Разнообразие растений – биология

Презентация на тему “Разнообразие растений мира”

Разнообразие растений - биология

  • Скачать презентацию (2.72 Мб)
  • 164 загрузки
  • 3.8 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему “Разнообразие растений мира” показывает как богата наша природа и какие растения и цветы нас окружают.В данной презентации собраны самые оригинальные и необычные растения мира.

Краткое содержание

  • Водоросли
  • Мхи
  • Папоротники
  • Цветковые
  • Хвойные
  • Форматppt (powerpoint)
  • Количество слайдов28
  • Аудитория
  • Словабиология растения жизнь растений виды растений
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
    • Презентация сделана учеником для получения оценки
  • Слайд 2
    • Хвойные
    • Водоросли
    • Мхи
    • Папоротники
    • Цветковые
  • Слайд 3
    • Мы находим растения разных видов практически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди.
    • К растениям относятся и одноклеточные водоросли, и огромные деревья, например, гигантские секвойи, растущие на западе Северной Америки.
    • В целом обширное и пёстрое царство растений насчитывает более 350 000 видов.
    • Растения на Земле – начало всего живого
  • Слайд 4

    Гигантские секвойи – самые большие из всех живых организмов. Высота достигает до 100 метров(33 этажа). Возраст превышает 2 000 лет.

  • Слайд 5

    Под водой стебли водяной лилии соединяют листья и цветки с корнями, удерживающими растение на месте.

  • Слайд 6

    В засуху высятся лишь гигантские стволы сагуаро. После дождя поражает буйством красок.

  • Слайд 7

    Он удерживает количество влаги, которое в 20 раз больше его собственного веса.

  • Слайд 8

    Африканский баобаб – природный водный резервуар, способный вмещать более 100 000 литров воды.

  • Слайд 9
    • Существует более 25 000 видов водорослей.
    • Хорошо известны морские водоросли – бурые, красные и другие.
    • Самые крохотные – одноклеточные, настолько мелкие, что в литре на вид прозрачной морской воды их насчитывают миллионы.
    • Самые крупные достигают более 60 метров в длину.
  • Слайд 10

    Водоросли – растительные клетки, прикреплённые друг к другу и образующие подводный лес или тину.

  • Слайд 11
    • Мхи впервые появились на Земле более 350 млн. лет назад.
    • Это низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту, стелющиеся по земле.
    • У них нет настоящих корней, стеблей и листьев. Вода и питательные вещества впитываются всей поверхностью растения.
  • Слайд 12

    Хотя мхи и могут показаться нежными и слабыми, в действительности они весьма выносливы.

  • Слайд 13
    • Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых смогут затем укорениться другие растения. Покрывая почву своими дерновинками, мхи защищают её от эрозии, а, отмирая, и сами становятся частью почвы.
    • Они встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в тропиках и в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитает влажные тенистые места и умеренный климат.
  • Слайд 14

    В лесах они часто образуют толстые мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

  • Слайд 17
    • около 10 000 видов.
    • Их можно встретить и на севере, и в тундре, и в тёплых и влажных тропиках. Растут папоротники и в сухих и скалистых местах, а некоторые даже живут в воде. По размерам они весьма разнообразны – есть совсем крохотные, образующие на почве сплошной ковёр, а есть и очень крупные, по высоте не уступающие деревьям.
    • Папоротники
    • около 10 000 видов.
    • Их можно встретить и на севере, и в тундре, и в тёплых и влажных тропиках. Растут папоротники и в сухих и скалистых местах, а некоторые даже живут в воде. По размерам они весьма разнообразны – есть совсем крохотные, образующие на почве сплошной ковёр, а есть и очень крупные, по высоте не уступающие деревьям.
    • Папоротники
  • Слайд 19

