­вал рас­те­ния го­ро­ха с мел­ки­ми и с круп­ны­ми ли­стья­ми. После скре­щи­ва­ния таких рас­те­ний в фе­но­ти­пе у ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния не было вы­ра­же­но ни до­ми­нант­но­го, ни ре­цес­сив­но­го при­зна­ка, а все рас­те­ния имели ли­стья сред­ней ве­ли­чи­ны. Тогда он не нашел объ­яс­не­ния этому яв­ле­нию.

Объ­яс­не­ние было най­де­но позже и по­лу­чи­ло на­зва­ние «непол­ное до­ми­ни­ро­ва­ние».

Непол­ное до­ми­ни­ро­ва­ние – это такой тип на­сле­до­ва­ния, при ко­то­ром ге­те­ро­зи­гот­ные особи имеют про­ме­жу­точ­ный фе­но­тип по срав­не­нию с ро­ди­тель­ски­ми ор­га­низ­ма­ми, и свя­за­но это с тем, что до­ми­нант­ный ген не пол­но­стью по­дав­ля­ет дей­ствие ре­цес­сив­но­го.  Раз­бе­рем это на при­ме­ре (рис.1).

Рис. 1. Неполное доминирование (Источник) 

У зем­ля­ни­ки крас­ная окрас­ка пло­дов до­ми­ни­ру­ет над белой окрас­кой пло­дов, по­это­му крас­ную окрас­ку обо­зна­ча­ют боль­шой бук­вой А, а белую – малой бук­вой а, ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния имеют ро­зо­вую окрас­ку.

Какое потом­ство по­лу­чит­ся от скре­щи­ва­ния двух рас­те­ний зем­ля­ни­ки, вы­рос­шей из ро­зо­вых пло­дов? Вы­пол­ня­ем за­пись (рис. 2).

Рис. 2. Потомство от скрещивания двух растений земляники, имеющей  розовые плоды  (Источник) 

Ро­ди­тель­ские ор­га­низ­мы яв­ля­ют­ся ге­те­ро­зи­го­та­ми Аа. Они об­ра­зу­ют два типа гамет.

Во время опло­до­тво­ре­ния могут по­лу­чить­ся сле­ду­ю­щие по­том­ки:

–      АА будет иметь крас­ную окрас­ку пло­дов;

–      Аа – ро­зо­вую окрас­ку пло­дов;

–      аа – белую окрас­ку пло­дов.

В потом­стве мы на­блю­да­ем рас­щеп­ле­ние: один ор­га­низм имеет до­ми­нант­ный при­знак, два ор­га­низ­ма имеют про­ме­жу­точ­ный при­знак и один ор­га­низм – ре­цес­сив­ный при­знак.

Такое рас­щеп­ле­ние от­ли­ча­ет­ся от мен­де­лев­ско­го, од­на­ко все осталь­ные за­ко­но­мер­но­сти со­блю­де­ны, по­это­му хо­чет­ся от­ме­тить, что при непол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии за­ко­ны Мен­де­ля про­дол­жа­ют ра­бо­тать, раз­ни­ца лишь в фе­но­ти­пи­че­ских про­яв­ле­ни­ях.

Оста­но­вим­ся на прак­ти­че­ских ас­пек­тах ге­не­ти­ки. Пред­ставь­те себе такую си­ту­а­цию: на ферме име­ет­ся стадо коров, где одни особи имеют чер­ную окрас­ку шер­сти, а дру­гие – крас­ную окрас­ку шер­сти, в стаде есть бык с очень хо­ро­ши­ми экс­те­рьер­ны­ми ка­че­ства­ми, он имеет чер­ную окрас­ку (рис. 3).

Рис. 3. Стадо коров с черным быком (Источник) 

Проверить, яв­ля­ет­ся ли это жи­вот­ное го­мо­зи­го­той или ге­те­ро­зи­го­той, какое потом­ство ожи­дать от та­ко­го быка можно при помощи ана­ли­зи­ру­ю­щего скре­щи­ва­ния.

Ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние – это такой тип скре­щи­ва­ния, при ко­то­ром ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм с до­ми­нант­ным про­яв­ле­ни­ем фе­но­ти­па скре­щи­ва­ют с осо­бью, го­мо­зи­гот­ной по ре­цес­си­ву.

В слу­чае если в потом­стве не на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ния, можно го­во­рить, что ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был до­ми­нант­ным.

А вот если в потом­стве на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ние в со­от­но­ше­нии 1:1, зна­чит, ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был ге­те­ро­зи­гот­ным.

Рас­смот­рим схему этого скре­щи­ва­ния, чтобы окон­ча­тель­но разо­брать­ся в этом во­про­се (рис. 4).

Рис. 4. Схема скрещивания (Источник) 

А – это чер­ная масть, а – крас­ная масть. Рас­смот­рим два ва­ри­ан­та. В пер­вом слу­чае ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был до­ми­нант­ной го­мо­зи­го­той АА, скре­щи­ва­ем его с ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той аа (рис. 5).

Рис. 5. Скрещивание с доминантной гомозиготой АА (Источник) 

Пер­вый ор­га­низм дает га­ме­ты А, вто­рой – толь­ко га­ме­ты а. Зна­чит, в пер­вом по­ко­ле­нии по­том­ки будут иметь ге­но­тип Аа, то есть все будут чер­ной масти.

Вто­рой слу­чай: пер­вый ор­га­низм яв­ля­ет­ся ге­те­ро­зи­го­той Аа, скре­щи­ва­ем его с ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той аа (рис. 6).

Рис. 6. Скрещивание с гетерозиготой Аа (Источник) 

Пер­вый ор­га­низм может дать два типа гамет – А и а. Вто­рой ор­га­низм – один тип гамет а. В ре­зуль­та­те опло­до­тво­ре­ния могут по­лу­чить­ся ор­га­низ­мы Аа – это жи­вот­ные, име­ю­щие чер­ную масть, и аа – животные, имеющие красную масть.

Хо­чет­ся под­черк­нуть, что если мы рас­смот­рим ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние, осо­бен­но если оно свя­за­но с жи­вот­ны­ми, то од­но­го по­том­ка будет недо­ста­точ­но для того, чтобы точно опре­де­лить ге­но­тип. Необходимо будет про­ве­сти несколь­ко скре­щи­ва­ний и по­лу­чить боль­шое число по­том­ков от этого жи­вот­но­го, Мен­дель го­во­рил о зна­че­нии ста­ти­сти­че­ских за­ко­но­мер­но­стей в ге­не­ти­ке.

