Условия жизни растений, биология

Нашу жизнь невозможно представить без растений. Их так много, и они такие разные! Представители царства растений смогли приспособиться к жизни в самых разных условиях, начиная с холодного Севера и заканчивая жаркими пустынями.

Роль растений на Земле

Водоросли и папоротники, деревья и кустарники, мхи и травы появились на Земле миллионы лет назад — гораздо раньше человека. С тех пор они живут в самых разных условиях нашей планеты: в тайге и тундре, в лесу и пустыне, в пруду и море.

Что же такого важного делают для нас растения?

  • Меняют качество воздуха. Одна из наиболее важных функций растений — извлекать из атмосферы углекислый газ и выделять кислород, необходимый для дыхания всем живым существам. Более того, растения очищают воздух от болезнетворных микробов и выделяют особые бактерицидные вещества — фитонциды.
  • Очищают почвы. В результате разнообразной деятельности человека происходит постепенное загрязнение почв тяжелыми металлами, радиоактивными элементами и прочими токсинами. Растения способны очищать загрязненные почвы, накапливая различные токсичные вещества.
  • Защищают от эрозий, засухи и ветров. Листья перехватывают дождевые капли, тем самым несколько смягчая эффект от падения воды на поверхность земли. Корни связывают почву, предупреждая ее вымывание во время сильных ливней. Более того, растения ограждают почву от полного высыхания и выветривания.

Из каких частей состоят растения?

Несмотря на большое разнообразие растительного мира, строение его представителей практически одинаково. Все они имеют корни, стебли, листья, цветки, семена, плоды, и у каждой части растения есть своя четко определенная функция.

Условия жизни растений, Биология

Корень

Корень — эта самый нижний фрагмент растения, который, как правило, находится под землей. Благодаря корням растения держатся в почве, поглощают воду и питательные вещества, необходимые для формирования цветков, плодов и семян.

Условия жизни растений, Биология

У некоторых растении, например у орхидей, кроме основных корней развиваются воздушные корни, которые поглощают влагу из воздуха

Стебель

Стебель — это наземная часть растения, на которой развиваются боковые ветки, листья, цветки, семена и плоды. Стебель позволяет растению держаться в вертикальном положении.

По нему происходит доставка воды и питательных веществ из почвы к листьям растений. У молодого растения чаще всего тонкий стебель зеленого цвета, который со временем деревенеет и становится коричневым.

В зависимости от направления роста стебли бывают вьющимися, ползучими, цепляющимися и др.

Почка и листья

Почка — это часть растения, из которой образуются листья или цветы. Разросшиеся почки некоторых растений съедобны, например кочан капусты.

Листья — основной «поставщик» питания растению, так как именно в них происходит процесс фотосинтеза, с которым ты познакомишься в следующем уроке. Листья выделяют кислород, которым мы дышим

Цветки и плоды

Как правило, цветки — самая красивая и заметная часть растений. Это орган, отвечающий за процесс репродукции.

Условия жизни растений, Биология

Семена дурмана обыкновенного

У каждого растения свои плоды, они образуются на месте цветков. Все плоды содержат семена, надежно укрытые от высыхания и повреждений плотной семенной коробочкой.

Фотосинтез: как питаются растения?

Источником энергии всех живых существ является пища. Но ты когда-нибудь видел, чтобы растения жевали пиццу или наслаждались кашей по утрам? Конечно, нет! Ты уже знаешь, что растения питаются иным способом, который называется фотосинтез.

Что такое фотосинтез?

Фотосинтез представляет собой производство зелеными растениями питательных веществ за счет энергии, поступающей от Солнца. Но кроме солнечной энергии растениям нужен и углекислый газ, который они превращают в кислород.

С каждым вздохом человека или животного содержание кислорода в атмосфере уменьшается, но растения постоянно пополняют его запасы благодаря фотосинтезу. Этот цикл повторяется вновь и вновь.

Без фотосинтеза невозможна жизнь растений, а без растений не существовало бы животных.

Условия жизни растений, Биология

Фотосинтез

С другой стороны, углекислого газа в воздухе не так уж много. Однако его запасы постоянно пополняются за счет не только всех живых существ, которые выделяют его во время дыхания, но и промышленных предприятий и автомобилей, ежечасно выбрасывающих огромное количество углекислого газа в атмосферу.

