Организм как биологическая система, биология

Организм как биологическая система, Биология

Организм как биологическая система – одна из самых непростых тем в экзамене. Это связано с тем, что здесь используется самое большое количество формул и расчётов.

Темы из блока “Организм как биологическая система”:

  1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы
  2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение
  3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов
  4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
  5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания
  6. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции
  7. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм
  8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных
  9. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)

Подробный разбор всех этих тем, а также других теоретических блоков из ЕГЭ по биологии можно найти в учебных материалах на патформе EASY planet.

Готовься по материалам экспертов из топовых вузов России от 20 рублей в день

Организм как биологическая система, Биология Организм как биологическая система, Биология

Организм человека как биологическая система. Значение знаний о человеке для сохранения его здоровья – Биология. 8 класс. Мищук

Уважаемые восьмиклассники!

В этом году предметом изучения биологии является человек. Надеемся, что вам будет интересно углубить свои знания о строении организма человека как целостной биологической системы, функционирующей в условиях природной и социальной среды.

Приобретенные вами знания будут нужны не только для того, чтобы стать образованными, но и для формирования сознательного отношения к своему организму. Вы узнаете, какие сложные процессы протекают в нем, как легко их нарушить, но трудно восстановить.

Осознаете, что беречь здоровье, жить в гармонии с самим собой, другими людьми и природой — это жизненная необходимость для каждого из нас.

Изучение биологии станет более увлекательным благодаря выполнению лабораторных исследований, которые научат вас наблюдать, работать с микроскопом, лабораторным оборудованием. Настоящими экспериментаторами вы почувствуете себя, выполняя исследовательский практикум.

Разработка и защита проектов позволит вам расширить свои знания об организме человека и его функционировании с помощью различных источников информации.

Выполнение проектов не только поспособствует развитию творческих умений, научит представлять свои разработки и защищать их, но и будет иметь практическое значение для каждого из вас.

Структура учебника способствует организации самостоятельной познавательной деятельности. Так, вопросы в начале параграфа (напечатанные цветным шрифтом) помогут настроиться на усвоение нового материала. Слова или предложения, имеющие особое значение, выделены курсивом.

В учебнике нет рекомендаций запретительного характера (не ешь, не кури, не ленись!). Ваш возраст уже позволяет делать самостоятельный выбор в различных жизненных ситуациях, а приобретенные знания помогут сделать правильный шаг.

  • Удачи вам в обучении!
  • Авторы
  • Изменение одной части организма или отдельной функции неизбежно влечет за собой изменение других частей и функций.

Жорж Кювье, французский натуралист к. XVIII — нач. XIX в.

Обобщив изученное в предыдущих классах, выдвиньте предположение о том, какое значение имеют знания о человеке для сохранения его здоровья.

Понятие о биологических системах. Окружающий мир состоит из систем. Как вам уже известно, к системам неживой природы относятся Вселенная, Галактика, Солнечная система и т. п.

К системам живой природы, или биологическим системам, относятся клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера и т. п. (ил. 1). Вспомните, из каких компонентов состоит каждая из этих систем.

Какие взаимосвязи существуют между компонентами системы и как взаимодействуют между собой сами системы?

БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (от греч. bios [биос] — жизнь, systema [система] — образование, соединение) — структурная и функциональная совокупность всех компонентов объектов живой природы, между которыми существуют взаимосвязи и взаимодействие.

Организм как биологическая система, Биология

Ил 1. Биологические системы

Каждая из биологических систем состоит из определенных подсистем — элементарных частиц. Например, биосфера — из экосистем, вид — из популяций, организм — из органов, клетка — из органелл.

Человек — биологическая система, с которой связано существование социальных систем, в частности, общества, класса, социальной группы и т. п.

Все составляющие биологических систем взаимодействуют между собой структурно и функционально, образуя целостную систему. Биологические системы связаны с окружающей средой, что обусловливает необходимость систем приспосабливаться к различным внешним воздействиям.

Все биологические системы проходят определенные временные этапы: образование, развитие, стабилизацию, разрушение (старение) и прекращение существования или преобразование (ил. 2). Эти этапы отражают закономерности протекания количественных и качественных изменений всех компонентов системы в зависимости от факторов среды.