Мы  по­зна­ко­ми­лись с двумя но­вы­ми за­ко­но­мер­но­стя­ми – это непол­ное до­ми­ни­ро­ва­ние и  ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние, которые с успехом применяются в животноводстве и  селекции.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Что такое  неполное доминирование?
  2. Что такое анализирующее скрещивание?
  3. Какова вероятность анализирующего скрещивания  для определения генотипа?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/nepolnoe-dominirovanie-i-analiziruyuschee-skreschivanie

Неполное доминирование

Признаки необязательно могут быть только доминантными и только рецессивными. При гетерозиготном состоянии может проявляться промежуточный признак. Такой тип взаимодействия аллельных генов называется неполным доминированием.

В биологии различают четыре взаимодействия аллельных генов:

  • полное доминирование;
  • неполное доминирование;
  • кодоминирование;
  • аллельное исключение.

Особенности каждого вида описаны в таблице.

Взаимодействие Описание Пример
Полное Получение первого поколения с одним признаком говорит о его доминантном характере. В данном случае расщепление по фенотипу во втором поколении будет 3:1, т.е. три особи с доминантным признаком (Аа, АА) и одна – с рецессивным (аа) Красные (АА) и белые (аа) цветки гороха:F1 – Аа (красные);F2 – АА, Аа, Аа (красные), аа (белые)
Неполное Фенотип первого поколения не повторяет признаки родителей и имеет промежуточное значение. Во втором поколении соотношение фенотипов будет – 1:2:1, т.е. один – доминантный, два – промежуточных, один – рецессивный Красные (АА) и белые (аа) цветки ночной красавицы:F1 – Аа (розовые);F2 – АА (красные), 2Аа (розовые), аа (белый)
Кодоминирование Оба аллельных гена полностью проявляют действие. В результате сложно выявить рецессивный и доминантный гены, т.к. каждый представлен в одинаковой степени. Некоторые цветки камелии пятнистые – бело-красные (одновременное проявление красного доминантного и белого рецессивного гена) Четвёртая группа крови у человека (АВ). Аллели А и В являются доминантными, 0 – рецессивным. Могут образовываться пары:00 – I группа крови;АА или А0 – II группа крови;ВВ или В0 – III группа крови;АВ – IV группа крови
Исключение Один аллельный ген подавляется в пользу другого. Механизм плохо изучен Образование одного типа иммуноглобулина

Рис. 1. Кодоминирование.

Генотип при полном и неполном скрещивании будет одинаковым – 1:2:1, но в случае неполного доминирования генотип совпадает с фенотипом.

Мендель при скрещивании гороха заметил, что в некоторых случаях растения с длинными и короткими листьями дают потомство со средними листьями. Такой промежуточный характер наследования Мендель объяснить не смог.

В дальнейшем выяснилось, что доминантные гены могут подавлять действие рецессивных генов, не перекрывая их полностью.

Например, доминантные аллели кодируют пигментный белок, отвечающий за красную окраску, а рецессивные – не кодируют, и окраска остаётся бесцветной – белой.

У растений с промежуточным признаком (Аа) один аллель кодирует фермент, а второй – нет. Соответственно красного фермента выделяется в два раза меньше, и цветы приобретают розовую, «разбавленную» окраску.

Закон неполного доминирования не противоречит первому закону Менделя, а лишь слегка видоизменяет его. Закон гласит, что всё первое поколение (F1) будет единообразным и нести признак одного из родителей. В случае с неполным доминированием все особи проявляют смешанный или промежуточный признак обоих родителей.

Рис. 2. Неполное доминирование.

Неполное наследование может наблюдаться не только у растений. Ярким примером у человека служит сочетание курчавых и прямых волос. Первое поколение будет с волнистыми волосами.

Скрещивание с получением доминантного признака не даёт представления о генотипе поколений. Полученные особи могут нести как гомозиготные, так и гетерозиготные аллели. Для выявления генотипа используется метод анализирующего неполного доминирования.

Гибридную особь (F1) скрещивают с особью, несущей гомозиготный рецессивный аллельный ген. Такая особь является анализатором.
Скрещивание может дать один из результатов (F2):

  • все особи с доминантным признаком, значит, гибридная особь – гомозиготная (АА);
  • соотношение особей с доминантным и рецессивным признаками 1:1, значит, гибридная особь – гетерозиготная (Аа).

Рис. 3. Анализирующее скрещивание.

Знание генотипа помогает в селекционной работе. При получении промежуточных признаков (Аа – розовый) в первом поколении можно с уверенностью говорить о гетерозиготном состоянии и не проводить анализирующее скрещивание. Это облегчает дальнейшую работу селекционеров.

Помимо полного доминирования (проявление признака одного из родителей) существует неполное, сочетающее признаки обоих родителей. Следует отличать от кодоминирования – одновременного проявления доминантных и рецессивных генов. Неполное доминирование помогает в селекции при определении генотипов родителей.

Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/nepolnoe-dominirovanie.html

Доминирование. Анализирующее скрещивание

Правило единообразия гибридов первого поколения, установленное Г. Менделем, иногда называют законом доминирования.

Доминирование – это форма взаимодействия аллельных генов, при котором один из них в гетерозиготе подавляет действие другого. В опытах Г. Менделя наблюдалось явление полного доминирования, при котором доминантный аллель в гетерозиготе полностью подавляет действие рецессивного аллеля.

Например, ген желтой окраски семян гороха полностью подавляет проявление гена зеленой окраски, а ген, ответственный за гладкую поверхность семян, подавляет ген, определяющий морщинистость семян.

Именно поэтому гетерозиготные особи (AaBb, AaBB, AABb) фенотипически неотличимы от доминантных гомозигот (AABB) – и те и другие имеют желтые гладкие семена.

Неполное доминирование

Наряду с полным доминированием в природе часто наблюдается неполное доминирование.

Неполное доминирование – один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором доминантный аллель в гетерозиготе не полностью подавляет проявление рецессивного аллеля, и у гибридов первого поколения (F1) выраженность признака имеет промежуточный характер.

