Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы

библиотекаматериалов

Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы

Побеждает та команда, которая набрала большее количество очков.”> Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы

Содержание слайдов

Номер слайда 1

Викторина. Биология.

Номер слайда 2

Правила. Есть несколько команд. Команда выбирает тему и количество очков, если команда правильно отвечает на вопрос, то она получает полное количество очков. Если она отвечает частично правильно, то она получает половину очков.

Если команда отвечает не правильно или в течение некоторого времени не даёт ответ, то право ответа переходит к другой команде. Если команда отвечает на чужой вопрос, то она получает половину очков.

Побеждает та команда, которая набрала большее количество очков.

Номер слайда 3

{00 A15 C55-8517-42 AA-B614-E9 B94910 E393}Название/очки. Общий обзор.1015202530 Опорно-двигательная система.1015202530 Кровь. Кровообращение. Дыхательная система.1015202530 Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии.1015202530 Мочевыделительная система.1015202530 Кожа.1015202530 Эндокринная система.1015202530 Нервная система. Органы чувств. Анализаторы.1015202530

Номер слайда 4

Общий обзор. Какую часть тела вскрыл и рассматривает доктор Тюлпа?Ответ:левую руку.

Номер слайда 5

Общий обзор. Что такое анатомия?Какие науки также изучают организм человека?Ответ:(гр. anatome)наука о строении организма и его органов. Физиология и гигиена.

Номер слайда 6

Общий обзор. Какие виды тканей есть в организме человека?Ответ:эпителиальные,соединительные и мышечные ткани.

Номер слайда 7

Общий обзор. На какие системы органов делится организм человека?Ответ:покровных органов,опорно-двигательная,пищеварительная,иммунная,кровеносная,дыхательная,мочевыделительная,нервная и органов чувств,эндокринная,половая,или репродуктивная системы.

Номер слайда 8

Общий обзор. Какую роль выполняют молекулы АТФ?Ответ:при распаде молекул высвобождается энергия, нужная организму.

Номер слайда 9

Опорно-двигательная система. Сколько костей в организме человека?Ответ:более 200.ppt_xxshearppt_x

Номер слайда 10

Опорно-двигательная система. Какие виды костей существуют в организме человека?Ответ:длинные, короткие и плоские.

Номер слайда 11

Опорно-двигательная система. Какое может быть соединение костей в скелете?Ответ:неподвижное,полуподвижное и подвижное.

Номер слайда 12

Опорно-двигательная система. Сколько отделов в позвоночнике?Как они называются?Ответ:5. Шейный,грудной,поясничный,крестцовый и копчиковый.

Номер слайда 13

Опорно-двигательная система. Какие есть мышцы ног?Ответ:портняжная, четырехглавая бедра,икроножная,двуглавая бедра, ягодичная мышцы.

Номер слайда 14

Кровь. Кровообращение. Дыхательная система. Что составляет внутреннюю среду организма?Ответ:кровь, тканевая жидкость и лимфа.

Номер слайда 15

Кровь. Кровообращение. Дыхательная система. Из чего состоит кровь?Ответ:из плазмы,тромбоцитов,эритроцитов и лейкоцитов.

Номер слайда 16

Кровь. Кровообращение. Дыхательная система. Иммунитет делится на…Ответ:пассивный и активный.

Номер слайда 17

Кровь. Кровообращение. Дыхательная система. Люди какой группы крови являются универсальными реципиентами?Люди какой группы являются универсальными донорами?Ответ:четвёртой группы крови. Первой группы крови.

Номер слайда 18

Кровь. Кровообращение. Дыхательная система. Где находятся лёгкие?Ответ:в грудной полости и покрыты лёгочной плеврой. Плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной полости и затем переходит на легкое. Между пристеночной и лёгочной плеврой имеется плевральная полость. Она заполнена плевральной жидкостей, снижающей трение лёгких о стенки грудной полости при дыхании.

Номер слайда 19

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии.. Питательные вещества-это…Ответ:белки,жиры,углеводы,воды,минеральные соли, витамины.

Номер слайда 20

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии.. Из чего состоит система органов пищеварения?Ответ:из ротовой полости,глотки,пищевода,желудка,кишечника,слюнных желез, поджелудочной железы, желчного пузыря и печени.

Номер слайда 21

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии.. Из чего состоит зуб?Ответ:из коронки, корня и шейки. Коронка состоит из дентина и эмали. Корень состоит из дентина и цемента. Внутри-пульпа. В области шейки эмаль сменяется дентином.

Номер слайда 22

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии.. Строение желудка (слои). Ответ:внутренний слой выделяет желудочный сок. Средний слой образован гладкой мышечной тканью. Наружный слой состоит из брюшины.

