Условия прорастания семян – биология

Прорастание семян. Видеоурок. Биология 6 Класс

Семя – зачаток взрослого растения. При помощи семян, заключенных в плодах, покрытосеменные растения размножаются. Зародыш может впадать в состояние покоя, что позволяет ему переносить неблагоприятные условия.

Прорастание – процесс перехода семени из состояния покоя в вегетативный рост зародыша и формирования из него проростка.

Прорасти способны только семена, в которых сохранен в живых зародыш (см. Рис. 1).

Рис. 1. Строение семени

Семена могут стать невсхожими под воздействием вредителей, болезней, температур, высокой влажности, слишком длительного хранения.

Набухание – процесс поглощения растением поступающей внутрь воды, предшествует прорастанию. 

После набухания молодой корень разрывает кожуру и выходит наружу. Затем начинает расти зародышевый стебелек и выносит над поверхностью почвы семядоли (надземный тип прорастания). Это происходит у фасоли, тыквы, клена. Из зародышевой почечки развиваются надземный стебель и настоящие листья.

У гороха, дуба семядоли остаются в почве (подземный тип прорастания). Надземный побег развивается из почечки зародыша.

Для прорастания семян необходимы определенные количество воды и температура.

Для растений разных видов условия прорастания семян отличаются.

Клетки зародыша могут потреблять вещества только в растворах. Для прорастания семян разных растений необходимо разное количество воды, так, семена гороха или фасоли могут поглотить в 1,5 раза больше воды, чем их вес, а зерновкам проса воды необходимо около четверти от их массы.

Клетки зародыша требуют постоянного притока кислорода. Семена растений заболоченных мест обитания (рис, тимофеевка луговая (см. Рис. 2)) способны прорастать под водой. Для этого им требуется небольшое количество кислорода.

Рис. 2. Тимофеевка луговая

Скорость обмена веществ зародыша зависит от температуры. Поэтому для прорастания растений необходимо тепло. Рожь (см. Рис. 3) может прорастать при температуре чуть выше 0. А семена растений южных широт прорастают только при температуре +10-15 градусов.

Рис. 3. Рожь

Для каждой культуры характерны свои сроки посева. До прорастания зародыш не способен к фотосинтезу и питается только веществами, хранящимися в семени. Поэтому для посева необходимо брать крупные полновесные семена.

Семена холодостойких растений (пшеница, редис, горох) высевают ранней весной. Их проростки устойчивы к заморозкам. Теплолюбивые растения (кукуруза, фасоль, огурцы, томаты) высевают позже, когда воздух и почва прогреются.

При задержке посева молодые растения будут страдать от недостатка влаги в почве.

При неглубоком расположении семян в почве они высыхают из-за нехватки влаги. При слишком глубокой посадке проросток будет испытывать нехватку воздуха.

Для каждого вида растения рекомендуемая глубина посадки различна. Она зависит от размера семян и типа почвы.  Крупные семена можно сажать глубоко, так как у них достаточное количество питательных веществ.

При поверхностной посадке семена поедаются птицами.

Семена репы (см. Рис. 4) или лука необходимо сажать на глубине 1-2 см.

Рис. 4. Семена репы

Семена средних размеров (редиса, огурцов (см. Рис. 5)) сажают на глубину 2-4 см.

Рис. 5. Семена огурца

Крупные семена (бобы, фасоль (см. Рис. 6)) сажают на глубину 4-5 см.

Рис. 6. Семена фасоли

На песчаной почве воздух проникает на большую глубину, и влага также сохраняется в глубоких слоях. Поэтому семена надо сажать глубоко.

Глинистая почва содержит мало воздуха и много влаги у поверхности. Семена надо сажать не глубоко.

Клетки зародыша питаются, делятся и растут. Зародыш превращается в проросток.

При прорастании первым развивается корешок, и в своем развитии опережает другие органы. Пока проросток не начинает фотосинтезировать, для его роста и развития используются органические вещества, заключенные в семени. При их нехватке растение вырастает слабым или гибнет.

Положите увлаженные семена фасоли и зерновки пшеницы в банки с опилками и следите за их прорастанием. По мере необходимости увлажняйте опилки водой. Каждый день вынимайте из опилок по одному проростку фасоли и пшеницы. Засушивайте их, фиксируя возраст. Через 15-18 дней опыт прекратите. Из засушенных растений соберите коллекцию, показывающую развитие семян.