Так, у львиного зева, ночной красавицы известны две расы – с красными и белыми цветками. Гибриды, полученные при скрещивании этих двух рас, имеют цветки розовой окраски.

При дальнейшем скрещивании гибридов с розовой окраской цветков между собой в F2 происходит расщепление, отличающееся от типичного для моногибридного скрещивания соотношения 3:1.

В случае неполного доминирования соотношение фенотипов у гибридов F2 равно 1:2:1, т.е. расщепление по фенотипу совпадает с расщеплением по генотипу.

Это происходит потому, что гетерозиготные особи (Aa) отличаются по фенотипу от доминантных гомозигот (AA).

Схема наследования признаков при неполном доминировании

Неполное доминирование представляет собой исключение из установленных Менделем закономерностей моногибридного скрещивания. Большой удачей Г. Менделя было то, что он выбрал для своих опытов с горохом признаки, наследование которых не имеет промежуточного доминирования.

Неполное доминирование достаточно широко распространено в природе. Оно наблюдается как у растений, так и у животных. Например, при скрещивании крупного рогатого скота красной и белой мастей получаются гибриды чалой масти, у них белые и красные волосы, более или менее равномерно перемешанные.

Анализирующее скрещивание

Г. Мендель впервые установил факт, что растения, сходные по внешнему виду, могут отличаться по наследственным свойствам. О генотипе организма, имеющего рецессивный признак, можно судить по его фенотипу. Например, растения гороха с зелеными семенами по данному признаку могут быть только рецессивными гомозиготами (aa).

При полном доминировании гомозиготы (AA) и гетерозиготы (Aa) имеют одинаковый фенотип (например, семена желтой окраски). Для того чтобы определить генотипы таких особей, проводят анализирующее скрещивание, т. е. скрещивание особи, имеющей фенотипически доминантные признаки и неизвестный генотип, с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.

Читайте также:  Нуклеиновые кислоты – днк и рнк - биология

Например, у плодовой мушки дрозофилы длинные крылья доминируют над редуцированными (зачаточными) крыльями. Особь с длинными крыльями может быть гомозиготной (BB) или гетерозиготной (Bb).

Для установления ее генотипа следует провести анализирующее скрещивание, т. е. скрестить муху с неизвестным генотипом с мухой, гомозиготной по рецессивным аллелям (bb), имеющей зачаточные крылья.

Если у всех потомков от этого скрещивания будут длинные крылья, то особь с неизвестным генотипом – доминантная гомозигота – BB.

Если же в потомстве численное соотношение особей с длинными и редуцированными крыльями будет равно 1 : 1, то особь с неизвестным генотипом – гетерозиготна (Bb).

Схема анализирующего скрещивания (на примере дрозофилы)

Определение генотипов имеет большое значение при селекционной работе в животноводстве и растениеводстве. Анализирующее скрещивание важно и для медицинской генетики, и генетики человека.

Но в отличие от селекционеров и исследователей, которые могут ставить эксперимент по скрещиванию организмов, ученые в области генетики человека и врачи, лишенные такой возможности, прибегают к изучению и анализу родословных.

По числовым соотношениям потомков в родословных ищут браки, которые по ряду признаков являются анализирующими.

Источник: http://blgy.ru/biology10/dominating

Неполное доминирование и анализирующее скрещивание

Мы убе­ди­лись в том, что дей­ствие за­ко­нов Мен­де­ля можно про­ил­лю­стри­ро­вать боль­шим ко­ли­че­ством при­ме­ров. Од­на­ко эти за­ко­но­мер­но­сти не все­гда со­блю­да­ют­ся. Еще Мен­дель об­ра­тил вни­ма­ние на то, что ино­гда у потом­ства про­яв­ля­ет­ся про­ме­жу­точ­ный ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния.

Мен­дель рас­смат­ри­вал рас­те­ния го­ро­ха с мел­ки­ми ли­стья­ми и с круп­ны­ми ли­стья­ми. После скре­щи­ва­ния таких рас­те­ний в фе­но­ти­пе у ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния не было вы­ра­же­но ни до­ми­нант­но­го, ни ре­цес­сив­но­го при­зна­ка, а все рас­те­ния имели ли­стья сред­ней ве­ли­чи­ны. Тогда он не нашел объ­яс­не­ния этому яв­ле­нию.

Объ­яс­не­ние было най­де­но позже и по­лу­чи­ло на­зва­ние «непол­ное до­ми­ни­ро­ва­ние».

Непол­ное до­ми­ни­ро­ва­ние – это такой тип на­сле­до­ва­ния, при ко­то­ром ге­те­ро­зи­гот­ные особи имеют про­ме­жу­точ­ный фе­но­тип по срав­не­нию с ро­ди­тель­ски­ми ор­га­низ­ма­ми, и свя­за­но это с тем, что до­ми­нант­ный ген не пол­но­стью по­дав­ля­ет дей­ствие ре­цес­сив­но­го. Да­вай­те раз­бе­рем это на кон­крет­ном при­ме­ре.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на схему:

У зем­ля­ни­ки крас­ная окрас­ка пло­дов до­ми­ни­ру­ет над белой окрас­кой пло­дов, по­это­му крас­ную окрас­ку обо­зна­ча­ют боль­шой бук­вой А, а белую малой бук­вой а.

Ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния имеют ро­зо­вую окрас­ку:

Какое потом­ство по­лу­чит­ся от скре­щи­ва­ния двух рас­те­ний зем­ля­ни­ки, вы­рос­шей из ро­зо­вых пло­дов?

Итак, вы­пол­ня­ем за­пись. Ро­ди­тель­ские ор­га­низ­мы яв­ля­ют­ся ге­те­ро­зи­го­та­ми Аа.

 Они об­ра­зу­ют два типа гамет.

Во время опло­до­тво­ре­ния могут по­лу­чить­ся сле­ду­ю­щие по­том­ки:

·       АА будет иметь крас­ную окрас­ку пло­дов;

·       Аа – ро­зо­вую окрас­ку пло­дов;

·       аа – белую окрас­ку пло­дов.

Итак, в потом­стве мы на­блю­да­ем рас­щеп­ле­ние: один ор­га­низм имеет до­ми­нант­ный при­знак, два ор­га­низ­ма имеют про­ме­жу­точ­ный при­знак и один ор­га­низм имеет ре­цес­сив­ный при­знак.

