Стебель, его строение и значение, Биология

Стебель, его строение и значение, Биология

Анатомия растений раздел науки ботаники, который изучает внутреннее и внешнее строение стебля растения, их функции, определение и распознавание слоев стебля.

Что такое стебель

Стебель – удлиненная стержневая ось, соединяющая составные части растения.

Стебель, его строение и значение, Биология

В данной работе мы рассмотрим, какие бывают стебли, их строение, особенности, функции основных элементов. Всё это изучается на уроках биологии и используется в контрольных и экзаменационных работах.

Каково внутреннее строение стебля дерева или кустарника

Внутреннее строение считается более сложным, чем внешнее.

Стебель, его строение и значение, Биология

Срез поперечного сечения стебля древесного растения очень напоминает ажурный рисунок, по которому очень просто рассмотреть наличие слоев.

Данная таблица поможет более детально изучить структуру стебля:

Элементы стебля Свойства
Наружная ткань:

  • верхний слой (пробка),
  • средний слой (пробковый камбий),
  • внутренний слой (основная ткань).
Наружное покрытие, где расположены чечевички – мелкие бугорки, служащие для поглощения и выделение газов.
Первичная кора Выполняет защитную функцию от внешних и механических воздействий, паренхима, входящая в состав, выполняет резервную функцию.
Вторичная кора – луб (флоэма) Проводящая функция, осуществляемая в молодых слоях, где происходит движение полезных веществ к органам растения.
Камбий Формирующая ткань между лубом и древесиной, где одна клетка переносится в сторону луба, и остальное количество клеток в сторону древесины, благодаря этому процесс образования древесины проходит быстрыми темпами.
Древесина (ксилема) Формирование сосудов и трахеидов древесной паренхимой и лубяными волокнами. Во время вегетации происходит образование только одного слоя древесины – годовое кольцо роста.
Сердцевина Клетки основной ткани пористой структуры, где осуществляется запас органических веществ.

Какое значение имеют кожица и пробка

Кожица и пробка осуществляют защитные и резервные функции, предохраняют глубоко распределившиеся клетки от избыточного испарения, дефектов, доступа внутрь органической пыли и микробов, которые могут вызвать различные болезни растений.

Стебель, его строение и значение, Биология

Под воздействием этих тканей совершается всасывание и выделение жидкости и газов. После отмирания клетки заполняются воздухом и дубящими веществами, осуществляя свою деятельность.

Функции стебля

Осевой орган значимая часть растения.

Стебель, его строение и значение, Биология

По своему анатомическиму строению и особенностям имеет способность выполнять разнообразные обязанности:

  • движения,
  • поддержки,
  • снабжения,
  • фотосинтез.

Значение стебля для жизни растения

Стебель играет основную роль в функционировании растения. Он переносит воду и минеральные вещества от листьев к корню и наоборот, так как растение питается не только от земли, но и от солнечных лучей и воздуха.

Стебель, его строение и значение, Биология

С его помощью обеспечивается опора растения, нужное положение и поддержка листьев, появление на нем цветов и плодоношение.

Сердцевина является кладовой, где хранятся органические вещества, используемые для роста почек, цветков и завязи плодов. Клетки содержат хлорофилл, поэтому стебель непосредственно принимает участие в фотосинтезе растения.

Виды стеблей

По структуре стебли делятся на два типа:

Стебель, его строение и значение, Биология

По форме поперечного сечения существуют следующие виды:

  • круглые,
  • цилиндрические,
  • трех- и четырехгранная форма,
  • плоские,
  • крылатые,
  • ребристые.

Виды положения:

  • над земляным слоем,
  • под землей.

Стебель, его строение и значение, Биология

По типу и способу роста подразделяются на виды:

  • ползучий тип, стелящийся по почве и укореняющийся придаточными корнями,
  • восходящий нижний отрезок стебля прилегает к земле, а верхняя часть поднимается в вертикальном положении от поверхности почвы,
  • прямостоячие,
  • стелющиеся нижняя часть не укореняясь, лежит на поверхности земли,
  • вьющиеся,
  • цепляющиеся.

Как называются участки стебля, на которых развиваются листья

Отдел стебля, где располагается лист, принято называть узлом, а отрезок между расположенными рядом узлами междоузлием. Угловая часть отрезка между листом и стеблем именуется пазухой листа, к которому крепятся листья.

