Насекомые – самый распространенный класс живых существ на Земле. И естественно, долгие годы сосуществования на одной планете заставили людей задуматься – а нельзя ли использовать эту фауну, кишащую вокруг, на благое дело? Всем привет, сегодня я расскажу вам о самых популярных насекомых, используемых человеком.
Пчелы
Пожалуй, самок распространенное насекомое, которое используется человеком с древнейших времен. На Земле около 20 тысяч видов пчел, но не все они достаточно дружелюбны или продуктивны, чтобы быть полезными человеку. Для получения меда и опыления используется все 0,1 % сего разнообразия пчелиной братии – это около 20 пород пчел.
Тутовый шелкопряд
Шелкопряды были одомашнены человеком около 5000 лет назад, и произошло это, как известно всем в Китае. Около 3000 лет китайцам удавалось держать особенности производства шелка в секрете.
Затем, как считается, он был украден и разошелся по всему миру. Шелк производили везде, где росла тутовая ягода – шелковица, в том числе и в СССР.
Кстати, после вскрытия коконов, личинок шелкопряда не выбрасываю, а продают как еду. В Китае конечно, а не в России.
Мушка-дрозофила
Сложно найти еще одно какое-то насекомое, столь рьяно послужившее науке, сколько мушка-дрозофила. На ее изучении написан не один труд ученых генетиков, а уж сколько опыт проведено, лекарств и ядов испытано. И по сей день дрозофила, а точнее один из ее видов – плодовая муха, является наиболее хорошо изученным живым существом на Земле.
Муравьи
Что может быть общего у человека с этими кусаками? Да много чего! Муравьи, это не только прекрасная еда, сладкий деликатес, но еще и яд для производства лекарств. Некоторые виды муравьев специально разводят в садах для защиты плодов от насекомых вредителей. Муравьев также используют для сбора урожая ройбуша, а их челюстями до сих пор сшивают края ран.
Кошениль
Яркая красная субстанция, которую получали их кошенильных червячков, используется для производства кармина – естественного красителя. Кошениль распространена практически на всех континентах, а кое-где она специально культивировалась для получения краски. До сих пор кармин добавляют в пищевые продукты и окрашивают ею ткани, а раньше – ей замены просто не существовало.
Павлиноглазки
Посмотрите на них. Они прекрасны. Гусеницы павлиноглазок – деликатес в Северной Африке, где они стоят в 4 раза дороже говядины, а из их коконов делают шелк. А вообще, в насекомых во много раз больше белка, чем в стандартном мясе, поэтому около 2 тысяч видов насекомых используется для еды.
Пауки
Самая дорогая в мире одежда – из паутины пауков. Но паучья паутина также используется для научных опытов. А самих пауков едят или используют в качестве домашних питомцев. Кроме того, из яда паука делают лекарства и пестициды. А недавно ученые вывели новый вид – паутина такой милашки, стала самым крепким веществом в мире. Из нее будут делать армейские бронежилеты.
Божьи коровки
Если вы замучались удалять тлей со своих растений в саду и огороде, да еще и не хотите использовать химию, божья коровка вам поможет. В день ее личинка съедает до 50 тлей, поэтому часто божьих коровок ловят и подсаживают в теплицы, где они быстро размножаются и очищают растения от вредителей. Как и пчел, божьих коровок разводят и продают.
Светлячки
Эти милые создания, до сих пор используются для освещения жилищ аборигенами Южной Америки, а раньше их привязывали к ногам, чтобы осветить дорогу ночью, или применяли в качестве украшений.
Жуки-златки
Бусы, броши, декор на платья – все это можно сделать из жестких крыльев жуков златок. Это семейство включает в себя 15 тысяч видов, поэтому каждое украшение из жучков может быть уникальным.
Как бы мы не старались их не замечать, как бы мы с ними не боролись и как бы ни боялись мы этих созданий, все равно человечество вынуждено с ними дружить. А каким способом – есть пить, делать ткань или краску – это всего лишь вопрос прогресса и времени. Шагайте в ногу с прогрессом. До скорых встреч. Пока.
Презентация на тему: Одомашненные насекомые
Презентация на тему: Одомашненные насекомые
Скачать эту презентацию
Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
№ слайда 2
Описание слайда:
К одомашненным насекомым ( то есть таким, которых человек приручил и разводит, о которых он заботится, выводя новые породы для своих нужд и потребностей) относятся : пчела домашняя, или медоносная, тутовый шелкопряд, тля кошениль.
№ слайда 3
Описание слайда:
Тля кошениль Крошечные, красного цвета самки тли кошениль служат исходным сырьём для изготовления краски, называемой кармином. Сейчас кармин применяется только в пищевой промышленности.
№ слайда 4
Описание слайда:
Медоносная пчела дает мед, воск, прополис (пчелиный клей), апилак (пчелиный яд), маточное молочко.
