Эти изменения в организме происходят благодаря сложному механизму нейрогуморальной регуляции, сформированному в процессе эволюции, чтобы человек смог наиболее оптимально приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды.
Влияние нейрогуморальной регуляции на организм
Нейрогуморальная регуляция обеспечивает практически все процессы жизнедеятельности организма:
- рост и развитие
- пищеварение,
- работу сердечно-сосудистой системы,
- дыхание
- Нервная и гуморальная системы у высших животных и человека работают в тандеме и при слаженной работе обеспечивают быструю реакцию на изменяющиеся условия внешней среды.
- Как вы можете заметить, слово нейрогуморальная состоит из двух частей — нервная и гуморальная регуляция.
- В данной статье мы подробнее разберем гуморальную регуляцию, хотя стимулы к выделению биологически активных веществ дает нервная система.
Гуморальная регуляция (от humor — «жидкость») обеспечивается с помощью различных жидкостей организма и растворенных в них биологически активных веществ (гормонов, ферментов, медиаторов и т.д.).
Гормоны (от греческого — hormao «приводить в движение», «побуждать») — вещества, синтезирующиеся железами внутренней секреции, обладающие способностью воздействовать через рецепторы на процессы, происходящие в живой клетке.
Для каждого типа гормонов существуют свои рецепторы, которые подходят друг к другу, как ключик к замку. И если это взаимодействие ломается, то в организме происходят серьезные заболевания.
Например, механизм развития сахарного диабета описан на странице 49 учебника «Биология 8 класс» под редакцией Сивоглазова И.В.
Виды желез и задачи гормонов в организме
В организме гормоны выделяются железами – специальными органами, состоящими из секреторных клеток, и синтезирующими определенные вещества. Железы вырабатывают не только гормоны, но и другие вещества или секреты, помогающие работе внутренних органов.
По взаимодействию с внешней средой железы делятся на три типа:
- Эндокринные, или внутренней секреции. К данному типу относятся гипофиз, щитовидная железа. Они не связаны протоками с внешней средой, выделяют гормоны непосредственно в кровь. Работа щитовидной железы подробно описана на странице 50 учебника «Биология 8 класс» под редакцией Сивоглазова И.В.
- Экзокринные, или внешней секреции. К данному типу относятся потовые и сальные железы кожи, слюнные железы в полости рта, железы желудка. С помощью протоков железы выделяют секрет либо во внешнюю среду, либо в полости организма.
- Смешанной секреции: половые железы, поджелудочная железа. В эндокринной части поджелудочной железы синтезируются гормоны инсулин и глюкагон , выделяющиеся в кровь и регулирующие углеводный обмен, а в экзокринной — пищеварительные ферменты, которые через сфинктер Одди выделяются в 12-перстную кишку и участвуют в пищеварении.
Дирижером в слаженном оркестре желез внутренней секреции является гипофиз. Именно в нем вырабатываются гормон роста и тиреотропный, адренокортикотропный, гонадотропные гормоны, которые отдают команду железам внутренней секреции выделить необходимый набор веществ, чуткому влиянию которых подчиняются органы и ткани организма.
Еще одна железа, спрятанная в толще головного мозга, с помощью гормона мелатонина отвечает за режим сна и бодрствования, участвует в регуляции процессов возрастных изменений и оказывает влияние на углеводный обмен.
Она называется эпифиз, второе ее название – шишковидное тело или по-латыни corpus pineale.
За такое название стоит благодарить неизвестного древнего анатома, который впервые увидел ее на вскрытии и за сходство с шишкой дал название.
Характерно для гуморальной регуляции организма человека то, что задачи гормонов в организме многочисленны. Они могут как стимулировать функцию, так и угнетать ее. Биологически активные вещества влияют на:
- рост и деление клеток;
- участвуют в метаболизме и поддерживают постоянство внутренней среды или гомеостаз;
- влияют на половое созревание, наступление беременности, способность выносить младенца, запускают роды и наступление менопаузы.
