Развитие насекомых – биология

Биология насекомых. Циклы развития насекомых

Поколение, или генерация. Цикл развития насекомого от фазы яйца (а при живорождении — от отрождения личинки) до фазы взрослой половозрелой особи получил название поколения, или генерации. Насекомые разных видов развивают в течение сезона различное число поколений. В связи с этим различают виды поливольтинные, моновольтинные и виды с многолетней генерацией.

Поливолыпинные виды (полис — много, вольта — круг) успевают в течение года дать несколько поколений (равнокрылые, трипсы, многие чешуекрылые, мухи).

Моновольтинные виды (монос — один) дают лишь одно поколение в год (саранчовые, блошки, долгоносики, клопы-черепашки и др.).

Виды с многолетней генерацией не успевают развиться в течение года. К ним относятся хлебные жуки и многие виды жуков чернотелок, дающие одно поколение за 2 года, майские жуки — за 4—5 лет и др.

Жизненные и годичные циклы. Жизненный цикл, т. е. цикл развития одного поколения, может совпадать с годичным циклом, как у моновольтинных видов, быть короче годичного, как у поливольтинных видов, и длиннее, как у видов с многолетней генерацией. Однако особенности жизненного цикла не исчерпываются лишь длительностью развития.

Необходимо учитывать также и прохождение отдельных фаз развития в течение определенного времени года. Так, даже у моновольтинных видов, например у перелетной саранчи и свекловичного долгоносика, наблюдаются различия в прохождении годичного цикла развития.

Перелетная саранча зимует в фазе яйца, личинки выходят из яиц в конце весны в плавнях рек, а взрослые крылатые особи появляются в середине лета.

Поэтому наиболее серьезный вред посевам от этого вида можно ожидать в июне от личинок (вблизи мест их отрождения) и в июле от взрослых особей, способных совершать перелеты на значительные расстояния от гнездилищ.

У свекловичного долгоносика зимуют взрослые жуки, которые, пробуждаясь ранней весной, наносят наиболее существенный вред всходам сахарной свеклы. Таким образом, каждый вид насекомого характеризуется своим специфическим годичным циклом развития. Поэтому знание особенностей жизненного и годичного циклов вредоносных видов насекомых совершенно необходимо при разработке и проведении мероприятий по защите растений.

Особенности годичного цикла у тлей. Годичный цикл развития у тлей наиболее сложен и характеризуется полиморфизмом, чередованием гамогенеза и партеногенеза, откладки яиц и живорождения, часто встречающейся сменой пищевых растений и связанными с этим миграциями. В зависимости от тесноты связи с пищевыми растениями различают однодомные, разнодомные и неполноциклые виды тлей.

Однодомные, или немигрирующие, виды тлей в зависимости от пищевой специализации в течение сезона живут на одном или нескольких близких видах растений-хозяев. Так, у зеленой яблонной тли (Aphis pomi Deq) зимуют оплодотворенные яйца на яблоне, груше, рябине и других розанных.

Весной из яйца выходит бескрылая самка-основательница, рождая партеногенетически около 40 личинок; взрослые особи второго и последующих поколений также бескрылы и размножаются партеногенетически.

Начиная с третьего поколения среди бескрылых особей обычно появляются крылатые расселительницы, которые перелетают на другие растения семейства розанные и образуют новые колонии тлей.

Осенью из личинок отрождаются полоноски, которые рождают крылатых и бескрылых самцов и бескрылых самок. После спаривания самки на ветвях дерева откладывают яйца, остающиеся зимовать.

Разнодомные, или мигрирующие, виды зимуют и размножаются весной на первичном хозяине, как правило, на древесных, кустарниковых породах или иных многолетних растениях, затем переселяются на вторичного хозяина, а к концу лета вновь возвращаются на первичного хозяина. Так, черемухово-злаковая тля (Rhopalosiphum padi L.) зимует и размножается весной на черемухе, затем мигрирует на пшеницу, ячмень, овес, кукурузу и другие злаки, а к концу лета крылатые полоноски вновь перелетают на черемуху.

Неполноциклые, или анолоциклые, виды тлей характеризуются потерей первичного хозяина, а следовательно, и цикла гомогенетического размножения.

