Дыхание организмов. газообмен – биология

Дыхание и газообмен у животных. органы дыхания, их разнообразие и функции

Вы узнаете о дыхание та газообмін, а также о различиях в строении дыхательной системы у разных животных.

– Почему у лягушек всегда влажная кожа?

Как вы уже знаете, большинство растений и животных используют энергию, выделяющуюся в процессе взаимодействия кислорода с органическими веществами. Такие химические реакции происходят в клетках и для этого нужно много кислорода.

Расщепление органических веществ сопровождается выделением углекислого газа, который вреден — поэтому его нужно вывести в окружающую среду.

Следовательно, для нормального функционирования большинства организмов необходим постоянный газообмен с окружающей средой.

Большинство животных активно двигаются, поэтому они требуют больше энергии для обеспечения всех процессов жизнедеятельности, а значит и больше кислорода. Из собственного опыта вы знаявляетсято, что во время бега вы дышите чаще.

Газообмен между организмом животного и окружающей средой происходит либо в специализированных органах дыхания или через поверхность тела. Кислород, попавший в организм, переносится к тканям и клеткам (у большинства животных эту функцию выполняет кровь).

В митохондриях клеток происходит дыхание — взаимодействие кислорода и глюкозы, в результате которой образуются вода и углекислый газ, а также высвобождается энергия, что заряжает молекулы АТФ (рис. 186).

Углекислый газ, образующийся в клетках, попадает в кровь и через органы дыхания или поверхность тела выводится из организма.

Рис. 186. Схема работы митохондрии

Дыхательная система животных — это система органов, которая обеспечивает газообмен организма с окружающей средой (поступление кислорода и выведение углекислого газа).

Кислород животные могут получать из воздуха (воздушное дыхание), или поглощать растворенный в воде кислород (водное дыхание).

При водном дыхании главным органом газообмена являются жабры. Примитивные жабры сформировались еще в сидячих многощетинковых червей из щупалец на головном отделе.

Жабры большинства водных моллюсков — это выросты на стенке мантийного полости, похожие на перо птицы (состоят из опорного тяжа и двух рядов пластинок) (рис. 187). Газообмен с водой происходит в эпителии пластинок, где кровь насыщается кислородом, который поглощается из воды.

У головоногих моллюсков при основании жабр есть два дополнительные жаберные сердца, сокращение которых ускоряют движение крови (рис. 193. с. 148).

У ракообразных жабры находятся по бокам тела или на конечностях. У речного рака 8 пар жабр крепятся к основанию ходильних ног и прикрыты выростами хитинового панциря.

Наличие жабр характерна также многим другим обитателям водоемов (ланцетнику, морским звездам, морским ежам и даже личинкам некоторых насекомых). Так, личинки стрекоз поглощают кислород из воды благодаря особым выростам покровов тела и кишечника.

В хордовых жабры образуются на щелях глотки. Лучше всего развитые жабры у рыб (рис. 188). Вода поступает к жабрам через рот и выходит наружу через жаберные щілины.

При этом она омывает жаберные пластинки, пронизанные кровеносными сосудами, в которых и происходит газообмен. У костных рыб в отличие от хрящевых, имеются подвижные жаберные крышки, которые покрывают жаберные щели.

Специальные мышцы открывают и закрывают жаберные крышки, что создает поток воды, который дополнительно омывает жабры. Именно это приспособление позволяет костным рыбам осуществлять газообмен в стоячей воде и не двигаться при этом.

У двоякодышащих рыб, обитающих в водоемах, где содержание кислорода периодически уменьшается, сформировались дополнительные органы дыхания (легкие), используемых для получения кислорода из воздуха.

Рис. 187. В морских голозяберних брюхоногих моллюсков жабры внешние, поэтому хорошо заметна их строение

Рис. 188. Схема водного дыхания хордовых животных

Жабры развиваются также и в головастиков (личинок) земноводных. У них сначала образуются 2-3 пары разветвленных внешних жабр, а позже — жаберные щели с пластинками.

