Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, биология

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, Биология

Развитие опорно-двигательной системы человека. Скелет и мышцы начинают формироваться у зародыша человека и развиваются в основном в детском и юношеском возрасте.

Мышцы у новорожденного очень слабые. Они не способны к длительным сокращениям. С возрастом мышцы становятся все сильнее. У ребенка развиваются согласованные движения.

Правильное формирование скелета связано с развитием мышц. На тех местах костей, куда прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, выступы, гребни (рис. 51 ). Они тем больше, чем сильнее прикрепляющиеся к ним мышцы. Это и понятно: ведь кость растет особенно усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает наиболее сильное натяжение или сжатие.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, БиологияРис. 51

Таким образом, чем сильнее развиты мышцы тела, тем прочнее становится скелет.

Значение тренировки мышц. Человек, регулярно занимающийся физическим трудом, физкультурой, спортом, становится ловким, мускулатура его тела развивается, движения делаются точными. Тренированные люди сильны, выносливы, работоспособны. Почему же постоянное упражнение мышц влияет на их развитие ?

Ученые установили, что при работе органа в него поступает больше крови, чем во время покоя. Это доказывается опытом. Человека кладут на горизонтальную платформу больших, но очень чувствительных весов и уравновешивают их.

Стоит лежащему на весах несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, немного опустилась. Если человек сделает несколько жевательных движений, то опустится другой конец платформы.

Это происходит потому, что увеличивается снабжение работающих мышц кровью.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, БиологияСеченов Иван Михайлович (1 августа 1829 – 2 ноября 1905) – русский естествоиспытатель, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологической школы, создатель естественнонаучного направления в психологии, член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1869 года, а с 1904 года – ее почетный член. В 1863 году в журнале 'Медицинский вестник' была впервые напечатана знаменитая работа И. М. Сеченова 'Рефлексы головного мозга', которая является образцом боевой материалистической литературы 60-х годов XIX века. В 1866 году была опубликована работа И. М. Сеченова 'Физиология нервной системы', в которой он изложил новаторские идеи в области физиологии. В 1901 году выходит в свет работа 'Очерки рабочих движений человека', которая положила начало изучению гигиены труды

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ приносит к ним кровь. У человека, регулярно занимающегося физический работой, физкультурой, мышцы развиваются – становятся сильнее, так как их волокна растут и утолщаются. В результате хорошо развивается не только мускулатура тела, но и скелет. Кости делаются крепче, на них появляется бугристость.

Вот почему очень важно с детства заниматься физическими упражнениями, работать на школьном учебно-опытном участке, в школьных мастерских, убирать классы, выполнять необходимую работу дома. Все это способствует физическому развитию, укрепляет здоровье.

Искривления позвоночника, плоскостопие и их предупреждение. Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, например спины и некоторыми другими мышцами туловища. Эти мышцы очень важно развивать, чтобы скелет формировался правильно.

В упражнениях, которые вы выполняете на уроках физкультуры, есть много таких, которые развивают именно эти мышцы. Таковы упражнения, связанные с прогибанием позвоночника вправо и влево, круговые движения туловища, наклоны вперед, прогибание назад.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, БиологияРис. 52

Тренировка мышц, поддерживающих наше тело в выпрямленном положении, способствует развитию хорошей осанки, т. е. правильного положения тела во время стояния, сидения, ходьбы и работы (рис. 52, 2). Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки (2) очень трудно.

В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, посадкой за столом, партой. У школьника, изо дня в день сидящего или работающего в какой-либо неправильной позе, может искривиться позвоночник (рис. 53 ). Искривления позвоночника затрудняют деятельность внутренних органов.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, БиологияРис. 53

Если ребенок часто поднимает большие тяжести или носит тесную обувь, то это может вызвать неправильное развитие стопы. Ее свод уплощается – возникает плоскостопие (рис. 54 ).

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, БиологияРис. 54

Плоскостопие может развиваться и у взрослых, которые в связи со своей профессией вынуждены подолгу стоять на ногах или ходить. При ходьбе и стоянии у людей, страдающих плоскостопием, возникает боль в своде стопы. Чтобы предупредить искривления позвоночника и плоскостопие, надо соблюдать ряд правил.

Запомните: каждому необходимо заниматься физическими упражнениями; никогда не следует горбиться; нельзя спать свернувшись калачиком; не надо поднимать очень тяжелые предметы; при переносе даже небольших тяжестей нужно равномерно нагружать обе руки; за столом или партой надо сидеть прямо; во время письма, работы в мастерской нельзя гнуться в сторону и держать одно плечо постоянно приподнятым; нельзя носить тесную обувь и обувь на высоком каблуке.

