Иммунитет. нарушения иммунной системы человека. вакцинация – биология

В помощь иммунитету

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация - биологияЧто такое иммунитет?  Иммунитет – это система самозащиты организма от вредного воздействия окружающей среды.

Иными словами, иммунитет – это реакция организма, направленная на защиту от измененных собственных клеток и от внедрения чужеродного материала: бактерий и их токсинов, вирусов, паразитов и т. д.

Наиболее частым проявлением иммунитета является невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.

Специфический и неспецифический иммунитет 

Иммунитет может быть врожденным или приобретенным. Врожденный иммунитет называют неспецифическим. Его обеспечивают врожденные биологические особенности организма. Как известно, разные люди имеют неодинаковую устойчивость к одному и тому же заболеванию. Часто именно врожденную невосприимчивость к любым инфекционным заболеваниям мы подразумеваем под словом “иммунитет”.

Приобретенный иммунитет (специфический) – это невосприимчивость организма к определенным инфекционным заболеваниям. Приобретенный иммунитет к той или иной болезни, как следует из его названия, может возникать в течение всей жизни. Приобретенный иммунитет по наследству не передается. 

Различают активный и пассивный приобретенный иммунитет.

Активный иммунитет появляется после перенесенного заболевания или активной иммунизации (в результате прививки или вакцины: введении ослабленных вирусов или бактерий).

После столкновения с возбудителем заболевания организм сам начинает распознавать его и самостоятельно вырабатывает антитела, которые и являются основным оружием для борьбы с инфекцией.

Пассивный иммунитет обеспечивает готовые антитела, искусственно вводимые в организм. Например, пассивный иммунитет возникает при введении противодифтерийной сыворотки или при проникновении антител в организм ребенка через материнское молоко. 

Активный иммунитет более стойкий, более длительный и специфичный (то есть защищает только от определенного возбудителя заболевания). При некоторых заболеваниях (например, корь, скарлатина и т. п.) он сохраняется многие годы, при других (например, оспа) – всю жизнь. 

Как “организована” иммунная защита в нашем организме?

Первым барьером для большинства микробов становятся неповрежденная кожа и слизистые оболочки, так как они, помимо механической защиты, обладают бактерицидными свойствами.

Защитные свойства кожи обусловлены секретами потовых и сальных желез. Например, возбудители брюшного тифа погибают через 15 минут контакта со здоровой кожей человека.

Слизистые оболочки выделяют секреты, еще более губительные для микробов.

Но при массированной атаке микробов или при их высокой патогенности (способности вызывать заболевание) кожных и слизистых барьеров оказывается недостаточно, и микробы проникают в организм.

При этом возникает воспаление, включаются сложные механизмы клеточного и гуморального иммунитета: принимаются за работу лейкоциты и другие клетки организма, фагоциты захватывают и переваривают антиген, начинают вырабатываться специальные вещества, которые направлены на борьбу с чужеродными микроорганизмами, такие как интерферон, иммуноглобулины и другие. Все эти реакции организма – проявления неспецифического иммунитета.

Одновременно с неспецифическим иммунитетом включается специфический. Он вызывает образование в организме антител – факторов защиты, направленных специально против определенного микроба.

Но скорость и эффективность выработки антител зависят от того, встречался раньше организм с возбудителем данного заболевания или нет. Если организм “узнает” возбудителя (то есть раньше уже перенес заболевание или вакцинацию), то инфекция подавляется быстро.

Если же столкновение с таким микроорганизмом происходит впервые, то для выработки антител требуется время, чтобы организм научился бороться с новым микробом.

Когда снижается иммунитет? 

Иммунную систему человека ослабляют:

неправильное и неполноценное питание, в том числе недостаточное поступление витаминов и необходимых минералов; 

переутомление и хронический стресс; 

прием антибиотиков и гормональных препаратов; 

атмосферные загрязнения, неблагоприятная радиационная обстановка. 

Кроме того, иммунитет снижается при оперативном вмешательстве и наркозе, при травмах, ожогах, переохлаждениях, кровопотере, при инфекциях и интоксикациях, частых простудных заболеваниях, хронических заболеваниях, в том числе при сахарном диабете.  Снижение иммунитета в первую очередь проявляется в инфекционных и особенно простудных заболеваниях, таких как ОРВИ и грипп. 

Отдельно стоит сказать о детском иммунитете. В период роста ребенка возникают критические состояния снижения иммунитета. Таких периодов пять:

период новорожденности (первые 29 дней жизни); 

с 3-го по 6-й месяцы жизни; 

2-й год жизни; 

с 4-го по 6-й годы жизни; 

подростковый период. 

Снижение иммунитета у детей отражается в увеличении количества заболеваний. Поэтому в педиатрии даже введен специальный термин “часто болеющие дети” (ЧБД). В эту категорию входят дети, которые болеют 4 раза в год и чаще или более 2 недель подряд. 

Как укрепить иммунитет? 

Усилить способность организма противостоять различным заболеваниям можно воздействуя как на неспецифический, так и на специфический иммунитет. Укрепление неспецифического иммунитета – это увеличение общей сопротивляемости организма. Как правило, под словами “укрепить иммунитет” понимают нормализацию именно неспецифического иммунитета. 

Для укрепления иммунитета следует:

соблюдать режим дня; 

полноценно питаться, следить за тем, чтобы в рационе содержалось достаточное количество витаминов, минералов и аминокислот животного происхождения; 

заниматься закаливанием, спортом или, по крайней мере, регулярно делать зарядку; 

принимать антиоксиданты и другие препараты, предназначенные для укрепления иммунитета (например, на основе бета-каротина); 

избегать приема антибиотиков, кроме тех случаев, когда они рекомендованы врачом. 