Пример нейрогуморальной регуляции
На примерах из жизни сложные вещи понимаются лучше. И нейрогуморальная регуляция не исключение.
Ранним утром семиклассник Ваня просыпается от аромата свежей булочки с творогом, которую бабушка испекла на завтрак. Мальчик заходит на кухню, и от запаха и вида лакомства его рот наполняется слюной.
Он садится за стол, кладет в рот ароматный кусочек, начинает пережевывать, а в желудке в это время выделяется желудочный сок.
По-научному процесс можно описать так — раздражаются механорецепторы полости рта — сигнал поступает в продолговатый мозг (задействована нервная система). Из продолговатого мозга к клеткам желудка отправляется сигнал, и желудок начинает готовиться к приему пищи и выделять ферменты (пепсин и другие).
Булочка по пищеводу попадает в желудок.
Пепсин расщепляет белок до аминокислот. В стенке желудка есть рецепторы, которые чувствуют присутствие аминокислоты.
Аминокислота связывается с рецепторами, организм понимает, что часть белков уже переварилась, и уменьшает выработку пепсина.
В тоже время активно включается поджелудочная железа с выработкой пищеварительных секретов и гормонов, и с помощью веществ осуществляется гуморальная регуляция.
Но в процесс пищеварения могут вмешаться внешние факторы, например контрольная по алгебре. А мы помним, что на внешние факторы первой реагирует вегетативная нервная система (НС), которая делится на симпатическую и парасимпатическую. Легко запомнить, что за что отвечает: симпатическая — стресс, парасимпатическая — покой.
Как думаете, в каком случае будет лучше происходить пищеварение: когда нужно решить 10 задачек, или когда на последней парте можно спокойно считать ворон, глядя в окно?
При стрессе начинает выделяться гормон симпатической НС — адреналин. Контейнера с адреналином в организме нет, так откуда же берется этот гормон?
Адреналин выделяют надпочечники, но прямого сообщения у надпочечников и желудка нет. Значит, гормону каким-то образом нужно попасть к желудку. Надпочечники выбрасывают гормон в кровоток, и уже с током крови гормон разносится по всему организму, ослабляет работу желудка, позволяя мобилизоваться и справиться со стрессом.
Парасимпатическая НС, наоборот, усиливает работу желудка. Поэтому, чтобы хорошо переварить тортик, не надо нервничать.
Для проверки знаний по теме предлагаем пройти тест, а чтобы уверенно с ним справиться, рекомендуем повторить параграф 8 в учебнике Биология 8 класс под редакцией В.И.Сивоглазова.
Методические советы учителям
Тест
1. К железам внутренней секреции относят…
- поджелудочную железу;
- половые железы;
- щитовидную железу.
2. Половые железы…
- эндокринные;
- экзокринные;
- смешанные.
3. Адреналин выделяет…
- щитовидная железа;
- гипофиз;
- надпочечники.
4. Причина сахарного диабета…
- поджелудочная железа вырабатывает много инсулина;
- поджелудочная железа вырабатывает мало инсулина;
- инсулин вообще не причем.
5. Как гормоны влияют на функцию клеток-мишеней?
- усиливают;
- угнетают;
- зависит от гормона.
#ADVERTISING_INSERT#
5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма
- Видеоурок 1: Значение, строение и функционирование нервной системы
- Видеоурок 2: Эндокринная (гуморальная) регуляция организма. Железы
- Лекция: Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма
- Нервная система
Нервная система человека является самой высокоорганизованной в живой природе. Она связывает воедино двигательную активность, работу органов чувств и других регулирующих деятельность организма систем.
