Движение воздуха, Биология

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация к уроку биологии в 6 классе “Движение воздуха в природе”

Движение воздуха, Биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

ОГБОУ «СКОПИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ «Движение воздуха в природе» 2018 г.

2 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

3 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

Задания-тесты: Свойства воздуха. Твёрдое тело. Газообразное тело. Жидкое тело. Бесцветный. Имеет голубой цвет. Не имеет запаха. Его нельзя сжать. Имеет приятный запах.

Занимает всё пространство, свободное от других тел. Не имеет постоянной формы. Имеет постоянную форму. При нагревании расширяется. Хорошо проводит тепло. Плохо проводит тепло.

При сжатии становится упругим. Тёплый воздух легче холодного.

4 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

ТЁПЛЫЙ ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ХОЛОДНОГО,ОН ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ

5 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

Правильные ответы к тестам: Твёрдое тело. Газообразное тело. Жидкое тело. Бесцветный. Имеет голубой цвет. Не имеет запаха. Его нельзя сжать. Имеет приятный запах.

Занимает всё пространство, свободное от других тел. Не имеет постоянной формы. Имеет постоянную форму. При нагревании расширяется. Хорошо проводит тепло. Плохо проводит тепло.

При сжатии становится упругим. Тёплый воздух легче холодного.

6 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

В Е Т Е Р Тема урока «Движение воздуха в природе» запишем в тетрадь ЗАГАДКА Гуляю в поле, летаю на воле. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю – Сугробы наметаю.

7 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

Силу, скорость, направление Ветер – это явление природы, которое не зависит от воли человека. Ветер, ветер!  Ты могуч,  Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе…

8 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

ВЕТЕР – ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА В ПРИРОДЕ

9 слайд Движение воздуха, Биология Описание слайда:

Перемещение тёплого и холодного воздуха

10 слайд Описание слайда:

Движение тёплого и холодного воздуха

11 слайд Описание слайда:

Ветер – это перемещение слоев воздуха. запишем его в тетрадь Таким образом, мы доказали, что воздух перемещаясь, создает движение, то есть ветер. А теперь давайте попробуем выработать определение, что такое ветер.

12 слайд Описание слайда:

Всегда ли ветер дует одинаково?

13 слайд Описание слайда:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

14 слайд Описание слайда:

Слабый ветер

15 слайд Описание слайда:

Умеренный ветер http://www.playcast.ru/uploads/2016/07/03/19181163.gif

16 слайд Описание слайда:

Сильный ветер – УРАГАН

17 слайд Описание слайда:

Использование силы ветра Ветряная мельница

18 слайд Описание слайда:

Использование силы ветра Ветряная электростанция

19 слайд Описание слайда:

Парусники

20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
24 слайд Описание слайда:

Нужен ли человеку ветер?

25 слайд Описание слайда:

А всегда ли приносит ветер пользу?

26 слайд Описание слайда:

Ветер – это перемещение слоев воздуха. Цель занятия: узнать что такое ветер, и что это явление природы дает человеку. Достигли ли мы цели занятия?

27 слайд Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ Я не знал, но сегодня узнал, что… – Меня удивило, что… – Я сделал вывод, что… – Новым для меня было… Понравился вам урок или нет?

28 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Учебник: страница 84-87, вопросы после параграфа. Придумать загадки про ветер.

29 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Проверен экспертом

Общая информация

Презентация на тему: Ветер-движение воздуха

Презентация на тему: Ветер-движение воздуха Движение воздуха, Биология

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Движение воздуха, Биология Движение воздуха, Биология

Движение воздуха, Биология

Движение воздуха, Биология

Движение воздуха, Биология

Движение воздуха, Биология

Движение воздуха, Биология

Движение воздуха, Биология

Движение воздуха, Биология

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Ветер-движение воздуха Гонтаренко Елена Анатольевна Учитель биологии ГБОУАО «СКШИ №2 для детей-сирот с ОВЗ VIII вида»г.Астрахани

№ слайда 2

Описание слайда:

Целеполагание: На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? -Что такое ветер? -Причины образования ветра. -Виды ветров. -Как определить направление и силу ветра? -Значение ветра.

№ слайда 3

Описание слайда:

Образование ветра

№ слайда 4

Описание слайда:

Дневной бриз Суша нагрелась быстрее и теплый воздух поднимается наверх, его масса стала меньше .давление уменьшилось, а над морем воздух холодный давление выше, чем над сушей. В результате ветер дует на сушу (дневной бриз)

№ слайда 5

Описание слайда:

Ночной бриз Суша остыла быстрее и холодный воздух опускается вниз, его масса стала больше, давление увеличилось, а над морем воздух теплый, давление ниже, чем над сушей. В результате ветер дует на море (ночной бриз)

№ слайда 6

Описание слайда:

Бриз — это ветер, который два раза в сутки меня­ет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной — с суши на водоем.