Ученые-гигиенисты рекомендуют для учащихся и людей разных профессий корригирующие упражнения. Эти упражнения предупреждают вредные изменения в организме.

Влияние физической работы и физических упражнений на организм. Физический труд оказывает благотворное влияние не только на развитие мускулатуры, но и на деятельность других систем органов.

Великий русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 86 лет и до конца жизни оставался бодрым, физически крепким, поразительно работоспособным.

Уже в глубокой старости он писал: “Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй”. Действительно, И. П.

Павлова можно было очень часто видеть и вскапывающим грядки огорода, и увлеченно играющим в городки, и стремительно бегущим на лыжах, и совершающим прогулку на велосипеде.

Физический труд и физические упражнения до последних лет жизни И. П. Павлова помогали его научному творчеству.

Но физическим трудом, упражнениями и спортивными играми нужно заниматься умеренно. Без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, хоккей, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.

Влияние физических упражнений на организм человека, в частности ребенка, изучал русский ученый П. Ф. Лесгафт. Он разработал ряд принципов физического воспитания.

■ Тренировка мышц.

? 1. Почему регулярное упражнение мышц способствует их развитию? 2. По каким причинам могут возникать искривления позвоночника? 3. Как следует предупреждать искривления позвоночника? 4. Каковы причины возникновения плоскостопия? 5. Как можно предупредить плоскостопие? 6. Как влияет на организм физический труд?

▲ Если вы не делали до сих пор утренней зарядки, то начните ежедневно ее выполнять.

В первый раз измерьте сантиметром толщину вытянутой руки в самом широком месте плеча (на уровне двуглавой мышцы) и выпрямленной ноги в самом широком месте голени (на уровне утолщения икроножной мышцы).

Повторяйте такие измерения каждый месяц. Записывайте в тетрадь дату (месяц, число) и числа, получаемые вами при измерении окружности плеча и голени. Запись ведите по такой форме.

Влияние физических упражнений на толщину мышц

Дата Окружность плеча(в мм) Окружность голени(в мм)

Если вы уже делаете утреннюю зарядку или занимаетесь спортом, то начните такие наблюдения с завтрашнего дня. Тетрадь-дневник будет нужна вам и для записи других наблюдений.

Влияние физических упражнений на телосложение человека: кратко о главном

Влияние физических упражнений на телосложение человека: кратко о главном добавить в закладки

Велико влияние физических упражнений на мышцы и формирование всего опорно-двигательного аппарата. Как известно из курса биологии, костно-мышечная система человека начинает развиваться еще в зародышевом состоянии. После рождения ребенок совершает беспорядочные взмахи руками и ногами. Такие движения кажутся нецелесообразными, но они нужны для развития навыков координации и тренировки мышц. Постепенно у ребенка происходит развитие согласованных движений и возрастает мышечная сила.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, Биология

Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат

Развитие мышц взаимосвязано с укреплением скелета. Нетренированные, слабые мышцы не справляются с нагрузками. Появляются сутулость, искривления позвоночного столба и другие нарушения в организме. Происходят неблагоприятные изменения в деятельности других систем органов.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, Биология

Влияние физических упражнений на мышцы (кратко):

  • Кровоснабжение мускулатуры усиливается при регулярной физической работе, систематической тренировке, занятиях спортом.
  • Обмен веществ в мышцах повышается, приток питательных веществ, кислорода, витаминов, гормонов увеличивается.
  • Быстрее растут мышечные волокна, увеличивается мышечная масса, и человек становится выносливее, сильнее.
Читайте также:  Условия прорастания семян - биология

В детском возрасте нельзя поднимать большие тяжести или носить тесную обувь, так как повышается нагрузка на позвоночник, стопы ног. Могут появиться искривления и другие нарушения в позвоночном столбе. Если свод стопы уплощается, то возникает плоскостопие.

Нередко такие изменения обусловлены наследственной предрасположенностью, нехваткой витаминов и кальция.

Причины нарушений в формировании костей и мышц:

  • ходьба в тесной неудобной обуви, на высоких каблуках;
  • гиподинамия — малая подвижность организма;
  • неправильное сидение за столом;
  • заболевания скелета (рахит);
  • ношение тяжестей.

