Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры

В статье описаны виды рыб класса Хрящевые рыбы. Описано строение рыбы схема внутренние кровеносные сосуды, система кровообращения, костная и пищеварительная системы. Каков внешний вид рыбы форма и цвет тела его части чем покрыто тело рыбы, все это отражено в классификации Хрящевых рыб.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫБ

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры             (Подробное описание – здесь)

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

Классификация Хрящевых рыб

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры

Подкласс Elasmobranchii — Пластинчатожаберные

Подкласс Elasmobranchii – Пластинчатожаберные — Акулы и скаты. Они покрыты чешуей и имеют два набора парных плавников на брюшной поверхности тела. Кроме того, имеются непарные срединные плавники. Жаберные отверстия, за исключением первого, или спирального, имеют щелевидную форму.

Жабры поддерживаются жаберными дугами, а рот имеет верхнюю и нижнюю челюсти. Скелет полностью хрящевой, имеется довольно прочная нотохорда – стержень вдоль позвоночника, поддерживающий его снизу. Наружная поверхность этих рыб покрыта и защищена плакоидными (клыкообразными) чешуйками.

У самцов есть модификация тазового плавника, который используется в качестве полового органа. Рот находится не прямо на переднем конце головы, а в брюшном направлении.

В подвздошной кишке тонкой кишки присутствует спиральный участок, который увеличивает внутреннюю поверхность кишечника и, таким образом абсорбционную площадь. У Elasmobranchii нет воздушного пузыря.

Этот подкласс делится на два довольно легко различимых надотряда – акулы и скаты.

Надотряд Selachii.- Акулы. К этой группе относятся акулы — это виды рыб цилиндрической формы, имеющие боковые жаберные щели и являющиеся активными плавцами.

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры

Этот надотряд делится на два отряда: отряды Euselachii и Cyclospondyli. Большинство акул плотоядные хищники, но они редко нападают на человека, если только человек уже не ранен.

Средняя длина большинства обычно наблюдаемых акул колеблется от 1 до 3 метров. В Мексиканском заливе и других теплых морях акулы могут иногда достигать в длину 10 метров.

Их естественная пища состоит из ракообразных, мелких рыб и кальмаров, но в основном эта рыба ест рыбу.

Катран (род Squalus) — Эта акула является наиболее широко изученным представителем подкласса Пластинчатожаберных.

Виды рыб катран: Squalus acanthias — это научное название вида, применяемое к катрану, принятое вдоль Атлантического побережья Соединенных штатов, а Squalus suckleyi — это название, данное катрану тихоокеанских прибрежных вод. Средняя длина катрана составляет 1 метр. Это сильный плавец.

Эти рыбы часто поворачиваются брюшной стороной вверх, чтобы съесть кусочки пищи с поверхности воды. Внешние признаки — тело веретенообразное, сужающееся на голове и на хвосте. Две пары плавников: передние грудные и задние тазовые. В дополнение к парным плавникам есть два непарных колючих плавника: брюшной и спинной.

Хвостовой плавник гетероцеркальный (верхний хвостовой плавник длиннее нижнего). В стенках глотки имеется шесть пар открытых жаберных щелей. Ротовое отверстие имеет перевернутую форму U, расположенную на брюшной стороне головы и снабжено острыми зубами на челюстях. Чешуя плакоидная. Позвоночник, выступает под поверхность кожи.

Парные ноздри — это отверстия на брюшной стороне морды, спереди по отношению ко рту. Глаза, веки которых неподвижны, расположены по бокам головы. Клоакальное отверстие расположено между основаниями тазовых плавников. Катраны поедают омаров, крабов, креветок, кальмаров и рыб.

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры

Надотряд Batoidei – Скаты. — Это группа уплощенных рыб, у которых жаберные щели расположены на широкой, плоской, брюшной стороне. У этих рыб отсутствует анальный плавник и хвостовой отсутствует или уменьшен. Они обитают на дне моря.

Отряд Torpedinidae — Электрические скаты. Представители этого отряда, как правило, имеют гладкую кожу. Электрические скаты более многочисленны в теплых водах.

