Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, биология

Cлайд 1

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Регуляция процессов жизнедеятельности Организмов. 8 класс Л.А. Куликова Учитель биологии МОУ школа № 166 г. Самара

Cлайд 2

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Впервые идея о существовании физиологических механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды организма, была высказана французским ученым-физиологом Клодом Бернаром В первой половине ХХ в. Для определения состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма в непрерывно меняющейся внешней среде, американский физиолог Уолтер Кеннон предложил термин гомеостаз (греч. gomoios – равный, одинаковый; stasis – состояние)

Cлайд 3

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) – процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови).

Cлайд 4

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нем жизненных процессов. Такая координация достигается благодаря согласованной деятельности координирующих (регулирующих) систем: нервной и гуморальной

Cлайд 5

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Заполните таблицу по материалам параграфа 7 стр. 31 Тип регуляции Нервная Гуморальная Быстродействие Принцип работы Носитель Действующее вещество Происхождение

Cлайд 6

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Тип регуляции Нервная Гуморальная Быстродействие Быстрая Медленная Принцип работы Электричество Диффузия Носитель Нервы Жидкие среды Действующее вещество Медиаторы Гормоны Происхождение Молодая Древняя

Cлайд 7

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Гормо ны (греч. Ορμόνη) — сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани-мишени. Железы внутренней секреции (эндокринные железы) – органы, которые вырабатывают специфические вещества и выделяют их непосредственно в кровь или лимфу. Этими веществами являются гормоны – химические регуляторы, необходимые для жизни.

Cлайд 8

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Щитови дная железа (лат. glandula thyr(e)oidea) — эндокринная железа у позвоночных, хранящая йод и вырабатывающая йодосодержащие гормоны, (тироксин) участвующие в регуляции обмена веществ и росте отдельных клеток… Миксидема Базедова болезнь

Cлайд 9

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Фитогормоны — низкомолекулярные органические вещества, вырабатываемые растениями и имеющие регуляторные функции. Ауксины (от греч. auxo — увеличиваюсь, расту) — стимуляторы роста плодов (побегов) Гиббереллины — являются стимуляторами роста растений, ускоряют развитие листвы, созревание семян Цитокинины— это класс гормонов растений, которые стимулируют деление клеток.

Cлайд 10

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология Гипоталамус (hypothalamus) — отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды. Под контролем Г. находятся такие железы внутренней секреции, как гипофиз, щитовидная железа, половые железы ,поджелудочная железа, надпочечники и др.

Cлайд 11

Гипофиз (от греч. hypóphysis — отросток), нижний мозговой придаток (hypophysis cerebri, glandula pituitaria), железа с внутренней секрецией, играющая у всех позвоночных животных и у человека ведущую роль в гормональной регуляции.

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности живых организмов биология 6 – презентация, доклад, проект

Слайд 1Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияОписание слайда:

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ биология 6 класс Дорогие 6-классники! Просмотрите ВНИМАТЕЛЬНО презентацию и решите 4 задачи, приведенные на 4-х последних слайдах. За НЕДЕЛЮ решите эти задачи и к 22 апреля вышлите свои решения Юрию Анатольевичу

Слайд 2Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияОписание слайда:

Основные процессы, регулирующие и координирующие жизнедеятельность организмов

Слайд 3Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияОписание слайда:

РАЗДРАЖИМОСТЬ ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ; СПОСОБНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОПРЕДЕЛЁННОЙ РЕАКЦИЕЙ.

Слайд 4Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияОписание слайда:

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВОЙСТВО ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА ВОСПРИНИМАТЬ РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ОТ СОБСТВЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ.

Слайд 5Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияОписание слайда:

РЕГУЛЯЦИЯ НАПРАВЛЕНИЕ, УПОРЯДОЧИВАНИЕ.

Слайд 6Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияОписание слайда:

КООРДИНАЦИЯ СОГЛАСОВАНИЕ, СОПРОДЧИНЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КАКИМИ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ, ПОНЯТИЯМИ.

Слайд 7Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияОписание слайда:

Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов.

Слайд 8Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияСлайд 9Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияСлайд 10Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, БиологияОписание слайда:

Движения простейших Та́ксисы Тропизмы

Слайд 11Описание слайда:

Та́ксис (от древнегреческого  τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам.

Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.

Та́ксис (от древнегреческого  τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам.

Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.

Слайд 12Описание слайда:

Тропизмы (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.). Тропизмы (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

Слайд 13Описание слайда:

Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы. Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

Слайд 14Описание слайда:

В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития: 1-й этап – диффузная, или сетчатая система (гидра); 2-й этап – узловая нервная система (дождевой червь); 3-й этап – нервная трубка (человек).

Слайд 15Описание слайда:

Диффузная нервная система — представлена у  кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ — реагирует все тело. Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11

Слайд 16Описание слайда:

Узловая нервная система , Узловая нервная система , или сложная ганглионарная система — представлена у  членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы — ганглии.

У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы.

У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков).

Слайд 17Описание слайда:

Нервная трубка зачаток центральной нервной системы у хордовых; в ходе эволюции видоизменяется в головной и спинной мозг. Рис. 14

Слайд 18Описание слайда:

РАССМОТРИМ СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Слайд 19Описание слайда:

В основе нервной деятельности лежат РЕФЛЕКСЫ – НАЙДИТЕ В §17 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ; – ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ.

Слайд 20Описание слайда:

Рефлекс  Рефлекс  – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Слайд 21Описание слайда:

Эндокринная система (греч. endo внутри + krino отделять, Эндокринная система (греч. endo внутри + krino отделять, выделять) — система желез внутренней секреции.

Слайд 22Слайд 23Описание слайда:

Регуляция у растений Химическая координация у растений осуществляется так называемыми  ростовыми веществами, которые можно считать аналогом гормонов животных. Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе.

Слайд 24Описание слайда:

Запомните: Гормональная регуляция по сравнению с нервной осуществляется гораздо медленнее, но даёт более длительный эффект.

Слайд 25Описание слайда:

ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ЗАДАЧИ РЕШИТЕ ИХ И ОТПРАВЬТЕ РЕШЕНИЕ ЮРИЮ АНАТОЛЬЕВИЧУ НА АДРЕС: BAIKALBIRDS@MAIL.RU

Слайд 26Описание слайда:

Решите биологические задачи

Слайд 27Описание слайда:

Задача №2

Слайд 28Описание слайда:

Задача №3 Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.

Читайте также:  Что такое Организм

Слайд 29Описание слайда:

Задача №4 Тело рыб очень разнообразно по форме:

Презентація на тему Регуляция процессов жизнедеятельности организма — презентації з біології

12345

Рейтинг презентації — 4.33 на основі 3 голосів

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

  • Регуляция процессов жизнедеятельности организмаНервнаяДействие посредством нервной системыГуморальная
  • Действие через жидкие среды организма

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

  1. Регуляция процессов жизнедеятельности организмаНервнаяДействие посредством нервной системыГуморальная
  2. Действие через жидкие среды организма

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

  • Железы внешней секрецииИмеют специальные протоки для выведения секретана поверхность тела или в полые органыСлезные железы;Слюнные железы;Пищеварительныежелезы;Потовые железы;Сальные железы;
  • Молочные железы.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

Железы внутренней секрецииНе имеют протоков, выделяют секрет в кровь.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

  1. Железы смешанной секрецииРаботают одновременно как внутренней и внешней секреции.ПоджелудочнаяжелезаПеченьПоловые железы:Семенники (♂)
  2. Яичники (♀)

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

.ЖЕЛЕЗЫВНУТРЕННЕЙСЕКРЕЦИИ.

Эндокринная система

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

Биологически активные вещества организма:Ферменты – биологические катализаторы.Витамины – вещества, влияющие на активность ферментов.

Гормоны- биологические регуляторы.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

Вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называют гормонами.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

Свойства гормонов1.Действуют на живые клетки2. Обладают высокой биологическая активностью3.Отличаются специфичностью действия (некоторые действуют лишь на определённые органы-мишени);

4.Обладают дистантным воздействием, (т. е. влияют на органы и ткани, расположенные вдали от места образования гормонов.)

