Многообразие земноводных

Многообразие земноводных

Отряд Безногие Земноводные

Самые примитивные и
загадочные амфибии — отряд безногих земноводных, или червяг — больше всего по своему
внешнему виду напоминают червей, но внутреннее их строение и история
развития, несомненно, указывают на родство с амфибиями. Этот отряд объединяет около 200
видов животных. Живут они в тропических лесах Америки, Африки и Азии.

Поверхность их удлиненного
червеобразного тела разделена кольцевыми перехватами, число которых достигает
400. Они имеют голую кожу, которая богата железами. Ног и хвоста у них нет и
ведут они, практически все, подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной
тропической почве. В связи с этим они ничего не слышат и не видят.

Но, как приспособление к
подземной жизни, у них сильно развито обоняние и осязание. На голове червяг есть маленькое щупальце,
помещающееся в специальной кожной ямке. Внутри ямки открывается проток глазной
железы, которую раньше ошибочно считали ядовитой.
Червяги постоянно высовывают щупальце из ямки, как ящерицы язык, — это их орган осязания и обоняния.

Некоторые
поселяются в термитниках и муравейниках и кормятся обитателями этих построек.

Очевидно, в связи с
подземным существованием у червяг развилось и внутреннее оплодотворение.

Развитие червяг происходит
точно так же, как и других земноводных, но очень быстро. Большинство червяг откладывает яйца
во влажную землю. Из крупных, богатых желтком яиц вылупляются хорошо развитые
личинки, которые постепенно теряют жабры и переходят к легочному дыханию.

У
некоторых червяг рождаются живые детеныши, а у большинства почти весь цикл
развития совершается еще в яйцевой оболочке, так что пребывание личинки в воде
продолжается очень недолго, после чего животное выходит на сушу, и вскоре здесь
же превращается во взрослую особь и переходит к жизни на земле. Многие червяги
оберегают кладки яиц, иногда и личинок, обвиваясь вокруг них. Обильные выделения кожных желез взрослых
предохраняют яйца и личинок от высыхания.
Большинство взрослых червяг не способно жить в воде и, попав в нее, тонет.
Водные виды живородящи: их эмбрионы развиваются из 5-8 крупных яиц.

Кольчатая червяга
достигает в длину около 40 см, а настоящая червяга — 70 см, но значительно тоньше. Оба
вида живут в тропической части Южной Америки. Вследствие своего сходства со
змеями червяги пользуются у туземцев плохой репутацией, и их считают страшно ядовитыми.

Интересно, что некоторые червяги «насиживают» свои яйца. Мать обвивается кольцами
вокруг отложенных яиц и остается в таком положении в течение нескольких дней.

Впрочем, при этом главную роль играет не согревание, а лишь увлажнение яиц,
которые всасывают слизистые выделения тела матери и сильно разбухают.

Слепые червяги отличаются
от настоящих червяг тем, что имеют щупальца около губ и ноздрей. Из них наиболее
известна цейлонская червяга до 38 см длиной.

Многообразие земноводных

  • «Отряд Бесхвостые» 
  • Отряд Бесхвостые наиболее
    многочисленный, к нему относится более 2000 видов, среди которых известны лягушки,
    жабы, квакши, жерлянки.
  • Семейство настоящие лягушки включает около
    400 видов.

Часть видов обитает в
сырых местах и с водой связаны только в период размножения (в фауне России к ним
относятся бурые лягушки: (остромордая и травяная), другие ведут преимущественно водный
образ жизни (озерная, прудовая). Питаются главным образом летающими насекомыми;
крупные особи хватают и мелких позвоночных – молодь рыб, небольших лягушек и
головастиков.

Древние бесхвостые
земноводные жерлянки похожи на небольших жаб, но отличаются от них отсутствием барабанных
перепонок и треугольными зрачками глаз. Язык жерлянок несвободно выбрасывающийся, а
дискообразный, прикрепленный всей своей поверхностью к нижней части ротовой полости. В
пресных водах нашей страны
водятся краснобрюхая, желтобрюхая и дальневосточная жерлянки.

Тело жерлянки
обычно окрашено в тон дна водоема, в котором она обитает. Сверху кожа жерлянок
светло-серая, буроватая или
черная, а на животе оранжевая, красная или желтая. Такой яркой окраской животное предупреждает врагов, что оно
ядовито, в пищу не годится и трогать его нельзя.