Так, неполноциклая для нашей страны кровяная тля (Eriosoma lanigerum Hausm.

) в связи с отсутствием первичного хозяина — американского вяза размножается партеногенетически в течение всего сезона и остается зимовать в фазе личинки на корнях и стволах своего вторичного хозяина — яблони.

Диапауза. Диапауза представляет собой длительную остановку в развитии в состоянии более или менее глубокого физиологического покоя. Ее назначение двояко. С одной стороны, диапауза обеспечивает выживание вида в неблагоприятные периоды сезона.

В высоких широтах Северного и Южного полушария такими условиями будут низкие температуры осенне-зимнего периода; в тропиках и субтропиках — сухой сезон с высокой температурой и низкой влажностью воздуха.

Другой аспект важного значения диапаузы заключается в обеспечении синхронности годичного цикла развития насекомого с фенологией организмов, служащих ему пищей, и климатическими условиями данной местности. Так, личинки жука яблонного цветоеда питаются в бутонах яблони и груши, здесь же окукливаются, и в период сбрасывания избыточной завязи появляются взрослые жуки.

Если они продолжили бы развитие, т. е. после спаривания самки отложили яйца и из них вышли личинки, то последние не смогли бы найти в это время года необходимой пищи — тычинок и пестиков бутонов яблони и погибли. Поэтому вскоре после непродолжительного питания на листьях яблони жуки впадают в диапаузу и лишь весной следующего года самки откладывают яйца в бутоны.

По глубине физиологического покоя диапауза отличается от холодового и теплового оцепенения.

Если холодовое оцепенение возникает под непосредственным влиянием низкой температуры и прекращается при потеплении, то состояние диапаузы обычно начинается задолго до наступления неблагоприятных условий среды и прекращается не сразу и в большинстве случаев уже под влиянием другого фактора.

Так, чтобы вызвать зимнюю диапаузу у куколок капустной белянки, необходимо воздействовать на гусениц укороченным до 14—15 ч «осенним» фотопериодом в течение 10—11 дней. Однако для прекращения диапаузы, т. е.

для реактивации куколок, недостаточно поместить их в условия длинного «летнего» дня и оптимальной для развития температуры. Чтобы искусственно прервать диапаузу, у этого вида необходимо имитировать осенне – зимне-весенние условия, для чего продержать куколок определенное время при пониженных положительных температурах — не ниже 0 °С и не выше нижнего порога развития.

Насекомые в активных фазах, впадающие в состояние диапаузы, прекращают питание и теряют подвижность, в яйце приостанавливается развитие зародыша. Диапаузирующий организм потребляет кислорода в 3—5 раз меньше по сравнению с активным.

Снижение обмена веществ обеспечивает более экономное расходование энергетических ресурсов, так как диапауза часто длится несколько месяцев, а иногда даже 3—5 лет.

Физиологическая подготовка организма, заключающаяся в выведении из организма продуктов обмена и избытка воды, концентрация накопленных энергетических ресурсов, а также резкое снижение обмена веществ повышают устойчивость диапаузирующего организма к низким температуре и относительной влажности воздуха, действию пестицидов и других неблагоприятных факторов среды.

Многообразие форм диапаузы у насекомых классифицируют по трем принципам: в зависимости от сезона, когда наблюдается диапауза, от фазы развития организма, в которой возникает диапауза, и от обязательного или факультативного появления диапаузы в жизненном цикле данной генерации.

В зависимости от сезона различают зимнюю и летнюю диапаузы. Так, в ряде районов степной зоны нашей страны гессенская муха вместо трех — пяти генераций за сезон вследствие летней диапаузы дает лишь две — весеннюю и осеннюю.

У зимней пяденицы в годичном цикле встречается как зимняя (в фазе яйца), так и летняя (в фазе куколки) диапаузы. Иногда зимняя диапауза имеет затяжной характер и длится более года.

Читайте также:  Жизнь на земле - биология

Известна, например, многолетняя диапауза у колорадского жука.

