Память и обучение, биология

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему “Память и обучение”

Память и обучение, Биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Память и обучение, Биология Описание слайда:

Что такое память?

2 слайд Память и обучение, Биология
3 слайд Память и обучение, Биология Описание слайда:

Виды памяти (по способу запоминания, сохранения и воспроизведения )

4 слайд Память и обучение, Биология Описание слайда:

Краткосрочная память Краткосрочная память направлена на сохранение информации на короткий промежуток времени.

5 слайд Память и обучение, Биология Описание слайда:

Долговременная память Долговременная память является наиболее важной и прочной.

6 слайд Память и обучение, Биология
7 слайд Память и обучение, Биология
8 слайд Память и обучение, Биология Описание слайда:

Двигательная память основана на запоминании и воспроизведении движений.

9 слайд Память и обучение, Биология
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд Описание слайда:

Огюст Роден Мыслитель, 1880–1882 гг. Логическая память основана на умении человеком делать различные умозаключения.

14 слайд Описание слайда:

Пример использования логической памяти Natali1980 11-06-kino дата имя событие логин пароль

15 слайд Описание слайда:

Исаак Ньютон (1642–1727 гг.) У учёных хорошо развита логическая память.

16 слайд Описание слайда:

Виды памяти (в зависимости от используемого анализатора)

17 слайд Описание слайда:

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрительная память

18 слайд Описание слайда:

«Нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу». Дейл Карнеги

19 слайд Описание слайда:

таможенник художник учитель

20 слайд Описание слайда:

Слуховая память слуховой нерв

21 слайд Описание слайда:

Словесно-логическая память

22 слайд Описание слайда:

Эмоциональная память человека формируется на основе его переживания. Эмоциональная память

23 слайд Описание слайда:

Эмоциональная память

24 слайд Описание слайда:

слуховая зрительная осязательная вкусовая обонятельная эмоциональная

25 слайд
26 слайд Описание слайда:

Роль памяти в обучении

27 слайд Описание слайда:

Способы запоминания

28 слайд Описание слайда:

Механическое запоминание или зазубривание При зазубривании информация удерживается в памяти непрочно.

29 слайд Описание слайда:

Осмысленное запоминание

30 слайд Описание слайда:

Виды запоминания

31 слайд Описание слайда:

Тренировка памяти

32 слайд Описание слайда:

Правила успешного запоминания Нужно постепенно накапливать информацию. Чем больше человек получает информации, тем быстрее запоминает новую.

33 слайд Описание слайда:

Правила успешного запоминания 2. Необходимо формировать установку на длительность, полноту и прочность запоминания.

34 слайд Описание слайда:

Правила успешного запоминания 3. Материал, который необходимо запомнить, должен быть осмысленным, предельно понятным.

35 слайд Описание слайда:

Правила успешного запоминания 4. При заучивании большого материала необходимо разбивать его на смысловые фрагменты.

36 слайд Описание слайда:

Правила успешного запоминания 5. «Повторение – мать учения». Чем больше раз повторяется материал, тем прочнее он запоминается. Повторение – мать учения. Повторение – мать учения. Повторение – мать учения. Повторение – мать учения.

37 слайд Описание слайда:

Правила успешного запоминания 6. Процесс заучивания чередуется с паузами отдыха. Отдых должен быть активным: ходьба, спортивные игры, плавание.

38 слайд Описание слайда:

Память для человека очень ценное качество, её необходимо не только развивать, но и сохранять.

39 слайд Описание слайда:

ухудшение умственной деятельности Пагубное влияние вредных привычек на память алкоголь никотин наркотики

40 слайд Описание слайда:

Влияние алкоголя на память — замедляется мозговая деятельность. — страдает кратковременная память;

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Память

Память и обучение, Биология Память и обучение, Биология

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 616.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 616.

За запоминание, хранение и воспроизведение полученной информации отвечает память – один из видов психических функций. Благодаря памяти человек приобретает индивидуальный жизненный опыт.

Память находится в разных отделах головного мозга и напрямую связана с органами чувств. Вся полученная через слух, зрение, осязание информация хранится в памяти.

Деятельность памяти ограничивается четырьмя процессами:

  • запоминание – главный процесс, при котором полученная информация удерживается в памяти;
  • хранение – долгосрочный процесс удерживания информации;
  • воспроизведение – произвольная или непроизвольная актуализация информации;
  • забывание – процесс стирания «лишней», утратившей значение информации.