Энергия, излучаемая Солнцем, выполняет две очень важные для всего живого функции. Тепловая энергия согревает Землю, тем самым сохраняя и поддерживая температурный режим необходимый для жизни, а световая энергия обеспечивает фотосинтез.

Все живое на Земле питается солнечной энергией, преобразованной растениями в пригодную для употребления форму. Травоядные животные поедают растения, тем самым получая энергию Солнца, а хищники, поедая травоядных, также наполняются его энергией.

Человек тоже присутствует в этой цепочке Мы получаем энергию из пищи, которую едим. Каждое съеденное яблоко, морковь или кусок мяса снабжают нас энергией Солнца.

Где и как происходит фотосинтез?

Фотосинтез растений происходит в хлоропластах, которые содержатся в клетках плодов и стеблей, но самое большое их количество находится в листьях. В хлоропластах содержится особое вещество — хлорофилл Он улавливает потоки солнечного света и перерабатывает воду и углекислый газ в органические вещества, при этом выделяя кислород в атмосферу.

В течение довольно длительного времени ученые не могли объяснить механизм этого процесса. Изначально они полагали, что все необходимые питательные вещества растения получают из почвы. Однако после ряда опытов был сделан вывод о том, что корни не единственный орган, обеспечивающий жизнедеятельность растений.

Заслуга фотосинтеза в том, что благодаря ему на нашей планете существует огромное количество растении, которые не дают Земле превратиться в мертвую пустыню.

Почему осенью листья листопадных деревьев меняют цвет?

Весной и летом листья на деревьях окрашены в зеленый цвет благодаря наличию хлорофилла. В течение лета листья поглощают солнечный свет и используют его энергию для формирования питательных веществ, т.е. активно участвуют в процессе фотосинтеза. С наступлением осени деревья начинают готовиться к зиме.

Условия жизни растений, Биология

Каким образом они это делают?

В основном процесс подготовки заключается в том, что питательные вещества из листьев постепенно перемещаются в ветви, затем в ствол и корень, где и остаются на время зимних холодов.

Таким образом, осенью жизнедеятельность в листе постепенно угасает, и хлорофилл частично разрушается.

При понижении температуры место хлорофилла занимают пигменты других цветов: желтого, красного, оранжевого, темно-вишневого и многих других.

Растения-исключения

Условия жизни растений, Биология

Подъельник

Как и в любом правиле, в процессе фотосинтеза есть исключения. Например, подъельник — растение белого цвета без листьев — обходится без солнечного света и, соответственно, фотосинтеза. Подъельник паразитирует на других растениях за счет микроскопических грибов, т.е. получает питание как от них, так и от растений, в корни которых эти грибы проникли.

Фотосинтез в животном мире

Условия жизни растений, Биология

Морской слизень

Как выяснилось, одним из немногих животных, которые могут осуществлять фотосинтез, является морской слизень. Но делает он это не совсем обычным образом. Слизень питается водорослями, но переваривает их не полностью. Фотосинтез происходит в непереваренных остатках водорослей, но уже в печени морского слизня. Следовательно, этот моллюск живет за счет глюкозы, получаемой из морских водорослей.

Как мы используем растения?

Со времен глубокой древности люди интересовались растениями, изучали их и использовали для своих нужд. Растения дают человеку пищу, сырье для промышленности, их используют для производства лекарственных препаратов, изготовления мебели и музыкальных инструментов, в качестве строительного материала и т.д.

Растения — источник питания

В древние времена плоды, семена, корни и клубни составляли основу рациона первобытных людей.

Условия жизни растений, Биология

Растениями питаются не только люди, но и животные

Изучая растения, человек научился отличать съедобные от ядовитых. А перейдя к оседлому образу жизни, человек стал сознательно и целенаправленно выращивать те растения, которые нужны ему для поддержания жизнедеятельности.

Овощи и фрукты — ради плодов; злаки — ради зерна, которое затем идет на изготовление круп и муки, необходимой для выпекания хлеба и различных кондитерских изделий.

Сахарную свеклу и сахарный тростник человек использует для производства сладостей; семена и плоды масличных растений (подсолнечник, лен, оливки), орехи (кедр, кокос, фундук, миндаль и др.) — для получения растительных масел.

Растения — источник сырья

Условия жизни растений, Биология

Хлопковые сорочки

Растения для человека всегда были источником сырья. Древесина, каучук, хлопок, лен, сизаль, целлюлоза, растительные масла, красители — вот далеко не полный список веществ и материалов, которые человек производит и использует для своих нужд.