Она подразделяется на:
- Центральную, компонентами которой являются головной и спинной мозг;
- Периферическую, которая представляет собой нервные волокна. При этом, периферическая в свою очередь разделяется на:
- Соматическую, находящуюся под контролем сознания;
- Вегетативную – подразделяемую на симпатическую и парасимпатическую. К ней относятся нервы, отходящие от спинного мозга и иннервирующие внутренние органы. При этом, симпатическая вызывает возбуждение органов, обеспечивая реакцию на стресс – она отвечает за ускорение сердцебиения, повышение давления и другие реакции. Парасимпатическая – расслабляет органы, обеспечивая комфорт во время отдыха – сокращение зрачка, расширение сосудов.
Основные свойства нервной системы – способность к возбуждению и проведению электромагнитных импульсов. Основой ее работы являются рефлексы.
Это сложный механизм, который реализуется при помощи рефлекторной дуги, состоящей из нескольких звеньев:
- чувствующих нейронов. Человек чувствует кожей прикосновение;
- центростремительных нейронов. Сигнал о прикосновении, проведенный аксоном, попал в головной мозг;
- ассоциативных нейронов. Сигнал был распознан, обработан мозгом на основе уже имеющегося опыта, затем мозг сформировал ответный сигнал;
- центробежных нейронов. Электромагнитный сигнал отправился к мышцам скелета;
- эффектора. Слушаясь приказа мозга, мышцы сократились, тело совершило движение, человек обернулся, чтобы увидеть – кто коснулся его кожи.
Кроме мышцы, эффекторами могут быть и железы или внутренние органы.
Эндокринная система
Эндокринная система обеспечивает гуморальную регуляцию, которая осуществляется посредством гормонов. Она действует в ассоциации с нервной и иммунной системами. Ее компонентами являются все железы внутренней секреции организма.
К ним относятся:
- щитовидная железа – находится на передней стенке гортани, вырабатывает гормон роста тироксин;
- поджелудочная – производит инсулин, осуществляет регуляцию уровня глюкозы в крови;
- надпочечники – секретируют кортизол, необходимый для белкового обмена, адреналин – гормон стресса;
- гонады – секретируют половые гормоны;
- эпифиз – производит серотонин, гормон радости, мелатонин – гормон сна;
- тимус (вилочковая железа) – синтезирует интерфероны – компоненты иммунитета.
Нейрогуморальная регуляция выработалась в процессе эволюции, как средство обеспечения качественных реакций на условия внешней среды.
Предыдущий урок | Следующий урок |
Системы регуляции процессов
Функционирование организма как единого целого обеспечивают Системы регуляции процессов. Они обеспечивают взаимодействие отдельных частей организма и его реакцию на внешние воздействия. Как правило, общее название всех систем регуляции — нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Центральные системы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная.
К системам регуляции некоторые авторы относят также кровеносную и лимфатические системы. Все системы регуляции процессов в организме тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
В результате их взаимодействия обеспечивается слаженная работа организма.
Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур. В результате совместного взаимодействия с эндокринной системой нервная система обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма.
А также реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).
Прежде всего всё разнообразие значений нервной системы вытекает из её трех свойств.
Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.
Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в которой эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему.
Иммунная система — система органов, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены.
Иммунная система распознаёт множество разнообразных возбудителей — от вирусов до паразитических червей — и отличает их от биомолекул собственных клеток. В таком случае конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента.
Им может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.
Это конспект по теме «Системы регуляции процессов».
Вернуться к списку конспектов по Биологии
5.4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Эндокринная система образована совокупностью взаимосвязанных желез внутренней и двумя парами желез смешанной секреции.
Железы внутренней секреции не имеют протоков и действуют на расстоянии с помощью секретируемых ими гормонов – биологически активных веществ, которые поступают в кровь и лимфу и воздействуют на орган или систему органов. Кроме высокой активности гормоны обладают высокой специфичностью эффекта и быстро разрушаются в тканях, что позволяет регулировать функции конкретных органов и тканей.