№ слайда 7

Описание слайда:

Муссоны – это ветры меняющие свое направление два раза в год, летом муссон дует с моря на сушу, а зимой с суши на море.

№ слайда 8

Описание слайда:

Начинаем эксперимент Оборудование -2 тарелки. Вода,песок. Покажите бриз и самум

№ слайда 9

Описание слайда:

Разбираем стихотворение А.С.Пушкина могуч – сильный – сила;гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.

№ слайда 10

Описание слайда:

Направление ветра — это направление, откуда он дует.

№ слайда 11
№ слайда 12

Описание слайда:

Другие способы определения направления ветра: По дыму; по конусам; по флагу;

№ слайда 13

Описание слайда:

Скорость ветра

№ слайда 14

Описание слайда:

Значение ветра в природе и в жизни человека

№ слайда 15

Описание слайда:

Участвует в образовании и перемещении облаков

№ слайда 16

Описание слайда:

Развеивает загрязняющие вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями

№ слайда 17

Описание слайда:

Из ветра получают электроэнергию

№ слайда 18

Описание слайда:

Способствует возникновению океанических течений

№ слайда 19

Описание слайда:

Переносит семена растений

№ слайда 20
№ слайда 21

Описание слайда:

Обладает разрушительным действием (наводнения, ураганы ,смерчи,тайфуны,торнадо)

№ слайда 22
№ слайда 23

Описание слайда:

Теперь вспомните, как в жаркий день из прохладной комнаты занавеску буквально утягивает в окно и она там на улице, развивается. А все почему?

№ слайда 24

Описание слайда:

Логические задачи о ветре Льва Николаевича Толстого.

№ слайда 25

Описание слайда:

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

№ слайда 26

Описание слайда:

Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?

№ слайда 27

Описание слайда:

Задание №1. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра Образование ветра. Разница в нагревании участков суши. Разница в давлении. Солнечное излучение.

№ слайда 28

Описание слайда:

Задание №2 Вычеркните лишнее слов «Третий лишний» Дождь, бриз, иней, Бриз, дождь, муссон, Роса, иней, дождь, Дождь, снег, ливень

№ слайда 29

Описание слайда:

Задание №3 Как понимаете пословицы и выражения. Держать нос по ветру. Ищи ветра в поле. Бросать слова на ветер. В голове ветер гуляет. Ехать с ветерком.  

№ слайда 30

Описание слайда:

Немые картинки

№ слайда 31

Описание слайда:

Делаем своими руками

№ слайда 32

Описание слайда:

Использованные ресурсы http://office.microsoft.com/ru-ru/providers/PN030002480.aspx http://dic.academic.ru/dic.nsf… http://pochemuha.ru/kuda-duet-veter-free-scores.com http://tinysilverkey.com/?page_id=104 http://b.sgahelp.ru/ept2_vopros/ept2_demo_7055.01.01.1/ http://www.pravdinsk.ru/interes/stats/161/ http://www.liveinternet.ru/users/vanteeva/post120064831/ blacmagia.narod.ru http://vita-vitas.narod.ru/u2.html afisha.altune.ru http://www.aerotema.ru/index.php?productID=710 http://suvenirpodelkaua.ru/detskoe-podelki-muzika-vetra.htm http://images.yandex.ru/yandsearch http://mir-samodelok.narod.ru/plane.htm http://forum.od.ua/showthread.php http://www.leopublishing.net/childrenandyoungadults.htm http://www.yshastiki.ru/rr/r24.htm http://50ds.ru/detsad/vospitatel/print:page,1,3167-kompleksnoe-zanyatie-veter-po-moryu-gulyaet—.htm chpz.ru   http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/rasprostranenie_plodov_i_semjan/0-48 http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q   elektroas.ru     J http://iscience.ru/2012/09/11/energii-vetra-dostatochno-chtoby-udovletvorit-potrebnost-chelovechestva-v-elektrichestve http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q=воздушные+шары&us=/

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Движение атмосферного воздуха: что является причиной

Как и географическая широта, важный климатообразующий фактор – циркуляция атмосферы. Процесс представляет собой движение воздушных масс.

Определение

Воздушными массами называют перемещающиеся в виде одного целого крупные объемы воздуха, находящегося в тропосфере и обладающего конкретными характеристиками по температуре и содержанию влаги, которые определяются особенностями района его образования.