    Цветковые растения

  • Слайд 20
    • Цветковые растения окружают нас повсюду. Это и деревья, и кустарники, и лианы, и травы. Многие цветковые растения живут в пресной воде, а некоторые – даже по берегам морей.
    • Большие и маленькие, яркие и неприметные, цветки выполняют одну и ту же важную задачу: обеспечивают образование семян и способствуют сохранению вида.
  • Слайд 21
    • Продолжительность жизни у разных цветковых очень различна. Подсолнух, например, живёт меньше года, а дуб может расти столетиями.
    • Растения, завершающие свой жизненный цикл за один сезон, называются однолетними.
    • Двулетние растения живут два года.
    • Долгожители среди растений – многолетники.
    • Цветковые – самая большая и разнообразная группа среди всех растений Земли.
    • Самые крупные цветки до 1 метра в диаметре, а самые крохотные не более 0,5 мм.
  • Слайд 23
    • Как и лиственные породы деревьев, все хвойные тоже периодически сбрасывают листья. Однако сбрасывается не вся хвоя сразу, а лишь какая-то её часть, поэтому деревья остаются зелёными круглый год.
    • Сосна, ель, лиственница, туя, пихта, можжевельник, кедр, тис, секвойя вечнозелёная, веллингтония, дугласия, тсуга, кипарис, метасеквоя, араукария.
  • Слайд 25
    • Водоросли
    • Мхи
    • Папоротники
    • Цветковые
    • Хвойные
  • Слайд 27

    1.На какие группы можно разделить растения?2.Приведите примеры хвойных растений.

    3.Для чего у растений образуются семена?

  • Слайд 28
    • Водоросли
    • Мхи
    • Папоротники
    • Цветковые
    • Хвойные

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/raznoobrazie-rastenii-mira

Работа “Видовое разнообразие растений”

В исследовательской работе “Видовое разнообразие растений” необходимо было на примере выбранного участка природы рассказать о видах растений на нем, провести исследование их жизнедеятельности и сделать собственные выводы.

Но перед тем, приступить к знакомству с нашим докладом, давайте узнаем – какова роль растений в нашей жизни.

Планета растений

Если бы инопланетяне задумали дать Земле имя по названию господствующей на ней формы жизни, то, скорее всего, в галактических каталогах Земля значилась бы как «Зеленая Планета» или «Планета Растений».
Растения приносят на нашу планету жизнь. Они поглощают из атмосферы углекислый газ, а взамен поставляют кислород, без которого не может существовать большинство организмов.

В результате фотосинтеза ежегодно на Земле образуется примерно 150 млрд. т. органических веществ. За год растения выделяют до 200 млрд. т. кислорода.

При этом 80% его производят морские водоросли и лишь 20% – наземные растения. Так что «легкими» нашей планеты сейчас, как и прежде, является Мировой океан.

Впечатляет и тот факт, что более 90% всей биомассы Земли составляют растения (около 2 трлн. т. сухого органического вещества).

Царство растений неоднородно

К низшим растениям относят водоросли – от простейших, одноклеточных, до морских гигантов длиной в десятки метров. Их тело не расчленено на органы. Листообразные выросты некоторых водорослей нельзя даже назвать примитивными листьями.

Ткань, образующая эти «листья», практически ничем не отличается от ткани «стебля», от которого они отходят. В настоящее время ученым известно около 30000 видов водорослей.
Все остальные растения, стимулом к развитию которых послужило освоение суши, называются высшими.

У растений появились корни, стебли и листья. А разнообразие условий обитания отозвалось многообразием видов.

Отделы растений

Эта обширная империя высших разделена на восемь отделов. Шесть из них относят к высшим споровым растениям. Около 350 млн. лет назад это были господствующие формы. Но сейчас два из этих отделов, риниофиты и псилофиты, известны только по редким окаменелостям.

Чуть больше повезло хвощам и плаунам. Разрозненные группы этих растений хоть и встречаются кое-где довольно большими скоплениями, но фактически находятся на грани вымирания.

Из высших споровых в современном мире не потерялись, пожалуй, только мхи и папоротники. Если мхов насчитывается 25 тыс. видов, то папоротников вдвое меньше – 12 тыс. Зато они более заметны. Их немало в умеренных широтах, но основная часть отступила к тропикам.

Там в лесах до сих пор растут древовидные папоротники, достигающие 25 м. в высоту.