Такое рас­щеп­ле­ние от­ли­ча­ет­ся от мен­де­лев­ско­го, од­на­ко все осталь­ные за­ко­но­мер­но­сти со­блю­де­ны. По­это­му хо­чет­ся от­ме­тить, что при непол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии за­ко­ны Мен­де­ля про­дол­жа­ют ра­бо­тать, раз­ни­ца лишь в фе­но­ти­пи­че­ских про­яв­ле­ни­ях, но об этом раз­го­вор у нас будет еще в даль­ней­шем.

А сей­час хо­те­лось бы оста­но­вить­ся на прак­ти­че­ских ас­пек­тах ге­не­ти­ки. Пред­ставь­те себе такую си­ту­а­цию: на ферме име­ет­ся стадо коров, где одни особи имеют чер­ную окрас­ку шер­сти, а дру­гие – т.н. крас­ную окрас­ку шер­сти.

В стаде есть бык с очень хо­ро­ши­ми экс­те­рьер­ны­ми ка­че­ства­ми. Он имеет чер­ную окрас­ку. Как про­ве­рить, яв­ля­ет­ся это жи­вот­ное го­мо­зи­го­той или ге­те­ро­зи­го­той, какое потом­ство можно ожи­дать от та­ко­го быка?

Сде­лать это по­мо­жет ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние. Ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние – это такой тип скре­щи­ва­ния, при ко­то­ром ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм с до­ми­нант­ным про­яв­ле­ни­ем фе­но­ти­па скре­щи­ва­ют с осо­бью го­мо­зи­гот­ной по ре­цес­си­ву.

В слу­чае если в потом­стве не на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ния, можно го­во­рить, что ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был до­ми­нант­ным. А вот если в потом­стве на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ние в со­от­но­ше­нии 1:1, зна­чит, ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был ге­те­ро­зи­гот­ным.

Да­вай­те рас­смот­рим схему этого скре­щи­ва­ния, чтобы окон­ча­тель­но разо­брать­ся в этом во­про­се.

Итак, А – это чер­ная масть, а – крас­ная масть.

Рас­смот­рим два ва­ри­ан­та. В пер­вом слу­чае ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был до­ми­нант­ной го­мо­зи­го­той АА.

Скре­щи­ва­ем его с ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той аа.

 Пер­вый ор­га­низм дает га­ме­ты А, вто­рой – толь­ко га­ме­ты а. Зна­чит, в пер­вом по­ко­ле­нии по­том­ки будут иметь ге­но­тип Аа, то есть все будут чер­ной масти.

Вто­рой слу­чай. Пер­вый ор­га­низм яв­ля­ет­ся ге­те­ро­зи­го­той Аа. Скре­щи­ва­ем его с ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той аа. Пер­вый ор­га­низм может дать два типа гамет – А и а. Вто­рой ор­га­низм – один тип гамет а. В ре­зуль­та­те опло­до­тво­ре­ния могут по­лу­чить­ся ор­га­низ­мы Аа – это жи­вот­ные, име­ю­щие чер­ную масть, и аа.

Но хо­чет­ся под­черк­нуть, что если мы рас­смот­рим ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние, осо­бен­но если оно свя­за­но с жи­вот­ны­ми, то од­но­го по­том­ка будет недо­ста­точ­но для того, чтобы точно опре­де­лить ге­но­тип. Нужно будет про­ве­сти несколь­ко скре­щи­ва­ний и по­лу­чить боль­шое число по­том­ков от этого жи­вот­но­го. Ведь мы пом­ним о том, что Мен­дель го­во­рил о зна­че­нии ста­ти­сти­че­ских за­ко­но­мер­но­стей в ге­не­ти­ке.

Итак, мы се­год­ня по­зна­ко­ми­лись с двумя но­вы­ми за­ко­но­мер­но­стя­ми – это закон непол­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния и закон ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние.

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1323

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание

Проявляющийся у гибридов признак называют доминантным, а подавляемый рецессивным. Однако не всегда признаки можно четко разделить на доминантные и рецессивные. В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары.

В таких случаях будут возникать промежуточные признаки. И признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных. Это явление получило название неполного доминирования.

Поясним его на примере скрещивания растений ночной красавицы.

Мирабилис ялапа, или Ночная красавица – травянистое растение. Цветки видов этого рода распускаются после полудня, остаются открытыми ночью и увядают на следующее утро.

У ночной красавицы есть одна интересная особенность — часто на одном растении формируются цветки разной окраски. Обычно она бывает розовой, а ее оттенки меняются от лососевого до малинового, но может быть белой или желтой.

Если скрестить растение ночной красавицы, в хромосомах которого находятся доминантные гены (АА), отвечающие за пурпурный окрас цветков, с растением в хромосомах которого находятся рецессивные гены (аа), отвечающие за белый окрас цветков. То в первом поколении все цветки станут розового окраса.

Далее при скрещивании растений первого поколения, во втором поколении происходит расщепление. Получается, что один цветок пурпурный гомозиготный доминантный, два цветка розовых гетерозиготных и один цветок белый гомозиготный рецессивный.

Расщепление в таком случает будет в соотношении 1:2:1 (один к двум к одному).

Неполное доминирование было изучено немецким биологом Карлом Корренсом ещё в 1902 г. Он наблюдался у львиного зева и других растений.

Вспомним, что гены кодируют белки, и часто это белки-ферменты. У одного родительского растения оба аллеля (AА) кодируют ферменты, ответственные за синтез красного пигмента. Ферментов вырабатывается много и цвет цветков красный.

У второго родительского растения аллель «а» содержит мутацию, в результате которой фермент теряет активность и цвет цветков белый. У растений с генотипом Aа только один из аллелей кодирует фермент, который ответственный за красный цвет.

Поэтому ферментов вырабатывается мало и цвет цветков получается розовый. В данном случае наследование признака происходит точно по первому закону Менделя, только число фенотипов соответствует числу генотипов. По внешнему виду цветка можно определить его генотип.

Итак, мы рассмотрели случаи наследования одного признака.

Но организмы обычно содержат большое количество признаков. К ним относиться не только внешние, видимые особенности. Но и биохимические например (строение молекул, активность ферментов); анатомические (размеры и формы органов) и тому подобное.