Стебель, его строение и значение, Биология

Если на узлах находится один листок, то такое расположение именуется очередным, если по два супротивным, а более двух — мутовчатым.

Рост стебля сочетается с его разветвлением, которое подразделяется на виды:

  1. Боковое моноподиальное основная ось, развивающаяся верхушкой в процессе существования растения. Побочные ветки при этом формируются из боковых почек.
  2. Боковое симподиальное при этом ветвлении верхушечная почка погибает, или основной ствол останавливает рост, и его продлением становятся ось, растущая и развивающаяся из боковых почек.

Какую функцию выполняет луб

Луб (флоэма) сформирован лубяными волокнами и лубяной паренхимой, способствующие прочности и пластичности стебля, и ситообразными сосудами, которые предназначены для транспортировки глюкозы и химических соединений.

Стебель, его строение и значение, Биология

Так как луб является проводником химических соединений в листья и в остальные органы, им выполняется функция опускающего тока.

Видоизменение стебля

Под этим подразумевается видоизменённый побег. Его роль заключается в накоплении органических веществ. Так же немаловажная роль — размножение.

Имеется шесть типов видоизменений:

  • корневище,
  • луковица,
  • клубень,
  • клубнелуковица,
  • отпрыск,
  • ус.

Строение видоизмененного стебля аналогично обычному стеблю. Внешнее отличие заключается в горизонтальном произрастании над поверхностью земли, а внутреннее — происходит аккумулирование минеральных и питательных веществ.

Заключение

Для более глубокого изучения строения растений в практике используется микроскоп, который дает возможность рассмотреть форму, границу и цвет образующей ткани, особенности их строения и функции.

Стебель растений

Автор статьи – Л.В. Окольнова.

Стебель, его строение и значение, Биология

Прежде всего, это вегетативный орган. Это одна из основных надземных частей растения, которая закладывается еще в семени.

Стебель, его строение и значение, Биология

У стебля растений есть одно интересное свойство – фототропизм. Проще говоря, как бы вы не сажали семечко, стебель с листьями всегда будут прорастать вверх – к солнцу.

  • Функции стебля:
  • ● механическая – благодаря стеблю растения растут вертикально вверх – к солнцу;
    ● проводит воду и неорганические вещества вверх – к листьям и вниз органические – к корням растения;
    ● запасающая – откладывание питательных веществ;
  • ● вегетативное (неполовое) размножение.
  • Строение стебля:

Стебель, его строение и значение, Биология

Внутреннее строение стебля

● Покровная ткань – кожица (верхний слой) с устьицами и пробка
Основные функции – защита и газообмен
● Кора – более глубокий, внутренний слой. Вообще, это целый комплекс тканей.

Ее нижняя (более глубокая часть) – луб:механическая ткань (лубяные волокна), проводящая ткань (ситовидные трубки) и (запасающая ткань.
● Камбий – рост растения в толщину – это то, что мы называем годичными кольцами.

● Древесина – широкий слой – тоже состоит из различных тканей: механической, проводящей (сосуды) и клеток с запасными питательными веществами.

● Сердцевина – запас питательных веществ..

Стебель, его строение и значение, Биология

Видоизменения стеблей

Надземные Подземные
1) колючки — например, на стебле розы  – защитная функция;
2) усы — длинные стебли, удлиненные междоузлия – распространение, расселение захват территории
3) усики —для того, чтобы цепляться, поднимая растение вверх
1) корневище  – запас питательных веществ;
2) клубни  – запас питательных веществ и бесполое (вегетативное) размножение;
3) луковица  – также вегетативное размножение

Внутреннее строение и виды: побег, почки и стебель | Биология

Внутреннее строение и виды: побег, почки и стебельСтебель, его строение и значение, Биология

Внутреннее строение и виды: побег, почки и стебель

Побег – это надземная вегетативная часть растения. Состоит из осевой части – стебля, на котором расположены листья и почки. На некоторых побегах могут быть размещены также генеративные органы – цветки. Имеет более сложное строение, чем корень.

На стебле побега можно различить узлы и междоузлия. Узел – это место прикрепления одного или нескольких листков к стеблю. Междоузлия – это расстояние между двумя соседними узлами. Между стеблем и листком есть верхний угол, который называется листовой пазухой. Почки находятся на верхушке побега и в листовых пазухах.