Хозяева планеты

Сегодня хозяевами планеты являются представители двух отделов, относящихся к высшим семенным растениям. Это голосеменные, к которым принадлежат хвойные породы деревьев, и покрытосеменные (цветковые). Голосеменных немного, всего около 800 видов. Среди них нет трав, только деревья. И растут голосеменные там, где из-за суровых условий не способно выжить никакое другое дерево.

Читайте также:  Отряды современных пресмыкающихся. значение пресмыкающихся в природе и жизни человека - биология

А на вершине растительного царства обосновались покрытосеменные. Всего насчитывается около 250 тыс. видов цветковых растений – больше, чем всех остальных, вместе взятых. Их объединяет не только наличие цветков, но и внутренние особенности. Все покрытосеменные делят на два класса: двудольные и однодольные.

Скачать бесплатно и без регистрации:

Vidy_rasteniy.pdf 200 Скачивания

Источник: http://school-present.ru/shestoj-klass/biologiya/8-vidovoe-raznoobrazie-rastenij.html

Разнообразие, распространение, значение растений. Видеоурок. Биология 5 Класс

Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.

Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых – низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.

Рис. 1.

Что же такое растение

Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все водоросли включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.

У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука – ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.

Эукариоты – организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.

Прокариоты – бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).

Рис. 2.

Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.

Рис. 3.

Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.

Признаки растений:

– Неподвижность

– Постоянный рост

– Неспособность поглощать пищевые частицы

Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).

Рис. 4.

Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.

Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).

Рис. 5.

Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).

Рис. 6.

Хищные растения

Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почвах. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.

Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.

Рис. 7.

Практически в любом месте земного шара можно найти разнообразные растения. Они растут в океанах, озерах, болотах, горах и даже пустынях. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике.

Культурные растения сопровождают человека везде – в полях, огородах, садах и жилищах (Рис. 8).

Рис. 8.

Существование животного мира было бы невозможно без растений. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера и почва. Они служат домом для животных, пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники.

Люди используют растения как строительный материал, топливо и др. Из древесины делают бумагу (Рис. 9).

Рис. 9.

Каменный уголь и торф – ископаемые остатки растений (Рис. 10).

Рис. 10.

Древние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения (Рис. 11). С переходом к оседлому образу жизни, они постепенно стали выращивать различные культуры.

Рис. 11. Древние люди

Это привело к необходимости изучения условий для обработки земли, наиболее продуктивного выращивания различных растений. Сейчас ученые разрабатывают растения, устойчивые к различным патогенным факторам. Это позволит прокормить растущее население Земли.

Сохранить и воссоздать условия, благоприятные для жизни растений – одна из основных задач человечества.

Для этого необходим высокий уровень биологических и ботанических знаний.

Покрытосеменные

Покрытосеменные растения имеют огромное значение в сельском хозяйстве. Наиболее важны в жизни человека пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, сорго, кукуруза, картофель, батат, ямс.

Широко используются бобовые растения: бобы, горох, нут, чечевица.

Сахароносные растения – сахарная свекла, сахарный тростник. Масличные – соя, арахис, подсолнух и др.

Тонизирующие растения – чай, кофе, какао. Животноводство базируется на различных кормовых растениях.

Волокнистые растения – лен, конопля, хлопчатник.

Список литературы

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.

2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. О-planete.ru (Источник).

2. Еgeteka.ru (Источник).

3. Научно-Образовательный портал «Вся Биология» (Источник).

Домашнее задание

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 51, задания и вопрос 1, 2, 4.

2.  Где встречаются растения? 

3.  Каким образом человек использует растения?

4. * Подготовьте сообщение о культурных растениях Вашей области.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/raznoobrazie-rasprostranenie-znachenie-rasteniy?trainers

Разнообразие, распространение, значение растений

Со вре­мен сред­не­ве­ко­вья уче­ные раз­де­ля­ли живые ор­га­низ­мы на 2 боль­шие груп­пы – жи­вот­ные и рас­те­ния. К рас­те­ни­ям от­но­си­ли все ор­га­низ­мы, ко­то­рые не спо­соб­ны к са­мо­сто­я­тель­но­му пе­ре­дви­же­нию. Таким об­ра­зом, туда по­па­да­ли и грибы, и бак­те­рии.