Организм человека как биологическая система. Организм человека является сложной биологической системой, в которой различают подсистемы различных уровней структурной организации: от атомов и молекул — до систем органов.

Организм как биологическая система, Биология

Ил. 2. Этапы развития биологических систем (на примере человека)

Каждый уровень организации организма человека имеет свою структуру и выполняет определенную функцию. Все компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя структурно-функциональное единство — целостный организм (ил. 3).

  1. Организм человека, как и любая биологическая система, является открытой системой, так как происходит его непрерывное взаимодействие с окружающей средой, при котором осуществляется обмен со средой веществом, энергией и информацией.
  2. Человеку присущи общие свойства биологических систем:
  3. • самоорганизация — внутренняя упорядоченность, которая проявляется через взаимодействие ее составляющих, обеспечивает целостность организма, придает ему качественно новые свойства;
  4. • обмен веществ и энергии, проявляющийся в процессах питания, дыхания, выделения;
  5. • рост (количественные изменения) и развитие (качественные преобразования) организма;
  6. • раздражительность — ответ организма на воздействие внешней и изменения внутренней среды;

Организм как биологическая система, Биология

Ил. 3. Взаимосвязь систем разных уровней в организме человека

  • • самовоспроизведение — воспроизведение себе подобных в процессе размножения;
  • • наследственность (свойство организма передавать характерные для него особенности строения и развития потомству) и изменчивость (способность приобретать новые признаки);
  • • саморегуляция — способность организма поддерживать постоянство химического состава, физических свойств, протекания физиологических процессов;
  • • адаптация — способность организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
  • В следующих параграфах вы подробно ознакомитесь с особенностями строения и функций организма человека, а также с общими свойствами биологических систем, начиная с клетки.

Значение знаний о человеке для сохранения его здоровья. Современный человек способен проникнуть в глубины микромира и макромира, выйти в открытый космос и побывать на Луне, исследовать процессы, происходящие во Вселенной. Однако сегодня, как и тысячи лет назад, его преследуют болезни.

Очевидно, одной из причин является то, что мы часто забываем: человек является частью природы и должен все свои действия согласовывать с ее законами.

Читайте также:  Особенности пластического и энергетического обменов растительной клетки, Биология

Поэтому человечеству, исследуя окружающую среду, важно жить по законам природы, на основе научных знаний вырабатывать рекомендации по сохранению здоровья и соблюдать их.

В этом году вы впервые начнете систематически изучать человеческий организм. И будете делать это в первую очередь для того, чтобы суметь решить дилемму, рано или поздно встающую перед каждым, — быть здоровым или болеть.

Известно, что здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, еще на 20 % — от наследственности и только на 10 % — от уровня развития медицины.

Примечательно, что около 75 % заболеваний взрослых «заработаны» в детстве и подростковом возрасте.

Зная особенности строения и функционирования организма человека, мы можем замечать отклонения в его жизнедеятельности и организовывать свою жизнь (питание, двигательную активность, отношения между полами и т. п.) здоровым, продуктивным образом. Так можно предотвратить возникновение различных заболеваний.

Нормальное состояние здоровья — это не только его состояние сегодня, но и те скрытые резервы, которые могут пригодиться завтра. Где же взять эти резервы? Они заложены в организме человека природой, но требуют постоянного совершенствования. Как полнее использовать тот запас сил, который подарила нам природа? Ответ прост: нужно вести здоровый образ жизни.

Организм человека как биологическая система. Свойства организма как биологической системы. Значение знаний о человеке для его здоровья

1. Что такое биологическая система? Приведите примеры. 2. Назовите этапы развития биологических систем. 3. Какие свойства присущи человеку как биологической системе? 4. Какая из систем структурной организации организма человека, изображенных на ил. 3, является самой сложной? Почему? 5.

Может ли организм человека существовать изолированно от других биосистем? Почему? 6. Слепцы исследовали слона. Первый, ухватившись за хвост, сказал, что слон похож на веревку, другой, ощупав слоновью ногу, — что на столб, третий, измеряя туловище, констатировал: «Ему нет конца».

Почему у слепцов сложилось ложное представление о слоне как целостной системе? 7. Докажите, что организм человека является биологической системой. 8.

Французский ученый Блез Паскаль писал: «Человек — это совокупность органов, а будет ли человеком каждый орган в отдельности, если его расчленить?» Как соотносится это выражение с содержанием параграфа? 9. Прокомментируйте эпиграф к теме «Введение».