Воздушное дыхание свойственно большинству животных, обитающих на суше и некоторым животным, что вернулись к водному образу жизни. Органы воздушного газообмена — легкие и трахеи.

Лучше всего трахейне дыхание развито у насекомых. Трахейна система у них состоит из большого количества трахей — ветвящихся трубок, которые пронизывают все тело и обеспечивают поступление кислорода непосредственно до органов и клеток. Воздух попадает в трахеи через дыхательные отверстия на брюшке насекомого.

У паукообразных органами дыхания являются трахеи или легочные мешки. Например, у клещей развиты трахеи, а у скорпионов — легочные мешки. Однако у пауков, в частности у паука-крестовика, есть и трахеи, и легочные мешки.

У брюхоногих моллюсков, которые живут на суше, а также во многих пресноводных моллюсков (прудовиков) органом дыхания является легкое, образованная стенками мантийного полости и оплетена кровеносными сосудами. Воздух через дыхательное отверстие поступает в мішкоподібну легкое и кислород попадает в кровь.

В хордовых формируются парные легкие, в которые воздух поступает через ноздри и дыхательные пути. Легкие земноводных — это небольшие тонкостенные мешки, пронизанные густой сетью капилляров.

Поступление воздуха в легкие земноводных происходит благодаря изменению объема ротовой полости, а выдох благодаря сокращению стенок легких.

Через низкую эффективность такого способа газообмена и малую площадь поверхности легких земноводные вместе с легочным используют и кожное дыхание.

Интересно знать

Для лягушек важным способом поступления кислорода в организм является кожное дыхание. Однако непосредственно через кожу кислород попасть в кровь не может. Он сначала растворяется в слизи на поверхности кожи, а уже затем поступает в кровь. Поэтому кожа лягушки постоянно должна быть влажной.

У пресмыкающихся (рис. 189) газообмен осуществляется благодаря расширению и сужению грудной клетки при помощи межреберных мышц, что является значительно более эффективным способом вентиляции легких.

У них сформированы воздухоносные пути (ноздри, рот и трахея). Внутренние стенки легких имеют ячеистое строение, что значительно увеличивает поверхность дня газообмена.

Рептилии не используют дополнительное кожное дыхание.

Рис. 189. Схема воздушного дыхания хордовых животных

Рис. 190. Схема строения воздушных мешков птицы

Дыхательная система птиц еще более совершенна и считается одной из самых сложных среди всех групп животных. Эта система органов приспособлена к полету, во время которого организм требует много энергии, а следовательно, и усиленного газообмена.

Легкие птиц мало эластичны и имеют небольшой объем. Однако у птиц с легкими сопряженная система из нескольких пар повітрянх мешков (рис. 1.90), содержащиеся среди внутренних органов, между мышцами и в полостях костей.

В состоянии покоя птицы осуществляют газообмен благодаря расширению и сжатию грудной клетки. Однако в полете объем грудной клетки почти не изменяется. Вентиляцию легких при этом обеспечивают взмахи крыльев.

Когда крылья поднимаются, то растягиваются задние воздушные мешки и свежий воздух поступает в них, заполняя также и легкие. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и использована воздух из легких выталкивается сначала в передние воздушные мешки, а оттуда — наружу.

В это же время в легкие поступает свежий воздух из задних воздушных мешков.

Поскольку воздушные мешки не оплетены капиллярами, то газообмен в них не происходит, но благодаря им в легкие постоянно (и во время подъема и во время опускания крыльев) попадает богатая на кислород воздуха, что и обеспечивает более интенсивный газообмен. Этот процесс называют двойным дыханием. Итак, если птица чаще машет крыльями, то легкие интенсивно вентилируются.

У млекопитающих легкие состоят я миллионов альвеол — пузырьков, которые густо оплетены капиллярами.