№ слайда 5
Описание слайда:
Пчелиная семья
№ слайда 6
Описание слайда:
Тутовый шелкопряд Тутовый шелкопряд – это единственное полностью одомашненное насекомое (причём все остальные в Китае уже завозились одомашненными), не встречающееся в природе в диком состоянии. Самки его даже «разучились» летать.
№ слайда 7
Описание слайда:
Тутовый шелкопряд Гусеницы шелкопряда завивают коконы оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300-900 м и до 1 500 м в самых крупных коконах.
№ слайда 8
Описание слайда:
Значение тутового шелкопряда
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые
Некоторые виды насекомых одомашнены человеком и имеют большое промышленное значение. Это, например, медоносная пчела. Она обитает повсюду, где встречаются цветковые растения.
Пчёлы – общественные насекомые, живущие большими семьями, включающими до 80 тысяч особей. Члены семьи делятся друг с другом пищей, вместе заботятся о потомстве, охраняют жилище. Они не могут жить отдельно друг от друга.
Семью пчёл называют роем. Дикие пчёлы живут в дуплах деревьев, одомашненные – в ульях. Гнездо медоносных пчёл представляет собой вертикальные ряды ячеек – соты, построенные из воска. Ячейки различаются по размерам. В них хранится запас корма, растёт потомство.
У пчёл, также как и у всех других общественных насекомых, хорошо выражен полиморфизм (или многообразие), т.е. внешние различия в зависимости от функций, выполняемых в семье. Семья медоносной пчелы включает одну крупную самку (матку, или царицу), около 300 самцов (или трутней) и десятки тысяч рабочих пчёл (бесплодных самок), неспособных к размножению.
Матка – самая крупная и главная пчела в семье. Действия многотысячного сообщества слаженны и организованны, но, если матка погибает, то семья превращается в скопление беспомощных, хаотично бегающих насекомых.
Она имеет размеры около 2 сантиметров, длинное брюшко, в котором сильно развиты половые органы. Основная функция матки – ежедневно в тёплое время откладывать до 2 – 3 тысяч яиц. Живёт матка пять – шесть лет.
Летом в семье появляются трутни. Они имеют средние размеры и очень большие, соприкасающиеся на затылке глаза. Трутни не работают, не защищают семью, так как не имеют жала, и не добывают пищу самостоятельно. Единственное их значение – участие в размножении.
Рабочие пчёлы имеют, по сравнению с маткой и трутнями, более мелкие размеры. Голова рабочей пчелы крупная, покрыта волосками, не ней расположены два фасеточных глаза и три простых глазка между ними.
Они строят соты, в которых содержат личинок, находят и собирают нектар, защищают с помощью жала жилище, выполняют все работы в гнезде.
В сотах происходит развитие личинок и куколок пчёл, хранится мёд и перга (переработанная пчёлами пыльца).
На голове у пчёл расположены усики. Органы зрения и обоняния позволяют пчёлам отыскивать растения-медоносы и выполнять все работы в улье.
Ротовой аппарат пчёл грызуще-лижущий. Верхние челюсти позволяют обрабатывать воск при постройке сот. Хоботок, образованный нижней губой, служит для слизывания нектара. Нектар попадает в зоб, где смешивается с выделениями слюнных желез. Этой смесью пчела заполняет ячейки сот, где смесь превращается в мёд.
Для сбора пыльцы пчёлы используют конечности. На задней паре ног с внешней стороны есть гладкая площадка, окружённая волосками, – корзиночка. Первый, расширенный членик задней лапки с внутренней стороны покрытый рядами волосков и образует щёточку. Это и есть собирательные конечности пчёл.
Щеточкой пчела чистит тело, собирает пыльцу после посещения цветов, затем трет конечность о конечность, формируя комочек пыльцы, так называемую обножку, которую перемещает в корзинку и переносит в улей.
На брюшке у рабочих пчёл находятся воскоотделительные железы. Образуемые ими маленькие пластинки воска выделяются на гладких участках брюшка – зеркальцах, а затем снимаются задними конечностями, разминаются челюстями и используются для строительства сот.
Рассмотрим, как происходит размножение и развитие пчел. В улье зимуют оплодотворённая матка и рабочие пчёлы, завершившие развитие в конце предыдущего лета. Весной матка откладывает два типа яиц: в крупные ячейки сот – неоплодотворённые яйца, в мелкие – оплодотворённые. Из неоплодотворённых яиц развиваются трутни, из оплодотворённых – рабочие пчёлы и новая матка.
Из яиц выходят белые червеобразные личинки. Личинки быстро растут, увеличиваются в размерах, а затем окукливаются. Перед окукливанием личинок рабочие пчёлы запечатывают ячейки воском. Вышедшие из куколок насекомые прогрызают крышечки и выходят на соты.
