Мир науки
Веществ в индивидуальном состоянии в природе практически не существует. Они смешанные друг с другом и образуют смеси и растворы. Смесями являются морская и газированная вода, молоко и сок, гранит и сталь.
Представление о смеси и чистые вещества имели еще древнегреческие ученые. Согласно этим представлениям, чистое вещество состоит из частиц одного вида, а смеси состоят из различных частиц. Итак, чистое вещество состоит из одинаковых молекул, а смеси – по разным.
Когда говорят о какое-либо вещество, всегда имеют в виду, что это вещество является чистой и состоит из частиц одного вида.
Но на практике идеально чистое вещество выделить из смеси невозможно, потому что среди частиц одного вещества обязательно случится несколько частиц другого вещества, то есть идеально чистых веществ не бывает.
Даже те вещества, которые называют чистыми, содержат посторонние частицы других веществ – примеси.
Обычно совершенно чистые вещества не нужны, однако иногда посторонние примеси могут мешать проведению опытов. Поэтому, когда речь идет о химические реактивы, обязательно указывают степень чистоты, такие отметки можно увидеть на банках с химическими реактивами.
Например, если на этикетке написано «техн» (техническая), то в таком веществе примесей содержится много, несколько процентов. Для опытов такие вещества обычно не используют, хотя в строительстве, на заводах такой степени чистоты обычно вполне достаточно. Степень чистоты «М» (чистая) или «ХЧ» (химически чистая) означает, что примесей очень мало, меньше одного процента.
«Чистые» реактивы можно использовать для производства лекарств, а «химически чистые» – для проведения научных опытов. Иногда нужны очень чистые вещества. Такие реактивы обозначают знаком «ОСЧ» (особо чистые). Они содержат, как правило, меньше 10-6 процента примесей.
Такие реактивы нужны для проведения очень точных экспериментов, а также при производстве микросхем для компьютеров. Очистка веществ – это довольно дорогая операция, поэтому чем чище вещество, тем она дороже.
Чаще всего по внешнему виду различить отдельные вещества в смеси не удается. Например, мы не видим, что воздух – это смесь нескольких газов.
По внешнему виду также нельзя определить, что молоко является смесью различных веществ, а большинство металлических предметов, которые нас окружают, сделаны из сплавов, а не из чистых металлов. Такие смеси называют однородными.
Частицы, образующие однородные смеси, настолько малы, что увидеть их невооруженным глазом невозможно.
Между тем в неоднородных смесях отдельные вещества можно увидеть невооруженным глазом.
В смеси все вещества (компоненты) сохраняют свои свойства. Например, если смешать железный порошок с поваренной солью и поднести к этой смеси магнит, то железо привлечен, а соль – нет. А если к этой же смеси добавить воду, то соль растворится, а железо не растворится. На этом принципе основано изготовление материалов, ведь большинство материалов являются смесями. Например,
чистое золото – это очень мягкий и податливый металл. Такая его свойство создает неудобства для изготовления большинства ювелирных изделий, поэтому в золото обязательно добавляют определенное количество серебра. Конечно, цвет такой смеси (сплава) немного отличается от цвета чистого золота, однако изделия из него значительно прочнее и не портятся от небольшого удара.
Существуют смеси неоднородны, отдельные ее компоненты видны невооруженным глазом, например крупинки песка в воде. Но большинство смесей, которые нас окружают, являются однородными и внешне почти не отличаются от чистых веществ. Чистая вещество всегда однородна, поэтому даже при значительном увеличении ее составляющие-кристаллики или крупинки имеют одинаковый вид.
Смеси можно отличить от чистых веществ с отличием физических свойств смеси от физических свойств отдельных компонентов. Несмотря на то, что каждое вещество придает смеси своих свойств, смесь никогда не имеет таких же свойств, как и чистые вещества отдельно.
Например, смесь олова и свинца (сплав) будет плавиться при температуре, ниже температуры плавления чистого олова или свинца. А чай или раствор сахара в воде будет кипеть при более высокой температуре, чем чистая вода.
В этом случае достаточно измерить температуру плавления или кипения смеси и сравнить результат с данными из справочника.
Чистые вещества плавятся и кипят при температуре, а смеси – в небольшом интервале температур. Если в стакан положить немного снега и опустить в него термометром температура снега не станет выше 0 ° С, пока он весь не растает.
Если же нагревать парафин, то он начинает плавиться при одной температуре, а когда становится совсем жидким, термометр будет показывать более высокую температуру.
Итак, парафин является смесью веществ, которые плавятся при различных температурах.
Источник: http://worldofscience.ru/himija/8067-chistye-veshchestva-i-smesi.html
Презентация «Чистые вещества и смеси – Способы разделения веществ»
Слайд 1
Чистые вещества и смеси. Способы разделения веществ.
Слайд 2
Цели урокаПознавательные: начать формирование понятий чистые вещества и смеси, способы их разделения; научить различать вещества по физическим свойствам; дать понятия –однородная и неоднородная смесь, чистое вещество; познакомить с методами разделения смеси. Развивающие: развивать образное и логическое мышление. Воспитательные: поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество; способствовать развитию грамотной химической речи.
Слайд 3
Все вещества изучаются и получают свое название, поскольку, несмотря на наличие сходных признаков, каждое из них имеет свои индивидуальные свойства. Для установления свойств вещества необходимо иметь его в возможно более чистом виде. Иногда даже очень малое содержание примеси приводят к сильному изменению некоторых свойств вещества.
Слайд 5
То, из чего состоят физические тела, называются веществом.