Конечно, в связи с постоянные техническим прогрессом и изобретением синтетических волокон меняются многие сферы применения растений в жизни человека, но, тем не менее, спрос на них не уменьшается.

Читайте также:  Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме, биология

Как и раньше, растения используются в бумажной, пищевой и химической промышленности, а бумага, натуральные ткани, древесина, растительные масла по-прежнему остаются востребованными.

Медицина

Условия жизни растений, Биология

На протяжении многих тысяч лет человек использует растения в традиционной медицине. Первые известные свидетельства датируются 2600 г. до н.э.: уже тогда в Месопотамии, одном из древнейших очагов цивилизации, для лечения различных заболеваний использовали такие растения, как пихта, кипарис, сосна, солодка, мирра, плоды инжира, мак и многие другие.

Растения и музыкальные инструменты

Оказываете, растения очень важны и для мира музыки! Конечно, в данном случае речь идет не обо всех растениях, а о породах деревьев с ярко выраженными акустическими свойствами, т.е.

тех, скорость распространения звука в древесине которых самая высокая. Традиционно для производства музыкальных инструментов используются только такие деревья.

И растут они по всему миру: в тропическом полярном и умеренном климате.

Наиболее подходящими для изготовления струнных инструментов являются хвойные породы деревьев: сибирский кедр, ель, пихта, причем лучшей считается белоснежная ель, выращиваемая в Альпах.

Производство высококачественных музыкальных инструментов — очень долгий процесс. Например, естественная предварительная сушка ели длится минимум 10 лет. Только после этого древесина становится пригодной для изготовления музыкального инструмента

Уникальными акустическими характеристиками обладает индийское черное дерево. В основном из него изготавливают гобои и кларнеты, а также многие детали и узлы различных музыкальных инструментов

Поделиться ссылкой

Презентация на тему: Условия жизни растений

Презентация на тему: Условия жизни растений Условия жизни растений, Биология

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Условия жизни растений, Биология Условия жизни растений, Биология

Условия жизни растений, Биология

Условия жизни растений, Биология

Условия жизни растений, Биология

Условия жизни растений, Биология

Условия жизни растений, Биология

Условия жизни растений, Биология

Условия жизни растений, Биология

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Тема урока: Среда обитания растений 900igr.net

№ слайда 2

Описание слайда:

Роль света в жизни растений Высота солнца над горизонтом и отношение растений к свету

№ слайда 3

Описание слайда:

Роль тепла в жизни растений От лесов в долинах до снежной шапки на вершине горные животные и растения распределяются по своим зонам в соответствии со способностями бороться с холодом, ветром и ультрафиолетовыми лучами

№ слайда 4

Описание слайда:

Влияние воды на жизнь растений Вода и влажность, одно из условий, определяющих жизнедеятельность растений. По внешнему виду растения наблюдательный человек может сразу сказать, выросло оно в условиях избытка влаги или при недостатке ее.

№ слайда 5

Описание слайда:

Водные растения и растения избыточно увлажненных мест

№ слайда 6

Описание слайда:

Растения, живущие в местах с достаточным, но не избыточным увлажнением

№ слайда 7

Описание слайда:

Растения, распространенные в засушливых местах Это не камни, а мясистые листья растения, основная часть которого находиться в земле. Его называют каменным кактусом (хотя оно и не относится к кактусам). Внешний вид листьев не привлекает растительноядных, а форма способствует сохранению воды

№ слайда 8

Описание слайда:

Обыкновенная опунция – типичный кактус. Её грушевидные плоды съедобны. В странах Средиземноморья ее широко используют как живую колючую изгородь

№ слайда 9

Описание слайда:

Произрастая длительное время в засушливых условиях, растения приспособились к защите листьев от испарения. Например, у одних уменьшилась листовая пластинка, у других она покрылась восковым налетом или густорасположенными волосками, а корневая система растений глубоко проникает в почву и бесперебойно снабжает растения водой.

№ слайда 10

Описание слайда:

Роль воздуха и ветра в жизни растений

№ слайда 11

Описание слайда:

Опыт показывающий необходимость воздуха для дыхания корней

№ слайда 12

Описание слайда:

Поглощение растением кислорода и выделение углекислого газа

№ слайда 13

Описание слайда:

Поглощение растением кислорода и выделение углекислого газа Воздух, как и вода, необходим всем живым организмам для дыхания. Как известно, воздух – это смесь газов, содержащая кислород, углекислый газ, азот, другие газы и пыль. Растениям нужны кислород для дыхания и углекислый газ для образования органических веществ.