Укрепить или, вернее, создать специфический иммунитет против определенного заболевания можно только одним способом – провести вакцинацию.

Однако следует учитывать, что при активной вакцинации (то есть при введении ослабленного возбудителя заболевания) защитные силы организма направлены на выработку антител, вследствие чего сопротивляемость другим болезням несколько уменьшается. Поэтому перед вакцинацией и после нее необходимо укреплять неспецифический иммунитет. 

Как правильно делать прививки?

Вакцинация – надежный способ защититься от конкретного заболевания. При вакцинации активный иммунитет формируется за счет введения ослабленного либо убитого (инактивированного) вируса, который сам не может вызвать заболевание у здорового человека, но “включает” работу иммунной системы. 

Важно помнить, что любая прививка несколько ослабляет общий иммунитет ради повышения специфического.

В результате могут возникнуть побочные эффекты, например появление “гриппоподобных” симптомов в легкой форме (недомогание, головная боль, слегка повышенная температура).

У детей основной проблемой является развитие различных инфекций или обострение фоновых заболеваний после прививки. По данным НИИ детских инфекций, осложнения поствакцинального периода чаще всего развивается у детей:

входящих в категорию часто болеющих (37,8 %); 

с аллергическими реакциями (20,9 %); 

с поражениями центральной нервной системы. 

У здоровых детей вероятность развития побочных эффектов после вакцинации не превышает 2,1 %. Чтобы избежать нежелательных реакций на введение вакцины, необходимо заранее подготовить организм к прививке, то есть нормализовать работу иммунной системы. Хороший эффект дает прием препаратов бета-каротина, например Веторона. 

Начинать прием препаратов на основе бета-каротина следует за 1 месяц до прививки и продолжать в течение 1 месяца после вакцинации. Делать это нужно как при обычной прививке от гриппа, так и при плановых прививках.

Как бета-каротин влияет на иммунную систему?

Бета-каротин оказывает на иммунитет разностороннее действие, выступая в качестве: 

источника витамина А; 

стимулятора иммунитета; 

антиоксиданта.

Бета-каротин – источник витамина А.

Бета-каротин в нашем организме преобразуется в витамин А, который играет важную роль в работе иммунной системы. Витамин А участвует в противоопухолевой, противовирусной защите, обеспечивает устойчивость к аутоиммунным и иммунодефицитным состояниям.

Также витамин А отвечает за формирование защитных клеток, которые выстилают дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт и служат естественным барьером на пути проникновения инфекции.

По мнению многих ученых, витамин А играет одну из главных ролей в формировании иммунитета.

Бета-каротин – стимулятор иммунитета.

Бета-каротин проявляет себя как “истинный” иммуномодулятор, то есть повышает потенциал организма независимо от вида возбудителей заболевания. Бета-каротин участвует в синтезе защитного белка интерферона, который вырабатывается клетками иммунной системы и активно препятствует размножению вирусов. Это позволяет улучшить противовирусную защиту организма.

Выработка интерферона снижается при долгом течении болезни (например, у часто болеющих детей), но бета-каротин может стимулировать дополнительный синтез этого вещества и тем самым укрепить иммунную систему организма. 

Бета-каротин – антиоксидант.

Бета-каротин нейтрализует свободные радикалы, обладая высокой антиоксидантной активностью. Также бета-каротин восстанавливает витамин Е, который при борьбе со свободными радикалами утрачивает свои антиоксидантные свойства. Таким образом, бета-каротин влияет на иммунитет как прямо, так и опосредованно, через витамин Е. 

Укрепление иммунитета Ветороном.

Веторон является источником бета-каротина, который за счет разностороннего участия в работе иммунной системы:

способствует укреплению иммунитета детей и взрослых; 

при профилактическом приеме снижает риск простудных заболеваний, гриппа и осложнений после них; 

ускоряет процесс выздоровления от простудных заболеваний и гриппа. 

Эффективность Веторона в укреплении иммунитета доказана многочисленными исследованиями. Вот результаты некоторых из них.

В исследовании, проведенном на базе Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя, Веторон показал высокую эффективность для профилактики инфекционных заболеваний в эпидемиологический период. Прием Веторона в течение 10 дней снизил заболеваемость ОРВИ в 5 раз. 

В исследовании, проведенном РМАПО, участвовало более 100 детей в возрасте 4–6 лет. При приеме Веторона у детей:

улучшилось самочувствие; 

повысилась физическая работоспособность; 

нормализовались аппетит и сон; 

улучшились показатели неспецифической иммунной защиты. 

Кроме того, прием Веторона предотвращает попадание детей в категорию часто болеющих – в 94 % случаев отмечалось повышение иммунитета.

Применение Веторона в курортном лечении детей из экологически неблагоприятного региона позволило добиться улучшения показателей резистентности организма (активации клеточного иммунитета,  IgG-антителообразования, функциональной активности фагоцитов).

Для повышения работоспособности и адаптации в экологически неблагоприятных регионах рекомендовано постоянное применение препарата в течение года.

Исследования показали, что прием Веторона укрепляет иммунитет, предотвращает попадание детей в категорию часто болеющих, примерно в 5 раз снижает заболеваемость гриппом и практически исключает какие-либо осложнения.

Источник: http://www.med-edu.ru/article/10

Иммунитет человека

— это способность организма противостоять инфекциям и чужеродным болезнетворным (патогенным) микроорганизмам.

Все, чему противостоит иммунная система, называется антигены.

По сути, это гомеостаз — поддержание постоянства внутренней среды организма.

Для начала давайте разберем, какие виды иммунитета бывают у человека…

Виды иммунитета

Врожденный иммунитет — иммунитет человека, который передается по наследству, т.е. он «прописан» в генотипе.