В период размножения в первую очередь выводится множество рабочих пчёл, потом трутни и молодая матка. С выходом молодой матки начинается роение, или брачный полёт насекомых.
Старая матка и часть рабочих пчёл вылетают из улья и отыскивают подходящее место для основания новой семьи.
После того как улей покинула старая матка, один из трутней спаривается в воздухе с молодой маткой и погибает, остальных трутней рабочие пчелы в улей не пустят, и те погибнут от голода. Оплодотворённая молодая матка возвращается в улей и начинает откладывать яйца.
Пчеловодство – одна из важных областей народного хозяйства. Пчёлы дают человеку ценный продукт питания – мёд, который обладает важными лечебными свойствами.
Человек использует пчелиный воск, маточное молочко (секрет слюнных желез пчёл), пчелиный яд и пчелиный клей (прополис) для изготовления лекарственных препаратов.
Но основная роль пчёл – опыление растений.
Еще одним одомашненным видом насекомых является тутовый шелкопряд. Впервые был одомашнен в Китае около 5 тысяч лет назад, а затем распространился по всему миру.
Бабочки шелкопряда имеют толстое тело беловатого цвета, полностью покрытое волосками. Они имеют две пары крыльев, но не способны к полёту. В ротовом аппарате у них нет хоботка, следовательно, они не питаются. Поэтому и живут они недолго: погибают вскоре после откладывания яиц.
Самки откладывают от 300 до 600 яиц, называемых греной. Из яиц выходят гусеницы – «шелковичные черви». Они активно питаются листьями тутового дерева. Гусениц содержат и кормят на специальных стеллажах. Они развиваются около 40 суток, проходят линьки.
При окукливании гусеница выделяет шелковину и образует вокруг себя кокон. Шелковина выделяется парой видоизменённых слюнных желез, которые называются прядильными или шелкоотделительными. На воздухе выделения желез быстро затвердевают и образуют прочную нить, длина которой в коконе достигает одной тысячи метров.
Шёлковые нити используются для производства шёлковых тканей, в медицине – для сшивания ран.
Шелководство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением тутового шелкопряда для получения шёлка.
Ещё одними представителями полезных насекомых являются муравьи. Они живут большими семьями. Имеют размеры тела от одного сантиметра до трёх. Существует около 10 тысяч видов муравьёв. Рыжий лесной муравей имеет красно-бурую окраску, живёт в лесу и строит высокие муравейники.
Чёрный садовый муравей, строит небольшие холмики на открытых местах (лугах и полянах). Его можно встретить в щелях стен деревянных домов, в дуплах и пнях старых деревьев. В домах встречается домовой муравей, достигающей длины 5 миллиметров. У муравьёв большинства видов хорошо развиты жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту.
Семья рыжих лесных муравьёв включает крылатых самцов и самок, и бескрылых рабочих муравьёв. Молодые самцы и самки крылатые, они крупнее рабочих муравьёв.
С ранней весны рабочие муравьи ухаживают за потомством, добывают корм для личинок и цариц, ремонтируют и достраивают муравейник, защищают его от врагов. Муравейник – сложное сооружение с надземной и подземной частями, сложной системой галерей и камер, в которых можно обнаружить яйца, личинок и куколок муравьёв. Зимуют муравьи в подземной части муравейника.
В тёплые осенние дни происходит брачный вылет самцов и самок. После оплодотворения самцы погибают, а самки обламывают крылья и, найдя подходящее место, начинают строить новый муравейник.
Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых, повреждающих листья растений. Подсчитано, что семья рыжих лесных муравьёв за день доставляет в муравейник около одного килограмма насекомых. Проделывая в почве ходы, муравьи рыхлят её, обеспечивают вентиляцию, увлажнение и обогащение перегноем.
К полезным насекомым относятся стрекозы, божьи коровки, жужелицы. Стрекозы охотятся в полёте и уничтожают комаров, мошек и других кровососущих насекомых. Божьи коровки поедают тлей и их личинок. Жужелицы также поедают большое количество вредных насекомых, моллюсков.
- Жуки-могильщики и трупоеды закапывают мертвых мелких животных и, питаясь разложившимися останками, способствуют очищению почвы от трупов, накоплению в ней перегноя.
- Жуки-навозники, скарабеи выполняют функцию санитаров, зарывая навоз в почву.
Огромное количество цветковых растений (около 90%) опыляются насекомыми (бабочками, перепончатокрылыми). Такие растения имеют яркие цветки, аромат, нектар для привлечения насекомых.
Почвенные насекомые и их личинки питаются отмершими частями растений, роют в почве норки, тем самым разрыхляя землю, и ускоряют образование перегноя.