Слайд 6
Чистые вещества – это вещества , не содержащие примесей других веществ и обладающие постоянными свойствами в одних и тех же условиях. Следует отметить , что абсолютно чистых веществ в природе нет. Говоря о чистых веществах . Подразумевают. Что содержание примесей в них ниже допустимого придела.
Слайд 7
Смеси- это системы , состоящие из частиц разных веществ ( компонентов)
Слайд 8
Смесь состоит из молекул разных веществ и делится на неоднородные и однородные.Однородными называются смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь. Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или с помощью микроскопа можно заметить частицы веществ , составляющие смесь.
Слайд 9
Однородные смеси : твердые растворы ( сплавы); газовые растворы; жидкие растворы. нефть, минеральная вода, воздух, мельхиор.
Слайд 10
Неоднородные смеси:Суспензия-смесь твердого вещества с жидким : глина + вода; песок + вода. Эмульсия – смесь нерастворимых друг в друге жидкостей: нефть + вода; майонез; эмульсионные краски. Эмульгаторы- вещества , добавляемые в эмульсии для повышения ее устойчивости: мыла; глина; сажа; белки(казеин).
Пена- смесь газа с веществом , находящимся в жидкости( в расплавленном) агрегатном состоянии: мыльная пена; пенопласт. Аэрозоль- смесь твердых и жидких веществ с газом : туман(жидкость-газ); пыль( твердое-газ); дым( твердое-жидкое-газ).
Твердая смесь-смесь веществ в твердом агрегатном состоянии: сера + железо ; гранит
Слайд 14
Составьте схему выделения чистых веществ из смеси блестящего порошка алюминиевой пыли ( серебрянка) и сахарной пудры.
Слайд 15
Задание №1 Заполните таблицу по образцу:Смесь Тип смеси Способ разделения Железные опилки +вода Неоднородная Отстаивание Подсолнечное масло + вода Сахарный песок +вода Порошок серы + железо Поваренная соль + речной песок + вода
Слайд 16
Ответ:Смесь Тип смеси Способ разделения Железные опилки +вода Неоднородная Отстаивание Подсолнечное масло + вода Неоднородная Отстаивание (делительная воронка) Сахарный песок +вода Однородная Выпаривание Порошок серы + железо Неоднородная Действие магнитом Поваренная соль + речной песок + вода Неоднородная Фильтрование , затем выпаривание
Слайд 21
Проверочный тест:1 вариант 2 вариант В каком ряду приведены названия неоднородных смесей: Глина, молоко, кровь Уголь, сахар, бронза Газ, масло, речная вода 2.Каким методом можно разделить смесь песка и глины: Дистилляция Отстаивание Фильтрование 3.
Отстаивание применяют при разделение смесей, если компоненты обладают: Различной плотностью Различной растворимостью Различной окраской 4. Однородные смеси можно разделить : Фильтрованием Отстаиванием Выпариванием 5.
Морская вода представляет собой смесь, это можно определить : Понюхав Определив ее цвет Попробовав на вкус В каком ряду приведены названия однородных смесей: Мука, мел, нефть Воздух, стекло, раствор соли Песок, природный газ, молоко 2. Каким методом можно разделить смесь воды и бензина: Дистилляция Отстаивание Фильтрование 3.
Фильтрование применяют при разделении смесей, если компоненты обладают: Различной температурой кипения Различной растворимостью Различными размерами частиц 4. Неоднородные смеси можно разделить : Кристаллизацией Фильтрованием Дистилляцией 5. Гранит представляет собой смесь, это можно определить : Попробовав на вкус Определив его цвет Понюхав
Источник: http://topslide.ru/himija/chistyie-vieshchiestva-i-smiesi–sposoby-razdielieniia-vieshchiestv
Видеоурок «Чистые вещества и смеси»
Содержание:
§ 1 Чистые вещества
Существуют ли в природе абсолютно чистые вещества? На основании точных химических анализов можно с уверенностью сказать, что в природе абсолютно чистых веществ нет.
Чистоту вещества можно определить по содержанию примесей, загрязняющих основное вещество.
Количество примесей в веществе может быть различным, например от 10-10 % (сверхчистые вещества) до 40 % в рудах, содержащих железо, и до 99,5 % в золотоносных породах.
Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойства вещества (изменять температуру плавления, кипения, способность вступать в химические реакции) и определять область использования вещества.
В химии чистыми являются вещества, имеющие менее 1 % примесей. Чистые вещества обладают строго постоянными физическими свойствами, например, дистиллированная вода.
Надо различать понятия «примеси» и «смеси». Всё, что нас окружает, воздух, вода, продукты питания, одежда, предметы обихода и другое состоит из различных смесей веществ. Известно, что вещества имеют определённые состав, строение, свойства. Смеси характеризуются переменным составом и тем, что их можно разделить физическими методами на составляющие вещества.
§ 2 Смеси
Смеси – это системы, состоящие из нескольких веществ, не изменяющих в результате смешивания своих физических и химических свойств.
Что же происходит при смешивании веществ с различными свойствами? Насыплем на лист бумаги отдельными кучками порошок серы и порошок железа. Эти вещества отличаются друг от друга по внешнему виду.
Поднесем к каждому из этих веществ магнит. Порошок серы останется неподвижен, а частички железа притянутся к магниту.
Если оба порошка опустить в воду, то сера останется на поверхности, а железо погрузится на дно.
Теперь смешаем порошки на бумаге, заметим, что смесь неоднородна, и, если приглядеться, можно различить частички серы и железа. Если поднести магнит к этой смеси, то вещества поведут себя, как и в чистом виде, сера останется на месте, а железо притянется магнитом. Если же смесь поместить в воду, то сера вновь всплывет на поверхность, а железо утонет.