Читайте также:  Семейства класса однодольные, биология

Приобретенный иммунитет — вырабатывается организмом в течение жизни.

Активный иммунитет — организм человека сам вырабатывает антитела — это может быть после заболевания или при введении вакцины.

Пассивный иммунитет — организм получает антитела. Получить он их может либо в виде сыворотки, либо от матери — с молоком ( в буквальном смысле) и при внутриутробном развитии.

Что же такое «иммунитет»?

Клетки иммунной системы

Мы уже говорили об антителах в крови.

 
Клетки, обеспечивающие иммунитет человека — фагоциты и моноциты.
 

Именно эти клетки содержат антитела — белки крови, которые взаимодействуют с антигеном, защищая таким образом организм.

Фагоцит  — клетка, соответствующая своему названию, способная поглощать и убивать (нейтрализовать) бактерию или инфекции.

Фагоциты работают против всех «иноземных захватчиков», они не специфичны, поэтому такой вид иммунитета называют неспецифическим.

Формируются фагоциты человека еще в зародыше — первые клетки фагоцитов можно обнаружить уже на 2 месяце развития плода.

Производятся они стволовыми клетками красного костного мозга. Дальше они «доформировываются» в селезенке.

Когда ребенок появляется на свет, его фагоциты продолжает производить селезенка.

Моноцит — вид фагоцита, который отвечает за специфический иммунитет. 

Моноциты тоже образуются в красном костном мозге, но «доформировываются» в тимусе. У эмбриона они образуются уже на 4 месяце.

Органы иммунной системы

Центральные органы иммунной системы

  1. Красный костный мозг — основной орган кроветворения и иммунной системы человека.
  2. Тимус, или вилочковая железа — «подростковая» железа внутренней секреции человека. 

Периферические органы нервной системы

Мы рассмотрели основные термины и определения, связанные с иммунитетом человека, но на бытовом уровне надо понимать, что сохранить иммунитет можно, не истощая организм, но при вирусных или патогенных бактериальных инфекциях нужно прибегать к помощи вакцин и сывороток.

Обсуждение: “Иммунитет человека”

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/immunitet-cheloveka.html

Иммунная система человека

Михаил Октябрь 23, 2016 Биология человека Комментировать

Содержание:

  • 1. Иммунитет
  • 2. Фагоцитоз
  • 3. Аллергия

Иммунитет

Иммунология — наука, изучающая механизмы защитных реакций организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.

Иммунитет — врожденная или приобретенная способность организма защищать собственную структурную и функциональную целостность и биологическую индивидуальность; невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам, поступающим извне или образующимся в организме.

■ Иммунитет защищает от инфекционных заболеваний, уничтожает раковые клетки, является причиной отторжения пересаженных тканей.

■ Явление иммунитета открыто в XVIII в. английским врачом Э. Дженнером, наблюдавшим за больными натуральной оспой.

Иммунная система — совокупность органов, тканей, клеток и веществ, обеспечивающих иммунитет организма.

Состав иммунной системы: ■ красный костный мозг (место образования гранулоцитов, моноцитов, некоторых других видов лимфоцитов); ■ вилочковая железа (тимус), селезенка, лимфатические узлы, одиночные лимфатические узелки слизистых оболочек (места образования лимфоцитов); ■ миндалины (скопления лимфатической ткани в слизистой оболочке в области зева); ■ кожа и слизистые оболочки; ■ специализированные клетки иммунной системы (нейтрофилы, макрофаги, лимфоциты и др.); ■ антитела;

■ интерферон (белок, обладающий противовирусным действием; образуется в клетках организма, подвергшегося вирусной инфекции) и др.

Виды иммунитета в зависимости от механизма реализации:

неспецифический клеточный иммунитет (реализуется посредством фагоцитоза, обеспечиваемого, в основном, нейтрофилами, моноцитами и одним из видов Т-лимфоцитов —Т-киллерами); см. ниже;

специфический гуморальный иммунитет (реализуется посредством образования антител).

❖ Виды специфического гуморального иммунитета в зависимости от его происхождения приведены на рисунке.

Врожденный иммунитет — это иммунитет, передаваемый по наследству в ряду многих поколений (люди с рождения имеют в крови антитела). Характеризуется устойчивостью, однотипностью для каждого вида и различается лишь степенью индивидуальной выраженности (пример: иммунитет человека к чумке собак и чуме рогатого скота).

Приобретенный иммунитет — это индивидуальный иммунитет, вырабатываемый в процессе естественной жизни (естественный иммунитет) или вызванный искусственным путем (искусственный иммунитет).

Формы естественного иммунитета: пассивный плацентарный, пассивный материнский, активный постинфекционный.

■ При пассивном плацентарном иммунитете антитела передаются от матери плоду через плаценту.

■ При пассивном материнском иммунитете антитела передаются от матери младенцу при грудном вскармливании.

■ После рождения ребенка и прекращения его вскармливания грудным молоком приобретенный пассивный плацентарный и материнский иммунитет угасает через 1-1,5 месяца.

■ При активном постинфекционном иммунитете антитела возникают у человека в результате перенесенного заболевания (кори, оспы и др.). Этот вид иммунитета осуществляется антителами, вырабатываемыми В-лимфоцитами (см. ниже) и сохраняется в течение многих лет (нередко — всю жизнь).

Формы искусственного иммунитета: пассивный (постсывороточный), активный (поствакцинарный).

Пассивный искусственный иммунитет создается через несколько часов после введения сывороток с содержащимися в ней антителами против возбудителя какого-либо заболевания; сохраняется обычно не более месяца; используется главным образом в лечебных целях.