Рас­те­ния раз­де­ля­ли на выс­шие и низ­шие. Тело про­стых – низ­ших рас­те­ний од­но­кле­точ­но, либо же мно­го­кле­точ­но, но, в таком слу­чае, про­сто устро­ен­ное.

Тело мно­го­кле­точ­но­го низ­ше­го рас­те­ния на­зы­ва­ет­ся сло­е­ви­ще или тал­лом (Рис. 1). Тело низ­ших рас­те­ний не имеет ни ли­стьев, ни кор­ней.

Со­от­вет­ствен­но, к ним от­но­си­ли бак­те­рии (сине-зе­ле­ные во­до­рос­ли) и грибы.

Рис. 1.

Что же такое рас­те­ние

Пер­вым на этот во­прос по­пы­тал­ся от­ве­тить Ари­сто­тель. Он по­ме­щал рас­те­ния в про­ме­жу­точ­ное со­сто­я­ние между нежи­вой при­ро­дой и жи­вот­ны­ми. Сей­час не все водоросли вклю­че­ны в цар­ство рас­те­ний, а неко­то­рые уче­ные к этому цар­ству от­но­сят толь­ко выс­шие рас­те­ния. Но эта вер­сия не слиш­ком по­пу­ляр­на.

У выс­ших рас­те­ний, за ис­клю­че­ни­ем мо­хо­об­раз­ных, тело раз­де­ле­но на ткани и ор­га­ны. Рас­те­ни­я­ми в таком ши­ро­ком по­ни­ма­нии за­ни­ма­лась наука – бо­та­ни­ка.

По­это­му бо­та­ни­ки до сих пор, тра­ди­ци­он­но, изу­ча­ют бак­те­рии и грибы.

Бо­та­ни­ка изу­ча­ет стро­е­ние рас­те­ний, их гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние, вза­и­мо­связь с окру­жа­ю­щей сре­дой и друг с дру­гом.

Эу­ка­ри­о­ты – ор­га­низ­мы, ко­то­рые имеют оформ­лен­ное кле­точ­ное ядро.

Про­ка­ри­о­ты – бак­те­рии, ор­га­низ­мы, ко­то­рые не имеют оформ­лен­но­го кле­точ­но­го ядра. Таким об­ра­зом, сине-зе­ле­ные во­до­рос­ли от­но­сят к цар­ству бак­те­рий (Рис. 2).

Рис. 2.

Кле­точ­ная стен­ка гри­бов со­сто­ит из хи­ти­на (Рис. 3), не ха­рак­тер­но­го для кле­ток дру­гих ор­га­низ­мов. По­это­му грибы вы­де­ля­ют в от­дель­ное цар­ство.

Рис. 3.

Цар­ство рас­те­ния вклю­ча­ет выс­шие рас­те­ния и неко­то­рые груп­пы во­до­рос­лей.

При­зна­ки рас­те­ний:

– Непо­движ­ность

Читайте также:  Нервная система и органы чувств рыб, Биология

– По­сто­ян­ный рост

– Неспо­соб­ность по­гло­щать пи­ще­вые ча­сти­цы

2. Разнообразие растений

Рас­те­ния силь­но раз­ли­ча­ют­ся по раз­ме­рам. Су­ще­ству­ют мик­ро­ско­пи­че­ские од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли и огром­ные де­ре­вья (Рис. 4).

Рис. 4.

Рас­те­ния от­ли­ча­ют­ся по про­дол­жи­тель­но­сти жизни. Дубы могут жить сто­ле­ти­я­ми, в то время как су­ще­ству­ют рас­те­ния, про­дол­жи­тель­ность жизни ко­то­рых – несколь­ко ме­ся­цев.

Рас­те­ния имеют зе­ле­ную окрас­ку ли­стьев или тал­ло­мов. Но су­ще­ству­ют рас­те­ния, ко­то­рые несут дру­гие пиг­мен­ты, по­ми­мо хло­ро­фил­лов, и могут иметь крас­но­ва­тый от­те­нок или пест­рую окрас­ку (Рис. 5).

Рис. 5.

Но рас­те­ния-па­ра­зи­ты пол­но­стью утра­чи­ва­ют спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу и, со­от­вет­ствен­но, зе­ле­ную окрас­ку ли­стьев (Рис. 6).