Способ развития мышц и костей — физическая активность

Нужны систематические упражнения. Двигательная активность воздействует на все органы, способствует исправлению неправильной осанки. Движения, соответствующие возрасту, нужны для предупреждения плоскостопия и ряда других нарушений в организме.

Значение занятий физическими упражнениями:

  1. Мышцы прикрепляются к костям своими сухожилиями.
  2. На месте прикрепления сухожилия к кости образуются костные шероховатости, гребни, выросты.
  3. Усиливается кровоснабжение мышц, взаимосвязанных с ними костей, суставов и сухожилий.
  4. Увеличение массы мышечной ткани влечет за собой усиленный рост кости.
  5. Хорошо тренированная мускулатура важна для стабилизации суставов, формирования всего скелета.
  6. Развитые мышцы и прочный скелет обеспечивают устойчивость организма к нагрузкам и травмам.

Положительное влияние физических упражнений на телосложение человека не вызывает сомнений. Занятия физкультурой, спортом, трудовая деятельность — путь к правильному телосложению с гармонично развитой мускулатурой. Повышается выносливость организма, уменьшаются его энергетические затраты на работу, снижается утомляемость.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц Выполнила ученица 10а класса ГБОУ школы 38 Метсхарг Кристина Учитель биологии Илюхина Елена. – презентация

  • 1 Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц Выполнила ученица 10а класса ГБОУ школы 38 Метсхарг Кристина Учитель биологии Илюхина Елена Петровна учебный год
  • 2 Работа мышц ДинамическаяСтатическая
  • 3 Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.
  • 4 Осанка – не наследуемый признак: формируется от 5 до 18 лет поддерживается статическим напряжением мышц зависит от строения скелета, формы позвоночного столба

5 Типы осанки: 1.нормальная 2.сутулая 3.кифотическая 4.лордотическая 5.сколиоз Затрудняет работу легких, сердца, ЖКТ, уменьшает ЖЕЛ, уменьшает обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость.

6 Физические упражнения и спортивная тренировка, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки.

  1. 7 Формирование осанки: равномерное упражнение и гармоничное развитие всех групп мышц правильно подобранная мебель и обувь режим труда и отдыха
  2. 8
  3. 9 Измерение силы мышц правой руки при антропометрическом обследовании: рука выпрямлена и отведена, кисть сжимает динамометр.

10 Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т.е. увеличивается масса мускулатуры.

11

12 РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Чем больше движение, тем больше пересечение электромагнитных силовых линий, тем больше энергии получает организм. 2. Физические упражнения должны быть соразмерны со скоростью движения крови в сосудах 0, 01 м/сек.

и соответственно быть плавными и не резкими. РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Чем больше движение, тем больше пересечение электромагнитных силовых линий, тем больше энергии получает организм. 2. Физические упражнения должны быть соразмерны со скоростью движения крови в сосудах 0, 01 м/сек.

и соответственно быть плавными и не резкими.

13 Приходит ребенок лет на тренировку с нормальным сердцем. Потом начинается период, когда мышцы быстро растут, а сердце не успевает расти. Такой ребёнок может на пульсе 200 бегать часами. Сердце маленькое, оно при этом закисляется, а мышцы не закисляются.

В лет, дистрофия миокарда уже есть, но он чемпион России в легкой атлетике, в лыжных гонках… Ему исполняется лет, надо идти в сборную команду, а у него сердца нормального нет, всё. Поэтому у нас в легкой атлетике сейчас практически нет бегунов.

Что же делать?

14 Количество случаев заболевания сердца в наше время постоянно увеличивается. Сердце часто страдает от неправильного питания, колебаний давления, психоэмоциональных нагрузок и неправильно рассчитанных физических нагрузок. Как защитить свое сердце Следите за своим питанием.

Будьте физически активны, гуляйте минимум 30 минут в день. Избегайте стрессов. Регулярно проходите медицинское обследование, особо уделяя внимание состоянию сердца.

Разумно организуйте физические упражнения и помните, что выполняя физические упражнения, вы тренируете свое сердце, но любая тренировка должна проходить под постоянным контролем измерения тренируемых функций. Постепенность – главное условие сохранения здоровья при высоких нагрузках.

Следите за количеством потребляемого алкоголя. Не курите сами и избегайте мест, где курят другие и вы увеличите продолжительность своей жизни примерно на 7 лет.

15 Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела.

16 Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой.

17 Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.