Для высокого урожая сельскохозяйственной культуры необходимо, чтоб на единицу площади приходилось определенное количество растений. Для этого необходимо знать всхожесть семян – количество семян, которые прорастут.

Возьмите пробу в 100 зерновок ржи, кукурузы или пшеницы. Поместите семена в тарелки на слой влажного полотна или бумаги. Накройте тарелки стеклом для предотвращения испарения влаги. Подсчитайте количество проросших семян за первые 10 дней. Эта цифра – процент всхожести. В норме она не должна быть меньше 95%.

Семена многих растений умеренных широт приобретают способность к прорастанию только после периода нахождения в холодном и влажном месте. Это необходимо для предотвращения прорастания семян осенью. Иначе холод убьет проростки.

Стратификация – длительное удерживание семян в условиях низких температур.

Вымерзание для разных видов растений происходит при разных температурах. Так, для томата это -1, а для ячменя – -10.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 186, задания и вопросы 5, 7 (Источник).
  2. Что такое набухание семян?
  3. Какие условия необходимы для прорастания семян? 
  4. *  Подумайте, как будет развиваться семя двудольного растения, лишенное одной из семядолей? Как будет развиваться семя однодольного растения, лишенное эндосперма? Будет ли вообще развитие в этих случаях? Ответ обоснуйте.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/6-klass/zhiznedeyatelnost-rasteniy/prorastanie-semyan?trainers

Прорастание семян

Для прорастания семени необходимы хорошие условия, поскольку в состоянии покоя все его процессы жизнедеятельности протекают крайне медленно.

Как прорастают семена?

 Прорасти способны только семена с живым зародышем. К сожалению, многие из них погибают в виду болезней, вредителей или длительного хранения в непригодных условиях. 

Далее необходимо достаточное количество воды, чтобы семя набухло. На этом этапе можно определить всхожее семя от невсхожего: одно начнет прорастать, а другое загниет.

На следующей стадии молодой корень постепенно разрывает кожуру семени и прорастает наружу, постепенно укрепляясь в почве. Так прорастают семена, например, фасоли.

Далее начинает расти зародышевый стебелек, из которого уже над почвой развиваются семядоли (первые листья зародыша растения) и почечка (будущий надземный побег), в дальнейшем превращающиеся в стебель с листьями. Следует помнить, что у некоторых растений, например, гороха, семядоли так и остаются в почве, а надземный побег развивается из почечки.  

Условия прорастания

Теперь необходимо рассмотреть условия прорастания семян. Разумеется, для различных растений условия могут варьироваться, однако три из них необходимы для любого растения.

Во-первых, хранить их можно в бумажных пакетах, тканевых мешочках или специальных хранилищах, а для прорастания им потребуется вода, тепло и воздух.

Во-вторых, они потребляют питательные вещества только в виде раствора (семена гороха, например, необходимо замачивать). Любое семя в сухой почве быстро погибает. Более того, зародышу также необходим приток кислорода и тепла (примерно 10-15 градусов, для ржи достаточно 1 градуса).

Далее семена необходимо правильно посеять, чтобы улучшить их прорастание. Для посева рекомендуется брать наиболее крупные семена, поскольку из семени с большим запасом питательных веществ развивается наиболее сильный росток. Более того, сеять необходимо, в зависимости от свойств почвы, размера семени и окружающей среды, на определенную глубину.

Как правило, крупные семена необходимо класть глубже. Также глубже закапывать семя следует в песок – для наилучшего достижения питательных веществ. А в глину необходимо закапывать семя ближе к поверхности.

Теперь семя может расти. Его клетки начинают активно делиться, и зародыш превращается в проросток. Постепенно появляется корешок, который начинает поглощать из почвы воду и минеральные вещества. Для своего роста он также использует запасенные органические вещества. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Белки: молекулы белков и их свойства
Следующая тема:   Видоизменение корней: различие корневых систем

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/prorastanie-semyan

Условия, необходимые для проращивания семян. Типы прорастания. Всхожесть семян, правила посева, значение семян

Осадчева С.М.

УРОК № 9 ( 6 класс)

Условия, необходимые для проращивания семян.Типы прорастания. Всхожесть семян, правила посева, значение семян.

Цели урока:

1. Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

2. Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Ход урока

Орг.момент

Актуализация знаний:

На прошлом уроке мы говорили об однодольных и двудольных растениях.

Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

Таблица 1.