Побеги в зависимости от степени вытягивания междоузлий могут быть укороченными или удлиненными. Укороченные побеги состоят фактически из одних узлов. На укороченных побегах у травянистых растений (одуванчик, морковь, свекла и т. п.) листья расположены близко один к другому и образуют прикорневую розетку.

Читайте также:  Отдел Покрытосеменные, или Цветковые растения, Биология

Среди травянистых растений различают растения однолетние, двухлетние и многолетние. Однолетние развиваются и растут на протяжении одного года (одного вегетационного периода).

В первый год жизни двухлетние растения (морковь, редька, свекла и т. п.) образуют вегетативные органы, накапливают питательные вещества, во второй – цветут, дают плоды и семена.

Многолетние растения живут три и больше лет. Древесные растения – многолетние.

Почки

Почки – это зародышевые побеги с очень укороченными междоузлиями. Они возникли позже, чем стебель и листья. Благодаря почкам происходит ответвление побегов.

Виды почек

Стебель, его строение и значение, Биология

Виды почек

По месту расположения почки бывают верхушечными – расположены на верхушке побега, и боковыми или пазушными – расположены в листовых пазухах. Верхушечная почка обеспечивает рост побега, из боковых почек формируются боковые побеги, которые обеспечивают ветвление.

Почки бывают вегетативными (листовыми), генеративными (цветочными) и смешанными. Из вегетативной почки развивается побег с листьями. Из генеративной – побег с цветком или соцветием. Цветочные почки всегда больше по размерам, чем листовые, и имеют округлую форму.

Из смешанных почек развиваются побеги с листьями и цветками или соцветиями. Почки, которые закладываются на любой другой части стебля, а также на корнях или листьях, называются придаточными, или адвентивными.

Они развиваются из внутренних тканей, обеспечивают вегетативное восстановление и вегетативное размножение.

По наличию чешуек почки бывают закрытые (если чешуйки есть) и открытые (голые, если чешуек нет). Закрытые почки характерны преимущественно для растений холодного и умеренного поясов. Чешуйки у почек плотные, кожистые, могут покрываться кутикулой или смолянистыми веществами.

Большинство почек развивается у растений ежегодно. Почки, которые могут не возобновлять рост побегов на протяжении нескольких лет (даже всю жизнь), но оставаться живыми, называются спящими.

Такие почки возобновляют рост побегов при повреждении верхушечной почки, ствола или ветви. Характерны для деревьев, кустов и ряда многолетних трав. По происхождению могут быть пазушными или придаточными.

Внутреннее строение почки

Снаружи почка может быть покрыта коричневыми, серыми или бурыми ороговевшими чешуйками – видоизмененными листьями. Осевой частью вегетативной почки является зародышевый стебель. На нем расположены зародышевые листья и почки. Все части вместе составляют зародышевый побег.

Верхушкой зародышевого побега является конус нарастания. Клетки конуса нарастания делятся и обеспечивают рост побега в длину.

Вследствие неравномерного роста внешние листовые зачатки направлены вверх и к центру почки, загнуты над внутренними листовыми зачатками и конусом нарастания, покрывают их.

Внутри цветочных (генеративных) почек на зародышевом побеге находится зародышевый цветок, или соцветие.

Когда из почки вырастает побег, чешуйки его отпадают, а на их месте остаются рубцы. По ним определяют длину ежегодных приростов побега.

Стебель

Стебель – это осевой вегетативный орган растений.

Основные функции стебля: обеспечивает взаимосвязь органов растения между собой, транспортирует разные вещества, образует и несет на себе листья и цветки.

Дополнительные функции стебля: фотосинтез, накопление веществ, вегетативное размножение, запасание воды. Очень колеблются по размерам (например, эвкалипты высотой до 140- 155 м).

Ток веществ в стебле происходит в двух направлениях: от листьев к корню (нисходящий ток) – органических веществ и от корня к листьям (восходящий ток) – воды и преимущественно минеральных веществ. По сердцевинным лучам от сердцевины к коре питательные вещества передвигаются в горизонтальном направлении.

Побег может ветвиться, то есть образовывать боковые побеги из вегетативных почек на основном стебле. Главный стебель у разветвленного растения называется осью первого порядка.

Боковые стебли, которые развились из его пазушных почек, называются осями второго порядка. На них образуются оси третьего порядка и т. д.

На дереве может развиться до 10 таких осей.