№ слайда 14

Описание слайда:

Важную роль в жизни растений играет движение воздуха – ветер. Ветер обеспечивает приток кислорода и углекислого газа к растению; способствует опылению цветков многих растений; разносит на дальние расстояния семена, плоды, споры растений, содействуя их распространению.

№ слайда 15

Описание слайда:

Ветер Бора в Хорватии

№ слайда 16

Описание слайда:

Домашнее задание: Параграф 4, пересказ

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Условия жизни растений

Книга для чтения по ботанике

Как бы ни отличались растения друг от друга, все они нуждаются в свете, тепле, воде, воздухе и минеральных солях.

Свет — это одно из важнейших условий, необходимых для жизни растений. Недаром зеленые растения называют «детьми солнца».

Свет необходим растениям для образования хлорофилла и крахмала. Свет нужен для нормального роста растений. Попробуйте затенить растение, и стебли его изменятся. Они поблекнут, станут длиннее и тоньше. Это особенно заметно на комнатных растениях зимой и на молодых деревцах, растущих под пологом темного леса.

Тепло также необходимо для жизни растений. При понижении температуры до одного градуса мороза замирают почти все жизненные процессы в организме растений — дыхание, рост, размножение и другие.

Весной, когда температура повышается, вновь усиливается деятельность органов растений. Но и к теплу различные растения относятся по-разному.

Одни из Них теплолюбивы, другие, наоборот, достаточно холодостойки.

Теплолюбивые растения — южане по происхождению. Это кукуруза, просо, фасоль, тыква, огурцы, помидоры и другие.

Холодостойких растений в средней полосе и на севере большинство. Семена их способны прорастать при 1—3 градусах тепла. Всходы свободно переносят легкие весенние заморозки.

Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки растения. Без воды не могут передвигаться по растению и питательные вещества. Из углекислого газа и воды в хлорофилловых зернах на свету образуется крахмал. В жаркое время вода испаряется листьями, охлаждая растения. Жизнь растений без воды невозможна.

Одни растения, например ряска, кувшинка, кубышка, живут в воде. Другие, как капуста, тыква, растут на суше, но им необходимо много воды. Третьи растения, например просо, молодило, кактусы, нуждаются в Небольших количествах воды.

Воздух нужен растениям для дыхания и образования питательных органических веществ.

Дышат растения, как и животные, потребляя кислород. Кислородом дышат клетки всех органов растения. И если почва, где прорастают семена или находятся корни, слишком плотная, то семена и корни могут погибнуть, задохнувшись от недостатка кислорода.

Из воздуха для образования органических веществ растения поглощают и углекислый газ, который проникает через устьица листьев и чечевички стеблей.

Минеральные соли поступают в растение из почвы.

Условия жизни растений, Биология

Рис. 111. Растения, выращенные в тени и на свету.

Условия жизни растений, Биология

Рис. 112. Молодило.

Условия жизни растений, Биология

Рис. 113. Кувшинка белая.

Условия жизни растений, Биология

Рис. 114. Одуванчик, выросший на лугу и на сухом участке с уплотненной почвой. 

В почве содержатся разнообразные . минеральные соли, но растениям больше всего нужны азотные, фосфорные, калийные соли. В очень небольших количествах необходимы также вещества, содержащие бор, марганец, железо и некоторые другие элементы. Минеральные соли необходимы для образования белков.

Как же влияют условия жизни на рост и развитие растений?

В солнечные майские дни многие из вас собирали золотисто-желтые одуванчики, из которых можно сплести тяжелые красивые венки.

И, наверное, каждый заметил, что самые крупные одуванчики с высокими стрелками, несущими соцветие корзинку, встречаются на лугах и полянах среди густой высокой травы.

В таких местах иногда можно найти одуванчики-гиганты, листья которых достигают нескольких десятков сантиметров в длину.

Совсем иначе выглядят одуванчики, растущие на сухих открытых участках с уплотненной тощей Почвой. Где-нибудь на утоптанной тропинке, между камней на мощеной дороге или на сухом, каменистом склоне они превращаются в карликов.

Почему так меняются одуванчики? Несомненно, что причина — в различных условиях их жизни. На лугу, где почва влажная и плодородная, растения лучше питаются и хорошо растут.