Номер слайда 23

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии.. Подготовительная стадия обмена-это…Заключительная стадия обмена-это…Ответ:переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам. Удаление продуктов распада. Основная стадия происходит в клетках.

Номер слайда 24

Мочевыделительная система. Из чего состоит почка?Ответ:из коркового, мозгового слоёв и почечной лоханки.

Номер слайда 25

Мочевыделительная система. Где создаётся первичная моча?Ответ:в нефронах.

Номер слайда 26

Мочевыделительная система. Куда попадает вторичная моча?Ответ:в систему выносящих трубок и почечную лоханку.

Номер слайда 27

Мочевыделительная система. Почему нельзя выпивать много воды в жаркую погоду?Ответ:может произойти водное отравление.

Номер слайда 28

Мочевыделительная система. Когда вода считается загрязнённой?Ответ:вода, в которой количество патогенных микробов превышает предельно допустимую концентрацию.style.colorfillcolorfill.type

Номер слайда 29

Кожа. Каково строение кожи?Ответ:кожа состоит из эпидермиса, дермы и гиподермы.

Номер слайда 30

Кожа. Какие желёзы есть в коже?Ответ:потовые и сальные.

Номер слайда 31

Кожа. Что защищают ногти?Ответ:кончики пальцев.

Номер слайда 32

Кожа. Какое самое распространённое грибковое заболевание кожи?Ответ:стригущий лишай.

Номер слайда 33

Кожа. Что вызывается зуднем?Ответ:чесотка.

Номер слайда 34

Эндокринная система. Какие виды секреции имеют желёзы?Ответ:внутренней, внешней и смешанной секреции.

Номер слайда 35

Эндокринная система. Какие есть желёзы?Ответ:гипофиз,эпифиз,щитовидная железа,надпочечники,поджелудочная железа, половые железы, надпочечники.

Номер слайда 36

Эндокринная система. Если недостаточно гормона роста, то…Если избыток гормона роста, то…Ответ:человек становится лилипутом. Человек становится гигантом.

Номер слайда 37

Эндокринная система. Если щитовидная железа работает слабо, то…При гиперфункции щитовидной железы освобождается…Ответ:сердце работает плохо, образуется много тканевой жидкости, и развивается слизистый отек. Слишком много энергии, и развивается базедова болезнь.

Номер слайда 38

Эндокринная система. Какую болезнь вызывает недостаток гормонов щитовидной железы?Ответ:кретинизм.

Номер слайда 39

Нервная система. Органы чувств. Анализаторы. Где находится спинной мозг?Ответ:в позвоночном канале. Он защищён тремя оболочками и спинно-мозговой жидкостью.

Номер слайда 40

Нервная система. Органы чувств. Анализаторы. Какие есть отделы головного мозга?Ответ:продолговатый мозг,мост,мозжечок,средний мозг, промежуточный мозг,таламус,гипоталамус,большие полушария. Мозг покрыт корой. Большие полушария имеют извилины и борозды.

Номер слайда 41

Нервная система. Органы чувств. Анализаторы. Какие доли есть в больших полушариях головного мозга?Ответ:лобная,теменная,височная и затылочная доли.

Номер слайда 42

Нервная система. Органы чувств. Анализаторы. Где расположены глаза?Ответ:в глазницах черепа.style.colorfillcolorfill.type

Номер слайда 43

Нервная система. Органы чувств. Анализаторы. Из чего состоит глазное яблоко?Ответ:из склеры,роговицы,радужки,зрачка,хрусталика,сетчатки,сосудистой оболочки,колбочек,палочек,жёлтого пятна, стекловидного тела и зрительного нерва.

Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы | Биология

Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системыКровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы

Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы

Кровеносная система обеспечивает транспорт и перераспределение питательных веществ, биологически активных соединений, выведение продуктов обмена, вместе с лимфатической системой обеспечивает защитные реакции организма.

Состоит из сосудов и центрального пульсирующего органа – сердца. Движение крови осуществляется лишь в определенном направлении.

У кольчатых червей, ланцетников функции сердца берут на себя некоторые сосуды, стенки которых имеют хорошо развитые мышцы.

Кровеносная система может быть замкнутой или незамкнутой. В незамкнутой кровеносной системе сосуды открываются в полости тела и часть кровообращения происходит в промежутках между органами.

При этом кровь смешивается с полостной жидкостью и образует жидкость – гемолимфу. Она характерна для членистоногих, моллюсков. В замкнутой кровеносной системе кровь протекает только по системе сосудов и не попадает в полости тела.

Характерна для кольчатых червей, хордовых животных.

У водных позвоночных (рыб) возникает сердце, которое имеет предсердие и желудочек. Круг кровообращения лишь один. В сердце находится лишь венозная кровь. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. У наземных животных развивается легочное дыхание – сердце образует кровь не только венозную, но и артериальную.