Активный (поствакцинарный) искусственный иммунитет создается введением в организм вакцин, содержащих ослабленные или убитые возбудители болезни; вырабатывается примерно через несколько часов после введения вакцины; сохраняется в течение длительного времени.

Антитела — белки, вырабатываемые в организме человека и теплокровных животных, участвующие в выработке иммунитета. У человека вырабатываются Влимфоцитами. Антитела взаимодействуют с антигенами, осаждая и нейтрализуя их.

Антигены — чужеродные для организма вещества органического происхождения (чужеродные белки, нуклеиновые кислоты, некоторые полисахариды), вызывающие при попадании в этот организм иммунную реакцию, связанную с образованием в нем антител. В качестве антигена может выступать как свободное, так и находящееся на поверхности вирусов и микроорганизмов вещество.

Вакцина — препарат, получаемый из микроорганизмов — возбудителей инфекционной болезни, продуктов их жизнедеятельности или содержащий эти микроорганизмы ослабленными или убитыми; применяется для активной иммунизации людей и животных в профилактических и лечебных целях.

Иммуноглобулины — сложные белки (гликопротеиды), обладающие способностью специфически связываться с чужеродными органическими веществами — антигенами. Являются антителами; содержатся в крови, лимфе, молозиве, слюне и на поверхности клеток (антитела, связанные с мембраной).

Прививка — введение в организм вакцины с ослабленными или убитыми возбудителями инфекционного заболевания. Прививка может вызвать заболевание в ослабленной форме. После прививки человек не заболевает или болезнь протекает в легкой форме.

Сыворотка — препарат, получаемый из плазмы крови людей или животных, болевших определенной болезнью, и содержащий необходимые антитела.

Примеры: антидифтерийная сыворотка (при дифтерии поражается слизистая горла; при этом образуются яды, отравляющие организм); до применения этой сыворотки погибало 60-70% болевших дифтерией детей; противостолбнячная сыворотка применяется для предотвращения заболевания при попадании в рану земли (в земле длительное время может сохраняться возбудитель столбняка).

Механизм специфического гуморального иммунитета. Образование антител и сохранение приобретенного иммунитета происходит с участием несколько видов клеток и веществ:

Т-хелперы (один из видов лимфоцитов) узнают чужеродный антиген и передают информацию о нем В-лимфоцитам;

В-лимфоциты продуцируют соответствующие антитела;

антитела взаимодействуют с антигенами (свободными или находящимися на поверхности болезнетворных микроорганизмов), осаждая и нейтрализуя их;

■ специальные клетки (один из видов иммунотоцитов) регулируют действие антител;

еще один вид иммунотоцитов хранит данные о структуре уничтоженных антигенов для быстрейшей выработки антител при повторной инфекции.

Фагоцитоз

Фагоцитоз — активный захват и поглощение особыми клетками (фагоцитами) чужеродных для данного организма живых или неживых объектов (микроорганизмов, разрушенных клеток, инородных частиц). Фагоцитоз — защитная реакция организма, способствующая сохранению постоянства его внутренней среды.

■ Фагоцитоз впервые был детально изучен И.И. Мечниковым (1845-1916), за что в 1908 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

В организме человека фагоцитоз осуществляется специальными бесцветными клетками крови — лейкоцитами (см.

«Кровь, тканевая жидкость и лимфа и их особенности у человека«), в основном двумя их разновидностями — нейтрофилами (микрофагами) и моноцитами (макрофагами).

Поглощая чужеродные объекты, лейкоциты вызывают местную воспалительную реакцию организма: расширение капилляров, увеличение притока крови, покраснение, отек и боль.

Воспаленные ткани выделяют в кровь вещество, которое переносится кровью в костный мозг и стимулирует усиленное образование и развитие лейкоцитов. Новые лейкоциты направляются с кровью в очаг воспаления, выходя из капилляров через небольшие отверстия. После поглощения чужеродных объектов лейкоциты гибнут, превращаясь в гной.

Увеличение количества лейкоцитов в крови сверх нормы указывает на наличие в организме воспалительного процесса.

Аллергия

Аллергия — форма иммунного ответа, проявляющаяся в повышенной чувствительности организма к некоторым веществам —аллергенам. Проявляется в форме насморка, чиханья, слезоотделения, раздражения и отечности кожи; приводит к снижению работоспособности и общему ухудшению самочувствия.

Аллерген — любое вещество, способное даже в небольших количествах вызвать в организме болезненное состояние повышенной чувствительности.

Аллергенами могут быть лекарства, компоненты цветочной пыльцы, комнатная пыль, шерсть домашних животных, резкие запахи, определенные виды пищи (апельсины, яйца, клубника и др.

), микробы, глисты, вирусы и грибы, паразитирующие у человека, яд пчел и ос и т.д.

При проникновении в организм аллергена происходит выработка антител, которые прикрепляются к мембранам клеток стенок сосудов, различных тканей и органов.

При повторном проникновении в организм аллергена его соединение с антителами происходит на поверхности клеток, которые в этом случае повреждаются или раздражаются; из них могут выделяться вещества, вызывающие покраснение и зуд кожи, отек и воспаление тканей, спазм или расслабление гладкой мускулатуры, нарушение тока крови и т.д.

Для предотвращения или ослабления аллергии склонным к ней людям следует избегать контакта с аллергенами.

Источник: https://esculappro.ru/immunnaya-sistema-cheloveka.html

«Вакцины никогда не снижают иммунитет»

Что происходит с иммунитетом к кори у россиян, можно ли делать прививки беременным и что такое вакционотерапия в интервью «МедНовостям» рассказал д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний отдела аллергологии ФГБНУ «НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова» Михаил Костинов.

