Охрана воздуха – биология

Интегрированный урок химии и биологии для 9 класса по теме: “Современное состояние и охрана воздуха” – скачать бесплатно

Тема: Современное состояние и охрана воздуха, 9 класс

(интегрированный урок по химии и биологии)

Учитель химии и биологии высшей кв. категории МБОУ «СОШ №1»

г. Альметьевска РТ Мансурова Д.К.

Цели:

1.Формирование экологического сознания и развития экологической культуры детей.

2.Активизация познавательной деятельности, создание условий, побуждающие у детей вниманием и заботой относиться к окружающей природе.

3.Обьяснить:

– зависимость баланса составляющих воздух газов от деятельности человека,

– место углекислого газа в круговороте веществ в природе,

– значение растительности в сохранении естественного состава воздуха.

4. Ознакомить учащихся памятниками природы (по данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ).

Оборудование:

Красная Книга РТ, выставка книг по охране природы, учебник «Химия-9», компьютер, проектор, презентация «Национальный парк – Нижняя Кама», на доске написаны названия и данные некоторых памятников природы страны, республики, района, вывешен план проведения экологических мероприятий в школе.

План урока:

1.Введение

2.Значение воздуха.

3.Состав воздуха

4 .Причины изменения состава воздуха и его последствия.

5.Роль растений в круговороте воздуха.

6.Лесные массивы – памятники природы

Ход урока

1.Организация урока

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

В нашей стране 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды, а в республике – годом экологической культуры и годом охраны окружающей среды. Министерствами, организациями, школами запланированы мероприятия, которые, мы надеемся, будут способствовать улучшению экологической обстановки в нашем городе, в нашем микрорайоне.

Тема урока: Современное состояние и охрана воздуха.

Домашнее задание: учить п.29, ответить на вопросы 14-16 (с.90, учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман Химия-9, М., Просвещение, 2008), учить с.274-275 (Биология-9, С. Г.Мамонтов, В. Б. Захаров, Н.И. Сонин, М., Дрофа, 2006)

2.Актуализация знаний

Учитель: Ребята, какое значение имеет воздух для живых организмов?

Ответы учащихся: Жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера – газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.

Следующее значение воздуха раскрывается в таком сравнении его с пищей и водой: если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4 – 5 минут.

Атмосферным воздухом дышат все аэробные организмы.

3.Изучение новой темы

Учитель: (о составе атмосферного воздуха) Наибольшее значение для всех живых организмов имеет следующий относительный состав воздуха (написано на доске):

Азот-78,3%

Кислород-20.95%

Углекислый газ-0,03%

Инертные газы-0.93%

Пары воды-3-4 % от всего объема воздуха

Состав воздуха поддерживается за счет постоянно идущих процессов: использование газов живыми организмами и выделение их в атмосферу. В последние годы происходит изменение баланса азота за счет хозяйственной деятельности людей. Из атмосферного азота получается сырье для получения азотсодержащих веществ – аммиак. Где же применяется аммиак? (следуют ответы учащихся).

Из-заогромного количества азота в атмосфере, проблема его баланса не так серьезна, как баланс кислорода и углекислого газа. Жизнедеятельность организмов поддерживается современным соотношением в атмосфере кислорода и углекислого газа. Естественные процессы потребления и поступления их в атмосферу сбалансированы.

Но с развитием промышленности и транспорта кислород много начал использоваться на процессы горения. Например, на сгорание в двигателе автомашины «Жигули» 38 л бензина расходуется 77тыс.

литров кислорода – такой объем кислорода потребляют 30 человек при дыхании в сутки; или, современный пассажирский самолет при полете в течение 9 ч расходует 50-75 т кислорода, а за это время столько же кислорода выделяется в процессе фотосинтеза 25 тыс.-50 тыс. га леса (эти примеры написаны на доске).