В сердце появляется перегородка, возникает два круга кровообращения. Сердце становится сначала трех- (у земноводных), а потом и четырехкамерным (у пресмыкающих). У высших наземных позвоночных – птиц и млекопитающих – сердце четырехкамерное. Хорошо развиты два круга кровообращения: малый и большой.

У птиц сохраняется правая дуга аорты, у млекопитающих – левая.

Поставка кислорода к тканям осуществляется за счет особых веществ, которые находятся в жидкостной части крови или сосредоточены в кровяных клетках. Эти вещества способны вступать в нестойкую связь с кислородом.

Дыхательная система

Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы

Дыхательная система

Дыхательная система обеспечивает газообмен между организмом и окружающей средой.

У некоторых беспозвоночных, обитателей водоемов и суши – кишечнополостных, плоских, круглых червей, мелких клещей и ракообразных, некоторых кольчатых червей – отсутствуют органы дыхания.

Читайте также:  Типы корненожки и фораминиферы, биология

Газообмен происходит через всю поверхность тела сквозь увлажненные покровы, поэтому в засушливых местах они существовать не могут.

У представителей большинства видов развиваются определенные органы для усиления газообмена. Основным принципом возникновения таких органов является увеличение поверхности соприкосновения с окружающей средой, повышение проницаемости их стенок. В зависимости от среды обитания есть два основных типа органов: водного дыхания (жабры) и воздушного дыхания (трахейная система, легкие).

Органы дыхания у жителей водоемов – ракообразных, моллюсков, рыб – жабры. Это тонкостенные разветвленные выросты, которые омываются водой. На суше эти органы дыхания функционировать не могут. Обязательным условием газообмена посредством жабров является их увлажненность.

Жабры бывают внешние (у личинок амфибий, некоторых рыб) и внутренние (у рыб). Внешние жабры развились из жаберных лепестков верхних концов жаберных дуг вследствие перемещения их наружу. Внутренние жабры прикрыты жаберными крышками.

В них сосредоточено большое количество жаберных лепестков, пронизанных многочисленными капиллярами.

Рыбы могут иметь дополнительный орган дыхания – плавательный пузырь, который в процессе эволюции превращается в легкое.

У жителей суши органы дыхания могут быть представлены трахеями. Характерны для насекомых, паукообразных, многоножек. У некоторых паукообразных есть легочные мешки. Кислород по трахеям непосредственно поступает в органы и ткани по их разветвлениям.

У наземных позвоночных животных появляются легкие.

Происхождение дыхательной системы млекопитающих связано с кишками. У водных млекопитающих функцию дыхания выполняют жаберные щели, которые пронизывают передний отдел кишечной трубки (глотку). У амфибий функцию дыхания кроме легких выполняет кожа.

У пресмыкающих строение легких усложняется. Появляются разветвленные бронхи. Легкие птиц имеют губчатую структуру. В приспособлении к полету у птиц появляется двойное дыхание. У млекопитающих происходит усложнение бронхиального дерева.

На концах бронхиол – альвеолы.

Кислород, поступающий в организм, транспортируется по нему с участием кровеносной системы, полостной жидкости и др.

Опорно-двигательная система

Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы

Опорно-двигательная система

Опорно-двигательная система обеспечивает опору, защиту, изменение положения тела животных, движение отдельных органов и организма в целом. В опорно-двигательной системе выделяют скелетные образования и мышечную систему. Различают гладкие и исчерченные мышцы.

У животных есть твердый внешний или внутренний (хордовый) скелет, к определенным элементам которого прикрепляются мышцы. Внешний скелет характерен для беспозвоночных животных.

Он хорошо выражен у членистоногих. У паукообразных и насекомых он образован хитином. У ракообразных дополнительно еще минеральными веществами (например, солями кальция). Внешний скелет препятствует росту организма, поэтому у животных есть процесс линьки. Внешние скелетные образования встречаются у моллюсков (раковина).

Внутренние скелетные образования есть у губок. Они представлены иглами, имеют разный химический состав.

У разных групп червей опорно-двигательная система представлена кожно—мышечным мешком или гидроскелетом. Гидроскелет – это полостная или межклеточная жидкость, которая давит на стенки тела и поддерживает его форму. Она может действовать также как антагонист мышц, сгибающих тело.

Хорошо развит внутренний скелет у хордовых. Он состоит из трех основных частей: осевого скелета, скелета конечностей и скелета головы.

Органный уровеньУровни организации живого

Системы органов животных и особенности их функционирования

Определение 1

Орган — часть тела, которую образует совокупность тканей.

У каждого органа есть своя функция, которую он и должен выполнять. Если несколько органов выполняют одну и ту же функцию или функции, то их принято объединять в систему органов.

Определение 2

Система органов — несколько органов, выполняющих общую для всех функцию или функции.