Полный список тем к ЕГЭ по биологии

Биология замыкает тройку самых популярных предметов, которые выбирают выпускники для сдачи единого государственного экзамена. Ее особенностью является то, что необходимо знать весь школьный курс по предмету начиная с 5 класса. Объем материала огромный.

Вторая сложность состоит в том, что сама биологическая наука развивается быстро, а содержание школьных учебников — медленно. Поэтому ученик, который занимается дополнительно, углубленно и участвует в олимпиадах, может просто ответить не в соответствии с критериями.

И мы можем увидеть такую картину: олимпиадник, победитель теряет свои баллы и не дотягивает до желаемого уровня. В нашей МБШ МЕДИК мы сталкиваемся с тем, что увлеченный ученик не знаком с критериями единого экзамена, поэтому наша задача – помочь сдать на максимальный балл – 100.

Мы начинаем подготовку со знакомства темами ЕГЭ по биологии.  

Перед тем, как начать готовиться, напомним о том, что входит в структуру экзамена. Всего выпускникам надо выполнить 28 заданий. 21 задание входит в первую часть. Еще 7 заданий — во вторую.

Необходимо будет вспомнить общую биологию, ботанику, зоологию, анатомию. Список тем для ЕГЭ по биологии необходим каждому, кто идет в 11 класс и выбрал данный предмет для сдачи.

Поэтому давайте обратим внимание на разделы и темы, которые необходимо изучить перед сдачей экзамена.

Биология как наука. Методы научного познания

Темы для ЕГЭ по биологии списком размещены на сайте ФИПИ, в разделе «Демоверсии, спецификация, кодификатор».  Все темы объединены в 7 разделов. 

Первый раздел «Биология как наука» состоит всего из 2 тем кодификатора. Выпускнику надо ответить:

  • что представляет собой предмет;
  • какие имеет научные методы.

Клетка как биологическая система

Список тем для раздела «Клетка как биологическая система» относится к материалу 5-6 класса. Нужно взять учебники, чтобы вспомнить все 7 тем кодификатора. Здесь:

  • строение клетки;
  • ее химический состав;
  • фотосинтез;
  • хромосомы;
  • обмен веществ.

 — обо всем следует знать, так как задания по этим темам будут в заданиях первой, а также второй части единого государственного экзамена. 

Организм как биологическая система

Третий раздел разбирает «Организм как биологическая система». Эти темы списком размещены в кодификаторе. Их немного, всего 9 тем. Это:

  • богатство и разнообразие организмов;
  • генетика;
  • наследственность;
  • изменчивость;
  • селекция;
  • биотехнология.

Сложность состоит в том, что этот раздел всегда есть в заданиях второй части. Это задачи по генетике. Ошибкой многих является то, что сложные задания они оставляют на «потом». А потом времени не остается. Дело в том, что откровенно легких вопросов около 20%. Но ведь баллы нужно набрать не 20%, а хотя бы 70-75% от 100. 

Система и многообразие органического мира

Темы ЕГЭ по биологии четвертого раздела посвящены «Системе и многообразию органического мира». Здесь 7 тем. Рассматриваются:

  • организмы живые;
  • растения;
  • животные;
  • классы. 

Несложный материал, но повторять каждый месяц и прорешивать задания — стоит. Это в разы повысит эффективность подготовки и повлияет на конечный результат.

Организм человека и его здоровье

Пятая тема – «Организм человека и его здоровье». Список тем для раздела всего 6 вопросов для изучения. Следует обратить внимания на термины, ошибки могут привести к потере заветных баллов.

Эволюция живой природы

Шестая тема изучает эволюцию живой природы. В разделе 5 тем для изучения. Выпускник должен ориентироваться в таких темах, как:

  • теории эволюции;
  • макроэволюции;
  • результаты эволюции;
  • происхождение человека. 

Экосистемы и присущие им закономерности

И, наконец, седьмой раздел посвящен «Экосистемам и присущим им закономерностям». Темы ЕГЭ по биологии включают здесь 5 тем. Помимо теории, нужно выполнять практические задания. 

