Выводы к главе Психика и поведение человека

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой поведения и психики: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Дж. Уотсон, Торндайк и др.

Далее рассмотрим понятие психики, поведения, а также их взаимосвязь.

Понятие психики и поведения

Определения

Психика представляет собой отражение объективной действительности.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности.

Рассмотрим несколько наиболее важных положений, касающихся психики человека.

  1. Формирование психики состояло из двух общих этапов:
  • Инстинктов
  • Индивидуального научения
  • Возникновение психики человека обусловлено трудовой деятельностью.
  • Формирование психики происходит в активной деятельности.
  • Психика человека детерминирована социумом.
  • Психика представляет собой совокупность структурных элементов (рис. 1).
  • Выводы к главе Психика и поведение человека

    Рисунок 1. «Структура психики»

    Поведение

    Изучение поведения в психологии преимущественно шло в рамках бихевиоризма. Рассмотрим краткую историю бихевиоризма на рисунке 2.

    Выводы к главе Психика и поведение человека

    Рисунок 2. «Бихевиоризм»

    Само поведение человека обусловлено двумя сторонами: побудительной и регуляционной. (рис. 3).

    Выводы к главе Психика и поведение человека

    Рисунок 3. «Поведение человека»

    Взаимосвязь психики и поведения

    Известно, что поведение представляет собой сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности.

    Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.

    Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

    По сути, именно психика опосредует поведение человека, что обуславливает их связь.

    Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

    Определение

    Деятельность – это определенная система взаимоотношений субъекта с окружающим миром, в которой индивид сознательно воздействует на объект с целью удовлетворения своих потребностей.

    Структура деятельности представлена на рисунке 4.

    Выводы к главе Психика и поведение человека

    Рисунок 4. «Структура деятельности»

    Взаимосвязь между психологией поведения и деятельностью человека

    В этой статье вы узнаете, как связаны психология поведения и деятельность человека. Ознакомитесь с основными типами личности человека, и увидите, как сильно поведение человека влияет на его возможности и активность.

    Общее понятие

    Поведение – это реакция человека на воздействие внешней среды, а также мотивированные осознанные действия, в которых выражается отношение человека к людям, обществу и миру в целом.

    Поведение человека может быть доброжелательным или агрессивным, целесообразным или преступным.

    Поведение может соответствовать нормам этики и морали, или же быть девиантным, то есть сильно отклоняться от общепринятых норм в обществе.

    Психология поведения человека зависит от его характера, темперамента и типа личности. И конечно же от внешней среды, которая влияет на человека. Психологи и социологи работают над вопросом, от чего зависит поведение человека.

    Что имеет большее влияние, генетика или внешняя среда? Наука, которая занимается исследованиями в этой области, называется социобиология или этология человека. На данный момент отсутствуют прямые доказательства зависимости поведения от генетики человека. В поисках ответа, Ф.

    Гальтон развернул исследование генотипа и хромосом человека. Эта область науки называется генетикой поведения.

    Выводы к главе Психика и поведение человека

    Двигаться-значит жить

    Человек – это активное существо. Активность может быть разнообразной. Она выражается в деятельности человека.

    Деятельность – вид активности, направленный на познание и творческое преобразование мира, взаимодействие с окружающим миром. В процессе деятельности человек достигает поставленных целей, возникших в результате появления определенных желаний и мотивов.

    Между психологией поведения и деятельностью человека существует прямая связь. Как мы видим из определений «поведения» и «деятельности», активная деятельность человека и его жизненная позиция зависят от психологии, характера и поведения человека.

    Поведение человека не всегда бывает целенаправленным, оно часто спонтанно. Находится под влиянием эмоций и чувств. Деятельность всегда имеет определенную цель, нацелена на создание некоего продукта. Деятельность всегда организована, спланирована и систематична.

    Основными характеристика деятельности являются мотив, который определяет для чего необходимо осуществлять деятельность; цель деятельности – то, что человек хочет получить в результате; предмет и средства – то, с чем человеку придется работать и какими средствами и путями он собирается достигать определенной цели.