18 При систематическом выполнении физических нагрузок формируются более совершенный механизм дыхательных движений. Увеличивается глубина дыхания, повышается использование кислорода тканями организма.

19 Под влиянием тренировок увеличивается жизненная емкость легких. Кровеносные сосуды в процессе тренировки становятся более эластичными, что улучшает условия передвижения крови.

20

21 Омар Ханапиев из Ейска шесть метров тащил судно водоизмещением 2200 тонн, вцепившись зубами в трос, закрепленный на корабле.

22 Статистика травм зубов в спорте 1.Бокс 2.Регби 3.Баскетбол 4.Крикет 5.Хоккей 6.Футбол 7.Нетбол 8.Софтбол 9.Гандбол

23 Бокс и зубы Около 10% повреждений зубов получено во время спортивных мероприятий. В таком виде спорта как бокс риск повреждений зубов очевиден. Спортсмены, занимающиеся этим видом спорта, обязательно носят спортивные защитные капы.

24 Тренируемые мышцы увеличиваются в объеме, в связи с чем возрастает их сила

25

Конспект открытого урока по биологии на тему "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц"

  • ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
  • В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ :
  • «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
  • ФОРМИРОВАНИЯ СКЕЛЕТА И МЫШЦ».

МОБУСОШ № 4 г.о. РОШАЛЬ

ДАТА: 15.12.2011 г.

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ : КОРОТКОВАМ.Е.

УМК: В.Б. Захаров , М.Р.Сапин, Н.И. Сонин.

  1. ТИП УРОКА: изучение нового материала.
  2. ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
  3. ЗАДАЧИ УРОКА:
  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : закрепить знания о строении мышц и костей, о механизмах , регулирующих двигательную активность, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ : развивать умения работать в группах, развивать творческие способности учащихся ( размышления над проблемными вопросами), развивать умение извлекать информацию из проводимого эксперимента, умения ответить на поставленный вопрос, развивать интерес к знаниям.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать сознательное, бережное отношение к своему здоровью, воспитывать привычку к ЗОЖ, воспитывать чувство ответственности за свой труд.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  1. личностно – ориентированные

  2. здоровьесберегающие

  3. игровые

  4. информационно – коммуникационные

  5. проблемно – поисковые.

  • МЕТОДЫ : адаптационно – развивающие , мотивационно – стимулирующие, частично – поисковые, исследовательские, диалогические, самопроверки результативности овладения знаниями.
  • ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ :
  • фронтальная , индивидуальная , работа в малых группах.
  • ПЛАН УРОКА :
  1. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, выявление цели и задач урока, ознакомление с планом урока.

  2. Актуализация знаний( фронтальный опрос, экспериментальная исследовательская работа, выполнение теста ).

  3. Изучение нового материала.

  4. Подведение итогов , рефлексия.

  5. Домашнее задание.

Фронтальный опрос. Слайды.

  1. Из чего состоит опорно – двигательный аппарат?

  2. Какие функции выполняет скелет?

  3. Какие ткани образуют скелет ?

  4. Как кости растут в длину и толщину?

  5. Из каких отделов состоит скелет верхней конечности ?

  6. Мышцы опорно – двигательной системы какой тканью образованы ?

  7. Каков химический состав костей ?

  8. Какие бывают соединения костей ?

  1. Экспериментальная исследовательская работа « Работа мышц».
  2. Тест.
  3. 1 . Скелет человека образован тканью
  4. А) хрящевой
  5. Б) костной , хрящевой +
  6. В) костной , мышечной.
  7. А) поясу верхних конечностей +
  8. Б)свободной верхней конечности
  9. В) грудной клетке
  10. Г) осевому скелету.
  1. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет

  • А) губчатое вещество
  • Б) желтый костный мозг
  • В) надкостница +
  • Г) красный костный мозг.
  1. Для возникновения мышечного сокращения необходим металл

  1. А) магний
  2. Б) калий
  3. В)кальций +
  4. Г) железо.
  1. При длительной физической работе в последнюю очередь расходуется

  • А) белок +
  • Б)глюкоза
  • В)гликоген
  • Г) жир.
  1. Скелетная мускулатура образована тканью

  1. А) хрящевой и гладкой мышечной
  2. Б) хрящевой и поперечно – полосатой
  3. В) поперечно – полосатой мышечной +
  4. Г) гладкой мышечной.
  1. Гибкость и упругость костям придают