Поэтому площадь поверхности легких, что используется для газообмена, очень большая, У млекопитающих она в десятки раз больше, чем площадь поверхности тела.

Читайте также:  Биология - биология

Дыхательные движения осуществляются не только благодаря сокращению межреберных мышц, но и благодаря диафрагме — особой мышечной перегородке, что есть только у млекопитающих.

ВЫВОДЫ

1. Дыхательная система животных — это система органов, которая обеспечивает газообмен организма с окружающей средой (поступление кислорода и выведение углекислого газа).

2. Животные могут получать кислород из воздуха благодаря воздушному дыханию или поглощать кислород, растворенный в воде, за счет водного дыхания. Главными органами воздушного дыхания являются легкие и трахеи, а водного — жабры.

3. Кислород от органов дыхания к клеткам, а углекислый газ от клеток к органам дыхания у большинства животных транспортирует кровь.

4. Птицам присуще двойное дыхание. Этот процесс происходит благодаря воздушным мешкам, которые позволяют осуществлять газообмен в легких и во время подъема и во время опускания крыльев. Именно такое приспособление помогает удовлетворить большие потребности птиц в кисни во время полета.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО УСВОИТЬ

Водное дыхание, воздушное дыхание, воздушные мешки, двойное дыхание, кожное дыхание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Для чего животным необходимо постоянное поступление кислорода из окружающей среды?

2. Приведите примеры животных, осуществляют газообмен: а) всей поверхностью тела; б) жабрами в) легкими г)трахеями,

3. Какие животные живут в воде, но газообмен осуществляют благодаря легким?

4. Какую роль выполняет кровь в процессе газообмена?

5. Чем отличается газообмен у земноводных и пресмыкающихся?

6. В чем заключаются особенности строения органов, обеспечивающих газообмен у птиц?

7. У каких животных на разных стадиях личинки и взрослого организма функционируют различные органы дыхания? Как это связано с условиями существования?

ЗАДАЧИ

Заполните таблицу в тетради, поставив отметку «+» напротив характеристик, которые присущи соответствующим животным.

Вид Способ газообмена Органы дыхания
Водно дыхания Воздушное дыхание Нет органов дыхания Жабры Легочный мешок Трахеи Теи легкие
Гидра обыкновенная
Дождевой червяк
Речной рак
Хрущ
Виноградныйулитка
Окунь обыкновенный
Прудке ящерица
Синий кит

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/7klas_3/28.html

Дыхание организмов. Газообмен

Поддержание обмена веществ. Подавляющее большинство живых организмов для дыхания нуждаются в постоянном поступлении кислорода. Кислород усваивается организмом либо из атмосферного воздуха, либо из воды, в которой он растворен. Дыхание – это процесс, посредством которого живые организмы высвобождают энергию из питательных веществ.

Когда дыхание протекает в клетках, его называют клеточным (тканевым) или внутренним дыханием. (Процесс клеточного дыхания был рассмотрен в § 13.) Если для этого процесса требуется кислород, то дыхание называют аэробным. Если же реакции происходят в отсутствие кислорода, то дыхание анаэробное.

Анаэробными организмами являются некоторые бактерии, получающие энергию в процессе бескислородного расщепления углеводов или аминокислот. Анаэробами являются, например, такие бактерии, как палочки ботулизма и гангрены.

Клеточное (внутреннее) дыхание не следует путать с двумя процессами: поглощением кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа в среду. В совокупности эти два процесса составляют газообмен, или внешнее дыхание.

Газообмен. Внешнее дыхание, или газообмен, представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода для использования его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа, образовавшегося в процессе окисления.

Каким бы ни был процесс дыхания – аэробным или анаэробным, между организмом и средой непрерывно должен происходить обмен газами.

Аэробным организмам для окисления питательных веществ и получения энергии нужен поступающий из окружающей среды кислород, а в окружающую среду аэробы и большинство анаэробов выделяют конечный продукт дыхания – углекислый газ.