Электрические скаты привлекли значительное внимание благодаря своей способности генерировать и накапливать электрическую энергию в мышцах оснований широких грудных плавников. Эти электрические органы способны разряжать достаточный ток, чтобы парализовать других животных.

Электрический скат очень распространен в Мексиканском заливе. Средняя их ширина составляет от 50 сантиметров до 1 метра. У них длинный, тонкий, похожий на хлыст хвост, сильный позвоночник. Dasyatis sabina и Dasyatis americana две распространенных формы.

Электрический скат Бабочка Pteroplatea micrura, представляет собой широкотелую форму с исключительно коротким хвостом. Он назван так, потому что он двигает плавниками как бабочка двигает крыльями в полете.

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и ХимерыЭлектрический скат — бабочка

Существуют также жалящие скаты, которые вооружены колючим жалящим наконечником хвоста. Внезапным взмахом хвоста они могут нанести чрезвычайно болезненную рану. Некоторые люди серьезно заболевают в результате такого укуса. Купальщики особенно не любят пляжи, где могут быть жалящие и электрические скаты.

Подкласс Holocephali — Цельноголовые рыбы

Подкласс Holocephali — Цельноголовые рыбы — это класс в основном вымерших видов хрящевых рыб. У них одно жаберное отверстие с каждой стороны головы, в отличие от акул и скатов (подкласс Elasmobranchii ), которые имеют два или более жаберных отверстия. Большие глаза типичны для глубоководных видов. Другие черты — большая голова и длинный хвост.

Отряд Chimaeriformes – Химеры.  Существуют многочисленные свидетельства большого количества доисторических видов, но связь с современными химерами плохо изучена из-за отсутствия полных окаменелостей.

Сколько рыбы этого подкласса существует в настоящее время? Единственной выжившей группой в этом подклассе является Кроличья рыба — единственная существующая химера, которая обитает только в норвежских водах.

Фото рыбы — Кроличья рыба приведено ниже.

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и ХимерыКроличья рыба Отряд Chimaeriformes — Химеры

Костная система

Строение рыбы класса Хрящевые рыбы характеризуется эндоскелетом, состоящим из хрящей. Он состоит из осевого скелета (череп и позвоночник), висцерального скелета (челюсть и жаберные дуги) и аппендикулярного скелета (грудной пояс и плавники, тазовый пояс и плавники). Череп опирается на основание грудной пластины.

Пищеварительная система

Задняя, или пилорическая, часть желудка хрящевых рыб снабжена сфинктерной мышцей — привратником, который контролирует прохождение пищевых веществ в кишечник. Двенадцатиперстная кишка — это короткая передняя часть кишечника, которая следует за пилорической частью желудка и ведет в подвздошную кишку.

Подвздошная кишка имеет значительно больший диаметр, чем двенадцатиперстная кишка, и содержит внутри себя спиральный участок кишечника. Такой спиральный участок имеют классы рыб – Хрящевые рыбы. Такое расположение служит для замедления прохождения пищи и увеличения поглощающей поверхности.

Основная абсорбция происходит через эту часть кишечника. Спиральная часть ведет к короткому толстому кишечнику, который впадает в клоаку. Печень, поджелудочная железа и ректальная железа являются вспомогательными железами, связанными с этой системой.

Печень — это большой трехлопастный орган с мешковидным желчным пузырем, расположенным брюшинно. Желчный пузырь вырабатывает желчь и выделяет ее в двенадцатиперстную кишку через желчный проток. Поджелудочная железа делится на две доли, верхнюю и нижнюю.

Пищеварительный тракт и прилегающие к нему органы подвешены к стенке тела брыжейками, которые являются продолжениями брюшины. Брыжейки, поддерживают желудок, селезенку, толстый кишечник и ректальную железу.

Кровеносная система

Сердце хрящевых рыб расположено брюшинно, примерно на уровне задней пары жабр и состоит из двух основных и двух вспомогательных камер. Брюшная аорта ведет в переднюю часть ветвящихся артерий, которые разветвляются на жабры.