Фазы развития, в которых возникает диапауза, различны, но определенны для каждого вида насекомого. Так, в фазе яйца известна эмбриональная диапауза, которая свойственна многим видам тлей, яблонной медянице, саранчовым и др.

Личиночная диапауза характерна для гусениц II и III возрастов боярышницы и златогузки, а в более ранних фазах развития — для яблонной моли и непарного шелкопряда. Куколочная диапауза известна у куколок капустной совки, репной и капустной белянок и др. Имагинальная диапауза свойственна клопам-черепашкам, крестоцветным блошкам, многим видам долгоносиков и листоедов.

Она может возникать до половой зрелости или связана с рассасыванием уже образовавшихся яиц; в обоих случаях размножение этого вида до снятия диапаузы невозможно.

Обязательная диапауза характерна для моновольтинных видов, которые в связи с этим могут дать лишь одно поколение в год. Наступление диапаузы, как правило, не связано с внешними условиями и зависит от наследственно закрепленного ритма.

Под контролем внешней среды в этом случае остается лишь окончание диапаузы, или реактивация, которая происходит под воздействием на организм низких положительных температур в течение определенного промежутка времени.

Наследственно закрепленное моновольтинное развитие насекомых является наиболее простой и надежной формой синхронизации жизненного цикла насекомых с сезонной сменой внешних условий и фенологией растений в тех случаях, когда развитие двух и более генераций невозможно из-за короткого прохладного лета или питание насекомого связано с очень кратковременной фазой развития растений.

Факультативная, или необязательная, диапауза присуща поливольтинным видам. Такие виды в течение одного, двух и нередко более поколений развиваются без диапаузы.

При приближении неблагоприятных условий под влиянием какого-то внешнего сигнала насекомое начинает подготовку, а вскоре впадает в состояние диапаузы.

Подобным сигналом о приближении неблагоприятных, например осенне-зимних, условий могут служить изменение фотопериода, температуры среды, качества пищи.

Наиболее надежным сигналом по устойчивости и астрономической точности является изменение фотопериода, т. е. изменение длины дня. Реакция насекомых на изменение фотопериода получила название фотопериодической.

При продолжительности дня, в зависимости от широты местности 14—17 ч и более развитие вида с факультативной диапаузой будет происходить непрерывно, а при укорочении фотопериода до определенного критического порога возникает диапауза.

Понижение температуры и ухудшение качества пищи также могут оказать влияние на появление зимней диапаузы, однако оно больше сказывается при величине фотопериода, близкой к критической, так как изменение указанных факторов зависит не только от смены сезонов, но и от колебаний погодных условий, а на качестве пищи сказываются еще видовые и возрастные особенности растений.

Пороговая освещенность при фотопериодической реакции колеблется у разных видов от 1 до 5 лк, иногда до 10 лк.

Это значительно выше максимальной освещенности поверхности почвы лунным светом, который даже в период полнолуния не превышает 0,25 лк и, следовательно, не может влиять на фотопериодическую реакцию.

Чувствительной к сигнальному действию фотопериода обычно бывает фаза развития насекомого или возраст личинки, предшествующие диапаузирующим.

Как указывалось выше, реактивация организма, т. е. переход его из состояния зимней диапаузы к активному развитию, происходит под влиянием пониженных положительных температур (1…7°С).

Продолжительность периода реактивации зависит как от видовой специфичности, так и от зонально-географических различий местообитания популяций вида. Чем более длителен период осенне-зимних пониженных положительных температур в данной местности, тем более продолжителен период реактивации у обитающей здесь популяции насекомого.

И наоборот, в условиях короткой осени и более быстрого наступления устойчивой отрицательной температуры воздуха короче будет и период реактивации.

Кроме температурной, у некоторых насекомых известна и фотопериодическая реактивация.

Так, диапауза гусениц соснового шелкопряда в условиях 12-часового дня и температуры 20 °С продолжается около месяца, тогда как при той же температуре и непрерывном освещении их активность возобновляется через 17 дней.

Сильное влияние света на скорость реактивации обнаружено также А. С. Данилевским при диапаузе гусениц медведиц кайя и подорожниковой.

Графические схемы развития насекомых.