По протяженности воздушные массы могут распространяться на несколько тысяч километров. Высота таких образований достигает верхней границы тропосферы. В зависимости от скорости движения воздушные массы классифицируют на несколько категорий:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Движущиеся массы воздуха, исходя из температурных параметров, подразделяют на:

Теплая воздушная масса перемещается на охлажденную подстилающую поверхность, а холодная – на более теплую поверхность. Местные воздушные массы в течение длительного времени сохраняют стабильность географического положения. Среди них выделяют устойчивые и неустойчивые массы, ориентируясь на сезон, а также сухие и влажные массы. Массы воздуха классифицируют по основным видам:

  • экваториальные;
  • тропические;
  • умеренные;
  • арктические или антарктические.
Читайте также:  Пищеварение в желудке и кишечнике - биология

Каждый из перечисленных типов подразделяют на подтипы в зависимости от влажности:

  • морские;
  • континентальные.

Примечание

Если рассматривать территорию России, то можно отметить формирование морской арктической массы над северными морями (такими, как Баренцево и Белое море). Ее характеристики приближены к континентальной воздушной массе, отличия заключаются в повышенном уровне влажности.

Основной причиной движения воздуха в атмосфере являются перепады давления в ее слоях, которых над поверхностью земли несколько. В нижней части можно наблюдать высокую плотность и концентрацию кислорода.

В процессе подъема газообразного вещества при нагреве в нижней части возникает разрежение, стремящееся заполниться смежными слоями.

Таким образом, образуются ветры и ураганы, что является следствием перепадов температур днем и вечером.

При отсутствии причины движения воздуха в атмосфере жизнь на Земле была бы невозможна. В таких условиях прекращается жизнедеятельность любого организма. Благодаря ветру, осуществляется размножение растений и животных. Поток воздуха транспортирует облака и представляет собой движущую силу в круговороте воды на планете. С помощью смены климата местность очищается от грязи и микроорганизмов.

Не употребляя пищу, люди способны прожить в течение нескольких недель. При отсутствии воды человек может жить до трех дней. Если воздух отсутствует, то жизнь прекращается, спустя десять минут. Все живые организмы на планете Земля зависят от наличия кислорода, который в свою очередь транспортируется вместе с воздушными массами.

Данный процесс непрерывен и связан со сменой времени суток. Когда солнце скрывается за горизонтом и день сменяется ночью, происходит температурный перепад на поверхности планеты.

В атмосфере в любой момент можно наблюдать перемещение воздуха, который оказывает на поверхность Земли давление силой 1,033 грамм на миллиметр. Такая нагрузка практически не ощущается человеком.

Однако, в том случае, когда она направлена не вертикально, а горизонтально, люди воспринимают ее, как ветер.

К примеру, на территории жарких стран, благодаря бризу, снижается негативное воздействие от жары, сформированной в пустынях и степях.

Основные причины, как образуется ветер

Смещаясь при температурном воздействии, слои в атмосфере приводят к движению воздуха. Физическую сторону данного процесса можно объяснить с помощью свойств газов. Вещества в газообразном состоянии способны изменять свой объем, расширяясь во время повышения температуры и сужаясь в условиях холода.

Основной и дополнительной причинами, по которым происходит движение воздуха, являются:

  • неравномерность температурных перепадов под влиянием солнца;
  • сферическая форма Земли;
  • интенсивный прогрев одних участков планеты по сравнению с другими;
  • разница в атмосферном давлении;
  • вулканическая активность;
  • жизнедеятельность человека, включая выбросы в атмосферу;
  • остывание океанов и морей;
  • испытания атомных бомб в атмосфере.

Способы определения ветра

Основной причиной перемещения воздушных масс является неоднородное распределение тепла в атмосфере. Данное правило справедливо при любых ситуациях в природе. К примеру, во время извержения вулкана температура газообразных слоев повышается, а затем образуется ветер.

Наблюдать рассматриваемые процессы можно с помощью движения флюгера или флажка, которые чувствительны к ветру. Благодаря плоскости, которая свободно вращается, определяется поток воздуха. Устройство разворачивается в направлении ветра.

По-другому ощутить движение газообразного вещества можно телом, а также по движению облаков или дыма. Если поток слабый, то наблюдать его достаточно сложно.

В данном случае можно намочить палец и поднять его вверх. С той стороны, откуда дует ветер, кожа начнет мерзнуть.

Кроме того, можно воспользоваться легким куском ткани или воздушным шариком, заполненным гелием, чтобы распознать движение воздуха.