Железы внутренней секреции:
Гормоны играют основную роль в гуморальной регуляции функций организма. Они влияют на рост, размножение, дифференцировку тканей. Гуморальная регуляция организма обеспечивает взаимосвязь между органами, поддержание постоянства внутренней среды, адаптацию к внешним условиям.
Высшим центром регуляции эндокринных функций является гипоталамус – отдел промежуточного мозга. Он объединяет нервную и гуморальную регуляцию в нейрогуморальный механизм регуляции жизнедеятельности организма.
Примером нейрогуморальной регуляции может служить регуляция дыхания.
Углекислый газ возбуждает клетки дыхательного центра, а возбуждение определенных нервных образований приводит к выделению медиаторов в синапсах (ацетилхолина, норадреналина, и др.
) Поступая в кровь, эти вещества участвуют в гуморальной регуляции функций и потому могут рассматриваться как нейрогормоны. Так возникает единый нейрогуморальный механизм регуляции функций в организме.
- Гипофизили нижний мозговой придаток состоит из двух долей:
- передняя доля секретирует гормоны, влияющие на рост, функции щитовидной железы, надпочечников, а также гормоны, влияющие на процессы полового созревания и беременности
- задняя доля гипофиза выделяет гормоны, влияющие на тонус гладкой мускулатуры, обратное всасывание воды в почечных канальцах.
Эпифиз или шишковидное тело находится над таламусом. Выделяет гормон, тормозящий преждевременное половое созревание. Выделение гормона зависит от освещенности.
Щитовидная железа расположена впереди гортани, на шее. Она состоит из двух долей, каждая из которых выделяет гормоны, содержащие йод, – например тироксин. Гормоны щитовидной железы влияют на обмен веществ, клеточное дыхание, развитие организма, деятельность нервной системы.
При гипофункции этой железы у детей развивается кретинизм, у взрослых – микседема. При гиперфункции развивается базедова болезнь.
Паращитовидные железы прилагают с двух сторон к щитовидной железе. Регулируют уровень кальция в крови. Удаление этих желез ведет к судорогам.
Надпочечники расположены на верхних полюсах почек.
Они секретируют несколько гормонов, в том числе и такие, как адреналин, который усиливает частоту сердечных сокращений, увеличивает кровоток в печени, мышцах, мозге, оказывает влияние на просветы сосудов (расширяет сосуды сердца) и норадреналин, играющий роль медиатора в синапсах, замедляющий частоту сердечных сокращений. Надпочечники секретируют и половые гормоны.
Тимус (вилочковая железа) помещается за грудиной. Наиболее развит у новорожденных. У взрослых тимус атрофируется. В этой железе происходит дифференциация и размножение клеток – предшественников Т-лимфоцитов, гормон тимозин регулирует углеводный обмен, обмен кальция, влияет на регуляцию нервно-мышечной передачи.
Поджелудочная железа является железой смешанной секреции:
часть секреторных клеток железы вырабатывает инсулин, понижающий содержание глюкозы в крови, другая часть секретирует глюкагон, превращающий гликоген печени в глюкозу. Уровень глюкозы регулируется этими двумя гормонами. Выведение глюкозы из организма вместе с мочой свидетельствует о недостаточности функции поджелудочной железы и возможном сахарном диабете
- как железа внешней секреции, поджелудочная железа вырабатывает панкреатический сок, содержащий пищеварительные ферменты.
- Половые железы (относятся к железам смешанной секреции):
- семенники. Мужские половые гормоны – андрогены стимулируют развитие вторичных половых признаков, полового аппарата, повышают основной обмен, необходимый для развития сперматозоидов
- яичники.
В семенниках вырабатывается некоторое количество женских гормонов, а в яичниках – мужских. Если соотношение половых гормонов в организме нарушается, то возникает интерсексуальность. У мужчин появляются некоторые женские признаки, а у женщин – мужские.