Очевидно, что при смешивании веществ изменений в их составе не происходит. Проведенный эксперимент и наблюдения позволяют сделать общий вывод: при получении смесей новые молекулы или другие формы веществ, в отличие от химических реакций, не образуются.
§ 3 Характеристики смесей
Смеси характеризуются переменным составоми тем, что их можно разделить на чистые вещества физическими методами.
Важной характеристикой смесей является их однородность.
Различают два вида смесей. Если смесь однородна, т. е. в любой точке объёма имеет одинаковый состав, то говорят о гомогенной смеси. Например, раствор поваренной соли в воде, воздух, сплав металлов – гомогенные смеси.
Существуют также гетерогенные смеси, состав которых в разных точках неодинаков.
Например, если попробовать растворить глину в воде, то получится гетерогенная смесь. К гетерогенным смесям относят также туман, молоко.
Сравним свойства индивидуальных веществ и смесей.
1.Соотношение веществ в смеси может быть различным, в химическом соединении соотношение атомов элементов постоянно.
2.Свойства отдельных веществ в смеси сохраняются, свойства атомов элементов, образующих соединение, не сохраняются.
3.При механическом смешивании веществ не происходит ни поглощения, ни выделения энергии, при образовании химических соединений энергия поглощается или выделяется.
4.Смеси могут быть разделены на составляющие их компоненты физическими методами, для выделения составных частей соединений необходимы химические реакции.
§ 4 Способы разделения смесей
Все способы разделения смесей основаны на использовании различий в физических и химических свойствах компонентов смесей. Существует множество способов разделения смесей.
Один из них – отстаивание, основан на отличии плотностей веществ. Если смесь деревянных и железных опилок всыпать в воду, то деревянные опилки можно будет собрать с поверхности, т.к.
их плотность невелика, а более плотные железные опилки извлечем из сосуда, слив воду.
Другой способ, основанный на различной плотности веществ, декантация – отделение твёрдой фазы системы от жидкой путём сливания. Так можно отделить, например, песок от воды.
Фильтрование применяют, когда размер частиц гетерогенной смеси слишком мал и декантация занимает слишком много времени. При помощи фильтрования можно разделить смесь глины и воды.
Если один из компонентов смеси притягивается магнитом, смесь можно разделить с помощью магнита.
Смесь бензина и сахара можно разделить при помощи экстрагирования, извлечение компонентов из смеси с помощью определённого растворителя. Таким растворителем будет вода, сахар в ней растворится, бензин окажется на поверхности.
Сложнее разделять гомогенные смеси, частицы которых не видны. В этом случае для разделения смесей могут быть использованы другие способы.
Перегонка жидкостей осуществляется в аппаратуре, где обеспечивается нагревание жидкости и охлаждение паров. Перегонка применяется, например, для приготовления дистиллированной воды.
Кристаллизация – выпаривание вещества из раствора, в основном применяется в лабораторных исследованиях. Кристаллизацией может быть очищена поваренная соль.
Плавление и последующая кристаллизация вещества часто используются для получения сверхчистых металлов, необходимых, например, для надёжной работы ядерных реакторов.
Сублимацию и последующую кристаллизацию используют для очистки веществ с низкой температурой перехода из твердого в газообразное состояние, минуя жидкое, например, кристаллического йода.
Особым методом разделения смесей является хроматография. Хроматография – метод разделения смесей, основанный на распределении веществ между двумя фазами – неподвижной и подвижной. С помощью хроматографии можно разделять жидкие и газовые смеси, даже те, разделение которых другими методами невозможно.
§ 5 Идентификация веществ
После разделения смеси необходимо установить, что представляет собой каждый ее компонент, т. е. провести идентификацию вещества. Идентификацию веществ можно осуществлять различными способами: первые предположения делают на основании внешних признаков (окраски, запаха, форме кристаллов вещества). Окончательное заключение о составе веществ делается после тщательного химического анализа.
Простейшим, но весьма эффективным способом идентификации веществ является определение температур плавления и кипения веществ.
Зная температуру плавления, можно сделать предположение о том, что представляет собой данное вещество. Примеси повышают температуру кипения и понижают температуру плавления чистого вещества.
Источник: https://znaika.ru/catalog/8-klass/chemistry/Chistye-veschestva-i-smesi
Предмет химия. Вещества и их смеси
Оксиды. Способы получения и классификация.
Билет
1.Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.В природе вещества встречаются преимущественно в виде смесей.
Однородным называют такие смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь.
Например, растворы сахара или поваренной соли в воде.
Неоднородным называют такие смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь.
Для химических лабораторий и промышленности часто требуются чистые вещества. Чистыми называют вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами, например, дистиллированная вода. (Практически абсолютно чистые воды не получены.)
Существует различные способы разделения смесей.
Отстаивание Выделение веществ из неоднородной смеси, образованной нерастворимым в воде веществами с различной плотностью. Например, железные опилки от древесных можно отделить, взбалтывая эту смесь с водой, а затем отстаивая. Железные опилки опускается на дно сосуда, а древесные всплывают, и их вместе с водой можно слить.
Фильтрование Выделение веществ из неоднородной смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Для выделения поваренной соли смесь ее с песком взбалтывают в воде.
Поваренная соль растворяется, а песок оседает.Чтобы ускорить отделение нерастворимых частиц из раствора, смесь фильтруют.
Песок остается на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр.
Выпаривание. Кристаллизация Чтобы растворное вещество, например поваренную соль, выделить из раствора, последний выпаривают. Вода испаряется, а фарфоровой чашке остается поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т.