В исследованиях ветра учитывают не только его направление, но и рассчитывают силу воздушного потока. Вычисления соотносят с десятибалльной шкалой:

  • 0 баллов – соответствует абсолютному штилю;
  • до 3 баллов – при слабом или умеренном ветре со скоростью до 5 метров в секунду;
  • от 4 до 6 баллов – сильный ветер, скорость которого примерно равна 12 метров в секунду;
  • от 6 до 9 баллов – сигнал к штормовому предупреждению, скорость ветра составляет до 22 метров в секунду;
  • от 8 до 12 баллов и выше – показатели, характерные для урагана разрушительного действия.

Постоянные и сезонные ветры

При изучении движения воздуха выделяют его определенные виды. Ветры условно подразделяют на:

  • постоянные;
  • сезонные;
  • местные.

Источник: ykl-res.azureedge.net

К категории постоянных ветров относят:

  • пассаты;
  • западные ветры, характерные для умеренных широт;
  • восточные ветры полярных регионов.

Источник: ykl-res.azureedge.net

Планета Земля вращается непрерывно. По этой причины ветры Северного полушария отклоняются в правую сторону, а Южного – влево. Такое явление носит название «эффект Кориолиса».

Определение

Пассаты – ветры постоянного характера, которые направлены от тропиков в сторону экватора.

Пассатами Северного полушария являются северо-восточные ветры, а Южного – юго-восточные ветры. Пассаты обладают достаточно высокой скоростью от 5 до 6 метров в секунду. Воздушные потоки теряют силу, приближаясь к экватору.

Определение

Западными ветрами умеренных широт называют постоянные ветры, которые дуют из тропиков по направлению к умеренными широтам.

Западные ветры не стихают в течение всего года и набирают большую силу в зимнее время. Для Северного полушария такими ветрами являются юго-западные ветры, а Южного – северо-западные.

Определение

Восточные или стоковые ветры представляют собой ветры постоянного типа, которые дуют от полярных регионов по направлению к умеренным широтам.

Стоковые ветры Северного полушария – северо-восточные ветры, Южного – юго-восточные ветры.

Рассмотрев такое явление, как бриз, можно исследовать простую ячеистую циркуляцию атмосферы.

Примечание

Бризы являются ветрами, которые можно наблюдать рядом с береговой линией моря или крупного озера при суточном колебании температур.

Такой ветер способен менять направление дважды в течение суток. В дневное время дневной или морской бриз дует с моря на сушу, а ночной или береговой бриз – имеет обратное направление. Для крупных городов характерны городские бризы.

Днем температура суши повышается. Вода при этом холоднее. По этой причине воздух над сушей становится менее плотным, и он поднимается вверх. Процесс конвекции заключается в поднятии менее плотной массы воздуха над более плотной.

Источник: tvoiklas.ru

В итоге давление воздуха над сушей будет повышаться, а у поверхности – снижаться. Над морем давление выше, чем у поверхности суши, что служит причиной движения горизонтального воздушного потока с моря к берегу. Таким образом, на высоте будет наблюдаться обратное перемещение воздушных масс от берега к морю. В результате рассматриваемых процессов формируется ячейка атмосферной циркуляции.

Горные районы характеризуются ветрами, дующими с суточной периодичностью. Они схожи с бризами и называются горно-долинными ветрами и ветрами склонов. В дневное время наблюдается нагрев склонов гор и прилегающих к ним воздушных масс. В результате образуется восходящая конвекция воздуха.

Источник: tvoiklas.ru

Разница в давлении на горных склонах и в долинах приводит к образованию ветра, который дует снизу вверх. Его называют анабатическим ветром. В процессе можно наблюдать формирование ячейки атмосферной циркуляции.

В ночное время ситуация кардинально меняется. Из-за охлаждения воздушных масс в горах ветер начинает дуть вниз. В данном случае он называется катабатическим ветром.

Наиболее известными горными ветрами являются:

  • фён – представляет собой теплый и сухой ветер, спускающийся с гор, покрытых ледниками;
  • бора – является холодным ветром, который образуется в невысоких горах и дует по направлению к теплому морю.

Такой же принцип формирования характерен для стоковых ветров, формирующихся на границе ледника и моря.

Определение

Муссоны являются сезонными ветрами с континентальным характером, которые образуются по причине разницы атмосферного давления из-за разницы температуры суши и моря летом и зимой, а также неодинакового нагрева полушарий в зависимости от сезона.

Муссоны относятся к местным ветрам и обладают суточной периодичностью.

Как задается направление движения воздушных масс

Нагреваясь у поверхности Земли, воздушные массы устремляются вверх в зоны с высокой плотностью газообразного вещества. В условиях, когда массы перераспределяются хаотично, формируется ветер. Смежные области получают тепло и начинают колебательно-поступательное движение.