Таким образом, все железы и клетки, выделяющие гормоны, объединены в эндокринную систему
Гормон | Какой железой вырабатывается | Функция |
Адренокортикотропный гормон | Гипофиз | Управляет секрецией гормонов коры надпочечников |
Альдостерон | Надпочечники | Участвует в регуляции водно-солевого обмена: удерживает натрий и воду, выводит калий |
Вазопрессин (антидиуретический гормон) | Гипофиз | Регулирует количество выделяемой мочи и вместе с альдостероном контролирует артериальное давление |
Глюкагон | Поджелудочная железа | Повышает уровень глюкозы в крови |
Гормон роста | Гипофиз | Управляет процессами роста и развития; стимулирует синтез белков |
Инсулин | Поджелудочная железа | Понижает уровень глюкозы в крови; влияет на обмен углеводов, белков и жиров в организме |
Кортикостероиды | Надпочечники | Оказывают действие на весь организм; обладают выраженными противовоспалительными свойствами; поддерживают уровень сахара в крови, артериальное давление и мышечный тонус; участвуют в регуляции водно-солевого обмена |
|
Гипофиз | Управляют детородными функциями, в том числе выработкой спермы у мужчин, созреванием яйцеклетки и менструальным циклом у женщин; ответственны за формирование мужских и женских вторичных половых признаков (распределение участков роста волос, объем мышечной массы, строение и толщина кожи, тембр голоса и, возможно, даже черты личности) |
Окситоцин | Гипофиз | Вызывает сокращение мышц матки и протоков молочных желез |
Паратгормон | Паращитовидные железы | Управляет формированием костей и регулирует выведение кальция и фосфора с мочой |
Прогестерон | Яичники | Готовит внутреннюю оболочку матки для внедрения оплодотворенной яйцеклетки, а молочные железы — к выработке молока |
Пролактин | Гипофиз | Вызывает и поддерживает выработку молока в молочных железах |
Ренин и ангиотензин | Почки | Контролируют артериальное давление |
Тиреоидные гормоны | Щитовидная железа | Регулируют процессы роста и созревания, скорость обменных процессов в организме |
Тиреотропный гормон | Гипофиз | Стимулирует выработку и секрецию гормонов щитовидной железы |
Эритропоэтин | Почки | Стимулирует образование эритроцитов |
Эстрогены | Яичники | Управляют развитием женских половых органов и вторичных половых признаков |
|
А – гипоталамус+гипофиз |
Тематические задания
А1. Какую из указанных ролей играют гормоны в жизнедеятельности организма? Они
- 1) являются частью питательных веществ
- 2) поддерживают гомеостаз в организме
- 3) защищают организм от инфекций
- 4) передают наследственную информацию
- А2. Высшим центром нейрогуморальной регуляции является
- 1) кора головного мозга
- 2) гипофиз
- 3) продолговатый мозг
- 4) гипоталамус
- А3. Избыток секреции тироксина ведет к
- 1) кретинизму
- 2) базедовой болезни
- 3) куриной слепоте
- 4) рахиту
- А4. Какая эндокринная железа увеличит выделение гормона в ответ на повышение уровня глюкозы в крови
- 1) гипофиз
- 2) щитовидная
- 3) тимус
- 4) поджелудочная
- А5. Одновременно более пяти гормонов выделяется
- 1) щитовидной железой
- 2) тимусом
- 3) гипофизом
- 4) эпифизом
- А6. К железам внутренней секреции, выделяющим половые гормоны, относятся
- 1) щитовидная
- 2) семенники
- 3) яичники
- 4) надпочечники
- А7. Глюкагон, расщепляющий гликоген до глюкозы, вырабатывается
- 1) паращитовидными железами
- 2) щитовидной железой
- 3) поджелудочной железой
- 4) тимусом
- А8. Иммунную защиту ребенка от инфекций обеспечивает отчасти
- 1) тимус
- 2) эпифиз
- 3) гипофиз
- 4) поджелудочная железа
- А9. К железам смешанной секреции относятся
- 1) щитовидная и паращитовидные железы
- 2) тимус и надпочечники
- 3) эпифиз и гипофиз
- 4) поджелудочная железа и яичники
- А10. Между понятиями «поджелудочная железа» и сахарный диабет» существует такая же связь, как между понятиями «базедова болезнь» и
- 1) щитовидная железа
- 2) вилочковая железа
- 3) надпочечники
- 4) гипофиз
- В1. Среди названных желез выберите только железы смешанной секреции
- 1) яичники
- 2) семенники
- 3) щитовидная
- 4) паращитовидные
- 5) поджелудочная
- 6) гипофиз
Урок 14. гуморальная и нейрогуморальная регуляция – Биология – 6 класс – Российская электронная школа
- Биология, 6 класс
- Урок 14. Гуморальная и нейрогуморальная регуляция
- Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке познакомитесь с регуляцией процессов жизнедеятельности у живых организмов.