    В результате деятельности происходят изменения во внешнем мире или с самим человеком. Если деятельность человека направлена на саморазвитие, то в результате он изменится, приобретет новые знания, умения и выработает в себе новые черты характера, способности, таланты. Это несомненно скажется на психологии поведения человека.

    Типология А. Адлера

    В основу типологии А. Адлера легка взаимосвязь психологии поведения и деятельности человека. Он выделяет такие типы людей:

    • Управляющий тип. Такие люди характеризуются активной жизненной позицией, им кажется, что мир создан для того, чтобы получать от него пользу и выгоду с наименьшими затратами. Их поведение в основном напористо, агрессивно и часто аморально. Многие люди, относящиеся к данному типу, становятся «ворами в законе», организаторами мафиозных структур. Сюда же относятся и политики.
    • Берущий тип. Это малоактивные люди, которые берут от жизни все, что дается легко. Обычно их поведение отличается своей паразитарностью. Например, садятся на шею кого-то или какой-то организации и берут с нее все, что она может дать. При этом, не прилагая никаких усилий. Их поведение обычно беспечно, расслаблено и малоактивно.

    Выводы к главе Психика и поведение человека

    • Избегающий тип. Такие люди не стремятся к успеху. А в основном стараются избежать каких-либо проблем и неудач. Они ведут себя очень осторожно, не принимают собственных решений, избегают ответственности. Зачастую занимаются социально бесполезной деятельностью.
    • Социально-полезный тип. Такие люди проявляют истинную заботу об окружающих, заинтересованы в общении с ними. Относятся к людям с добротой и открытой душой. Такие люди не обязательно должны помогать другим материально или делать какие-то услуги, они просто вносят посильный вклад в общий труд. Это зрелые люди, которые умеют решать проблемы, осознают свою компетентность, место в жизни и обществе.

    Такие люди ведут себя мужественно, позитивно и ответственно.

    Адлер считает, что каждый человек решает в жизни три глобальных проблемы: работа, дружба и любовь. Психология поведения и деятельность человека определяет, насколько человек способен решить эти вопросы.

    На практике чаще всего применяется типология Хейманса – Ла Сенна, который выделяет 8 типов характера человека в зависимости от психологии поведения и деятельности человека. В основу его типологии легли такие составляющие: активность, эмоциональность и вторичность-первичность натуры.

    Эмоциональность – это то, как сильно человек реагирует на внешние обстоятельства. Активность – это потребность в действии. Одни люди постоянно действуют, а другие только обдумывают, мечтают, как бы что-то сделать.

    Первичность или вторичность натуры – насколько долго и сильно пережитые впечатления

    Основные типы людей по принципу психологического поведения

    • Нервный тип. Их поведение отличается сильной эмоциональностью, раздражительностью, непоследовательностью. Зачастую они недоверчивы, подозрительны, любят хвастаться и постоянно ждут похвалы. Они не приемлют монотонности и однообразия в своей деятельности, не могут сконцентрировать свое внимание.
    • Сентиментальный тип личности эмоционален, долго за все переживает, трудолюбив, долго все обдумывает. Они не терпят несправедливости, грубости. Часто такие люди занимаются педагогической или благотворительной деятельностью.
    • Бурный тип – это люди импульсивные, энергичные и любопытные. Обычно у них хорошее настроение. Таких людей называют «душой компании». Имея огромную энергию, они способны преодолевать любые препятствия, работать сутками, пока не доведут начатое до конца. Для эффективной деятельности им нужна своя команда, которая будет всегда поддерживать и подбадривать.

