Введение в общую биологию – биология

Биология, Введение в общую биологию и экологию, 9 класс, Каменский А.А., 2002

Биология, Введение в общую биологию и экологию, 9 класс, Каменский А.А., 2002.    Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологии для основной школы (5-9 классы), созданный на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В.Пасечника.Биология — наука о жизни.Биология — наука о жизни.

Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.Биология — одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология» для ее обозначения был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором Т. Рузом (1771—1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 г.

начали употреблять в своих работах Ж.Б. Ламарк (1744— 1829), Л. К. Тревиранус (1779—1864).Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.В наши дни биология — комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.

Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках.

Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику, генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.

Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.

Оглавление

Введение 31. Биология — наука о жизни 42. Методы исследования в биологии 63. Сущность жизни и свойства живого 10Краткое содержание вводного раздела 13

РАЗДЕЛ 1 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Глава 1 Молекулярный уровень

1.1. Молекулярный уровень: общая характеристика 161.2. Углеводы IS1.3. Липиды 211.4. Состав и строение белков 231.5. Функции белков 271.6. Нуклеиновые кислоты 291.7. АТФ и другие органические соединения клетки 331.8. Биологические катализаторы 351.9. Вирусы 37Краткое содержание главы 40

Глава 2 Клеточный уровень

2.1. Основные положения клеточной теории 422.2. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана 432.3. Ядро 462.4. Эндоплазматичеекая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи 492.5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды 522.6. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения 562.7. Различия в строении клеток эукариот и прокариот 582.8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм 602.9. Энергетический обмен в клетке 622.10. Питание клетки 642.11. Фотосинтез и хемосинтез 652.12. Гетеротрофы 692.13. Синтез белков в клетке 702.14. Деление клетки. Митоз 77Краткое содержание главы 81

Глава 3 Организменный уровень

3.1. Бесполое размножение организмов 843.2. Половое размножение организмов 873.3. Оплодотворение 923.4. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон 933.5. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание 1003.6. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание 1053.7. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков 1073.8. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест 1103.9. Взаимодействие генов 1123.10. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование 1153.11. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции 1173.12. Закономерности изменчивости: мутащионная изменчивость 1193.13. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова 1223.14. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов 126Краткое содержание главы 130

Глава 4 Популяционно-видовой уровень

4.1. Критерии вида 1344.2. Популяции 1384.3. Биологическая классификация 141Краткое содержание главы 144

Глава 5 Экосистемный уровень

5.1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз 1465.2. Состав и структура сообщества 1495.3. Потоки вещества и энергии в экосистеме 1585.4. Продуктивность сообщества 1615.5. Саморазвитие экосистемы 164Краткое содержание главы 170

Глава 6 Биосферный уровень

6.1. Биосфера. Среды жизни 1726.2. Средообразующая деятельность организмов 1786.3 Круговорот веществ в биосфере 180Краткое содержание главы 185

РАЗДЕЛ 2 ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Глава 7 Основы учения об эволюции

7.1. Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин 1887.2. Изменчивость организмов 1937.3. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения 1977.4. Борьба за существование и естественный отбор 2017.5. Формы естественного отбора 2067.6. Изолирующие механизмы 2107.8. Макроэволюция 2177.9. Основные закономерности эволюции 220Краткое содержание главы 225

Глава 8 Возникновение и развитие жизни на Земле

8.1. Гипотезы возникновения жизни 2288.2. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина — Холдейна 2328.3. Современные гипотезы происхождения жизни 2368.4. Основные этапы развития жизни на Земле 2388.5. Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни 2438.6. Развитие жизни в протерозое и палеозое 2478.7. Развитие жизни в мезозое 2528.8. Развитие жизни в кайнозое 257Краткое содержание главы 260

РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава 9 Организм и среда

9.1. Экологические факторы. Условия среды 2649.2. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы 2689.3. Экологические ресурсы 2709.4. Адаптация организмов к различным условиям существования 2729.5. Межвидовые отношения организмов 2779.6. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция 279Краткое содержание главы 285

Глава 10 Биосфера и человек

10.1. Эволюция биосферы 28810.2. Антропогенное воздействие на биосферу 29410.3. Основы рационального природопользования 297Краткое содержание главы 299.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:
Скачать книгу Биология, Введение в общую биологию и экологию, 9 класс, Каменский А.А., 2002 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать
Купить эту книгу

Скачать – fileskachat 2.