- Тезаурус
- Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель с участием нервной системы.
- Нервная регуляция – это способ регуляции функций организма при помощи нервных импульсов, поступающих к органам из головного и спинного мозга.
- Гуморальная регуляция – это способ регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью гормонов, выделяемых особыми органами – желёзами.
- *Нейрон – это структурно–функциональная единица нервной ткани (нервная клетка).
- *Гормоны – биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции, поступающие в кровь.
- Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни. / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.
: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч – ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм.
5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма растений и животных осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде регулируются двумя способами: нервным и гуморальным. Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с условиями окружающей среды.
Гуморальная и нервная регуляции
Тело человека, как и многих животных имеет очень сложное строение. От клеток до систем органов организм представляет собой взаимосвязанную систему, для нормального функционирования которой должен быть создан четкий механизм регулирования. Он осуществляется двумя путями. Первый способ является самым быстрым.
Он называется нервной регуляцией. Данный процесс воплощает в жизнь одноименная система. Существует ошибочное мнение, что гуморальная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов. Однако это совсем не так.
Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов, которые поступают в жидкостные среды организма.
Гуморальная регуляция функции осуществляется с помощью специализированных органов. Они называются железами и объединяются в отдельную систему, которая называется эндокринной. Эти органы образованы особым видом эпителиальной ткани и способны к регенерации. Действие гормонов носит долгосрочный характер и продолжается на протяжении всей организма.
Железами выделяются гормоны. Благодаря особой структуре эти вещества ускоряют или нормализуют различные физиологические процессы в организме. К примеру, в основании головного мозга находится железа гипофиз. Она продуцирует гормон роста, в результате действия, которого организм увеличивается в размерах.
Итак, гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью особых органов – желез. Они обеспечивают постоянство внутренней среды, или гомеостаз. Их действие носит характер обратной связи.
К примеру, такой важнейший для организма показатель, как уровень сахара в крови, регулируется гормоном инсулином в верхнем пределе и глюкагоном – в нижнем. Таков механизм действия эндокринной системы.
Особенности нервной регуляции
Данная система включает центральный и периферический отдел. Если гуморальная регуляция функций организма осуществляется с помощью химических веществ, то данный способ представляет собой «транспортную магистраль», связывающую организм в единое целое.
Происходит этот процесс достаточно быстро. Только представьте, что вы дотронулись рукой до горячего утюга или зимой босиком вышли на снег. Реакция организма будет практически мгновенной.
Это имеет важнейшее защитное значение, способствует и адаптации, и выживанию в различных условиях. Нервная система лежит в основе врожденных и приобретённых реакций организма. Первыми являются безусловные рефлексы. К ним относятся дыхательный, сосательный, мигательный.