В случае опасности жерлянка переворачивается на спину и начинает
выгибаться, устрашая преследователя.

Довольно надежное средство
защиты у жерлянок — кожные ядовитые железы. Их яд распространяет едкий
запах, вызывающий слезотечение, а при попадании на царапины — жжение и боль. В слизи,
выделяемой кожными железами, содержится ядовитый секрет фринолецин, вызывающий при попадании на
слизистую рта острое жжение, обычно жерлянок не трогают.

Какой-либо хищник, раз
попробовав на вкус жерлянку, больше не решится ее трогать. Однако такая ядовитая защита
не абсолютно ограждает жерлянку от опасностей, и она иногда становится добычей
ужа, малой выпи, цапли, кваквы и некоторых других животных.

Икрометание у жерлянок
происходит в течение почти всего лета. Самки откладывают от 80 до 200 икринок (иногда до
300). Но, если икра выметывается в пересыхающий водоем, головастики жерлянок гибнут.

Зимуют
жерлянки на суше в норах полевок, песчаных ямах и других укрытиях.

Жерлянки любят мелкие водоемы: ямы, канавы,
пруды, маленькие озера. Кормятся они насекомыми, слизнями, червями.

Семейство жабы
распространено по всему свету, кроме приполярных областей и объединяет около
650 видов. Около 50 видов австралийских жаб населяют разнообразные, в том числе и пустынные
районы Австралии. У нас в России обычны 2 вида.

Достигающая длины 20 см серая жаба
живет в лесных и степных районах, и боле мелкая зеленая жаба – встречается в
широколиственных лесах и степях, проникает в горы на высоту 4,5 км и даже в пустыни, где живут
преимущественно в норах грызунов.

У всех жаб за глазами на
спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы – паротиды, а по всей
спине – много мелких железок. Секрет этих желез, раздражая слизистую оболочку,
вынуждает хищника, схватившего жабу, ее выплюнуть.

Свыше 400 видов древесных
лягушек, встречающихся в теплых районах всех континентов, объединяет семейство
квакш. Квакши – стройные, легкие создания с громким голосом.

Поющую квакшу найти непросто, потому что сидит
она на дереве. У всех видов квакш концы
пальцев расширены в диски – своеобразные присоски, облегчающие передвижение по ветвям и листьям деревьев.

У многих видов в той
или иной степени выражена забота о потомстве.

Квакша охотится ночью, размножаться
спускается в воду, а иногда ходит туда купаться. Зимуют квакши на суше, но могут зарываться в
ил.

Многообразие земноводных

Тритоны и саламандры — «Хвостатые
земноводные»

Некоторые ребята не
различают тритонов и ящериц. А разница между этими животными большая: у
тритонов кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский, на передних ногах,
как и у остальных земноводных, четыре, а на задних (в большинстве случаев)
пять пальцев. У ящериц кожа сухая. Образ жизни тритонов (земноводный) и ящериц (наземный)
тоже различен.

Частыми обитателями
водоемов со стоячей водой являются обыкновенный и гребенчатый тритоны.

Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче и от
затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и голубой линией гребень. Обыкновенный тритон
обитает в балках, прудах, ямах, канавах,
озерах лесной зоны.

Гребенчатый тритон встречается намного реже. Как указывает его название, он отличается зубчатым, и
у основания хвоста прерывистым
гребнем.

Размножаются тритоны,
подобно лягушкам, в воде. Самка обыкновенного тритона завертывает по одному яйцу
в листья, склеивая их слизистой жидкостью так, что икринка оказывается
спрятанной между складками листа. Гребенчатый тритон тоже откладывает отдельно каждую икринку, заключенную
в шарообразную слизистую массу.

Тритоны, особенно
гребенчатые, относятся к числу наиболее, полезных земноводных, поскольку они
уничтожают большое количество личинок комаров, в том числе и малярийных. Кроме того,
гребенчатый тритон питается водными клопами и низшими ракообразными.

Враги обыкновенного
тритона — хищные рыбы, ужи, цапли, крачки, аисты. У гребенчатого тритона врагов
меньше в связи с тем, что выделения его кожных желез едкие и жгучие.