Рис. 6.

Хищ­ные рас­те­ния

Рас­те­ния – ав­то­тро­фы, но также су­ще­ству­ют и хищ­ные рас­те­ния. Всего их су­ще­ству­ет около 500 видов. Наи­бо­лее из­вест­ны ро­сян­ка (Рис. 7), сар­ра­це­ния и ве­не­ри­на му­хо­лов­ка. Они обыч­но рас­тут на бед­ных поч­ках. Их хищ­ность обу­слов­ле­на недо­стат­ком азота в почве.

Рас­те­ния ловят на­се­ко­мых с по­мо­щью ло­ву­шек и по­лу­ча­ют из них ми­не­раль­ные со­еди­не­ния. Также они спо­соб­ны к фо­то­син­те­зу.

Рис. 7.

3. Где встречаются растения

Прак­ти­че­ски в любом месте зем­но­го шара можно найти раз­но­об­раз­ные рас­те­ния. Они рас­тут в оке­а­нах, озе­рах, бо­ло­тах, горах и даже пу­сты­нях. В теп­лое время года рас­те­ния можно найти даже в Арк­ти­ке и Ан­тарк­ти­ке.

Куль­тур­ные рас­те­ния со­про­вож­да­ют че­ло­ве­ка везде – в полях, ого­ро­дах, садах и жи­ли­щах (Рис. 8).

Рис. 8.

4. Значение растений в природе

Су­ще­ство­ва­ние жи­вот­но­го мира было бы невоз­мож­но без рас­те­ний. Они яв­ля­ют­ся ос­нов­ным ис­точ­ни­ком ор­га­ни­че­ских ве­ществ и кис­ло­ро­да на нашей пла­не­те. Бла­го­да­ря рас­те­ни­ям воз­ник­ла со­вре­мен­ная ат­мо­сфе­ра и почва. Они слу­жат домом для жи­вот­ных, пищей для рас­ти­тель­но­яд­ных жи­вот­ных, ко­то­ры­ми пи­та­ют­ся хищ­ни­ки.

5. Значение растений в жизни человека

Люди ис­поль­зу­ют рас­те­ния как стро­и­тель­ный ма­те­ри­ал, топ­ли­во и др. Из дре­ве­си­ны де­ла­ют бу­ма­гу (Рис. 9).

Рис. 9.

Ка­мен­ный уголь и торф – ис­ко­па­е­мые остат­ки рас­те­ний (Рис. 10).

Рис. 10.

Древ­ние люди ис­ка­ли и со­би­ра­ли дикие съе­доб­ные и ле­кар­ствен­ные рас­те­ния (Рис. 11). С пе­ре­хо­дом к осед­ло­му об­ра­зу жизни, они по­сте­пен­но стали вы­ра­щи­вать раз­лич­ные куль­ту­ры.

Рис. 11. Древ­ние люди

Это при­ве­ло к необ­хо­ди­мо­сти изу­че­ния усло­вий для об­ра­бот­ки земли, наи­бо­лее про­дук­тив­но­го вы­ра­щи­ва­ния раз­лич­ных рас­те­ний. Сей­час уче­ные раз­ра­ба­ты­ва­ют рас­те­ния, устой­чи­вые к раз­лич­ным па­то­ген­ным фак­то­рам. Это поз­во­лит про­кор­мить рас­ту­щее на­се­ле­ние Земли.

Со­хра­нить и вос­со­здать усло­вия, бла­го­при­ят­ные для жизни рас­те­ний – одна из ос­нов­ных задач че­ло­ве­че­ства.

Для этого необ­хо­дим вы­со­кий уро­вень био­ло­ги­че­ских и бо­та­ни­че­ских зна­ний.

По­кры­то­се­мен­ные

По­кры­то­се­мен­ные рас­те­ния имеют огром­ное зна­че­ние в сель­ском хо­зяй­стве. Наи­бо­лее важны в жизни че­ло­ве­ка пше­ни­ца, рожь, овес, яч­мень, просо, сорго, ку­ку­ру­за, кар­то­фель, батат, ямс.

Ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся бо­бо­вые рас­те­ния: бобы, горох, нут, че­че­ви­ца.