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

Действие гормонов на организм

  • Расположениежелез внутренней секрецииГипофиз;Гипоталамуз;Эпифиз;Щитовидная железа;Паращитовиднаяжелеза;Вилочковая железа –тимусПоджелудочнаяжелеза;Надпочечники;Половые железы
  • (яичники, семенники)
  1. нижний мозговой придаток,расположен в основании головного мозга над средним мозгом в костной выемке – турецком седле.гипофиз
  2. Гипофиз
  • Передняя доляГормон роста (СТГ);Регуляторные:АКТГ (адренокортикотропный),ТТГ (тириотропный)ФСГ (фолликулостимулирующий)ЛГ (лютеинизирующий)ЛТГ (лактагенный).Задняя доляВазопрессин (АДГ)Окситоцин;Средняя доляИнтермедин(меланоцито-стимулирующий)
  • Гормоны, выделяемые гипофизом
  1. ПЕРЕДНЯЯДОЛЯНормаПовышеннаяфункцияПониженнаяфункцияСТГОбеспечение ростаорганизма в молодомвозрастеВ молодом возрастевызывает гигантизм,у взрослых – разрастание,увеличение частей тела- акромегалияЗадерживает росткарликовость;пропорции тела иумственное развитие –нормальныеАКТГТТГФСГЛГЛТГРегулируютдеятельностькоры надпочечников,Щитовидной железы,половых желез,половых органов,лактациюУсиление деятельностиперечисленных железОслабление деятельностиперечисленных желез
  2. Воздействие на организм
  • НормаПовышеннаяфункцияПониженнаяфункцияЗАДНЯЯДОЛЯСРЕДНЯЯдОЛЯСокращение гладкоймускулатуры сосудови матки.Реабсорбция водыв почкеУменьшениевыведение жидкостис мочойУвеличениевыведение жидкостис мочойРаспределениепигмента в кожеУсиление пигментацииУменьшение пигментацииАДГИнтер-медин
  • Воздействие на организм
  1. Йоти Амгэ из индийского города Нагпур является самой маленькой девочкойв мире, согласно Индийской книге рекордов. 15-летняя школьница имеет рост
  2. всего 58 см и весит 5 кг.

Самая маленькая параЛи Танюн (107,5 см) и Чэнь Гуйлань (70см) из Китая – самые низкие супруги в мире. Три года они откладывали свою свадьбу из – за возражения своих семей. Но 1 октября 2007г в составе 30 других пар они совершили бракосочетание в городском парке.

Рост Роберта Вэдлоу составлял 2м74см. Это заболевание и привело к быстройкончине, т.к. кровь плохо циркулировала по его телу и в последние годыжизни он вынужден был пользоваться костылями. Молодой человек отличалсявесьма спокойным и дружелюбным характером.

Роберт Вэдлоу с бабушкой

(подбугровая область)Представляет собой образование, расположенное в основании головного мозга и отвечающее за автономные функции организма.Расположен в промежуточном мозге.Управляет эндокринной системой за счет выделение рилизинг-гормонов.Получает информацию практически из всех отделов головного мозга и использует ее для управления многими процессами.

Гипоталамус

  • Рилизинг-гормоны через кровеносное русло попадают в гипофиз, где подих влиянием происходят образование, накопление и выделениегипофизарных гормонов
  • Гипоталамо-гипофизарная система
  1. ЛибериныСтатиныНормаПовышеннаяфункцияПониженнаяфункцияСтимулируютвыработку гормоновпередней доли гипофизаГиперфункцияпередней доли гипофизаГипофункцияпередней доли гипофизаТормозятвыработку гормоновпередней долигипофизаГипофункцияпередней доли гипофизаГиперфункцияпередней доли гипофиза
  2. Воздействие гормонов на организм

(шишковидное тело)ГормоныНормаПовышеннаяфункцияПониженнаяфункцияМелатонини др.Тормозят выработкугормонов гипофиза,что тормозитполовое созревание.Адаптация.Тормозитсяполовое созреваниеУскоряетсяполовое созревание.Снижаются адаптивныевозможности

Эпифиз

Щитовидная железаРасположена поверх щитовидного хряща.Строение: две доли, соединенные перемычкой и состоящие из пузырьков.Гормоны: тироксин, трийодтиронин

Воздействие на организм : повышает возбудимость нервной системы и регулирует потребность кислорода.

Гормон, выделяемый щитовидной железой– необходим для нормального развития организмаи обмена веществ.Для выработки тироксина необходим йод.НормаПовышеннаяфункцияПониженнаяфункцияТИРОКСИНСтимулируетрост и развитие, усиливает обмен веществ,возбуждение нервнойсистемы, выделение теплаВ раннем возрасте –повышение теплообмена,истощение.