Отдельную группу составляют насекомые, представители которой откладывают яйца в личинки и куколки вредных насекомых. Это наездники. Наездник вонзает в тело гусеницы свой яйцеклад, откладывая огромное количество яиц. Из них выходят личинки, которые питаются тканями хозяина и приводят к его гибели. Развиваясь во вредителях, наездники снижают численность вредных насекомых.
Насекомые, благодаря своему разнообразию и численности играют огромную и важную роль в природе и жизни человека.
Биология в лицее
Общественные и одомашненные насекомые
Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые. К ним относятся термиты, шмели, осы, пчелы, муравьи. Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. Общественные насекомые делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо.
Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах: взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько “профессий”.
Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и, наконец, начинает вылетать из улья за нектаром.
Пчелы общаются друг с другом так же, как и муравьи, – при помощи прикосновений и выделяемых веществ.
Однако только у пчел имеется “язык танца”. При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения. Пчела-разведчица “танцует” в улье на сотах.
На нижней стороне брюшка рабочей пчелы находятся особые железы, которые выделяют воск. Из него пчелы благодаря сложным инстинктам строят соты. На задних ногах пчел имеются участки, окруженные длинными хитиновыми волосками, – корзиночки.
Пчелы ползают по цветкам, и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощью специальных щеточек на лапках ног. Вскоре там образуется комочек пыльцы – обножка, которую пчела переносит в улей.
Перга – пропитанная медом пыльца – служит запасом белкового корма пчелиной семьи.
У рабочих пчел имеется своеобразное расширение пищевода – медовый зобик. Из собранного с цветков нектара, который прошел через медовый зобик, образуется основной запас пищи пчелиной семьи – мед. Медом наполняются ячейки, которые пчелы закрывают тонким восковым слоем. За год от одной пчелиной семьи можно получить до 100 кг меда.
Хотя человек издавна разводил пчел, разборные рамочные ульи были изобретены сравнительно недавно – в 1814 г. украинским пчеловодом П. И. Прокоповичем.
До этого, чтобы извлечь мед из пчелиного гнезда, которое, как правило, располагалось в выдолбленной колоде дерева, надо было разламывать соты, то есть разорять пчелиную семью.
Уцелевший рой пчел может жить самостоятельно, без помощи человека. Это свидетельствует о том, что пчелы еще не полностью одомашнены.
Муравьи – общественные перепончатокрылые. Жала у них нет, но сохранилась ядовитая железа, благодаря которой они могут защититься от врагов. Рыжие лесные муравьи приносят большую пользу лесу. Муравьи одного муравейника поедают за день десятки тысяч насекомых и защищают от вредителей лес на площади 0,2 га. Они живут семьями.
Муравейник состоит из надземной и подземной частей. Большую часть живущих в муравейнике муравьев составляют бескрылые рабочие особи – это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях.
Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов. Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник.
Могут они попасть и в тот муравейник, в котором проходило их развитие.
Большинство муравьев – хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи охраняют, “пасут” этих насекомых, кормящихся на растениях, а иногда строят для них укрытия. Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для своего питания грибы, принося для этого измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи.
Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует “химический язык” – они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.
Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным, потому что инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько удивительно и сложно, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.
Существует единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии, – тутовый шелкопряд; самки этого вида даже “разучились” летать. Взрослое насекомое – толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.
Ученые предполагают, что в диком состоянии предок тутового шелкопряда обитал в предгорьях Гималаев. Бабочка была одомашнена в Китае около 3 тыс. лет до н. э. В наше время это насекомое полностью одомашнено.
Его разводят в Китае, Японии, странах Индокитая, в Южной Европе, Южной Америке, Средней Азии и на Кавказе – там, где может произрастать дерево шелковица.
Существует несколько десятков пород тутового шелкопряда, различающихся по длине, прочности и окраске производимой ими шелковой нити.
Самки тутового шелкопряда откладывают яйца (каждая самка – до 600 яиц), которые называются греной. Из них появляются гусеницы. Этих гусениц в специальных помещениях на кормовых этажерках выкармливают листьями шелковицы. При окукливании каждая гусеница в течение трех суток вьет кокон из очень тонкой нити, длина которой достигает 1500 м.
Шелковая нить выделяется особой шелкоотделительной железой шелкопряда, расположенной на нижней губе гусеницы.
Готовые коконы шелководы собирают, обрабатывают горячим паром, а потом специальными машинами разматывают шелковые нити. Часть коконов оставляют для выведения бабочек – производителей грены.
Шелк используется не только в легкой промышленности для получения тканей, но и в медицине (из него делают нити для сшивания ран), и в авиации.
< Предыдущая страница "Насекомые - переносчики возбудителей болезней и паразиты ..."
Следующая страница “Значение, охрана и происхождение насекомых” >
"Одомашненные насекомые"
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
- Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
- «ОДОМАШНЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ»
- Методическое пособие.