Строение семян. (на доске)

Общее строение Однодольные растения Двудольные растения
1.Зародыш 1 1
а. почечка 1 1
б. стебелек 1 1
в. корешок 1 1
г. семядоля 1 2
2. Эндосперм + + –
3. Семенная кожура. сросшаяся с зародышем отделяется от зародыша

Что такое эндосперм? (Эндосперм- запас питательных веществ).

Какова основная функция семян? (Основная функция семян – распространение и размножение растений).

На полях, цветами полных,

Мы с тобой найдем подсолнух.

Серединка в нем черна,

Там чернеют…(СЕМЕНА)

Знаем, что растение начинает свою жизнь с чего?? с семени.

Какие условия необходимые для прорастания семян????? Опыты (слайд)

Что же такое прорастание? Процесс образования молодого растения из семени называется прорастанием.

Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут сразу прорасти. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода.

Семена сосны должны отдохнуть почти целый год, промерзнуть зимой и отогреться в лучах весеннего солнца. Когда период покоя закончен, семя готово начать свою работу по превращению в молодое растение. Семена ивы могут прорасти сразу, как только упадут с дерева на землю.

А так же семена должны обладать всхожестью, т.е. способностью к прорастанию в соответствующих условия. Всхожесть определяется процентом семян, из которых развились нормальные проростки.

Что называется прорастанием? Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.

Прорастанием семян называют их переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и формированию из него молодого растения.

Итак, мы узнали, как ведут себя семена, когда только начинают прорастать. А что же происходит дальше?

  1. При прорастании семени первым из него появляется маленький корень? Для того, чтобы выглянуть наружу, ему приходится разорвать семенную кожуру.

  2. Если семя находится в почве, корешок всегда растет вертикально вниз. Вслед за этим в зародыше семени начинается активный рост стебелька. Сначала, вылезая из-под земли на свет, он образует петлю, которая постепенно распрямляется и выносит на поверхность сильно “похудевшие” семядоли.

  3. Между ними хорошо видна почка. Она тоже выросла и начала зеленеть.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена от преждевременного прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Читайте также:  Внутреннее строение земноводных, биология

Проблема: А как получить здоровый , полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку.

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3.этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

По способу прорастания растения делятся на два типа:

  1. подземный тип,

  2. надземный тип.

При любом типе прорастания из зародыша семени развивается молодое растение. Оно называется “проросток”. Проросток образуется благодаря усиленному делению образовательной ткани зародыша. В дальнейшем из проростка вырастет взрослое растение, способное к размножению, и все повторится вновь и вновь.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.в) крупные сеют на глубину до 5 см

г) средних размеров – на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Цель нашего исследования – «Изучение условий прорастания семян»

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет.

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию( это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок № 136 в учебнике)

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян? Ответ: Вода, воздух и тепло.

Вопрос: Как называются эти факторы? Ответ: Это факторы неживой природы .т.е.абиотические факторы.

Вопрос: Как вы думаете, достаточно ли этих факторов для прорастания семян? Ответ: Нет

Давайте исследуем влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. .

В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем, в первый стакан посадили проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. .

4. Давайте исследуем, как влияет глубина заделки семян в почву.

Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

Глубина заделки зависит от:

1. размера семени:

А. мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко на глубину 1-2 см, это семена таких растений, как лук, репа.

Б.средние семена заделывают в почву на глубину 2-4 см, это семена таких растений, как редис, огурцы

В. крупные семена заделывают в почву на глубину 4-5 см, это семена фасоли, гороха.

Закрепление:

1. К акие условия необходимы для прорастания семян?

2. На какую глубину сажают мелкие семена, средние и крупные?

3.Какая температура необходима для прорастания семян?

4. Назовите этапы прорастания семян.

5. Прорастание семени фасоли.

Вывод

Домашнее задание.  § 12,13,14 записи в тетради.

Источник: https://intolimp.org/publication/usloviia-nieobkhodimyie-dlia-prorashchivaniia-siemian-tipy-prorastaniia-vskhozhi.html

Условия прорастания семян

Книга для чтения по ботанике

Прорасти и дать начало новому растению могут только семена с живым зародышем. Зародыш может погибнуть от различных причин. У одних семян он гибнет от поражения вредными насекомыми или каким-либо заболеванием. У других погибает оттого, что семена плесневеют или пересыхают во время хранения. Иногда зародыши погибают и от слишком долгого хранения семян.