Читайте также:  Зоология - биология

От массовой вакцинации к индивидуальной

— Михаил Петрович, в последнее время врачи все реже дают медотводы от прививок. В советское время с этим было строже.

— Я всю жизнь занимаюсь поиском подходов к вакцинации людей, имеющих различные заболевания.

Когда в середине 80-х годов я поступил в ординатуру, мой руководитель — известный детский аллерголог, членкор РАМН Иван Иванович Балаболкин — предложили мне заняться проблемой вакцинации аллергиков и дал полную свободу действий.

У нас в стране это тогда было совершенно не принято — считалось очень опасным, все боялись развития шока, аллергических реакций. Но в зарубежной научной прессе уже появились публикации о том, что делать прививки аллергикам можно. И мы начали изучать этот опыт, и думать, как менять менталитет.

С чем нам «повезло» в этой работе — с тем, что в 1994 году в России началась эпидемия дифтерии. Дело в том, что вместе с перестройкой начался хаос в медицине, в том числе, и в иммунопрофилактике. Но когда встал вопрос о спасении детей, мы начали действовать более смело. Другого выхода не было. Есть такое понятие в медицине — идти на риск «по жизненным показаниям».

И результаты нашей работы подтвердили то, о чем весь мир уже знал — что делать аллергикам прививки можно и нужно. Но это были эмпирические знания. А мы еще доказали новыми научно-обоснованными фактами, что такая вакцинация действительно безопасна.

Мы детально описали, что происходит в организме, как формируется иммунитет, сколько времени сохраняется, как прививка отражается на состоянии пациента.

Если говорить о стратегии — вакцинировать можно любого человека, вне зависимости от его нозологии. Но, конечно, ничего нельзя делать механически. Стыдно сказать, но Россия в отношении вакцинации оставляет желать лучшего.

Потому, что нас всю жизнь учили, что прививать больных людей нельзя.

А когда мы стали подходить к международным стандартам, и поняли, что делать это можно, если внимательно подойти к человеку, оказалось, что ни медицинское сообщество, ни население к этому не готово.

Когда человек здоров, с ним, конечно, проще. У больного момент вакцинации может совпасть с обострением болезни. Поэтому для каждого ребенка и взрослого надо подбирать свой определенный набор вакцин и специальные подходы. Главная цель заключается в определении оптимальных подходов, и последнее десятилетие мы идем от массовой вакцинации к индивидуальной.

От чего прививать беременных

— Но ведь вакцинация ослабляет иммунную деятельность всего организма, из-за чего мы подвергаемся опасности распространения многих других заболеваний?

— Это ложное представление, вакцинопрепараты никогда не снижают иммунитет. Вакцина действует как антиген, как любой препарат вроде бронхомунала, рибомунила, ИРС-19. Они стимулируют все клетки — и клеточный иммунитет, и гуморальный иммунитет. И благодаря этому наоборот усиливается степень защиты от разных инфекций.

Мы проводили наблюдение за тысячей детей. Среди них были те, которых прививали согласно национальному календарю прививок, и те, чьи родители отказались от вакцинации.

В последующие за прививкой год-полтора мы изучали в динамике заболеваемость этих детей.

И оказалось, что привитые дети болели пневмонией, ОРЗ, отитами, синуситами, обострения заболеваний мочеполовой системы достоверно меньше, чем те, что не получали вакцину.

Другая интересная проблема заключалась в том, как обезопасить часто болеющих детей, аллергиков и имеющих хронические заболевания (почек, печени, нервной системы) от заражения инфекцией во время посещения поликлиники.

И тут российская наука тоже первой доказала, что если в процессе вакцинации у таких детей использовать части иммунокорректоров (иначе их еще называют иммуномодуляторами), то достигается двойной эффект. С одной стороны, иммунитет к конкретным вакцинам вырабатывается быстро и сохраняется длительно.

С другой — снижается частота обострений хронических заболеваний. Но, конечно, это нельзя делать часто и налево-направо.

— Можно ли делать прививки беременным женщинам?

— В период гриппа первое место по летальности занимают именно беременные. Начиная с третьего триместра, беременная женщина имеет такой же риск осложнений, как если бы она страдала бронхиальной астмой в тяжелой форме.

При этом, прививка не влияет на течение беременности, на развитие плода. Но зато женщины и новорожденные дети в первые полгода жизни защищены от гриппа.

И на сегодняшний день в календарь прививок уже внесена вакцинация беременных против гриппа во втором-третьем триместре.

В мире это делается уже 25 лет. А российский вклад заключается в том, что мы предложили вакцину нового поколения — с иммуноадъювантом (веществом, способным улучшать иммунные ответы на вакцинные антигены — ред.). Нигде в мире иммуноадъювантных вакцин нет.

Суть метода заключается в том, что концентрация антигена (штамма вируса) уменьшена в три раза, но за счет этого препарата — иммуноадьюванта — создается хороший иммунологический эффект, который и сохраняется подольше.

Тут включаются в иммунитет не только его гуморальное звено, но и клеточная часть, которую формирует иммунологическая память.

Защищенных от кори все меньше

Конечно, неясных вопросов и направлений для исследований остается еще очень много. И теоретических, связанных, например, с передачей иммунитета от мамы к ребенку, и практических, касающихся иммунопрослойки кори.

Сегодня женщины в возрасте от 25 до 35 лет имеют низкий уровень иммунитета к кори. Примерно 25% из них — серонегативные, и, соответственно, сами могут болеть во время беременности, и дети рождаются не защищенными.

А вакцинация от кори делается с года, потому что считается, что до этого времени у ребенка сохраняются материнские антитела. Но сейчас уже понятно, что это не так.