У взрослых – базедоваболезнь – разрастание железы (зоб), пучеглазие, учащение сердцебиение,раздражительность. Повышение аппетита, похудение.В раннем возрасте –кретинизм (слабоумие,умственная отсталость),карликовость, задержкаполового развития.У взрослых – миксидема(слизистый отек),одутловатьсть, вялость,Утомляемость, сонливость.

Тироксин

Последствия йодного дефицитаДефицит йода проявляется отставанием в умственном развитии у детей (особенно при недостатке этого элемента во внутриутробном периоде), увеличением щитовидной железы у детей и взрослых, повышенным риском образования в ней узлов, а также большей смертностью от онкологических заболеваний щитовидной железы.

Расположена на задней стороне щитовидной железы.Размеры (с рисовое зернышко), общая масса – 0,1-0,13 гр.

Паращитовидная железа

Гормоны паращитовидных желез регулируют содержаниекальция и фосфора в крови, в процессе их использования организмом.Гипофункция железы – снижение содержания кальция в крови – вызывает поступление определенного количества гормона в кровеносное русло.

Гиперфункция – усиление обратного всасывания кальция почками и аналогичного процесса в кишечнике

орган иммунной системы.Расположен в грудной части и подвергается регрессии после полового созревания.Регулирует иммунные и ростовые процесса (гормон тимозин), вырабатываетлимфоциты, влияющие на другие лимфоциты, выделяющие антитела.Вилочковая железа

или тимус

  • Наружный слой(корковый)Внутренний слой(мозговой)кортикостероиды:минералокортикоиды,глюкокортикоиды.андрогены и эстрогеныадреналиннорадреналин
  • Гормоны, выделяемые надпочечниками

НормаПовышеннаяфункцияПониженнаяфункцияКортико-стероидыУчаствуют в обеспечении иммунитета, адаптации.

Регулируют все виды обмена веществСнижается обмен веществ, устойчивость организма к неблаго-приятным факторамАдиссонова болезнь:мышечная слабость,одышка, потеря аппе-тита, бронзовый оттенок кожиАндрогеныэстрогеныВлияют на формированиевторичных половых признаковРаннее половое созревание.

Быстрое прекращение ростаПозднее половоесозреваниеАндреналин,норад-реналинУвеличивает силу и частотусердечных сокращений.Повышает кровяное давление. Усиливает обмен веществ, особенно углеводовУчащается сердцебиение.Резко повышается кровяное давление.Повышенная возбудимость

Воздействие гормонов на организм

  1. Поджелудочная железаРасположена ниже желудка в брюшной полостиСтроение: «островки» клеток, расположенные в брюшной полости
  2. Гормон: инсулин

инсулинглюкоганнормаПовышенная функцияПониженная функцияПонижает концентрациюсахара в крови – усиливает синтез гликогена из глюкозы в печении мышцахШок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания при падении уровня сахара в крови.

Сахарный диабет – повышение сахара в крови. Нарушение обмена веществ.Повышает концентрация сахара в крови, способствует расщеплению гликогена до глюкозы.

Практически не наблюдается, так как аналогичную функцию выполняют другие гормоны (адреналин, глюкокортикоиды)ВОЗДЕЙСТВИЕНАОРГАНИЗМ

Гормоны поджелудочной железы

  • Половые железыЯичники выделяют гормоны эстроген и прогестеронСеменники (яички) выделяют тестостерон
  • Влияют на развитие вторичных половых признаков, половое поведение.
  1. эстерогеныпрогестероннормаПовышенная функцияПониженная функцияВОЗДЕЙСТВИЕНАОРГАНИЗМФормирование вторичных женских половых признаков:Увеличение половых органов,Молочных желез,Оволосение на лобке и в подмышечных впадинахРазвитие по женскому типу скелета и мышцПоявление полового влеченияРаннее половое созреваниеЗадержка полового созревания, в раннем возрасте –отсутствие вторичных половых признаковСнижение возбудимости,особенно тонуса матки при бере-менности, обеспе-чивает вына-шивание плодаВыкидыш
  2. Женские половые гормоны

НормаПовышеннаяфункцияПониженнаяфункцияФормирование вторичныхмужских половых признаков:увеличение половых органововолосение на лобке, вподмышечных впадинах,на лицеразвитие по мужскому типускелета и мышцломка голоса и т.д.