Рис. 21. Схема, показывающая последовательность прорастания семени. Проращивание семян: 1— в растильне из пористой глины; 2 — в пробке, плавающей в воде; 3— в стакане с увлажненной промокательной бумагой.

Семена с погибшими зародышами становятся невсхожими, они не могут прорастать.

Прорастанию семян предшествует их набухание. Набухание семян вызывает вода, которая попадает внутрь семени. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие — прорастают.

Например, при прорастании семян фасоли лопается кожура и появляется молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка. Он быстро растет и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевой стебелек, который выносит на поверхность почвы семядоли и почечку. Из нее разбивается наземный стебель фасоли с листьями.

У гороха и некоторых других растений семядоли остаются в почве, наземный побег развивается из зародышевой почки.

Семена долго могут лежать в бумажных пакетах, в мешках из Ткани, в закромах зернохранилищ, не прорастая.

А семена, попавшие в землю или помещенные в тарелку с влажной тряпочкой или промокательной бумагой, быстро набухают и прорастают. В этом вы убедились, наблюдая за прорастанием семян при выполнении задания §13.

Какие же условия необходимы семенам, чтобы зародыш стал развиваться и дал начало новому растению?

Чтобы ответить на этот вопрос, поставьте опыты.

Возьмите два стакана или две одинаковые стеклянные банки небольшого размера. В каждый стакан поместите одинаковое количество крупных всхожих семян овса, огурцов, ржи или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими.

Во втором слегка смочите, налив на дно стакана немного воды. Оба стакана закройте стеклом или маленькими тарелочками и поставьте в теплое место.

Через 3—4 дня в стакане, куда была налита вода, семена прорастут, сухие же семена не изменятся.

Почему семена проросли только в том стакане, где была вода? Оказывается, вода необходима для прорастания семян. Зародыш семени может потреблять только растворенные питательные вещества. Для прорастания семян разных растений требуется разное количество воды.

Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Поэтому семена гороха и некоторых овощных растений перед посевом намачивают.

Семенам кукурузы требуется воды в половину меньше их массы, а такому засухоустойчивому злаку, как просо, — четвертая часть от массы высеваемых семян.

Для проведения второго опыта снова возьмем два стакана. В каждый из них поместим немного семян, например, ржи или пшеницы. В первый стакан до краев нальем воды.

Во второй стакан прильем воды ровно столько, чтобы лишь смочить семена. Стаканы прикроем стеклом и поставим в теплое место. Через 3—4 дня в стакане, где было немного воды, семена прорастут.

В другом же стакане, налитом водой до краев, семена набухнут, но не прорастут и загниют.

Вода, налитая до краев, вытеснила из стакана воздух. А воздух необходим семенам для дыхания. Вот почему семена, залитые водой, не прорастают.

Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха. Так, семена риса и тимофеевки прорастают даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворенного в ней. Семена же большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой прорасти не могут.

Теперь возьмем два стакана с семенами тех же растений, что использовались в первом опыте. На дно каждого стакана нальем немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накроем стеклами. Один стакан поместим в теплое место.

Другой выставим на холод, например в холодильник, в холодный погреб или закопаем в снег. Когда семена в стакане, поставленном в теплое помещение, прорастут, сравним их с семенами, выставленными на холод.

Мы увидим, что на холоде семена проростков не образуют.

Прорастающим семенам так же, как вода и воздух, необходимо тепло. Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов загниют. Правда, семена некоторых растений могут прорастать уже при одном градусе тепла, например семена ржи. У большинства же растений семена лучше прорастают при температуре 10—15 градусов тепла.

Итак, для прорастания семян необходимы три условия: вода, воздух и тепло. Если не будет хотя бы одного из этих условий, семена не прорастут.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/botanika/796-usloviya-prorastaniya-semyan.html

Прорастания семян. Условия прорастания семян

11.05.2015

Что происходит с созревшими семенами, попавшие в почву? Тот, кто думает, что они сразу прорастают, ошибается. Семена большинства растений в течение некоторого времени находятся в состоянии покоя, и только после этого они начинают прорастать.

В одних растений, например, у дуба и клена, состояние покоя семян составляет 5 – 6 месяцев. В других (у капусты и томатов) период покоя длится 3 – 4 месяца. В этом состоянии почти все химические превращения в семенах прекращаются, обмен веществ и энергии прекращается, зародыш не развивается.