При ветвлении у деревьев формируется крона. Крона – это совокупность всех надземных побегов деревьев, размещенных выше начала ветвления ствола. Наиболее молодыми ветвями в кроне являются ветви последнего порядка.

Кроны имеют разную форму: пирамидальную (тополь), округлую (шаровидную) (клен остролистный), колонновидную (кипарис), плоскую (некоторые сосны) и т. п. Человек формирует крону культурных растений.

В природе формирование кроны зависит от того места, где растет дерево.

Ветвление стебля у кустов начинается у самой поверхности почвы, поэтому образуется много боковых побегов (шиповник, смородина, крыжовник и т. п.). У полукустарников (полынь горькая) стебли деревенеют лишь в нижней многолетней части, от которой каждый год отрастают однолетние травянистые побеги.

У некоторых травянистых растений (пшеница, ячмень и т. п.) побеги вырастают из подземных побегов или из самых низких почек стебля – такое ветвление называется кущением.

Стебель, который несет на себе цветок или одно соцветие, называется стрелкой (у первоцвета, лука).

Виды стебля

Стебель, его строение и значение, Биология

Виды стебля

По расположению стебля в пространстве различают: прямостоячие (тополь, клен, осот и т. п.), ползучие (клевер), вьющиеся (березка, хмель, фасоль) и цепляющиеся (переступень белый).

Растения с вьющимся побегом объединяются в группу лиан. Ползучие стебли с длинными междоузлиями называются усами, а с укороченными – кнутами. И усы, и кнуты являются надземными столонами.

Побег, который стелется по земле, но не укореняется, называется стелющимся (спорыш).

По состоянию стебля различают травянистые стебли (чертополох, подсолнух) и деревянистые (бук, дуб, сирень).

По форме стебля на поперечном срезе различают: округлые (береза, тополь и т. п.), ребристые (валерьяна), трехгранные (осока), четырехгранные (мята, губоцветы), многогранные (зонтичные, большинство кактусов), сплющенные, или плоские (опунции) и т. п.

По опушенности бывают гладкими и опушенными.

Внутреннее строение стебля

На примере древесного стебля двудольных растений. Различают: перидерму, кору, камбий, древесину и сердцевину.

Эпидерма функционирует недолго и отшелушивается. Ее заменяет перидерма, состоящая из пробки, пробкового камбия (феллогена) и феллодермы. Снаружи стебель покрыт покровной тканью – пробкой, которая состоит из отмерших клеток.

Выполняет защитную функцию – защищает растение от повреждений, от чрезмерного испарения воды. Пробка образуется из слоя клеток – феллогена, который лежит под ним. Феллодерма – внутренний слой. Обмен с внешней средой происходит через чечевички.

Они образованы большими клетками основной ткани с большими межклетниками.

Кора

Различают первичную и вторичную. Первичная находится под перидермой и состоит из коленхимы (механической ткани) и паренхимы первичной коры.

Вторичная кора или луб

Представлен проводящей тканью – ситовидными трубками, механической тканью – лубяными волокнами, основной – лубяной паренхимой. Слой лубяных волокон образует твердый луб, другие ткани – мягкий.

Камбий

Камбий (от лат. cambio – изменяю). Находится под корой. Это образовательная ткань, которая имеет вид тонкого кольца на поперечном срезе. Снаружи клетки камбия образуют клетки луба, внутри – древесины. Клеток древесины, как правило, образуется значительно больше. Благодаря камбию стебель растет в толщину.

Древесина

Состоит из проводящей ткани – сосудов или трахеид, механической – древесинных волокон, основной – древесинной паренхимы. Длина сосудов может достигать 10 см (иногда – нескольких метров).

Сердцевина

Занимает центральное место в стволе. Состоит из тонкостенных клеток основной ткани, больших по размерам. Внешний слой представлен живыми клетками, центральная часть – преимущественно отмершими. В центральной части стебля может получаться полость – дупло.

В живых клетках откладываются питательные вещества. От сердцевины к коре через древесину проходит ряд клеток сердцевины, которые называются сердцевинными лучами. Они обеспечивают горизонтальное перемещение раз-ных соединений.

Читайте также:  Тканевой уровень. Ткани многоклеточного организма

Клетки сердцевины могут быть заполнены продуктами метаболизма, воздухом.

Видоизменения стебля

Стебли могут выполнять дополнительные функции, связанные с их видоизменением. Видоизменения возникают в процессе эволюции.