Многолетние наблюдения за годичным циклом развития того или иного вида насекомых позволяют установить календарные даты появления отдельных фаз, и, что особенно важно, связать их с наступлением ряда других природных явлений — со сроками цветения, плодоношения и развития отдельных видов растений, устойчивого повышения или понижения температуры, выпадения осадков и т. д. Такие фенологические наблюдения позволяют установить конкретные, ежегодно повторяющиеся явления в жизни насекомых в зависимости от условий среды, т. е. выяснить фенологию вида.

Наиболее краткой и наглядной формой записи фенологических наблюдений за развитием насекомых является графическая схема их регистрации, получившая название фенологического календаря. Схема представляет собой календарную решетку с разделением каждого месяца на декады или пятидневки.

Сведения о развитии отдельных фаз насекомого вносят в соответствующие графы календарной решетки в виде условных обозначений.

Составленные на основании многолетних данных фенологические календари можно использовать для прогноза сроков появления и развития вредных насекомых и рационального планирования сроков борьбы с ними.

Источник: https://agrofak.com/zashchita-rastenii/entomologiya/cikly-razvitiya-nasekomyx.html

Отряды насекомых с полным превращением — урок. Биология, Животные (7 класс)

Насекомое с полным превращением (с метаморфозом) проходит в своём развитии четыре стадии: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое (имаго).

Обрати внимание!

Отряды насекомых с полным превращением: бабочки (чешуекрылые), жуки (жесткокрылые), двукрылые, перепончатокрылые, блохи.

Большинству видов насекомых свойственно развитие с полным превращением. У насекомых с полным превращением (бабочек, жуков, мух, ос, муравьев) личинки совсем непохожи на взрослых особей. У них отсутствуют сложные глаза (есть только простые глазки, или органы зрения совсем отсутствуют) часто отсутствуют усики, нет крыльев; тело чаще всего червеобразное (например, гусеницы бабочек). 

У насекомых с полным превращением личинки часто обитают совсем в других местах и питаются иной пищей, чем взрослые насекомые. Это исключает конкуренцию между разными стадиями одних и тех же видов.

Личинки насекомых с полным превращением несколько раз линяют, растут и, достигнув предельных размеров, превращаются в куколку. Куколка обычно неподвижная. Из куколки выходит взрослое насекомое.

Посмотри видео, которое демонстрирует выход бабочки Монарха из куколки

Отряд Бабочки, или Чешуекрылые

Бабочки отличаются от других насекомых в основном двумя признаками: чешуйчатым покровом крыльев и сосущим ротовым аппаратом, свёрнутым спиралью.

Бабочек назвают Чешуекрылыми потому, что на крыльях у них находятся мелкие хитиновые чешуйки. Они преломляют падающий свет, создавая причудливую игру цветов.

Окраска крыльев бабочек помогает им узнавать друг друга, маскирует в траве и на коре деревьев или предупреждает врагов, что бабочка несъедобна.

Ротовой аппарат у бабочек сосущий — это свернутый в спираль хоботок. Питаются бабочки нектаром цветков.

У личинок бабочек (гусениц) грызущий ротовой аппарат, они питаются тканями растений (чаще всего).

При окукливании гусеницы некоторых бабочек выделяют шёлковые нити. Шёлковая нить выделяется особой шёлкоотделительной железой, расположенной на нижней губе гусеницы.<\p>

Тутового шелкопряда люди разводят для получения шёлковых тканей (это единственное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии).

Отряд Жуки, или Жесткокрылые

У представителей этой группы плотные жесткие надкрылья, прикрывающие вторую пару кожистых крыльев, при помощи которых они летают. Ротовой аппарат грызущий.

Среди жуков много растительноядных, есть хищники и падалееды.

Жуки живут в наземно-воздушной среде (на растениях, поверхности земли, в почве) и в воде.

Личинки жуков бывают и очень подвижными хищниками, живущими открыто, и малоподвижными, похожими на червей, живущими в укрытиях и питающимися растениями, грибами, иногда разлагающимися остатками организмов.

Читайте также:  Мир растений - биология

Эти насекомые имеют только одну пару крыльев. Вторая пара сильно редуцирована и служит для стабилизации полета. К этой группе относятся комары и мухи. Они обладают колюще-сосущим или лижущим ротовым аппаратом.