Кровь распространяется из них по капиллярам через жаберные пластинки для насыщения крови кислородом. После насыщения крови кислородом в жабрах кровь вновь объединяется.

Артерия, выходящая с первой пары жабр направляется в голову по сонной артерии , которая снабжает артериальной кровью голову и мозг. Остальная кровь, выходящая из жабр, направляется в спинную аорту, которая располагается под позвоночником.

Спинная аорта раздает кровь в плечевые артерии, подключичные артерии грудных плавников, желудку, печени, поджелудочной железе, двенадцатиперстной кишке, селезенке, почечным артериям, толстой кишке, тазовым плавникам и клоаке.

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и ХимерыСистема кровообращения акулы – Класс хрящевые рыбы

Все системные вены возвращают венозную кровь в венозный синус, который накапливает венозную кровь перед подачей ее в сердце. Печеночные вены ведут непосредственно от печени к венозному синусу. Печеночная венозная система собирает кровь от желудка, кишечника, поджелудочной железы и селезенки и отправляет в печень.

У хрящевых рыб существует также система лимфатического обращения, которая дополняет кровеносную систему.

В статье описаны виды рыб класса Хрящевые рыбы. Описано строение рыбы схема внутренние кровеносные сосуды, система кровообращения, костная и пищеварительная системы.

Читайте также:  Знания о воде - биология

Урок 24. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

  • Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;
  • Задачи:
  • Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
  • Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;
  • УУД
  • Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
  • Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти
  • Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
  • Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
  • Планируемые результаты
  • Предметные
  • понимать смысл биологических терминов;
  • описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;
  • распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
  • устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;
  • приводить примеры животных разных система­тических групп;
  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
  • характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
  • Метапредметные УУД
  • Познавательные:
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

  1. проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;
  2. сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;
  3. строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  4. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  5. определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;
  6. Регулятивные:
  7. организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;
  8. самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;
  9. работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  10. владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
  11. Коммуникативные:
  12. слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;
  13. интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;
  14. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.
  15. Личностные УУД
  16. Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе
  17. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  18. Основные понятия
  19. Многообразие рыб, отряды рыб, их характеристика
  20. Ход урока
  21. Актуализация знаний
  22. Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.
  23. 1. Хрящевые рыбы обитают в основном
  24. В океане
  25. В пресной воде
  26. В морской воде
  27. 2. Признак хрящевых рыб
  28. Ротовое отверстие на верхней стороне головы
  29. Отсутствие ротового отверстия
  30. Ротовое отверстие на нижней стороне головы
  31. 3. Большая часть рыб представлена
  32. Костными рыбами
  33. Бескостными рыбами
  34. Не преобладающей группы

4. Чем не покрыто тело рыбы?

  • Панцирем
  • Слизью
  • Чешуей

5. Какую роль выполняет чешуя?

  1. Предохраняет от механических повреждений
  2. Помогает перемещаться в воде
  3. Способствует защите от соли

6. Какую роль выполняет слизь?

  • Предохраняет от механических повреждений
  • Помогает передвигаться в воде
  • Защищает от соли

7. Что обеспечивают парные плавники?

  1. Горизонтальное положение рыб
  2. Высокую скорость передвижения
  3. Вертикальное положение рыб

8. Что служит рулем у рыб?

  • Боковые плавники
  • Голова
  • Хвостовой плавник

9. Как осуществляется процесс дыхания у рыб?

  1. Вода омывает жабры при движении
  2. При питье рыб
  3. При помощи плавательного пузыря
  4. 10. Вид кровеносной системы
  5. Незамкнутая
  6. Отсутствует
  7. Замкнутая
  8. Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

1.В чем сходство и отличие хрящевых рыб и круглоротых?

2.Все ли акулы опасны для людей?