Выделяют следующие системы органов животных:

  • пищеварительная;
  • дыхательная;
  • кровеносная;
  • нервная;
  • опорно-двигательная;
  • выделительная;
  • половая;
  • эндокринная.

Пищеварительная система

Определение 3

Пищеварение представляет собой процесс, при котором питательные вещества попадают в организм и обеспечивают его жизнедеятельность.

У каждого вида животных органы пищеварения и их тип индивидуальны. К примеру, есть замкнутая и сквозная системы пищеварения.

Пример 1

Замкнутый вариант характерен для плоских червей. При таком пищеварении пища попадает в организм через рот, и через него же выходят пищевые остатки, которые не переварились.

В случае сквозной системы, пищевые остатки покидают организм через анальное отверстие. Но для некоторых животных наличие пищеварительной системы вообще не свойственно. К примеру, паразитам, которые питаются через кожные покровы.

Также выделяют внутриклеточное пищеварение — оно характерно губкам.

Внешнее пищеварение наблюдается у паукообразных: они вводят в добычу ферменты, которые переваривают добычу, после чего всасывают перевариваемые соки.

Кровеносная система

Определение 4

Система кровообращения — это совокупность кровеносных сосудов и главного органа, представленного сердцем.

  • У некоторых животных сердца нет: его функцию выполняют сосуды с развитой мускулатурой.
  • Кровеносная система может быть замкнутой и незамкнутой.
  • Незамкнутая система характеризуется тем, что сосуды в ней открываются в полость тела и в промежутки между органами.

Замкнутая система — это система, в которой кровь течет по кровеносным сосудам и не попадает в полость тела. Кровеносные сосуды предназначены для транспортировки и перераспределения питательных веществ, газов и продуктов обмена.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Дыхательная система

Определение 5

Дыхание представляет собой процесс газообмена между организмом и внешней средой.

Эта система у разных животных представлена по-разному:

  • у ракообразных — в виде жабр;
  • у паукообразных и насекомых — трахеями;
  • у паукообразных — легочными мешками;
  • у наземных позвоночных животных — легкими.

Замечание 1

У червей и клещей дыхательных органов нет: они дышат кожными покровами.

Выделительная система

Выделительная система животных представлена специальными образованиями, выполняющими выделительную функцию.

Как и органы дыхания, органы выделения у разных животных разные:

  • у червей — выделительные канальцы;
  • у моллюсков и позвоночных животных — почки;
  • у речного рака — зеленые железы;
  • у наземных членистоногих — мальпигиевы сосуды.

Замечание 2

Потовые и сальные железы также относятся к органам выделения.

Опорно-двигательная система

Под опорно-двигательной системой понимают объединение мышц и скелета.

Основная функция опорно-двигательной системы — опорная, которая заключается в изменении положения тела в пространстве.

Пример 2

Опорно-двигательная система отдельных групп червей — кожно-мускульный мешок.

Для большинства животных характерна опорно-двигательная система, в которой есть твердый наружный или внутренний скелет: к его элементам крепятся мышцы.

Половая система

Определение 6

Половая система — совокупность половых органов и желез, функционирование которых направлено на размножение.

Для плоских и кольчатых червей, моллюсков и отдельных членистоногих свойственен гермафродитизм половой системы.

Круглые черви уже раздельнополые: самцы имеют семенники, семенные протоки и копулятивный орган, а самки — яичники и яйцепроводы.

Мужские половые органы насекомых — парные семенники, семенные протоки и копулятивный орган. Женские половые органы насекомых — два яичника и половые пути.

Лучше всего рассматривать органы и системы органов животных в таблице.

Таблица систем органов животных представлена на рисунке ниже.

Кровеносная, дыхательная и опорно-двигательная системы

Урок по биологии "Опорно- двигательная система"

  • 3. Изучение новой темы
  •       Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
  • ( 20 мин.)
  • -научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

.

-развитие умений работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, заносить полученные результаты в таблицу, анализировать, систематизировать материал.

-развитие исследовательских навыков: аккуратность, точность, последовательность, воспитание чувства ответственности за полученный результат

 Учебник,  рабочая тетрадь, раздаточный материал, интерактивное оборудование, презентация  https://schoolfiles.net/downtimer/?fileid=2043080

  1. Учитель задаёт вопросы.
  2. Вспомните каковы особенности наземно- воздушной среды обитания? Сравните её с водной
  3. Какой способ передвижения существует у медуз?
  4. Какие  системы органов человека вы знаете?
  5. Ребята, мы не просто так вспомнили и перечислили все системы органов, а нам с вами необходимо определить тему нашегосегодняшнего урока.

Для всех живых организмов характерно движение. Человек тоже совершает различные движения. Какие?

  • Движение тела происходит за счёт какой системы?
  • А что составляет опорно-двигательную систему, почему ещё эту систему называют костно-мышечной?
  • А кости в совокупности составляют что?