Задачи по цитологии и генетике — это материал преимущественно третьего раздела и заданий 27 и 28 второй части единого экзамена, которые нужно решать во время подготовки. В заданиях встречаются иногда не шаблонные формулировки. Ничего страшного в них нет, достаточно изучить теорию, чтобы хорошо в них ориентироваться. Помните, что нет готового шаблона решения.

Каждое задание имеет свои особенности, важно понимать механизмы, чтобы набрать максимальный балл по предмету. Список тем для ЕГЭ по биологии должен быть «настольной книгой» выпускника. Для подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз своей мечты, мы советуем заниматься в нашей Медико-биологической школе МЕДИК от РУДН.

Наши преподаватели — опытные эксперты и кандидаты наук, подготовят вас с учетом всех требований. 

  • Предыдущая
  • Копирование и размещение материалов без ссылки на первоисточник запрещено.
  • Следующая

Биология. 10 класс

Живая природа на Земле очень разнообразна и представляет собой сложноорганизованную соподчиненную (иерархическую) систему, состоящую из разных биологических систем (биосистем).

Биологическая система (биосистема) — биологический объект, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и обладающий способностью к развитию, самовоспроизведению (за исключением определенных тканей и органов) и приспособлению к среде.

Например, амеба обыкновенная представляет собой биосистему, состоящую из оболочки, ядра и цитоплазмы, содержащей органоиды. Все ее структурные элементы взаимодействуют между собой и обеспечивают амебе способность к размножению и существованию в водной среде.

Примером более сложной биосистемы может быть любое покрытосеменное растение, состоящее из взаимосвязанных органов — корня, стебля, листьев, цветков и плодов. Благодаря этим структурным элементам растение может размножаться и приспосабливаться к жизни в наземно-воздушной среде.

Лиственный, смешанный или хвойный леса также являются примером биосистемы. Любой лес состоит из групп организмов (популяций) разных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Эти популяции взаимодействуют между собой и обеспечивают его развитие и устойчивое существование в данной среде. 

Читайте также:  Наследственность и изменчивость, биология

Современная биология рассматривает жизнь на планете Земля как совокупность соподчиненных биологических систем, различающихся особенностями строения и проявлением свойств. Наименьшей биологической системой является клетка, состоящая из биомолекул.

В зависимости от степени сложности строения живой материи выделяют молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический, биомныйи биосферный уровни организации жизни.

Первый уровень — молекулярный. Элементарными единицами этого уровня являются биомолекулы: нуклеиновые кислоты, белки, жиры, углеводы и другие органические соединения, которые вступают во взаимодействие между собой и формируют более сложные системы — клетки.

Биомолекулы не являются биосистемами, но они представляют молекулярный уровень организации жизни, на котором проявляются такие свойства живой материи, как единство химического состава и обмен веществ и энергии.

Этот уровень организации жизни изучают биофизика, молекулярная биология и  биологическая химия.

Следующим уровнем организации жизни является клеточный уровень. Элементарные единицы этого уровня — клетки. Их структурными компонентами выступают биомолекулы, из которых формируются плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды, ядро (у бактерий хромосома). Клетку, как структурную и функциональную единицу жизни, изучает наука цитология.

Клетки, сходные по строению, функциям и происхождению, образуют ткани, которые представляют тканевый уровень организации жизни. На тканевом уровне изучаются строение, функции и многообразие тканей. Ткани являются предметом изучения гистологии.

В свою очередь, функциональное объединение нескольких типов тканей приводит к формированию органа. Органы представляют органный уровень организации жизни. Они могут объединяться в системы органов. Строение и функции органов изучают морфология, анатомия и физиология.

Организменный уровень организации жизни представляют организмы (особи). Организм — самый низкий уровень организации биологических систем, способных к автономному существованию и самовоспроизводству.

Организмы бывают одноклеточными (бактерии, протисты) и многоклеточными (грибы, лишайники, водоросли, растения, животные). Растительные организмы изучает ботаника, животные организмы — зоология, микроорганизмы — микробиология.

Взаимоотношения организмов разных видов между собой и со средой обитания изучает экология.

За организменным следует популяционно-видовой уровень. Особи одного вида, обитающие на общей территории, формируют группу — популяцию, а все популяции родственных особей в совокупности составляют вид.

Популяциями одного вида можно считать группы сосен, произрастающих в городском парке, сосновом или смешанном лесу.