Усики

Это вьющиеся, длинные, тонкие стебли с редуцированными листьями, которые обвиваются вокруг разных опор. Они поддерживают стебель в определенном положении. Характерны для винограда, тыквы, дыни, огурца и т. п.

Колючки

Это укороченные побеги без листьев. Расположены в пазухах листьев и соответствуют боковым пазухам или образуются из спящих почек на столонах (гледичия). Они защищают растение от поедания животными. Характерны стебельные колючки для дикой груши, сливы, терна, облепихи и др.

Образования годичных колец

У деревьев, которые живут в климате с сезонными изменениями, в стебле формируются годичные кольца – на поперечном срезе наблюдается чередование темных и светлых концентрических колец. По ним можно определить возраст растения.

За вегетационный период растения, образуется одно годичное кольцо. Светлые кольца – это кольца древесины, имеющей большие тонкостенные клетки, сосуды (трахеиды) большого диаметра, которые образуются весной и при активном делении клеток камбия. Летом клетки немного мельче, имеют более толстые клеточные стенки проводящей ткани. Темные кольца получаются осенью.

Клетки древесины мелкие, толстостенные, имеют больше механической ткани. Темные кольца функционируют больше как механическая ткань, светлые – как проводящая. Зимой клетки камбия не делятся. Переход в кольцах постепенный – от весенней к осенней древесине, резко обозначенный – при переходе от осенней к весенней.

Весной деятельность камбия возобновляется и формируется новое годичное кольцо.

Толщина годичных колец зависит от климатических условий в данный сезон. Если условия были благоприятными – светлые кольца широкие.

Годичные кольца незаметны у тропических растений, так как они растут на протяжении всего года почти равномерно.

Органный уровеньУровни организации живого

Урок 23. Строение и функции стебля

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • – осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Цели: актуализировать и углубить знания о побеге, дать пред­ставление о внутреннем и внешнем строении стебля; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; дать представление о влиянии внешней среды на рост и развитие стебля, о тканях стебля.
  9. Оборудование и материалы: большие счеты для игры «Угадайка»; комнатные растения, гербарии, ветки деревьев, таблицы: «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля», поперечные спи­лы с 5—10 годичных веток деревьев, живые веточки липы, скальпе­ли, лупы (на каждый стол), готовый микропрепарат «Поперечный разрез веточки липы», микроскопы (на каждый стол).
  10. Ключевые слова и понятия: стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший сте­бель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля, округлые, ромбические (четырехгранные), трехгранные, крылатые, плоские стебли; функции стебля: опорная, транспорт­ная, фотосинтезирующая, запасающая; кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.
  11. Ход урока
  12. Актуализация знаний
  13. Проверка домашнего задания

Учитель называет тип видоизменения листьев, один из учени­ков — их функции, другой — дополняет, третий, четвертый и т. д. — приводят примеры растений.

Игра «Угадайка»

Один из учащихся садится на стул спиной к доске. Другой пишет на доске термин, относящийся к теме «Лист». Это может быть название ткани листа, типа листорасположения, формы ли­ста и т. д.

Задача водящего ученика (на стуле) — отгадать термин, на­писанный на доске, задавая классу вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Одному и тому же учащемуся нельзя задавать во­прос дважды.

Это помогает задействовать в игре практически весь класс. По правилам игры водящий ученик не может употреблять в вопросе конкретные названия тканей, форм листовых пластинок и т. д.

Ученик может спрашивать только об их признаках.

Задача учителя заключается в контролировании процесса, своевременном вмешательстве, если водящий задает некоррект­ный вопрос или класс дает неправильный ответ. В этом случае водящий должен задать свой вопрос другому ученику.

Для наглядности во время игры можно использовать большие счеты, на которых отсчитывают количество вопросов, заданных классу. Выигрывает тот, кто за меньшее количество ходов угады­вает слово.

  • Например, если класс загадал понятие «столбчатая ткань», диалог может выглядеть следующим образом.
  • Это одна из тканей листа?
  • Да.
  • Эта ткань защищает лист от неблагоприятных воздействий?
  • Нет.
  • Эта ткань участвует в фотосинтезе?
  • Да.
  • Эта ткань состоит из округлых клеток с большими межклетниками?
  • Нет.
  • Значит, это столбчатая ткань.
  • Изучение нового материала
  • Рассказ учителя с элементами беседы

Давайте вспомним, что такое стебель. (Стебель — это осевой орган побега.)