Скачать книгу Биология, Введение в общую биологию и экологию, 9 класс, Каменский А.А., 2002. djvu – Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Биология, Введение в общую биологию и экологию, 9 класс, Каменский А.А., 2002. djvu – depositfiles.

Скачать книгу Биология, Введение в общую биологию и экологию, 9 класс, Каменский А.А., 2002. pdf – Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Биология, Введение в общую биологию и экологию, 9 класс, Каменский А.А., 2002. pdf – depositfiles.

Источник: https://nashol.me/2012120868469/biologiya-vvedenie-v-obschuu-biologiu-i-ekologiu-9-klass-kamenskii-a-a-2002.html

Конспект урока по биологии на тему: «Введение в общую биологию»

Науки, изучающие общие закономерности и свойства:

Анатомия-изучает строение отдельных органов и организма в целом, морфология, физиология-изучает особенности функционирования целостного организма и его частей, генетика, цитология-строение, функции и свойства клетки как живой системы, биохимия-изучает структуру входящих в состав организмов химических веществ и процессы их превращения. 

Данный курс посвящен изучению основ общей биологии, т е он изучает общие закономерности развития и существования всего живого на Земле. 

Задание 2. Найти, зачитать и выписать в тетрадь понятие «жизнь»-это способность живых существ к поддержанию своей структурной организации на определенном высоком уровне. Т.е это способность размножаться и развиваться за счет веществ, извлеченных из внешней среды.

Все живые организмы обладают определенными особенностями или свойствами: 

Обмен веществ и энергии с окр средой.

Способность к саморегуляции (поддержание постоянства внутри себя).

Раздражимость (способность улавливать изменения, происходящие в окр среде.)

Возбудимость (способность отвечать на эти изменения).

Движение.

Размножение.

Рост и развитие.

Жизнь существует на разных уровнях: от микроскопических до планетарных. Вся живая природа представляет собой сложно организованную систему. 

Задание 2. Разбиваемся на микрогруппы. Каждая группа описывает 1 из уровней, зачитывают. Другие группы записывают основные моменты по уровню. 

 Выделяют следующие уровни организации жизни: 

Читайте также:  Генетика человека как наука - биология

Молекулярный (органические и неорганические молекулы, органич в-ва явл  основн структур компонентом всех клеток (нк, юелки, жиры, углеводы) ДНК И др). Обеспечивает процессы жизнед-ти  организма: обмен в-в и превращение  энергии, передача наследс информации и тд.) 

Клеточный (части и органоиды клеток, целый клетки. На клеточном уровне проявляются все св-ва живого: рост, размножение, старение и смерть, обмен в-в, раздражимость, движение и тд) 

Органотканевый (органы и ткани). Клетки образуют ткани, из которых состоят органы. Органы выполняющие общую ф-ю, объединяются в системы органов. Ну а все органы это и есть целостный организм. 

Организменный (системы органов и целые организмы – особи)

Популяционно-видовой (организмы одного вида, объединенные в популяции). Здесь протекают элементарные эволюционные процессы, накопление изменений и появление новых видов. 

Биогеоценотический, или экосистемный. Виды и популяции различных организмов в совокупности со средой их обитания образуют – биогеоценозы, или экосистемы. (сообщества взаимосвязанных и сосуществующих на одной территории живых организмов разных видов). Основные ф-и биогеоценоза – накопление и перераспределение энергии. 

Биосферный (совокупность живых существ планеты Земля есть биосферный уровень). Это самый высокий уровень организации жизни на планете. Здесь происходит круговорот веществ и превращение энергии

Источник: https://konspekteka.ru/konspekt-uroka-po-biologii-na-temu-vvedenie-v-obshhuyu-biologiyu/

Введение в общую биологию

Общая биология

генетика, Общая биология

Раздел общей биологии носит синтезирующий характер. В нем сконцентрированы основы обобщающих биологических наук: эволюционного учения, цитологии, генетики, селекции, экологии и др. Он дает сведения об основных закономерностях жизненных явлений на всех уровнях организации форм жизни — молекулярном, клеточном, организменном, популяционновидовом и надвидовом.

Общая биология знакомит с происхождением и закономерностями исторического развития (эволюцией) органического мира, с особенностями строения организмов, основными жизненными процессами (обменом веществ, наследственностью, изменчивостью и др.) и с саморегуляцией живых форм.