    Выводы к главе Психика и поведение человека

    • Страстный тип – это сильные люди, которые живут одной идеей. Они уверенно шагают к своей цели. Они аккуратны, любят порядок, однолюбы. Редко меняют привычки и образ жизни. В поведении очень упрямы, настойчивы. Такие люди занимают руководящие должности или организовывают собственный бизнес.
    • Сангвиник по Хеймансу – это человек активный, легко адаптируется к новым обстоятельствам, неутомимый и жизнерадостный. Они основательны, точны и ответственны. Этот тот редкий тип людей. Которым можно поручить любую работу.
    • Флегматики люди медлительные, спокойные. Они любят одиночество. Обожают порядок и аккуратность. Это надежные люди, которые отличаются порядочностью и справедливостью. Им легко можно поручить вести финансовые дела компании, вести учет. Они умеют планировать и распределять обязанности.
    • Аморфно-беспечный тип личности ведет себя беззаботно и спокойно. Эти люди всегда приветливы, вежливы и миролюбивы. Очень любят все получать «на халяву». Они не прилагают ни к чему особых усилий. Им подходит коллективная деятельность, где мало заметна их личная бездеятельность.
    • Апатичный тип личности безразличен ко всему, ленив. Такому человеку подходит деятельность, где он сможет быть как можно больше наедине с самим собой.

    Как видим, психология поведения человека очень сказывается на сфере деятельности. Если человек случайно попал не на свое место или занял должность, которая не соответствует его типу, то он или уйдет сам или ему помогут уйти.

    Также психологи выделяют особый тип личностей – манипуляторы. Это личности, которые используют других людей для достижения своих целей или используют себя же для достижения своих целей.

    Парадокс в том, что личность этого не осознает зачастую. Например, торговец, который уговорами заставляет купить ненужную вещь. Или родители, которые запугиванием или обещанием подарков заставляют ребенка вести себя хорошо.

    А также дети, которые истериками добиваются того, чего хотят.

    Конечно, есть люди, которые продумывают манипулятивное поведение, например политики или «новые русские». К манипуляторам относятся «нытики», которые часами могут рассказывать как у них все плохо. Этих людей объединяет то, что они воспринимают людей, как вещи. Для торговца вы мешок с деньгами, для банкира – клиент с деньгами, для политика – электорат и т.д.

    Выводы к главе Психика и поведение человека

    Вывод

    Психология поведения манипулятора сводится к тому, что он не понимает действительное значение жизни, не испытывает настоящих чувств. Пытается все контролировать, жизнь для него игра и он пытается всех поймать на свою «удочку». Манипулятор циничен и не доверяет людям. Во взаимоотношениях с людьми видит только два варианта – управлять или быть управляемым.

    Поэтому их деятельность, в зависимости от проявления манипуляций в поведении, связана с управлением, диктаторством. Часто встречаются среди них судьи или наоборот хулиганы и вымогатели. Шантажисты, аферисты, рекламные агенты – это все манипуляторы. Люди, манипулирующие бесконечным нытьем – это паразиты, вечные студенты, иждивенцы.

    Читайте также:  Биологическое разнообразие, биология

    Чтобы избавиться от разрушающего манипуляторного поведения, необходимо в первую очередь осознать, что вы являетесь манипулятором. Жизнь возможна без манипуляций, нужно просто понять ее суть и быть психологически грамотным.

    Психология поведения очень влияет на жизнь человека.

    Многие ваши черты видны невооруженным глазом, поэтому если человек хочет занять хорошую должность или заниматься определенной сферой деятельности, нужно проанализировать все свои недостатки и работать над собой. Самосовершенствование расширит для вас границы сфер деятельности. К какому типу вы бы ни принадлежали, работайте над собой и достигайте своих целей.

    Тематика: Психология женщин, Психология мужчин, Личностный рост, Отношения

    Основы общей психологии

    Психика – внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

    Выводы к главе Психика и поведение человека

    Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

    Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

    Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

    Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

    Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных.

    Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью.

    Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

    Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

    Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

    Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

    Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

    Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

    Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя также сферу подсознания. Многие авторы также говорят о сверхсознании и надсознании. 

    Психология и педагогика. Курс лекций

    Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности.

    Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.

    Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

    Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23].

    Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе).

    Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

    Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что — от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в.

    развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения.

    Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

    Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности.

    Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной.

    Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

    Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

    Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

    Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

    Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).[24]

    Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

    • В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
    • • мотив;
    • • цель;
    • • предмет;
    • • средства.

    Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

    Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

    Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика — самолет, повара — пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента — знания, умения и навыки.

    Таблица 3.2

    Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

    Рис. 4. Структура деятельности (Действия — это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

    Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

    Основные свойства деятельности:

    ? предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

    ? субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

    Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

    К списку книг “Общая психология”

    Часть III. Возможно ли “натянуть Презерватив на Земной шар”?

    В настоящее время ни один из презервативов или иных контрацептивов не предохраняет ищущих сексуальных развлечений от последствий энергоинформационного обмена через взаимодействие биополей для здоровья как их самих, так и для здоровья их потомков. И если традиционная медицина знает и умеет…

    Маниакальная защита и символизм

    Многие находят достаточно много печали и самостоятельно, без помощи религии, и даже могут выносить печаль без поддержки, позволяющей разделить это переживание; но иногда, когда я слушаю в анализе людей, насмехающихся над религией, меня поражает, что они демонстрируют маниакальную защиту в том…

    Она хотела помочь всем без исключения

    Едва ли ни каждый человек слышал о сети
    мебельных магазинов ТКЕА. Она невероятно успешна
    последние 40 лет эта шведская компания открывает
    свои магазины по всему миру, а ее общий доход
    превышает Є25 млрд. Владелец компании Ингвар
    Кампрад входит в число самых богатых людей в мире.
    Неплохо для…

    Паникеры — неотъемлемый атрибут бюрократии в государственных и частных организациях

    4. Посоветуйте паникеру поискать другое место работы, если тут ему настолько плохо. Один мой
    знакомый бухгалтер применил эту тактику в отношении неисправимого паникера в их аудиторской
    фирме. «Мне пришлось три раза поговорить с этим человеком, пока он понял, как я отношусь к его
    мерзкой привычке…

    Часть вторая

    Находясь еще за границей, Петр заключил тайный союз с королями датским и польским на войну со Швецией. Но прежде чем начать войну со Швецией, Петру нужно было покончить с Турцией. После второго Азовского похода особенно значительных военных действий с Турцией не было; но не было и мира. Русские…

    Раздел 4. Психолого-педагогические особенности заикающихся

    В III типе ситуаций (конфликт между участниками возникает из-за стечения обстоятельств) заикающиеся мальчики так же более агрессивны, чем хорошо говорящие сверстники, но их агрессия неадекватна ситуации (статистически достоверно; P < 0,001). КА заикающихся мальчиков довольно высок – 51,36 %, у...

    ИСХОДЫ РОССИЙСКОЙ ПСИХОДЕЛИИ

    Так или иначе, эти люди смогли избежать самого главного — диссоциации и распада собственной личности. Они смогли сделать свое мировоззрение цельным и приняли мир таким, какой он есть, каждый со своей точки зрения. Они стали мудрее, и мы не вправе судить их.

    ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

    Однако во всяком мальчике живет сопротивление давлению. И я не случайно упомянул о том, что глубоко внутри него был борец. Причем борец этот был подсознательным, а нашему подсознанию абсолютно все равно, чем, какими «благими намерениями» руководствуется субъект, осуществляющий давление. Оно…

    Читайте также:  Биосфера - биология

    Часть 2.. Невротические стили жизни

    Чтобы осознать бессмысленность существования, вовсе не обязательно обретать несметное богатство, достаточно просто задуматься над вопросом «смысла». Зачем люди живут? Зачем они играют в свои игры, которые называют дружбой, родственными отношениями, любовью, работой? Зачем семья и брак? Зачем…

    Присмотрелся человек к своему петуху получше: «А может

    Присмотрелся человек к своему петуху получше
    «А может, и вправду заяц? — думает. — Не верь своим
    глазам! Пожалуй, правда, ежели все одно и то же
    долбят». На ярмарке человек уже кричал