появление половоговлечения- раннее половое созревание- маленький рост- усиленное оволосение- раннее облысение- повышенная агрессивностьЗадержка половогосозревания.

В раннемвозрасте – обратноеразвитие половых органови отсутствие вторичныхполовых признаковВоздействие мужских половых гормонов(андрогены) на организм

(Тестостерон)

1.Названиежелезы2. Вырабатываемые гормоны3 Влияние4. Нарушение работы железГипофукция ГиперфункцияГипофизТиреотропинСоматотропинСтимулирует деятельность щитовидной и других железГормон ростакарликовость – акромегалию- гигантизмГипоталамусНейрогормоныКоординация деятельности желез через гипофизЩитовидная железаТироксинРегуляция о.в.

, усиление окислительных процессов расщепления гликогена; рост и развитие тканей, работа Н.СМиксидема – Базедоваболезнь(зоб)- с детстваКретинизмНадпочечникиАдреналинНорадреналинСужение кровен.

сосудов, повышение сахара ,усиление сердечной деятельностиБронзоваяболезньПоджелудоч-ная железаИнсулинГлюкагонПонижение уровня глюкозы в кровиПовышение уровня глюкозы в кровиСахарный

диабет

5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

  • Видеоурок 1: Значение, строение и функционирование нервной системы
  • Видеоурок 2: Эндокринная (гуморальная) регуляция организма. Железы
  • Лекция: Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма
  • Нервная система

Нервная система человека является самой высокоорганизованной в живой природе. Она связывает воедино двигательную активность, работу органов чувств и других регулирующих деятельность организма систем.

Она подразделяется на:

  • Центральную, компонентами которой являются головной и спинной мозг;
  • Периферическую, которая представляет собой нервные волокна. При этом, периферическая в свою очередь разделяется на:
  • Соматическую, находящуюся под контролем сознания;
  • Вегетативную – подразделяемую на симпатическую и парасимпатическую. К ней относятся нервы, отходящие от спинного мозга и иннервирующие внутренние органы. При этом, симпатическая вызывает возбуждение органов, обеспечивая реакцию на стресс – она отвечает за ускорение сердцебиения, повышение давления и другие реакции. Парасимпатическая – расслабляет органы, обеспечивая комфорт во время отдыха – сокращение зрачка, расширение сосудов.
Читайте также:  Земля и луна, биология

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

Основные свойства нервной системы – способность к возбуждению и проведению электромагнитных импульсов. Основой ее работы являются рефлексы. 

Это сложный механизм, который реализуется при помощи рефлекторной дуги, состоящей из нескольких звеньев:

  • чувствующих нейронов. Человек чувствует кожей прикосновение;
  • центростремительных нейронов. Сигнал о прикосновении, проведенный аксоном, попал в головной мозг;
  • ассоциативных нейронов. Сигнал был распознан, обработан мозгом на основе уже имеющегося опыта, затем мозг сформировал ответный сигнал;
  • центробежных нейронов. Электромагнитный сигнал отправился к мышцам скелета;
  • эффектора. Слушаясь приказа мозга, мышцы сократились, тело совершило движение, человек обернулся, чтобы увидеть  – кто коснулся его кожи.

Кроме мышцы, эффекторами могут быть и железы или внутренние органы.

Эндокринная система

Эндокринная система обеспечивает гуморальную регуляцию, которая осуществляется посредством гормонов. Она действует в ассоциации с нервной и иммунной системами. Ее компонентами являются все железы  внутренней секреции организма.  

К ним относятся:

  • щитовидная железа – находится на передней стенке гортани, вырабатывает гормон роста тироксин;
  • поджелудочная – производит инсулин, осуществляет регуляцию уровня глюкозы в крови;
  • надпочечники – секретируют кортизол, необходимый для белкового обмена, адреналин – гормон стресса;
  • гонады – секретируют половые гормоны;
  • эпифиз – производит серотонин, гормон радости, мелатонин – гормон сна;
  • тимус (вилочковая железа) – синтезирует интерфероны – компоненты иммунитета.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов, Биология

Нейрогуморальная регуляция выработалась в процессе эволюции, как средство обеспечения качественных реакций на условия внешней среды.