Некоторые двукрылые питаются пыльцой и нектаром цветков (мухи-сирфиды), есть хищники (ктыри) и кровососы (комары, мокрецы, мошки, слепни).

Их личинки обитают в разлагающихся остатках выгребных ям, компостов (комнатные мухи), в воде (комары и мошки) или ведут бродячий образ жизни и охотятся на мелких насекомых.

Группа включает таких хорошо известных насекомых, как шмели, осы, пчёлы, муравьи, пилильщики, наездники. У них имеется по две пары перепончатых крыльев (у некоторых крылья отсутствуют).

Отряд Блохи включает паразитических насекомых, сосущих кровь у грызунов, других млекопитающих и человека. У них колюще-сосущий ротовой аппарат, отсутствуют крылья. Задние ноги у блох прыгательные. Блохи чрезвычайно опасны тем, что являются переносчиками возбудителей чумы.

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.– М.: Дрофа

Никишов А.И., Шарова И.Х.  Биология. Животные. 7 класс.– М.: Владос

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C./Под ред. Константинова В.М. Биология. 7 класс.– Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Иллюстрации:

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/zhivotnye/tip-chlenistonogie-15461/klass-nasekomye-osnovnye-otriady-15373/re-50ef7a38-8bbe-4a38-914d-b7e0d5529dad

Презентация по биологии на тему “Развитие насекомых” 7 класс

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему “Развитие насекомых” 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ Практическая работа по биологии 7 класс Павлова Вероника Дмитриевна Учитель биологии НОУ Ювента Г. Санкт-Петербург

2 слайд Описание слайда:

ТЕМА УРОКА: «ТИПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ» Цель: Изучить особенности строения органов размножения насекомых, типы их развития (насекомые с полным и неполным превращением). Рассмотреть многообразие насекомых  и их значение в природе. Оборудование: Коллекции насекомых, таблицы, дидактические карточки. Электронный учебник: «Лаб. практикум 6-11 классы.

Биология» Ноутбук, экран, проектор, колонки Задачи урока: Сформировать у учащихся представления о типах развития класса Насекомых, продолжить формировать общеучебные и специальные умения; Продолжить формировать у учащихся память, мышление.

Продолжить формировать у учащихся научно-материалистическое мировоззрение, эстетическое и экологическое воспитание;

3 слайд Описание слайда:

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Методы и методологические приемы: Словесный (рассказ, беседа); Наглядный (таблицы, рабочая презентация); Практический (самостоятельная работа, составление сиквейна); Организационные приемы (работа с презентацией)

4 слайд Описание слайда:

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ УРОКА 1. Размножение насекомых. 2. Развитие насекомых.   А. Неполное превращение Имаго – половозрелая стадия насекомых или взрослое насекомое. ·Насекомые с неполным превращением: стрекозы, тли, клопы, саранчи. Б. Полное превращение.

Куколка – стадия развития, в котором происходит глубокая перестройка организма сформированием  тканей и органов взрослого насекомого.

Насекомые с полным превращением: перепончатокрылые (пчелы, шмели, муравьи), двукрылые (мухи, комары), жуки (колорадский, майский жук, жук-олень, жук-долгоносик), бабочки.   

5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд Описание слайда:

Почему развитие насекомых с полным превращением насекомых является более прогрессивным? Нет конкуренции между личинками и взрослыми особями. Личинки и взрослые особи занимают разные места обитания Переживают неблагоприятные условия окружающей среды на разных стадиях развития

18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд Описание слайда:

Бабочка Ночная разноусая Летает, опыляет, вредит Отряд насекомых с полным превращением Чешуекрылые

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-razvitie-nasekomih-klass-816645.html

Насекомые

Класс насекомых — самая разнообразная по числу видов группа не только среди членистоногих, но и среди всего царства животных: их насчитывается свыше 1 млн. видов, и каждый год этот список пополняется. Огромна и общая масса этих организмов на Земле. Академик В. И.