Са­ха­ро­нос­ные рас­те­ния – са­хар­ная свек­ла, са­хар­ный трост­ник. Мас­лич­ные – соя, ара­хис, под­сол­нух и др.

То­ни­зи­ру­ю­щие рас­те­ния – чай, кофе, какао. Жи­вот­но­вод­ство ба­зи­ру­ет­ся на раз­лич­ных кор­мо­вых рас­те­ни­ях.

Во­лок­ни­стые рас­те­ния – лен, ко­ноп­ля, хлоп­чат­ник.

Вопросы к конспектам

1.  Где встре­ча­ют­ся рас­те­ния? 2.  Каким об­ра­зом че­ло­век ис­поль­зу­ет рас­те­ния?3. * Под­го­товь­те со­об­ще­ние о куль­тур­ных рас­те­ни­ях Вашей об­ла­сти.

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1189

Многообразие растений

Многообразие растений

Схема. Высшие и низшие растения

В царстве растений сосуществуют высшие и низшие растения.

Если внимательно рассмотреть водоросль (например, такую как фукус) то мы не найдем у нее ни корней, ни стебля, ни листьев. Растение, имеющее такое строение, называется низшим.

Тело высших растений разделено на органы, а низшего растения – нет.

2

  • Органы ( от греч. органон – «орудие», «инструмент ») – это части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение

2

Органы высших растений

лист

Давай сравним ромашку с

могучим дубом.

Смотри, и у ромашки, и у дуба есть корень.

Вот и стебель. У ромашки он тоненький, а у дуба – это огромный ствол.

А это лист.

Растения, у которых есть корень, стебель и листья, называются высшими.

стебель

корень

4

Цветковые растения

Высшие растения – самая многочисленная группа растений на Земле.

Среди них самое значимое место занимают цветковые растения.

Тебе, наверняка, хорошо знакомы многие цветковые растения. Это колокольчик и береза, морковь и яблоня, ландыш, клевер, пшеница и многие другие.

Тело цветковых растений включает в себя следующие органы: корни, побеги, цветки, плоды с семенами.

4

4

4

Побег

Что такое побег? Куда он бежит? К свету, к солнцу. Потому что побег – это надземная часть растения. Он состоит из стебля и листьев.

Стебли и листья есть не только у цветковых растений, а вот цветки и плоды – только у них.

Существует народное поверье, что человек, нашедший в летнюю ночь в лесу цветок папоротника, будет счастлив. Очень красивая сказка! Но… у папоротника цветков не бывает никогда. Нет их и у хвойных деревьев. Эти растения к цветковым не относятся.

4

Схема. Органы цветковых растений

По сравнению с другими растениями, цветковые имеют больше всего органов. Поэтому давай на их примере и разберемся, какие же органы могут быть у растений.

У цветковых растений выделяют вегетативные и

репродуктивные органы.

Обычно основную массу растения составляют вегетативные органы. К ним относятся корни и побеги.

Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция – воспроизведение). К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена.

4

7

7

Вегетативные органы

Вегетативные органы растения выполняют свои определенные функции (работу), необходимые для нормальной жизни растения. Листья растения улавливают солнечную энергию, вырабатывая при этом питательные вещества. Листья активно участвуют в дыхании растения, ведь дышат все живые организмы.

К стеблю прикрепляются не только листья, но и цветки. А затем – плоды, появляющиеся на месте цветков. По стеблю к плодам поступают питательные вещества и вода.

Для того, чтобы растение получало из почвы воду, необходимо, чтобы корни, как насосы, качали ее из земли и подавали вверх по стеблю.

7

Генеративные органы

Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция – воспроизведение).

К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена.

Основную часть своей жизни растение может преспокойно существовать, обходясь только вегетативными органами. А вот когда приходит пора размножения, без репродуктивных органов не обойтись.

Сначала расцветают цветки.

Затем на месте цветков появляются плоды,

в которых зреют семена.

Созревшие семена, попадая в землю, через какое-то время прорастают, давая начало новым растениям. Так, например, появился молодой дубок, который ты видишь на рисунке. Из гигантского семени сейшельской пальмы вырастает такая же сейшельская пальма. А из семян лютика появляются, конечно же, лютики.