Содержание воды в семенах снижается до 10 – 15%.

Попав в благоприятные условия, семена, «отдохнувшее» за период покоя, прорастают. Как происходит прорастание? Семена насытится водой и начинается интенсивный рост зародыша.

Увеличивается давление содержимого семян на семенную кожуру, и она лопается. Первым из семян появляется зародышевый корешок, а затем начинает развиваться почка.

В каком бы положении не находилось семян в почве, корешок всегда растет вглубь почвы, а побег направляется к его поверхности.

Читайте также:  Пути преодоления современного экологического кризиса - биология

Корешок усиленно втягивает воду и помогает растению закрепиться в почве. Вскоре на нем появляются боковые корешки.

У разных видов растений побег прорастает по-разному. Так, в фасоли начинает быстро расти часть зародышевого побега, находящегося между корнем и семядолями.

Она образует петлю. Верхушка побега с почкой остается прикрытой семядолями, а петелька проталкивается на поверхность почвы.

После этого петелька «вытягивает» из почвы верхушку побега, защищенную прикрепленными к ней семядолями. Сначала они фотосинтезирующие.

Когда же из почки появляются листочки, сморщенные семядоли, ставших ненужными засыхают и отваливаются. Такой тип прорастания семян называют надземным.

В гороха прорастания побега происходит иначе. Петелька образуется той частью побега зародыша, расположенной ближе к почке над семядолями. Протиснувшись на поверхность почвы, петелька «вытягивает» почку, а семядоли остаются в земле. Этот тип прорастания семян называется подземным.

Побег кукурузы, прорастает, обходится без петельки. Еще во время пребывания зародыша в семенах образуется «чехол», покрывающий почечка и зародышевую стебелек.

Этот «чехол» состоит из клеток, лишенных хлорофилла. Набухая, они становятся упругими. При прорастании побега «чехол» как таран пробивает почву.

Под его защитой почечка проходит через почву без повреждений. Выполнив свою работу, «чехол» засыхает.

Чтобы семена, проросло, оно должно попасть в благоприятные условия. Какие они? Общий ответ на этот вопрос дать сложно: это положительная температура почвы, наличие воды и доступ воздуха. Но оказывается, что у каждого вида растений свои собственные требования и до температуры, при которой может начаться прорастания, и к влажности почвы.

Семенами каждого вида растений для прорастания необходима влага, но в разных количествах. Так, семена гороха и фасоли могут поглотить воды в 4 раза больше, чем весят сами. Семенами кукурузы, яблони, лимона влаги нужно намного меньше.

Знание об условиях и особенностях прорастания семян культурных растений очень важны для тех, кто хочет получать высокие урожаи. Забота об урожае начинается с определения способности семян к прорастанию – их сходства.

Дело в том, что при неправильном хранении запасов семян их зародыши могут высохнуть или быть повреждены различными вредителями. Для проверки сходства задолго до посева из запасов отбирают некоторое количество семян и высевают их в теплицах.

Если процент проросших семян оказывается высоким (70 – 80%), запас семян можно использовать, если он низкий, то семена нужно заменить.

Поскольку для прорастания семян растения каждого вида нужна определенная температура, важно правильно выбрать время посева. Именно поэтому весенний сев обычно длится с марта по июнь. Виды растений с низкой температурой прорастания (горох, рожь) высевают раньше. Теплолюбивые семян (кукурузу, помидоры, огурцы) – позже.

На какую глубину сеять семена? При выборе глубины посева нужно ориентироваться на размер семян растения и характер почвы. Более мелкие семена высевают на меньшей глубине, чем больше.

Если при посеве семян оказываются на большой глубине, проростки приходится затрачивать слишком много энергии на преодоление слоя почвы над ним, а это ослабляет растение.

ПОДІЛИТИСЯ:

« Семена, плод Рост и развитие растений »

Источник: http://moyaosvita.com.ua/biology-ru/prorastaniya-semyan-usloviya-prorastaniya-semyan/

Семя. Строение семени. Прорастание семян

Семя — орган полового размножения и расселения растений. Семенами размножаются голосеменные и покрытосеменные растения. У голосеменных семена лежат открыто (голо) на чешуях женских шишек, а у покрытосеменных семена находятся внутри плода. В семени есть зародыш растения, запас питательных веществ для него и плотная оболочка — семенная кожура.