Память и обучение, БиологияРис. 1. Центры памяти.

Память классифицируется по нескольким признакам, которые описаны в таблице.

Признак Память Описание
По времени запоминания Кратковременная Длится всего 30 секунд, за которые способна удержать до 7 образов (предметы, слова, звуки)
Долговременная Сохраняет жизненно важную информацию на всю жизнь. Кратковременная память, длящаяся более 30 секунд, преобразуется в долговременную память
По содержанию информации Двигательная Хранит информацию, полученную от рецепторов мышц. Необходима для воспроизведения повседневных (ходьба) и специфичных (танец, спорт) движений
Образная Сохраняет образы разного характера (слуховые, звуковые, визуальные) как целостную картину. Помогает восстановить событие
Эмоциональная Хранит информацию обо всех переживаниях
Словесно-логическая Запоминает услышанную или прочитанную словесную информацию
По сенсорному восприятию Слуховая Запоминает звуковые образы через органы слуха (музыка, голоса, шум города)
Визуальная Сохраняет информацию с помощью органов зрения (фильмы, картины, лица)
Моторная Запоминает движения (письмо)
Вкусовая Хранит информацию, полученную от вкусовых рецепторов (вкус торта, яблока, испорченных продуктов)
По наличию цели Непроизвольная Запоминает информацию несознательно (случайно услышанное слово)
Произвольная Сознательно сохраняет информацию в процессе запоминания (обучение)

Память и обучение, БиологияРис. 2. Виды памяти.

Разные виды памяти взаимосвязаны между собой и не действуют «поодиночке». Зачастую каждое сознательное действие нуждается в памяти. Например, чтобы записать услышанную историю, нужно «подключить» моторную (действия пальцев при письме) и логическую (последовательность изложения) память.

Разная информация запоминается неодинаково. При этом процесс запоминания у каждого человека индивидуальный. Кто-то лучше воспринимает звуковую информацию, кто-то – визуальную. Однако существуют единые для всех людей правила или законы, связанные с особенностями работы памяти.

которые читают вместе с этой

Выделяют законы:

  • действия – теоретические знания хорошо запоминаются на практике при индивидуальном использовании;
  • интереса – лучше всего запоминается интересная информация;
  • осмысления – тщательная проработка информации помогает лучше её запомнить;
  • повторения – несколько раз повторённая информация запоминается лучше;
  • края – память восприимчива к началу и концу информации.

Память запоминает любую информацию за всю жизнь. Чтобы «расширить» память, необходимо сознательно запоминать информацию, воспроизводить её, обновлять (вспоминать). Чем больше человек запоминает, тем больше образовывается нейронных связей, а, следовательно, память увеличивается.

Память и обучение, БиологияРис. 3. Нейронные связи.

Из урока биологии 8 класса узнали о понятии памяти, основных её процессах, а также различных видах (в зависимости от признака классификации) и законах памяти, помогающих лучше запоминать информацию.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 616.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест «Биография Гончарова»с результатом 9/12

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Биография Гоголя»с результатом 9/12

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест на тему “Капитализм”с результатом 5/5

Гость завершил

Тест «Биография Бунина»с результатом 6/11

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

Цель урока: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.

Оборудование:  секундомер, подготовленные ряды слов, листы бумаги с цифрами, чистые листы бумаги, схема классификации видов памяти

Ход урока:

  1. Приветствие учащихся.
  2. Проверка отсутствующих учащихся
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Изучение нового материала.
Читайте также:  Подцарство одноклеточные животные, или простейшие, биология

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста,  что мы изучаем на уроках биологии в этом году?            

  •  (Организм человека.)
  • Какой орган самый важный в организме человека?
  • (Его нет, в организме важны все органы.)

Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, получаемые на уроках биологии, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов. Вот один из них:

 Всегда ли вы помните сколько дней в определённом месяце?

Есть один интересный способ запомнить такую информацию.

Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками.

Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь — костяшка мизинца, февраль — впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март — костяшка безымянного, и т. д.

Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет.

Сегодняшний урок я хочу начать с первых строк автобиографии великого шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана.

Я сижу на чьих-то коленях. Меня кормят кашей. Тарелка стоит на серой с красной каймой скатерти. Наклоняя голову в стороны, я пытаюсь рассмотреть предметы из разных положений. Когда я двигаю головой, блики на тарелке меняются, приобретая новые очертания.