Вернадский однажды подсчитал, что вес только одной стаи саранчи, перелетавшей в конце XIX в. через Красное море, был чуть меньше веса всех цветных металлов, выплавленных человеком за столетие, — 48 млн. т! В природе насекомым отведены важные и разнообразные роли.

Они являются опылителями цветковых растений, утилизаторами органических остатков, составляют основу кормовой базы множества животных.

Стрекозы появились 350 млн. лет назад. Сейчас их более 4500 видов

Строение насекомых

Тело насекомых состоит из 3 отделов: головы, груди и брюшка. Тело сложено из сегментов («насечек»), откуда и пошло название — насекомые.

На голове расположен ротовой аппарат и органы чувств (глаза, усики), на груди — 3 пары конечностей, а у большинства взрослых форм — и крылья, которые являются не конечностями, а складками покровов тела.

В брюшке расположены внутренние органы — кишечник, жировое тело, выделительные и половые органы.

Ротовой аппарат

Насекомые питаются разнообразной пищей, поэтому строение ротового аппарата у разных групп сильно различается. У тараканов, саранчовых, многих жуков есть мощные зазубренные жвалы (верхние челюсти), способные отгрызать кусочки листьев и древесины.

У хищных жуковскакунов, стрекоз жвалы приспособлены разрывать тело жертвы (других насекомых), поэтому они острые и изогнутые, как серпы.

У насекомых, питающихся растительными соками или кровью (тлей, комаров, блох, вшей), ротовой аппарат превратился в колюще-сосущий хоботок, имеющий острые стилеты для прокалывания тканей.

Прусак — таракан, связанный своим образом жизни с человеком

У бабочек, питающихся нектаром, очень длинный сосательный хоботок, который может сворачиваться в спираль. У многих мух ротовой аппарат лижущего типа — хоботок с расширенной нижней частью. Ротовая полость насекомых соединена с пищеварительной системой, где происходит переваривание и всасывание.

Крысиная блоха — переносчик опасных заболеваний

Развитие насекомых

Развитие у насекомых происходит с метаморфозом (превращением), то есть глубоким преобразованием строения от личинки до взрослой особи — имаго. Сроки развития у разных видов различны.

В фазе личинки происходит рост и изменение строения насекомого, во взрослой фазе — размножение и расселение. По способу развития насекомые делятся на 2 большие группы. У одних (тараканы, стрекозы, богомолы, кузнечики) развитие происходит с неполным превращением.

Из яйца появляется личинка, похожая на имаго, но без крыльев (или с зачатками крыльев). Она несколько раз линяет, растет и превращается во взрослое насекомое.

У другой группы (бабочки, жуки, осы, пчелы, муравьи, комары, мухи) развитие происходит с полным превращением: из яйца появляется червеобразная личинка, которая после нескольких линек превращается в куколку.

Личинка саранчи появляется из яйца, постепенно растет и приобретает крылья

Куколка неподвижна (или малоподвижна) и не питается. На этой стадии происходит полная перестройка организма, после чего из куколки выходит имаго. Развитие с полным метаморфозом приносит многие выгоды.

Личинки питаются иной пищей, чем взрослые формы, что позволяет исключить конкуренцию между ними и полнее освоить возможности среды обитания.

Многие насекомые зимуют на стадии куколки, лучше приспособленной для перенесения холодов.

Бабочка проходит несколько стадий развития: яйцо, личинка (гусеница), куколка, имаго

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/biologiya/zhivotnye/nasekomye.html

Презентация на тему “Типы развития насекомых”

  • Скачать презентацию (2.81 Мб)
  • 45 загрузок
  • 3.7 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по биологии на тему: “Типы развития насекомых”, созданная преподавателем специально для того, чтобы познакомить школьников с особенностями развития насекомых, некоторые из которых удивляют своей необычностью.