Предыдущий урок Следующий урок

Нервная и гуморальная регуляция

Нервная регуляция осуществляется с помощью электрических импульсов, идущих по нервным клеткам. По сравнению с гуморальной она

  • происходит быстрее
  • более точная
  • требует больших затрат энергии
  • более эволюционно молодая.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (от латинского слова гумор – «жидкость») осуществляется за счет веществ, выделяемых во внутреннюю среду организма (лимфу, кровь, тканевую жидкость).

Гуморальная регуляция может осуществляться с помощью:

  • гормонов – биологически активных (действующих в очень маленькой концентрации) веществ, выделяемых в кровь железами внутренней секреции;
  • других веществ. Например, углекислый газ
    • вызывает местное расширение капилляров, к этому месту притекает больше крови;
    • возбуждает дыхательный центр продолговатого мозга, дыхание усиливается.

Все железы организма делятся на 3 группы

1) Железы внутренней секреции (эндокринные) не имеют выводных протоков и выделяют свои секреты непосредственно в кровь. Секреты эндокринных желез называются гормонами, они обладают биологической активностью (действуют в микроскопической концентрации). Например: щитовидная железа, гипофиз, надпочечники.

2) Железы внешней секреции имеют выводные протоки и выделяют свои секреты НЕ в кровь, а в какую-либо полость или на поверхность организма. Например, печень, слезные, слюнные, потовые.

3) Железы смешанной секреции осуществляют и внутреннюю, и внешнюю секрецию. Например

  • поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин и глюкагон, а не в кровь (в 12-перстную кишку) – поджелудочный сок;
  • половые железы выделяют в кровь половые гормоны, а не в кровь – половые клетки.

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Гуморальная регуляция, Виды желез, Типы гормонов, сроки и механизмы их действия, Поддержание концентрации глюкозы в крови

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

  • Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие из перечисленных желез выделяют свои продукты через специальные протоки в полости органов тела и непосредственно в кровь 1) сальные2) потовые3) надпочечники
  • 4) половые

НЕРВНАЯ – ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИЗНАКИ 1.

Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его видом: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) доставляется к органам кровьюБ) большая скорость ответной реакцииВ) является более древнейГ) осуществляется с помощью гормонов

Д) связана с деятельностью эндокринной системы

2. Установите соответствие между характеристиками и видами регуляции функций организма: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.


А) включается медленно и действует долго
Б) сигнал распространяется по структурам рефлекторной дуги
В) осуществляется действием гормона
Г) сигнал распространяется с током крови
Д) включается быстро и действует коротко

  1. Е) эволюционно более древняя регуляция
  2. НЕРВНАЯ – ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ЖЕЛЕЗ Установите соответствие между органом (отделом органа), участвующим в регуляции жизнедеятельности организма человека, и системой, к которой он относится: 1) нервная, 2) эндокринная. А) мостБ) гипофизВ) поджелудочная железаГ) спинной мозг
  3. Д) мозжечок
  4. НЕРВНАЯ – ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССОВ 1. Установите соответствие между процессом, происходящим при дыхании человека, и способом его регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная А) возбуждение рецепторов носоглотки частицами пылиБ) замедление дыхания при погружении в холодную водуВ) изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещенииГ) нарушение дыхания при кашле
  5. Д) изменение ритма дыхания при уменьшении содержания углекислого газа в крови
  6. 2. Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная А) учащение сердцебиений под влиянием адреналинаБ) изменение работы сердца под влиянием ионов калияВ) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы
  7. Г) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы

3. Установите соответствие между примерами и видами регуляции дыхания у человека: 1) рефлекторная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) остановка дыхания на вдохе при входе в холодную водуБ) увеличение глубины дыхания из-за увеличения концентрации углекислого газа в кровиВ) кашель при попадании пищи в гортаньГ) небольшая задержка дыхания из-за снижения концентрации углекислого газа в кровиД) изменение интенсивности дыхания в зависимости от эмоционального состояния