  1. Этими словами Бергман начал свою автобиографию, написанную через 70 лет после описанного эпизода.
  2. Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
  3. (О памяти.)
  4. Посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать его цель.
  5. Цель урока: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.

Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память – мнемоника)

  • Что же такое память?
  • Память – это сохранение полученной информации. (записать в тетрадь)
  • Ученые до сих пор не могут дать точного ответа на вопросы о том, что такое память, как происходят процессы запоминания и забывания, поэтому существует несколько типов классификации памяти.
  • У вас на столах лежат схема классификации видов памяти, давайте рассмотрим их подробнее. (приложение 1)
  • Память и обучение, Биология
  • Данные схемы попрошу вас приклеить в тетрадь.

Разные виды памяти тесно связаны между собой и никогда не «работают» изолированно. Человек может одновременно использовать двигательную, эмоциональную, образную и смысловую память. Например. Вы отвечаете на уроке.

Пересказывая текст, вы пользуетесь двигательной памятью, смысловой (излагаете правила и выводы, понятые и осмысленные вами); образной памятью (вспоминаете примеры, приведенные в тексте учебника или услышанные от учителя); эмоциональной памятью (когда вы запоминали материал, то что-то вас удивило или восхитило, а теперь во время ответа, вы испытываете сходные переживания).

А сейчас, давайте попробуем узнать на сколько хорошая ваша память. Для этого выполним две лабораторные работы.  (приложения 2,3)

Лабораторная работа 1.Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность запоминания,

особенности воображения и мышления

  1. 1. Объем внимания
  2. Цель: определить объем внимания.
  3. Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.
  4. ХОД РАБОТЫ

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

  • Память и обучение, Биология
  • Форма отчетности
  • Определить объем внимания по формуле:
  • B = 648 : t ,
  • где B — объем внимания, t — время работы в секундах.
  • Оценка результатов
Число баллов Характеристика памяти
Менее 4 Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.
4-6 Объем памяти хороший.
Более 6   Объем  памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.
  1. Лабораторная работа 2.
  2. Объем памяти при механическом и логическом запоминании
  3. Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.
  4. Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.
  5. Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
  6. Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
  7. ХОД РАБОТЫ

Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.Через 3 — 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Форма отчетности

Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.

Память для человека очень ценное качество, ее необходимо не только развивать, но и сохранять.

На память пагубно влияют вредные привычки. А какие именно и про их последствия нам расскажет …… (вызываем к доске ученика, который заранее подготовил сообщение)

 Алкоголь, никотин, наркотики нарушают работу головного мозга, разрушают связи между нейронами, которые и обеспечивают запоминание. Под влиянием этих веществ умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти, алкоголики часто жалуются на забывчивость.

Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давние события, но столь же легко забывают события дня.

Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности, и поэтому у алкоголиков встречается необычная форма амнезии, называемая синдромом Вернике–Корсакова.

Проявляется это заболевание в виде  спутанности сознания и глубокой потери памяти.

Амнезия — это заболевание, связанное с общей или частичной потерей памяти под влияние чрезвычайного физического и химического воздействия на мозг. Возникает в случае нервных потрясений или трав.

Каждому хочется иметь хорошую память. Как вы думаете, существуют ли какие-либо способы, правила, можно ли вообще улучшить память или организовать процесс запоминания и сохранения информации?

(ответы учащихся)

Правильно, подведя итоги можно сформировать не большие правила запоминая:

  1. Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».

Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.

  1. Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.
  2. Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.
  3. Используйте конспекты, записные книжки и т.д.
  4. Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.
  1. Что такое память?
  2. Какие виды памяти бывают?
  3. Есть ли причины, по которым может ухудшиться память?

Заполнение анкеты.

Подчеркните во втором столбце все, что соответствует вашему мнению об уроке.

  • На уроке я работал …
  • Своей работой на уроке я…
  • Урок для меня показался …
  • За урок я…
  • Мое настроение…
  • Материал урока мне был …
  1. активно/ пассивно
  2. доволен/не доволен
  3. коротким/длинным
  4. не устал/ устал  
  5. стало лучше/ стало хуже
  6. понятен /не понятен
  7. полезен /бесполезен
  8. интересен /скучен
  1. Написать определения видам памяти, по ранее выданной таблице.
  2. Найти 1-2 примера мнемотехники.
Читайте также:  Поддержание постоянной температуры тела, биология

Конспект урока на тему "ПАМЯТЬ И ОБУЧЕНИЕ" 8 класс

Память и обучение, Биология

8класс. тема. память и обучение.