    Глава IV. ОСНОВНЫЕ ПОЗЫ СНА

    Хотя сама девочка не подозревала, почему она сменила позу, это четко отражает ее — защитную реакцию на приставание. Выбор «простертой» позы демонстрирует желание достигнуть большей безопасности в мире сна и взять под контроль свои девические эмоции. Возможно, когда она повзрослеет и память о…

    Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний

    Проведение занятий двумя врачами, мужчиной и женщиной, как это рекомендовали Masters, Johnson, является более выгодным, но не обязательным условием. Один врач может так же эффективно проводить занятия, если он создает во время консультации атмосферу доверия и настолько владеет собою, что не…

    Психика человека и его поведение / Индивидуальные особенности поведения

    Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Применительно к обсуждаемой теме, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.

    Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием “поведение”. В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

    Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

    • биологических и психологических особенностей его организма;
    • условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

    Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

    • знать их психическую жизнь;
    • понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;
    • уметь наблюдать внешние проявления психики человека;
    • уметь правильно их истолковывать.

    Именно эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств руководителя.

    Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

    Психика (греч. “душевный”) свойство мозга человека (высокоорга­низованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку (душа). Внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Специфический продукт деятельности человека во взаимодействии его с окружающей средой.

    Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

    Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.

    • Различают два вида направленности человеческого поведения:
    • Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.
    • Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

    Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.

    В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были.

    Но человек — это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда.

    Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми.

    С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой “психоло­гический аспект”, так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей.

    С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

    Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. “общество, -логия”). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек.

    Такими общими потребностями и интересами являются:

    • материальные условия жизни; интересная работа;
    • социальная стабильность.

    Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как?

    Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией.

    Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду -наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде.

    Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды.

    Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения – возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей.

    В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны:

    1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

    2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

    Современное производство – это сложная и динамичная система, основу которой составляют трудовые коллективы. Успехи их производственной деятельности во многом зависят от активного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морально-психологического климата в коллективе и от умения руководителя управлять поведением людей.

    Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей.

    Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач — вот что составляет сущность социально-организационной функции управления.

    Необходимым условием успешного выполнения такой функции является знание руководителем основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с задачами, при решении которых нельзя обойтись без социально-психологических знаний.

    Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.

    В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.

    Проблема индивидуального осознания условий и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных отношений между руководителем и подчиненными.

    Поведение, деятельность и психика: определение понятий

    Важнейшей функцией является психическая регуляция поведения. Большой вклад в изучение этой темы внесли ученые-психологи А.Н.Леонтьев и Л.С.Выготский. Они изучали структуру деятельности человека.

    Человеческие действия имеют существенные отличия от действий животных.

    Животным присуще биологически-инстинктивное поведение, направленное на приспособление к окружающей среде и имеющее своей целью выживание.

    Определение 1

    Деятельность человека — это взаимодействие со средой, цели у него сознательные, направленные на удовлетворение потребностей.

    Определение 2

    Мотив — побуждение человека к определенного рода деятельности.

    Определение 3

    Цель — объект стремления. Совпадение мотива и цели не обязательно.

    Поведение и деятельность субъекта часто не совпадают с тем, для чего осуществляется деятельность. Активность, в которой нет понимаемой, осознанной  цели называется импульсивным поведением, управляемым потребностями и эмоциями.

    Факторы поведения

    В психологии поведением называют проявления внешнего характера. К факторам поведения относятся:

    • отдельные движения и жесты (поклон, кивок, рукопожатие);
    • внешние проявления физиологических процессов, которые связаны с состоянием, деятельностью,общением (поза, мимика, потливость, дрожь);
    • смысловые действия;
    • социальные поступки, связанные с нормами.

    Определение 4

    Поступок — действие, имеющее социальный смысл.

    Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

    Основные свойства деятельности

    Опосредованный характер деятельности — это постоянная ее составляющая. Средствами являются орудия, знаковые системы, символы — интериоризованные внутренние средства. Средством является и общение человека. В любом акте деятельности присутствует и реализуется отношение индивида к другим людям, даже если их нет в момент совершения деятельности.

    Целенаправленный характер деятельности тоже является основным свойством. Человек ради чего-то стремиться к результату деятельности. Цель направляет и корректирует ее осуществление.

    Деятельность состоит из сосредоточения реакций, система действий объединяется побуждающей мотивацией. Мотив придает смысл деятельности.

    Деятельность всегда продуктивна, то есть имеет результат в виде преобразований во внешнем мире или в самом человеке, обретении им знаний, способностей, опыта. То, что приобретает для себя человек зависит от типа деятельности. Она бывает трудовой, коммуникативной, познавательной и др.

    Структура деятельности

    Деятельность имеет сложное строение, подчиненное закону иерархии. В человеческой психике поведение и деятельность имеют несколько уровней, от высшего к низшему:

    • особые виды деятельности;
    • действия;
    • операции;
    • психофизиологические функции.
    Читайте также:  Семейство розоцветных, или розовых (более 2 тыс

    Основной единицей анализа является действие или процесс, который направлен на достижение цели. Компонент действия — акт сознания в виде постановки цели, другой компонент — акт поведения, его реализация  происходит через внешние проявления неразрывно с сознанием. Человек активен благодаря действиям, на которые влияют внешние условия.

    Действия бывают сенсорными (восприятие), моторными (движения), волевыми, мыслительными, мнемическими (действия  памяти), внешними предметными, которые меняют свойства предметов внешнего мира, умственными.

    К компонентам действия относятся:

    • сенсорный компонент — знакомство со средой;
    • центральный компонент — регулирование действия при помощи мыслительных процессов;
    • моторный компонент — исполнение действия.

    Определение 5

    Любое действие — сложная система, которая состоит из нескольких частей. Для успешного выполнения действия необходима совокупность объективных условий. Ее отражение обеспечивает ориентировочная, управляющая часть действия.

    Рабочая или исполнительная часть осуществляет изменения в предмете действия. Как протекает действие, каков его результат,  совпадает ли он с ранее поставленной целью.

    На эти вопросы отвечает контрольно-корректировочная часть действия.

    Определение 6

    Операция — это конкретный способ выполнения действия. Характер операций находится в зависимости от условий среды, опыта человека. Операции мало осознаются человеком, это уровень автоматических навыков. Главными видами деятельности в жизни человека являются общение, игра, учение и труд.

    Психика и деятельность

    Психика и деятельность

    Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивови направляется на определенную цель;оно разрешает ту или иную задачуи выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания.

    Каждое самое простое человеческое действие — реальное физическое действие человека — является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим.

    Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание, — мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, — чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе.

    Жизнью подлинных больших переживаний живет только тот, кто занят непосредственно не своими переживаниями, а реальными, жизненно значимыми делами, — и обратно — подлинные, сколько-нибудь значимые в жизни человека деяния всегда исходят из переживания. Когда специально ищут переживание, находят пустоту.

    Но пусть человек отдастся действию — глубокому, жизненному — и переживания нахлынут на него. Переживание рождается из поступков, в которых завязываются и развязываются отношения между людьми, — как и самые поступки, особенно такие, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний.

    Переживание — и результат и предпосылка действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны единого целого — жизни и деятельности человека.

    Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тожество, но единство. Движимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т. е.

    установит объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал.

    Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета психологических закономерностей. С другой стороны, анализ человеческой деятельности показывает, что самая осознанностьили неосознанностьтого или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. В ходе деятельности действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель: по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они вбираются в более обширные общие задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходят в подсознательное. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений— между задачами и способами их осуществления, — которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание не является внешнейсилой, которая извнеуправляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство.