  • А) волокна
  • Б) органические вещества +
  • В) неорганические вещества
  • Г) костные пластинки. Что
  1. Влияет на уменьшение трения при движениях в суставах

  1. А) мышцы сустава
  2. Б) связки
  3. В) суставная жидкость +
  4. Г ) жировая ткань.
  5. 9. Двуглавая мышца плеча обеспечивает движение в суставе
  6. А) плечевом
  7. Б) локтевом +
  8. В) лучезапястном
  9. Г) плечевом и локтевом.
  1. К суставам относится соединение

  • А) теменных костей
  • Б) бедренной и тазовой костей +
  • В) позвонков
  • Г) ребер с грудиной.
  • ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Читайте также:  Отряд приматы, биология

Рассказ учителя с элементами беседы.Слайды.

Тиссо : «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Аристотель : « Ничто так сильно не разрушает человека , как продолжительное физическое бездействие».

Древние греки высекли на камне : «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

  1. Вопрос классу ( работа в малых группах) :
  2. Что же происходит в организме при физической работе ?
  3. Какова роль движения в гармоничном развитии человека ?

Постоянные упражнения удлиняют мышцы , вырабатывают способность лучше растягиваться .

При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся сильнее, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы.

К активно работающим мышцам притекает больше крови, так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ от них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция.

Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической нагрузке мышц изменяются не только мышцы , но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы будут иметь достаточную опору.

Слайды с фото спортсменов.

Улучшения в строении и деятельности организма физически развитых людей :

  1. Костный аппарат более прочный.

  2. Возрастает мышечная масса , повышается сила.

  3. Уменьшается количество жировой ткани и улучшается телосложение.

  4. В мышцах увеличивается количество капилляров и улучшается кровоснабжение.

  5. Стенки кровеносных сосудов становятся эластичными.

  6. ЖЕЛ возрастает.

  7. Сердечная мышца более тренированная.

  8. Улучшаются обменные процессы.

  9. ЦНС лучше координирует все нервные процессы.

  10. Мышечная работа , особенно после нервных перегрузок, позволяет снять стресс.

  11. Работающие мышцы улучшают работу вен.

  12. Улучшается настроение.

  • Вопрос классу :
  • К чему может привести малая двигательная активность?
  • ГИПОДИНАМИЯ .
  • Последствия гиподинамии :
  1. Ослабление деятельности сердца.

  2. Нарушение обмена веществ ( ожирение и дистрофия мышечной ткани )

  3. Кости становятся хрупкими.

  4. Увеличивается возбудимость нервной системы.

В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие сердечно – сосудистые заболевания, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда и другие болезни, а также сахарный диабет.

Какие заболевания опорно – двигательной системы сейчас очень распространены из – за внедрения в нашу жизнь компьютеров и малой двигательной активности ?

  1. Искривления позвоночника :

  1. А)Лордоз – искривление в поясничном отделе ( деформация позвоночника, боли, тело отклоняется назад , перегибаясь в пояснице, происходит опущение почек , желудка, кишечника.)
  2. Б)Сколиоз – боковое искривление( изменяется осанка, форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника выше, чем на вогнутой, подвижность позвонков уменьшается – физическое напряжение утомительно)
  3. В) Кифоз : дугообразный – сутулость.
  4. Угловой – горб.
  1. Деформация стопы – плоскостопие :

А) Поперечное – уплощается поперечный свод стопы т.е. её передний отдел опирается на все 5 плюсневых костей, а не на 1 и 5 как положено.

Б) продольное – уплощается продольный свод стопы и стопа соприкасается с полом почти всей площадью стопы.

Проблемная ситуация № 1 :

Ученик Т. в 7 классе увлекся биологией : много работал на компьютере, читал большое количество литературы, которую постоянно носил с собой в рюкзаке , причем чаше в правой руке. Однажды на занятиях физкультуры Т. пожаловался на боль в спине . Осмотрев ученика , преподаватель отметил , что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу.

Вопрос1. Как вы считаете , какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка ?

  • А) лордоз
  • Б) кифоз
  • В) сколиоз. +

Вопрос 2. Что в данном случае стало причиной искривления позвоночника такого вида ?

  1. А) нерациональное питание
  2. Б) переутомление
  3. В) постоянное ношение тяжестей в одной руке. +

Вопрос 3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника ?

  • А)избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела +
  • Б) пребывание на свежем воздухе
  • В) усиленное питание.

Вопрос 4. Что в данном случае может помочь в лечении ?