В предгорных районах Карпат
встречается пятнистая; или огненная, саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20—25
сантиметров (иногда до 28 сантиметров).
Окраска блестяще – черная с ярко – желтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не
тронь меня, это для тебя опасно!»

Днем саламандра скрывается
от прямых солнечных лучей в кучах листьев, в лесной подстилке, гнилых пнях, в норах. Она
предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду.

Читайте также:  Охрана воздуха, биология

В такую погоду оставляет
убежища и днем, за что в Карпатах ее прозвали «дождевой ящерицей». Кормится
пятнистая саламандра кивсяками, насекомыми, мокрицами, слизнями.

Зимует в
трухлявых пнях, под кучами листьев, в небольших пещерах и других укрытиях.

Текст 4

«Лягушкины
рекорды» 

Земноводные — животные
скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических
насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало
любопытного. Вот некоторые из их рекордов.

Из бесхвостых земноводных
самая крупная — лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами — более полуметра. В апреле
1989 года житель Сиэтла, штат Вашингтон,
Энди Кофман поймал лягушку, которая весила 3,66 кг, Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной
около 100км — в Камерунских горных реках с водопадами.

Многообразие земноводных

Самая большая жаба из
известных науке — жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и в
Австралии.

Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г В 1991 году, согласно
приведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену
Форсберну, Швеция, составляла 2, 65 кг, а длина от кончика морды до анального
отверстия в вытянутом состоянии — 53,9 см. Имеет наиболее ороговевшую кожу и
соответственно наиболее совершенно развитое легкое среди всех земноводных. Яд этой жабы
сильнодействующий.

Многообразие земноводныхСамая маленькая лягушка и
одновременно самая маленькая амфибия — кубинский карлик, обитающий на Кубе; длина достигшей
полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85—1,2
см.

Самое крупное современное
земноводное, достигающее длины 1,5-1,6 м в длину, — саламандра исполинская
живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии. Мясо саламандр издавна
считалось в этих странах деликатесом. Малоподвижное животное легко становилось
добычей человека, поэтому в наше время оно почти полностью истреблено.

Филломедуза Сауваш,
жительница полупустынь Южной Америки, особые железы которой вырабатывают воск,
делая кожу водонепроницаемой, теперь вызывает интерес к себе не только этим. Из ее
кожи выделено необыкновенное вещество. Оно действует в одиннадцать раз сильнее,
чем прославленное обезболивающее лекарство морфин.

Самые ядовитые среди земноводных
— южноамериканские лягушки-древолазы. Это также самые ядовитые в мире наземные
позвоночные; их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка
от такой стрелы может быть смертельной.

Многообразие земноводных

Самые северные земноводные
— сибирский углозуб, а также остромордая и сибирская лягушки. Ареалы этих видов
заходят за Северный Полярный круг, а сибирский углозуб даже встречается в
районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до —45 С°,
способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает
ни одно другое позвоночное животное.

Есть такие земноводные, которые обходятся без
легких в своей жизни. Это безлегочные
саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны. Уссурийский тритон живет в горных лесах
Сихотэ-Алиня и гор Корей.

Все безлегочные саламандры и тритоны дышат
кожей и ротовой полостью. Тело их имеет вытянутую форму: чём больше отношение
поверхности к объему, тем больше относительная дыхательная поверхность.

По этой же причине живут они в прохладных
условиях: при повышении температуры растворимость
газов, в том числе кислорода, снижается.

Многообразие земноводных. Классификация земноводных отряды хвостатыебесхвостыебезногие тритонысаламандры жабыЛягушки квакши червяги. – презентация

  • 1 многообразие земноводных
  • 2 Классификация земноводных отряды хвостатыебесхвостыебезногие тритонысаламандры жабыЛягушки квакши червяги
  • 3

4 Бесхвостые ЖАБЫ – семейство бесхвостых земноводных. Длина от 2 до 25 см. Св. 300 видов, распространены широко.

Представители рода собственно жабы (ок. 200 видов) ведут наземный сумеречный образ жизни. Кожные выделения жаб вызывают раздражение слизистых оболочек у других животных. Жабы истребляют насекомых – вредителей сельского хозяйства.