Она раскрывает связь между организмами и окружающей средой, показывает место человека, последствия и перспективы его хозяйственной деятельности в биосфере.

Эти сведения помогут уяснить многие практические вопросы по рациональному использованию, сохранению и умножению природных богатств окружающей среды.

Они будут способствовать пониманию теоретических вопросов растениеводства, призванных сыграть ведущую роль в решении Продовольственной программы страны, а также ряда научных основ медицины, фармацевтической промышленности и других отраслей деятельности человека.

В последние десятилетия, используя новые, эффективные методы научных исследований, биология развивалась исключительно быстрыми темпами. Современная биология стала играть возрастающую роль в жизни и практической деятельности человека.

Особенно бурно в последние годы развивалась взаимосвязанная с химией и физикой молекулярная биология.

Установив строение, свойства и особенности химических реакций молекул основных органических веществ клетки, биология на молекулярном уровне исследовала основные биологические процессы, происходящие в клетке (например, обмены веществ и энергии, рост, развитие, дифференцирование тканей). Это открыло широкие возможности управления данными процессами.

Огромных успехов добилась генетика — наука о наследственности и изменчивости живых организмов, изучающая теперь эти свойства на молекулярном уровне. Современная генетика стала теоретической основой в практике человека по выведению новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, а также в области диагностики и лечения наследственных болезней человека.

Дальнейшее развитие получили экология и учения об эволюции органического мира, о биосфере. Эти науки раскрыли сложные связи в биосфере и показали значение деятельности человека в преобразовании биогеоценозов, изменении и возникновении новых приспособлений у одних биологических видов и вымирании других.

Биологические открытия поставили перед человечеством проблему рационального использования и охраны природы, а также защиты биосферы и, в частности, человека от все возрастающего загрязнения среды. Каждый современный человек должен быть биологически грамотным и понимать, к каким необратимым последствиям могут привести изменения окружающей его среды.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/biologiya-spravochnye-materialy/obshhaya-biologiya/678-vvedenie-v-obshhuyu-biologiyu.html

Урок онлайн. Введение в общую биологию

Биология — это наука о жизни. В настоящее время она представляет совокупность наук о живой природе.

Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

ЧИТАТЬ

С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир.

Сначала от этого зависела его жизнь. Первобытным людям необходимо было знать, какие живые организмы можно употреблять в пищу, использовать в качестве лекарств, для изготовления одежды и жилищ, а какие из них ядовиты или опасны.

С развитием цивилизации человек смог позволить себе такую роскошь, как занятие наукой в познавательных целях.

Исследования культуры древних народов показали, что они имели обширные знания о растениях, животных и широко их применяли в повседневной жизни.

Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году и Жаном Батистом Ламарком.

Современная биология — комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук — прежде всего физики, химии и математики.

Семья биологических наук

2. Основные направления развития современной биологии

В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.

 Классическая биология Эволюционная биологи Физико-химическая биология 
Ее представляют ученые-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их.  Раздел биологии, изучающий происхождение видов от общих предков, наследственность и изменчивость их признаков, размножение и разнообразие форм в ходе эволюционного развития. Синтез генетики и эволюционной теории привел к созданию так называемой синтетической теории эволюции.  Исследует строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении

ЧИТАТЬ

Во-первых, это классическая биология. Ее представляют ученые-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны.

Во второй половине XX в. не только описано много новых видов, но и открыты крупные таксоны, вплоть до царств (Погонофоры) и даже надцарств (Архебактерии, или Археи).

Эти открытия заставили ученых по-новому взглянуть на всю историю развития живой природы, Для настоящих ученых-натуралистов природа —- это самоценность. Каждый уголок нашей планеты для них уникален.

Именно поэтому они всегда среди тех, кто остро чувствует опасность для окружающей нас природы и активно выступает в ее защиту.

Второе направление — это эволюционная биология.

В XIX в. автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы, сделавшим его известным ученым, стала теория, объясняющая органическое разнообразие.

В настоящее время изучение эволюции живых организмов активно продолжается. Синтез генетики и эволюционной теории привел к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Но и сейчас еще есть много нерешенных вопросов, ответы на которые ищут ученые-эволюционисты.