На сухих участках с малоплодородной уплотненной почвой одуванчику не хватает влаги, поэтому растет он плохо.

Особенно заметно изменяются культурные растения под влиянием условий, которые создает им человек.

Читайте также:  Рефлекторный принцип работы нервной системы - биология

Основы агрономии



Растения в течение всей своей жизни постоянно находятся во взаимодействии с внешней средой.

Требования растений к факторам жизни определяются наследственностью растений, и они различны не только для каждого вида, но и для каждого сорта той или иной культуры.

Это связанно с тем, что каждому растению нужны конкретные, изменяющиеся во времени количества лучистой энергии, температура среды, вода, разнообразные растворенные химические элементы, газовый состав почвенного и атмосферного воздуха, свойства среды обитания.

Вот почему глубокое знание этих требований дает возможность правильно устанавливать структуру посевных площадей, чередование культур, размещение севооборотов.

Условия жизни растений, Биология

Факторы жизни растений подразделяются на космические и земные. К космическим относятся свет и тепло, к земным – вода, воздух и питательные вещества. Космические факторы имеют существенные особенности, так как практически не регулируются в земледелии.

  • Для нормальной жизнедеятельности растениям необходимы свет, тепло, вода, питательные вещества, включая углекислоту и воздух.
  • Рассмотрим влияние основных факторов и условий на рост и развитие растений.

Свет

Основным источником света для растений является солнечная радиация.

Хотя этот источник находится вне влияния человека, степень использования световой энергии солнца для фотосинтеза зависит от уровня агротехники: способов посева (направление рядков с севера на юг или с востока на запад), дифференцированных норм высева, обработки почвы и др. Свет, т. е.

оптическое излучение солнца в виде электромагнитных волн определенной длины, включающее видимое человеческим глазом инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, оказывает большое влияние на рост и развитие растений. Прежде всего, свет – источник энергии для фотосинтеза.

Фотосинтезом называют процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов.

В ходе световой стадии фотосинтеза образуется высокоэнергетические продукты: макроэргическое соединение – АТФ, служащее в клетке источником энергии, и НАДФН, использующийся как восстановитель.

В качестве побочного продукта в процессе фотосинтеза выделяется кислород.

Помимо этого, свет оказывает прямое влияние на развитие растений. Без него растения не зацветают и не плодоносят. При недостатке света зерновые, например, плохо кустятся, стебли вытягиваются, растения полегают, зерно получается щуплым, с низким содержанием белка.

Свет влияет на качество продукции и других растений: сахарная свекла при хорошем освещении накапливает больше сахара, картофель – крахмала, подсолнечник – жира. Растения реагируют на смену дня и ночи, на изменение интенсивности освещения.

Эту реакцию называют фотопериодизмом.

Для нормального развития одних растений нужен длинный световой день, что наблюдается в южных широтах. Так, озимая рожь, овес, пшеница запаздывают с цветением в условиях короткого дня. Другие растения (рис, хлопчатник, сорго, просо, табак) лучше развиваются в широтах с коротким световым днем.

В практике земледелия используют приемы, позволяющие улучшить освещенность растений. К ним относятся правильное ориентирование рядов посевов по отношению к странам света.

Например, посев зерновых рядками в меридиональном направлении по сравнению с широтным дает прибавку урожая до 2…

3 ц/га за счет лучшего освещения растений утром и вечером и затенения их друг другом в жаркие полуденные часы.

Необходимо создать правильную густоту стояния растений при посеве, более равномерно распределять их по площади, уничтожать сорные растения, затеняющие культурные.

Своевременное прореживание растений и уничтожение сорняков улучшают освещенность растений. Как правило, более ранние сроки посева и посадки способствуют усилению фотосинтетической деятельности и повышению урожая.

В условиях длительного лета применяют пожнивные и поукосные посевы, позволяющие полнее использовать солнечную радиацию.

Тепло

Тепло в жизни растений, наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве.

Каждое растение на различных фазах и стадиях развития предъявляет определенные, но неодинаковые требования к теплу, изучение которых составляет одну из задач физиологии растений и научного земледелия. Тепло в жизни растений влияет на скорость развития в каждой стадии роста.

В задачу земледелия входит также изучение теплового режима почвы и способов его регулирования.