    Сознательное действие — это не действие, которое сопровождаетсясознанием, которое помимосвоего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение. Сознательное действие отличается от неосознанного в самом своем объективном обнаружении: его структура иная и иное его отношение к ситуации, в которой оно совершается; оно иначе протекает.

    Определение деятельности человека в отрыве от его сознания так же невозможно, как определение его сознания в отрыве от тех реальных отношений, которые устанавливаются в деятельности. Так же как явление сознания не может быть однозначно определено вне своего отношения к предмету, так и акт поведения не может быть однозначно определен вне своего отношения к сознанию.

    Одни и те жедвижения могут означать различныепоступки, и различныедвижения — один и тот жепоступок. Внешняя сторона поведения не определяет его однозначно, потому что акт деятельности сам является единством внешнего и внутреннего, а не только внешним фактом, который лишь внешним образом соотносится с сознанием.

    Акт человеческой деятельности — это сложное образование, которое, не будучи только психическим процессом, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и т. д., внутри себя включает психологические компоненты. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения.

    Бихевиористское понимание поведения должно быть так же радикально преодолено, как и интроспективное понимание сознания.

    Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действийили поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий.

    Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.

    Действие, далее, становится поступкомпо мере того, как и отношение действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям как субъектам, поднявшись в план сознания, т. е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту.

    Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание. Генезис поступка самосознания — это сложный, обычно внутренне противоречивый, но единый процесс, так же единым процессом является генезис действия как сознательной операции и генезис самого предметного сознания.

    Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок).

    Ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действия или актов поведения, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекания. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия. Преодоление бихевиористской концепции поведения является вместе с тем и преодолением интроспективной концепции сознания.

    Наша психология включает, таким образом, в область своего изучения и определенный, а именно психологическийаспект или сторону деятельности или поведения.

    Путь нашей психологии не может заключаться в том, чтобы вернуться к изучению психики, оторванной от деятельности, существующей в замкнутом внутреннем мире.

    Ошибка поведенческой психологии заключалась не в том, что она и в психологии хотела изучать человека в деятельности, а в том, как она понимала эту деятельность, и в том, что она хотела деятельность человека в целом подчинить закономерностям биологизированной психологии.

    Психология не изучает поведение в целом, но она изучает психологическиеособенности деятельности. Наше понимание деятельности, психологические особенности которой изучает психология, при этом так же радикально отличается от механистического понимания поведения, как наше понимание психики от ее субъективно-идеалистической трактовки.

    Решение вопроса не может заключаться в том, чтобы дать “синтез” одной и другой концепции.

    Такой “синтез”, поскольку он утверждал бы, что нужно изучать и деятельность и сознание, объективное обнаружение поведения и, помимо того, его субъективное выражение, фактически неизбежно привел бы к объединению механистического понимания деятельности с идеалистическим пониманием сознания.

    Подлинного единства сознания и поведения, внутренних и внешних проявлений можно достигнуть не внешним, механическим объединением интроспективного идеалистического учения о сознании и механистического бихевиористского учения о поведении, а лишь радикальным преодолением как одного, так и другого.

    Единство сознания и поведения, внутреннего и внешнего бытия человека раскрывается для нас в самом их содержании.

    Всякое переживание субъекта всегда и неизбежно является, как мы видим, переживанием чего-то и знанием о чем-то. Самая внутренняя его природа определяется опосредованно через отношение его к внешнему, объективному миру. Я не могу сказать, что я переживаю, не соотнеся своего переживания с объектом, на который оно направлено.

    Внутреннее, психическое неопределимо вне соотнесения с внешним, объективным. С другой стороны, анализ поведения показывает, что внешняя сторона акта не определяет его однозначно.

    Природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к человеку и окружающему его миру, составляющим его внутреннее содержание, которое выражается в его мотивах и целях.

    Поэтому не приходится соотносить поведение как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представляет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

    Таким образом, единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание и поведение, одно — в идеальном, другое — в материальном плане. Этим в самой основе своей преодолевается традиционный картезианский дуализм.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Ссылка на основную публикацию