А с течением времени у человека формируются приобретенные реакции. Это безусловные рефлексы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Задание 1. Выберите три верных утверждения. Гормоны в организме млекопитающих образуются в:
- Варианты ответов:
- Печени
- Поджелудочной железе
- Надпочечниках
- Слюнных железах
- Щитовидной железе
- Желудке
- Правильный вариант ответа:
- Поджелудочной железе
- Надпочечниках
- Щитовидной железе
Задание 2. Выделите цветом правильные суждения. Нервная регуляция – это регуляция функций организма при помощи нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы. Основные функции нервной системы:
Варианты ответов:
- Восприятие действующих на организм раздражителей.
- Передача нервных импульсов через кровеносную систему.
- Проведение и обработка воспринимаемой информации.
- Формирование ответных приспособительных реакций, включая высшую нервную деятельность и психику.
- Медленно регулирует работу организма.
- Сигнал формируется в железах внутренней секреции.
Правильный вариант:
- Восприятие действующих на организм раздражителей.
- Передача нервных импульсов через кровеносную систему.
- Проведение и обработка воспринимаемой информации.
- Формирование ответных приспособительных реакций, включая высшую нервную деятельность и психику.
- Медленно регулирует работу организма.
- Сигнал формируется в железах внутренней секреции.
§ 10. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ В КЛЕТКЕ
Биология 9 класс. Конспекты по учебнику. Гомеостаз. Катализатор. Фермент. Витамины. § 10. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ В КЛЕТКЕ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.
О Г Л А В Л Е Н И Е вернуться к списку конспектов
§ 10. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛЕТКЕ
Любая живая система, в том числе клетка, всё время испытывает воздействие окружающей среды. Однако, несмотря на постоянные изменения условий внешней среды, живые организмы сохраняют постоянство своей внутренней среды — гомеостаз. Этому способствуют непрерывно идущие в клетках сложнейшие химические и физические процессы.
Для успешного протекания многих химических процессов необходимы соответствующие условия, часто это высокие температура и давление. В живой клетке умеренная температура и нормальное давление.
В таких условиях большинство реакций в клетке или не могли бы осуществляться, или протекали бы очень медленно, если бы не подвергались воздействию катализаторов.
Катализаторами называют вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции.
Каталитической способностью обладают некоторые молекулы РНК, однако основными биокатализаторами в клетке являются ферменты. Одни ферменты состоят только из белков, другие, кроме белка, включают в свой состав и небелковое соединение (например, витамин или ион металла).
Все процессы метаболизма в живом организме осуществляются с участием ферментов. При этом ферменты отличаются высокой специфичностью действия, т. е. каждый фермент катализирует в основном только определённую химическую реакцию. Встречаются ферменты, которые катализируют несколько реакций.
Избирательность действия ферментов на разные химические вещества связана с их строением. Ферменты увеличивают скорость химических реакций в тысячи и миллионы раз. Но скорость ферментативных реакций зависит от многих факторов: природы и концентрации фермента и вещества, температуры, давления, реакции среды и т. д.
Для функционирования каждого фермента имеются оптимальные условия. При температуре выше 60 °С большинство ферментов не работает.
Витамины — соединения, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организмов. В основу современной классификации витаминов положена их способность растворяться в воде и жирах. Различают жирорастворимые (A, D, Е и К) и водорастворимые (В, С, РР и др.) витамины.
Витамины играют большую роль в обмене веществ и других процессах жизнедеятельности биологической системы. Одни витамины могут быть синтезированы организмами, а другие поступают в организмы с пищей. Как недостаток, так и избыток витаминов может привести к серьёзным нарушениям многих физиологических процессов в организме.
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
В каждой аптечке первой помощи имеется перекись водорода — 3%-ный раствор пероксида водорода (Н2О2), который применяют при первичной обработке ран в качестве бактерицидного средства.
Пероксид водорода может образовываться в организме как побочный продукт обмена веществ, поэтому в живых клетках всегда содержатся ферменты, способствующие его нейтрализации. Попробуйте убедиться в этом, разработав соответствующий эксперимент, используя в качестве материалов перекись водорода, сырой и варёный картофель (мясной фарш).