К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты и химеры. Скелет у них не костный, а хрящевой. Жаберных крышек нет, а с каждой сторо­ны 5—7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

Отряд Акулы. К акулам относят рыб с удлиненной торпедообраз­ной формой тела и длиной от 20 см до 20 м (рис. 86). Так, например, акула-лилипут из группы колючих, обитающая в Мексиканском за­ливе, не превышает длины 20 см во взрослом состоянии. Китовая акула, длиной 18—20 м и массой около 10 т, является гигантом сре­ди всех рыб, существующих ныне на нашей планете.

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры

Кожа акул шероховатая, покрыта чешуями, многочисленными зубчиками, зубцами. Чешуя имеет вид ромбических пластинок с

острым, загнутым вершиной назад шипом. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально и обеспечивают движение рыбы вниз или вверх.

Верхняя лопасть хвостового плавника, как правило, длиннее нижней. Движение вперед и повороты осуществляются изгибами хвостового плавника влево или вправо.

На голове имеются слаборазвитые глаза, способные видеть предметы толь ко в черно-белом изображении.

Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры

Дышат акулы с помощью жабр. Их жаберные дуги усеяны жаберными лепестками с обильно разветвленной кровеносной системой.

Сельдевые акулы — довольно крупные рыбы, имеют равнолопастной хвостовой плавник, за исключением морской лисицы., и являются живородящими. Распространены они в Атлантическом и Тихом океанах, в их

умеренных и субтропических водах.

Среди акул немало опасных для человека. Имея великолепное обоняние и систему улавливания малейших колебаний воды, акулы быстро появляются там, где плавают люди или есть запах крови. Акулы некоторых видов могут нападать на людей. Наиболее опасными являются акулы тигровая, тупо­рылая, молот, мако и большая белая

Акулы живут в морях и океанах, а также в южноамериканских реках Атлантического побережья.

Отряд Скаты. Это относительно крупные рыбы, некоторые из них достигают ширины 6—7 м и массы 2,5 т . Самый малень­кий из них, например скат двукрылый, обитает в Желтом море и бывает шириной 10—15 см.

Самый крупный представитель отряда — манта, имеющая массу около 2,5 т и относящаяся к семейству ши­роких дьяволов. Представители большинства видов ведут придон­ный образ жизни, освоили как мелководья вблизи берегов, так и зна­чительные глубины (до 2700 м).

Крупные скаты, например манты, живут в толще воды.

Приспособления к донному существованию отразились на общем строении тела скатов. Тело их плоское, сплющенное в спинно-брюш­ном направлении, ромбовидное — со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками.

Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. У донных рыб глаза располагаются на верхней стороне головы. Поперечный рот и пять пар жаберных щелей находятся на брюшной стороне.

Кожа некоторых скатов гладкая, но у многих из них развиты чешуя и шипы, схожие

Читайте также:  Раскрытие понятия «жизнь» и признаки живого

с акульими. Чешуи у скатов называют кожными зубами. Кожа, не имеющая чешуй и шипов, защищена слизью, вырабатываемой кожными железистыми клетками.

Отряд Химерообразные. К данному отряду относится малочис­ленная, своеобразная, преимущественно глубоководная группа ма­лоподвижных хрящевых рыб (рис. 90).

Их тело имеет мощный пе­редний отдел, постепенно переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, который заканчивается нитевидным придатком. Длина те­ла в пределах 60 см— 2 м. Кожа голая. Известно около 30 видов химерообразных.

Обитают они в морях Индийского, Атлантическо­го и Тихого океанов.

Наиболее известный вид — химера европейская, или морская кошка, встречающаяся в Баренцевом море на глубине свыше 1000 м. В умеренно спокойных зонах Тихого и Атлантического океанов жи­вут носатые химеры.

Химерообразные промыслового значения не имеют: их мясо считается несъедобным.

Жир, извлеченный из огром­ной печени, находит применение в медицине, а в некоторых отраслях промышленности используется как смазочный материал.

Знаете ли вы, что:

Семейство серых акул распространено в теплых водах. Среди них суповая акула считается промысловой. Ее плавники ис пользуются для приготовления деликатесного супа.

Акулье мясо употребляют в пищу, но особенно ценится пе­чень и плавники. Печень некоторых видов содержит до 60— 75% жира и много витаминов. Прекрасные изделия делают из шагрени — специально выделанной акульей кожи.