При благоприятных условиях семя начинает прорастать — сначала из него появляется корень, а затем побег. На этой стадии развития растение называют проростком.

Рассмотрим подробнее семена цветковых растений, относящихся к покрытосеменным.

Снаружи семя покрыто плотной семенной кожурой, защищающей семя от высыхания, механических повреждений,  проникновения микроорганизмов и грибов, а также от преждевременного прорастания. Иногда семенная кожура бывает очень твердой и толстой, например, у сливы и миндаля. Иногда она выполняет дополнительные функции, например, у ивы и тополя кожура имеет волоски, помогающие им летать по ветру.

У бересклета, чистотела, фиалки на кожуре имеется мясистый вырост. Этот вырост является лакомством для муравьев, которые растаскивают семена, способствуя их расселению.

На кожуре семени есть след от прикрепления семени к стенке плода. Он называется рубчик. Рядом с ним находится отверстие, через которое вода проникает внутрь семени — семявход (микропиле).

Под кожурой, внутри семени, находится зародыш растения. Он состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей (семядолями называются первые листья). У двудольных растений (фасоль, тыква, яблоня, огурец) имеется две  семядоли. У однодольных (пшеница, кукуруза, ландыш) — одна семядоля (отсюда их названия — одно- и двудольные).

У большинства растений — как однодольных, так и двудольных, зародыш внутри семени окружен  эндоспермом — тканью, содержащей запас питательных веществ. Эти вещества необходимы зародышу для прорастания. Однако у некоторых двудольных растений эндосперма нет. Питательные вещества у них находятся в крупных мясистых семядолях, занимающих большую часть семени (фасоль, горох, тыква, яблоня и др.).

Как происходит прорастание семени

Для прорастания семени необходимы следующие внешние и внутренние факторы:

Внешние:

  1. Вода — для растворения ферментов и питательных веществ.
  2. Кислород — для дыхания и получения энергии.
  3. Температура — для работы ферментов. Отличается для разных видов растений. Например, для прорастания семян клевера лугового и овса оптимальная температура от нуля до  +1 градусов Цельсия, а для сладкого перца + 25 градусов.
  4. Свет — необходим для семян некоторых растений. Для других — наоборот, темнота (чернушка)

Внутренние:

  1. Зрелость зародыша — у некоторых растений, например, женьшеня, семена дозревают через 3 года.
  2. Проницаемость кожуры для воды. Семенная кожура содержит вещества, препятствующие проникновению воды (ингибиторы). Они препятствуют преждевременному прорастанию семян. Эти вещества разрушаются от механического трения (о камни), от высокой температуры (при пожаре), вымываются водой ( в сезон дождей у пустынных растений) или перевариваются в желудках животных. В результате кожура начинает пропускать внутрь семени воду, и оно прорастает.
  3. Запасные питательные вещества. Если их мало, семя не прорастет.

Сам процесс прорастания происходит так:

Внутрь семени через семявход попадает вода, растворяя ферменты и питательные вещества, при этом семя набухает. Затем из семени появляется зародышевый корешок и сразу растет вниз (положительный геотропизм), закрепляя семя в земле.

Затем начинается рост побега, который быстро удлиняется и выносит на поверхность семядоли и почечку, из которой развиваются первые настоящие листья. Это надземное прорастание семян (наблюдается у фасоли, тыквы, березы, огурца и др.

)

Семядоли у некоторых растений остаются в земле ( например, у гороха, каштана, настурции) — такое прорастание семян называют подземным:

Корень, образовавшийся из зародышевого корешка, называется главным. Он может жить долго, образуя стержневую корневую систему, либо недолго, корневая система при этом формируется из боковых и придаточных корней и называется мочковатой.

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку “Мне нравится” или “G+1”. Нам важно знать ваше мнение!

Источник: http://kid-mama.ru/biologiya-6-klass-rasteniya-bakterii-griby-lishajniki/semya-stroenie-semeni-prorastanie-semyan/

Условия прорастания семян

В этой теме поговорим о том, какие необходимо соблюдать условия для прорастания семян. Все мы знаем, что сухие семена могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений.

Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы.

Отсюда первое условие прорастания семян, на которое нужно обратить внимание – это значение воды: допустим у нас есть два стакана, в первый из которых мы поместим сухие семена пшеницы и фасоли и сверху прикроем блюдцем.