Какими могут быть стебли по направлению роста (положе­нию в пространстве)? (Стебли могут быть прямостоячими, лежачими, вьющимися, цепляющимися.)

Стебель, его строение и значение, Биология

Приведите примеры различных типов стеблей. (Учащиеся приводят примеры.)

Давайте подумаем, какие еще внешние различия можно заме­тить у различных стеблей.

(Учитель демонстрирует веточку любого дерева и травянистое комнатное растение. При наличии в кабинете биологии древесных растений можно продемонстрировать их.)

Какие различия вы видите в стеблях демонстрируемых ра­стений? (Ответы учащихся.)

Стебли бывают травянистые и одревесневшие.

У каких растений обычно встречаются одревесневшие стеб­ли? (У многолетних растений.)

А травянистые стебли? (Ответы учащихся.)

У разных растений, живущих в средней полосе, травянистые стебли чаще всего живут только один сезон.

Вспомните, что происходит с побегами травянистых мно­голетних растений зимой. (Они отмирают, а весной появля­ются новые побеги.)

Читайте также:  Генетика и эволюционная теория, Биология

Стебли также могут быть удлиненными, как, например, стебли подсолнечника, пшеницы и т. д. А могут быть укороченными.

Приведите примеры растений с укороченными стеблями. (Например, подорожник, одуванчик, примула, луковица лука.)

Если срезать стебли разных растений и посмотреть срез, мож­но заметить, что многие стебли имеют различное поперечное се­чение. Среди них наиболее часто встречаются округлые (у злаков), ромбические, или четырехгранные (крапива, яснотка), трехгранные (осоки), крылатые (чина лесная), плоские (рдест).

Стебель, его строение и значение, Биология

Давайте подумаем, какова функция стебля. (Ответы уча­щихся.)

Во-первых, он выполняет опорную функцию, т. е. является опо­рой для листьев, почек, цветов и плодов. Во-вторых, как мы знаем, по стеблю перемещаются органические вещества и вода с раство­ренными в ней минеральными веществами, т. е. осуществляется транспортная функция.

  1. По клеткам какой ткани стебля происходит передвижение различных веществ?
  2. Откуда и куда движутся органические вещества по стеблю?
  3. По каким структурам стебля передвигаются органические вещества?
  4. Откуда и куда движется вода с растворенными в ней мине­ральными вещества по стеблю?
  5. По каким структурам стебля происходит движение воды с минеральными веществами?
  6. Кроме того, стебли большинства недревесных растений имеют зеленый цвет.

Как вы думаете, за счет чего? (Зеленые стебли растений со­держат хлорофилл.)

Какую функцию в связи с этим выполняет зеленый стебель растения? (Зеленые стебли растений выполняют фотосинте­зирующую функцию.)

Стебель, его строение и значение, Биология

Вы знаете, что в тканях стеблей некоторых растений проис­ходит отложение питательных веществ и воды.

Приведите примеры таких растений. (Ответы учащихся.) Значит, кроме перечисленных, стебли некоторых растений

  • осуществляют также и запасающую функцию.
  • Для того чтобы успешно выполнять все эти функции, необ­ходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля. Давайте более подробно рассмотрим микроскопическое (клеточ­ное) строение стебля
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником
  • Пользуясь текстом учебника ,заполните таблицу.
На­зва­ние слоя Название ткани Строение Функции
Кора (проб­ка) Покров­ная Кожица образована одном сло­ем клеток с плотными оболоч­ками. Из древесных растений присутствует только у моло­дых побегов. Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образо­ванные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками Защита располо­женных глубже клеток от повре­ждений, излиш­него испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен
Луб
  1. Прово­дящая,
  2. запа­сающая,
  3. механи­ческая
Внутренняя часть коры. Со­стоит из ситовидных трубок, клеток-спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток меха­нической ткани, придающих лубу прочность Проведение орга­нических веществ от листьев к кор­ню, запасание пи­тательных веществ
Кам­бий Образователь-ная Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонки­ми оболочками Деление клеток и рост стебля в толщину
Древесина Основ­ная, про­водящая, механи­ческая Образована клетками различ­ной величины и формы: сосу­ды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщен­ными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками Проведение воды и минеральных ве­ществ, опорная
Сердцевина Основ­ная, запа­сающая Состоит из крупных тонко­стенных, неплотно прилегаю­щих друг к другу клеток Запасание пита­тельных веществ
  • Внутреннеестроениестебля
  • Стебельрастения
  • Стебель. Первичноестроениестебля
  • Ресурсы:

     

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Стебель, его значение и строение

Стебель – это осевой вегетативный орган растения, являющийся частью побега. Он состоит из узлов и междоузлий, образуя в узлах листья, а в их пазухах – почки.  Стебель обладает неограниченным верхушечным ростом и отрицательным геотропизмом (растет вверх).