Группы карасей, обитающих в разных водоемах или в прибрежной и глубинной зонах одного водоема также будут являться примерами разных популяций одного вида.

Следующий уровень организации жизни — биоценотический. Элементарными единицами этого уровня являются биоценозы. Они формируются из популяций разных видов, длительно обитающих на определенной территории, между которыми возникают межвидовые связи и взаимоотношения. Примером биоценоза может быть совокупность всех обитателей луга или дубравы, все население озера или пруда.

Биогеоценотический уровень организации жизни является еще более сложным. Его представляют биологические системы — биогеоценозы.

Они возникают в результате взаимодействия биоценозов со средой обитания путем обмена веществом и энергией.

В качестве примеров биогеоценозов можно назвать луг, болото, хвойный лес, березовую рощу, дубраву — единые комплексы живых организмов разных видов и их среды обитания.

Крупные региональные или субконтинентальные комплексы естественных экосистем со сходной структурой, определенным типом растительности и ландшафта, с одинаковым географическим положением называют биомами. Они являются структурными единицами биомного уровня организации жизни. На суше понятие «биом» практически соответствует понятию «природная зона».

Самый высший уровень организации жизни — биосферный. Совокупность всех биомов на планете Земля, связанных непрерывным круговоротом веществ и потоком энергии, называют биосферой. Она представляет собой глобальную по масштабам и сложности биологическую систему.

Особое место в системе биологических наук, изучающих уровни организации жизни, занимает наука экология. Термин «экология» (от греч. óikos — дом, жилище, lógos — наука, учение) ввел немецкий зоолог-эволюционист Э. Геккель в 1866 г. Под экологией он понимал науку об отношениях организмов с окружающей средой.

На начальном этапе предметом экологии являлись организмы (особи), а задачей науки было изучение их взаимодействия со средой обитания. В настоящее время предмет изучения экологии значительно расширился. Помимо организмов, он включает надорганизменные биосистемы: популяции, биоценозы (сообщества), биогеоценозы (экосистемы), биомы и биосферу.

Современная экология — это наука, изучающая биологические системы разного уровня организации(от организменного до биосферного) и закономерности их взаимодействия между собой и со средой. 

! Это интересно.

Перед экологией стоят следующие задачи: 1) изучение механизмов адаптации (приспособления) организмов к среде обитания; 2) изучение свойств и структуры популяций, динамики и механизмов регуляции их численности; 3) изучение биологического разнообразия экосистем, закономерностей образования и распределения в них биологической продукции; 4) изучение процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости.

Использование знаний о законах существования биологических систем, установленных экологией, позволит осуществлять рациональное использование и охрану природных ресурсов. Экология — важнейшая наука будущего и, как писал французский эколог Ф. Дре еще в 1976 г., «возможно, само существование человека на нашей планете будет зависеть от прогресса экологии».

Организм – биологическая система

  • Конспект урока
  • Учитель: Алкина Оксана Владимировна
  • Предмет: биология
  • Тема: Организм – биологическая система
  • Классы: 5а,5б,5в,5г,5д
  • Урок №16
  • Дата: _______________
  • Тема: Организм – биологическая система.
  • Цель: сформировать представление о живых организмах как о целостных биологических системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
  • Задачи:
  • образовательные:
  • повторить основные признаки живых организмов;
  • повторить понятия «клетка», «ткань», «орган», «система органов», «организм»;
  • сформировать понятия «система», «биологическая система»;
  • сформировать представление учащихся об организме как целостной биологической системе.

развивающие:

  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

воспитательные:

  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые результаты:

предметные:

  • обучающиеся объясняют сущность понятий «система», «биологическая система»;
  • обучающиеся приводят примеры систем;
  • обучающиеся аргументируют вывод: клетка, организм – живые биологические системы.

метапредметные:

  • регулятивные: обучающиеся ставят цель, задачи урока, выдвигают версии решения проблемных вопросов, осуществляют самооценку своих действий;
  • познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты, строят логические рассуждения, эффективно используют информацию учебника, ориентируются в тексте, переводят информацию из одного вида в другой;
  • коммуникативные: обучающиеся строят речевые высказывания в устной форме; слушают одноклассников, вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; аргументируют свою точку зрения.

личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование осознанного доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, умение работать в группах;
  • формирование личностных представлений о целостности природы.
  1. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
  2. Оборудование: учебник, опорные слова на магнитную доску, иллюстрации на доске, таблицы по внутреннему строению животных, по строению цветковых растений, карточки с индивидуальными заданиями.
  3. Учебные вопросы:
  1. Уровни организации живого.

  2. Что такое система?

  3. Биологическая система.

Новые слова и термины: система, биологическая система.

ХОД УРОКА.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы заканчиваем с вами изучение раздела «Строение организма». На сегодняшнем уроке мы должны обобщить знания о строении и жизнедеятельности живых организмов, упорядочить их, систематизировать.

Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о строении живых организмов.

  1. Актуализация опорных знаний. Опрос.

– Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? 

  • Давайте вспомним и назовем признаки живых организмов. 

Итак, все живые организмы имеют клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Живые организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Читайте также:  Биомасса поверхности суши и океана, Биология

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

  • Как называется наименьшая структурная единица любого живого организма? – (клетка)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

  • Группы клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует … (ткани)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

  • Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это … (орган)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

  • Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют … (систему органов)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

Клетки, ткани, органы, системы органов тесно взаимосвязаны.

  • Живое тело, имеющее клеточное строение и обладающее признаками, отличающими его от неживой материи называется … (организм)
  • (Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)
  • Уровни организации живого:
  • клетка → ткани → органы → система органов → организм
  • Как называются организмы, состоящие из одной клетки?
  • Приведите примеры одноклеточных организмов.
  • Как называются живые организмы, состоящие из большого количества клеток?
  • Приведите примеры многоклеточных организмов.

Итак, в живой природе много организмов, состоящих из одной клетки. Таковы бактерии, одноклеточные водоросли, грибы, простейшие. У них клетки обладают всем многообразием свойств, присущих организму.

Многоклеточные организмы имеют более сложное строение. Они состоят из большого количества клеток, из клеток состоят ткани, из тканей формируются органы, органы действующие совместно, образуют системы органов.

  • Какие системы органов образуют организм животного?

Мы уже с вами знаем, что многоклеточный организм функционирует как единое целое.

Проблемный вопрос:

Предположим, что произошло нарушение работы одного из органов или системы органов. Отразится ли это на работе всего организма?

Например, насекомое медведка повредило корни растения.

  • Что произойдет с растением?
  • Почему?

Сегодня на уроке мы попробуем доказать с вами, что живой организм – это единое целое, что это биологическая система. И что нарушение в работе одного из звеньев в этой системе отразится на работе всего организма.

Откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Организм – биологическая система».

  1. Изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний.

Переходим к изучению первого учебного вопроса: что такое система.

Смысловое чтение – стр. 71 – 73.

  • Что такое Солнечная система? Из каких компонентов она состоит?
  • Что произойдет с Солнечной системой если хоть одна из ее планет сойдет со своей орбиты?
  • Вспомните сказку К.И.Чуковского «Краденое солнце» в которой «крокодил солнце проглотил». Представьте, что так и случилось. К чему это может привести?
  • Что же такое система?
  1. Запись определения в тетрадь.
  2. Система – это целостная структура, состоящая из частей (компонентов), взаимосвязанных между собой и обеспечивающих ее функционирование.
  3. Биологические системы.
  4. Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.
  5. На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы.
  6. Мы изучили с вами клетку и знаем, что клетка является структурной и функциональной единицей всего живого.
  7. Работа с демонстрационной таблицей «Строение клетки».
  8. Внимательно прочитайте определение системы и ответьте на вопросы:
  • Можно ли клетку назвать системой?
  • Из каких компонентов она состоит? Покажите их на таблице.
  • Взаимосвязаны ли они между собой?

Итак, мы можем сделать вывод: клетка – это биологическая система.

В природе встречаются одноклеточные организмы, и, следовательно, каждый из них представляет собой целостную биологическую систему.

  • Обмениваются ли клетки (одноклеточные организмы) с окружающей средой веществом и энергией?
  • Почему клетку (одноклеточный организм) можно назвать открытой системой? Объясните это на примере хламидомонады. (Хламидомонада – это одноклеточный организм, который может осуществлять фотосинтез в ходе которого она поглощает одни вещества, а выделяет другие)

А теперь перейдем к рассмотрению многоклеточных организмов. Многоклеточный организм еще более сложно устроенная система. Он состоит из органов и систем органов, которые взаимосвязаны и обеспечивают существование организма. Нарушение одного из них отразится на функциях других и на состояние организма в целом.