- Автор-составитель: Наврозашвили Елена Владимировна,
- педагог дополнительного образования
- г. Вязьма
- Смоленская область
- 2019 год
- Одомашненные насекомые
На протяжении всего своего существования человек постоянно приручал животных, в частности тех, которые представляли для него очевидную пользу, легко содержались в неволе и поддавались дрессировке.
Такие питомцы есть среди млекопитающих, птиц и даже рыб. Не остались в стороне и насекомые: одомашненными являются медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Правда, эти виды практически единственные.
Кроме них на ум приходят разве только обитатели экзотариумов и всевозможных выставок (палочники, диковинные жуки и прочие тропические шестиногие создания), но считать их одомашненными можно с большой натяжкой.
Из всех известных насекомых человек одомашнил только медоносную пчелу и тутового шелкопряда. При разведении пчел можно было иметь мед и воск, а при разведении тутового шелкопряда — шелк.
Домашняя пчела
Домашняя пчела происходит от дикой медоносной пчелы. Точная дата ее одомашнивания неизвестна, но уже 3000 лет назад в Древнем Египте пчеловодство было хорошо развито. Самое древнее изображение пчелы нашли на скале Аранской пещеры в Испании. Рисунку, на котором изображены люди, достающие из дупла пчелиные соты, 15 тысяч лет.
В мифологии и фольклоре многих народов мира пчела играет очень большую роль. В странах умеренного климата пчела олицетворяла пробуждение весны. На Руси даже был особый пчелиный праздник – 17 апреля. Многих народов образ пчелы связывался с темой смерти и возрождения – это можно найти и в древнегреческих мифах, и в Библии, и в африканских сказках.
Пчеловодство прошло в своем развитии несколько этапов. Сначала люди просто собирали в дуплах мед диких пчел. Часто при этом дупла полностью разорялись, а пчелы погибали.
Затем люди начали ловить рои пчел и помещать их в естественные и специально подготовленные дупла, выдолбленные колоды или особые ульи, сделанные из глины или коры деревьев. Чтобы взять мед и воск, пчел убивали серным дымом, а ульи ломали.
Настоящее пчеловодство, близкое к современному, начало развиваться только в начале XIX века.
В гербах некоторых народов изображены соты и пчела — символ трудолюбия. Несмотря на тысячелетнюю историю общения с пчелами и их использования, человек не вывел ни одной настоящей породы домашних медоносных пчел. Все три десятка существующих сейчас пород — это фактически разновидности местных диких форм.
Самые мирные из всех пчел – кавказские. Кроме того, они обладают выдающейся способностью к сбору нектара и незаменимы в странах с мягким климатом. А самые агрессивные – кипрские пчелы. Самая крупная пчела – итальянская, распространенная в странах Южной Европы.
Всего в мире сейчас содержится примерно 40 миллионов пчелиных семей.
Пчелиный язык
Медоносные пчелы используют звуковые сигналы для общения с сородичами. Во время виляющего танца они сообщают о направлении, удаленности и богатстве источника питания. Другие пчелы, находящиеся поблизости, могут слышать создаваемые крылышками колебания воздуха с помощью восприимчивого к звукам органа, расположенного на их усиках.
Семья пчел
Медоносные пчелы живут большими семьями: дикие — в дуплах деревьев, домашние — в ульях. В каждой семье имеется самка — матка, несколько сотен самцов — трутней (они живут со времени выхода из куколок до осени) и до 70 тыс. рабочих пчел.
Матка — самая крупная пчела в семье. Начиная с весны, она откладывает яйца (до 2000 в сутки). Трутни — пчелы средней величины с крупными глазами, соприкасающимися на затылке. Они оплодотворяют матку. Всю работу в улье выполняют рабочие пчелы.
Они мельче остальных членов семьи.
Медоносные пчелы
Семьи медоносных пчёл можно отнести к ярко выраженным общественным колониям. В семье каждая пчела исполняет свою функцию. Функции пчелы условно определяются её биологическим возрастом. Однако, как установлено, при отсутствии пчёл старших возрастов их функции могут выполнять пчёлы более младших возрастов.
Следует различать фактический и биологический возраст пчелы, поскольку во время взятка рабочая пчела живёт от 30 до 35 дней, а во время зимовки пчела остаётся биологически молодой до 9 месяцев (среднерусская серая пчела в условиях севера России и Сибири).
При указании сроков жизни и периодов развития пчелы обычно ориентируются на продолжительность жизни пчелы во время взятка.
Особенности строения и поведения рабочих пчел. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы имеются гладкие участки — зеркальца. На их поверхность выделяется воск. Пчелы делают из него шестигранные ячейки — соты: крупные, средние и мелкие.