Увеличение транспортных средств приводит одновременно к увеличению выделения в атмосферу огромного количества выхлопных газов, в составе которых более 200 видов вредных веществ (на экране демонстрируется результаты изучения движения автотранспорта на улице Тагирова, где расположена наша школа).

Количество вредных выбросов на участке дороги длиной 100 м за 1 час(грузопассажирскими типа УАЗ и легковыми бензиновыми автомобилями)

Параметры

ПДК (по Евро-4)

Число единиц автотранспорта

проезжавших по участку из них останавливаются возле школы (в среднем на 3 мин.) 296 161 Общее количество топлива, сжигаемого двигателем 3,3 л 8 л Общее количество вредных выбросов, 69,6 г 168,7 г в том числе: угарного газа (СО) до 2,3 г/км 59,2 г 143,5г оксиды азота (NОх) до 0,15 г/км 4,4 г 10,7 г углеводороды (СхНу) до 0,2 г/км 6 г 14,5 г

Из данных таблицы следует, что при «холостом ходе» выброс вредных веществ в атмосферу намного больше.

Вредные вещества способствуют появлению парникового эффекта, образованию белого и фотохимического смога (учащиеся дают объяснения).

Важное значение в борьбе с загрязнениями атмосферы имеет озеленение городов, промышленных центров. Растения, усваивая углекислый газ на свету, обогащают воздух кислородом:

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

На деревьях и кустах оседает до 72% частиц пыли и до 60% сернистого газа. Зеленые растения регулируют микроклимат города, защищают берега водоемов от разрушения. Леса – санитары, наши «легкие», но и являются жилищем огромного разнообразия растений и животных, поэтому уделяется особое внимание охране лесных массивов.

Сообщения учащихся:

  1. Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относятся к временам правления на Киевской Руси великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI начало XII в.). В период царствования А.М.Романова к западу от Москвы в районе Звенигорода существовала «Кунцевская местность» – заповедная зона, строго охраняемая для царских охот.

  2. Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. Указаниями царя были определены водоохранные зоны лесов. Была ограничена или полностью запрещена рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Петербурга, в Поволжье и на Южном Урале.

  3. Следующий этап развития охраны природы в России пришелся на конец XIX – начало ХХ века. В 1888 году был принят Лесной устав, в котором впервые четко определялось понятие защитных лесов. В этих лесах запрещалась сплошная рубка и пастьба скота.

    Охранялись эти леса за счет казны. Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники.

    Эти охраняемые угодья уже были похоже на настоящие заповедники, в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.

  4. В конце XIX века развернулось движение за создание Государственных заповедников. В 1916 г. был организован первый государственный заповедник – Баргузинский.

    По инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы в 1997 г. в России впервые отпраздновали День заповедников и национальных парков.

    Сегодня на территории России насчитывается 102 заповедника, более 40 национальных парков.

  5. В нашей республике насчитывается 163 охраняемых природных объектов, в том числе:

Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник, он организован 13 апреля 1960 г. с целью охраны сохранившихся ненарушенных лесных и лесостепных экосистем среднего Поволжья с площадью 10091 га. Зарегистрированы более 850 видов растений, 345 видов позвоночных, более 300 видов беспозвоночных.

Около 200 представителей флоры и фауны занесены в Красную книгу РТ, России и Международную Красную книгу. Среди редких видов птиц наибольший интерес представляет орлан белохвост, из хищных птиц выделяются беркут, осоед, могильник, скопа, филин. Все они занесены в Красную книгу России.

Жемчужиной заповедника является уникальный старинный дендрарий, в котором представлена коллекция деревьев и кустарников трех континентов – всего более 500 видов и форм.

  1. 20 апреля 1991 года был создан первый и по сей день единственный в нашей республике национальный парк «Нижняя Кама» с площадью более 26 тыс.

    га на базе лесных массивов Елабужского и Челнинского лесничеств Елабужского лесхоза.