Читайте также:  Биология как наука - биология

Созданная в начале XX в. нашим выдающимся биологом Александром Ивановичем Опариным первая научная теория происхождения жизни была чисто теоретической. В настоящее время активно ведутся экспериментальные исследования данной проблемы и благодаря применению передовых физико-химических методов уже сделаны важные открытия и можно ожидать новых интересных результатов.

Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза. Но переход от животного мира к человеку и сейчас еще остается одной из самых больших загадок биологии.

Третье направление — физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов.

Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Можно с уверенностью говорить, что в физико-химической биологии нас ждут новые открытия, которые позволят решить многие проблемы, стоящие перед человечеством.

3.Развитие биологии как науки. 

Развитие биологических знаний

Современная биология уходит корнями в древность и связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии. Назовем лишь некоторых из них.

УченыйВклад в развитие биологии
 Гиппократ (460 — ок. 370 до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней. Его считают основоположником медицины.
Аристотель (384—322 до н. э.) делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека. Он описал многих животных, положил начало систематике. В написанных им четырех биологических трактатах содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Заслуги Аристотеля настолько велики, что его считают основоположником зоологии.
 Теофраст (372—287 до н. э.) изучал растения. Им описано более 500 видов растений, даны сведения о строении и размножении многих из них, введены в употребление многие ботанические термины. Его считают основоположником ботаники.
Гай Плиний Старший (23—79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история». Почти до средневековья эта энциклопедия была главным источником знаний о природе.
 Клавдий Гален (131 год — около 200) в своих научных исследованиях широко использовал вскрытия млекопитающих. Он первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны. Изучал центральную и периферическую нервную систему. Историки науки считают его последним великим биологом древности
Леонардо да Винчи (1452 — 1519)  внес определенный вклад и в развитие биологии. Он изучал полет птиц, описал многие растения, способы соединения костей в суставах, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, сходство костей человека и животных.
Андре́ас Веза́лий (1514-1564)  врач и анатом, лейб-медик Карла V, потом Филиппа II. Младший современник Парацельса, основоположник научной анатомии.
 Карл Линней (1707-1778) предложивший систему классификации животных и растений
 Карл Максимович Бэр (1792—1876)  в своих работах сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложившие научные основы эмбриологии.
  Жан Батист Ламарк  в 1808 г. в работе «Философия зоологии» поставил вопрос о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени теорию эволюции. 
 Зоолог Теодор Шванн (1818—1882) и ботаник Маттиаса Якоб Шлейден (1804—1881)  Создатели клеточной теории. Клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарлза Дарвина
Ч. Дарвин опубликовал в 1859 г. свой основной труд «О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в котором сформулировал основные положения теории эволюции, предложил механизмы эволюции и пути эволюционных преобразований организмов
 Луи Пастер (1822—1895), Роберт Кох (1843—1910), Илья Ильич Мечников В XIX в. благодаря их работам в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология
Грегор Мендель, Гуго де Фриз Основатели генетики

ЧИТАТЬ

В средние века господствующей идеологией была религия. Подобно другим наукам, биология в этот период еще не выделилась в самостоятельную область и существовала в общем русле религиозно-философских взглядов. И хотя накопление знаний о живых организмах продолжалось, о биологии как науке в тот период можно говорить лишь условно.

Эпоха Возрождения является переходной от культуры средних веков к культуре нового времени. Коренные социально-экономические преобразования того времени сопровождались новыми открытиями в науке.

Во второй половине XV в. естественнонаучные знания начинают быстро развиваться. Этому способствовали географические открытия, позволившие существенно расширить сведения о животных и растениях. Быстрое накопление научных знаний о живых организмах вело к разделению биологии на отдельные науки.

В XVI—XVII вв. стали стремительно развиваться ботаника и зоология.

Изобретение микроскопа (начало XVII в.) позволило изучать микроскопическое строение растений и животных. Были открыты невидимые для невооруженного глаза микроскопически малые живые организмы — бактерии и простейшие.

К концу XIX в. как отдельные науки выделились паразитология и экология.

XX век начался с переоткрытия законов Грегора Менделя, что ознаменовало собой начало развития генетики как науки.

В 40—50-е годы XX в. в биологии стали широко использоваться идеи и методы физики, химии, математики, кибернетики и других наук, а в качестве объектов исследования — микроорганизмы.

В результате возникли и стали бурно развиваться как самостоятельные науки биофизика, биохимия, молекулярная биология, радиационная биология, бионика и др.