5 видов в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов; камышовая жаба, обитающая в Прибалтике, Белоруссии и на Украине, – редка, охраняется.

  1. 5 Жаба зелёная
  2. 6 Жаба обыкновенная
  3. 7 Жаба – ага
  4. 8 Жаба – повитуха

9 ЖЕРЛЯНКИ – род бесхвостых земноводных. Длина до 6-7 см. 5 видов, в Европе и Азии (на Дальнем Востоке и в Китае). При опасности показывают яркую предупреждающую окраску нижней стороны тела; при раздражении кожа жерлянки выделяет едкий пенистый секрет.

10 Жерлянка желтобрюхая

11 КВАКШИ (древесные лягушки) – семейство бесхвостых земноводных. Длина от 2 до 13,5 см. Ок.

580 видов, в Евразии, Америке (тропики) и Австралии; обыкновенная квакша, или древесница – на юге России, на Украине и на Кавказе, 1 вид на Дальнем Востоке. Многие живут на деревьях.

Одни откладывают икру в дождевую воду, накапливающуюся в пазухах листьев, другие (филломедузы) – в свернутые листья.

  • 12 Квакша обыкновенная Квакша обыкновенная
  • 13
  • 14

15 ЛЯГУШКИ (настоящие лягушки) – семейство бесхвостых земноводных. Длина от 3 до 32 см. Св. 550 видов. Распространены широко (кроме юга Юж. Америки, Юж. Австралии и Нов. Зеландии).

Крупных лягушек (голиафа, лягушку-быка, озерную лягушку) во многих странах употребляют в пищу. В широком смысле слова лягушками называют всех бесхвостых земноводных. Классические лабораторные животные.

1 вид в Красной книге Международного Союза охраны природы и природных ресурсов.

  1. 16 Лягушка озёрная
  2. 17 Лягушка остромордая
  3. 18 Лягушка травяная Лягушка травяная
  4. 19 Яванская летающая лягушка
  5. 20
  6. 21 Рогатая лягушка

22 хвостатые ТРИТОНЫ – род хвостатых земноводных семейства саламандр. Длина до 18 см (из них около половины – хвост).

10 видов, в Европе и прилежащих частях Азии; в России 3 вида – обыкновенный, гребенчатый и малоазиатский тритоны (последний вид редок), встречается в Краснодарском крае. В период размножения живут в воде.

Тритонами называют также нескольких представителей других родов хвостатых земноводных.

23 Тритон гребенчатый Тритон гребенчатый

24 Бородавчатый тритон

25 ПРОТЕИ – семейство хвостатых земноводных. Длина от 16 до 40 см. Хвост окаймлен кожной складкой. Наружные жабры сохраняются всю жизнь. Характерна неотения.

2 рода : европейские протеи (1 вид, обитает в пещерных водоемах на западе Балканского п – ова ; в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов ) и американские протеи (5 видов, обитают в озерах на востоке Сев. Америки ).

26 Протей европейский

27 САЛАМАНДРЫ (Salamandridae), семейство хвостатых амфибий. Включает около 15 родов. Распространены в Евразии, Северной Африке и Северной Америке. Существует порядка 40 видов : обыкновенная саламандра, огненная саламандра и др. Длина саламандры от 10 до 28 см. Саламандра имеет зубы на верхних и нижних челюстях, хорошо развитые веки.

28 Саламандра огненная

29 Безногие Безногие ЧЕРВЯГИ – семейство безногих земноводных. Внешне похожи на крупных дождевых червей. Позвонков до 300. Длина до 1,2 м. Ок. 100 видов, в тропиках Африки, Азии и Америки. Большинство червягов обитают во влажной почве, несколько видов – водные животные.

30 Червяга кольчатая

31 закрепление отрядПризнаки отряда представители Хвостатые Бесхвостые Безногие

Урок "Многообразие и значение земноводных"

Урок «Многообразие и значение земноводных»

Цель урока. Показать многообразие современных земноводных, углубить и расширить знания о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение земноводных в природе, жизни человека и необходимость их охраны.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
  • Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями отрядов земноводных, их приспособленности к среде обитания

Развивающие:

  • организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным – “Защита незаслуженно гонимых амфибий”
  • На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха
  • Тип урока: комбинированный.
  • Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
  • Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, рефлексивный, проблемный.
  • Оборудование:
  • презентация, видеоурок по теме, компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал.
Читайте также:  Система растений и животных – отображение эволюции, Биология

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Эпиграф урока.