Читайте также:  Мышцы и их функции - биология

Краткое содержание

  • Вопросы урока
  • Насекомые и их потомство
  • Типы развития насекомых
  • Цикл развития кузнечика
  • Вывод
  • Разнообразие куколок разных насекомых
  • Практическое задание
  • Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА ДОКУЧАЕВОЙ Е.А. УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ МКОУ ООШ С.Николаево Фалёнского района Кировской области
  • Слайд 4
    • Как называется способ размножения, в котором принимают участие две особи противоположного пола?
    • Как называется процесс слияния женской и мужской половых клеток?
    • Что образуется в результате оплодотворения?
  • Слайд 5
    • Какие типы развития можно встретить в мире насекомых?
    • Как происходит развитие насекомых из яйца во взрослую особь?
    • Какой тип развития более прогрессивен (совершенен)?
  • Слайд 6

    Тема урока «Типы развития насекомых»

  • Слайд 9
    • Развитие насекомых с неполным превращением
    • Развитие насекомых с полным превращением
    • Какие же стадии проходят в своем развитии насекомые с неполным превращением?
    • Задание
    • Прочитайте на стр.130 учебника о развитии насекомых с неполным превращением. Выпишите стадии развития насекомых с неполным превращением.
  • Слайд 10
    • Развитие с неполным превращением
    • Развитие с полным превращением
    • яйцо
    • личинка
    • Взрослое насекомое – имаго
  • Слайд 11
    • Сравните взрослое насекомое и его личинку.
    • Выявите между ними сходство.
    • Выявите между ними различия.
    • Почему размеры личинок разные?
    • Как происходит рост личинки?
    • Почему на личиночной стадии насекомые многократно линяют, а во взрослом состоянии нет?
  • Слайд 12
    • Развитие с полным превращением или развитие с метаморфозом
    • Метаморфоз – превращение, переход к чему-либо, перемена состояния.
  • Слайд 13
    • Развитие с неполным превращением
    • Развитие с полным превращением
    • Какие же стадии проходят в своем развитии насекомые с полным превращением?

    Задание

    • Прочитайте на стр.132 учебника о развитии насекомых с полным превращением. Выпишите стадии развития насекомых с полным превращением.
  • Слайд 14
    • Развитие с неполным превращением
    • Развитие с полным превращением
    • яйцо
    • личинка
    • Взрослое насекомое – имаго
    • куколка
  • Слайд 17

    Гусеница и бабочка имеют разный тип ротового аппарата и, следовательно, питаются разной пищей. Значит, отсутствует конкуренция между личиночной стадией развития и имаго за пищу.

  • Слайд 18
    • Развитие с полным превращением
    • яйцо
    • личинка
    • Взрослое насекомое – имаго
    • куколка
  • Слайд 20
    • Насекомое не двигается;
    • Насекомое не питается;
    • Происходит превращение личиночных органов в органы взрослого насекомого
  • Слайд 21
    • Какие типы развитияможно встретить в мире насекомых?
    • Как происходит развитие насекомых из яйца во взрослую особь?
    • Какой тип развития насекомых является более прогрессивным (совершенным)?
  • Слайд 22

    Почему развитие насекомых с полным превращением является более прогрессивным?

    Это объясняется:

    • Нет конкуренции между личинками и взрослыми насекомыми за пищу;
    • Личинки и взрослые насекомые чаще всего занимают разные места обитания;
    • Переживают неблагоприятные условия окружающей среды на разных стадиях развития.
  • Слайд 26
    • Бабочка:
    • Яйцо личинка куколка имаго
    • Клоп:
    • Яйцо личинка имаго
  • Слайд 27

    1. Одной из стадий развития жука является куколка.

    2. Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.

    3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом.

    4. Личинки не линяют

    5. Яйцо-личинка-куколка. Это стадии развития с полным превращением.

    6. Куколка – это стадия роста и активного питания.

    7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел.

    8. Прямокрылые, Равнокрылые, Чешуекрылые – отряды насекомых с неполным превращением.

  • Слайд 29
    • § 27 ,
    • Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, части тела которого возьмите у разных представителей Типа Членистоногие
  • Слайд 30

    Мультимедийные учебные пособия:

    • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006;
    • 1С:Школа.Биология. Животные. 7 класс. ЗАО “1С”, Электронный атлас для школьника.
    • Зоология 7 – 8 классы. “ЧеРоБиология. Зоология беспозвоночных.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/tipy-razvitiya-nasekomyh

Рассмотрим на примере майского жука

Майский жук

После оплодотворения самка майского жука зарывается в почву и там откладывает яйца.