е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворенное вещество выделяется в виде кристаллов. Этот способ очистки веществ называется кристаллизацией.
Дистилляция Этот способ разделения смесей основан на различии в температурах кипения растворимых друг в друге компонентов.
Дистилляция ( перегонка) прием разделения однородных смесей путем испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров. Например, получение дистиллированной воды.
Для этого воду с растворенными в ней веществами кипятят в одном сосуде. Образующиеся водяные пары конденсируются в другом сосуде в виде дистиллированной воды
2.Соли их состав и свойства. Соли– это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.
С точки зрения теории электролитической диссоциации соли – это электролиты, диссоциирующие в водных растворах на катионы металлов и анионы кислотных остатков.
Соли бывают средние (нормальные), кислые и основные.
Средние соли– это продукты полного замещения водорода в кислоте на атомы металла или гидроксогруппы ОН- в основании на кислотный остаток.
Кислые соли можно рассматривать как продукты неполного замещения атомов водорода кислоты на атомы металлов.
Основные соли можно рассматривать как продукты неполного замещения ионов ОН- основания на ионы кислотных остатков.
Получение
1. Взаимодействие металла с неметаллом:
Fe + SFeS.
2. Взаимодействие металлов, расположенных в ряду напряжений левее водорода, с растворами кислот:
Zn + H2SO4ZnSO4 + H2
3. Взаимодействие металлов с растворами солей:
Fe + CuSO4FeSO4 + Cu.
4. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации):
HCI + NaOHNaCI + H2O.
5. Взаимодействие кислот с основными оксидами:
H2SO4 + CaOCaSO4 + H2O.
Билет
ИзотопыУ большинства элементов существуют изотопы, атомы которых имеют несколько отличное строение. Количество протонов и электронов в атомах изотопов одного элемента всегда неизменно. Атомы изотопов различаются числом нейтронов в ядре.
Следовательно, у всех изотопов одного элемента один и тот же атомный номер, но разная атомная масса. На этом рисунке вы видите три изотопа углерода. У изотопа С12есть 6 нейтронов и 6 протонов. С13 имеет 7 нейтронов.
В ядре изотопа С12 восемь нейтронов и 6 протонов.
Физические свойства изотопов различны, но они обладают одинаковыми химическими свойствами. Обычно большая часть атомов элемента (вещества, состоящего из атомов одного вида) принадлежит к одному изотопу, а другие изотопы встречаются в меньших количества
2.
Реакции обменаРеакциями обмена называют реакции между двумя соединениями, которые обмениваются между собой своими составными частями:
АВ + СD = АD + СВ.
Если при реакциях замещения протекают окислительно-восстановительные процессы, то реакции обмена всегда происходят без изменения валентного состояния атомов. Это наиболее распространенная группа реакций между сложными веществами — оксидами, основаниями, кислотами и солями:
ZnO + Н2SО4 = ZnSО4 + Н2О,
AgNО3 + КВr = АgВr + КNО3,
Билет
1.Структура Периодической системы элементовПериодическая система химических элементов – естественная классификация химических элементов, являющаяся табличным выражением периодического закона Д.И.
Менделеева. Прообразом Периодической системы химических элементов послужила таблица, составленная Д.И. Менделеевым 1 марта 1869 г. В 1870 г. В 1870 г. Менделеев назвал систему естественной, а в 1871 г. – периодической.
Число элементов в современной Периодической системе почти вдвое больше, чем было известно 60-х годах XIX в. (на сегодняшний день – 113), однако ее структура со времен Менделеева почти не изменилась.
Хотя за всю историю Периодической системы было опубликовано более 50 различных вариантов ее изображения, наиболее популярными являются предложенные Менделеевым короткопериодная и длиннопериодная формы.
Главный принцип построения Периодической системы – выделение в ней периодов (горизонтальных рядов) и групп (вертикальных столбцов) элементов. Современная Периодическая система состоит из 7 периодов (седьмой период должен закончиться 118-м элементом).
Короткопериодный вариант Периодической системы содержит 8 групп элементов, каждая из которых условно подразделяется на группу А (главную) и группу Б (побочную). В длиннопериодном варианте Периодической системы – 18 групп, имеющих те же обозначения, что и в короткопериодном.
Элементы одной группы имеют одинаковое строение внешних электронных оболочек атомов и проявляют определенное химическое сходство.
Номер группы в Периодической системе определяет число валентных электронов а атомах элементов Номер периода в Периодической системе соответствует числу энергетических уровней атома данного элемента, заполненных электронами.
Номер периода = Число энергетических уровней, заполненных электронами = Обозначение последнего энергетического уровня
Реакции разложения
Задача
Билет
Источник: https://infopedia.su/10×9314.html
8 класс. Химия. Чистые вещества и смеси – Чистые вещества и смеси
1. Понятия «смесь», «компонент», «примесь»
В повседневной жизни каждый из нас сталкивается со множеством смесей веществ, имеет дело не только с чистыми, но и загрязненными веществами.
Важно уметь различать данные понятия и уметь определять по конкретным признакам, с чем имеешь дело: чистым или загрязненным веществом, индивидуальным веществом или смесью веществ. Ведь человек хочет употреблять только ту воду, которая не содержит вредных примесей.
Дышать мы хотим воздухом, не загрязненным вредными для здоровья газами. В медицине и производстве лекарственных препаратов проблема получения и использования чистых веществ особенно актуальна.
Познакомимся с основными терминами урока.
Смесь – это то, что образуется при перемешивании двух и более различных по свойствам веществ.
Вещества, составляющие смесь, называют компонентами. Например, воздух – смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.