В генетике совокупность всех внешних, внутренних признаков и свойств организма называют – фенотипом.

А совокупность всех генов какого-либо организма называют генотипом.

Фенотипические признаки развиваются по-разному, на них могут повлиять внешние условия климат, например.

И часто по фенотипу не всегда можно понять, какие гены содержит та или иная особь. Например, у растений гороха, который имеет желтые семена. Генотип может быть (АА) и (Аа).

А какой генотип у организма с рецессивным признаком мы всегда знаем, так как он имеет рецессивные гены (а-малое а-малое).

Выяснить, какие из растений гороха с желтыми семенами содержат генотип (А-большое А-большое), а какие (А-большое а-малое) можно опытным путем используя анализирующее скрещивание.

Каждое растение с жёлтыми семенами нужно скрестить с растениями, которые имеют зеленые горошины (то есть несут рецессивные гомозиготные гены). И если полученное в результате скрещивания растение будет иметь жёлтые семена, то генотип радетельского был (АА).

Если полученное растение будет иметь и жёлтые, и зелёные горошины (и их соотношение будет 1:1 один к одному), то исследуемое растение будет гетерозиготным по данному признаку и будет иметь гены (Аа). Это и есть анализирующие скрещивание.

Дигибридное скрещивание

Организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Ранее мы рассматривали примеры моногибридного скрещивания. То есть когда гибридные организмы отличаются друг от друга по одному признаку. Например, только по окраске семян.

Но если скрещивать организмы, которые имеют несколько отличительных признаков. Например, по двум то такое скрещивание называют дигибриным. А если по трём, то тригибридным.

Скрещивание особей, которые отличаются по нескольким признакам называют полигибридным.

Гибриды, гетерозиготные по двум парам генов, называют дигетерозиготными, а в случае отличия их по трём и многим генам —три- и полигетерозиготными соответственно.

Результаты дигибридного и полигибридного скрещивания зависят от того, располагаются гены, определяющие рассмотренные признаки, в одной хромосоме или в разных.

Закон независимого наследования признаков (третий закон Менделя)

Грегор Мендель исследовал характер расщепления при скрещивании по двум признакам.

Он взял растения с жёлтыми гладкими семенами и зелёными морщинистыми и скрестил их.

При таком скрещивании признаки определяются различными парами генов: одна аллель отвечает за цвет семян, другая – за форму.

Вспомним что жёлтая окраска горошин (А-большое) доминирует над зелёной (а-малое), а гладкая форма семян (Бэ-большое) над морщинистой (бэ-малое).  

Дигибридные семена первого поколения оказались желтыми гладкими.

А генотип гибридов первого поколения — А-большое а-малое Бэ-большое – бэ-малое, т. е. является дигетерозиготным.

Прошёл год. И во втором поколении после самоопыления гибридов первого поколения в соответствии с законом расщепления вновь появились морщинистые и зелёные семена.

Мендель подсчитал количество горошин. Оказалось, что 315 г были жёлтыми гладкими, 101 жёлтыми морщинистыми, 108 зелёными гладкими и 32 зелёными морщинистыми.

Это соотношение очень близко к соотношению девять к трём к трём к одному. То есть на 9 жёлтых гладких горошин три желтые морщинистые, три зеленые гладкие и одна зеленая морщинистая горошина.

Чтобы выяснить, как ведёт себя каждая пара аллелей в потомстве дигетерозиготы, целесообразно провести раздельный учёт каждой пары признаков — по форме и окраске семян.

Из 556 семян Менделем было получено 423 гладких и 133 морщинистых, а также 416 жёлтых и 140 зелёных.

Таким образом, и в этом случае соотношение доминантных и рецессивных форм по каждой паре признаков свидетельствует о моногибридном расщеплении по фенотипу 3:1. Отсюда следует, что дигибридное расщепление представляет собой два независимо идущих моногибридных расщепления, которые как бы накладываются друг на друга.

Для того чтобы понять, каким образом комбинируются при скрещивании двух гибридов первого поколения все возможные гаметы, английским генетиком Реджинальдом Пэннетом была предложена решётка Пеннета. Она позволяет наглядно представить все виды комбинаций генов в гаметах и результаты их слияния.

В нашем случае гетерозиготные растения дают четыре типа гамет со всеми возможными комбинациями.

Для дигибридных скрещиваний мы можем составить решетку Пеннета только в случае, если гены наследуются независимо друг от друга.

Читайте также:  Состав крови. постоянство внутренней среды - биология

Вдоль одной стороны решётки расположим женские гаметы, вдоль другой — мужские.

А в клетках таблицы на пересечении строк и колонок записываются генотипы потомства в виде комбинаций этих гамет.

Таким образом становится очень легко определить вероятности для каждого генотипа в определённом скрещивании.

Рассмотрим это с позиции цитологии.

Выделим гомологичные хромосомы с генами, влияющими на окраску семян. В другой паре гены влияют на развитие формы горошин.

Далее идут 2 мейотических деления. Мейоз один и мейоз два. Таким образом в результате делений образуются 4 типа гамет.

В одной оказались гены (АB) в данном случае это гены жёлтой окраски и гладкой формы семян.

Ещё одна гамета, она отличается от первой геном морщинистой формы (Аb). То есть содержит рецессивный ген.

Гены могут комбинироваться и в таких сочетаниях (Ва) и (аb).

Аналогичные комбинации генов возникают и в мужских половых клетках (АB, Аb, аB, аb).

Мендель обнаружил что расщепление по разным признакам происходит независимо. В этом сущность третьего закона Менделя — закона независимого наследования признаков, или независимого комбинирования генов.

Он формулируется так: каждая пара аллельных генов (и альтернативных признаков, контролируемых ими) наследуется независимо друг от друга.

Это означает, что при образовании материнских и отцовских гамет в каждую из них может попасть любой аллель из одной пары вместе с любым другим из другой пары.

Закон независимого наследования признаков справедлив для тех случаев, когда гены рассматриваемых признаков лежат в разных хромосомах.

Так как при дигибридном скрещивании образуются 4 вида гамет: А-большое Бэ-большое, А-большое бэ-малое, а-малое Бэ-большое, а-малое бэ-малое то количество видов зигот, которые могут возникнуть при случайном слиянии этих гамет, равно 4×4, то есть 16.