На задних ногах пчел имеется по одной “корзиночке” и по одной “щеточке”. При их помощи они собирают цветочную пыльцу. Прилетев в улей, пчелы помещают ее в ячейки сот. Другие рабочие пчелы утрамбовывают пыльцу и пропитывают ее медом. Образуется перга — запас белкового корма.
Собранный из цветков нектар пчелы отрыгивают в ячейки из медового зобика. Здесь он превращается в мед — запас сахаристой пищи. В особых железах рабочих пчел вырабатывается “молочко”. Им они кормят матку и личинок.
На конце брюшка рабочих пчел имеется втяжное зазубренное жало, связанное с ядовитой железой и используемое при защите.
Рабочие пчелы выполняют и другую работу: вентилируют улей, чистят его, замазывают щели и пр. Каждая из них в течение своей жизни проходит через все виды деятельности по мере развития у нее тех или иных желез. Молодые рабочие пчёлы (возраст до 10 дней) составляют свиту матки, кормят её и личинки, так как у молодых пчёл хорошо выделяется маточное молочко.
Приблизительно с 7-дневного возраста на нижней части брюшка пчелы начинают работать восковые железы, и начинает выделяться воск в виде небольших пластинок. Такие пчёлы постепенно переключаются на строительные работы в гнезде.
Как правило, весной наблюдается массовая отстройка белых сот — это связано с тем, что перезимовавшие пчёлы к этому периоду массово достигают биологического возраста, соответствующего пчёлам – отстройщицам.
Приблизительно к 14—15 дням продуктивность восковых желез резко падает и пчёлы переключаются на следующие виды деятельности по уходу за гнездом — они производят чистку ячеек, уборку и вынос мусора. С возраста примерно 20 дней пчёлы переключаются на вентиляцию гнезда и охрану летка.
Пчёлы возрастом старше 22—25 дней в основном занимаются медосбором. Чтобы сообщить другим пчёлам о месте расположения нектара, пчела-сборщица использует визуальную биокоммуникацию. Пчёлы возрастом свыше 30 дней переключаются с медосбора на сбор воды для нужд семьи.
Такой цикл жизни пчелы предназначен для наиболее рациональной утилизации питательных веществ и использования наличного количества пчёл семьи. Наибольшее количество избыточных питательных веществ организм пчелы содержит именно при её выходе из ячейки.
В то же время больше всего пчёл гибнет именно при заборе воды из природных водоёмов. Намного меньше их погибает при медосборе с цветов и при подлёте к улью.
Развитие пчелы. Матка откладывает в крупные и мелкие ячейки оплодотворенные, а в средние — неоплодотворенные яйца. Отродившихся из яиц личинок рабочие пчелы кормят “молочком”. Затем “молочко” получают только личинки крупных ячеек, остальные — цветочную пыльцу и мед.
После последней линьки личинок рабочие пчелы запечатывают ячейки воском. Вскоре личинки окукливаются, а затем из куколок выходят взрослые насекомые. Они прогрызают восковые крышечки и выползают на поверхность сотов.
Из крупных ячеек выходят матки, из средних — трутни, а из мелких — рабочие пчелы.
Тутовый шелкопряд
Одна из самых таинственных историй связана с одомашниванием тутового шелкопряда. Дикий тутовый шелкопряд – это небольшая невзрачная серая ночная бабочка, обитающая в странах Дальнего Востока.
Как у всех бабочек, гусеницы шелкопряда активно питаются, причем только листьями тутового дерева или шелковицы. Перед превращением в куколку гусеницы опутывают себя тончайшей нитью, формируя кокон. Эта нить и есть шелк.
В некоторых местах еще и сейчас собирают коконы дикого шелкопряда, хотя и по качеству и по количеству «дикий» шелк значительно уступает «домашнему».
Первыми научились разводить тутового шелкопряда древние китайцы, и произошло это очень давно, примерно 5000 лет назад. За это время шелкопряд стал настоящим домашним животным, причем он изменился настолько, что считается даже отдельным видом. В течение тридцати веков китайцы сохраняли тайну своего замечательного шелка.
Они достигли высокого мастерства в изготовлении шелковых тканей и ни с кем не хотели делиться своими секретами. Уже в VI веке до нашей эры существовал Великий Шелковый Путь, по которому шелк везли из Китая, через Среднюю Азию и Персию, дальше в страны Европы.
Торговля шелком сыграла весьма значительную роль в истории народов Китая и соседних стран.
Тутовый шелкопряд
Тутовый шелкопряд относится к классу насекомые, представитель типа членистоногие. Этот шелкопряд может быть примером одомашненного насекомого. Как домашнее насекомое люди разводят тутового шелкопряда уже несколько тысячелетий, он утратил свойства своих диких предков и уже не может жить в естественных условиях.
У него образовался ряд приспособлений, чрезвычайно облегчающих его разведение. Так, например, бабочки тутового шелкопряда, в сущности, утратили способность летать. Особенно малоподвижны самки. Гусеницы также малоподвижны и не расползаются.Тутовый шелкопряд, как и другие бабочки, развивается с полным превращением.