Если масса одного компонента в десятки раз меньше массы другого компонента смеси, то его называют примесью. Говорят, что вещество загрязнено. Например, воздух может быть загрязнен угарным газом, продуктом неполного сгорания органических соединений, в частности бензина. Кстати, бензин – это смесь органических веществ – углеводородов.
КЛАССИФИКАЦИЯ СМЕСЕЙ
Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду. Например, соленая вода (смесь поваренной соли и воды) и смесь речного песка и воды. В первом случае нельзя увидеть границы раздела фаз твердое-жидкое. Такую смесь называют однородной (или гомогенной). Другими примерами однородных смесей являются уксус (смесь уксусной кислоты и воды), воздух, сахарный сироп.
Смесь речного песка и воды относят к неоднородным (или гетерогенным) смесям, т.к. состав такой смеси неодинаков в разных точках объема. Неоднородными являются смеси глины и воды, бензина и воды.
Рис. 1. Классификация смесей
В основном, всё, что нас окружает, – это смеси веществ. Более того, веществ, абсолютно не содержащих примесей, не бывает.
Но принято говорить об относительной чистоте вещества, т.е. вещества имеют разную степень чистоты.
2. Степень чистоты вещества
Если примеси не обнаруживаются при использовании вещества в технических целях, то вещество называется технически чистым. Например, вещество, из которого делают фиолетовые чернила, может иметь в своем составе примеси. Но если эти примеси никак не влияют на качество чернил, то оно – технически чистое.
Если примеси не обнаруживаются с помощью химических реакций, то вещество относят к химически чистым. Например, это дистиллированная вода.
3. Признаки индивидуальности вещества
Чистое вещество иногда называют индивидуальным веществом, т.к. оно обладает строго определенными свойствами. Например, только дистиллированная вода имеет температуру плавления 0 С, температуру кипения 100 С и не имеет вкуса и запаха.
А изменяются ли свойства веществ в смеси? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем простой опыт. Смешаем порошки серы и железа (Рис. 2). Мы знаем, что железо притягивается магнитом, а сера – нет. Сохранило ли железо свое свойство после смешения с серой?
Рис. 2. Перемешивание порошков серы и железа
Подействуем магнитом на смесь порошков серы и железа (Рис. 3). Мы видим, что железо в смеси с серой не утратило способности к намагничиванию.
Рис. 3. Действие магнита на смесь порошков серы и железа
ВЫВОД: Свойства веществ в смеси не изменяются. Знания о свойствах компонентов смеси используют для разделения смесей и очистки веществ.
Источники
http://www.youtube.com/watch?t=7&v=60aMiyVcrMQ
http://www.youtube.com/watch?v=3_CJ5DWusME
http://www.youtube.com/watch?t=2&v=w3mJmQTnOaE
http://www.youtube.com/watch?t=1&v=RL71yoaVMn0
https://vimeo.com/112909919
источник презентации – http://ppt4web.ru/khimija/chistye-veshhestva-i-smesi-klass.html
http://ppt4web.ru/khimija/chistye-veshhestva-i-smesi-klass.html
Конспект http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/8-klass
Источник: https://www.kursoteka.ru/course/1618/lesson/5301/unit/15207
Чистые вещества и смеси веществ
Каждому веществу присущ набор специфических свойств – объективных характеристик, которые определяют индивидуальность конкретного вещества и тем самым позволяют отличить его от других веществ.
К наиболее характерным физико-химическим свойствам относят константы – плотность, температура плавления, температура кипения, термодинамические характеристики, параметры кристаллической структуры.
К основным характеристикам вещества принадлежат его химические свойства.
Все химические вещества в принципе могут существовать в трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Так, лед, жидкая вода и водяной пар – это твердое, жидкое и газообразное состояние одного вещества – воды Н2О.
Твердая, жидкая и газообразная формы не являются индивидуальными характеристиками веществ, а соответствуют лишь различным, зависящим от внешних физических условий состояниям существования химических веществ. Поэтому нельзя приписывать воде только признак жидкости, кислороду – признак газа, а хлориду натрия – признак твердого вещества.
Каждое из этих (и всех других) веществ при изменении условий может перейти в любое из трех агрегатных состояний.
При переходе от идеальных моделей твердого, жидкого и газообразного состояний к реальным состояниям вещества обнаруживается несколько промежуточных типов, общеизвестными из которых является аморфное (стеклообразное) состояние, состояние жидкого кристалла и высокоэластичное (полимерное) состояние.
Индивидуальное вещество обладает определенным набором характеристических свойств. От чистых веществ следует отличать смеси веществ. Смеси веществ делятся на гомогенные и гетерогенные. В таблице 1 приведены примеры смесей веществ в разных агрегатных состояниях.
В гомогенных смесях составные части нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном на микроуровне состоянии. Гомогенными системами являются смеси любых газов и истинные растворы, а так же смеси некоторых жидкостей и твердых веществ, например, сплавы.
В гетерогенных смесях либо визуально, либо с помощью оптических приборов можно различить области (агрегаты) разных веществ, разграниченные поверхностью раздела; каждая из этих областей внутри себя гомогенна. Такие области называются фазой.
Гомогенная смесь состоит из одной фазы, гетерогенная смесь состоит из двух и большего числа фаз.