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного.

1.Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-) )

Суждения (вопросы) Знак
1. Лягушки не могут жить без воды Да
2. Лягушки никогда не пьют воду Да
3. Лягушки и жабы дышат только легкими Нет
4. Питаются лягушки только водорослями Нет
5. Весной лягушки возвращаются в пруд, где они родились Да
6. Из оплодотворённой икринки сразу развивается лягушонок Нет
7. Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред Нет
8. Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса Нет
9. Земноводные произошли от рыбообразных предков Да
10. Головастик- это личинка земноводных Да
11. Жабы- это вредители садов и огородов Нет
12. Лягушки занимают две среды обитания – воду и сушу Да
13. От прикосновения к жабе появляются бородавки Нет
14. Все земноводные – хищники Да
  1. Изучение нового материала.

Проблема      У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. – «Как вы думаете , за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»

Противоречие .Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны – необычные . В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:,

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)

Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, – заметил как-то в шутку Марк Твен.

И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных.

А что нам необходимо знать, чтобы это сделать? Да, сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека. Тема нашего урока «Многоообразие и значение земноводных».

Давайте сформулируем задачи нашего урока.

а) Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и  высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий

Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

1стадия. Вызов.

А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое неотения?

Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.

2 стадия.Осмысление .

  • Учащиеся работают в парах. Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами (Приложение 1) – 10 мин.
  1. 1 группа: Отряд Хвостатые
  2. 2 группа: Отряд Безногие
  3. 3 группа: Отряд Бесхвостые
  4. План характеристики отряда.
  1. Образ жизни.

  2. Строение.

  3. Распространение

  4. Представители, их характеристика.

  • В процессе работы составляют таблицу

«Сравнительная характеристика отрядов земноводных»

Название отряда Характерные признаки Представители
Бесхвостые Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии Квакши, жабы, жерлянки, лягушки
Хвостатые Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.
Безногие Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы Африканская и кольчатая червяги
  • «Презентация” каждой группы у доски.

Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.

  • Просмотр фрагментов видеоурока по каждому отряду.

Какие новые факты вы узнали из фрагмента?

  1. Значение земноводных в природе и жизни человека

А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.

Биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства.

В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год.

Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса.

Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).

  1. Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)

  2. Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

  3. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

Зачем ставят памятники лягушкам?

  1. Служат объектом для науки

– Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

– Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

  • 5) в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;
  • 6)Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты
  • 7)Служат индикаторами чистоты водоемов.
  • 8)Бионика (принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы) прибор ретинатрон.

Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием “Природа”, а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

7. Земноводные Курской области, Красной книги России.

Рассказ учителя с использованием фрагментов слайда и демонстрация самой Красной книги . Среди земноводных в лесах обитают: лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная . В списки редких и исчезающих видов отнесены Жерлянка краснобрюхая . Жаба серая, или обыкновенная . Лягушка травяная. Лягушка съедобная

Много амфибий занесено в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра.

Закончить эту часть урока мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем,

Как чист и прозрачен родной водоем»!

  1. Закрепление изученного материала.

Вернемся к вопросам, на которые мы не смогли ответить вначале урока. Сможете вы теперь дать на них правильные ответы?

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

Читайте также:  Подцарство одноклеточные животные, или простейшие, биология

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое неотения?

Задание 2. Подумай и ответь. «Как и Почему» (при наличии времени)

  1. Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?
  2. Действительно ли опасен яд жабы для человека?
  3. Почему жаба вымётывает большое количество икринок?
  4. Почему лягушка получила такое название?
  5. Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?
  6. Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности?

Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?

Как вы думаете, вырастут ли бородавки, если подержать в руках жабу?

Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?

V.Рефлексия.

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)…
  • “Я думаю, что…” (Над чем вы задумались?)
  • Для меня этот учебный материал важен потому что…
  • Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)

VI. Домашнее задание.

Изучить п. 39, вопросы, подготовить сообщение о необыкновенных способностях земноводных и их поведении.