Все процессы, происходящие в растении (прорастание семян, рост, плодообразование, фотосинтез), наилучшим образом протекают при определенной оптимальной температуре.

При отклонении ее в ту или иную сторону эти процессы тормозятся, что приводит к снижению урожая.

Для каждой фазы развития существуют минимальные и максимальные температуры, при которых физиологические процессы останавливаются, и растения даже могут погибнуть.

По отношению к теплу растения подразделяют на холодостойкие, семена которых прорастают при температуре почвы 2 – 5 ˚С, и за весь вегетационный период им нужна сумма активных (более 10 ˚С) среднесуточных температур воздуха 1200 – 1800 ˚С, и теплолюбивые, семена которых прорастают при температуре почвы 8 –12 ˚С и нуждаются в сумме активных среднесуточных температур воздуха 3000 – 4000 ˚С. Для многолетних и озимых сельскохозяйственных растений нужна определенная температура почвы в зимний период.



Воздух

Воздух в жизни растений (атмосферный и почвенный) необходим как источник кислорода для дыхания растений и почвенных микроорганизмов, а также как источник углерода, который растение усваивает в процессе фотосинтеза.

Кроме того, Воздух в жизни растений необходим для микробиологических процессов в почве, в результате которых органическое вещество почвы разлагается аэробными микроорганизмами с образованием растворимых минеральных соединений азота, фосфора, калия и других элементов питания растений. Растению необходим углекислый газ, используемый им при фотосинтезе, и кислород – в процессе дыхания, т. е. в процессе окисления, связанном с выделением энергии для других физиологических процессов. Углекислый газ растения поглощает из приземных слоев атмосферы, состав которой человек практически изменить не может.

Кислород растение получает из воздуха и из почвы. Кислородное питание может быть нарушено при затоплении растений или при обильных снегопадах и не промёрзшей почве, когда растения продолжают вегетировать.

Растения чувствительны к составу почвенного воздуха, в частности к содержанию в нем кислорода. Он, прежде всего, необходим для прорастания семян и потребляется корнями растений. Особенно требовательны к кислороду корнеплоды и клубнеплоды, масличные и бобовые культуры.

Менее требовательны – зерновые, некоторые из них снабжают корни кислородом, запасенным в воздухоносных полостях стеблей. Эти полости особенно развиты у риса, который может расти на почве, затопленной водой, а также у кукурузы.

Кислород, а также азот нужен многим микроорганизмам, принимающим активное участие в формировании плодородия почвы.

Количество и состав почвенного воздуха можно регулировать, изменяя содержание влаги в почве с помощью орошения или осушения, соответствующей обработке почвы (рыхлением или прикатыванием).

Внесение органических удобрений (навоза, компостов, торфа) приводит к увеличению концентрации углекислого газа в почве и уменьшению кислорода.

В почвах, содержащих много гумуса, формируется благоприятная структура, что улучшает их воздушный режим.

Вода

Вода в жизни растений и питательные вещества, за исключением углекислоты, поступающей как из почвы, так и из атмосферы, представляют почвенные факторы жизни растений. Поэтому воду и питательные вещества называют элементами плодородия почвы. Значение воды в жизни растений определяется целым рядом ее свойств.

Среди них необходимо отметить способность ее быть растворителем и средой, в которой совершается передвижение веществ и их обмен. В растительном организме воды содержится от 70 до 95 %. С поступлением и передвижением ее в растениях связаны все жизненные процессы.

При наличии воды и других факторов семена набухают и прорастают, растут ткани, поступают в растения и передвигаются в них питательные элементы, осуществляется фотосинтез и синтезируется органическое вещество.

Вода – незаменимый терморегулятор для растений. Проходя через него, она регулирует температуру растительного организма и повышает его устойчивость к высоким и низким температурам. Вода поддерживает тургор клеток, распределяет по отдельным органам продукты ассимиляции.

Растения нуждаются в воде с момента посева семян и до окончания формирования урожая.

При этом в разные периоды жизни растения требуют неодинакового количества воды: меньше – в начальный период, больше – в период формирования мощной вегетативной массы и генеративных органов, к концу жизни потребность в воде уменьшается.

Период острой потребности растения в воде называется критическим, у зерновых он совпадает с фазой выхода в трубку – колошением, у зернобобовых – цветения, у картофеля – цветения и клубнеобразования. Недостаток влаги в это время резко снижает продуктивность растений.

Важной функцией воды является и то, что она влияет на плодородие почвы.