Таблица 1
Смеси веществ
Агрегатное состояние составных частей смеси | Гомогенная смесь | Гетерогенная смесь |
Твердое-твердое | Твердые растворы, сплавы (латунь, бронза) | Горные породы, руды |
Твердое-жидкое | Растворы солей, жидкие растворы | А. твердое в жидком, например, частицы глины в воде, коллоидные растворы. Б. жидкое в твердом – жидкость в пористых телах, например, почвы, грунты. |
Твердое-газообразное | Хемосорбированный водород в платине, палладии, сталях | А. твердое в газообразном – порошки и аэрозоли, в том числе дым, пыль, смог. Б. газообразное в твердом – пористые материалы, например, кирпич, пемза. |
Жидкое-жидкое | Жидкие растворы, например, уксус, раствор уксусной кислоты в воде | Двух- и многослойные жидкие системы, эмульсии, например, молоко – капли жидкого жира в воде. |
Жидкое-газообразное | Жидкие растворы, например, раствор диоксида углерода в воде | А. жидкое в газообразном – аэрозоли жидкости в газе, в том числе туманы. Б. газообразное в жидком – пены, например, мыльная пена. |
Газообразное-газообразное | Газовые растворы (смеси любых количеств любого числа газов) | Гетерогенная система невозможна. |
Гетерогенные смеси, в которых одна фаза в виде отдельных частиц распределена в другой, называются дисперсными системами. В таких системах различают дисперсную среду (распределяющую среду) и дисперсную фазу (раздробленное в дисперсной среде вещество).
С помощью физических методов разделения можно провести разделение смесей на составные части, то есть на чистые вещества. В таблице 2 приведен обзор известных физических методов разделения смесей веществ, используемых в химии и химической технологии.
Чистыми называются вещества, которые при применении физических методов разделения не разделяются на два и более других веществ и не изменяют физических свойств.
Таблица 2
Важнейшие физические методы разделения смесей веществ
Агрегатное состояние составных частей смеси | Физическое свойство, используемое для разделения | Методы разделения |
Твердое-твердое | Плотность Смачиваемость Размер частиц Растворимость Магнетизм | Отстаивание, седиментация. Флотация, пенная флотация. Просеивание. Экстракция, выщелачивание Магнитная сепарация. |
Твердое-жидкое | Плотность Температура кипения жидкости Размер частиц Растворимость твердого вещества | Седиментация, декантация (сливание жидкости с осадка), центрифугирование. Выпаривание, дистилляция, осушка. Фильтрование. Кристаллизация. |
Твердое-газообразное | Плотность Размер частиц Растворимость твердого вещества | Седиментация, центробежная сепарация. Фильтрование. Электрофильтрование. |
Жидкое-жидкое | Плотность Температура кипения Растворимость | Отстаивание (в делительной воронке, маслоотделителе), центрифугирование. Дистилляция Экстракция. |
Жидкое-газообразное | Плотность Растворимость газа | Седиментация, центробежная сепарация. Отгонка газа (путем повышения температуры), промывание с помощью другой жидкости. |
Газообразное-газообразное | Температура конденсации Абсорбируемость Адсорбируемость Размер частиц Масса | Конденсация. Абсорбция (поглощение объемом сорбента) Адсорбция (поглощение поверхностью сорбента). Диффузия. Центрифугирование |
Источник: https://cyberpedia.su/9xc65d.html
урок по ФГОС.docx – Чистые вещества и смеси
Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно
ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИТрибунская Елена Жановна, учитель химии и биологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Балаково Саратовской области»Этап урокаЭтапмотивации кучебнойдеятельностиучителяДеятельностьучащихсяПриветствует учащихся, проверяет готовность к уроку: Здравствуйте, я рада видеть вас и надеюсь,вы готовы к успешному и плодотворному сотрудничеству сегодня на урокеМотивирует учащихся к активнойучебнопознавательной деятельности: В Дежурный класса дает списокотсутствующихОтвечают на вопросы, дают определения:Вещества органические и неорганические, простые и сложные, самое распространенное на земле водаПланируемые результатыпредметные систематизацияиклассификация материалаличностныеумениесоблюдатьдисциплину науроке,уважительноотноситься кучителюиодноклассникамиспользоватьличныйжизненный опыти кругозор. метапредметныеУмениеорганизоватьсвоюдеятельность,сформулировать проблему,оцениватьсвоидостижения исравнивать ихсдостижениями других. Умениеслушать
одноклассник
ов начале нашего урока,давайте вспомним, что изучает наука Химия? На какие группы можно разделить вещества?Посмотрите на глобус.
71 % нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество?Прослушайте стихотворение и скажите, какое словопропущено в стихотворении Л.
Мартынова?ВодаБлаговолилаЛиться!ОнаБлисталаАнализируют стихотворение,обобщают и делают вывод о
2
Столь чиста,Что ни напиться,Ни умыться.И это было неспроста.Ей не хваталоИвы, талаИ горечи цветущих лоз,Ей водорослей не хваталоИ рыбы, жирной от стрекоз.Ей не хватало быть волнистой,Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хваталоЧистой –Дистиллированной воде!Сделайте вывод, окакихвеществахпойдет сегодня речь?А так ли часто в повседневной жизни Актуализациязнанийсуществованиивеществ.
чистыхОсобо чистые вещества нужны в атомной энергетике, использованиетеоретическихумениеработать поформулирование
3
взнанийпрактическойдеятельности;сотрудничествосодноклассникамумениеи,работатьвгруппе, слушатьвступатьвдиалог познавательной цели; установление причинноследственных связей. салгоритму;работатьлаб.
оборудованием, учебником,контроль,сличение сэталоном,коррекциядействий,оценкаусвоенного ичто предстоитусвоитьЭтаписследования(в группах) мы встречаемся с чистыми веществами? Как вы думаете, где чистые вещества находят применение? Дополняет ответы учащихся: в природе нет абсолютно чистых веществ. В современной химии научились получать особо чистые, содержащие до 10% примесей. Например,в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышениенормы ведет к полупроводниковой промышленности, стекловолоконной оптике, для научных исследований и промышленности.