Скелет представляет собой единое прочное образование. Помимо костей в него входят хрящи  и связки, состоящие из прочной соединительной ткани. В скелете человека насчитывается более 200 костей.

Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Учитель объявляет тему урока, «Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост костей» просит записать в тетрадь.

  1. А теперь давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока, исходя из нашей темы.
  2. Слайд№ 1-2
  3. Сегодня на уроке мы разберем:
  4. 1)Функции опорно-двигательной системы
  5. 2)Химический состав костей
  6. 3)Микроскопическое строение кости
  7. 4)Макроскопическое строение кости

        Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему?

Читайте также:  Популяция, Биология

          Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон»  – «высохший»).

  •          Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы.
  • Слайд 3
  • Ребята,  что значит «пассивность»?
  • Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.
  • Мышцы  составляют активную часть опорно-двигательной системы.
  • Функции опорно- двигательной системы
  • Используя текст учебника на стр. 32 выясните основные функции опорно- двигательной системы и заполните таблицу (приложение1)
  • Давайте, посмотрим, какие функции вы определили и сравним их с данными которые вы видите на экране  слайд №4
  • Какую функцию вы не указали?
  • Недостающие функции запишите в свою таблицу
  • Я предлагаю вам, объединиться в группы и выяснить, используя текст учебника на стр. 32, 34  химический состав костей
  • Работа в парах  (работа с карточками)   Приложение №2
  • Давайте, поделимся друг с другом фактами, которые были установлены в ходе вашего исследования.
  •       (Проверяем выполнение работы)
  • Слайд  №5-8
  • При выполнении Лабораторной работы: «Изучение микроскопического строения кости» мы с вами выясним, что является основой костной ткани. Приложение №3
  • Слайд№9-10
  • Задание 1:Типы костей
  •  слайд №11
  • Задание: Работа по скелету – выбрать соответствующие кости
  • Найти эти кости на рисунке в учебнике и показать на скелете.
  • Губчатые кости          трубчатые                      плоские
  • Кости плеча                 мелкие кости кисти     череп
  • Предплечья                  стопы
  • Бедра                             грудины
  • Голени
  • Задание 2 Описать строение костей, опираясь на текст учебника, рисунок 13 «Строение трубчатой кости».
  • Слайд№ 12
  • Давайте выясним, какие особенности  роста костей

Надкостница обеспечивает рост кости в толщину и её срастание при переломе.  В надкостнице очень много нервных окончаний, поэтому её повреждение очень болезненно.

Около головок длинных костей у детей имеются хрящевые прослойки, где происходит формирование костной ткани. За счёт этих участков кость растёт в длину.

Постепенно костная ткань полностью вытесняет хрящевую, рост кости заканчивается.

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Организмы обитающие на суше имеют приспособления позволяющие им выдержать перепады температуры,   развиты сильно опорные системы внутренний  и наружный скелет
  3. У медуз таких приспособлений нет
  4. Система покровных органов, опорно-двигательная, пищеварительная, иммунная, кровеносная, дыхательная, мочевыделительная, нервная, эндокринная, половая или репродуктивная.

Он ходит, бегает, прыгает, выполняет упражнения, занимается спортом. Без движений невозможна трудовая деятельность. Движение способствует физическому развитию человека, укрепляет и поддерживает его здоровье.

  • За счёт опорно-двигательной системы
  • Мышцы, которые прикреплены к костям
  • Скелет.
  • «Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост костей»
  • Записывают в рабочих тетрадях тему

Познакомиться с опорно- двигательной системой и выполняемые ей, функциями. Изучить, строение, химический состав  костей.

  1. Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы.
  2. Отсутствие собственных действий
  3. Работают  с текстом, заполняют таблицу
  4. Биологическую
  5. Выполняют работу в парах
  6. Проверяют выполнение работы
  7. Выполняют лабораторную работу. Делают вывод (Основой костной ткани является остеон- костная пластинка)
  8. Находят трубчатые,  губчатые и плоский кости, примеры записывают в тетрадь

Кости образованы соединительной костной тканью. Снаружи они покрыты плотной оболочкой – надкостницей, а места, где кости сочленяются друг с другом суставным хрящом. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами, по которым идёт снабжение ткани питательными веществами и кислородом. Надкостница прилегает к компактному веществу кости.

На слайде № 12 и на рисунке 13 учебника «Строение  трубчатой кости », видно, что оно пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы. Вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество, имеющие форму костных пластинок. Компактное вещество, находящееся под надкостницей, образует наружный слой кости.

За ним следует губчатое вещество. Оно заполняет головки длинных костей. Губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Эта ткань вырабатывает клетки крови. Внутри между головками длинных костей имеется костномозговая полость. Она заполнена жёлтым костным мозгом, богатым жировой тканью.