    Главное отличие национального парка от заповедника заключается в том, что заповедник не предполагает никакого вмешательства человека в природные процессы на своей территории, а национальный парк открыт для посещения.

  2. Национальный парк «Нижняя Кама» можно назвать «Птичьим царством», многие птицы занесены в Красную книгу Республики Татарстан (видеоролик).

Читайте также:  Подготовка семян к посеву. посев семян и уход за выращиваемыми растениями - биология

Учитель: Растительный мир парка очень богат и разнообразен. Многие виды внесены в Красную книгу РТ: кувшинка белоснежная, кубышка желтая, солнечник русский, горечавка легочная, валериана лекарственная, подорожник наибольший, гвоздика луговая и т.д. На территории парка произрастают около 100 видов лишайников, более 50 видов мхов(видеоролик).

Самый живописный уголок парка – Красная горка Танаевского леса.

Здесь можно любоваться открывающейся с пятидесятиметровой высоты величавой Камой, ее извилистыми берегами, знаменитыми пойменными лугами, которые великолепно просматриваются сверху.

Не раз приходил на это место работать великий земляк елабужан И. Шишкин. Уместно вспомнить высказывание А. П. Чехова: «…Леса украшают землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение!»

На территории парка расположен детский оздоровительный лагерь. Как сказал К. Паустовский: «Леса, так же, как озера, моря и реки – лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд».

В нашем Альметьевском районе место проведения сабантуя, участок «Новоникольский», Альметьевский государственный охотничий заказник, – памятники природы местного значения, а лесные культуры ели и лиственницы, посаженные в 1910 -1913 гг.

, с 1987 года считаются памятниками регионального значения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть, и поэтому каждому человеку нужно бережно относиться к природе и ее богатствам.

4. Закрепление материла.

Вычислите объемы газов в комнате, если ее длина 7м, ширина 5м, высота 4м, используя данные о составе воздуха. Найдите соотношение объемов газов.

-Как можно уменьшить объем выброса вредных веществ машинами на улице Тагирова? (ответ: приходить в школу пешком и родителям начальных классов не оставлять машины около школы в рабочем состоянии).

5. Учитель оценивает ответы, выступление учащихся.

Источник: https://doc4web.ru/himiya/integrirovanniy-urok-himii-i-biologii-dlya-klassa-po-teme-sovrem.html

Конспект и презентация к уроку природоведения “Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха” – Видершпан И.П

Цель.

1.Сформировать знания о качественном и количественном составе воздуха, единой картины мира.

2. Развивать умения самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы, развивать  коммуникативные навыки и опыт сотрудничества  в группе и  коллективе.

3.Воспитывать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей.

Оборудование.  1) компьютер учителя;  2) мультимедийное проекционное оборудование;   3) презентация  с сообщениями учащихся.

                                  Ход урока.

Учитель: Добрый день! Сегодня мы будем говорить о воздухе. Трудно ли ответить на вопрос: что такое воздух? Нет ничего проще, считает большинство людей. Вот он, вокруг нас. Дышим им всегда – и когда бодрствуем, и когда спим. Все живое существует в воздушном океане. Пронесся прохладный ветерок по лесу – это воздух в движении, налетел разрушительный ураган – это тот же воздух.

Первая группа (теоретическая) (Слайд №3)

     Воздух окружает нас повсюду. Воздух – это смесь различных газов (в переводе с греческого «газ» означает хаос). Основные газы воздуха – азот и кислород.

     Больше всего в воздухе азота – 78%. Он выделяется из земной коры в результате деятельности микроорганизмов. Горные породы содержат его в 50 раз больше, чем земная атмосфера. Атмосферный азот для биологических процессов имеет сравнительно небольшое значение. Большинство  организмов он непосредственно не усваивается и в круговорот вовлекается в малых количествах.

Учитель: Тысячелетия человечество потратило на разгадку секретов воздуха, который нас окружает. Лишь два века назад люди узнали состав воздуха.