До года иммунитет у ребенка сохранялся в том случае, если его мать либо переболела корью, либо была вакцинирована дважды (а это условие соблюдалось далеко не всегда — и люди теряют иммунитет).

25% не защищенных от кори новорожденных — это достаточно большая цифра, которая заставляет задуматься.

Кроме того, уже доказано, что там, где есть патология беременности, особенно патология плаценты, откуда идет питание плода, у ребенка совсем плохой иммунитет.

Мы описали механизмы того, как нарушение питания плаценты влияет на передачу антител к кори. Даже если мама имеет иммунитет и защищена от кори, ребенок рождается без защиты.

Эра терапевтических вакцин

— В последние годы появились данные о том, что некоторые вакцины обладают не только профилактическими, но и лечебными свойствами

— Да. Новая эра наступила, когда появились неизвестные ранее вакцины против пневмококковой инфекции. Изначально эти вакцины были предназначены только для профилактики инфекций.

А мы в России открыли их новые свойства, впервые доказали, что при конкретной нозологии они имеют терапевтический эффект.

За рубежом экспериментальные данные на этот счет появились лишь спустя 10 лет после того, как мы получили патент.

Вакцины могут оказать терапевтический эффект, если прививать ими людей, у которых уже есть этот микроб.

В таких случаях человек может быть или носителем микроба, или уже иметь патологию, при которой микробы играют ведущую роль в обострении заболевания (почек, бронхолегочной системы, сахарном диабете, аутоиммунных заболеваниях).

Антибиотик помогает избавиться от микроба на месяц-полтора, после чего тот снова заселяется в организм. Действие вакцины длится до 5 лет. Это касается вакцин от пневмококкоковой и гемофильной инфекции.

Последние 7-10 лет ВОЗ рассматривает вакцинацию не как средство снижения заболеваемости (она уже снизилась на планете), а как средство поддержания здоровья.

Для этого уже используются вакцины другого класса: пневмококковая, гемофильная, против вируса папилломы человека, против ротавирусной инфекции.

А такжерасширяется применение терапевтических вакцин в лечении многих заболеваний. Такие вакцины можно назначать одновременно с антибиотиками.

У России тоже есть своя антибактериальная вакцина — Иммуновак, ВП4. Она давно апробирована и применяется в научных целях последние 30 лет у детей и взрослых, страдающих различными заболеваниями. Правда, на практике ее не могут использовать, так как все еще идут дебаты, кто и как ее будет производить.

В отличие от зарубежных аналогов — Бронхомунала, Бронховаксона, Рибомунила — наша вакцина намного сильнее, а также стимулирует врожденный иммунитет. При острой болезни быстрее идет процесс выздоровления, а при хронической — достигается стойкая ремиссия.

Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия — это самый инновационный подход к сохранению здоровья нации.

Ирина Резник

Источник: http://medportal.ru/mednovosti/news/2015/04/27/519kostinov/

Лекция № 6. пути укрепления иммунитета. профилактическая иммунизация

В жизни человека имеется несколько критических этапов в развитии способности иммунной системы осуществлять защиту организма от чужеродных клеток и веществ.

Эти этапы связаны с возрастными изменениями, во время которых иммунная система ведет себя непредсказуемо, когда внедрение антигена в организм вызывает неправильную парадоксальную реакцию.

Это выражается в том, что иммунный ответ может оказаться либо недостаточным для отражения агрессии чужеродного агента, либо чрезмерным, приводящим к аллергическим реакциям разного вида.

Первым периодом повышенного риска является первый месяц после рождения. Ребенок рождается практически «стерильным».

Микрофлора матери для него не представляет опасности благодаря пассивному иммунитету, который состоит из защитных антител матери, полученных ребенком через плаценту во время внутриутробного развития и с молоком при грудном вскармливании.

Микробы, которые имеются в роддоме, представляют потенциальную опасность для новорожденного, так как возможностей противостоять им у него мало. Собственные антитела его организм (иммунная система) еще не вырабатывает, фагоциты недостаточно активны и т. д.

Поэтому все предметы, которые соприкасаются с новорожденным ребенком, должны быть практически стерильными. Если ребенок родился здоровым, то он не должен длительно задерживаться в родильном доме или отделении. Дома новорожденного буквально атакует микрофлора членов семьи и бытовых предметов. На адаптацию к ней ребенку требуется не меньше месяца. Однако уже к концу первой недели жизни в его крови резко увеличивается количество лимфоцитов.

Второй период ослабления защитных сил приходится на 3-6-й месяцы жизни ребенка. Это связано с тем, что к этому периоду запас материнских антител, полученных через плаценту, заканчивается.

Из-за этого повышается восприимчивость организма к вирусам гриппа, простуды и возбудителя детских инфекций, которые в этом возрасте протекают нетипично и не дают стойкого иммунитета. Ребенку в этот период нежелательно контактировать с детьми, которые посещают детский сад и школу.

Очень важно длительное естественное кормление, так как через грудное молоко отчасти восполняется недостаток антител, способных защитить его от инфекций и уберечь от развития пищевой аллергии, которая чаще всего появляется в эти месяцы.

Третий период приходится на 2-й год жизни, когда расширяется круг контактов ребенка с окружающей средой, а местный иммунитет слизистых оболочек дыхательной и пищеварительной систем еще не функционирует в полную силу, из-за чего существует риск повторных вирусных и бактериальных инфекций. Избегать их помогают закаливание, прогулки на свежем воздухе, правильное питание. В этом возрасте необходимо избегать посещения с ребенком людных мест.