Стебель может быть удлиненным (как у подсолнечника),  или укороченным ( как у подорожника, маргаритки, одуванчика).

Стебель выполняет многочисленные функции:

  • Служит для проведения растворов от корней к листьям и другим органам растения и обратно
  • Выносит листья к свету, а цветы – к опылителям
  • На стебле образуются цветки и плоды с семенами
  • Иногда стебель служит хранилищем запасных питательных веществ (капуста кольраби) или воды (кактус)
  • Иногда стебель выполняет функции листьев, заменяя их (кактус)
  • Служит для защиты растения (колючки боярышника)
  • Служит для лазания (усики винограда, тыквы)

По форме поперечного сечения стебли бывают круглыми (злаки, томаты, картофель), и многогранными ( морковь, тыква), трехгранными ( осока), четырехгранными ( мята, шалфей), плоскими (опунция), ребристыми (хмель, борщевик), бороздчатым (у некоторых видов горичника), крылатым (чертополох, чина)

По расположению на земле стебли бывают:

  • Прямостоячие (подсолнечник, береза)
  • Стелющиеся – растущие горизонтально (клюква)
  • Ползучие – это стелющиеся стебли, которые укореняются в узлах с помощью придаточных корней (земляника, клевер)
  • Лазающие –прикрепляются к опоре с помощью усиков (горох, огурец, тыква, виноград)
  • Вьющиеся – обвиваются вокруг опоры (плющ, вьюнок, хмель)

По степени одревесневания стебли бывают:

  • Травянистые – обычно однолетние
  • Деревянистые – обычно многолетние, утолщающиеся неопределенно долго.

По продолжительности жизни стебли очень отличаются .  Некоторые живут 30-40 дней (однолетние травы), а некоторые – до нескольких тысяч лет (кипарис, тисс,  мамонтово дерево)

Длина стебля может достигать 200 – 300 метров  в длину (тропические лианы), и 150м в высоту (эвкалипт).

Внутреннее строение стебля

Рассмотрим внутреннее строение многолетнего стебля на поперечном разрезе трехлетней ветки липы:

Снаружи стебель покрыт пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. К ней прилегает кора.

Кора состоит из клеток основной ткани, в которой группами расположены участки механической ткани (лубяные волокна) и проводящей ткани (ситовидные трубки). Их сочетание называется лубом.   По ситовидным трубкам луба идет нисходящий ток воды с растворенными органическими веществами из листьев к корням и другим органам растения.

Далее идет тонкий слой образовательной ткани — камбий. Под слоем камбия — слой древесины, занимающий большую часть стебля. Древесина состоит из сосудов, трахеид и механических волокон.  По сосудам и трахеидам идет восходящий ток растворов минеральных солей в воде от корней к другим органам растения.

Существует также горизонтальный (радиальный) ток воды с минеральными солями . Он происходит по радиальным лучам, образованным основной тканью, и идущим от центра ствола через древесину и кору. При высыхании древесина растрескивается по этим лучам.

Нарастание стебля в толщину  происходит за счет деления клеток камбия.  Одни вновь образованные клетки камбия отходят к лубу, другие присоединяются к древесине.  Весной и летом процесс деления происходит интенсивно, осенью замедляется, а зимой замирает. В итоге на поперечном срезе древесного ствола образуются хорошо заметные годичные кольца, по количеству которых судят о возрасте дерева.

Ширина годичных колец зависит от климата и других внешних факторов. На болоте и в холодном климате годичные кольца будут уже, чем в теплом климате и на богатых почвах.

В центре стебля располагается сердцевина. Она состоит из рыхло расположенных, округлых клеток основной ткани. В них в осенне — зимний период накапливаются запасные питательные вещества — крахмал, жиры и другие.

У некоторых растений на месте сердцевины находится воздушная полость (бамбук, огурец, тюльпан).

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.

Ссылка на основную публикацию