Газообмен у растений. Интенсивность обмена веществ у растений меньше, чем у животных. Процесс газообмена у растений, с одной стороны, обеспечивает дыхание (т. е. поступление кислорода и выделение углекислого газа), а с другой – снабжает углекислым газом и выводит кислород при фотосинтезе.

У некоторых низших растений (у водорослей) газообмен осуществляется путем диффузии газов через всю поверхность, а у крупных цветковых растений кислород в основном поступает через устьица листьев (и зеленых стеблей у травянистых растений).

Внутри растения кислород поступает в воздухоносные межклетники, а затем достигает клеток и растворяется во влаге, покрывающей клеточные стенки. Отсюда кислород диффундирует уже внутрь клеток. Углекислый газ движется по растению тем же путем, но в обратном направлении.

Таким образом, все растения, животные и бактерии (за исключением организмов-анаэробов) поглощают кислород из внешней среды и в нее же выделяют углекислый газ, хотя пути газообмена у разных организмов различны.

Экскреция как процесс саморегуляции организма

В процессе обмена веществ в органах и тканях образуются различные отходы, которые должны выводиться из организма. Эти продукты образуются при распаде органических веществ: белков, нуклеиновых кислот, жиров и др. Если они накапливаются свыше определенной концентрации, то возникает угроза нарушения нормального течения основных физиологических процессов.

Экскреция и дефекация. Выведение из организма ненужных ему веществ, продуктов обмена, которые могли бы привести к нарушению постоянства состава внутренней среды организма, называется экскрецией.

Экскреция – важный процесс, характерный для живых организмов. В той или иной мере экскреция способствует сохранению постоянства внутренней среды организма в условиях изменяющейся внешней среды.

Помимо «отходов», из организма выводятся также и другие вещества, например не образующиеся в самом организме. В этом случае речь идет не об экскреции, а о дефекации – удалении из организма балластных веществ (главным образом непереваренных остатков пищи), которые никогда не участвовали в обмене веществ.

Экскреция у растений. У растений экскреция осуществляется намного проще, чем у животных. Это объясняется различиями в физиологических процессах и образе жизни растений и животных. Зеленые растения в результате фотосинтеза образуют в нужном количестве все необходимые им органические вещества.

Например, в растении синтезируется столько белка, сколько его необходимо в данный момент. Растения никогда не синтезируют белок в избытке и поэтому очень мало выделяют продуктов обмена веществ, содержащих азот. В ходе обменных процессов у растений образуются основные конечные продукты: газообразный кислород, углекислый газ и вода.

Эти же продукты могут вновь использоваться как исходные вещества для реакций других процессов – фотосинтеза, дыхания. Единственный продукт, выделяемый растениями на свету в избытке,– это газообразный кислород.

Кислорода при фотосинтезе образуется гораздо больше, чем требуется растению для дыхания, поэтому избыток кислорода переходит из клеток в окружающую среду путем диффузии. Многие органические отходы обмена веществ откладываются у растений в омертвевших тканях (например, в древесине), а также в листьях и коре, которые периодически сбрасываются.

Подлежащие удалению вещества выносятся не только с опадающими листьями, но и с лепестками цветков, плодами и семенами, хотя экскреция не является главной функцией этих органов. У водных растений основная масса продуктов обмена веществ переходит путем диффузии непосредственно в окружающую водную среду.

Экскреция у животных. Возможным местом экскреции может быть любая проницаемая поверхность, которая напрямую связана с внешней средой.

К таким поверхностям относятся наружная плазматическая мембрана одноклеточных организмов, покровы низших беспозвоночных, мальпигиевы сосуды у паукообразных и насекомых; почки, жабры и кожа рыб; почки, легкие и кожа земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Читайте также:  Наследственная информация - биология

Размножение организмов

Размножение – основное свойство живых организмов. Способность производить новое поколение особей того же вида является основным свойством живых организмов.