7

7

Семенные растения

  • Семенные растения – это растения, образующие семена
  • Цветковые растения – это семенные растения, образующие цветки

Голосеменные растения

  • – это растения, образующие семена без цветков

Споровые растения

  • – это растения, размножающиеся бесполым путем , спорами ( водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны )

Домашнее задание

  • §2, ? 1-4
  • Рабочая тетрадь

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/presentacii/mnoghoobraziie-rastienii

05. Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растений, их классификация, распространение и значение

На Земле ученые насчитывают около 350—500 тыс. видов растений. Для того чтобы ориентироваться в таком огромном многообразии организмов, необходимо распределить их по группам, т. е. классифицировать Основы научной систематики создал шведский ученый Карл Линн е й. В 1737 г. он опубликовал книгу «Система природы».

В ней ученый изложил метод классификации, который дорабатывал еще двадцать лет.<\p>

 Всю природу он разделил на три царства: животные, растения и минералы. Живые организмы Линней расположил на основе их внешних признаков в иерархическую систему, установив четкое соподчинение между систематическими категориями — вид, род, семейство, класс, царство.

Огромной заслугой Линнея было использование для обозначения организмов принципа двойных названий, который сохранился и в современной науке. Первое слово в названии вида соответствует названию рода (это всегда — существительное), второе — видовой эпитет — прилагательное. Каждому виду присваивается латинское название, что позволяет ученым разных стран понимать друг друга.

Однако систематика Линнея была искусственной, так как в ее основу было положено небольшое количество произвольно взятых признаков. Современная классификация основывается не только на общих морфологических или анатомических признаках растений, но учитывает генетические, физиологические и др. особенности, а также общность происхождения растительных видов.

Самая мелкая единица классификации — вид. К одному виду относят организмы (особи), имеющие сходство во внешнем строении, всех процессах жизнедеятельности, химических структурах организма, область распространения в природе и схожий характер взаимоотношений с различными факторами внешней среды. Особи одного вида способны скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Читайте также:  Система растений и животных – отображение эволюции, Биология

Видовую принадлежность организма нельзя установить по отдельно взятому критерию — необходимо учитывать всю совокупность признаков. 

Несколько сходных видов объединяют в род. Сходные по ряду признаков роды образуют семейства, которые группируют в классы. Высшая единица классификации — царство.

Царства включают отделы Однако царство Растения имеет промежуточную категорию — подцарство: низшие растения и высшие растения.

К низшим, как мы уже знаем, относятся: отделы Зеленые, Бурые, Красные водоросли.

Высшие растения, в отличие от низших, приспособлены главным образом к жизни в наземной среде. Для них характерно чередование двух поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит). Тело высших растений расчленено на органы.

Отделы высших растений: Моховидные (Мхи), Плауновидные (Плауны), Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники), Голосеменные и Покрытосеменные, или Цветковые. Отделы объединяют классы, а классы — семейства.

Так, в состав отдела Цветковые растения входят классы однодольных и двудольных растений. Класс Однодольные объединяет семейства Лилейные, Злаки и другие.

В свою очередь, в состав семейства входят роды, объединяющие сходные виды.

Роль растений Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез.

Фотосинтез протекает практически повсеместно на нашей планете, в связи с чем суммарный эффект его колоссален.

В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания (зерна, овощей, плодов и т. д.), сырья для промышленности и строительства.

Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Зеленые растения в процессе фотосинтеза выделяют около 5*1011 тонн свободного кислорода в год. Один гектар кукурузы выделяет за год 15 тонн кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек.

Весь кислород атмосферы проходит через зеленое вещество примерно за 2000 лет. За 300 лет растения усваивают столько углерода, сколько его содержится в атмосфере и водах. Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие.

Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул многих органических веществ входят атомы азота, фосфора, серы, а нередко и других элементов (железа, кобальта, магния, меди). Все они добываются растениями из почвы или водной среды в виде ионов солей, главным образом, в окисленном виде.