Исследования в космосе способствовали зарождению и развитию космической биологии.

В XX в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология. Это направление, несомненно, будет стремительно развиваться и в XXI в. Более подробно об этом направлении развития биологии вы узнаете при изучении главы «Основы селекции и биотехнологии».

В настоящее время биологические знания используются во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности и сельском хозяйстве, медицине и энергетике.

Чрезвычайно важное значение имеют экологические исследования. Мы, наконец, стали осознавать, что хрупкое равновесие, существующее на нашей маленькой планете, легко разрушить.

Перед человечеством встала грандиозная задача — сохранение биосферы с целью поддержания условий существования и развития цивилизации. Без биологических знаний и специальных исследований решить ее невозможно.

Таким образом, в настоящее время биология стала реальной производительной силой и рациональной научной основой отношений между человеком и природой.

4. Значение биологии

Роль биологии

Классическая биология. Эволюционная биология. Физико-химическая биология.

1. Какие направления в развитии биологии вы можете выделить? 2. Какие великие ученые древности внесли заметный вклад в развитие-биологических знаний? 3. Почему в средние века о биологии как науке можно было говорить лишь условно? 4.

Почему современную биологию считают комплексной наукой? 5. Какова роль биологии в современном обществе? 6. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем: 7. Роль биологии в современном обществе. 8. Роль биологии в космических исследованиях. 9.

Роль биологических исследований в современной медицине.

10. Роль выдающихся биологов — наших соотечественников в развитии мировой биологии.

Читайте также:  Мир растений - биология

Насколько изменились взгляды ученых на разнообразие живого, можно продемонстрировать на примере разделения живых организмов на царства. Еще в 40-е годы XX столетия все живые организмы делились на два царства: Растения и Животные.

В царство растений включались также бактерии и грибы. Позднее более детальное изучение организмов привело к выделению четырех царств: Прокариоты (Бактерии), Грибы, Растения и Животные. Данная система приводится в школьной биологии.

В1959 г. было предложено делить мир живых организмов на пять царств: Прокариоты, Протисты (Простейшие), Грибы, Растения и Животные.

Данная система часто приводится в биологической (особенно переводной) литературе.

Разработаны и продолжают разрабатываться и другие системы, включающие 20 и более царств. Например, предложено выделить три надцарства: Прокариоты, Археи (Архебактерии) и Эукариоты, Каждое надцарство включает несколько царств.

Источник: http://biology-online.ru/uroki-onlain/9-11-klassy-obschaja-biologija/urok-onlain-vvedenie-v-obschuyu-biologiyu.html

Презентация на тему “Введение в курс общей биологии”

  • Скачать презентацию (6.03 Мб)
  • 226 загрузок
  • 3.9 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по биологии на тему: “Введение в курс общей биологии”, созданная ученицей старших классов в качестве дополнительного материала для вводного занятия, объясняющего цели и задачи современной биологии как науки.

Краткое содержание

  • Немного истории
  • Условные группы наук, выходящие из биологии
  • Основные свойства жизни
  • Определение понятия «жизнь»
  • Биосистема
  • Структурные уровни организации жизни
  • Слайд 1

    Презентацию подготовила ученица 10 «А» класса: Харина Д.

    Учитель: Урманова А.Х.

  • Слайд 2

    Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень; наука способствует распространению и торжеству великих идей.

    Л. Пастер

  • Слайд 3

    Биология уходит своими корнями в глубокую древность. Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. Живший в V веке до н. э.

    Гиппократ впервые поставил медицину на научную основу, за что его вполне заслуженно прозвали «отцом медицины». Спустя век Аристотель обобщил все биологическия знания, став по праву основателем биологии.

    В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н. э. Гален заложил фундамент анатомии.

    Средневековье, пройдя тяжёлым сапогом по всей научной жизни Европы, существенно затормозило и развитие биологии. Хранителями знаний в эти мрачные века стали арабские учёные.

    Только в XVI веке с наступлением эпохи Возрождения развитие науки продолжилось.

    В начале XVII века Уильям Гарвей открыл кровообращение, а через 50 лет при помощи изобретённого незадолго до этого микроскопа Антони ван Левенгук открыл дверь в мир микроорганизмов.