В процессе размножения происходит передача генетического материала от родительского поколения следующему, дочернему поколению, что обеспечивает воспроизведение признаков не только организмов данного вида, но и конкретных родительских особей.

Следовательно, размножение – необходимое условие непрерывности существования вида и преемственности последовательных поколений внутри вида. При определенных условиях размножение может существенно увеличить общую численность вида.

Таким образом, размножение – это присущее всем организмам свойство воспроизводить себе подобных, что обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. Различают две формы размножения – бесполое и половое.

Бесполое размножение. О формах бесполого размножения вы узнали при изучении разделов «Растения» и «Животные». Напомним, что в бесполом размножении участвует обычно одна особь.

При бесполом размножении, как правило, образуются генетически идентичные потомки, а единственным источником генетической изменчивости служат случайные изменения (мутации). Высшие животные не способны к бесполому размножению.

Эта форма размножения широко распространена у растений, грибов, бактерий и некоторых примитивных животных.

Способы бесполого размножения. Существует несколько способов бесполого размножения: деление клеток, спорообразование, почкование, размножение фрагментами тела (фрагментация), вегетативное размножение.

Половое размножение. Половое размножение связано с образованием и слиянием половых клеток – гамет. При оплодотворении гаметы сливаются, образуя зиготу, из которой развивается зрелый организм.

Гаметы содержат одинарный (гаплоидный) набор хромосом (n), полученный ими в результате мейоза.

В зиготе благодаря оплодотворению восстанавливается диплоидный набор хромосом (2n) с новой комбинацией наследственных признаков.

Гаметы обычно бывают двух типов – мужские и женские, но некоторые примитивные организмы (например, многие одноклеточные водоросли) производят гаметы одного типа. Гаметы двух типов могут производить соответственно мужские и женские родительские особи. Но может быть и так, что у одной и той же особи имеются и женские, и мужские половые органы.

Виды, у которых существуют отдельно мужские и женские особи, называют раздельнополыми, таковы большинство животных. Среди покрытосеменных растений тоже встречаются раздельнополые виды.

Например, у однодомных видов растений мужские и женские цветки образуются на одном и том же растении (огурец, кукуруза), а у двудомных – одни растения несут только женские цветки, а другие – только мужские (остролист, облепиха).

Особые случаи полового размножения – партеногенез и гермафродитизм. Партеногенез (от греч. parthenos – девственница, genesis – происхождение).

Гаметогенез и оплодотворение

Гаметогенез. У большинства организмов гаметы (половые клетки) образуются в специальных органах. У покрытосеменных растений спермии развиваются в пыльцевых зернах, а яйцеклетки формируются в семязачатках завязи пестика.У большинства животных гаметы формируются в половых железах – гонадах (от греч. gone – порождающее).

В семенниках образуются сперматозоиды, в яичниках – яйцеклетки. Процесс возникновения половых клеток называют гаметогенезом (от греч. gametes – супруг, genesis – происхождение). Процесс образования мужских половых клеток называют сперматогенезом (от греч. sperma – семя).

У животных он происходит в три этапа: размножение, рост, созревание

Оплодотворение у животных. Большинство животных, обитающих в водной среде (морские кольчатые черви, пластинчатожаберные моллюски, иглокожие, рыбы, большинство видов земноводных), свои яйца и сперму выделяют в воду, половые клетки – гаметы – соединяются друг с другом случайно.

Такое наружное оплодотворение – примитивный и ненадежный способ соединения гамет. Для повышения вероятности оплодотворения у многих из названных организмов в ходе эволюции выработалось приспособление производить гаметы в очень больших количествах.

Например, луна-рыба откладывает до 300 млн икринок! Однако данный способ оплодотворения требует от организма огромных физических и энергетических затрат.

Более прогрессивно в эволюционном плане внутреннее оплодотворение. При внутреннем оплодотворении слияние гамет происходит в теле материнской особи.