Читайте также:  Хромосомы, их строение и функции - биология

Из-за взаимосвязи между температурой и давлением газообразных веществ возникает движение воздуха в атмосфере. В тот момент, когда эти показатели достигнут равновесного значения, ветер стихнет. Однако подобная ситуация невозможна, так как:

  • Земля движется вокруг Солнца;
  • участки планеты нагреваются и остывают неравномерно;
  • состояние всей экосистемы зависит от деятельности живых организмов.

Примечание

Ветер полностью исчезнет, если Земля прекратит свое движение, а также не останется жизни на планете. Подобное развитие событий вероятно по прогнозам ученых, но лишь через миллионы лет.

Барические системы определяют принцип циркуляции атмосферы. Они носят название центров действий атмосферы. Около поверхности земли воздух прогревается, воздушные массы начинают перемещаться. Благодаря таким механизмам, газообразные вещества транспортируются на десятки и сотни километров:

  • конвекция в вертикальном направлении;
  • горизонтальный ветер возникает, когда воздушные массы перемещаются из областей с высоким давлением к зонам низкого давления.

Определение

Циркуляцией атмосферы называют комплекс воздушных течений над поверхностью планеты.

Циркуляция бывает двух типов:

  • общая, рассматривается в масштабах океанов и материков Земли;
  • местная, которая зависит от рельефа и подстилающей поверхности.

Источник: tvoiklas.ru

Трансформация воздушных масс, как влияют на климат

Более интенсивное движение воздушных масс характерно для прибрежных регионов. Это объясняется тем, что почва и вода нагреваются неравномерно. В меньшей степени повышается температура рек, морей, озер и океанов. Почва, напротив, прогревается достаточно быстро, передавая тепло газообразному веществу над поверхностью.

Нагреваясь, воздух перемещается вверх, а образованное разрежение стремится заполниться. Более плотный воздух над водой способствует движению ветра в сторону побережья. Такой эффект можно наблюдать, как правило, в странах с жарким климатом в дневные часы. В ночное время ситуация противоположная. Ночной бриз дует в сторону моря.

Еще одним связанным с движением воздушных масс явлением являются смерчи и торнадо, которые также оказывают существенное влияние на климат. Грозовые тучи в процессе движения смешивают воздушные потоки. Встречные потоки не способны преодолеть барьер высокой плотности и устремляются вверх, сквозь облака. После того как ветер прошел сгустки газообразных веществ, он спадает вниз.

Нередко условия складываются таким образом, что потоки закручиваются и усиливаются подходящими ветрами. Так торнадо набирает силу, а ветер приобретает очень большую скорость.

Благодаря наличию газовой оболочки планеты, которая носит название атмосфера, формируются экологические системы и создаются климатические условия. Атмосфера выполняет важную защитную функцию. С ее помощью планета ограждается от негативного воздействия различных солнечных излучений и мелких космических тел, которые в процессе прохождения атмосферы сгорают, не достигая земной поверхности.

Атмосфера представляет собой достаточно динамичную и неоднородную газовую структуру. Крупные воздушные массы образуются в ее глубинах и непосредственно влияют на климатический режим отдельных регионов и планеты в целом.

В слоях тропосферы, то есть нижней части атмосферы, формируются огромные воздушные массы, сравнимые по размерам с материками или океанами. Такие масштабные образования играют роль колыбели для циклонов с высокой мощностью, торнадо и смерчей, обладающих большой разрушительной силой.

В процессе движения воздушные массы перемещаются из одних регионов планеты в другие и определяют на данных территориях:

  • климатический режим;
  • погодные условия.

Нередко при движении огромных объемов воздуха возникают стихийные бедствия. Каждая подобная воздушная масса характеризуется одинаковыми свойствами:

  • степень прозрачности;
  • температура;
  • уровень влажности;
  • концентрация пыли и инородных включений.

Масса газообразного вещества приобретает качества и специфику того региона, над которым она была образована. Перемещаясь, такие объемы воздуха меняют погодные условия в других регионах. При этом происходит процесс трансформации в самих воздушных массах. Их параметры адаптируются под характеристики конкретной области.

Ярким примером влияния воздушных масс на климат является циркуляция воздушных масс над территорией России, которые неоднократно изменяют свои свойства, пересекая несколько климатических поясов.

Больше 50% площади страны находится под влиянием объемов воздуха, образованных над Атлантикой. С ними на европейскую часть страны поступает основная масса осадков. Благодаря теплым средиземноморским циклонам, в районах Сибири существенно смягчаются холода в зимнее время.

Атмосферная циркуляция представляет собой сложный процесс, в котором массы воздуха разного типа четко и тесно взаимосвязаны. К примеру, объемы газообразного вещества, образованные над регионами планеты с низкой температурой, сталкиваются с более теплыми фронтами и перемешиваются с ними.