Вторая группа (историки) (Слайд № 4)

    Кислород – газ, без которого невозможна жизнь на Земле. Исследуя кислород, английский ученый  П р и с т л и   в 1774 г. увидел, что пламя свечи  горит в нем необычно ярко.

Под колпак, где был этот газ, ученый поместил двух мышей. Мыши чувствовали себя прекрасно. Тогда ученый попробовал им подышать сам.

Он почувствовал себя так, словно внезапно попал из лаборатории в горную местность с чистейшим воздухом.

Первая группа (теоретическая)

    Ни в заоблачных высотах атмосферы, ни на земле, ни под водой, ни в глубинах земной коры – нет такого места, где не содержался бы кислород. В смеси различных газов кислород составляет 21%. В оставшийся 1% входят углекислый газ, водород, неон, гелий, озон и прочие газы.

     Состав воздуха меняется с высотой. С высотой количество азота уменьшается, доля легких газов (водорода и гелия) увеличивается.

(Слайд № 3)

    Ученые, изучая состав воздуха, определили, что в нем всегда есть водяной пар. Содержание его неодинаково. Во влажном воздухе пара больше, чем сухом, особенно его много над поверхностью океанов и морей. Горячие лучи Солнца способны за год перевести в пар слой воды толщиной около 2 м. В сухом, теплом воздухе водяного пара очень мало, а может и совсем не быть.

Учитель: Наибольшее влияние на жизнь человека, его деятельность и здоровье оказывают нижние слои атмосферы. К сожалению, человек слишком привык к тем богатствам, которые его окружают, он не ценит и не бережет их. Воздушный океан загрязняется тоннами вредных веществ,  которые выбрасывают трубы промышленных предприятий и тепловых электростанций.

Третья группа (экологи) (Слайд № 5)

      В воздухе много примесей, которые загрязняют атмосферу; это прежде всего мельчайшая пыль и микроорганизмы. Мельчайшую пыль в воздухе можно заметить, глядя сбоку на тонкий луч света, попадающий из-за шторы в затемненную комнату.

       В природе процессы расходования кислорода и его воспроизведение находятся как бы в равновесие, однако, может нарушаться, что приведет к изменению климата на планете. В атмосфере станет больше углекислого газа. Он тяжелее воздуха, поэтому скапливается в основном у поверхности Земли.

Углекислый газ задерживает тепловое излучение Земли, согревает ее, но и не пропускает к Земле часть солнечных лучей. И это ведет к ее небольшому охлаждению, особенно если углекислый газ соединяется с частицами угля, дыма и пыли. В таком случае образуется смесь, так называемый смог.

Словно пелена окутывает он крупные промышленные города.

       От избытка углекислого газа на поверхности Земли повышается температура. Начнут таять материки и океанские льды, что может привести к непредсказуемым наводнениям.

       Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию, и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища.

Получаемое тепло было для человека важнее, чем чистый воздух и незакопченные стены пещеры. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая неизмерно обширную нетронутую природную среду.

И даже значительное сосредоточение людей на сравнительно небольшой территории, как это было в классической древности, не сопровождалось еще серьезными последствиями. (Слайд № 6)

      Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности “одарило” нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионеры, рост которых остановить нельзя. Все это результат великих изобретений и завоеваний человека.

 Трубы заводов, как дула пушек непрерывно «расстреливают» атмосферу своими ядовитыми выхлопами. Без воздуха человек не проживет и несколько минут, и тем не менее человек продолжает рубить сук, на котором сидит, всячески загрязняя атмосферу. Дошло до того, что в Норвегии однажды выпал черный снег, черным он стал от сажи. На улицах Филадельфии в Америке как-то появились люди  в противогазах!