Вероятность встречи гамет при внутреннем оплодотворении достаточно высока, поэтому количество вырабатываемых яйцеклеток уменьшается, количество же сперматозоидов остается большим.

Внутреннее оплодотворение характерно для многих водных беспозвоночных, насекомых, живородящих рыб, некоторых земноводных и для всех пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Появление внутреннего оплодотворения в ходе эволюции способствовало утрате зависимости организмов от водной среды и освоению ими наземно-воздушной среды.

Оплодотворение у растений. Оплодотворение свойственно большинству растений. Ему обычно предшествует образование половых органов – гаметангиев, в которых развиваются гаметы. Половой процесс у низших растений разнообразен.

У высших споровых растений образуются гаметангии – антеридии (мужские) и архегонии (женские), в которых развиваются гаметы. В архегониях образуются яйцеклетки, в антеридиях – много сперматозоидов. У мхов и папоротникообразных вышедшие из антеридиев сперматозоиды подплывают в воде к вскрывшимся архегониям и сливаются с яйцеклетками внутри архегоний.

У голосеменных растений в процессе эволюции исчезают антеридии. У покрытосеменных уже нет ни антеридиев, ни архегоний. Постепенное исчезновение у семенных растений гаметангиев связано с тем, что при наземном существовании (где часто изменяются условия среды) слишком рискованно оставаться в гаплоидном состоянии, поскольку вероятность оплодотворения в этом случае невысокая.

У семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений оплодотворению предшествует опыление. Оплодотворение голосеменных и покрытосеменных растений, в отличие от споровых (мхов и папоротников), не зависит от воды. Именно поэтому в ходе эволюции сперматозоиды лишились жгутиков и превратились в спермии.

Исчезновение зависимости полового процесса от капельной воды позволило семенным растениям широко расселиться по планете и занять территории с сухим климатом.

Источник: https://studopedia.net/3_51384_dihanie-organizmov-gazoobmen.html

Скачать материал

так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 6-7 класс

Урок 42. Органы дыхания и газообмен

06.01.2015 2751 430

Цели урока: Сформировать у учащихся понятие о газообмене у животных; познакомить учащихся с особенностями дыхательных структур и типами га­зообмена у разных групп животных; показать эволюционное направление в изменении дыхательных структур и типов газообмена у разных групп живот­ных.

Оборудование: Схемы дыхательной системы различных групп животных; таблицы с изображениями животных из разных систематических групп.

I.                    Актуализация знаний

1.                   Биологический диктант.

1)                   Круглые черви могут только изгибаться, так как их мускулатура образо­вана ….

2)                   Мускулатура плоских и кольчатых червей состоит из … слоев мышц

3)                   Для многоклеточных животных характерно передвижение с помощью

4)                   У членистоногих пучки мышц крепятся к ….

5)                   Поскольку мышцы способны развивать силу только при сокращении, для полноценных движений необходимы две мышцы. Такие пары мышц называют….

5)                   Способ передвижения всего организма с одного места на другое назы­вается ….

7)                   У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела, которая называется ….

8)                   Впервые полость тела появляется у….

9)                   Полость тела кольчатых червей является ….

10)                                                                                                                     Для одноклеточных животных характерно     движение.

2.                   Индивидуальный опрос:

—                  В чем преимущество передвижения с помощью ресничек и жгутиков по сравнению с амебоидным движением?

—                  В чем различие между первичной и вторичной полостью тела?

—                  Каковы функции полости тела?

—                  Какие способы передвижения характерны для кишечнополостных?

—                  Приведите примеры движения на уровне одной клетки, органа, целого организма.

II.                 Изучение нового материала

1.                   Общее представление о газообмене.