Это приводит к образованию нового атмосферного фронта с кардинально отличающимися характеристиками. Подобный эффект особенно проявляется в зоне умеренного климата, когда в данную область вторгается холодный воздух из Арктики. Смешиваясь с нагретым воздухом из Атлантического фронта, они формируют новые воздушные массы, которые являются причиной для таких явлений, как:

  • похолодание;
  • кучевые облака;
  • сильные ливни.

В некоторых случаях подобные холодные атмосферные фронты проходят над Россией и не встречают на своем пути теплые массы воздуха. Тогда они достигают южных регионов европейского континента. Однако такие фронты зачастую сталкиваются с барьером в виде отрогов Альпийских гор.

Для Азии характерно свободное движение арктического воздуха на просторных территориях до горных хребтов южной Сибири. Этот процесс объясняет достаточно холодный климат в регионе.

Структура урока

  • Цели:
  • 1. Обучающая:
  • сформировать учащихся представление о движении воздуха;
  • выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление;
  • продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей.
  1. 2.

    Развивающая:

  • развивать умения составлять графики, работать с таблицами, устанавливать
  • причинно – следственные связи;
  • развивать память, познавательный интерес к предмету, к природе родного края .
  • 3. Воспитывающая:
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся.
  1. Тип урока: Урок новых знаний.
  2. Междисциплинарные связи: география.
  3. Раздаточный материал:
  1. Маршрутный лист “Привалы”.
  2. Шкала Бофорта.

  3. Сигнальная карточка для тренинга.
  • Наглядность.
  1. Таблица “Бриз”.
  2. Рисунок гор, выполненный мелом на доске.
  3. Плакаты
    1. отрывок из стих. Р. Шмакова.
    2. отрывок из сказки А.С. Пушкина.
    3. схема движения воздуха.

  4. Карточки с новыми терминами:
    • ураган
    • смерч
    • тайфун
    • торнадо
    • муссон
    • бриз
    • флюгер
  5. Схематичные изображения проявления эмоций.
  6. Физическая карта России.

I. Организационный момент

  1. II. Эмоциональный настрой
  2. Добрый день, ребята!

У нас сегодня необычный урок. Необычный, потому
что к нам на урок пришли гости, я надеюсь на Вас,
ребята, что вы будите активными и внимательными
на уроке.

  • Ручки подняли вверх,
  • Глубоко вздохнули и выдохнули
  • Вам хорошо? (Хорошо)
  • И мне хорошо!

III. Активизация познавательной деятельности

Начнем наш урок. Урок-игру “Восхождение”,
восхождение к новым знаниям.

Внимание! Отгадайте загадку и вы узнаете тему
урока.

Неизвестно, где живет, Налетит, деревья гнет, Засвистит – по речке дождь,

Озорник, а не уймешь.

(Ветер)

Итак, тема урока: Движение воздуха. Ветер.

– Что такое ветер? Движение воздуха?

Ребята, чтобы нам узнать о силе, скорости,
направлении ветра, а также о видах и его значении,
мы отправимся в путешествие, и будем покорять
вершину горы Белухи.

– Ребята, где находится гора Белуха?

– Гора Белуха находится в наших Алтайских горах.
Ее высота 4506 м.Вот какой высоты мы должны достичь.

Я знаю – где-то есть заветная гора. Я верю, что придет прекрасная пора. И, может быть, не раз придется отступать –

Я должен там когда-то побывать.

Р. Шмаков.

  1. Сегодня на уроке мы с вами туристы, а туристам
    надо знать очень много.
  2. Настоящему туристу нужны:
  • немалая физическая сила,
  • выносливость,
  • смелость,
  • настойчивость.
  • Живут они в палатках, сотни километров проходят
    пешком, с тяжелыми рюкзаками карабкаются по
    кручам и главный закон их жизни:
  • Эти качества пригодятся и Вам.
  • Перед вами маршрутный лист с указанием
    привалов, где мы будем делать остановки.

“Привалы”

2. Характеристика ветра:

  • сила,
  • скорость,
  • направление.

3. Виды ветров:

  • ураган (тайфун),
  • смерч (торнадо),
  • муссон,
  • бриз.

4. Значение ветра:

  • в природе,
  • в жизни человека.
  1. IV. Актуализация знаний
  2. Мы с вами находимся у подножия горы, чтобы
    начать восхождение необходимо проверить свою
    готовность.
  3. Фронтальный опрос.

1. Вспомните внешние оболочки Земли. Как они
называются?

(Земная кора – литосфера, водная оболочка –
гидросфера, воздушная оболочка – атмосфера,
оболочка, заселенная живыми организмами –
биосфера)

2. Перечислите постоянные компоненты воздуха.