В жёлтом костном мозге клетки крови могут образовываться лишь в случае больших кровопотерь.

20 мин.

Конспект урока «Опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная и пищеварительная система человека» по биологии для 8 класса

  • Урок биологии в 8 классе
  • Учитель биологии МБОУ «СОШ № 5 г.Кировска»
  • Кузнецова Надежда Константиновна
  • Тип урока: Повторительно-обобщающий
  • Форма урока: Учебная встреча
  • Тема урока: «Опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная и пищеварительная система человека»
  • Цели урока:
  1. Обобщить знания о строении, функциях и гигиене систем органов.

  2. Выявить и закрепить элементарные умения оказания первой помощи при травмах и ранениях.

  3. Продолжить развивать интеллектуальные способности, логическое мышление обучающихся путем организации их напряженной работы.

  4. Продолжить развитие учебных связей между классами внутри параллели 8-х классов и с 10-ми, 11-ми классами.

  5. Поддержать и повысить интерес к биологии через соревновательный принцип учебной встречи.

  6. Формировать сознание престижности хороших знаний по предмету.

  1. Оборудование:
  2. Модель скелета человека, таблицы «Дыхательная система», «Кровеносная система», «Пищеварительная система»
  3. Каждому ученику выдается по три тетрадных листа и по два для шифра; бинты, планка, ткань, шарфы, вата, жгут, ремень.
  4. Организация:

А) Ученики – по 20 человек от 8-х классов. Каждый класс выбирает своих представителей.

  • Б) Размещение обучающихся:
  • 1 ряд – 1 вариант – 8А, 2 вариант – 8Б
  • 2 ряд – 1 вариант – 8В, 2 вариант – 8А
  • 3 ряд – 1 вариант – 8Б, 2 вариант – 8В
  • Ученики 10-х, 11-х классов по 8 человек
  • Медсестра
  • Ход урока:
  1. Постановка задачи. Мотивация.

    1. Обобщить знания по темам «Скелет», «Дыхание», «Кровь и кровообращение», «Пищеварение»

    2. Выявить степень усвоенности материала

    3. Определить класс с самым высоким уровнем знаний и умений по данным темам.

  1. Две группы обучающихся берут билеты с вопросами и готовятся к устным ответам у доски.

Первая группа

8А класс. Билет № 1. Установите взаимосвязи между строением и функциями: а) черепа; б) грудной клетки.

8Б класс. Билет № 2. Выявите взаимосвязи между строением и функциями: а) скелета верхней конечности; б) таза.

8В класс. Билет № 3. Назовите особенности строения скелета человека в отличии от скелета млекопитающих.

Вторая группа

8А класс. Билет № 4. Как предупредить плоскостопие?

8Б класс. Билет № 5. Почему для правильного формирования скелета необходима физическая нагрузка?

8В класс. Билет № 6. Как предупредить искривление позвоночника?

  1. По 3 человека от каждого класса получают задание по оказанию первой медицинской помощи при травмах. Получают подручный материал, выходят из классного помещения в рекреацию и под наблюдением медсестры оказывают первую медицинскую помощь.

  1. В это время остальные участники пишут диктант. Учитель показывает на модели скелета человека отделы и кости скелета, а ученики по вариантам под номерами пишут ответы.

Диктант:

1 вариант 2 вариант

  1. Мозговая (черепная) коробка

  2. Лобная кость

  3. Височная кость

  4. Шейные позвонки

  5. Поясничные позвонки

  6. Скелет верхней конечности

  7. Пояс нижних конечностей

  8. Плечевая кость

  9. Локтевая кость

  10. Кости стопы

  11. Большая берцовая кость

  12. Кости запястья

  13. Кости плюсны

  14. Лопатки

  15. Грудина

  1. Лицевой отдел черепа
  2. Затылочная кость
  3. Теменная кость
  4. Грудные позвонки
  5. Крестцовый отдел
  6. Скелет нижней конечности
  7. Пояс верхних конечностей
  8. Кости кисти
  9. Лучевая кость
  10. Бедренная кость
  11. Малая берцовая кость
  12. Кости предплюсны
  13. Кости пясти
  14. Ключицы
  15. Ребра

Норма оценок:

«5» – без ошибок «4» – 1 – 4 ошибки «3» – 5 – 7 ошибок «2» – 8 и более ошибок

  1. Листочки собираются и проверяются учениками 10-х, 11-х классов

Б) результаты, эффективность оказания первой помощи.

Билет № 7. Окажите первую помощь при переломе руки в области предплечья. Подручный материал: ткань, дощечки.

Билет № 8. Окажите первую помощь при переломе ребер. Подручный материал: ткань, шарф.

Билет № 9. Окажите первую помощь при переломе бедренной кости. Подручный материал: шарфы.

Итоги 1 этапа записываются в таблицу на доске.