    К XVIII веку собралось огромное количество описаний различных животных и растений со всего света. Обобщил и систематизировал эти знания шведский ученый Карл Линней. Жан-Батист Ламарк предложил первую теорию эволюции, а Жорж Кювье доказал изменчивость живого экспериментально, создав новую науку – палеонтологи.

    XIX и XX века стали временем потрясающих научных открытий. Доминировавшую почти век теорию катастроф сменила теория естественного отбора Чарльза Дарвина.

    Иван Павлов заложил основы современной физиологии, Владимир Вернадский стал создателем учения о биосфере. Луи Пастер и Александер Флеминг существенно продвинули вперёд медицину.

    И появилась наиболее динамичная в современной биологии наука – генетика.

  • Слайд 4

    В настоящее время биология условно разделяется на две большие группы наук. Биология организмов (сюда входит науки о растениях (ботаника), животных (зоология), грибах (микология), микроорганизмах (микробиология) изучает отдельные группы живых организмов, их внутреннее и внешнее строение, образ жизни, размножение и развитие.

  • Слайд 5

    Общая биология изучает жизнь на различных уровнях: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и молекулярная генетика), клеточном (цитология), тканевом (гистология), на уровне органов и их систем (физиология, морфология и анатомия), популяций и природных сообществ (экология).

  • Слайд 6

    Биология тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. Экология, находящаяся на стыке биологии и географии, в настоящее время часто рассматривается как самостоятельная наука.

  • Слайд 7

    Наверняка, каждый много раз, особенно осенью, наблюдал такие природные явления как увядание трав, листопад, улёт перелётных птиц

  • Слайд 8

    Основные свойства живых систем:

    • обмен веществ;
    • саморегуляция;
    • раздражимость;
    • изменчивость;
    • наследственность;
    • размножение;
  • Слайд 9

    Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существованиясовокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и деление клетки (митоз).

    Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации. Вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует все многообразие живых организмов.

  • Слайд 10

    Биосистема — является суммой живых организмов. Биосистемой является клетка, организм (организменный уровень жизни), био- и биогеоценоз, биосфера.

  • Слайд 11

    Также есть 6 структурных уровней организации живой материи :

    • Биосферный
    • Экосистемный (биогеоценотический)
    • Популяционно – видовой
    • Организменный
    • Органно-тканевый
    • Клеточный
    • Молекулярно-генетический
  • Слайд 12

    Включает всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой

    Для этого уровня организации характерны взаимодействие живых и неживых организмов планеты; биологический круговорот веществ, потоки энергии с геохимическими циклами; человеческая хозяйственная и этнокультурная деятельность.

    назад

  • Слайд 13

    Совокупность живых организмов и среда обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации

    назад

  • Слайд 14
    • Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию.
    • Основные свойства этого уровня : рождаемость, смертность, выживание, структура (половая, возрастная, экологическая), плотность, численность, функционирование в природе.

    назад

  • Слайд 15
    • Организм- это отдельное живое существо, относительно самостоятельно взаимодействующее со средой обитания
    • На этом уровне живые организмы имеют такие свойства: питание, дыхание, выделение, раздражимость, рост и развитие, размножение, поведение, продолжительность жизни, взаимоотношения с окружающей средой

    назад

  • Слайд 16
    • Органом называют совокупность уже тканей, связанных между собой тем, что выполняют общин функции и имеют свое определенное место в организме.
    • Ткань – это совокупность клеточных элементов разных типов клеток и межклеточного вещества, которая выполняет отдельную специфическую функцию в организме.

    назад

  • Слайд 17
    • Клетка- основная структурная и функциональная единица живых организмов, элементарная живая система
    • Основными процессами этого уровня становятся способность к самовоспроизведению, включение большинства химических элементов в состав клетки, регулирование химических реакций, запас и потребление энергии.

    назад

  • Слайд 18
    • Органический и неорганические молекулы, входящие в состав живых систем, а также их разнообразные комплексы
    • Химические вещества, нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды являются самыми мелкими единицами этого уровня организации жизни. На рисунке вы можете увидеть мельчайшие частицы, которые являются основой этого уровня организации живой материи.

    назад

  • Слайд 19
    • «Открытая биология» Физикон
    • Учебник биологии 10-11 класс
    • Пехов А. П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — 2008.
    • Горелов А. А. Концепции современного естествознания. – М.: Мысль, 2008.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/vvedenie-v-kurs-obschey-biologii

Ссылка на основную публикацию