(Азот, кислород, углекислый газ, инертные газы,
пары воды и примеси.)

3. Какие примеси вы знаете?

(Естественные (природные) –пыль, песок,
вулканический пепел. Искусственные
(загрязнители) – сернистый газ, угарный газ,
фреоны, оксиды азота.)

4. Какими свойствами обладает воздух?

(Как и все тела занимает место; воздух сжимаем и
упруг; плохо проводит тепло; расширяется при
нагревании, сжимается при охлаждении; горячий
воздух поднимается вверх; прозрачный; невидимый).

Молодцы! Все готовы! В путь, ребята!!!

  • V. Изучение нового материала
  • Мы, ребята, не одни совершаем восхождение, с
    нами идет старший инструктор по туризму –
    учитель географии, он поможет нам преодолеть
    трудности, которые встретятся на нашем пути.
  • Привал “ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА”
  • (Знакомство с учителем географии; рассказ
    учителя о движении воздуха с использованием
    плаката “Движение воздуха”).
  • Учитель географии

– Здравствуйте, ребята, мне очень приятно с вами
познакомиться и вместе с вами совершить
восхождение! На следующий год, на уроках
географии мы с вами будем встречаться чаще и
познакомимся еще ближе. А сейчас – в путь!

– Представим, ребята, у нас на пути – лесная
поляна, а рядом смешанный лес. Ярко светит
солнышко, погожий летний день, как вы думаете,
какой участок земли прогреется лучше – открытый
луг или земная поверхность?

Верно, ребята, открытая поляна прогреется
лучше, температура здесь высокая, нагревшийся от
земли теплый легкий воздух поднимается вверх, он
почти не оказывает давления на земную
поверхность, поэтому давление здесь будет
низкое.

В лесу же, где земная поверхность слабее,
температура ниже, воздух более тяжелый,
следовательно, давление воздуха выше.

И вот, воздух, стремясь, уравновесится, начинает
перемещаться из области высокого давления в
область низкого. Вот такое горизонтальное
перемещение воздуха над поверхностью Земли
называется – ветром.

Итак, внимание, еще раз проследим
последовательность образования ветра (цепочку):

  • Разница в нагревании участков земной поверхности;
  • Разница в давлении;
  • Образование ветра.
  1. Ребята, первый этап пути мы преодолели, привал
    наш называется – “Движение воздуха” (учитель
    прикрепляет табличку на рисунке горы). В своих
    маршрутных листах обведите кружочком первый
    привал
  2. Учитель биологии
  3. Привалхарактеристика ветра

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

– Из какой сказки этот отрывок? (Отрывок из
сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях”)

Какие свойства ветра описаны в отрывке А.С.
Пушкина? (могуч, гоняешь, волнуешь, всюду веешь).

В маршрутном листе на втором привале
“Характеристика ветра” определите характерный
признак слов:

  • могуч – сильный – сила;
  • гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;
  • всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.
  • – Перед вами, ребята, лежит таблица – шкала
    Бофорта по этой таблице измеряется сила и скорость
    ветра.
  • Обратите внимание!
  • В первой колонке показано, что сила ветра
    измеряется в баллах от 0 до12б.
  • Если ветра нет, то это штиль – 0 баллов.
  • Самый разрушительный ветер – ураган имеет
    силу 12б.

Итак, ветер дует с различной силой. Сила ветра
определяется по 12-ти бальной шкале.

  1. Из второй колонки видно, что скорость ветра
    измеряется в метрах в секунду (м/с) или км/ч.
  2. Запомните! Сем больше скорость ветра, тем
    больше его сила
  3. Работа с таблицей “Шкала Бофорта”.
  4. – Найдите и прочитайте характеристику
    сильного ветра
    .
  5. Ветер может дуть с разной силой, скоростью и
    иметь определенное направление.

Среди нас есть ребята, которые во внеурочное
время под руководством учителя географии
занимались исследовательской, поисковой и
практической работой, изучая направления ветра
(групповая работа). Им – слово!

Учащиеся:

  • показывают вычерченный ими график “Роза ветров”;
  • рассказывают, как они его вычерчивали;
  • делают вывод, какие ветра преобладают в нашей местности;
  • показывают флюгер;
  • рассказывают принцип его работы и назначение.