Развитие признаков семян определяется доминантными генами.

Признак жёлтого цвета может сочетаться с гладкой формой горошины. Или с морщинистой формой. Признак зелёного цвета также комбинируется с любой формой горошин.

При таком скрещивании возникают 9 видов генотипов.

Почему 9? Дело в том, что в 16 сочетаниях есть повторения и мы их не учитываем. Эти 9 генотипов проявляются в виде 4-х фенотипов: жёлтые – гладкие, жёлтые-морщинистые, зелёные – гладкие и зелёные − морщинистые. Численное соотношение этих фенотипических вариантов такое: 9 жёлтые-гладкие: 3 жёлтые-морщинистые, 3 зелёные – гладкие, 1 зелёные-морщинистые. 

Полученные Менделем результаты можно рассмотреть отдельно по каждому из признаков (цвету и форме).

Благодаря решётке Пеннета хорошо заметно отношение 3:1 (три к одному). Характерное для моногибридного скрещивания.

Закон независимого расщепления признаков удалось использовать звероводам в селекционной работе. Перед вами самая ценная сапфировая норка с голубой окраской меха.  Эта порода получена путём гибридного скрещивания от норок совсем иной окраски – алеутской (темно-серой с голубым оттенком) и серебристо − голубой (голубовато серой).

Самка имела рецессивные гены а-малое. Самец рецессивные гены р-малое. Гебриды первого поколения получили по оному рецессивному гену. Во втором поколении впервые возникло сочетание двух рецессивных генов. Именно эта комбинация и дала новую окраску меха.

Как только вывели зверков мужского и женского пола. Стало возможно получить чистую линию сапфировых норок. Безграничные перспективы открывает перед нами наука о наследственности. Которая опирается на фундамент основных законов, открытых Грегором Менделем.

Источник: https://videouroki.net/video/24-nepolnoe-dominirovanie-analiziruyushchee-skreshchivanie-digibridnoe-skreshchivanie.html

Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Урок биологии “Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование”(10 класс)

Слайд 1

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование

Слайд 2

2 племенных хозяйства приобрели быков черной окраски для племенной работы, зная только экстерьер (фенотип)

Слайд 3

Задача № 1 В совхоз приобрели быков черной окраски для племенной работы.

При скрещивании их с «красными»коровами от первого быка всё потомство имело черную окраску, а от второго быка были «красные» и черные телята.

Известно, что доминантный ген отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген отвечает за «красную» окраску. Каков должен быть генотип быка, потомство которого было черной окраски?

Слайд 4

Задача № 2 В совхоз приобрели быков черной окраски для племенной работы.

При скрещивании их с «красными»коровами от первого быка всё потомство имело черную окраску, а от второго быка были «красные» и черные телята.

Известно, что доминантный ген отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген отвечает за «красную» окраску. Каков должен быть генотип быка, потомство которого было черной и «красной окраски»?

Слайд 5

F 1 ?

Слайд 6

Анализирующее скрещивание – это скрещивание особи с неизвестным генотипом, с особью гомозиготной по рецессивному признаку . Вариант 1. Р: АА × аа черный красная G : F 1 : Аа черные 100% Вариант 2. Р: Аа × аа черный крас ная G : F 1 Аа : аа черные красные 1 (50%) 1 (50%) а А а А а

Слайд 7

В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания? А) ВВ х Вв и вв х вв Б)Аа х аа и АА х аа В) Сс х Сс и сс х сс Г) DD х Dd и DD х DD

Слайд 8

В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания? А) ВВ х Вв и вв х вв Б)Аа х аа и АА х аа В) Сс х Сс и сс х сс Г) DD х Dd и DD х DD

Слайд 9

Анализирующее скрещивание проводят для: 1)в организма выявление доминантного алелля 2)того, чтобы выяснить, какая алелль рецессивна 3)выведение чистой линии 4) обнаружение гетерозиготности организма по определенному признаку

Слайд 10

Анализирующее скрещивание проводят для: 1)в организма выявление доминантного алелля 2)того, чтобы выяснить, какая алелль рецессивна 3)выведение чистой линии 4) обнаружение гетерозиготности организма по определенному признаку

Слайд 11

Задача № 3 В фермерском хозяйстве провели скрещивание душистого табака с красными цветками с растениями, имеющими белые цветки. В F 1 все растения были с розовыми цветками, а в F 2 1 часть растений табака была с красными цветками, 2 части с розовыми цветками, 1 часть с белыми цветками. Объясните это явление?

Слайд 12

Схема наследования признака в случае неполного доминирования

Слайд 13

Неполное доминирование (промежуточное наследование) – явление, при котором доминантный ген не полностью подавляет проявление другого аллельного гена, и наследование носит промежуточный характер. (Львиный зев, Ночная красавица, строение перьев у птиц, окраски шерсти у КРС и овец, биохимические признаки у человека)

Слайд 14

Наследование масти у лошадей Гнедая АА Белая аа З олотистая Аа

Слайд 15

аа АА Аа Наследование окраски перьев у андалузских кур

Слайд 16

Решение задач При скрещивании мышей с черной окраской шерсти (доминантный признак) и коричневой (рецессивный признак), получено потомство 50% мышей имеют черную окраску и 50% коричневую. Установить генотип мышей с черной окраской шерсти.

Слайд 17

У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия. Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода.

Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте. В семье оба супруга имеют признаки анемии.

Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?

Слайд 18

Дано: АА – Эритроциты имеют форму – двояковогнутый диск. Аа – серповидно –клеточная анемия (признаки). аа – гибель организма в детском возрасте от недостатке кислорода. Решение Р Аа х Аа G А; а х А; а F1 АА; Аа; Аа; аа Ответ: 25% здоровых детей в данной семье.

Слайд 19

Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.