Приложение 1

Отряд Бесхвостые

  • Наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см.
  • Кожа гладкая или бугорчатая.
  • На передних конечностях по 4, на задних по 5 пальцев, которые соединены у большинства видов перепонкой.

Многообразие земноводных. Их происхождение

  •  Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»
  • Мы с вами на протяжении 3-х уроков изучали класс Земноводные. Давайте вспомним что именно нами было изучено (внутренне строение, внешнее, развитие, размножение)
  • Сегодня на уроке мы обобщим полученные сведения и одновременнорасширим знания о земноводных, познакомимся с многообразием и значением земноводных для человека и в природе, а также с их происхождением.

Итак, тема нашего урока: Многообразие земноводных. Их происхождение.

Цели урока:

  1. расширить знания о значении земноводных в природе и в жизни человека

  2. показать многообразие земноводных

  3. продолжить формирования общеучебных умений и навыков через планирование ответа, сравнение представителей разных отрядов, обобщение изученного материала, работу с учебником, самоконтроль

  4. развивать у учащихся логическое мышление — умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изученных фактов

  5. развить познавательный интерес, самостоятельного мышления, осознанное отношение к предмету через использование частично — поисковых материалов и элементов проблемного обучения, самостоятельных упражнений, нахождение собственных примеров к теме, оказание необходимой помощи

  6. воспитывать бережное отношение к природе через элементы экологического образования

  7. продолжать прививать интерес к предмету.

Ход урока:

Но перед тем как приступить крассмотрению темы сегодняшнего урока, давайте проверим ваши знания с предыдущих уроков.

  • 1 человек у доски развитие земноводных
  • Остальные – графический диктант

«Лягушонок»

Рис. 33. А. Точечный рисунок к заданию 33

  1. 1. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию в воде:
  2. а) короткое тело, лишенное хвоста (13–4–42–21–36);б) заостренная клиновидная голова (4–13–42–21–4);
  3. в) перепонки на задних конечностях ы (21–42–4–21–13);
  • 2. Земноводные не могут обитать в таких местообитаниях, как:
  • а) озеро (13–1–36–48–45);б) луг (48–21–13–36–1);в) река (48–45–36–1–13);
  • г) море (13–36–1–48–45).
  • 3. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию на суше:
  • а) широкое туловище (35–41–16–1–45);б) наличие конечностей (45–1–41–16–35);
  • в) клиновидная голова (45–1–35–16–41);
  • 4. Почему глаза и ноздри лягушки возвышаются над поверхностью головы:
  • а) это обеспечивают возможность атмосферного дыхания и видения предметов в воздухе в то время, как тело лягушки погружено в воду? (35–54–37–45);б) это необходимо для поиска пищи (45–54–37–35);
  • в) это способствует дыханию на суше (35–37–45–54);
  • 5. Сердце земноводных состоит из:
  • а) двух предсердий и двух желудочков;(48–5–58–49–28);б) двух желудочков и одного предсердия (48–58–5–28–49);
  • в) двух предсердий и одного желудочка (48–5–58–28–49);
  • 6. У взрослых лягушек отсутствует тип дыхания:
  • а) кожный (49–57–26–32–49); б) легочный (49–26–17–57–32);в) кожно-легочный (49–16–57–26–32);
  • г) жаберный (49–17–57–26–32).
  • 7. Кожа у лягушек:
  • а) голая, сухая (32–19–25–52–10);б) голая, влажная (32–25–19–52–10);
  • в) влажная, покрытая чешуей (32–25–10–52–19).
  • 8. Личинка лягушки называется:
  • а) саламандрой (10–53–34–9–46);б) тритоном (10–34–46–9–53);в) головастиком (10–34–53–9–46);
  • г) аксолотлем (10–34–46–53–9).
  • 9. Головастики дышат при помощи:
  • а) кожи и легких (46–33–6–24–12);б) кожи и жабр (46–6–33–24–12);в) трахей (46–12–6–33–24);
  • г) органов боковой линии (6–9–12–6–46).
  • 10. У лягушки горло постоянно колеблется, потому что:
  • а) лягушка ртом прогоняет воздух в легкие; (12–56–43–22–18);б) во рту накапливается слюна; (22–56–43–12–18);в) она постоянно пережевывает пищу; (12–43–56–22–18);

г) это облегчает пищеварение. (22–18–43–56–12).