Для всех процессов жизнедеятельности нужна энергия. Поэтому основная масса питательных веществ, получаемых организмом в результате питания, используется в качестве источника энергии. Энергия высвобождается в про­цессе дыхания при расщеплении некоторых высокоэнергетических соедине­ний. Дыхание — процесс, при котором окисление органических веществ ведет

Читайте также:  Корень. корневые системы - биология

к выделению химической энергии. Когда этот процесс протекает в клетках, его называют тканевым или клеточным дыханием. Если для него требуется кислород, то дыхание называют аэробным, если реакции идут в отсутствие кислорода, то такое дыхание называют анаэробным.

В совокупности процессы поглощения кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа называют газообменом. В процессе газообмена могут участвовать специализированные органы или структуры: жабры, легочные мешки, легкие и т.д.

Многие микроорганизмы расщепляют энергию за счет анаэробного дыха­ния.

Для некоторых бактерий даже незначительное количество кислорода мо­жет быть губительным, соответственно, они живут там, где кислород отсутствует.

Существуют так же организмы, которые могут существовать как в анаэробных условиях, так и в присутствии кислорода. Примером таких животных могут быть ленточные черви — паразиты кишечного тракта.

Поступление кислорода в клетки тела осуществляется благодаря проницае­мости клеточных мембран и диффузии — процессу выравнивания концентрац­ии кислорода внутри клетки и за ее пределам и.. Для осуществления диффузии дыхательная поверхность должна соответствовать следующим условиям:

& Быть проницаемой для соответствующих газов.

jsS Быть влажной, так как и кислород и углекислый газ диффундируют в растворе.

& Быть большой, чтобы через нее могло проходить достаточное для обес­печения потребностей организма количество газов.

Организмы получают необходимый им кислород либо из атмосферы, либо из воды в которой он растворен. Содержание кислорода в воде во много раз ниже, чем в таком же объеме воздуха. Следовательно, объем воды, который вынуждены пропускать через свою дыхательную поверхность водные орга­низмы, значительно больше, объема воздуха, необходимого для дыхания сухопутных организмов.

2.                   Газообмен у животных различных систематических групп.

Тело простейших очень мало, по этому диффузия газов происходит у них через всю наружную клеточную мембрану.

У двуслойных многоклеточных, какими являются кишечнополостные, все клетки тела находятся в контакте с водой. Газообмен у них происходит через клеточную мембрану каждой из клеток.

У плоских червей кислород поступает в организм через всю поверхность тела, этому благоприятствует уплощенная форма тела, увеличивающая отно­шение поверхности к объему.

У сухопутных кольчатых червей газообмен осуществляется так же через всю поверхность тела. Для этого поверхность тела червя постоянно увлажня­ется. У морских кольчатых червей появляются специальные органы дыха­ния — перистые жабры, которые образуются из выростов кожи по обеим сторонам тела, (рисунок 156).

С увеличением размеров тела отношение поверхности тела к объему уменьшается и возникает потребность в транспорте кислорода к клеткам. Кроме того , очень часто возрастают потребности этих организмов в кислор­оде.

Повышенная потребность в кислороде в процессе эволюции привела к образованию специализированных дыхательных органов. Обычно дыхатель­ная поверхность связана с транспортной системой (кровеносной).

Кровенос­ная система обеспечивает дыхательной поверхности связь со всеми прочими тканями и органами тела..

Ракообразные дышат при помощи жабр. У насекомых появляются специа­лизированные органы дыхания — трахеи, которые представляют собой сист­ему воздухоносных хитинизированных трубочек, пронизывающих тело животного.

Благодаря этому кислород из воздуха поступает прямо к тканям.

Паукообразные дышат при помощи трахей и легочных мешков, которые так же являются органом воздушного дыхания и открываются наружу специальными отверстиями — дыхальцами (рисунок 157 учебника)..

Моллюски, обитающие в водной среде, дышат растворенным в воде ки­слородом при помощи жабр. Наземные моллюски дышат кислородом воздуха. Функции органа дыхания у них выполняет легкое — особый карман мантии, стенки которой пронизаны кровеносными сосудами, (рисунок 156 учебника).