  1. А) Различные виды физической работы
  2. Б) Специальные упражнения , рекомендованные врачом +
  3. В) Усиленные самостоятельные занятия спортом.
  4. Проблемная ситуация № 2.

Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со своей старой школьной подругой М. , которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой . Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком… М. так изменилась , что А. её не узнала сразу.

Вопрос 1.Что такое осанка ?

  • А) положение туловища и головы при движении
  • Б) навык , обеспечивающий сохранение правильного положения тела +
  • В) постановка ног при движении.

Вопрос 2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке ?

  1. А) грустное выражение лица и шаркающая походка
  2. Б) висящее мешком пальто
  3. В) сгорбленная спина, сведенные плечи, согнутые ноги, опущенная голова. +

Вопрос 3. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку для нормального развития костно – мышечной системы ?

  • А) желательно
  • Б) обязательно +
  • В) не обязательно.

Вопрос 4.Влияет ли неправильная осанка на внешность человека ?

  1. А) нет, не влияет
  2. Б) влияет несущественно
  3. В) ухудшает фигуру, походку, делает человека малопривлекательным. +
  4. РЕФЛЕКСИЯ.
  5. 1) Какие сказочные персонажи страдали кифозом ?
  6. 1. – – – – – – – – ( БАБА – ЯГА )
  7. 2. – – – – – – – – – ( КАРЛИК НОС )
  8. 3. – – – – – – – – – ( КВАЗИМОДО )

2) У кого есть косточки , но нет скелета? ( ВИШНЯ, СЛИВА ….)

3) У кого есть рёбра , но нет позвоночника ? ( КУБ, ПИРАМИДА …)

4) У кого есть ручки , но нет ножек ? ( ДВЕРИ, ОКНА , СУМКИ )

  1. У кого есть ножки , но нет ручек и головы ? ( СТУЛ, ТАБУРЕТ )

  1. У кого есть кисти , но нет рук ? ( ВИНОГРАД , РЯБИНА )

  1. По фразе опознайте пословицу :

Самец непарнокопытного животного семейства лошадиных с нескладной фигурой приравнивается к самке домашнего жвачного парнокопытного животного семейства полорогих. ( Без осанки конь – корова ).

  • Одинок, как отделенная от других четырёх подвижная часть кисти руки. ( Один как перст)
  • В нижних конечностях истины нет. ( В ногах правды нет )
  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Ещё раз задумайтесь о пользе физических упражнений. Они являются первейшим условием здоровья , силы, выносливости человека.

В древности говорили : ДВИЖЕНИЕ СТРОИТ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 112 – 115.

Методическая разработка интегрированного урока по биологии на тему "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц"человека(8 класс)

  • Разработка урока
  • «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека»
  • Естественно-научное направление
  • Казакова Наталья Валерьевна, учитель биологии высшей квалификационной категории
  • МАОУ «Гимназия № 41»
  • Новоуральск
  • Пояснительная записка к уроку

Данный урок является интегрированным (биология + физкультура). Он разработан в соответствии с учебной программой курса «Анатомия и физиология человека» по разделу «Опора и движение». Учащиеся изучают данный курс на базовом уровне по учебнику «Биология. Человек. 8 кл.», авторами которого являются Сонин Н.И и Сапин М.Р.

Урок проводился в 8-м классе. Использование на данном уроке различных форм и методов (диалог, физические упражнения, эстафета, компьютерная презентация и др.

Читайте также:  Класс Ракообразные. Отряды: Десятиногие, Равноногие, Веслоногие, Ветвистоусые и Карпоеды. Строение и размножение речного рака

) позволили учащимся более эффективно вспомнить и закрепить учебный материал по мышцам человека.

Выполнение физических упражнений совместно с учителями биологии и физической культуры способствовало сплочению детского коллектива и педагогов гимназии.

Этот урок был проведён в сотрудничестве с учителем физкультуры, что способствовало формированию и пониманию учащимися тесной взаимосвязи между такими разными на первый взгляд предметами, как биология и физкультура. Также применение интегрированного подхода в изучении человека повышает эффективность формирования понятия об организме как едином целом, позволяет ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

  1. Разработка урока биологии «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека»
  2. Тема урока: Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека.
  3. Тип урока: общение знаний по теме.
  4. Цель урока: Выяснить роль физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека.
  5. Задачи:
  6. – Научить применять и обобщать полученные знания о мышцах человека на практике.
  7. – Познакомить учащихся с физическими упражнениями, развивающими различные группы мышц и укрепляющими позвоночник.
  8. – Показать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов человека.
  9. – Воспитать осознанное отношение школьников к своему здоровью, через понимание важности выполнения физических упражнений и посещения уроков физкультуры.