Слайд 20

А – красные, Р ♀ АА х ♂ аа а – белые, G А А а а Аа – розовые F1 Аа Аа Аа Аа р. р. р. р. Р – ?, F1 – ? Ответ: 1) Генотипы родительских растений Р: АА и аа. 2) гаметы одного типа у каждого родителя А и а. 3) Генотипы гибридов первого поколения F1: Аа. 4) В данном случае наблюдается неполное доминирование (промежуточный характер наследования)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/03/26/urok-biologii-analiziruyushchee-skreshchivanie-nepolnoe

Неполное доминирование и анализирующее скрещивание

На этом видеоуроке все желающие смогут изучить тему «Неполное доминирование и анализирующее скрещивание». В ходе этого урока вы сможете узнать о закономерностях, выявленных Менделем, и об их выборочном применении. Учитель расскажет, что представляет собой неполное доминирование и анализирующее скрещивание.

Данный текст представляет собой неотредактированную версию стенограммы, которая в дальнейшем будет отредактирована.

InternetUrok. ru

Биология. 9 класс Тема 4: Основы генетики и селекции Неполное доминирование и анализирующее скрещивание Шевяхова Ю. О., учитель биологии высшей категории, лауреат премии ПНПО, ЦО №1445 23.10.2010 г.

Добрый день! Сегодня мы продолжим с вами разговор о закономерностях наследования, и темой нашей сегодняшней беседы станет «Неполное доминирование и анализирующее скрещивание». Мы убедились в том, что действие законов Менделя можно проиллюстрировать большим количеством примеров. Однако эти закономерности не всегда соблюдаются.

Еще Мендель обратил внимание на то, что иногда у потомства проявляется промежуточный характер наследования. Мендель рассматривал растения гороха с мелкими листьями и с крупными листьями. После скрещивания таких растений в фенотипе у гибридов первого поколения не было выражено ни доминантного, ни рецессивного признака, а все растения имели листья средней величины.

Тогда он не нашел объяснения этому явлению. Объяснение было найдено позже и получило название «неполное доминирование». Неполное доминирование – это такой тип наследования, при котором гетерозиготные особи имеют промежуточный фенотип по сравнению с родительскими организмами, и связано это с тем, что доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного.

Давайте разберем это на конкретном примере. Обратите внимание на схему: У земляники красная окраска плодов доминирует над белой окраской плодов, поэтому красную окраску обозначают большой буквой А, а белую малой буквой а.

Гибриды первого поколения имеют розовую окраску: Какое потомство получится от скрещивания двух растений земляники, выросшей из розовых плодов? Итак, выполняем запись. Родительские организмы являются гетерозиготами Аа. Они образуют два типа гамет.

Во время оплодотворения могут получиться следующие потомки: · АА будет иметь красную окраску плодов; · Аа – розовую окраску плодов; · аа – белую окраску плодов. Итак, в потомстве мы наблюдаем расщепление: один организм имеет доминантный признак, два организма имеют промежуточный признак и один организм имеет рецессивный признак.

Такое расщепление отличается от менделевского, однако все остальные закономерности соблюдены. Поэтому хочется отметить, что при неполном доминировании законы Менделя продолжают работать, разница лишь в фенотипических проявлениях, но об этом разговор у нас будет еще в дальнейшем. А сейчас хотелось бы остановиться на практических аспектах генетики.

Представьте себе такую ситуацию: на ферме имеется стадо коров, где одни особи имеют черную окраску шерсти, а другие – т. н. красную окраску шерсти. В стаде есть бык с очень хорошими экстерьерными качествами. Он имеет черную окраску.

Как проверить, является это животное гомозиготой или гетерозиготой, какое потомство можно ожидать от такого быка? Сделать это поможет анализирующее скрещивание. Анализирующее скрещивание – это такой тип скрещивания, при котором исследуемый организм с доминантным проявлением фенотипа скрещивают с особью гомозиготной по рецессиву.

Читайте также:  Обитатели наземно-воздушной среды - биология

В случае если в потомстве не наблюдается расщепления, можно говорить, что исследуемый организм был доминантным. А вот если в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, значит, исследуемый организм был гетерозиготным. Давайте рассмотрим схему этого скрещивания, чтобы окончательно разобраться в этом вопросе. Итак, А – это черная масть, а – красная масть.

Рассмотрим два варианта. В первом случае исследуемый организм был доминантной гомозиготой АА. Скрещиваем его с рецессивной гомозиготой аа. Первый организм дает гаметы А, второй – только гаметы а. Значит, в первом поколении потомки будут иметь генотип Аа, то есть все будут черной масти. Второй случай. Первый организм является гетерозиготой Аа.

Скрещиваем его с рецессивной гомозиготой аа. Первый организм может дать два типа гамет – А и а. Второй организм – один тип гамет а. В результате оплодотворения могут получиться организмы Аа – это животные, имеющие черную масть, и аа. Но хочется подчеркнуть, что если мы рассмотрим анализирующее скрещивание, особенно если оно связано с животными, то одного потомка будет недостаточно для того, чтобы точно определить генотип. Нужно будет провести несколько скрещиваний и получить большое число потомков от этого животного. Ведь мы помним о том, что Мендель говорил о значении статистических закономерностей в генетике. Итак, мы сегодня познакомились с двумя новыми закономерностями – это закон неполного доминирования и зако

Источник: http://dp-adilet.kz/nepolnoe-dominirovanie-i-analiziruyushhee-skreshhivanie/

Анализирующее скрещивание

 Для начала давайте вспомним термины доминантный и рецессивный. Доминантный ген (признак) проявляется в первом поколении, а рецессивный подавляется.

Рассмотрим на примере:

Дана нам собака, например. Ген черной шерсти — доминантный, светлая шерсть — рецессивный.

 Обозначим доминантный ген темной шерсти как А, рецессивный — а.

А теперь смотрите: АА — собачка с темным цветом шерсти,

аа — собачка, цвет шерсти светлый,

Аа — тоже темный цвет шерсти (!). Почему?

Потому что доминантный ген подавил проявление рецессивного.   Получается, что при разных генотипах организмы могут иметь одинаковый фенотип.

Итак, дана нам черная собачка. Как определить ее генотип, не проводя анализ крови?

Это называется анализирующее скрещивание.

Наша особь либо гомозиготна (АА), либо гетерозиготна (Аа).

Если мы скрестим ее с рецессивным гомозиготным организмом (аа), то будет следующая картина:

Первый вариант — классика первого закона Менделя  — закона единообразия: все щенки одинаковы по гентипу (Аа) и по фенотипу — все черненькие.

А вот во втором варианте есть расщепление:

расщепление по генотипу: 1(АА) : 1(аа)

расщепление по фенотипу: 1(черненькие) :1(беленькие).