Бабочка тутового шелкопряда имеет в размахе крыльев от 40 до 60 мм. Окраска ее тела и крыльев грязно-белая с более или менее отчетливыми буроватыми перевязями. По внешнему виду самку шелкопряда довольно легко отличить от самца. У нее более массивное брюшко, чем у самца, а усики менее развиты.
В первые сутки после выхода из кокона (шелковой оболочки), самка насекомого откладывает яйца, так называемую грену. В кладке бывает в среднем от 500 до 700 яиц. Откладывание яиц продолжается трое суток.Из яйца выходит гусеница. Она быстро растет, четыре раза линяет. Гусеницы развиваются в течение 26 – 32 дней.
Продолжительность их развития зависит от породы, температуры, влажности воздуха, количества и качества пищи и т. д. Питается гусеница тутового шелкопряда листьями шелковицы. В конце развития у гусеницы сильно развивается пара шелковыделительных желез. Они усиленно выделяют жидкость, которая на воздухе быстро густеет, превращаясь в шелковую нить.
Из этой тончайшей нити, достигающей 1000 м длины, гусеница свивает кокон. В коконе гусеница превращается в куколку. Оболочка кокона защищает куколку от различных неблагоприятных условий.
Коконы бывают различной окраски: розовые, зеленоватые, желтые и т. п. Но для нужд промышленности в настоящее время разводят исключительно породы с белыми коконами. Из куколки образуется бабочка.
Она выделяет особую жидкость, растворяющую клейкое вещество кокона. Головой и ножками бабочка раздвигает шелковинки и через образовавшееся отверстие выходит из кокона.
За последние десятилетия выведены различные породы тутового шелкопряда, отличающиеся величиной коконов, их окраской, длиной и прочностью нити.
Домашние шелкопряды полностью зависят от человека, самостоятельно жить не могут. Питается домашний тутовый шелкопряд так же, как и дикий, – только листьями тутового дерева.
Источники.
https://mirfaunas.ru/domashnie-nasekomye
http://biofile.ru/bio/17091.html
https://magictemple.ru/nasekomoe-odomashnennoe-chelovekom/
Урок в школьном музее "Одомашненные насекомые"
- Восточное окружное управление образования
- Департамента образования города Москвы
- Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
- английского языка и музыки № 368 «Лосиный остров»
- ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ: УРОК В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ»
- НОМИНАЦИЯ №3 – ТРАДИЦИОННЫЙ (СОВРЕМЕННЫЙ) УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
- Тема урока:
- «Одомашненные насекомые».
- Учитель биологии:
- Дехтяренко Вера Павловна
- 8(916) 537 75 84
- Декабрь 2014
- Краткая аннотация урока:
- «Одомашненные насекомые» – это десятый урок по теме «Тип Членистоногие» и пятый из уроков по насекомым в курсе «Биология: животные» 7 класса.
- Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельность одомашненных насекомых.
- Занятие проводится в форме комбинированного урока в школьном этнографическом музее с обзором части экспозиции и использованием современных средств обучения.
Урок способствует формированию системы знаний о насекомых; овладению навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач; формированию уважительного и доброжелательного отношения к особенностям быта, жизнедеятельности и культуре населения России. К уроку прилагаются: презентация, фотоматериалы, индивидуальная карточка.
- Форма проведения урока: комбинированный
- Изучаемые элементы:
- виды одомашненных насекомых; структура семьи медоносной пчелы: матка, трутень, рабочая пчела; строение рабочей пчелы: зеркальца, корзиночки, щеточки, медовый зобик, жало; соты; перга; мед; «молочко»; строение улья: крышка, корпус, рамки, прилетная доска, дно; дымарь; роение; тутовый шелкопряд: грена, коконник, шелк.
- Место проведения урока:
- школьный этнографический музей «Русь народная»
- Материально-техническое обеспечение:
- музейные экспонаты: улей, дымарь, рамка, соты;
- коллекции: пчела медоносная, тутовый шелкопряд;
- телевизор, видеоплейер, видеофрагмент «Биология: класс Насекомые»
- индивидуальные раздаточные карточки.