Оборудование и ресурсное обеспечение: ноутбук, проектор, экран, спортивный инвентарь (6 обручей, гимнастические маты, мячи, скакалки), карточки с названиями мышц и основных групп мышц, компьютерная презентация (см. Приложение 2).

Подготовка учащихся к уроку: выучить с помощью рисунка учебника расположение мышц на своем теле, заполнить пропуски в таблице используя текст учебника с.108-109

(см. Приложение 1).

  • Ход урока
  • 1. Построение и приветствие
  • Проводит Учитель физкультуры
  • 2. Сообщение темы и целей урока
  • Слайд №1 «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека»
  • Учитель биологии

Добрый день ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся вместе с вами, ребята, выяснить влияние физических упражнений на формирование скелета и мышц человека, а также познакомиться с упражнениями, развивающими различные группы мышц.

Начнем с разминки мышц.

– Ребята, как вы думаете, зачем нужно делать разминку каждый раз перед занятие физкультурой?

Ответ учащихся: Мышцы необходимо размять, чтобы предотвратить их повреждения. Разминка повышает температуру, приток крови, несущий кислород и питательные вещества к мышечным волокнам, что способствует улучшению мышечного сокращения.

  1. Под музыкальное сопровождение комплекс упражнений проводит Учитель физкультуры (учитель биологии выполняет разминку вместе с учащимися)
  2. Упражнения:
  3. – бег по кругу
  4. – бег с подскоками
  5. – наклоны головы вперед и назад, повороты в сторону
  6. – рывки руками перед туловищем
  7. Перестроение в три колонны
  8. Упражнения:
  9. – прыжки на двух ногах
  10. – исходное положение стоя, наклоны туловища в стороны
  11. – исходное положение стоя, наклоны туловища вперед с вытянутыми руками
  12. – исходное положение стоя закручивание туловища вправо и влево
  13. – исходное положение стоя, наклон туловища вперед, круговые движения туловищем
  14. – исходное положение стоя выпады ногами вперед
  1. Повторение основных групп мышц

  • Учитель биологии
  • – Ребята, а какие мышцы у вас устали больше всего? Мышцы конечностей
  • Слайд № 2 «Основные группы мышц»
  • – А какие вы еще знаете основные группы мышц у человека?
  • Ответ учащихся: мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей
  • – Перечислите названия и покажите мышцы, входящие в каждую группу основных мышц
  • По мере ответа на Слайде № 3 появляются заполненные строки с названиями мышц каждой группы
  • Основные группы мышц
  • Названия мышц
  • I. Мышцы головы
  • 1. Жевательные
  • 2. Мимические
  • II. Мышцы шеи
  • Щитоподъязычная, грудино-щитовидная, лесничные мышцы
  • III. Мышцы туловища
  • 1. Живота: брюшного пресса (прямые), косые
  • 2. Груди: большая грудная, передняя зубчатая
  • 3. Спины: трапециевидная, широчайшая, разгибатели спины
  • IV. Мышцы конечностей
  • 1. Верхних конечностей: дельтовидная, двуглавая (бицепс), трехглавая (трицепс), мышцы кисти (разгибатели кисти и пальцев)
  • 2. Нижних конечностей: большая ягодичная, подвздошно-поясничная, портняжная, двуглавая, четырехглавая, передняя большеберцовая, икроножная, мышцы стопы
  • – Покажите упражнения на работу мышц головы и шеи.
  • Основные группы мышц
  • Физические упражнения
  • I. Мышцы головы
  • Движения губами (улыбка, гримаса)
  • II. Мышцы шеи
  • Наклоны и повороты головы в стороны
  • Слайд № 4 рисунок «Главные мышцы тела человека»
  • – А теперь вместе с учителем физкультуры выполните физические упражнения, развивающие мышцы туловища и конечностей и укрепляющие позвоночник.
  • 5. Выполнение дополнительных упражнений на мышцы туловища и конечностей
  • Учитель физкультуры. Упражнения выполняются на гимнастических матах
  • Основные группы мышц
  • Физические упражнения
  • III. Мышцы туловища
  • повороты тела вправо и влево в положении стоя на коленях, подъем прямых ног под углом 450 из положения лежа на спине, упражнение «велосипед» в положении лежа на спине, упражнение «лодочка»з в положении лежа на животе
  • IV. Мышцы конечностей
  • приседания, отжимания, исходное положение лежа на боку поднятие ноги вверх под углом 450, отведение правой, а затем левой ноги вперед и назад в положении лежа на боку
  • 6. Закрепление «Спортивная эстафета»
  • Учитель биологии А теперь мы поиграем и узнаем насколько хорошо вы знаете названия мышц основных групп и умеете правильно выполнять физические упражнения.
  • Проводятся соревнования (2 команды)
  • Необходимо, выполняя физические упражнения рассортировать карточки с названиями мышц на 2 основные группы: мышцы туловища и мышцы конечностей