А как проверить без анализирующего скрещивания?

Очень просто. Откуда у организма берутся признаки (гены)? Конечно, от родителей!

Надо просто посмотреть на родительские организмы.

Если у нас гомозиготный организм — АА (черная собачка), то оба ее родителя будут иметь черный окрас шерсти. (один ген — А —  от от одного родителя, второй ген — А — от другого родителя).

Если наша собачка гетерозиготна (Aa), то один из ее родителей будет иметь светлый окрас шерсти — от него она получит ген а.

 Пример задачи на

анализирующее скрещивание:

 Дано:

А -розовидный гребень, а — простой гребень.

Найти:  генотип особи — Аа или АА?

Решение: для определения генотипа особи ее нужно скрестить с гомозиготной по рецессивному признаку курицей (петухом) — аа:

 АА × аа = 4Аа — все поколение будет единообразно

Аа × аа = 2Аа + 2аа — половина потомства будут с

розовидными гребешками, половина с простыми.

1) опасения фермера подтверждаются во втором случае — когда в потомстве наблюдается расщепление;

2) первый вариант — можно не беспокоиться — исследуемый организм гомозиготен — АА;

3) Это скрещивание — анализирующее.

  •  в ЕГЭ это вопрос A7 — Генетика, ее задачи, основные генетические понятия
  • А8 —  Закономерности наследственности. Генетика человека
  • С6 — задачи по генетике

Обсуждение: “Анализирующее скрещивание”

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/analiziruyushhee-skreshhivanie.html

Урок по биологии “Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание”

Автор материала: Мирошниченко Анна Николаевна

В своей статье я привожу урок «Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание». Урок проводиться в  9 или 11 классах, курс «Общая биология», раздел «Генетика».  Я выделила цели для учителя и ученика. Урок очень насыщенный. Приведены интересные задачи по генетике человека.

  Перед этой темой лучше всего хорошо объяснить моногибридное скрещивание, и объяснить методы решения задач по генетике. В конспекте показано практическое применение темы.  Примеры индивидуальной и групповой работы на уроке.

Ну уроке можно оценить работу каждого ученика так и индивидуально. 

Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание.

Цели урока для учителя:

Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности.Сформировать у учащихся понятие анализирующие скрещивание.Познакомить их с сущностью неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков.Продолжить формирование навыков решения генетических задач.

Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.Сформулировать и закрепить основные понятия генетики.Цели урока для ученика:Закрепить темы: «Основные понятия генетики», «1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет»Изучить тему урока «Неполное доминирование, анализирующее скрещивание».Решать генетические задачи.

Практически применять полученные знания на уроке.Оборудование: презентация, проектор, таблица.

Этапы урока:

Повторение темы «Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.» (проверочная работа). а. Решение задач на доске. б . Устные опрос по теме «Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание «.Изучение новой темы «Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование».Закрепление изученного материала (решение задач).Задание на дом.Ход урока

Организация класса:

Запись отсутствующих в журнал.Запись темы урока в тетрадь.Запись домашнего задания (§25, записи в тетради).Проверка знаний:Письменный опрос по темам «Основные понятия генетики», «1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет». По вариантам.

Решение задач 1 и 2 на доске (заданных на дом).Решение задачи на доске по желанию.Устный фронтальный опрос по темам «Основные понятия генетики», «№1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет».

Изучение нового материала:

Постановка проблемной ситуации.

Ребята, вам нравится генетика?

Сегодня мы продолжаем изучать эту интереснейшую науку. Мы увидим практическое применение знаний по генетике в различных отраслях, например, в селекции, животноводстве.

Мы убедились в том, что действие законов Менделя можно рассмотреть на множестве примеров. Границы, в которых действуют законы генетики достаточно широки, и они способны объяснить не один, а множество частных случаев. Значение 1 и 2 законов Г. Менделя позволяет решать важные практические проблемы. Например, как определить чистопородность той или иной породы животных.

Предположим, что имеется стадо коров, в котором есть животные черной и красной масти. Известно что доминантный ген А отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген а отвечает за красную окраску. В стаде есть бык с хорошими данными, но неизвестен его генотип. Этот бык имеет черную масть. Как определить чистопородность черного быка.

Учащиеся предлагают возможные варианты решения. Разбор задачи на доске совместно с учащимися.

Из этих примеров видно, что особи, гомозиготные по доминантному гену, расщепления в F1 не дают, а гетерозиготные особи при скрещивании с гомозиготной особью дают расщеплении уже в F1.

Если селекционеру понадобилось выяснить генотип особи с доминантным признаком, то единственным способом, позволяющим сделать это, служит эксперимент с использованием метода, который называется анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание — скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть “анализатором”.

Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.

Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.

У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.

Примером рецессивного летального гена является ген серповидно – клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска.

При серповидно – клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму.

Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из – за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.

Разбор задачи на доске.

У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия.

Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода.

Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте. В семье оба супруга имеют признаки анемии.

Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?

Решение: Составляем схему скрещивания:

Дано:

АА – Эритроциты имеют форму – двояковогнутый диск.

Аа – серповидно –клеточная анемия (признаки).

аа – гибель организма в детском возрасте от недостатке кислорода.

Решение

Р Аа х Аа

G А; а х А; а

F1 АА; Аа; Аа; аа

Ответ: 25% здоровых детей в данной семье.

Закрепление изученного материала – решение задач.

У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания.

Какой должен быть результат, если собака чистопородная?У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами.

Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) — это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген.

Аллельный, не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен.

Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, то как будут выглядеть их дети?Подведение итогов урока совместно с учащимися:

Практическое значение знаний сегодняшнего урока для каждого из вас?

Понятия чистопородность и чистосортность.Не всегда доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного.Задачи на дом:Андалузские (голубые) куры — это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будет иметь потомство, полученное от скрещивания белых и голубых кур, если известно, что ген, обусловливающий черное оперение у кур, — это ген неполного до-минирования (по отношению к рецессивному гену, ответственному за формирование белого цвета оперения)?У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

Источник: https://VseUroki.pro/doc/urok-po-biologii-nepolnoe-dominirovanie-analiziruyushchee-skreshchivanie.html

Ссылка на основную публикацию