Знаете ли вы, что …. (Слайд № 7,8)

Читайте также:  Класс сцифоидные и класс коралловые полипы. происхождение кишечнополостных - биология

Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо за год. В сутки автомобиль способен выбросить 20 кг. вредных газов, в составе которых и канцерогенные вещества. За последние сто лет деятельность людей поставила под угрозу исчезновения 25 тыс.

видов высших растений, более тысячи видов позвоночных животных. В природе все взаимосвязано, и вот уже оксиды свинца обнаружены в снегах Арктики, а пестициды (ядохимикаты для борьбы с вредителями на полях) – в тканях антарктических животных. На одного жителя планеты приходится 167 000 т. атмосферного кислорода в год. В течение 1 мин.

человек в среднем употребляет 0,5 л. кислорода.

Установлено, что современный пассажирский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50 – 75 т. кислорода. Для ракетных двигателей кислорода требуется намного больше.

     Именно такой состав атмосферы нужен для нормальной жизнедеятельности человека, поэтому важно, чтобы он оставался неизменным. Однако различные экологические проблемы приводят к изменению состава воздуха.

      В большинстве городов мира воздух загрязнен.

Четвертая группа (физиологи)

       Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир. (Слайд №  9, 10)

       Все загрязняющие атмосферный воздух вещества в большей или меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Эти вещества попадают в организм человека преимущественно через систему дыхания. Органы дыхания страдают от загрязнения непосредственно, поскольку около 50% частиц примеси радиусом 0,01-0.1 мкм, проникающих в легкие, осаждаются в них.

       Проникающие в организм частицы вызывают токсический эффект, поскольку они:        

а) токсичны (ядовиты) по своей химической или физической природе;

б) служат помехой для одного или нескольких механизмов, с помощью которых нормально очищается респираторный (дыхательный) тракт;

в) служат носителем поглощенного организмом ядовитого вещества.

       В некоторых случаях воздействие одни из загрязняющих веществ в комбинации с другими приводят к более серьезным расстройствам здоровья, чем воздействие каждого из них в отдельности. Большую роль играет продолжительность воздействия.

      Статистический анализ позволил установить зависимость между уровнем загрязнения воздуха и такими заболеваниями, как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз.

Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. В декабре 1930 г.

в долине реки Маас (Бельгия) отмечалось сильное загрязнение воздуха в течение 3 дней; в результате сотни людей заболели, а 60 человек скончались – это более чем в 10 раз выше средней смертности. В январе 1931 г.

в районе Манчестера (Великобритания) в течение 9 дней наблюдалось сильное задымление воздуха, которое явилось причиной смерти 592 человек. Широкую известность получили случаи сильного загрязнения атмосферы Лондона, сопровождавшиеся многочисленными смертельными исходами. В 1873 г. в Лондоне было отмечено 268 непредвиденных смертей.

Сильное задымление в сочетании с туманом в период с 5 по 8 декабря 1852 г. привело к гибели более 4000 жителей Большого Лондона. В январе 1956 г. около 1000 лондонцев погибли в результате продолжительного задымления. Большая часть тех, кто умер неожиданно, страдали от бронхита, эмфиземы легких или сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Учитель: Большой проблемой, особенно для жителей городов, становится запыленность – насыщенность воздуха твердыми частицами.

Пятая группа (экспериментаторы). (Слайд № 11,12,13)

     То, чем засорен воздух, на ладони не ощутить, глазом не увидеть, но ежегодно на головы людей падает до 100 кг загрязняющих веществ.

      Проведем опыт, с помощью которого определим загрязненность воздуха сажей – продуктом неполного сгорания топлива.

     После появления устойчивого снежного покрова отобрали пробы снега перевернутой стеклянной банкой в трех разных местах: возле дома, в парке, возле котельной.

     В помещении дали снегу растаять и отфильтровали снеговую воду через предварительно взвешенный фильтр.

    Высушили фильтры, а затем вновь измерили их массу.

    Результаты измерений:

          Масса фильтра – 0,6 г.