Цели: рассмотреть особенности высшей нервной деятельности человека (познавательные процессы, сознание, мышление, наблюдение, сущность памяти и ее виды). Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями.

Оборудование: таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Восприятие предмета», «Строение головного мозга человека», портреты русских физиологов (на усмотрение учителя).

учитель биологии Кагирова Х.Р.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

– С какими явлениями мы познакомились на прошлом уроке?

– Как понимал явления сна И. П. Павлов?

  • – Какие этапы выделяют во время сна?
  • – Чем характеризуется «медленный» и «быстрый» сон?
  • – Что такое сновидения?

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

– У человека существует ряд познавательных процессов, к которым относят сознание, ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представление памяти и воображения. Любая познавательная и интеллектуальная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия. Ощущение дает представление об отдельных качествах предмета или явления.

Исследуя предмет, мы отмечаем, что он темно-шоколадного цвета, поверхность гладкая, с характерным запахом. Все это ощущения. Из ощущений складывается целостный образ: «Это – конфета». «Конфета» – это восприятие. Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия. Все прочее называется фоном.

Существует еще одно понятие – наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в какой последовательности, какие измерения надо проводить и в какое время.

Ощущения и восприятия фиксируются памятью в виде представлений. Встретив в тексте слово «конфета» или читая о ней, мы представляем насыщенный темно-коричневый цвет, чувствуем аромат шоколада.

Представления могут дополняться новыми ощущениями.

Человек может представлять себе не только те объекты, предметы, явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он может фантазировать, воображать.

Данные процессы лежат в основе высшей нервной деятельности человека.

Чем же еще отличается высшая нервная деятельность человека от высшей нервной деятельности животных? (У людей, в отличие от животных, есть сознание, оно отражается во взаимоотношении человека с окружающей средой. Человек способен мыслить.)

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа поступающей информации, через органы чувств, от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшее изменение во внутренней среде организма.

Совокупность процессов происходящих в центральной нервной системе, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой.

  1. У животных имеется первая сигнальная система, у человека появляется вторая сигнальная система, она связана с появлением и развитием речи.
  2. У человека выделяют 3 уровня высшей нервной деятельности:
  3. – уровень безусловных рефлексов и инстинктов;
  4. – уровень условных рефлексов;
  5. – уровень словесной сигнализации.
  6. Все вместе взятые процессы формируют так называемый «ум» человека.

– Как вы думаете, что такое ум? (Ум человека – это его интеллект.)

Английский ученый XIX в. Герберт Спенсер считал, что интеллект является врожденным и наследственным свойством и представляет собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

  • Интеллект характеризуется тремя основными чертами:
  • – способностью познавать, исследовать окружающий мир;
  • – всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;
  • – наследуемостью, интеллект достается нам от предков; окружающая среда и личный опыт на степень интеллекта влияют в меньшей степени.
  • Но интеллект невозможен без формирования условных рефлексов, хранения информации и ее последующего использования, то есть без памяти.

Память – это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократный перевод данной информации в область сознания. У человека существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память, в ее основе лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям. Долговременная память сохраняет гигантский объем информации в течение всей жизни человека

2. Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради, выполнение заданий 208 на с. 135 и 215 на с. 137 (с использованием материала учебника, с. 238 и с. 246).

IV. Закрепление пройденного материала.

Выполнение заданий в рубрике «Проверьте свои знания» 3, 4 на с. 245 и 1, 2 на с. 249.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 238–249, выполнить в рабочей тетради задания 214 и 217 на с. 136, 137.

Интеллект и память — урок. Биология, 9 класс

Для оценки умственных способностей человека часто используют термин «интеллект».

Интеллект — это совокупность психических способностей личности, направленных на  познание, осмысление и разрешение возникающих задач. 

Учёные выделяют три категории психических способностей:

  • технические — умение применять различные орудия труда и механизмы;
  • общественные — умение взаимодействовать с другими людьми;
  • умение применять различные символы и научные понятия.

Иногда ещё выделяют способности к творчеству.

Интеллект обычно оценивают с помощью тестов для определения коэффициента IQ (от англ. intelligence quotient). Среднее значение IQ примерно равно (100). (25) % людей имеют значение IQ меньше (90) и столько же — выше (110). Если коэффициент равен (130)–(140), то у человека высокий уровень способностей. Таких людей немного — примерно (2) %.

Приобретение индивидуального опыта называют обучением. Обучение происходит благодаря памяти.

Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта.

Память — это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её через некоторые промежутки времени.