У скатов некоторых видов есть электрические органы. Раз­ряд длится 0,03 с, но редко бывает один, обычно их от 12 до 100 подряд с напряжением до 220 В. Электрические скаты малоподвижны и обычно лежат на дне, зарывшись в ил. Оружием скатов других видов являются иглы или шипы на хвосте. Они часто ядовиты, вызывают мышечные судороги у жертвы и падение кровяного давления.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Почему акул и скатов считают наиболее примитивными рыбами?

2.Докажите, что акулы и скаты — родственники ланцетников. Что их объединяет?

3.Каково значение акул и скатов в природе и жизни человека?

“Тип Хордовые. КлассХрящевыерыбы

 

Класс Хрящевые рыбы. Урок биологии.

  • Хрящевыерыбы.
  • Хрящевыерыбы. Биология 7 класс
  • Ресурсы

     

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы иметоды обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Разнообразие Хрящевых рыб

Отряд Плащеносцеобразные акулы – Chlamydoselachiformes

Включает единственный вид – плащеносную акулу. Ее длина достигает 1 -2 м. по бокам головы насчитывается шесть пар жаберных щелей.

Свое название приобрела благодаря перепонок на первой щели, которые образуют широкую лопасть кожистую – «плащ». Обитают в умеренных и теплых морях, на дне глубиной в 400-1200 м.

численность акул небольшая. Пищей для них служат рыб и головоногие моллюски. Яйцеживородящи.

Отряд Многожаберниковообразные акулы – Hexanchiformes

Акулы достигают до 4-8 м в длину. На голове имеются 6-7 пар жаберных щелей. Обитают в теплых водах тропиков и субтропиков, на глубине. Питаются непосредственно рыбой. Яйцеживородящие.

Отряд Разнозубообразные акулы – Heterodontiformes

Акулы достигают средней длины до 1,5 метра. Отличительная черта – наличие массивной головы. Обитают в водах Тихого и Индийского океанов. Зубы расположены в передней части ротовой полости мелкие и острые, остальные притупленные и мощные. Пищей для них служат ракообразные, моллюски. Яйцекладущие.

Отряд Ламнообразные акулы – Lamniformes

Один из представителей – морская лисица. Достигает она до 6 метров длины. Масса взрослой особи равна около 450 кг. Сельдевая акула достигает 3,5 метров. Обитает в умеренных водах Мирового океана. Живут стаями от 5 до 30 особей. Живородящая.
Серо-голубые акулы достигают до 5 метров. Населяют тропические воды.

Пищей служат крупные рыбы.
Акула-людоед, или «белая смерть» очень опасна для человека. Данный представитель очень агрессивен. Достигает до 6 метров. Питаются крупной рыбой, в том числе и Акулами. Рыбы длиной до 3 метров заглатывают целиком.
Акула-домовой достигает 4 метров. Питается преимущественно донными животными.

Яйцеживородящие.

Отряд Кархаринообразные, или Пилозубые, акулы – Carcharhiniformes

Китовая акула достигает 20 метров длины. Гигантская акула имеет длину от 12 до 15 метров. Питаются акулы моллюсками, ракообразными, планктонами и мелкими стайными рыбками. Гигантские акулы впадают в спячку, погружайся на дно.

Представители семейства серых акул достигают 3 метров длины. Обитают в прибрежных водах рек Африки, Южной Америки и Азии. Пищей служат донные и пелагические беспозвоночные, рыбы.

Представители данного отряда яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие.

Отряд Катранообразные – Squaliformes

Катрановые акулы имеют длину до 1 метров, иногда вырастают до 2 метров. Их пищей являются ракообразные и донные беспозвоночные. Некоторые виды собираются в стаи. В возрасте 19 лет акула достигает 1 метра, и становится половозрелой. Живут до 30 лет. Являются живородящими.