          Масса фильтра с частицами вещества, взятого вместе со снегом

                    – возле дома – 0,7 г. (рис. 7).

                    – около котельной – 0,90 г. (рис. 8).

                    – в парке – 0,78 г. (рис. 9).

Результаты опыта показали, что даже в нашем населенном пункте происходит загрязнение воздуха, хоть и не значительное. По результатам исследования воздух больше загрязнен возле котельной, чем в частном секторе.

Выводы (слайд №14)

1. Воздух – смесь газов:

     – азот – 78%

     – кислорода -21%

    –  углекислый газ, водород, неон, гелий, озон и 

       прочие газы – 1%

2.   Нам всем следует изменить свое отношение к природе, понять свое

      место. Многие, если не все, проблемы связаны с нашей  экологической

      безграмотностью. И первоочередная задача состоит в том, что

      необходимо информировать  человечество  о экологических,

      природоохранительных знаний, в формировании их экологической

      культуры. Но это можно сделать лишь при личной заинтересованности

      человека, при достаточном уровне его культуре и  ответственности за

      свою и чужие жизни.

Закрепление. (Слайд № 15,16)

Чему равна доля кислорода в воздухе:

а)   10%;      б) 21%;     в) 25%;     г)  5%;    д) 50%;  е) 75%.

Чему равна доля азота  в воздухе:

а)   10%;      б) 21%;     в) 25%;     г)  5%;    д) 50%;  е) 75%.

Закончите предложение

           Воздушная оболочка нашей планеты называется ______

 Заполните схему

Как вы считаете, откуда в воздухе берется пыль? Приведите примеры. Как вы думаете, что является источником кислорода на Земле? На Земле огромное количество потребителей кислорода. Почему же он практически не убывает в атмосфере?

Подумайте, что кроме пожара, может нарушить равновесие газового состава атмосферы?

Учитель: Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями об уроке. Продолжите предложения.

      Сегодня на уроке я….

      Самым интересным на уроке было…

      Самым сложным для меня было…

      Сегодняшний урок показал мне…

     Достигли мы цели нашего проекта… (слайд №17)

Домашнее задание. П. 19. вопросы стр.75

                         Подготовить презентацию «Значение кислорода для человека»

Литература

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение». 5 кл.– М.: Дрофа, 2002-2003.
Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.

2. Цифровые образовательные ресурсы:

3.   Биология 5-9 классы. Природоведение, 1 часть, ООО «Дрофа», 2008

4. Общая и неорганическая химия, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001

Похожие образовательные материалы:

Источник: http://razrabotky.ru/load/5_klass/biologija/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_prirodovedenija_vozdukh_smes_razlichnykh_gazov_okhrana_vozdukha/47-1-0-1558

Воздух и его охрана

Презентацию на тему Воздух и его охрана можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Биология.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд.

Окружающий мир. Тема: «Воздух его охрана»

Иванова Светлана Анатольевна учитель начальных классов МОУ Лицея №19 г. Королёва Московской области

Цель: ознакомить учащихся с составом и свойством воздуха. Задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать наблюдательность и познавательный интерес.

Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим!

Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.

Читайте также:  Селекция растений - биология

Опыт 1.

Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Опыт 3. Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

Опыт 3.

Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

«Газ» в переводе с греческого означает хаос.

Воздух – смесь газов

Постоянные компоненты воздуха

Азот Кислород Инертные газы Углекислый газ Пары воды Примеси

А история простая Джозеф Пристли как-то раз Окись ртути нагревая Обнаружил странный газ Газ без цвета, без названья Ярче в нем горит свеча Новый газ из колбы вышел Никому он не знаком Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком Человек им тоже дышит?

Опыт Джозефа Пристли

С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты). – О каком газе идет речь? – Почему воздух полей и лесов чище городского? – Для чего человеку и другим животным нужен кислород?

КИСЛОРОД

Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинскоеназвание Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами». В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21% кислорода. Газ кислород поддерживает горение.