Четвертым периодом являются 4-6-й годы жизни малыша. Это так называемый дошкольный период, когда ребенок посещает детский сад, в котором происходят постоянные контакты с детьми. В этом возрасте часто развивается хронический тонзиллит, увеличиваются аденоиды, бывают частые респираторные инфекции, появляется склонность к аллергическим реакциям.

Пятым периодом является подростковый возраст, начинающийся в 12–13 лет у девочек и в 14–15 лет у мальчиков. Это время очень бурного роста и развития организма, за которым не успевают органы иммунной системы. «Всплеск» половых гормонов снижает активность Т-лимфоцитов и ведет к повышенной выработке антител В-лимфоцитами.

Читайте также:  Выводы "общий обзор организма человека" - биология

Это приводит к активизации воспалительных, хронических и аутоиммунных заболеваний. В то же время в этот период происходит облегчение течения аллергических заболеваний, вплоть до их полного исчезновения. Необходима санация всех очагов хронической инфекции (кариозных зубов, аденоидов, больных миндалин и т. д.).

Также важным является правильное, сбалансированное по всем параметрам питание. Во все периоды роста и развития ребенка количество лекарственных средств, применяемых для лечения различных заболеваний, должно быть минимальным.

Одним из методов, укрепляющих иммунную систему и предупреждающих некоторые заболевания, является вакцинация.

Вакцинация – самый эффективный метод защиты против инфекционных заболеваний, известный в настоящее время. Основным принципом вакцинации является то, что пациенту вводится ослабленный или убитый болезнетворный агент для стимуляции выработки антител, необходимых для борьбы с возбудителем заболевания.

Прививки с успехом применяются для борьбы с вирусами краснухи, кори, эпидемического паротита, гепатита В, полиомиелита, ротавирусной инфекции, гриппа или бактериями (возбудителями туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка). Суть вакцинации состоит в создании или усилении искусственного иммунитета. Существует понятие «коллективного» иммунитета.

Чем больше людей имеют иммунитет к болезни, тем меньше вероятность у неиммунизированных заболеть и меньше риск возникновения эпидемии (т. е. при помощи вакцинации создается так называемая иммунная прослойка населения). Вакцинация бывает как однократной (от кори, паротита), так и многократной (от полиомиелита, АКДС).

Кратность показывает то, сколько раз необходимо ввести в организм вакцину для образования иммунитета.

Ревакцинация – это мероприятие, направленное на поддержание иммунитета, который создан предыдущими вакцинациями. Обычно проводится через несколько лет после вакцинации. При возникновении очаговой вспышки какого-либо инфекционного заболевания для предотвращения эпидемии проводится массовая вакцинация.

Она представляет собой одномоментную начальную вакцинацию, используемую для быстрого прерывания цепи передачи инфекции. Примером такой вакцинации может служить массовый охват прививками перед надвигающейся эпидемией гриппа. Но у вакцинации есть и недостатки.

Она проводится только против определенных штаммов, возможна неэффективность вследствие мутации вирусов.

Вакцины бывают различных видов:

1) живые вакцины, содержащие ослабленный живой микроорганизм;

2) инактивированные («убитые») вакцины;

3) химические вакцины. Они содержат компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя;

4) анатоксины (содержат неактивный токсин, продуцированный бактериями);

5) комбинированные вакцины (содержащие несколько компонентов).

В иммунокоррекцию входит и применение препаратов для восстановления нарушенного иммунитета. Это либо монотерапия, либо применение иммуномодуляторов по определенной схеме.

Для этого используют препараты, которые замещают утраченную функцию иммунитета (иммуноглобулины, интерфероны), и препараты, стимулирующие сниженную функцию иммунитета (индукторы интерферонов, растительные препараты, неспецифические иммуностимуляторы). Универсальных средств повышения иммунитета не существует.

Иммунная система организма человека очень сложна, поэтому к вопросам укрепления и коррекции иммунитета нужно подходить разумно, комплексно и индивидуально, делая упор прежде всего на пропаганду здорового образа жизни.

Это и полноценное, сбалансированное питание, и закаливание организма, и отсутствие стрессов, и рациональный режим дня (работа, отдых, сон), и активный образ жизни. Все это поможет укрепить иммунитет и, следовательно, здоровье организма.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 922;

Источник: https://poznayka.org/s51370t1.html

Иммунитет и его виды

Информация о видах иммунитета поможет учащимся не только в сдаче единого государственного экзамена, но и убедит в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Обеспечивается деятельностью лейкоцитов, фагоцитов и лимфоцитов.

Органы иммунной системы

ЦентральныеПериферические
Тимус, или вилочковая железа — «подростковая» железа внутренней секреции человека Селезенка
Красный костный мозг — основной орган кроветворения и иммунной системы человека Лимфатические узлы — фильтры нашей иммунной системы
Миндалины
Лимфатические скопления

Селезенка — один из главных органов иммунитета.

Основные функции органа селезенки:

  1. Отвечает за «узнавание» всех патогенов — микробов и вирусов
  2. В селезенке созревают лимфоциты, содержащие определенные антитела
  3. Селезенка — «кладбище» эритроцитов и тромбоцитов 

Основные понятия

Т-лимфоциты – особый вид лейкоцитов, обеспечивающие клеточный иммунитет. Фагоциты.

В-лимфоциты – особый вид лейкоцитов, обеспечивающие гуморальный иммунитет, выработку антител

Фагоцитоз – процесс захвата, поглощения и переваривания клетками- фагоцитами твёрдых чужеродных частиц.

Антиген – собирательное название всех тел, которые являются чуждыми организму: бактерий, вирусов, чужеродных тканей, чужеродных белков, чужеродных тел.