В другой стакан поместим такие же сухие семена, но уже с помощью мокрой ваты либо фильтровальной бумаги, и также сверху прикроем блюдцем, чтобы влага из стакана не выходила. И оставим их на 3-4 дня. Отсюда не сложно догадаться в каком из стаканов прорастут семена, естественно во втором. Следовательно, для прорастания семян необходима вода.

Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.

Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. К нашим двум стаканам, пример которых был описан выше добавим ещё один стакан на дно, которого положим семена пшеницы и наполним его водой. В данном случае семена не прорастут, а только набухнут. Возникает вопрос.

Почему? Стакан ведь наполнен водой? Стакан хоть и наполнен, но воздуха семенам не хватает. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой.

Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.

Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло. Различные растения по-разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 1 – 2° тепла.

А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 10 – 12° тепла. Семена овощных растений, таких как огурцы и тыквы прорастают при температуре не менее +12° тепла. Всё зависит от родины растения.

Исходя из того, при каких температурах прорастают семена и принято устанавливать сроки посева.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для прорастания семян необходимы три условия: наличие воды, воздуха и тепла. Если не будет соблюдать хотя бы одно из условий, семена не прорастут. Поэтому при посеве семена надо помещать во влажную разрыхлённую почву, нагревшуюся до опреде­лённой температуры.

Для разных растений в зависимости от их потребности в тепле устанавливают различные сроки посева: ранние, средние или поздние.

Источник: http://beaplanet.ru/vsyo_o_semenah/usloviya_prorastaniya_semyan.html

Урок-исследование “Условия прорастания семян” : Биология

Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса  на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.

Внимательно слушают – думая Наблюдают – думая Читают – думая

Выполнят практические задания – думая.

1. По дидактической цели урок «Условия прорастания семян» – урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).

2. Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию об этом понятии.

3. Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

4. Главное в уроке – это совместный поиск истины.
Урок-исследование расширяет круг чтения учащихся, формирует умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к различным источникам и эксперименту, доказывать своё мнение, правильно строить речь.

5. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, в которые объединяются учащиеся на основе своих склонностей, интересов, способностей, психологических предпочтений. Каждой группе даётся задание, инструкция по выполнению эксперимента, алгоритм по которому необходимо подготовить отчёт.

Группы проводят исследовательскую работу, благодаря чему осуществляется задача школы – научить учащихся добывать знания. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента.

До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат.

Группа № 1.получила задание ответить на вопросы: Нужна для прорастания семян вода? Как поступает вода в семя? Группа  № 2. получила задание ответить на вопрос: Нужен семенам кислород для прорастания? Группа № 3.получила задание  определить как влияют температурные условия на прорастания семян. Группа № 4 получила задание ответить на вопрос: Нужен для прорастания семян свет?

Читайте также:  Биосистема, Биология

Группа № 5 получила задание определить всхожесть семян.  

6. На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы. Урок ведёт учитель. Он ставит задачи, руководит обсуждением, подводит итоги.

Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Всё это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя такой урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Цель: изучение условий прорастания семян.

Задачи:

  • познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростам проростков,
  • развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
  • обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником,
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян;
таблица «Прорастание семян», «Строение семени».

Тип урока: урок-исследование.

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник  для     общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Учитель: Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. – Какое строение имеет семя фасоли? (Тренажёр на интерактивной доске) – Какое строение имеет зерновка пшеницы? (Тренажёр на интерактивной доске) – Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

– Что такое семя?

II. Изучение нового материала

1. Учитель формулирует познавательную задачу.

Учитель: Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.

Видео «Прорастание семян пшеницы» 1С: Школа. Биология, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006.

Учитель: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. Вопросы растениям надо ставить так, чтобы они могли ответить кратко «да» или «нет». Отвечают они не словами, а своим ростом.

2. Условия прорастания семян. (Беседа по результатам опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, заложенных заранее.)

Учитель: Каждый из вас задал свой вопрос сменам фасоли, поместили семена в разные условия. Как же ответили семена на вопросы условий?
Заслушаем отчёт группы «Вода» (Приложение 1, слайды 3, 4, 5)

Ученик: Наша группа «Вода» в разговоре с растениями задала вопрос семенам: Нужна вам для прорастания вода?
Чтобы получить ответ мы взяли два стакана. На дно стаканов положили 10 семян фасоли. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй на дно налили немного воды. Через три дня в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян.