Минеральные соли не вымываются из поверхностных слоев почвы, так как растительность постоянно всасывает часть минеральных веществ из почвы и передает их животным на корм. Животные, так же, как растения, после отмирания передают минеральные вещества обратно в почву, откуда они вновь всасываются растениями.

Растения, таким образом, изымают минеральные соли и постоянно поддерживают содержание их в почве, что является важным для ее плодородия.

Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир и другие элементы биосферы, с которыми она тесна взаимосвязана.

От характера растительности во многом зависит и характер биоценоза, экосистемы, их морфологическая и функциональная структура, биогеоценотическая деятельность компонентов.

Источник: https://vseobiology.ru/konspekty-k-gosam/8-botanika-gos/5-5-rastitelnyj-mir-kak-sostavnaya-chast-prirody-mnogoobrazie-rastenij-ikh-klassifikatsiya-rasprostranenie-i-znachenie

Биология в лицее

Разнообразие и значение растений

Что такое низшие и высшие растения и почему их так назвали учёные?

Среди растений есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы. Поэтому их называют низшими растениями. К низшим растениям относятся, например, водоросли.

Но у большинства растений тело состоит из органов, например, таких как побег (стебель с листьями и почками) и корень. Такие растения называют высшими. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.

Большинство высших растений встречаются на суше, но есть и такие, которые растут в водоёмах (ряска, рогоз, камыш, элодея).

Вообще мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. 

Одни растения радуют красивыми цветками и украшают наш дом, другие дают витамины, пищу, лекарства. Из древесины сосны, дуба и ели сделаны двери, полы, оконные рамы домов. Бумага для тетрадей и книг тоже получена в результате переработки растений.

Растения постоянно находятся с нами. Их можно видеть на подоконниках в школе, в кабинете биологии, во дворе у дома, на газонах, в огороде, в лесу, в поле и даже в реке, озере и море.

Одни растения живут очень долго, много лет, и поэтому их называют многолетними. Другие живут лишь несколько месяцев, не более одного года. Это однолетние растения.

В природе встречаются растения, у которых в первый год формируются только облиственные побеги и корни, а на второй год у них образуются цветоносные побеги и плоды. Это морковь, капуста, репа и др. Такие растения живут не один год, а два, поэтому их называют двулетними.

Общий внешний облик растений называют жизненной формой. 

Жизненная форма тополя, ели, яблонидерево; смородины, сирени, шиповника  – кустарник; черника и брусникапредставляют собой кустарнички; пырей, клевер, лебеда, тюльпан, подсолнечник – травы

Многие растения, обладающие яркими цветками или листьями, привлекательным внешним видом, выращивают в садах, оранжереях и дома. Их называют декоративными. Некоторые из них еще недавно были дикорастущими.

Есть растения, которые обладают лечебным действием. Их используют в медицине и в ветеринарии (для лечения животных). Такие растения называют лекарственными.

Многие из них, например календулу и валериану, специально выращивают на полях, т.е. они стали культурными растениями.

Мир культурных растений велик и разнообразен, он постоянно пополняется новыми представителями, выведенными человеком.

Люди активно используют дикорастущие растения для своих потребностей, но недостаточно их охраняют. В результате многие дикорастущие “сухопутные” и морские растения находятся на грани уничтожения.

Значительно сократилась в природе численность раннецветущих красивых “подснежников”, таких как цикламен, галантус, тюльпан, печёночница, адонис, пион, сон-трава. Активно вырубаются деревья, исчезают леса.

Из-за распашки целинных земель исчезают степные растения.

В результате охрана дикорастущих растений стала одной из важнейших задач нашего времени.

Дикорастущие и культурные растения – богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Во всем мире растения используют как строительный материал, природное сырье для химических и других предприятий. Причем культурные растения человек выращивает и охраняет, а дикорастущие возобновляются сами.

Все растения – богатство Земли.

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните задания № 2, 6, 7, 9, 10 и 11)

Растительный мир велик и многообразен. Среди растений различают низшие и высшие растения; есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные. Деревья, кустарники, кустарнички, травы – это разные жизненные формы растений, которые отличаются друг от друга внешним обликом. Все вместе они представляют многообразие растительного мира. 

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/raznoobrazie_i_znachenie_rastenij/0-24

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]