Антитело – специфический белок, вырабатываемый В-лимфоцитами на конкретный антиген. Антитела способны образовывать с антигенами безвредные комплексы – «антиген-антитело»

Моноцит — вид фагоцита, который отвечает за специфический иммунитет.

Врожденный иммунитет — это генотипический признак организма, передающийся по наследству.

Приобретенный иммунитет — это фенотипический признак, сопротивляемость чужеродным агентам, которая формируется после вакцинирования или перенесенного организмом инфекционного заболевания.

Естественный иммунитет может быть, как врожденным, так и приобретенным после перенесенного инфекционного заболевания. Также этот иммунитет может создаваться с помощью антител матери, которые поступают к плоду во время беременности, а потом и при грудном вскармливании уже к ребенку.

Искусственный иммунитет, в отличие от естественного обретается организмом после вакцинации (активный иммунитет) или в результате введения особого вещества — лечебной сыворотки (пассивный иммунитет)

Вакцины (лат. vaccinus коровий) — препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

Лечебная сыворотка – это медицинский препарат, содержащий готовые антитела против возбудителей какого-либо заболевания. Лечебную сыворотку получают из крови людей, или животных, перенёсших какое-либо заболевание.

Для получения сыворотки животному постепенно вводят всё увеличивающиеся дозы возбудителя конкретного заболевания, добиваясь появления стойкого иммунитета к нему.

После этого берут кровь животного, дают ей свернуться, отделяют сыворотку (плазму крови, лишённую белка фибриногена), запаивают её в ампулы и отправляют в медицинские учреждения.

Сравнительная характеристика лечебной сыворотки и вакцины

ПланЛечебная сывороткаВакцина
Что содержит Готовые антитела против конкретного антигена Убитые или ослабленные возбудители болезней
Когда вводится После возможного заражения, во время болезни По графику, перед угрозой эпидемий
С какой целью вводится Помочь заболевшему человеку выздороветь Защитить население от опасных и даже смертельных болезней
Какой вид иммунитета формирует Искусственный пассивный Искусственный активный
Примеры препаратов против конкретных заболеваний Противодифтерийная, противостолбнячная сыворотки Вакцины против полиомиелита, дифтерии, столбняка, гриппа, скарлатины и т.д.

Вклад Эдуарда Дженнера, Луи Пастера, Ильи Мечникова в развитие науки об иммунитете

Эдвард Энтони Дженнер — английский врач, разработал первую в мире вакцину — против натуральной оспы, прививая неопасный для человека вирус коровьей оспы

Луи Пастер – французский микробиолог, нашёл способы ослаблять микробы, чтобы они потеряли способность вызывать болезни. Создал вакцины против бешенства, куриной холеры.

Илья Ильич Мечников – русский учёный-микробиолог. Отец теории иммунитета. Открыл и изучил фагоцитоз. За эту работу удостоен Нобелевской премии.

Закрепление

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления

  1. В 1883 г. И.П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета.
  2. Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам – антителам.

  3. Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим.
  4. Специфический иммунитет — это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов.

  5. Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защиту только от известных организму антигенов.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их

  1. В 1908 г. И.П. Павлов открыл явление фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета.
  2. Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам – антигенам.
  3. Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим.
  4. Специфический иммунитет – это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов.

  5. Неспецифический иммунитет обеспечивает защиту от знакомых организму антигенов.
  6. Иммунитет может осуществляться как специальными клетками – фагоцитами, так и антителами – белковыми молекулами, содержащимися в лимфоцитах крови, её плазме и тканевой жидкости.
  7. Открытие клеточного иммунитета побудило учёных к исследованиям в области гуморального иммунитета.

Напишите, о каких видах иммунитета идёт речь в каждом из ниже приведённых примеров

  1. Человек получил серьёзную травму и ему в качестве профилактики (преду- преждения заболевания) была введена противостолбнячная сыворотка.
  2. Человек, которому сделана прививка против кори, никогда не заболеет этой болезнью.
  3. Человек, который в детстве переболел ветряной оспой, больше никогда этой болезнью не заболеет.

  4. Младенцы, питающиеся материнским молоком, невосприимчивы к абсолютному большинству инфекционных заболеваний.
  5. Человек не может заразится от собаки болезнью чумкой , или от кур – куриной холерой.
  6. Клетки фагоциты захватывают ложноножками бактерии , поглощают и переваривают их.

  7. Уничтожение антигенов происходит с помощью антител – специальных веществ, растворённых в плазме крови.
  8. Организм способен распознать определённые клетки или вещества, отличные от его собственных тканей и веществ и уничтожить только эти, конкретные антигены.

  9. Организм способен распознать и обезвредить все вещества и микро-организмы (вирусы, бактерии, споры плесневых и паразитических грибов) независимо от их химической природы.

Установите соответствие между способом приобретения иммунитета и его видом

ВИД ИММУНИТЕТАСПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ
1) Естественный А) передается по наследству, врожденный
2) Искусственный Б) возникает под действием вакцины
В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой им­му­ни­те­та и его видом

ВИД ИММУНИТЕТА ХАРАКТЕРИСТИКА
1) специфический А) врождённый, фор­ми­ру­ет­ся уже у плода
2) неспецифический Б) обес­пе­чи­ва­ет­ся кожей, клет­ка­ми сли­зи­стых оболочек
В) обес­пе­чи­ва­ет­ся антителами, вы­де­ля­е­мы­ми лимфоцитами
Г) на­прав­лен про­тив любых чу­же­род­ных веществ
Д) на­прав­лен на определённый антиген
Е) при по­втор­ной встре­че с ан­ти­ге­ном им­му­ни­тет усиливается

Источник: http://mvtbiolog.ru/immunitet-i-ego-vidy

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]