Сформулируйте цель эксперимента и разработайте методику его проведения. Под руководством учителя проведите эксперимент и сделайте соответствующие выводы.
ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ:
- 1) Какие вещества называют катализаторами?
- 2) Какую роль играют ферменты в клетке?
- 3) От каких факторов может зависеть скорость ферментативных реакций?
Объясните, почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма.
ПОДУМАЙТЕ! Почему большинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства?
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
Объектом изучения цитологии как науки является клетка — элементарная единица живого. Выявленные закономерности в строении и жизнедеятельности клеток различных организмов позволили сформулировать основные положения клеточной теории.
Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, состоят из клеток. Сходство элементарного химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.
Обязательными компонентами живой клетки являются плазматические мембраны, цитоплазма и генетический аппарат. Безъядерные организмы называют прокариотами, а имеющие ядра в своих клетках — эукариотами.
Между клетками прокариот и эукариот имеются значительные различия в строении.
По способу получения необходимых для жизнедеятельности органических веществ все клетки делятся на автотрофов и гетеротрофов.
Автотрофы способны самостоятельно синтезировать необходимые им органические вещества, например в процессе фотосинтеза. Гетеротрофы получают необходимые органические вещества извне.
Все энергетические затраты любой клетки обеспечиваются за счёт универсального энергетического вещества — АТФ.
Важнейшим процессом, происходящим в клетках, является синтез белка.
Информация о последовательности аминокислот, составляющих первичную структуру белка, заключена в последовательности триплетных сочетаний нуклеотидов ДНК.
Ген — участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка. Для нормальной жизнедеятельности клетки или целого организма необходимо относительное постоянство внутренней среды — гомеостаз.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал главы, выполните тестовые задания в рабочей тетради. Если вы сомневаетесь в правильности своих ответов, повторите материалы соответствующих параграфов.
Биология 9 класс. Конспекты по учебнику. § 10. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ В КЛЕТКЕ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.
ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. – презентация
1 Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.
2 1.Актуализация знаний. 2.Особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой. 3.Диффузная нервная система кишечнополостных, особенности ее строения и роль в регуляции жизнедеятельности. 4.
Рефлекс – как основа нервной деятельности организмов. 5.Усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с диффузной нервной системой гидры. 6.Особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечивающие им более сложное поведение, основанное на инстинктах. 7.
Закрепление. Подведение итогов.
- 3 Познакомить с регуляцией процессов жизнедеятельности; Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных; Формировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых; Продолжить формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала, составлению схем рефлекса.
- 4 Комбинированный с использованием компьютерных технологий.
- 5 Частично – поисковый, проблемный.
6 Что такое движение? Решение биологические задач: А) Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете? Б) Любой лишний груз был бы помехой при полете.
Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц? В) Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок.
Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.
- 7
- 8
- 9
10 общее свойство всех живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды определенной реакцией. свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов. направление, упорядочивание. согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, явлениями, понятиями.
11 Амёба обыкновенная и инфузория туфелька
12 Диффузная, или сетчатая нервная система гидры
13 Как вы думаете, откуда взялось такое название? Опишите, что произойдет с гидрой, если ей нанести укол, прикоснувшись к одному из щупалец?
14 Сетчатая нервная система и раздражимость гидры
15 это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
16 Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амебы?
17 Работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.
18 Этапы развития нервной системы
19 Где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел? Почему передний конец червя обладает наибольшей чувствительностью?
- 20 Узловая нервная система дождевого червя
- 21 У дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передается в определенном направлении, и это дает выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.
- 22 Узловая нервная система насекомого
- 23
- 24
- 25
- 26 Что лежит в основе этих видов деятельности?
- 27 врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействие среды.
28 Приведите примеры того, что простейшие животные обладают чувствительностью. Перечислите отделы нервной системы дождевого червя. Назовите виды нервной системы и ее функции у животных. Приведите примеры.
29