Вступая во взаимодействие с ней, вода изменяет физическое состояние, течение микробиологических процессов, химические и другие превращения, становится одним из факторов почвообразовательного процесса, определяет уровень эффективного и потенциального плодородия почвы.

Источник водоснабжения растений – почва. Жизнь растения зависит не только от наличия влаги в почве, но и от ее потенциала, характеризующего степень связности влаги твердой фазой почвы и ее осмотическое давление, зависящее от концентрации почвенных растворов.

Читайте также:  Изменения в биогеоценозах, Биология

Элементы питания растений

В обмене веществ между растениями и окружающей средой важнейшим условием является корневое питание.

В состав сухой массы растений входит несколько десятков элементов питания, однако некоторые из них абсолютно необходимы для всех растений.

Это макроэлементы – углерод, кислород, водород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо, сера и микроэлементы – бор, марганец, медь, цинк, молибден, кобальт и др.

Условия жизни растений, Биология

Первые четыре макроэлемента (углевод, кислород, водород, азот) входят в состав органической массы растений и называют органогенами, остальные – зольными элементами.

Углевод, кислород и водород, на долю которых приходится около 93 – 94% сухой массы растений, усваиваются растением из воздуха в процессе фотосинтеза, а азот и все зольные элементы растения берут из почвы.

Каждый элемент питания имеет определенное значение в жизни растений.

Углерод, кислород, водород и азот – важнейшие составные части органических веществ – углеводов, белков и жиров.

Азот входит в состав белков, которые являются основой жизни, и влияет главным образом на ростовые процессы. При недостатке азота рост и развитие растений сильно замедляются, растение имеет мало листьев и бледную окраску.

Избыток азота значительно увеличивает рост растений, затягивая их созревание. Фосфор особенно необходим на ранних этапах развития растений и в период плодоношения. Он способствует лучшему развитию семян, плодов и ускорению созревания культур.

Калий накапливается преимущественно в молодых частях растений, играет важную роль в накоплении углеводов, повышает устойчивость растений к заболеваниям. Вместе с фосфором он увеличивает зимостойкость озимых культур.

Кальций способствует развитию мощной корневой системы у растений, уменьшает вредное влияние ионов водорода и алюминия.

Сера, магний, железо участвуют в окислительных процессах. Сера входит в состав белка, магний – хлорофилла, железо – необходимый элемент при образовании хлорофилла, хотя и не входит в его состав. Микроэлементы входят в состав ферментов, гормонов, витаминов. Они влияют на процессы обмена веществ в растениях и выполняют ряд других специфических функций.

  1. Обобщение многовекового опыта выращивания сельскохозяйственных культур привело к формированию законов земледелия.
  2. ***
  3. Законы земледелия



Главная страница

Дистанционное образование

  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71

Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты

Роль воды в жизни растений

Состояние каждого живого организма напрямую зависит от правильности ухода за ним. Растения исключением не являются. Тепло, свет, воздух, питание – это основные условия для развития и роста зеленых представителей живого мира. Безусловно, важна и вода, ведь именно эта жидкость – источник жизни на нашей планете.

Растительный организм состоит из воды на 70-95 процентов от массы тела. Она является составной частью каждого его органа. Недостаток жидкости приводит к гибели растения.

Вода помогает выполнять 8 основных функций:

  1. Производить транспортировку питательных веществ к тканям и органам при корневом и листовом питании.
  2. Участвует в процессах фотосинтеза (вода, поглощенная из почвы, обеспечивает водород и кислород. Во время фотосинтеза, углерод и вода используются для синтеза пищи).
  3. Помогает производить терморегулирование, направленное на поддержание постоянной температуры, препятствующей перегреву и разрушению белков.
  4. Создаёт тургорное давление для обеспечения упругости листьев, стеблей.
  5. Помогает прорастать семенам (растения необходимы питательные вещества, но, если они будут сухими, то семя не сможет его усвоить).
  6. Служит средой обитания для некоторых видов.
  7. У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистник, валлиснерия перенос пыльцы осуществляется водой.
  8. Многие растения расселяются с помощью воды (например, ивы размножаются вегетативным способом).

Даже самые стойкие растения, растущие в засушливых районах, должны регулярно получать воду. Недостаток жидкости или же полное ее отсутствие может привести к гибели организма.