  • Память позволяет извлекать и использовать сохранённые ранее сведения и использовать их для решения возникающих задач.  
  • В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.
  • В зависимости от времени сохранения информации различают память:
  • кратковременную — информация сохраняется в течении нескольких секунд, что позволяет запоминать небольшой объём информации;
  • долговременную — полученная информация может сохраняться всю жизнь. 

Кратковременная память подвержена влиянию внешних раздражителей.

Если в момент запоминания отвлечь человека и переключить его внимание на что-нибудь другое, то вся информация из кратковременной памяти будет полностью утеряна.

Вся информация, которая в кратковременной памяти находится более (30) секунд, сохраняется в долговременной памяти. Запоминанию способствуют сильные эмоции, которыми сопровождается то или иное событие.

По преобладанию в процессах запоминания какого-либо анализатора различают следующие виды памяти:

  • двигательная;
  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • смешанная.

Пример:

двигательная память связана с запоминанием тех или иных движений; на её основе формируются различные двигательные умения и навыки, необходимые в работе, спорте, письме, речи. Так, освоив в детском возрасте плавание или езду на велосипеде, человек может заниматься этим в любом возрасте.

В памяти человека сохраняются также чувства, образы и эмоции, которые он переживает.

Образная память — это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Образная память помогает воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии. Образная память важна для людей, занимающихся творчеством: актёров, музыкантов, писателей, художников.

Эмоциональная память — это запоминание пережитых эмоций и чувств. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.

Читайте также:  Рост и развитие растительного организма - биология

Пример:

если человека укусила собака, то он чувствует боль и страх. В этот момент в его мозге и в железах внутренней секреции выделяются гормоны, которые вызывают реакцию на стрессовую ситуацию. Через много лет человек при виде собаки опять будет вспоминает и переживает то же состояние, так как в кровь опять будут попадать те же вещества, что и при реальном укусе.

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов — это словесная память.

Разные виды памяти дополняют друг друга. Для быстрого запоминания важно включать сразу несколько способов запоминания. Обычно одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память может быть непроизвольной (запоминание идёт без усилий, как бы само собой; так запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека большое значение).

Если человек осознанно старается запомнить материал, прилагая волевые усилия, используя специальные приёмы, говорят о произвольной памяти.

В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к (25) годам, сохраняясь до (50) лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идёт на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте..

Нейрофизиологические основы памяти и обучения

  • Основу адаптивного (индивидуального) поведения составляют два процесса — обучение и память. В нейрологической памяти выделяют:
  • генотипическую (врожденную) память –  обусловливает становление безусловных рефлексов, инстинктов, импринтинга;
  • фенотипическую память – мозговые механизмы которой обеспечивают обработку и хранение информации, приобретаемой живым существом в процессе индивидуального развития.

Обучение и память считают неотделимыми процессами. Обучение обеспечивает постоянное пополнение и изменение знаний, приобретение новых навыков. С физиологической точки зрения научение — это результат совпадения двух сознательных или бессознательных процессов в головном мозге.Процессы памяти ответственны за усвоение (фиксацию) информации, ее сохранение и включают механизм воспроизведения (извлечения) информации. Благодаря механизму воспроизведения обеспечивается доступ и использование хранящейся информации. О механизме извлечения информации известно лишь то, что он основан на ассоциациях, подобных тем, какие образуются при научении. Исследование механизма индивидуальной памяти, по существу, представляет собой значительную часть области изучения механизмов различных видов обучения. Память и обучение имеют общую особенность — необходимость повторения. Как научение основано на многократном сочетании одних и тех же стимулов, так и для образования следа памяти требуется повторение одной и той же информации.

  1. Временная организация памяти
  2. · Временная организация обучения и памяти — это не просто организованная во времени совокупность нейробиологических событий, а многокомпонентный процесс, включающий оценку значимости поступившей в мозг информации и реализацию организующей роли фактора времени.
  3. Традиционно выделяемые долговременная память и различные формы недолговременной памяти (сенсорная, кратковременная и промежуточная память) могут, по-видимому, рассматриваться как перекрывающиеся этапы жизни единой энграммы, складывающейся из специфических и неспецифических компонентов.

· Фенотипическая память (составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения, ее механизмы обеспечивают хранение и извлечение информации, приобретаемой в процессе индивидуального развития) человека и животных реализуется как минимум двумя мозговыми механизмами.