4
резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. Как вы думаете, одним или несколькими веществами образованы такие лекарственные препараты как суспензии и эмульсии? Подводит учащихсяк теме урока, цели изадачам.Организует учащихсяк решению поставленной проблемы.
Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и наблюдаемыми Этаписследования(в парах) Формулируют тему, записывают ее в индивидуальный листЧистые вещества и смесиФормулируют цель и задачи урока.Дать понятие чистое вещество, смеси веществ.
Чем отличаются чистыевещества и смеси, какиебывают смеси, и где онинаходятпрактическоеприменение Аргументируют свою точку зрения, делают вывод: у морской воды непостоянная температура кипения в разные промежутки времени, а у дистиллированной воды температура кипения постоянная Учащиеся делают вывод, что соленость морской воды планирование учебного сотрудничества со сверстникамиформулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, выведение следствий;установление причинноформирование умений инавыковпрактической работы среактивами их/посудойформирование уменийоформлять
5
умениевыражать своимысливсоответствии сзадачамииусловиямикоммуникации результатыисследованийследственных связей;построение логической цепи рассуждений;доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование.результатами.Изучите график.
Подумайте, какой вывод можно сделать?Обозначает проблему: «Почемуу морской воды, посравнению с дистиллированной, tкип не постоянная в разные промежуткивремени? С помощью учителяформулируется определение, что называется чистым веществом. Для дальнейшей влияет на температуру кипения.
Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами (температуры кипения, температуры плавления, плотность). Примером чистого вещества может случить дистиллированная вода.
Вспоминают правила техники безопасности: с веществами необходимо работать аккуратно, при работе со стеклянной посудой требуется осторожность, чтобы не разбить и не поранить себяУчащиеся проводят в парах лабораторную работу Делают вывод из эксперимента, и производят запись в тетради СвойстваЖелезоСера
6
работы нам необходимо вспомнить правила техники безопасности.Организует лабораторную работуучащихся в паре.Инструкция для учащихся к опыту «Изучение свойств железа и серы»1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет,агрегатное состояниевещества.2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите 1.
цветсветложелтыйтемносерый2.отношение к водетонет в водевсплываетна поверхностьне притягивается3.отношение к магнитупритягивается к магниту Делают вывод, что сера и железо обладают разными свойствами.
Отвечают на вопрос, записывают определение: смеси – это сочетание двух и более веществДелают вывод, что вещества,смесинаходящиеся сохраняютсвоииндивидуальные свойства. в
7
следующие операции:а) испытайте магнитом;б) опустите в стакан с водой.3. Смешайте стеклянной палочкойоба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.4. Дайте определение, что такое смеси?5.
Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами.6.
Сделайте вывод, сохраняют ли свои индивидуальные свойства вещества, которые находятся в смеси с другими веществами?Дополняет ответыучащихся:
8
Способностьвеществ сохранятьсвоииндивидуальныесвойства позволяетотличать их друг отдруга в смеси, чтоширокоиспользуетсячеловеком:определяетсяколичество железа вруде, различныепримеси в воде.Организуетсамостоятельноевыполнениеучащимися заданияна новую тему споследующейвзаимопроверкой.
Организует работу стаблицей«Сравнительнаяхарактеристикачистого вещества иЭтапорганизацииинформацииСамостоятельная работа свзаимопроверкойпо эталону Работают с таблицейПризнакисравненияСоставЧистоевеществоСмесьПостоянныйНепостоянныйВещества Одно и то жеРазличные9 сотрудничествосодноклассниками,умениеслушатьвступатьдиалог;осознаниеответственностизаиндивидуальнуюработу.вумениеорганизоватьвыполнениезаданийучителя,анализировать, сравнивать,умениесделатьвыбор, делатьвыводы порезультатамизвлечениенеобходимойинформацииизпрослушанного текста:определениеосновной ивторостепенной
информации
смеси».НепостоянныеПостоянныеФизические свойстваВыполняют самостоятельнуюработуПроизводят взаимопроверкуОценивают одноклассниковРеализацияпостроенногопроекта Рассматриваютпримерыприродных смесей, делаютвывод, что смеси можноразделить на 2 группы:однородные (гомогенные) инеоднородные(гетерогенные).
Записываютсхему в персональном листеученика, дают определения Организует работу сколлекциямиКак Вы думаете:нефть,гранит,мрамор это смесьиличистое вещество?Возьмите лупу ипопробуйтерассмотретькомпоненты,входящие в составсмеси? Задает вопрос, на10осознаниеответственностизаиндивидуальнуюработу;сотрудничествосодноклассниками,умениеслушатьвступатьдиалог; в изработы,применитьжизненныенаблюдения вдругойобстановке,использоватьинформацию сдругихуроков,разныхисточниковсравнениесвоих выводовс выводамиодноклассников, коррекциязнаний,самооценка порезультатамработыумениеструктурировать учебныйматериал,выделять внем главное,систематизироватьиделать
выводы
Первичноезакрепление спроговариванием во внешнейречикакие группы можноразделить смеси?Организуетфизминутку В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества,входящие в состав смеси? (в мыльных пузырях, в природном газе?)Показывает видеофрагмент о природном газеОрганизует самостоятельную работу по учебнику. Используя учебник с.
6768 выписать из текста примеры природных смесей, и смесей, встречающихся в повседневной жизни. Какое они находят практическое Физминутка Делают упражнения Отвечают на вопросы, приводят свои аргументы, смотрят видеофрагмент.Работают по учебнику, заполняют таблицу.