Роль испарения воды

Вода из окружающей среды поступает через корни. Далее жидкость, содержащая минеральные и органические вещества, поступает по стеблю в листья. Биологически значимые элементы усваиваются, а после происходит отдача воды окружающей среде. Такое явление в биологии именуется испарением.

Условия жизни растений, БиологияИспарение – необходимый процесс жизнедеятельности растительных организмов.

Жидкость, поступившая в листья, превращается в пар, в результате чего температура растения снижается. И чем крупнее лист, тем больше и быстрее испаряется влага.

В неблагоприятный период многие растения сбрасывают листья. Так деревья и кустарники спасают себя от обезвоживания, ведь количество испаряемой воды уменьшается.

Содержание воды в растениях

Молодые листья содержат в себе 90-95 % воды, тогда как одревесневшие органы получили всего 50 %. В листьях капусты содержится 90 % воды, в огурце – 96 %. Объем жидкости в созревших семенах составляет всего лишь 10-15 %.

Содержание жидкости зависит от:

  1. возраста организма и его вида;
  2. условий окружающей среды.

Вода необходима для прорастания семян. Без неё зародышевый стебелек не сможет разорвать семенную кожуру. Чтобы зародыш был живым, важно регулярно поливать семена.

Какие растительные организмы нуждаются в частом и обильном поливе

Часто поливают цветки, растущие в глиняных горшках. Пористая глина испаряет воду.

Чтобы количество влаги, испаряемой глиняным горшком, уменьшилось, перед посадкой посуду оставьте на некоторое время в воде.

Обильно поливают растения с тонкими стеблями, крупными или свисающими листьями, с хорошо развитой корневой системой. Цветущие и активно растущие организмы тоже нуждаются в частом поливе.

Условия жизни растений, БиологияВ теплое время года, когда температура высока, в комнате от солнца ярко, воздух сухой, полив тоже должен быть частым и обильным.

Какие растения можно поливать реже

Растения с небольшим количеством листьев, цветы с мясистыми стеблями и листьями, а также организмы, пострадавшие от болезней или вредителей, не требуют частого полива.

В дождливую погоду, когда влажность повышена, когда в комнате темно, можно поливать реже.

Растительные организмы, пересаженные в горшки большего объема тоже можно поливать не часто. Важен и материал посуды, например, частый полив не нужен растениям, развивающимся в пластиковых или металлических горшках.

Какой водой поливать растения

Выносливые растительные организмы поливать можно водой из-под крана, но таких организмов очень-очень мало, потому для полива предпочтительно использовать мягкую воду с низким содержанием солей.

Самый простой способ очистить воду от вредных веществ – это отстоять ее в течение 1-2 дней. Хлор за это время улетучится, а жидкость станет мягкой.

Горячая вода содержит в себе смягчители, потому она изначально мягкая, в ней меньше растворенных газов. Такая жидкость тоже подойдет для полива растений. Однако и ей нужно дать отстояться несколько дней.

Во многих домах есть фильтры для очистки воды, которая тоже подойдет для полива растений. Этот вариант нельзя назвать самым быстрым, но плюс все, же есть. В сравнении со стоимостью воды, приобретенной в цветочном магазине, затраты на фильтр будут более низкими.

Размороженная вода мягкая, потому и она пригодна для полива растений. Однако важно помнить, что замораживать ее нужно правильно. Лед образуется не сразу, постепенно. И воду, которая не успела замерзнуть, нужно успеть вылить. Именно в этой жидкости содержатся вредные вещества для растительных организмов. Для полива пригоден только растаявший лед.

Торф поглощает тяжелые металлы. Он подходит для очистки воды. Этот природный фильтр можно найти в любом цветочном магазине. К примеру, на 5 литров вы потратите примерно 50 г торфа.

Кипячение тоже смягчает воду, но при этом из жидкости испаряется весь кислород, необходимый для развития растительных организмов. Высокая температура убивает вредные и полезные для организмов вещества. Поэтому кипяченой водой не советуют поливать растения.

Какой должна быть температура воды для полива

Поливать цветы нужно водой комнатной температуры. Эксперты не советуют использовать прохладную воду. Например, тропические растения, привыкшие к теплу, от холода могут погибнуть.

Выводы и рекомендации

Роль воды для растительных организмов велика. С помощью неё они получают питательные вещества, осуществляют терморегулирование и фотосинтез. Не забывайте заботиться о растительных организмах, они лёгкие нашей планеты!

Ссылка на основную публикацию