Отряд Пилоносообразные – Pristiophoriformes

Длина тела достигает 1,5 метра. Обитают в водах Тихого и Индийского океанов. Рыло имеет вид длинного и плоского мечевидного отростка. Рылом раскапывают грунт в поисках беспозвоночных животных. Питаются также и мелкими рыбками. Самки рождают до 12 акулят.

Отряд Скватинообразные, или морские ангелы, – Squatiniformes

Акулы донные. Телом напоминают скаты, уплощенное в спинно-брюшном направлении, рыло тупое и круглое. Достигают 2,5 метров длины и массой 100 кг. Населяют тропики и умеренные зоны. Питаются мелкими рыбками и беспозвоночными. Виды представлены живородящими и яйцекладущими формами.

Подкласс Пластиножаберные – Elasmobranchii. Надотряд Скаты – Batomorpha

Отряд Пилорылообразные скаты, или Пилы-рыбы, – Pristiformes

Пил-рыбы достигают 5–6 м длины; тело уплощенное, грудные плавники небольшие. Жаберные щели располагаются на нижней поверхности головы. Населяют мелководья тропических и субтропических морей. Питаются стайными рыбками и донными беспозвоночными. Яйцеживородящие.

Отряд Рохлеобразные – Rhinobatiformes

Длина тела от 30 см до 3 метров. Отличительный признак – удлиненное рыло. Обитают на дне тропиков и субтропиков. Питаются беспозвоночными и донными рыбами. Любимое лакомство устрицы. Яйцеживородящи.

Отряд Ромбообразные, или Ромботелые, скаты, – Rajiformes

Длина тела от 30 см до 2 метров. Обитают преимущественно холодные воды, иногда умеренные, и очень редко в тропиках. Питаются моллюсками, ракообразными и мелкой рыбкой. Самки откладывают до 2 яиц.

Отряд Орлякообразные, или Хвостоколообразные, – Myliobatiformes

У большинства видов хвостоколов посередине хвостового стебля находится одна длинная несколько уплощенная роговая игла с острой вершиной и зазубренными краями. На нижней поверхности иглы проходит бороздка, которая выделяет ядовитый слизистый секрет. При опасности хвостокол бьет врага хвостом, при этом наносит иглой глубокие рваные раны.

Обитают обычны в тропических и субтропических морях, редко в умеренных широтах; у черноморского побережья встречается морской кот длиной до 1, редко до 2–2,5 м. Живут на мелководьях. Редко встречаются глубоководные формы. Орляки достигают длины тела 4,5 м и ширины – до 2,5 м. хвостовой иглы нет. Плавают в верхних слоях воды, ведя, таким образом, пелагическую жизнь.

Скаты данного отряда яйцеживородящи или живородящи.

Отряд Гнюсообразные, или Электрические скаты, – Torpediniformes

Размеры электрических скатов колеблются от 12-15 см до 2 метров. Вес достигает 100 кг. Населяют прибрежные районы тропических и субтропических морей. Тело их округлое с коротким, широким хвостовым стеблем. На хвостовом стебле есть один-два спинных плавничка.

Скаты лишены плакоидных чешуй и шипов. Имеют яркий окрас. Электрические органы находятся по бокам головы. Напряжение при разряде испускаемого животным достигает 60-300 вольт при силе тока до 5 ампер. Яйцеживородящие. Через год рождаются от 4 до 10 детенышей.

Подкласс Цельноголовые – Holocephali

Отряд Химерообразные – Chimaeriformes

Тело сжато по бокам и утонченно в области хвоста. Первый спинной плавник имеет шип. Некоторые виды имеют в основании шипа ядовитую железу. Хвост гетероцеркальный. Длина тела варьирует от 60 см до 2 метров. Населяют умеренные и теплые воды мирового океана. Большинство видов глубоководные. Виды яйцекладущие. За раз самка откладывает 1 или 2 яйца.