  1. 11. Сердце головастика состоит из:
  2. а) одной камеры (18–23–31–51–55);б) двух камер (18–31–23–51–55);в) трех камер (18–31–51–55–31);
  3. г) четырех камер (31–18–23–51–55).
  4. 12. Орган слуха амфибий состоит из:
  5. а) внутреннего уха; (55–3–14–47–27);б) внутреннего, среднего и наружного уха. (27–55–14–3–47);
  6. в) внутреннего и среднего уха; (55–14–3–47–27);

13. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

  • а) приспособленности к жизни в воде (27–50–7–38–20);б) приспособленности к жизни на суше (27–38–50–7–20);
  • в) хорошего зрения (38–27–50–7–20);
  • 14. Долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что:
  • Промежуточной формой между рыбами и амфибиями, сочетающей в себе максимальное число признаков обоих классов, следует считать:
  • а) лягушка расходует запас воздуха, имеющийся в легких; (20–30–37–24);б) жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются. (20–27–30–37);
  • в) органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами (20–30–27–37);
  • 15. У бесхвостых земноводных сильнее развиты мышцы:
  • а) туловища; (15–39–13–8–39);в) передних конечностей (15–8–39–13–15);
  • г) задних конечностей (15–8–13–39–15).
  • 16. Позвоночник земноводных состоит из отделов
  • а) шейного, туловищного, крестцового, хвостового; 40–11–2–44–40);б) шейного, туловищного, хвостового (2–40–11–44–2);в) шейного, туловищного, крестцового;(40–2–11–44–40);
  • (Правильные ответы: 21–42–4–21–13; 13–36–1–48–45; 45–1–41–16–35; 35–54–37–45; 48–5–58–28–49; 49–17–57–26–32; 32–25–19–52–10; 10–34–53–9–46; 46–6–33–24–12; 12–56–43–22–18; 18–31–23–51–55; 55–14–3–47–27; 27–38–50–7–20; 20–30–27–37; 15–8–13–39–15; 40–11–2–44–40.)
  • 2. Изучение нового материала:

Земноводные – необычные животные. Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети.

Я беру на себя задачу защитить земноводных, а сделать я это смогу в том случае, если познакомлю вас с образом жизни лягушек, их многообразием и ролью в природе и жизни человека.

Все признаки земноводных, которые могут вызывать у людей неприязнь и отвращение, являются необходимыми приспособлениями к среде обитания.

Земноводные – первые наземные позвоночные и приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной средах различаются очень сильно. Земноводные появились на Земле более 350 млн лет назад.

Подумайте и ответьте, какие древние рыбы могли «проложить им путь на сушу» (кистепёрые рыбы) слайд.

9А какие признаки древних кистеперых рыб оказались полезными для развития организмов, способных существовать на суше? (Мясистые плавники, способность при неблагоприятных условиях переходить на «легочное» дыхание.)

В то время на Земле был жаркий влажный климат. Многие водоемы мелели, вода в них сильно прогревалась, становилась бедной кислородом.

В таких условиях из поколения в поколение чаще сохранялись те древние кистеперые рыбы, которые могли выходить из воды, дышать атмосферным воздухом и переходить в другие. На суше они находили для себя достаточное количество пищи и не имели конкурентов.

Так появились первые сухопутные позвоночные на Земле – стегоцефалы. Древние земноводные стегоцефалы внешне были похожи на тритонов. (Слайд)

Переход позвоночных от водного к наземному образу жизни и появление земноводных сопровождалось появлением решающих приспособлений. Давайте вспомним особенности строения амфибий, связанных с жизнью в воздушной среде и водной.Какие появились приспособления

Приспособление земноводных к жизни в воде и на суше

На суше В воде
  1. Дышат легкими
  2. Трехкамерное сердце, 2 круга кровообращения
  3. Ноги и суставы
  4. Веки, слезные железы
  5. Слюнные железы
  6. Среднее ухо с барабанной перепонкой
  1. Обтекаемая форма тела
  2. Перепонки между пальцами
  3. Голая, богатая железами кожа
  4. Размножение в воде
  5. Выпуклые глаза и ноздри, позволяющие ими пользоваться, выставив над поверхностью воды
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]