Предмет: биология Класс: 7 УМК А.И.Никишов
Тема урока: Одомашненные насекомые
Тип: урока комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Организация начала занятия | Готовность оборудования к уроку.Приветствие. детей. Представление музея.Вопрос: «Почему мы здесь проводим урок?»Направляет на уточнение текущей изучаемой темы. | Знакомство с разделами экспозиции.Рассматривают экспонаты, слушают | АнализНаходят значимые для урока предметы | Приветствуют учителяОбсуждают правильность выбора | Сотрудничество с учителем | Настраиваются на работу, на тему урока.Озвучивают текущую тему | |
Проверка выполнения домашнего задания | Демонстрация слайда внешнего строения насекомого на примере медоносной пчелы. | Узнают и называют органов насекомых | Анализ, выделение признаков | Индивидуальная работа | Учебное сотрудничество | Контроль | Умение самооценивания, |
Актуализация знаний | Акцентирует внимание на частях тела насекомого, которые не были названы.Направляет учащихся на формулирование вопрсов темы, которую будем изучать. | Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют, что о медоносной пчеле им пока не известно | Устанавливают связи между частным и общим.Синтез – составление из частного целого. | Формулируют тему урока | |||
Усвоение новых знаний и способов действий |
|
Слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдом, работают с учебником, фиксируют основное в тетради.Смотрят видеофрагмент | Усвоение и поиск необходимой информации.Сравнение старого и нового производства меда. | Диалоги с учителемДиалоги с выступающими | Сотрудничество с учителемСотрудничество со сверстниками | ||
Первичная проверка понимания | Вопрос классу: «Почему медоносную пчелу и тутового шелкопряда считают одомашненными насекомыми?» | Отвечают на вопрос учителя | Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента, услышанных представлений и увиденных предметов. Анализ полученной информации. | Диалоги с учителем | Сотрудничество с учителем | Оценка и самооценка | Осознание уровня и качества усвоения знаний |
Закрепление знаний и способов действий | Задание: Карточка «Строение медоносной пчелы»Задание: Карточка «Строение улья» | Выполняют задания | Установление причинно – следственных связей. Самостоятельность в решении проблемы поискового характера. | Работа в паре | Сотрудничество со сверстниками | Проверяют прочность усвоения полученных новых знаний. | Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов. |
Контроль и самопроверка знаний | Предлагает проверить работу партнера в группе и оценить ее. | Проверка и оценивание работ. | Проводят оценку работ. | Умение оценивать себя, и работу другого с использованием разработанных критериев оценки. | |||
Рефлексия | Предлагает оценить новизну урока и комфортность на уроке. | Диалог с учителем. | |||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Дает домашнее задание по учебнику и предлагает выполнить мини- проект с презентацией «Это интересно: медоносная пчела» и «Это интересно: тутовый шелкопряд» (для желающих) | Записывают домашнее задание, выслушивают инструкции учителя по выполнению работы в тетради. |
- Ход урока (сценарий):
- Цель: знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельность одомашненных насекомых: медоносной пчелы и тутового шелкопряда.
- Задачи: – сформировать систему знаний об одомашненных насекомых;
- – овладеть навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
- – продолжить формирование уважительного и доброжелательного отношения к особенностям быта, жизнедеятельности и культуре населения России.
- Организация начала урока:
- Приветствие.
Представление школьного этнографического музея «Русь народная». Знакомство с разделами экспозиции.
Вопрос: «Почему мы здесь проводим урок?»
Учащиеся предлагают версии. Уточнение изучаемой темы: «Одомашненные насекомые».
- Проверка выполнения домашнего задания:
- Работа со слайдом, где номерами отмечены известные и неизвестные части тела пчелы.
- Учитель акцентирует внимание на частях тела насекомого, которые не были названы.
- Усвоение новых знаний и способов действий:
- Учитель рассказывает об особенностях внешнего строения пчелы, особенностях жизни пчелиной семьи.
- Школьники слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдом, работают с учебником, фиксируют основное в тетради.
- Учитель показывает коллекции «Медоносная пчела» и «Тутовый шелкопряд», демонстрирует фрагмент учебного фильма «Класс Насекомые».
- Семиклассники знакомятся с экспозицией музея, слушая подготовленные выступления учащихся о Царской пасеке в Москве и представленных экспонатах.
- Первичная проверка понимания:
- Диалог с классом: «Почему медоносную пчелу и тутового шелкопряда считают одомашненными насекомыми?»
- Закрепление знаний и способов действий:
- Учащиеся индивидуально выполняют задания по карточкам: «Строение медоносной пчелы» и «Строение улья» и в паре проверяют свои работы, выставляя оценки по критериям, заявленным учителем.
- Рефлексия:
- Школьники оценивают новизну урока и комфортность на уроке.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
- Учитель дает домашнее задание по учебнику (§26, ответить устно на вопросы на стр. 116) и предлагает выполнить минипроект с презентацией «Это интересно: медоносная пчела» и «Это интересно: тутовый шелкопряд» (для желающих)
- Приложения:
- Используемые коллекции
- Экспонаты школьного музея
- Рассказ об экспозиции
- Две минипрезентации «Это интересно: медоносная пчела» и «Это интересно: тутовый шелкопряд».
- Информация о Царской пасеке в Москве, используемая в детском сообщении (foto-fokus.su›
- Используемая литература