Для каждой команды кладется по три обруча. В одном располагаются карточки с названиями мышц туловища и конечностей. В остальных двух – названия групп мышц. Учащиеся, выполняя физическое упражнение, добегают до первого обруча, берут карточку и оббегая два обруча, кладут карточку в тот обруч, который соответствует названию группы.

  1. Схема расположения обручей
  2. Карточки с названиями групп и видов мышц
  3. Мышцы
  4. туловища
  5. трапециевидная
  6. широчайшая
  7. зубчатая
  8. грудная
  9. прямая
  10. косая
  11. Мышцы конечностей
  12. портняжная
  13. дельтовидная
  14. подвздошно-поясничная
  15. икроножная
  16. четырехглавая
  17. бицепс
  18. Учитель физкультуры проверяет правильность выполнения физических упражнений.
  19. Учитель биологии проверяет правильность распределения карточек по группам.
  20. Учитель биологии
  21. Слайд № 5 «Движение – основа здоровья»

– В чем же заключается роль физических упражнений для формирования скелета и мышц? Зачем необходимо делать утром зарядку, заниматься физкультурой и спортом? Почему говорят «Движение – это основа здоровья»?

Выводы: Мышцы и скелет составляют единую опорно-двигательную систему. При физических нагрузках увеличивается приток крови к мышечным волокнам, а, значит, количество О2 и питательных веществ, получаемых мышцами.

Работая, мышцы действуют на кости, как рычаг, заставляя их двигаться. Приток питательных веществ к мышцам вызывает не только развитие мышечной массы, но и рост и укрепление скелета.

Мышечная работа способствует улучшению настроения, приливу бодрости, силы, здоровья.

Учитель физкультуры

Выводы: Упражнения повышают мышечный тонус, поддерживают позвоночник в правильном положении. Благодаря этому внутренние органы поддерживаются в хорошем состоянии. О мышцах нужно заботится. Без работы мышцы быстро атрофируются. Но если они работают без перерыва, наступает утомление. Главные правила тренировка мышц – посильность, постепенность и систематичность.

Подведение итогов. Выставление оценок по биологии и физкультуре

Домашнее задание: повторить материал о мышцах (с.108-111) и выполнить тренировку различных групп мышц (слайд № 6).

  • Приложение 1
  • Основные группы мышц
  • Основные группы мышц
  • Названия мышц группы
  • Функции
  • I. Мышцы головы

1. ……….

  1. 2. ………
  2. Смещают при сокращении нижнюю челюсть, обусловливая акт жевания. Формируют мимику человека
  3. II. Мышцы шеи
  4. Щитоподъязычная, грудино-щитовидная, лестничные мышцы
  5. ………………………………………………………………………………….…………………………………………………………

III. Мышцы ……………….

  • – Живота
  • – Груди
  • – ………….
  • 1. Прямые (Брюшного пресса)
  • 2. Косые
  • 1. Большая грудная
  • 2. Передняя зубчатая

1. ………………….

  1. 2. широчайшая
  2. 3. разгибатели спины
  3. Наклоняет туловище кпереди, удерживают внутренние органы в определенном положении
  4. Участвуют в дыхательных движениях
  5. Приводит и вращает внутрь плечевую кость, поднятую руку опускает и тянет ее вперед и внутрь, участвует в подъеме ребер (вдох).
  6. Участвует во вращении лопатки при подъеме руки до вертикального положения.
  7. Участвует в движениях головы и лопаток
  8. Участвует в движениях головы.
  9. Приводит плечо к туловищу и тянет верхнюю конечность назад, поворочивая ее внутрь, участвует при дыхательных движениях.
  10. Участвуют в движениях позвоночника назад и в стороны

IV….

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]