Личинка майского жука

Из яиц в конце лета выходят личинки. Ни внешним видом, ни образом жизни они совсем не похожи на взрослых жуков. Толстое беловатое тело личинки дугообразно изогнуто и одето мягким хитиновым покровом.

Более плотный желтовато-коричневый хитиновый покров на большой голове и на трех парах ног. Крылья у личинки не развиты. По бокам тела заметны дыхальца. В задней части брюшка просвечивает кишечник, заполненный землей: молодые личинки питаются перегноем.

Осенью личинки уходят глубоко в почву и зимуют. Весной следующего года они поднимаются к поверхности почвы, где в течение лета объедают корни травянистых растений и сеянцев сосны. Зиму личинки опять проводят в глубине почвы.

Следующим летом (третий год развития) выросшие личинки объедают корни кустарников и деревьев. Молодые растения от этого могут засохнуть.

Куколка майского жука

Перезимовав третий раз и сильно увеличившись, личинка в конце весны углубляется в почву и, сбросив личиночный покров, превращается в куколку. Куколка майского жука внешне напоминает взрослое насекомое.

На ней можно различить голову с ротовыми органами и усиками, сложные глаза, на груди куколки сложены ноги, заметны небольшие крылья. Хитиновый покров куколки довольно плотный, но неокрашенный. Куколка может слегка шевелить брюшком, но не способна передвигаться и питаться.

Это покоящаяся стадия в развитии майского жука. Под хитиновым покровом куколки за счет накопленных личинкой питательных веществ происходят сложные изменения, приводящие к развитию всех органов взрослого насекомого.

К осени шкурка куколки лопается, из нее выходит взрослый жук с мягкими бесцветными покровами, которые вскоре твердеют и приобретают характерную окраску.

Жуки остаются зимовать в земле и выбираются на поверхность только весной следующего года.

Развитие с полным превращением

На примере майского жука мы ознакомились со сложным способом развития: из яйца выходит личинка, не похожая на взрослое насекомое. Личинка усиленно питается, растет, после чего превращается в неподвижную куколку. В куколке происходят сложные процессы перестройки личиночных тканей и органов в ткани и органы взрослого насекомого, которое выходит из куколки.

Рисунок: развитие насекомых с полным превращением на примере майского жука

Такое развитие, при котором насекомое проходит четыре стадии: яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое, называют развитием с полным превращением. Так развиваются жуки, бабочки, блохи, комары, мухи, пчелы, осы, муравьи и некоторые другие насекомые.

У насекомых с полным превращением личинки отличаются от взрослых не только по строению, но и образом жизни. Они обычно развиваются в другой среде, чем взрослые. Это открывает перед насекомыми доступ к всевозможным местообитаниям, в которых условия жизни личинок и взрослых совершенно различны.

Полное превращение позволяет виду насекомого использовать преимущества по меньшей мере двух абсолютно разных местообитаний, одновременно избегая многих неблагоприятных условий. Это ведет к развитию многообразных сложных форм поведения насекомых.

Вот почему такие насекомые с полным превращением, как жуки, бабочки, перепончатокрылые и мухи, достигли наибольшего расцвета в природе. Их насчитывают около 900000 видов.

Развитие с неполным превращением

У тараканов, саранчи, клопов из яйца выходит личинка, сходная по наружному строению, образу жизни и питанию со взрослыми насекомыми.

Рисунок: развитие насекомых с неполным превращением на примере саранчи

Маленькая личинка питается и растет, периодически линяет и с каждой линькой становится все более похожей на взрослое насекомое. Куколка при этом не образуется. Такое развитие, при котором насекомое проходит три стадии: яйцо – личинка – взрослое насекомое, называют развитием с неполным превращением. Во взрослом сотоянии насекомые не растут и не линяют.

Класс насекомых делится на отряды.

Источник: http://uclg.ru/education/biologiya/7_klass/mnogoobrazie_jivotnyih/mnogokletochnyie_jivotnyie/bespozvonochnyie/klass_nasekomyie/lecture_razmnojenie_i_razvitie_nasekomyih.html

Ссылка на основную публикацию