Представление о двойной природе памяти было выдвинуто на основе психологических исследований ретроактивного торможения (забывания, возникающего в условиях интерферирующих воздействий).

С физиологической точки зрения память стали рассматривать как развернутый во времени процесс, развивающийся в виде последовательности двух этапов: кратковременной и долговременной памяти.

· Процессы памяти человека проходят четыре стадии.

Первоначально по длительности хранения прошедших событий память рассматривали как два последовательных этапа:

1) кратковременная память (КП) (первичная) –аналог оперативной памяти компьютера.

Система хранения (на период в несколько секунд) с ограниченной емкостью, примерный объем 7+2 бита,хотя эти информационные единицы могут меняться в зависимости от организации материала; объем краткосрочной памяти явно недостаточен для обеспечения записи в долговременную память непрерывного потока важной внешней и внутренней информации.КП представляется как период неупроченных следов в нервной системе, подверженных «необратимым» разрушениям амнестическими воздействиями.

Онамала: ее объем – то, что мы в данный момент «удерживаем в голове»;она кратковременна: не более 2 мин;обусловлена электрическими процессами – возбуждением разных структур мозга;хранит только те данные, которые используются в данный момент – как для того, чтобы их запомнить, так и для того, чтобы построить с их помощью поведение;непосредственно используется при работе мозга.

Консолидация(постепенное самоусиление следа)связывающий процесс кратковременной и долговременной памяти.Период времени, в течение которого след упрочивается, становится нечувствительным к внешним и интерферирующим воздействиям.

Относительно природы кратковременной памяти высказывается предположение о двухэтапном развитии ее процессов.

Выделив собственно кратковременную память, устойчивую к электрошоку и гипоксии, и промежуточную, чувствительную к этим воздействиям, было показано, что в основе этих двух этапов краткосрочной памяти лежат разные по своей природе метаболические процессы, причем электрические сигналы запускают биохимические процессы.

1.1) промежуточная (лабильная) (вторичная) память -в ней осуществляется избирательное удержание информации на время, необходимое для выполнения текущей деятельности. Существенным фактором в ее организацииявляется значимость информации для индивидуума.

Эта особенность находит отражение в характере ошибок при воспоминании. Если во время считывания из первичной памяти ошибки состоят в использовании близких звуков, то при извлечении материала из вторичной памяти ошибки представлены конструкциями со сходными значениями.

Во вторичной памяти фиксируются пространственно-временные отношения элементов материала, поступающего на хранение.

Промежуточная память обладает большей емкостью, чем кратковременная, и сохраняют информацию в течение нескольких часов без повторения. Существует предположение, что очищение регистра памяти происходит во время сна, когда кратковременная память не занята поступающей внешней информацией.

  • Обработка и перевод информации из промежуточной в долговременную память — в два этапа:
  • – первый этап — логическая обработка информации (происходит в период сна, дельта-сна).
  • – второй этап — ввод обработанной информации в долговременную память(осуществляется в период быстрого сна, когда на ЭЭГ появляется активность, соответствующая состоянию бодрствования).
  • Четыре процесса – запоминание, хранение, извлечение и забывание – это процессы обмена данными между кратковременной и долговременной памятью:
  • – запоминание – это перевод данных из кратковременной памяти в долговременную;
  • – хранение – это удержание данных в долговременной памяти;
  • – извлечение – это перевод данных из долговременной памяти в кратковременную;
  • – забывание – это невозможность извлечения данных из долговременной памяти в кратковременную.

1.2) сенсорная (перцептивная, иконическая) память – представляющей собой непосредственный след возбуждения в сенсорной системе от внешнего воздействия.

Сенсорная памятьсвязана с удержанием сенсорной информации (доли секунд) и служит первичному анализу и дальнейшей обработке сенсорных событий.

Во время этой стадии непрерывный поток сигналов организуется в отдельные информационные единицы (через гностические нейроны), часть из которых получает доступ (ввод) в долговременную память, где она сохраняется неопределенно длительное время.

Остальная информация из сенсорной памяти устраняется путем спонтанного разрушения или «стирания» при поступлении повой. Сенсорный след занимает больше времени, чем само воздействие, из-за задержек и переключений в центральной нервной системе.

Поэтому длительность сохранения следов в сенсорной памяти составляет 0,1—0,5 с. Главной ее особенностью является относительно неограниченная емкость. Это обеспечивает возможность эффективного функционирования других видов памяти путем выбора, фиксации и переработки наиболее важной для организма информации.

Ссылка на основную публикацию