  1. Индивидуальный ответ у доски – 8А класс: Расскажите, используя таблицу, о строении дыхательной системы.

  2. Фронтальная работа – цифровой диктант.

  1. 1 вариант – носовая полость
  2. 2 вариант – легкие, легочные пузырьки.
  3. Учитель зачитывает признаки, ученики пишут цифры.
  1. Площадь 100 м2

  2. Оседает и скапливается табачный деготь

  3. Осаждается и выводит пыль

  4. Много капилляров

  5. Слизистая с ресничками

  6. Пленка из биологических активных веществ

  7. Обеззараживание

  8. Увлажнение

  9. Обмен газами

  1. Листочки собираются и оцениваются учениками 10-х, 11-х классов

Читайте также:  Развитие жизни на Земле, Биология

Коды: 1 вариант – 3, 4, 5, 7, 8 2 вариант – 1, 2, 4, 6, 7, 9

  1. Фронтальная беседа. За каждый ответ ученик получает (+), из пяти плюсов складывается для команды оценка «5». Ученик 10-го класса заносит плюсы в таблицу.

  • – Объясните механизм вдоха.
  • – Каков механизм выдоха?
  • – Почему, как бы долго человек не задерживал дыхание, он вынужден произвести вдох?
  • – Каков механизм газообмена в легких?
  • – Назовите защитные дыхательные рефлексы и их роль.
  • – Чем отличаются инфекции гриппа от инфекций туберкулеза?
  1. Индивидуальный ответ. Обучающийся готовится рассказать о двух кругах кровообращения..

  2. По 3 ученика от каждого класса оказывают первую медицинскую помощь при кровотечении. (Выход из класса, контроль медсестры)

  3. Фронтальная письменная работа

А) 1 вариант – словарный диктант

Учитель:

Ученики:
  1. Основная, жидкая часть крови
  1. Красные безъядерные, дисковидные клетки крови
  1. Бесцветные, неопределенной формы ядерные клетки
  1. Органическое вещество 0,1 – 0,12%
  1. Выполняют защитную функцию, обеспечивают иммунитет
  1. Сгусток крови, закрывающий поврежденный сосуд
  1. Нерастворимый волокнистый белок
  1. Заболевание: несвертываемость крови
  1. Заболевание: уменьшение числа эритроцитов или количества гемоглобина в крови
  1. Эту группу крови можно переливать всем
  1. Эту группу крови можно переливать только людям с этой же группы
  1. Скопление погибших лейкоцитов
  1. Кровь, насыщенная кислородом
  1. Кровь, насыщенная углекислым газом
  1. Сосуды, несущие кровь от сердца
  1. Сосуды, несущие кровь к сердцу
  1. Сосуды из одного слоя клеток
  1. Сосуды, имеющие мощный мышечный слой

2 вариант – Начертите схему видов иммунитета

Ответ:

Иммунитет
Естественный Искусственный
Врожденный Антитела передаются по наследству Приобретенный Антитела вырабатываются после болезни Активный Антитела вырабатываются при введении вакцины – убитых или ослабленных микробов Пассивный Готовые антитела вводятся в кровь с сывороткой
  1. Ответы собираются и оцениваются учениками 10-х, 11-х классов

  1. Норма оценок:
  2. Диктант
  3. «5» – без ошибок
  4. «4» – 1 – 4 ошибки
  5. «3» – 5 – 7 ошибок
  6. «2» – 8 и более ошибок
  • Иммунитет
  • «5» – без ошибок
  • «4» – неточности
  • «3» – 1 ошибка
  • «2» – 2 и более ошибки
  1. Охарактеризуйте два круга кровообращения (индивидуальный ответ у доски – 8Б класс)

  1. Результаты оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.

Билет № 10. С помощью жгута остановите артериальное кровотечение в области плеча.

Билет № 11. С помощью закрутки остановите артериальное кровотечение в области предплечья.

Билет № 12. С помощью ремня остановите артериальное кровотечение в области предплечья.

  1. Индивидуальный ответ ученика 8В класса у доски. Охарактеризуйте строение пищеварительной системы.

  2. Диктант

1 вариант – Желудок 2 вариант – Тонкий кишечник

Учитель:

  1. Слизистая без ворсинок

  2. Слизистая с ворсинками

  3. Соляная кислота

  4. Ферменты

  5. Всасывается большая часть воды

  6. Много лимфатических узлов, кишечная миндалина

  7. Пища переваривается окончательно

  8. Пища переваривается частично

  9. Расщепляются только белки

  10. Расщепляются белки, жиры, углеводы

  11. Расщепляются белки и некоторые жиры

  12. Всасываются аминокислоты, жирные кислоты, глюкоза и другие вещества.