  • Назовите основные органы цветкового растения.
  • Какие функции выполняет лист? ( Лист – орган, в котором происходит фотосинтез. Лист обеспечивает углеводами не только себя, но и другие органы растения.)
  • Что будет с растением при повреждении листьев?
  • Какую функцию выполняет стебель? (Перемещение воды и минеральных веществ от корней к листьям, а органических веществ в обратном направлении осуществляется по стеблю. Он также служит опорой для листьев, цветков и плодов.)
  • Что будет с растением при повреждении стебля?
  • Какую функцию выполняет корень? (Закрепляет и удерживает растение в почве, всасывание воды с растворенными минеральными веществами).
  • Что будет с растением при повреждении корня?
  • Какой орган растения, по вашему мнению, самый главный?
  • Могут ли органы растения существовать самостоятельно вне целостного организма?

Органы и системы органов животных тоже взаимосвязаны между собой.

  • Какие системы органов различают у животных?
  • Какую функцию выполняет кровеносная система?
  • Что произойдет с организмом при заболевании или остановке сердца?
  • Какая система обеспечивает согласованную работу всех органов?
  • Что произойдет с организмом при повреждении ЦНС?
  • Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.
  • Самостоятельно сформулируйте вывод по теме нашего урока.

Вывод: любой живой организм функционирует как единое целое – это сложно устроенная биологическая система.

  1. Контроль усвоения знаний.

Вопросы для повторения:

  • Что означает термин «система»?
  • Приведите примеры систем.
  • Приведите доказательства того, что инфузория туфелька – это биологическая система.
  • Приведите доказательства того, что растение – это биологическая система.
  • Приведите доказательства того, что животное – это биологическая система.
  • Работа в группах.
  • Задание для 1 группы.
  • К каким последствиям может привести нарушение работы дыхательной системы?
  • Задание для 2 группы.
  • К каким последствиям может привести нарушение работы выделительной системы?
  • Задание для 3 группы.
  • К каким последствиям может привести нарушение работы пищеварительной системы?
  • Задание для 4 группы.
  • К каким последствиям может привести нарушение работы кровеносной системы?
  • Тестовое задание.
  1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы

  1. А) малым содержанием воды
  2. Б) химическим составом
  3. В) клеточным строением
  4. Г) составом атомов и молекул
  1. Единица строения живых организмов – это

  • А) орган
  • Б) клетка
  • В) ткань
  • Г) молекула
  1. Группа клеток сходных по строению и выполняемым функциям, называется

  1. А) органом
  2. Б) системой органов
  3. В) тканью
  4. Г) организмом
  1. Связанные между собой органы, объединенные общей работой, составляют

  • А) ткань
  • Б) организм
  • В) систему органов
  • Г) аппарат органов
  1. Только в растительной клетке есть

  1. А) митохондрии
  2. Б) хлоропласты
  3. В) клеточная стенка
  4. Г) лизосомы
  1. Нарушение процессов всасывания питательных веществ в теле животного отражается на деятельности:

  • А) только пищеварительной системы
  • Б) на состоянии кожи
  • В) некоторых органах выделения
  • Г) всего организма
  1. В растительном организме между собой взаимосвязаны:

  1. А) только части побега
  2. Б) только проводящие ткани
  3. В) только покровные ткани
  4. Г) ткани всего организма
  1. Согласованная работа всех частей организма собаки достигается благодаря деятельности системы:

  • А) кровеносной
  • Б) дыхательной
  • В) пищеварительной
  • Г) нервной
  • 9. Главная функция листьев дуба связана с
  • А) запасанием веществ
  • Б) проведением минеральных веществ
  • В) всасыванием воды
  • Г) образованием органических веществ
  • 10. Рост растительного организма обеспечивается:
  • А) только корневым питанием
  • Б) только газообменов в листьях
  • В) только образованием органических веществ
  • Г) работой всех органов и тканей.
  1. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Домашнее задание: прочитать § 15 читать: задания на стр.75.

На примере басни Ивана Крылова «Свинья под дубом» докажите, что в организме растения все органы взаимосвязаны.

Ссылка на основную публикацию