Читайте также:  Размножение гидроидных. регенерация - биология

На этом занятии мы познакомимся с темой «Класс Хрящевые рыбы». Обсудим основные черты класса и его отдельных отрядов. После этого рассмотрим наиболее характерных представителей этого класса, их особенности строения и среды обитания

Page 2

Благодаря этому уроку вы выясните отличия между классами рыб: вам станет понятно, что общего у костных и хрящевых рыб, а также какие признаки характерны для каждой из этих таксономических групп. Кроме того, вы детально познакомитесь с такими важными промысловыми рыбами, как осетровые, сельди, лососи, карпы, окуни.

Помимо этого вы узнаете о возможных предках наземных животных – живых ископаемых – кистеперых рыбах или целакантах. Вы сможете найти свою «внутреннюю рыбу» и обнаружить рыбьи черты в собственном теле. Вы узнаете о жизненном цикле рыб, особенностях их жизнедеятельности и путешествиях, которые они совершают.

Вам станет известно о том, как эти животные смогли выжить на протяжении миллионов лет эволюции, пережив множество других групп водных и наземных животных.

Page 3

Из этого урока вы узнаете о животных, которых называют Земноводными, или Амфибиями, потому что характерные их представители ведут полуводный образ жизни.

В течение первой половины жизненного цикла эти животные полностью повторяют рыб по внутреннему строению и повадкам, а во взрослом состоянии обитают на суше и утрачивают все рыбьи черты.

Такие знакомые нам с детства животные, как лягушки и жабы, приоткроют тайны своего внутреннего строения и образа жизни. Кроме этого вы узнаете о тритонах, саламандрах, протеях и других экзотических амфибиях, таких как безногий рыбозмей, аксолотль и суринамская пипа.

Вы узнаете, почему у земноводных трехкамерное сердце и два круга кровообращения, как дышать кожей, чем внутреннее оплодотворение отличается от наружного, а также почему скрипачи гладили лягушек перед концертом.

Page 4

Из этого урока вы узнаете о чешуйчатых пресмыкающихся: змеях и ящерицах. Вам станет известно о том, чем змеи отличаются от ящериц, в чем особенности строения и физиологии змей и ящериц, каким образом змеи вырабатывают яд и опасен ли этот яд для них самих.

Вы узнаете о реальных основаниях древних легенд о драконах, выясните, в чем особенность жизненного цикла варанов и других ящериц. Вам станет известно о том, почему и как ящерицы и вараны могут размножаться партеногенетическим способом (то есть из неоплодотворенных яиц).

Мир змей и ящериц откроет вам свои секреты и тайны: знакомство с этими животными позволит вам по-другому взглянуть на этих древних и беззащитных животных, способных видеть в темноте.

Из дополнительного материала вы узнаете о происхождении рептилий, разнообразии ископаемых рептилий (динозавров), заселивших водную, наземную и воздушную среду, а также об удивительных клювоголовых существах – гаттериях – боковой ветви эволюции рептилий.

Page 5

Из этого урока вы узнаете о древних настоящих наземных животных, которые, в отличие от других видов рептилий, пережили массовое вымирание в конце мезозойской эры. Вы узнаете, чем черепахи и крокодилы отличаются от других пресмыкающихся и чем они похожи на амфибий, птиц и млекопитающих.

Вам станет известно о том, как эти животные заботятся о своем потомстве, как они добывают себе еду, с какими видами конкурируют, а с какими сотрудничают.

Правда ли, что черепахи и крокодилы могут жить и здравствовать на протяжении столетий? Благодаря изложенной в уроке информации вы будете прекрасно разбираться в аллигаторах, кайманах и гавиалах, а также узнаете все необходимое о разных видах сухопутных и морских черепах.

Хрящевые рыбы акулы и скаты

Все рыбы, живущие на Земле, делятся на костных рыб и хрящевых. Мы в своей статье хотим рассказать именно о хрящевых рыбах. Хрящевые рыбы включают подклассы пластиножаберных, цельноголовых и хрящеголовых рыб.

Пластиножаберные хрящевые рыбы (акулы и скаты) имеют как общие черты в своей анатомии и физиологии, так и отличные друг от друга.

Кто такие хрящевые рыбы и в чём их сходство?

Свое название хрящевые рыбы получили из-за особого строения опорно-двигательного аппарата. Костная ткань у них развита слабо, но скелет (состоящий, как Вы уже поняли, из хрящей) бывает обызвествленным.