Ученик: Как поступает вода в семя?
Мы взяли 16 семян фасоли. У четырёх замазали пластилином микропиле, у четырёх рубчик, у четырёх всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогали и налили немного воды.

Через четыре дня получили ответ на вопрос. Семена у которых замазали микропиле не набухли. Семена с замазанными рубчиками проросли. Семена, у которых замазали кожуру, но оставили открытыми рубчик и микропиле – проросли.

Семена оставленные без изменения тоже проросли.

Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Учитель: Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды требуется в два раза меньше их массы, а для засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая часть от массы высеваемых зерновок.

Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое  состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они разжижаются и становятся доступными к использованию живым зародышем.

Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.

– Следующий вопрос семенам фасоли задаёт группа «Воздух» (Приложение 1, слайды 7, 8)

Ученик: группа «Воздух» задала вопрос семенам: Нужен семенам кислород для прорастания?
Чтобы получить ответ в два стакана поместили 10 семян фасоли. Первый стакан до краёв наполнили кипячённой охлаждённой водой.

Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в тёплое место. Через три дня в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане, наполненном водой, семена набухли, но не проросли.

Здесь вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания.

Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.

Учитель: Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.

– Для продолжения разговора с семенами приглашаю группу «Температура» (Приложение 1, слайды 9, 10, 11)

Ученик: Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян.
Для этого взяли два стакана с семенами фасоли.

На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник.

Когда семена, помещённые в тёплое место, проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.

Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.

Учитель: Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С  и выше.

Температурные условия прорастания семян: Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.

а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.

б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

– Закончит разговор с семенами группа «Свет» (Приложение 1, слайды 12, 13)

Ученик: В разговоре с семенами фасоли, задали вопрос : Нужен для прорастания семян свет? Чтобы получить ответ на вопрос мы взяли два стакана, и в каждый поместили 10 семян фасоли.

Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф), другой – оставили на свету. Через четыре дня получили ответ. Семена которые содержались в темноте, развивались лучше и проросло их больше, чем на свету.

Вывод:  Для прорастания семян свет не нужен.

Учитель: Какие условия необходимы для прорастания семян? (Приложение 1, слайд 14)

Ученики: Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.

3. Всхожесть семян, глубина заделки семян

Учитель: Способность семян к прорастанию называется всхожестью.

– Как определить всхожесть семян?

Ученик: Для определения всхожести семян  я отсчитал 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян.

Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть.

Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.

1-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94 2-я проба – посеяно 100 шт., проросло 95 3-я проба – посеяно 100 шт., проросло 93

4-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94

Средний процент всхожести: 94 + 95 + 93+ 94/ 4 = 94%

Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки к посеву семян. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.

Учитель: Можно посеять семена  своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность.

Поэтому высевать семена надо на определённую глубину. – На какую глубину надо заделывать семена в почву? Глубина заделки семян зависит от их размеров семян. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву.

В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени. Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2-4 см.

крупные семена фасоли, гороха, бобов – на глубину 4-5см. если крупные семена посеять менее глубоко, им может не хватить влаги.

Глубина заделки семян зависит также от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть.

Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на  небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

4. Прорастание семян. (Рассказ учителя по слайдам 15, 16, 17, 18 Приложения 1 с записью схемы на доске и в тетрадях.)

Учитель: Что наблюдается при прорастании семян? При прорастании семян фасоли молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка, разрывает кожуру и выходит наружу. Он быстро растёт и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку.

Из неё развивается надземный стебель фасоли с листьями. То есть семядоли выносятся на свет и становятся, зелёнными такое прорастание, называется надземным (липа, редис). У гороха, пшеницы, дуба семядоли остаются в почве. Надземный побег развивается из почки зародыша. Такое прорастание называется подземным прорастанием.

Попав в благоприятные условия, семена прорастают. – Что такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

III. Закрепление изученного

– Расшифруйте ребус (Приложение 1, слайд 19) – Ведя разговор с семенами, что узнали нового  и важного для себя?

– Чему научились?

Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок. А сегодня урок окончен спасибо за работу.

IV. Домашнее задание: §38, рабочая тетрадь задания № 139-143.

Литература:

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику в.в. пасечника / авт.-сост. Н. И. Галушкова.– Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

    6 класс: поурочные планы по учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко / авт.-сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Кузнецова В. И. Уроки ботаники: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Приложение 2

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/biology/580935397.php

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]