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290 для огнетушителей для производства газированной воды и лимонада. растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза, а без освещения они тоже его выделяют. не токсичен, но не поддерживает дыхание

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

Не имеет цвета. Прозрачный. Не имеет запаха. Не имеет вкуса. Сжимаем и упруг. Расширяется при нагревании. Сжимается при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного. Сохраняет тепло. Легче воды.

Использование свойств воздуха

Сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например, отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь и откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти аппараты применят для очистки стен.

Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и автобусов. Стоп-краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие сжатым воздухом.

В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах используется сжатый воздух. Используется он и в двигателях внутреннего сгорания. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого воздуха. В целом ряде химических и металлургических процессов применяется сжатый воздух.

Подумай!

Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Использование воздуха человеком.

Интересный вопрос:

Какой мяч весит больше – сдутый или накачанный?

Используемые ресурсы:

Окружающий мир. Ир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. 1 часть/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008; http://www.teleoperator.ru.

Prezentacii.com

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/415-vozduh-i-ego-ohrana.html

Воздух и его охрана

Cлайд 1

Окружающий мир. Тема: «Воздух его охрана» Иванова Светлана Анатольевна учитель начальных классов МОУ Лицея №19 г. Королёва Московской области

Cлайд 2

Цель: ознакомить учащихся с составом и свойством воздуха. Задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать наблюдательность и познавательный интерес.

Cлайд 3

Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим! Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.

Cлайд 4

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Cлайд 5

Опыт 3. Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

Cлайд 6

Опыт 3. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Cлайд 7

«Газ» в переводе с греческого означает хаос. Воздух – смесь газов

Cлайд 8

Постоянные компоненты воздуха Азот Кислород Инертные газы Углекислый газ Пары воды Примеси

Cлайд 9

Воздух – смесь газов А история простая Джозеф Пристли как-то раз Окись ртути нагревая Обнаружил странный газ Газ без цвета, без названья Ярче в нем горит свеча Новый газ из колбы вышел Никому он не знаком Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком Человек им тоже дышит?

Cлайд 10

Опыт Джозефа Пристли С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты). – О каком газе идет речь? – Почему воздух полей и лесов чище городского? – Для чего человеку и другим животным нужен кислород?

Cлайд 11

КИСЛОРОД Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинскоеназвание Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами». В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21% кислорода. Газ кислород поддерживает горение.

Cлайд 12

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290 для огнетушителей для производства газированной воды и лимонада. растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза, а без освещения они тоже его выделяют. не токсичен, но не поддерживает дыхание

Cлайд 13

СВОЙСТВА ВОЗДУХА Не имеет цвета. Прозрачный. Не имеет запаха. Не имеет вкуса. Сжимаем и упруг. Расширяется при нагревании. Сжимается при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного. Сохраняет тепло. Легче воды.

Cлайд 14

Использование свойств воздуха Сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например, отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь и откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти аппараты применят для очистки стен.

Cлайд 15

Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и автобусов. Стоп-краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие сжатым воздухом. Использование свойств воздуха

Cлайд 16

Использование свойств воздуха В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах используется сжатый воздух. Используется он и в двигателях внутреннего сгорания. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого воздуха. В целом ряде химических и металлургических процессов применяется сжатый воздух.

Cлайд 17

Подумай! Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Cлайд 18

Использование воздуха человеком.

Cлайд 19

Загрязнение воздуха

Cлайд 20

Интересный вопрос: Какой мяч весит больше – сдутый или накачанный?

Cлайд 21

Используемые ресурсы: Окружающий мир. Ир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. 1 часть/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008; http://www.teleoperator.ru.30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.

01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.

2017 скрыт

504625046350464504655046650467504685046950471504725047350474

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/biologiya/32584-vozduh-i-ego-ohrana.html

Ссылка на основную публикацию