Е) спазм сосудов мозга из-за резкого увеличения концентрации кислорода в крови

ГУМОРАЛЬНАЯ 1. Выберите три варианта. Гуморальные воздействия на физиологические процессы в организме человека
1) осуществляются с помощью химически активных веществ
2) связаны с деятельностью желёз внешней секреции
3) распространяются медленнее, чем нервные
4) происходят с помощью нервных импульсов
5) контролируются продолговатым мозгом

6) осуществляются через кровеносную систему

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для гуморальной регуляции организма человека? 1) ответная реакция четко локализована 2) сигналом служит гормон 3) включается быстро и действует мгновенно 4) передача сигнала только химическая через жидкие среды организма 5) передача сигнала осуществляется через синапс

6) ответная реакция действует продолжительное время

ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССОВ Выберите три варианта. В каких случаях осуществляется гуморальная регуляция? 1) избыток углекислого газа в крови2) реакция организма на зеленый сигнал светофора3) избыток глюкозы в крови4) реакция организма на изменение положения тела в пространстве

  • 5) выделение адреналина при стрессе
  • ГУМОРАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Установите, в какой последовательности осуществляется гуморальная регуляция дыхания при мышечной работе в организме человека 1) накопление углекислого газа в тканях и крови2) возбуждение дыхательного центра в продолговатом мозге3) передача импульса к межреберным мышцам и диафрагме4) усиление окислительных процессов при активной мышечной работе
  • 5) осуществление вдоха и поступление воздуха в легкие
Читайте также:  Почва в природе, биология

ВНУТРЕННЕЙ 1. Выберите три железы внутренней секреции.
1) гипофиз
2) половые
3) надпочечники
4) щитовидные
5) желудочные

6) молочные

2. Выберите три варианта. К железам внутренней секреции относят 1) гипофиз 2) слюнные железы 3) надпочечники 4) сальные железы 5) кишечные железы

6) щитовидную железу

ВНУТРЕННЕЙ – ВНЕШНЕЙ ПРИЗНАКИ 1. Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которому ее относят: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.


А) имеют выводные протоки
Б) вырабатывают гормоны
В) обеспечивают регуляцию всех жизненно важных функций организма
Г) выделяют ферменты в полость желудка
Д) выводные протоки выходят на поверхность тела

Е) вырабатываемые вещества выделяются в кровь

2. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) образуют пищеварительные ферментыБ) выделяют секрет в полость телаВ) выделяют химически активные вещества – гормоныГ) участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма

Д) имеют выводные протоки

ВНУТРЕННЕЙ – ВНЕШНЕЙ ПРИМЕРЫ 1. Установите соответствие между железами и их типами: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) эпифизБ) гипофизВ) надпочечникГ) слюннаяД) печень

  1. Е) клетки поджелудочной железы, вырабатывающие трипсин
  2. 2. Установите соответствие между железой в организме человека и её типом: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции А) молочнаяБ) щитовиднаяВ) печеньГ) потоваяД) гипофиз
  3. Е) надпочечники

3. Установите соответствие между железами и местом, в которое они выделяют свои секреты: 1) в кровь, 2) не в кровь. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. 1) надпочечники 2) слезные 3) печень 4) щитовидная 5) гипофиз

  • 6) потовые
  • ВНУТРЕННЕЙ – ВНЕШНЕЙ – СМЕШАННОЙ Установите соответствие между железой организма человека и типом, к которому её относят: 1) внутренней секреции, 2) смешанной секреции, 3) внешней секреции А) поджелудочнаяБ) щитовиднаяВ) слёзнаяГ) сальнаяД) половая
  • Е) надпочечник
  • ВНЕШНЕЙВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К железам внешней секреции относят 1) поджелудочную железу 2) слюнные железы 3) щитовидную железу 4) надпочечники 5) потовые железы
  • 6) печень

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

§ 10. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ В КЛЕТКЕ

Биология 9 класс. Конспекты по учебнику. Гомеостаз. Катализатор. Фермент. Витамины. § 10. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ В КЛЕТКЕ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.

О Г Л А В Л Е Н И Е вернуться к списку конспектов

§ 10. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛЕТКЕ

Любая живая система, в том числе клетка, всё время испытывает воздействие окружающей среды. Однако, несмотря на постоянные изменения условий внешней среды, живые организмы сохраняют постоянство своей внутренней среды — гомеостаз. Этому способствуют непрерывно идущие в клетках сложнейшие химические и физические процессы.