Физ. минутка.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

  • Привал виды ветров”.
  • (Работа с дополнительной справочной
    литературой)
  • – В классе у нас есть любознательные ребята,
    которые самостоятельно изучали материал по
    данному вопросу.
  • Рассказы учащихся:
  • 1 ученик – об урагане;
  • 2 ученик – о смерче;
  • – А кто знает, ребята, что такое – бриз, муссоны?
  • – Как здорово, что с нами путешествует учитель
    географии, он нас и выручит!
  • Учитель географии

– Ребята, бриз и муссоны – это тоже
ветра, вернее — виды ветров. Бриз, в переводе
с французского языка означает легкий ветер. Этот
ветер образуется на берегу морей и больших озер.

– Вы уже знаете, что поверхность суши и воды
нагревается по разному. В летний день
поверхность суши нагревается сильнее, теплый
воздух расширяется и становиться легче.

Следовательно, температура здесь высокая,
давление низкое. Над водоемом воздух холоднее,
значит тяжелее.

Поэтому воздух начинает
перемещаться из области высокого давления в
область низкого, подул ветер с моря, такой ветер
называется дневной бриз.

Ночной бриз наоборот будет дуть с суши, т.к.
вода охлаждается медленнее и воздух над ней
будет теплее.

  1. Итак, ребята, бриз – это ветер, меняющий свое
    направление 2 раза в сутки, днем и ночью
    .
  2. Но существует еще другой ветер – муссон.
  3. Муссон – это ветер, меняющий свое направление 2
    раза в год, зимой и летом
    .
  4. Зимой муссон дует с суши на море, летом с моря на
    сушу.

Летом суша быстро прогревается, и, давление
воздуха над ее поверхностью падает. В это время
более прохладный морской воздух начинает
перемещаться на сушу, зимой – все наоборот.

  • На территории нашей страны муссоны наблюдаются
    на Дальнем Востоке, на побережье Тихого океана.
    (Показ территории на физической карте России)
  • Привал “значение ветра”.
  • Выступление экспертной группы учащихся.
  • 1-ое выступление – “Значение ветра в
    природе”.
  • 2-ое выступление – “Значение в жизни
    человека”.
  • VI. Закрепление

– Нам осталось еще немного, еще чуть-чуть, чтобы
покорить вершину. Мы должны пройти испытание под
названием “ветер”.

  1. 1. Испытание “Спящий опрос”
  2. Руки положите на парту, голову на руки, глаза
    закрыли.
  3. Я буду читать тест-утверждение, если вы
    согласны с утверждением – поднимаете руку.

(Помощник учителя биологии, учитель географии,
он кладет жетоны ученикам, ответившим
неправильно. У кого нет жетонов по результатам
опроса – получает “5”, чем больше жетонов – тем
ниже оценка).

Итак, внимание!

  • Ветер – это движение воздуха вдоль поверхности Земли.
  • Ураган еще называется тайфуном.
  • Чем меньше скорость ветра, тем больше его сила.
  • Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнению.
  • Смерч такой же вихрь, как и ураган.
  • В США смерчи называют торнадо (Результат работы озвучивает учитель географии).
  • 2. Дополнить предложения
  • К характеристике ветра относятся сила, направление и —————? (скорость)
  • Сила ветра измеряется в баллах, а скорость———————–? (м/сек; км/ч)

3. Восстановить цепочку причинно-следственных
связей, объясняющих образование ветра.

  1. Образование ветра.
  2. Разница в нагревании участков суши.
  3. Разница в давлении.

(Ответ написать на сигнальных карточках цифрами,
т.е.цифровая последовательность).

  1. Самопроверка: ( 2 – 3 – 1 )
  2. 4. Используя природный материал, бумагу,
    кубики, носовые платочки изобразить, используя
    таблицу “Шкала Бофорта”:
  • Крепкий ветер;
  • Умеренный ветер;
  • Сильный шторм;
  • Легкий ветер.

5. Последнее испытание.

Сегодня утром, когда вы шли в школу, какой дул
ветер?

Ура!!! Мы достигли вершины горы Белухи.
Похлопаем, ребята! Трудности все позади.
Тернистым, трудным был остаток пути, трудно
передвигаться было особенно по ледникам. Но вы,
ребята, сегодня были молодцы!

Оценки за урок!

VII. Итог. Вывод по уроку

Что вы узнали сегодня на уроке? (Передача
“волшебной палочки”). Вам понравился урок? А что
именно понравилось?

VIII. Домашнее задание

Выполнить творческое задание. Написать стихи,
сказку о ветре.

  • IX. Рефлексия
  • – На сигнальных карточках напишите, с каким
    настроением вы уходите с урока?
  • (Работа со схематичными изображениями
    проявления эмоций)
  • 1 – радость
  • 2 – отвращение
  • 3 – удивление
  • 4 – печаль
  • 5 – гнев
  • 6 – страх
  • Я рада, что ваше настроение соответствует
    изображению под номером один.
  • Спасибо за урок!
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]