Ранее ученые предполагали, что такое строение было изначальным для всех рыб, но теперь существует мнение, что предки современных скатов и акул имели костный скелет, который в процессе эволюции видоизменился в хрящевой.

Эта особенность и послужила поводом для объединения акул, скатов и химер в один класс.

Другая черта, которая роднит пластиножаберных хрящевых рыб – плакоидная чешуя. Она представляет собой пластинку, над которой возвышается зубец. Он, как и настоящие зубы покрыт эмалью.

  • Плакоидная чешуя, претерпевшая в процессе эволюции изменения, образует у разных видов пластиножаберных рыб колючки плавников, хвостовые шипы и зубцы, такие, как мы видим на рыле акулы-пилоноса.
  • Зубы, находящиеся во рту у пластиножаберных, также являются особой модификацией плакоидной чешуи.
  • Название “пластиножаберные” акулы и скаты получили благодаря тому, что жаберные лепестки похожи на пластинки и прикрепляются к дугам на всем их протяжении.

Жаберной крышки ни у скатов, ни у акул нет. У большинства пластиножаберных есть особые отверстия – брызгальца (рудименты жаберной щели). Но о них поговорим позже.

Смотреть видео – Хрящевые рыбы акулы и скаты:

Кишечник у пластиножаберных хрящевых рыб имеет спиральный клапан – вырост слизистой кишечника, предназначенный для увеличения поверхности. Это эволюционное приспособление позволяет переваривать больший объем пищи, а, следовательно, и получать больше энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности.

Общая черта, которая также роднит всех пластиножаберных рыб – внутреннее оплодотворение. Осуществляется это вид оплодотворения благодаря особым копулятивным органам у самцов, которые представляют собой видоизмененные плавники. Эти парные органы называются птеригоподиями.

Различия между акулами и скатами

Мы перечислили черты, общие для всех акул и скатов. Теперь поговорим об их отличиях. Главное из них сразу бросается в глаза. Это – форма тела. Если акулы имеют торпедовидное обтекаемое тело, то у скатов тело уплощено и больше напоминает лист.

Эта разница представляет собой эволюционное приспособление к различным образам жизни. Большинство акул добывает пропитание, гоняясь за добычей (рыбой или животными).

Скат же питается донными обитателями (различными рачками, крабами, моллюсками), или планктоном, как например манта – самый большой скат из известных человечеству.

У акулы грудные плавники служат для придания телу остойчивости (не дают заваливаться на бок), а также они выполняют функцию “рулей высоты”. Грудные плавники скатов широкие с краями, приросшими к бокам тела и головы. Их основное предназначение – планирование.

Хвостовые плавники скатов видоизменяются в своеобразный шип. У некоторых скатов (ромбовидный скат, в частности) хвостовой плавник вообще редуцируется до маленькой складочки.

Акулы, как и большинство других рыб, пользуются мощным хвостовым плавником для движения.

Брызгальца у большинства скатов служат для набирания воды в жаберную полость, поэтому брызгальца скатов развиты лучше, чем у акул. Исключение – пелагические скаты, которые обитают в толще воды. Их брызгальца почти атрофировались.

Глазные яблоки скатов сверху прирастают к орбитам, чего никогда не встретишь у акул. Зато у акул есть мигательные перепонки, у скатов таких перепонок нет.

Смотреть видео – Акулы и скаты плавают вместе:

Образ жизни акул – постоянное движение. Оно обеспечивает этих рыб не только питанием, но и кислородом. Сердце акулы не может “прогнать” кровь по всему телу и ему (сердцу) в этом помогают мышечные сокращения.

Скаты же способны часами лежать на дне, не двигаясь. А если и двигаются, то плавно и неторопливо.

Несмотря на то, что и скаты, и акулы относятся к одному классу хрящевых рыб, они занимают разные экологические ниши. Это позволяет им бесконфликтно существовать в огромном и гармоничном мире – мире Живой Природы.

Ссылка на основную публикацию