Для успешного протекания многих химических процессов необходимы соответствующие условия, часто это высокие температура и давление. В живой клетке умеренная температура и нормальное давление.

В таких условиях большинство реакций в клетке или не могли бы осуществляться, или протекали бы очень медленно, если бы не подвергались воздействию катализаторов.

Катализаторами называют вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции.

Каталитической способностью обладают некоторые молекулы РНК, однако основными биокатализаторами в клетке являются ферменты. Одни ферменты состоят только из белков, другие, кроме белка, включают в свой состав и небелковое соединение (например, витамин или ион металла).

Все процессы метаболизма в живом организме осуществляются с участием ферментов. При этом ферменты отличаются высокой специфичностью действия, т. е. каждый фермент катализирует в основном только определённую химическую реакцию. Встречаются ферменты, которые катализируют несколько реакций.

Избирательность действия ферментов на разные химические вещества связана с их строением. Ферменты увеличивают скорость химических реакций в тысячи и миллионы раз. Но скорость ферментативных реакций зависит от многих факторов: природы и концентрации фермента и вещества, температуры, давления, реакции среды и т. д.

Для функционирования каждого фермента имеются оптимальные условия. При температуре выше 60 °С большинство ферментов не работает.

Витамины — соединения, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организмов. В основу современной классификации витаминов положена их способность растворяться в воде и жирах. Различают жирорастворимые (A, D, Е и К) и водорастворимые (В, С, РР и др.) витамины.

Витамины играют большую роль в обмене веществ и других процессах жизнедеятельности биологической системы. Одни витамины могут быть синтезированы организмами, а другие поступают в организмы с пищей. Как недостаток, так и избыток витаминов может привести к серьёзным нарушениям многих физиологических процессов в организме.

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

В каждой аптечке первой помощи имеется перекись водорода — 3%-ный раствор пероксида водорода (Н2О2), который применяют при первичной обработке ран в качестве бактерицидного средства.

Пероксид водорода может образовываться в организме как побочный продукт обмена веществ, поэтому в живых клетках всегда содержатся ферменты, способствующие его нейтрализации. Попробуйте убедиться в этом, разработав соответствующий эксперимент, используя в качестве материалов перекись водорода, сырой и варёный картофель (мясной фарш).

Сформулируйте цель эксперимента и разработайте методику его проведения. Под руководством учителя проведите эксперимент и сделайте соответствующие выводы.

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ:

  • 1) Какие вещества называют катализаторами?
  • 2) Какую роль играют ферменты в клетке?
  • 3) От каких факторов может зависеть скорость ферментативных реакций?

Объясните, почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма.

ПОДУМАЙТЕ! Почему большинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства?

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

Объектом изучения цитологии как науки является клетка — элементарная единица живого. Выявленные закономерности в строении и жизнедеятельности клеток различных организмов позволили сформулировать основные положения клеточной теории.

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, состоят из клеток. Сходство элементарного химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.

Обязательными компонентами живой клетки являются плазматические мембраны, цитоплазма и генетический аппарат. Безъядерные организмы называют прокариотами, а имеющие ядра в своих клетках — эукариотами.

Между клетками прокариот и эукариот имеются значительные различия в строении.

По способу получения необходимых для жизнедеятельности органических веществ все клетки делятся на автотрофов и гетеротрофов.

Автотрофы способны самостоятельно синтезировать необходимые им органические вещества, например в процессе фотосинтеза. Гетеротрофы получают необходимые органические вещества извне.

Все энергетические затраты любой клетки обеспечиваются за счёт универсального энергетического вещества — АТФ.

Важнейшим процессом, происходящим в клетках, является синтез белка.

Информация о последовательности аминокислот, составляющих первичную структуру белка, заключена в последовательности триплетных сочетаний нуклеотидов ДНК.

Ген — участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка. Для нормальной жизнедеятельности клетки или целого организма необходимо относительное постоянство внутренней среды — гомеостаз.

Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал главы, выполните тестовые задания в рабочей тетради. Если вы сомневаетесь в правильности своих ответов, повторите материалы соответствующих параграфов.

Биология 9 класс. Конспекты по учебнику. § 10. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ В КЛЕТКЕ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.

ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов

Ссылка на основную публикацию