Орган дыхания ланцетника — жаберные щели, пронизывающие стенку пе­реднего отдела кишечника – глотку. У ланцетника жаберные щели скрыты под кожей и открываются в особую околожаберную полость.

У рыб жабры расположены под жаберными крышками. Каждая жабра под­держивается жаберной дугой, от которой отходят горизонтальные складки — жаберные лепестки, пронизанные многочисленными мельчайшими крове­носными сосудами — капиллярами, (рисунок 157 учебника). Вода, заглаты­ваемая рыбой, походит через жаберные щели, омывает жаберные лепестки и обогащает кровь кислородом.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/592-1-0-14519

Урок «Органы дыхания и газообмен» – Персональный сайт учителя биологии Поповой С.В

создать условия для осознания и осмысления учебной информации о газообмене у животных; об особенностях дыхательных структур у разных групп животных; об эволюционном направлении в изменении дыхательных структур и типов газообмена; применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях.

  • Что такое дыхание?
  • Какое значение имеет дыхание для организма?
  • В каком направлении шла эволюция дыхательной системы у животных? (слайд  2)

II. Актуализация

  •  К какой систематической группе относится нереис. Найдите информацию об этой группе животных в энциклопедической статье или в учебнике (слайд 5).
  • Значение дыхания для организма, уточнение понятий “диффузия” и “газообмен” (объяснение учителя – слайд 6)
  • Газообмен через поверхность тела животных (слайд 7) – работа в парах
  • Предложите классификацию объектов. На каком основании все эти объекты размещены на одном слайде при изучении темы “Органы дыхания и газообмен” ''(на слайде демонстрируются объекты: амеба, планария, дождевой червь и медуза)''
  • Как осуществляется дыхание у этих животных? 
  • Газообмен при помощи специальных органов дыхания у беспозвоночных животных – индивидуальная работа.
  • Изучите статью “Газообмен у животных” и рисунок 156 на стр.204-205 учебника, а также предложенные объекты на слайде и ответьте на вопросы:
    • Чем представлены органы дыхания многощентиковых кольчатых червей и где они у них расположены?
    • Чем различаются жабры моллюсков и кольчатых червей? (слайд 8)
  • Рассмотрите дыхательную систему членистоногих и объясните:
    • Чем представлены органы дыхания рака, паука и насекомого? Закончите схему в раб.тетради №6
    • Почему столь разнообразны органы дыхания членистоногих? (слайд 9)

IV. Осознание и осмысление учебного материала

 Газообмен при помощи специальных органов дыхания у хордовых животных – работа в группах (слайд – 10)  Органы дыхания рыб – группа №1

  • Чем представлены органы дыхания у рыб?
  • Как приспособлено строение органов дыхания рыб к водному образу жизни?

(слайд  12) 

  • Какие органы дыхания имеют животные представленные на иллюстрациях? Почему?
  •  Какие изменения произошли в дыхательной системе птиц по сравнению с рептилиями и млекопитающими? Почему? Выполните задание №9 на стр.105 раб. тетради.

(слайд 14)  

  • с помощью чего осуществляется дыхание речного рака?
  •  где и в чем расположены органы дыхания рака?
  •  как создается ток воды?

(слайд 15 – 21) .

VI. Информация о домашнем задании (слайд  22)

VIII. Рефлексия (слайд 23) 

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин. – М.: Дрофа, 2010
  2. Латюшин В.В.,  Ламехова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику “Биология: Животные.7 класс”/В.В.Латюшин, Е.А.Ламехова. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Ишкина  И.Ф. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/  И.Ф. Ишкина. -Волгоград, 2002.
  4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология / авт. – сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова – М. : Астрель, 2009. – 191 с. – (ФИПИ).
  5. Сдаем единый государственный экзамен. Биология / авт. – сост. Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева. – М.: Дрофа, 2010. – 154 с.

Источник: https://sites.google.com/site/ucitelpopova/metodika/urok2-1

Ссылка на основную публикацию