АгрегатноесостояниевеществТвердоетвердоеТвердоежидкоеТвердоегазообразноеЖидкоежидкоеЖидкоеПримерысмесей Кулинарные смеси Раствор соли Пыль в воздухе Уксусная кислота и вода Туман11умениеструктурироватьпредложенный материалосознаниекачества иуровняусвоенияматериала,коррекция;участиев коллективномобсуждении планированиеучебногосотрудничествавслучаезатруднений;умениесоблюдатьдисциплину науроке,уважительноотноситься кучителюи
одноклассникам
контроль иоценкапроцесса ирезультатовдеятельности;оценка,коррекциязнаний,применение знанийпрактике;участиевколлективномобсуждениина смоггазообразноеГазообразноегазообразноеОтвечают на вопросыВыполняют самоанализ урока.Прием «Для меня уроксегодня…» 1.На уроке яработал2.
Своей работойна уроке я3.Материалурока мне былактивнопассивнодоволен не доволенпонятен не понятенполезенбесполезенинтересенскученсамооценка на основе критерияуспешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Рефлексия УД на урокеприменениеПодводит итог урокаКакая была темаурока?Достигли ли мыпоставленной цели?Каждый работал поразному, оценитесвою работу на уроке«Для меня уроксегодня…»Учащимся даетсяиндивидуальнаякарточка, в которойнужно подчеркнутьслово напротив фраз,характеризующих егоработу на урокеВ заключение хочется зачитать высказывание академика Н. Н. Семенова о
12
значении химии: «Все мы связываем с химической наукой дальнейший прогрессв познании окружающего нас мира. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знания химии»Кого из одноклассников вы бы отметили сегодня на уроке? Почему? Параграф12.
Используя учебник,с.66 выписать изтекстапримеры,характеризующиесхему:теломатериалвещество.Творческое задание по выбору: Создание физическое ДомашнеезаданиеЗаписываютзадание.
домашнеепроявлениепотребности ксамореализациисамооценка порезультатамработыанализпроведеннойработы
13
презентации: «Применение методов химическогоанализа в работе криминалистов, археологов, медиков,искусствоведов»Выставляет оценки Подают дневникиПодведение итогов
14
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях: – выберите тему – пройдите небольшой тест
– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ
Подробнее… или выбрать тему
Источник: https://znanio.ru/media/chistye_veschestva_i_smesi-47005/56548
Чистые вещества и смеси
2014-06-04
Каждое вещество состоит из присущих ей частиц. Так, вода состоит из молекул воды, в которой два атома водорода соединены с одним атомом кислорода. Молекулы воды отличаются составом, формой, размерами, свойствами от молекул других веществ. Если в сосуде находятся только молекулы воды и отсутствуют частицы других веществ, то такая вода считается чистой веществом.
Чистые вещества. Чистые вещества характеризуются постоянными физическими свойствами. В частности, только чистая вода кипит при температуре 100 ° С и замерзает при 0 ° С. Если в ней будет растворена соль, то температура кипения превысит 100 ° С, а температура замерзания снизится. Поэтому во время гололеда тротуары посыпают поваренной солью.
Состав чистого вещества постоянный, не зависит от того, как ее добывали и где она находится в природе.
Чистыми веществами называют вещества, состоящие из частиц одного вещества и характеризуются постоянными свойствами.
Подумайте, можно сладкий чай отнести к чистым веществ.
Покупая в магазине соль, сахар, крахмал, мы рассчитываем на то, что имеем дело с чистыми веществами. Но и в этих продуктах питания есть незначительные примеси других веществ. Как вы поняли, в природе и быту вещества в чистом виде практически не встречаются.
Смеси. В природе, технике, быту преобладают смеси — сочетание двух или более веществ. Природными смесями является воздух, природный газ, нефть, молоко, морская вода, гранит, горные породы, фруктовые соки. По рис. 23 выясните, в которых агрегатных состояниях могут находиться смеси.
К известным вам смесей, которые создает и использует человек, относятся: строительные смеси, бензин, краски, стиральные порошки, зубные пасте !, Кетчупы, майонезы, различные блюда и т.д..
Смесь — это два и более веществ, смешанные между собой. Существуют твердые, жидкие, газообразные смеси.
На рис. 24 показано, что с лимонной кислоты и воды изготовили смесь. Молекулы этих веществ смешаны в одном сосуде.
Вы тоже в состоянии изготовить различные смеси, например чай, мыльный раствор, компот, тесто — смесь из муки, соды и воды.
Отдельные вещества в составе смеси принято называть компонентами. Компоненты природной смеси гранита увидеть легко. В другой природной смеси — молоке — компонентов не видно, хотя в ее состав входит много веществ и среди них — вода, жиры, белки. Эти компоненты помогает распознать микроскоп. А вот разглядеть компоненты такой природной смеси, как морская вода, не удается даже под микроскопом.
Смеси бывают естественными и изготовленными человеком. Для приготовления одной смеси необходимо иметь две и более веществ.
Смесь воды и сахара может оставаться без изменений долго. Естественная смесь молоко через несколько дней пребывания в теплом месте начнет разделяться на компоненты. В верхнем слое собирается жир, под ним становятся видимыми сгущения белковых молекул и жидкость. Чтобы выделить отдельно сметану, масло и сыр, смесь надо разделить.
Разделить смесь — значит выделить отдельно ее компоненты.
Для выполнения отдельных опытов нужны чистые вещества. Поэтому используют различные способы избавления одного вещества от присутствия в ней частиц другой. О способах разделения смесей вы узнаете в следующем параграфе.
категория: Биология
Источник: http://moykonspekt.ru/biologiya/chistye-veshhestva-i-smesi/