  1. Листочки собираются и оцениваются учениками 10-х, 11-х классов

Коды: 1 вариант – 1, 3, 4, 8, 11 2 вариант – 2, 4, 7, 10, 12

  1. Влияние курения на системы органов.

  1. Фронтальная письменная работа по трем вариантам.

  1. Вариант – Влияние курения на пищеварительную систему.

  2. Вариант – Влияние курения на сердечно-сосудистую систему.

  3. Вариант – Влияние курения на дыхательную систему.

  1. Листочки собираются и оцениваются.

От каждого класса выделяется группа в составе пяти человек и готовится к ответу по билетам.

Билет № 13. Водолазы при быстром подъеме с глубины 50 и более метров испытывают острые боли в суставах, кожный зуд, рвоту; в тяжелых случаях – смертельный исход. Это симптомы кессонной болезни. Объясните, почему это происходит?

Билет № 14. Почему 60% авиакатастроф случаются при выполнении фигур высшего пилотажа, особенно после выхода из пике.

Билет № 15. Академик Н.П. Павлов соединил воротную вену с нижней полой веной в обход печени. К концу первых суток животное погибло. Объясните, почему?

  1. Фронтальная устная работа

Ученики получают плюсы, которые заносятся в таблицу.

  1. Какая кость выдерживает нагрузку по оси сверху вниз до 1,5 т?

– бедренная

  1. Почему к восьмидесяти годам человек становится на 5 – 7 см ниже, чем в 40 лет?

– за счет уплотнения и сплющивания хрящевых межпозвоночных дисков

  1. Почему сердце всю жизнь работает без отдыха?

– потому что мышца отдыхает, во время работы из 0,8 сек. каждого сердечного цикла 0,4 сек. мышца сердца расслаблена

  1. Какой отдел сердца имеет самый мощный мышечный слой и почему?

– левый желудочек, так как совершает самую большую работу – толкает кровь по большому кругу кровообращения

  1. Назовите 4 органа, которые являются кровяными депо организма

– селезенка, печень, легкие, кожа

– в покое в селезенке содержится до половины всей крови. При напряженной мышечной работе, депо выбрасывает кровь в общий ток

  1. Различается ли кровь жителей высокогорий и равнин по количеству эритроцитов? Почему?

– у жителей равнин 4 млн. в 1 мм3, гор – до 6 млн/мм3. На высоте 5,5 км над уровнем моря атмосферное давление уменьшается вдвое, вдвое снижается и содержание кислорода, поэтому большее количество эритроцитов и захватывает больше кислорода из воздуха.

  1. Объясните физиологическое значение поговорки «Когда я ем, я глух и нем»

– при глотании вход в гортань закрывается надгортанником

  1. Почему емкость одного из отделов желудка – рубца – у коз и овец в 8 раз больше емкости желудка человека?

– это связанно с тем, что эти животные травоядные, растительность – малопитательная пища (малокалорийная), поэтому животные вынуждены перерабатывать ее огромные количества, в результате емкость органов пищеварения этих животных гораздо больше.

Билет № 13. На глубине 50 м под водой водолаз испытывает давление почти в 5 раз выше атмосферного. В крови при повышенном давлении соприкасающихся с ней газов воздуха эти газы растворяются более значительно, в том числе и азот.

Если давление воздуха быстро снижается, газ начинает выходить из раствора, кровь «кипит», выделяя пузырьки азота. Эти пузырьки образуются в сосудах и могут закупорить жизненноважную артерию – в сердце, мозгу и т.п.

Поэтому водолазов очень медленно поднимают на поверхность, чтобы газ выделялся только из легочных капилляров.

Билет № 14. Причиной являются перегрузки. Выход из пике – это резкое торможение в положении ногами вперед. При пятикратной перегрузке кровь тяжелеет в пять раз, и сердце уже не может поднять ее до уровня головного мозга. Клетки мозга лишаются кислорода, а без него сознание человека может сохраняться не более 5 секунд, летчик теряет сознание и самолет становится неуправляемым.

Билет № 15. Причина – тяжелое отравление. Вся кровь, идущая от кишечника, проходит через печень. Печень фильтрует кровь, убирая из нее и обезвреживая то, что может повредить организму. Вот еще, почему у алкоголиков наблюдается цирроз печени – она не справляется с барьерной функцией и сама разрушается под действием алкоголя.

А) класса победителя

Б) оценки каждого учащегося.

  1. Учебная встреча рассчитана на два урока.

  2. Приведенный объем работы может быть выполнен при условии уже выработанных умений обучающихся:

  1. А) работать в быстром темпе;
  2. Б) писать различные виды диктантов;
  3. В) работать в группах.
  1. На учебную встречу могут быть приглашены ученики, родители, классные руководители.

  2. Возможны награждения класса победителя и самых активных учеников.

  3. Результаты встречи доводятся до сведения всей школы.

Ссылка на основную публикацию